что такое бог и дьявол
Бог и дьявол, кому мы поклоняемся
Здравия всем, друзья.
У многих людей возникает часто один вопрос – почему же Бог не уничтожит дьявола? Ведь все прекрасно знают, что Бог всесилен, всемогущ и нет ничего и никого, кто бы мог ему противостоять.
Бог есть Все! Но тогда откуда появился дьявол? Вот этот вопрос и предлагаю разобрать.
Вернемся к понятию – Бог-Творец, Изначальный, Предвечный, Цельный, Неделимый, Непрерывный! Вообще непонятно, где же там дьявол? Воспользуемся таким описанием – Бог есть Все и нет ничего кроме Бога. Если мы говорим дьявол, то мы посягаем на целостность Бога, на его единство, непрерывность и вездесущность. Это невозможно, Бог не может разделиться. Но, как цельность, он может быть в бесконечном множестве вариантов проявления.
Квантовая суперпозиция – Бог проявляется в любом состоянии в своей целостности и единстве, то есть в состоянии Отца Небесного, или в состоянии дьявола, или в состоянии Творца, или Творения… Внимание, вывод – Бог и Дьявол одно, поэтому Бог не может бороться с дьяволом, он или Отец Небесный, или Сатана, ключевое слово ИЛИ. Все зависит от того, как человек его воспринимает.
Бог, как и Сатана – это только один из множества вариантов Единого Всего. Согласны?
Далее и здесь самое главное – все зависит от того, как человек воспринимает Единое Все. Воспринимает ли? Он творит своего Бога по уровню своего сознания и не важно какого, важно то, что пока человек Бога не сотворит, он так и останется в состоянии Квантовой суперпозиции (неопределенности).
Получается, что Бог (Единое Все) сотворил Творение и конкретно человека для того, чтобы человек сотворил Бога и Единого Бога, в том числе.
Идем дальше. Но если Бог есть Все и все, то и любой человек может быть только всем Богом, как одна из его вероятностей. И не только человек, но и любая тварь является богом, как вероятность его проявления. Если это не так, значит Бог не Един и является только одним из множества, что невозможно.
Непонятно? Мы просто верим и все. Непонятно только потому, что мы уничтожили Бога своей верой, или нам помогли. Стоит только задать себе вопрос: кто Бога сотворил и, кто это такой – Единый Бог?
Иначе это Сатана, друзья и вы поклоняетесь именно ему, ибо своей верой уничтожаете Единство Бога тем, что отделяете себя от него. Но не расстраивайтесь, уже писал выше, что Сатана в Едином тоже Бог. Да и Дьявол – это только субъективный образ, то есть тот, кто уничтожает Единство Бога и является Сатаной.
В Коране сказано – «Есть только Бог, один только Бог, ничего, кроме Бога», за точность цитаты не настаиваю, смысл. И любой, кто делит Бога, является творцом дьявола в себе.
Часто человек оправдывает себя, они верят и поэтому Сын Божий заступится на Суде Божьем. Поразительно, Иисус сказал: К Отцу можно прийти только через меня Сына его, то есть став, как он, люди создали для себя адвоката с полномочиями Бога и думают, что он их спасет.
Упрекают ближнего своего во всех смертных грехах, нарушая при этом все божьи заповеди. Как это понимать. Более того, заметил, что чем более верующий человек, тем более нетерпимый и жесток в душе, а это говорит только об одном, что вместо Бога люди давно уже посадили своих бесов и ищут паству для своего питания и питания своих бесов.
Даже стихотворение вспомнил:
Как-то раз попал я к богу.
Вспомнил сразу, как грешил,
И в судьбе своей убогой
Суд над совестью вершил.
Страшно. жуть. жду наказанья…
Или пощады попросить.
В жизни грех моё призванье,
Знать в аду мне вечно быть.
Но. воспрял я сразу духом,
Ведь мне нечего терять
Уловил я краем уха,
Бог смущён — не дать, не взять.
Смотрит пристально мне в душу,
Знать решает, как же быть,
В ад забросить, словно грушу,
Иль опять в Россию жить.
Я молчу, жду что же дальше,
Или даст возможность мне
Искупить грехи, и всё же
Муки ада не по мне.
Мне бы ладушку земную,
Чтоб горела, как огонь,
Увела что б в глушь лесную,
Заманила в дивный сон.
Молвит бог: встань на колени,
Очи в землю опусти,
И проси себе прощенья,
Иль пощады ты не жди.
Да-а. вот это наказанье.
Хуже ада во сто раз.
Чтоб стоять мне на коленях.
Чтоб огонь в очах погас.
Нет. — сначала тихо молвлю —
Сделать это не могу,
Мир открылся мене новый
Черти сразу налетели,
Взяли плотно меня в круг,
Уронили на пол вдруг.
Шибко я сопротивлялся
И без страха бой принял,
Одного понять не мог я
Кто же бога защищал.
Неужто черти воины бога.
А где же ангелы тогда.
Восстали ангелы, однако,
А черти рядышком всегда.
И тут опять я возмутился
На бога сильно обозлился,
А он на троне, как скала.
Я к трону кинулся, как демон,
Чертей круша, как Геркулес,
Увидел бог и. в лету канул,
На троне появился бес.
Но Геркулесу бес не страшен,
И трон Герою не к чему,
Свободы путь Герою важен
Так есть и будет посему.
Отныне всё живёт в Творенье
В Свободе, Радости, Любви,
Доступно всем сие прозренье,
Ты Человек — Твори. Живи!
Закончу статью вопросом, кому поклоняются те, кто Бога давно уже на части разорвал? Мракобесие в любой религии зашкаливает, а это говорит только об одном, давно уже нет Единого Бога у людей, давно уже люди поклоняются дьяволу и своим же бесам. Мерзость запустения пожелания познать себя, как Бога и Бога, как себя, призраком смерти витает над планетой. Пора заканчивать это мракобесие.
Бог и дьявол
Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.
Фёдор Михайлович Достоевский
Тема, о которой пойдет речь в этой статье, довольно непростая. Непростая она потому, что понимание Бога и дьявола, о которых пойдет здесь речь, у людей может быть разным, в зависимости от того, к какой конфессии они принадлежат. А кто-то и вовсе не верит в ни в того, ни в другого. Поэтому, не всякий может согласиться с тем, о чем я здесь буду рассказывать, а значит, не до всех я смогу свою мысль донести. Как бы то ни было, к психологии эта тема имеет самое прямое отношение, потому что, работая с людьми, мне часто приходится ее затрагивать. Все-таки, с определенными представлениями о Боге люди живут тысячи лет и эти представления сильно влияют на мышление и поступки этих людей. Обращаю ваше внимание, что данная статья не имеет отношения ни к какой религии. Здесь я поделюсь с вами своим собственным представлением о Боге и дьяволе, которое у меня к настоящему времени сформировалось под воздействием самых разных источников знаний. И расскажу о том, как от наших преставлений об этих вещах может зависеть наша жизнь.
От того, как человек будет понимать Бога и дьявола, во многом зависит его представление об этом мире, о тех вечных законах и правилах, которые в нем существуют и об их влиянии на нашу жизнь. И, следовательно, от этого понимания будет зависеть его поведение, его поступки и отношение к другим людям. Поэтому, чтобы грамотно ориентироваться в этом мире и вести себя в соответствии с его фундаментальными законами, действующими в отношении человека, обязательно нужно разбираться в этом вопросе. Кому-то хватает тех объяснений, которые дает ему религия, которой он придерживается, а кому-то хочется получить больше ответов. Вот я здесь вам их, эти дополнительные ответы и дам. Хочу также сказать, что если определенным образом понимать Бога и дьявола, то доказывать их существование не придется. И без того будет ясно, что те явления, которые мы воспринимаем, как Бога или как дьявола, существуют в этом мире, потому что мы с ними каждый день сталкиваемся. Что же, давайте вначале разберемся с тем, что такое Бог или кто такой Бог.
Богом лично я считаю законы, которые отвечают за существование жизни. Это очень мудрые законы, можно сказать, что совершенные законы, благодаря им существует и развивается жизнь. Так что, для меня Бог – это все то, что дает жизнь и способствует ее развитию. Есть мнение, что Бог – это любовь. И я с этим тоже согласен. Моему определению Бога это мнение не противоречит. Потому что любовь в свою очередь, есть жизнь. А значит и Бог – это жизнь. А точнее, это то, что позволяет жизни существовать. А жизнь – это движение, развитие, перемены, появление нового, это процесс. Вот так я понимаю Бога. Когда мы любим, по-настоящему любим, мы служим жизни, а значит, служим Богу.
Если человек служит Богу, он служит жизни, он способствует ее развитию, распространению, поддержанию. Служение Богу – это не совсем служение добру, потому что добро может быть разным и не всегда доброе дело в долгосрочной перспективе оказывается действительно добрым, а значит и необходимым для жизни. Служение Богу – это служение именно жизни, это когда человек делает все ради жизни, как своей, так и чужой. Человек служит всему тому, что создает, поддерживает и развивает жизнь. Тогда его собственная жизнь начинает складываться по соответствующим законам, Божьим законам – законам, отвечающим за жизнь. Это будет означать, что у него будет больше шансов выжить, Бог ему поможет в трудных ситуациях. Это значит, что в жизни такого человека будет больше добра, больше хороших людей, больше радости, счастья, любви. От всего плохого и злого он не будет полностью защищен, потому что плохое и злое часть этого мира. Но хорошего в его жизни станет больше. Я считаю, что это произойдет не потому, что так проявится воля Бога, как если бы он был личностью, которая обратила внимание на конкретного человека и волевым усилием ему помогла. Нет, скорее это произойдет потому, что человек настроится на соответствующую волну, начав жить по Божьим законам, которые автоматически уберегут его от многих бед и приведут его ко многому хорошему.
Как служить Богу, а стало быть, и жизни? Для этого надо развиваться самому, делать полезные дела, хорошие дела, только действительно хорошие, а не такие, которые кажутся хорошими, а на деле, только вредят людям. Например, если помогать деньгами человеку, который вполне способен сам их заработать, но не хочет этого делать, значит способствовать его лени, слабости, неразвитости, из-за которых он так и будет постоянно только все просить вместо того, чтобы встать на ноги и самому себя начать обеспечивать. Поэтому, помощь такому человеку деньгами – это не доброе дело. Помощь людям должна быть правильной, тогда она будет считаться добрым делом. Помогать людям, значит учить их, спасать их жизнь и здоровье, готовить к жизни, делать их сильнее, делать их более самостоятельными. Вот это, я считаю, угодно Богу. За это человек будет поощрен, ему, что называется, воздастся, потому что в отношении него начнут работать все эти законы, которые дают жизнь и ведут людей к добру, радости и счастью. Это как играть в соответствующую игру. Ты вкладываешься в жизнь и жизнь, в знак благодарности вкладывается в тебя. Так все хорошее в мире и поддерживается, чтобы существовать.
Дьявол
Бог и дьявол, таким образом, являются двумя противостоящими друг другу силами, а точнее, это уравновешивающие друг друга силы, они необходимы, чтобы наш мир существовал. Поэтому, нашему миру нужно и то, и другое. Без смерти не будет жизни, без жизни не будет смерти, без которой невозможна жизнь. Одно проявляется на фоне другого. Не будет одного из этого, не будет вообще ничего. Мира, как такового, который существует благодаря постоянным переменам, не станет, если исчезнут Божьи законы, под которыми я понимаю Бога или дьявольские законы, под которыми я понимаю дьявола. Это как рисовать на черном белым или на белом черным, благодаря одному цвету виден другой цвет. Если вы будете на белом белым рисовать или на черном черным, то рисунка не получится. Так и с этим миром, без жизни или смерти его не будет. Нужно и то, и другое.
По каким законам лучше жить, по Божеским или по дьявольским? Знаете, независимо от того, что на этот счет думает каждый из нас, мы все вынуждены жить и по тем, и по другим законам. То есть, мы служим и Богу, и дьяволу, независимо от наших желаний. Другое дело, какая из этих служб преобладает в нашей жизни, благодаря нашему сознательному выбору, к чему мы больше стремимся, к полезным и созидательным действиям или к разрушительным. Можно служить Богу и быть уверенным в том, что ты с ним, с Богом, потому что ты делаешь свой вклад в жизнь, во все, что ее поддерживает и развивает. Но и на стороне дьявола нам придется быть время от времени, совершая такие поступки, которые будут вредить и нам, и другим или только нам. Этого не избежать. Скажем, если человек разрушает себя тем же табаком, алкоголем, а тем более наркотиками, то он определенно в такие моменты служит дьяволу. Или, если какие-то наши действия кому-то или чему-то вредят, то это тоже является нашей службой дьяволу. Даже дурные мысли и злые слова, направленные на причинение кому-то вреда, в том числе и нам самим – это то, чего дьявол от нас хочет. Поэтому, во всем быть угодным Богу нам не получится. Да это и не нужно.
Главное для каждого из нас – это решить, кому [Богу или дьяволу] или чему [жизни или смерти] мы будем служить. Будем служить Богу, а значит и жизни, значит надо следить за тем, чтобы не позволять своим слабостям, которые могут толкать нас к разрушениям, злым и вредным поступкам, взять над нами власть. Ибо это будет власть дьявола над нами. Или, если человек решил служить дьяволу, а значит смерти, то он должен быть готов, что творимое им зло, причиняемый им вред, когда-нибудь коснется и его или тех людей, которые ему дороги. Служить – это значит жить преимущественно по тем или другим законам. А такая жизнь всегда подразумевает, что какая-то из ее закономерностей обязательно произойдет с тобой. Чтобы видеть и понимать эти закономерности, необязательно изучать какую-то религии или даже несколько религий [хотя это полезно], так как, чтобы понять, что угодно Богу, а в чем мы потакаем дьяволу, здравого смысла и внимания к судьбам разных людей будет вполне достаточно. Чужие примеры прекрасно показывают, какие закономерности в этом мире существуют. Если вы видите на примере других людей, что такие-то поступки приводят к таким-то последствиям, то можете сделать вывод для себя, по каким законам эти поступки были совершены, по Божеским или дьявольским.
Я считаю, что обучать людей, просвещать их, чтобы они становились умнее, мудрее и потому сильнее, благодаря чему они будут принимать в своей жизни разумные, преимущественно созидательные решения, направленные на ее улучшение, значит наилучшим образом соответствовать желанию Бога, то есть, законам, которые дают жизнь. Потому что, мы видим, что мир постоянно развивается, все и везде меняется, ничто не остается полностью в неизменном виде. Значит, так должно быть, потому что перемены – это жизнь. Просто время изменений у всего разное. А значит, человек, который тоже стремится менять мир, людей, себя, желая прийти к лучшему, определенно живет по Божьим законам. Сохранять, поддерживать, давать жизнь, учиться и учить, спасать и развивать – все это Божьи законы, а значит и сам Бог.
Борьба Бога с дьяволом, о которой говорится в священных писаниях – это борьба одних законов жизни с другими в умах людей или можно сказать в их сердцах. В мире будут и те, и другие законы, они и определяют его существование. Но какие из них станут главными для каждого конкретного человека, зависит от него самого. Ну и от тех людей, разумеется, которые просветят его в этом вопросе. Чтобы сделать правильный выбор, правильный для каждого конкретного человека, о нем вначале надо узнать. Тогда такой выбор будет осознанным. Поэтому, лучше познавать Бога и дьявола на чужих примерах, изучая чужие судьбы. Это лучше, чем действовать инстинктивно и вслепую набивать себе шишки каждый раз, когда совершишь ошибку по незнанию, ибо так можно и лоб проломить. Ведь как мы знаем, незнание каких-то законов, не освобождает от ответственности за их нарушение. Поэтому, лучше их знать, изучая опыт других людей, чтобы не повторять их ошибок.
Дьявол, демоны
Кто такой дьявол
Диавол — существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово «Эосфорос» и латинское «Люцифер» означают «светоносец»). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.
На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее последствиям. Часть ангелов, воспротивившись Богу, отпала от Него и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого отпавшего воинства стоял Эосфор, или Люцифер, само имя которого (букв. «светоносный») показывает, что первоначально он был добрым, но затем по своей собственной воле «и по самовластному произволению изменился из естественного в противоестественное, возгордился против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле» (Иоанн Дамаскин). Люцифер, которого также называют диаволом и сатаной, принадлежал к одному из высших чинов ангельской иерархии. Вместе с ним отпали и другие ангелы, о чем иносказательно повествуется в Апокалипсисе: «…И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику… и поражена была… третья часть звезд, так что затмилась третья часть их» (Апок. 8:10, 12).
Диавол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом. Свобода воли дана живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру, то есть чтобы добро не оставалось только чем-то, данным извне, но становилось его собственным достоянием. Если бы благо было навязано Богом как необходимость и неизбежность, ни одно живое существо не могло бы стать полноценной свободной личностью. «Никто никогда не стал добрым по принуждению», — говорят Святые Отцы. Через непрестанное возрастание в добре ангелы должны были восходить к полноте совершенства вплоть до всецелого уподобления сверхблагому Богу. Часть из них, однако, сделала выбор не в пользу Бога, тем самым предопределив и свою судьбу, и судьбу Вселенной, которая с этого момента превратилась в арену противоборства двух полярных (хотя и неравных между собой) начал: доброго, Божественного и злого, демонического.
В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.
Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям. Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.
Внутрь человеческой души бес (или демон) войти не может, туда может проникнуть только Господь сверхъестественным Божественным действием. Бес может жить лишь в теле человека, овладевая до той или иной степени его душевными или телесными проявлениями, т.е. либо бесноватый человек изредка подвергается припадкам, либо полностью теряет контроль над собой.
Бес может войти в тело человека под действием колдовства — если, конечно, человек не прибегает к помощи Божией, не исповедуется, не причащается, не молится. А может быть и какое-то попущение Божие, для вразумления.
Единственное, на что диавол способен, — это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.
Как действует дьявол
Бесы, демоны
Бес — перевод греческого слова демон, которое у Гомера, Гезиода и др. означает нечто среднее между богами и людьми, а у Платона и души умерших добрых людей. По верованию древних, такие души делались покровительственными гениями, которые оказывали влияние на личное благосостояние. Сократ часто говорит о своем «демоне». У Семидесяти слово это употребляется для воспроизведения еврейских слов «боги» (Пс. 94, 3), «диаволы» — шедим (Втор. 32, 17), «зараза» (Пс. 90, 6 — «бес полуденный», — «зараза, опустошающая в полдень») и проч. У Иосифа Флавия оно всегда употребляется о злых духах. Бесы, по его определению, суть души нечестивых людей («Иуд. Война», VII, 6, 3). В Новом Завете этот термин употребляется несколько раз вообще в смысле языческих богов или идолов (Деян. 17, 18; 1 Кор. 10, 20), но обычно — о злых духах или диаволах, которые хотя веруют и трепещут (Иак. 2, 19), признают Ииcyca Сыном Божиим (Матф. 8, 29), но суть слуги своего князя — Вельзевула — сатаны (Матф. 12, 24). См. под сл. Вельзевул, Диавол, Сатана.
Источник: Православная богословская энциклопедия
Злые силы в Ветхом Завете
В ВЗ имеет место не только добровольное подчинение и служение демонским силам. Последние могли сами нападать на человека и даже вселяться в него, о чем свидетельствует воздействие злого духа на царя Саула, от к-рого «отступил Дух Господень» (1 Цар 16. 14; 18. 10). О мучениях, претерпеваемых людьми от злых сил, упоминает Книга Товита (6. 8), называющая одного из демонов персид. именем Асмодей (3. 8).
Демонология в Новом Завете
Раскрывается через призму борьбы и победы Иисуса Христа, а затем и христиан над диаволом. Сын Божий для того и воплотился, «чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин 3. 8) и «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр 2. 14). Борьба Христа с князем тьмы начинается с искушения в пустыне, хотя и напоминающего собой искушение первых людей, однако несравненно более сильного.
Искушение Христа в пустыне
Являясь духами, темные силы не ограничены пространством, однако предпочитают находиться в полюбившихся им местах. Если ветхозаветные тексты называют такими местами преимущественно языческие капища, то в НЗ неоднократно говорится о вселении бесов в людей. При этом духи тьмы самих бесоодержимых иногда насильно загоняли в безжизненные и мрачные места, в пустыни и гробницы (Лк 8. 29; Мф 8. 28). Просьба послать их в стадо свиней, с к-рой они обратились к Иисусу Христу (Мф 8. 31; Лк 8. 32), может объясняться тем, что свиньи, согласно ветхозаветному закону, относились к животным нечистым. В Откровении Иоанна Богослова сообщается, что Вавилон за свое распутство «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу» (18. 2), а Пергам, в к-ром процветало язычество и велась жестокая борьба с христианством, стал городом, «где живет сатана», устроивший в нем свой «престол» (2. 13).
Активность, с какой сатана действует в различные исторические периоды, зависит от того, насколько Бог попускает ему проявлять свою злую волю. Одержав победу над Адамом и Евой в начале истории (Быт 3. 1-7), враг человеческого рода превратился в «князя», по воле к-рого (Еф 2. 2) мн. люди жили в течение всего ветхозаветного периода (Евр 2. 15). Они ходили «во тьме» и жили «в стране тени смертной» (Ис 9. 2). Будучи рабами диавола, они стали «мертвыми» из-за собственных грехов и преступлений (Еф 2. 1-2). И лишь с Боговоплощением появилась надежда на то, что «князь мира изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Своими страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос действительно побеждает диавола и приобретает полную власть «на небе и на земле» (Мф 28. 18), и благодаря этой победе «князь мира сего осужден» (Ин 16. 11) и связан в своих действиях (Откр 20. 1-3). Тысячелетний срок, на к-рый «змий древний» был «скован» (Откр 20. 2), толкователи определяют как период от Боговоплощения до Второго пришествия Христова (Aug. De civ. Dei. XX 8), когда свою злокозненность диавол уже не может проявлять в полной мере. По истечении этого периода он будет освобожден «на малое время» (Откр 20. 3) и выступит не только как искуситель отдельных людей, но и как обольститель всего мира. Тогда он явится как «ангел бездны» (Откр 9. 11), как «зверь, выходящий из бездны» (Откр 11. 7), и в лице антихриста, в к-рого вселится, проявит свою губительную энергию в высшей степени. Однако торжествовать он будет недолго; вместе с антихристом он будет брошен «в озеро огненное» (Откр 19. 20). Его богоборчество окажется настолько очевидным, что исключит всякую необходимость присутствия на Страшном Суде для определения его дальнейшей участи. Диавол и соблазненные им ангелы, отвергнув Бога, тем самым отвергли вечную жизнь, заменив ее существованием в смерти, к-рое есть не что иное, как вечные мучения (см. статьи Ад, Апокатастасис).
Демонская природа и иерархия
Отрицательная энергия темных сил не меняет онтологического статуса их природы, поскольку зло как небытие не способно ни создать новой сущности, ни преобразовать бытие как благо в бытие как зло. Эта энергия лишь паразитирует на ангельской природе, поражая ее болезнью греха. Сама же природа падших ангелов, как созданная Богом, остается доброй. То, что существует, замечает по этому поводу автор «Ареопагитик», «существует лишь благодаря Добру» (т. е. Богу.- М. И.), поэтому «по природе своей не злы и демоны». В противном случае, продолжает он, они были бы «вечно злы» (Areop. DN. 4. 23-24), т. е. противостояли бы Богу «на равных основаниях», «как божество или антибожество зла» (Аверинцев. С. 412), что находит отражение в дуалистических представлениях о добре и зле. Дары ангельские не изменились и в демонах, однако с момента их падения превратились, по выражению прот. С. Булгакова, в дары «с минусом» (Булгаков. С. 170). Прп. Серафим Саровский по этому поводу говорил: «Они (т. е. демоны.- М. И.) гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бессильной их ненависть против Божия творения» (цит. по: Лосский В. Догматическое богословие. С. 99).
Грех люцифера повредил только его природу. По своим последствиям он не был подобен греху первородному, совершенному Адамом и Евой и наложившему отпечаток на весь человеческий род. Остальные ангелы, согрешившие после люцифера, пали «через пример, через влияние, которое одна личность может оказывать на другие личности… Люцифер увлек за собой других ангелов, но пали не все…» (Там же. С. 252). Природа ангелов, устоявших в добре, никаких изменений из-за падения демонских сил не претерпела.
Обладая духовной природой, темные силы, как и ангелы, оставшиеся верными Богу, по-видимому, имеют и нек-рую телесность (см. ст. Ангелология), однако они не подчинены законам физиологии. Представления о том, что ангелы могут вступать в половые сношения с людьми, навеянные ошибочным объяснением текста Быт 6. 1-4, Церковью не признаны. В их пользу ничего не говорит и Тов 6. 15, где демон предстает любящим невесту Товии, ибо демонская любовь всегда выступает «со знаком минус». Случай с невестой Товии нашел объяснение в христ. аскетической лит-ре, где подробно описывается плотская брань подвижника с бесами блуда.
Темные силы представляют собой царство зла, к-рое возглавляет сам диавол (ср.: Лк 11. 18), увлекший за собой в своем падении, по выражению прп. Иоанна Дамаскина, «бесконечное множество находившихся под его властью ангелов» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 4). Нек-рые толкователи, рассматривая Откр 12. 3-4, 7-9, где говорится о том, что «большой красный дракон», «великий дракон… называемый диаволом и сатаною», «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю», полагают, что звезды символизируют здесь ангелов, отпадших от Бога вместе с диаволом (Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 562-564). Несмотря на то что падение ангелов привнесло в тварный мир дисгармонию и беспорядок, само царство зла представляет собой определенную структуру, в основе которой лежит иерархический принцип. Об этом свидетельствует ап. Павел, называвший определенные чины диавольской иерархии «начальствами», «властями», «мироправителями тьмы века сего» (Еф 6. 12; Кол 2. 15). Поскольку нек-рые из этих названий используются апостолом и применительно к добрым ангелам (Еф 1. 21; Кол 1. 16), до конца неясно, как структурирована иерархия падшего ангельского мира. Существует 2 предположения, согласно к-рым входящие в нее ангелы или остались в том же чине, в каком они находились до падения, или же их чин определяется интенсивностью их злодеяний (Ioan. Cassian. Collat. VIII 8).
Источник: Православная энциклопедия
Дьявол и происхождение греха
Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытия, в которой повествуется, как он, войдя в змия, искушал наших прародителей и в конце концов склонил их нарушить заповедь Божию — вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт.3); далее таким же злым существом является дьявол и в книге Иова (Иов.1:6-12, 2:1-7). В книге Паралипоменон говорится, что «восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян» (1Пар.21:1). Здесь сатана представляется возбудившим Давида к счислению израильтян и таким образом вовлекшим его в грех, который сам Давид исповедал перед Богом (1Пар.21:8) и за который Господь наказал израильский народ моровой язвой (1Пар.21:14).
Точно так же и в Новом Завете находятся ясные указания на то, что дьявол вводит человека в грех. Прежде всего само название его «искусителем» (Мф.4:3; 1Фес.3:5), т. е. соблазняющим человека ко греху. Искусителем сатана является даже по отношению к Иисусу Христу (Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13). В пустыне, куда удалился Иисус Христос после крещения, явился Ему сатана и стал прельщать Его всеми своими искусительными средствами, как-то: «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской» (1Ин.2:16). Но Иисус Христос оказал решительное противодействие всем искушениям сатаны, так что последний должен был удалиться от Него и сознать свое бессилие ввести Сына Божия в грех.
Влияние дьявола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах (Мф.13:24-30, 36-43). «Царство небесное, — говорит он, — подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» (Мф.13:24-25). «Поле, — по объяснению Спасителя, — есть мир, доброе семя — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол» (Мф.13:38-39). Таким образом, зло в мире представляется, по словах Спасителя, посеянным или происшедшим от дьявола. По свидетельству Евангелия, сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам (Лк.22:3; Ин.13:2, 27). Апостол Иоанн также ясно признает дьявола виновником происхождения греха, когда говорит: «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1Ин.3:8). Здесь греховные действия человека прямо называются делами дьявола. Значит, на происхождение их оказывает влияние дьявол; поэтому они и называются его делами. В словах апостола Петра, в которых он предостерегает христиан от козней дьявола, мы также находим указание на участие дьявола в происхождении греха. «Трезвитесь, бодрствуйте, — говорит апостол, — потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Здесь дьявол представляется противником человека, старающимся погубить его; и он губит человека тогда, когда вводит его в грех.
Из представленных мест Ветхого и Нового Завета ясно видно, что дьявол оказывает влияние на происхождение греха в человеке.
Каким должно быть отношение христианина к диаволу?
Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол — это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.
На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество «народных средств», которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом — бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека «испортят», сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.
Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых — к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний — в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?», Тот отвечает трижды: «Отрекаюсь». Священник говорит: «Дунь и плюнь на него». Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. «Дунь и плюнь на него» значит «относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего».
В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием — иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: «Что ж вы осла-то не уберегли?» Они с удивлением спрашивают: «Авва, откуда ты знаешь?», — на что тот спокойно отвечает: «Мне бесы рассказали». Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол — это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.
В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.
Диавол прекрасно сознает свою немощь и бессилие. Он понимает, что реальной власти воздействовать на людей у него нет. Именно поэтому он старается склонить их к сотрудничеству, к содействию. Найдя в человеке слабое место, он пытается тем или иным способом на него воздействовать, и нередко ему это удается. Прежде всего диавол хочет, чтобы мы боялись его, думая, что он обладает реальной властью. И если человек попадается на эту удочку, он становится уязвимым и подверженным «демонским стреляниям», то есть тем стрелам, которые диавол и демоны пускают в душу человека.
Как бороться с дьяволом
У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав «Добротолюбие» или «Лествицу» святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, «стоит на страже своего ума», он может отвергнуть этот помысел, «дунуть и плюнуть» на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории — до тех пор, пока не охватит все его естество, — душу, сердце, тело, — и не подвигнет на совершение греха.
Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу — именно потому, что суеверие — суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек — по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств — подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: «Дуни и плюни на него».
Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, — то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.
Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.
Я уже упомянул о так называемом «отчитывании». Хотел бы остановиться несколько подробнее на этом явлении, имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты — люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже — те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.
Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые — это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине — потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве «отчитывания» существует множество злоупотреблений. Я, например, видел двух молодых иеромонахов, которые по собственному почину занимались изгнанием бесов из одержимых. Иногда они оказывали эту услугу друг другу — один отчитывал другого в течение двух часов. Никакой видимой пользы от этого не было.
Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.
Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: «Я не знаю, как это происходит». Кому-то из посетителей говорил: «Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя». Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве «отчитывания», и не вполне понимал «механику» изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.
Нередко люди с теми или иными проблемами — психическими или просто жизненными — приходят к священнику и спрашивают, могут ли они поехать к такому-то старцу на отчитку. Ко мне однажды обратилась женщина: «Мой пятнадцатилетний сын меня не слушается, я хочу его повезти на отчитку». То, что ваш сын непослушный — ответил я, — еще не означает, что в нем бес. Непослушание в какой-то степени даже естественно для подростков — через это они взрослеют, самоутверждаются. Отчитка — не панацея от жизненных трудностей.
Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.
«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.
Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.