что такое блок в логистике
Основные блоки логистики и области их применения
Глобальная логистика – раздел логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации макрологистических концентрационно-распределительных систем, связывающих хозяйствующих субъектов различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне, и эффективному использованию этих систем для управления логистическими потоками в условиях международной деятельности.
Коммерческая логистика (бизнес-логистика). Области применения: сфера коммерческой деятельности на межгосударственном уровне, внутри отдельного государства, на межрегиональном уровне, уровне взаимодействия поставщиков и потребителей ресурсов.
Производственная логистика. Области применения: промышленные предприятия, структурные подразделения комбинатов, цехи промышленных предприятий.
Логистика обеспечения. Области применения: торговые предприятия, складские хозяйства, накопительно-распределительные площадки, предназначенные для грузопереработки.
Блокчейн в логистике. Крупные игроки и новаторы
В этом материале мы поставили задачу более подробно описать применение технологии блокчейн в логистике. Обратите внимание на статью с общим описанием потенциала и краткими примерами использования данной технологии в логистике. Активное внедрение блокчейна в сферу логистики было лишь вопросом времени….
В этом материале мы поставили задачу более подробно описать применение технологии блокчейн в логистике. Обратите внимание на статью с общим описанием потенциала и краткими примерами использования данной технологии в логистике.
Активное внедрение блокчейна в сферу логистики было лишь вопросом времени. Способность технологии осуществлять постоянную и надежную запись транзакций всех сторон имеет множество применений в логистике. Некоторые из возможностей начинают использоваться только сейчас. Однако ряд крупнейших мировых компаний уже в значительной степени реализуют технологию блокчейн. Среди них Maersk, Microsoft, Alibaba и Amazon. Эти компании вкладывают большие средства в развитие технологии, и легко понять, почему они это делают. По оценке Всемирного экономического форума, интеграция блокчейна уменьшает барьеры в цепях поставок. Это позволяет предприятиям увеличить продажи почти на 15 процентов и обеспечить рост ВВП своих стран на 5 процентов. Возможно, самая захватывающая часть технологического взлета заключается в том, что решения блокчейна можно адаптировать для любой компании. То есть любой бизнес может использовать технологию так, чтобы она наилучшим образом отвечала его потребностям.
Применение блокчейна в практике крупнейших международных компаний
Розничная сеть Walmart использует блокчейн для контроля и надзора в отношении безопасности продуктов питания. Например, компания уже проводит тесты с использованием технологии для отслеживания пищевых продуктов, таких как манго из Мексики и свинины из Китая. Система использует датчики температуры и регистрирует из показания в блокчейн. Таким образом, компания уверена в качестве продуктов и уверена в соблюдении надлежащих условий транспортировки. Аналогичные методы используют также компании Unilever, Nestle и Dole. Технология значительно облегчает выявление проблем на любом этапе поставки товаров. В прошлом году экспертам потребовалось два месяца, чтобы проследить источник вспышки сальмонеллы в мексиканской папайе. С технологией блокчейн этот процесс занимает всего лишь несколько секунд.
Между тем, крупнейший в мире ритейлер также внедряет технологии на основе блокчейна. Lynx, дочерняя компания китайского гиганта Alibaba, объявила об успешной интеграции блокчейна в свои логистические операции. Их система позволяет вести учет всех необходимых данных по импортированным грузам. В блокчейн записываются сведения о способе производства, виде транспорта, таможне, и результатах инспекций проверяющих органов.
Компания Microsoft тоже не осталась в стороне. Этот технологический гигант в партнерстве с Adents (поставщик решений для отслеживания перевозок разработал новую платформу для отслеживания продуктов с использованием технологии блокчейн и искусственного интеллекта. Новое решение под названием Adents NovaTrack обеспечивает сквозной контроль всей цепочки поставок. Также система позволяет пользователям отслеживать отдельные элементы грузовой партии. Разработчики изначально создали платформу для фармацевтической промышленности. Применение блокчейна помогало в борьбе с распространением подделок. Компания Adents нацелена также и на ее адаптацию для других отраслей.
Взгляд стартапов на применение блокчейна
Но как насчет небольших компаний? Возможно, именно они находятся на передовой в ходе блокчейн-революции. Эти компании используют технологию в полной мере и оценивают ее потенциал. Далее более крупные компании приступят к ее внедрению. В мае калифорнийский стартап Citizens Reserve объявил о запуске блокчейн-протокола Zerv. Он должен стать «операционной системой» для цепей поставок. Сеть стремится обеспечить беспрепятственное осуществление транзакций между всеми ключевыми участниками цепи поставок. К ним можно отнести производителей, поставщиков, дистрибьюторов, ритейлеров и потребителей.
Благодаря стартапу Libelli также происходит и автоматизация коммерческих процессов. Компания занимается разработкой блокчейн-системы, выступающей в роли агента условного депонирования между покупателями и продавцами. Принцип заключается в создании интеллектуальной системы контрактов. Она обходит необходимость участия третьих сторон, таких, как банки, и значимо упрощает документооборот. Libelli утверждает, что оптимизированные процессы обойдутся в десять раз дешевле, чем тарифы банков для таких же сделок. Большинство неэффективных процессов в логистике могут быть усовершенствованы с помощью сервисов, аналогичных предложению Libelli.
Также нельзя не упомянуть ShipChain. Этот стартап занимается разработкой комплексной системы отслеживания грузов на основе блокчейна. Система контролирует товары с момента производства и до двери клиента. Необходимая информация обо всех этапах поставки записывается в системе. Затем система может выполнять «смарт-контракты» после выполнения заданных условий. Например, как только водитель завершает доставку система автоматически назначает новую задачу для водителя.
Применение блокчейна морскими линиями
Морская перевозка – лучший пример того, как реализуются возможности блокчейна. В мировой судоходной отрасли задействовано более 50 000 торговых судов и множетсво таможенных служб, регулирующих прохождение грузовых перевозок. Поэтому именно эта отрасль стала основной областью повышения эффективности за счет блокчейна. Например, израильская контейнерная судоходная компания ZIM тестирует оцифровку коносамента. Это основной документ, который содержит ключевую информацию о грузе. ZIM объединилась со Sparx Logistics и Wave Ltd для успешного завершения пилотного проекта. Во время тестирования приложения участники выпускали, получали и передавали коносаменты через блокчейн. Введение цифровых коносаментов на основе блокчейн позволит оптимизировать документооборот и обеспечить быструю передачу исходных документов. Это сделает цепи поставок более эффективными и уменьшит лишние транзакционные издержки. Согласно отраслевым оценкам, более 10% коммерческих инвойсов содержат неточные данные. ZIM ставит перед собой задачу по устранению такого типа неточностей.
Также стоит рассмотреть партнерство Maersk и IBM. Два гиганта объединились, чтобы упорядочить морскую перевозку с помощью блокчейн-системы. Она отслеживает международный груз в режиме реального времени. Судя по прогнозам, партнерство будет отслеживать миллионы грузов ежегодно, уменьшая число случаев мошенничества и задержек. Это в свою очередь сэкономит миллиарды долларов.
Возникает закономерный вопрос: если революционная технология блокчейн так хороша, почему не все ее используют? Прогресс требует времени. Со временем блокчейн станет основной технологией, подобно тому, как Интернет в конечном итоге заменил Интранет. Но логистическим компаниям требуется сделать несколько шагов, чтобы воплотить в жизнь новый подход. Во-первых, логистические компании должны оцифровывать, стандартизировать и очистить свои массивы данные. Затем, после внедрения отраслевого стандарта, компании должны сформировать экосистему партнеров в рамках цепей поставок. Они будут использовать стандарт в общедоступной блокчейн-среде. Тем не менее, аргумент в пользу внедрения блокчейна заключается в следующем: технология блокчейн обеспечивает столь необходимую надежность данных в цепочке поставок, и тем самым экономит время и деньги всех сторон.
Блокчейн в логистике
Компоненты товаров, которые мы находим на полках магазинов, производятся в разных странах. Логистика при этом становится сложнее: необходим большой штат сотрудников, чтобы контролировать перемещения деталей, из которых создается конечный продукт. Процесс этот занимает недели, иногда месяцы.
Другая проблема – неполадка в одной из частей; в итоге товар негоден для продажи. Выявить виновника в таком случае сложно. Эксперты видят решение этих проблем во внедрении блокчейна в логистику.
Сущность блокчейна
При упоминании блокчейна в основном вспоминают о криптовалюте – цифровых деньгах. Однако технологию используют во многих сферах; одна из них – логистика.
Blockchain – это способ хранения информации, в котором данные записываются в блоки в распределительном реестре. Информация хранится не у одного человека; она дублируется у каждого участника системы. Следовательно, любой пользователь располагает историей транзакций других людей. В итоге обман невозможен.
Для понимания блокчейна можно использовать следующую аналогию. Два человека поспорили о том, какая команда победит на чемпионате мира по футболу. Победитель получает 100 рублей. Есть три способа, как заставить две стороны выполнить условия спора:
В первом случае одна из сторон может обмануть; второй способ требует вложений денег и времени. Посредник заберет деньги себе.
А теперь представим, что третья сторона – блокчейн. Программа автоматически принимает взносы от сторон и передает деньги победителю. Так и происходит заключение договоров с помощью технологии: обман невозможен, так как компьютер контролирует условия соглашения.
Внедрение блокчейна в логистику
Из-за усложняющихся цепочек поставок крупные компании постоянно говорят о внедрении блокчейна в логистику, однако только единицы сделали это. Около трети фирм осваивают блокчейн и накапливают информацию. Следовательно, корпорации в основном используют для контакта друг с другом привычные методы коммуникации: электронная почта, телефон или мессенджеры.
Тем временем требования людей растут, и необходимо осваивать новые пути связи с потребителем. Помимо этого, нужно обрабатывать большое количество информации и передавать ее другим сторонам. Во всем этом блокчейн может стать незаменимым помощником.
К сведению. Эксперты считают, что внедрение блокчейна поможет создать конкурентные преимущества компаниям на рынке; другие уверены, что в будущем технология будет использоваться повсеместно.
В России в развитие искусственного интеллекта вкладывается немного средств. Тем не менее транспортная логистика пользуется популярностью у государства: в эту сферу поступает наибольшее количество инвестиций. Акцент делается на анализе информации, компьютерном распознавании видео и изображений и системе поддержки, самостоятельно принимающей решения.
Примеры практического применения блокчейна в логистике:
Важно! При внедрении технологии пострадают люди, которые лишатся работы. Помимо этого, развитию блокчейна мешают настороженность организаций и сложность в координации участников.
Решение проблем в логистике с помощью блокчейна
Видео: “Газпром нефть” испытала технологию блокчейн в логистике оборудования
Несколько десятилетий назад цепи поставок были просты: торговля происходила внутри регионов, и о доставке одного товара на другой континент и не мечтали. Однако времена меняются, и современные транспортные средства позволяют производить детали одного товара в разных странах. Логистика при этом усложнилась в разы.
Эксперты считают, что надежности и прозрачности в сфере перевозок товаров возможно достичь при использовании технологии блокчейна. Это легко продемонстрировать следующим примером.
Представим, что магазин одежды закупает товары у компании-производителя. Тот, в свою очередь, получает лен и прочие материалы из стран Азии. Торговля идет, и участники довольны сотрудничеством.
Однако компания-производитель решает закупать лен более низкого качества. Обман или не обнаружится совсем, или только через какое-то время. В случае использования блокчейна мошенничество невозможно: данные хранятся в системе, и история транзакции не останется незамеченной для магазина одежды. Это один из примеров, как блокчейн гарантирует безопасность и уверенность сторон в соблюдении условий сделки другими.
Примеры кейсов использования блокчейна
Логистические корпорации мира следят за инновациями в области информационных технологий, чтобы реализовать некоторые новинки и успешные проекты в своем бизнесе. Первыми внедрили в логистику технологию блокчейн компании Maersk и IBM. Они перевели информацию о движении товаров и грузов в распределительный реестр. Дальше по этому пути пошла компания T-Mining: технология блокчейна самостоятельно передает задачи персоналу. Система оповещает грузчика о необходимости перевезти товар в указанное место.
Корпорации, специализирующиеся в отрасли пищевых продуктов или лекарств, внедряют блокчейн в логистику. Организация Provenance таким образом контролирует качество поставляемых ингредиентов. Так проверяется пойманный в Океании тунец на предмет его «подлинности». Информация о перевозке рыбы отслеживается вплоть до ее доставки на кухню ресторана. Другой пример – компания Walmart, которая с помощью технологии блокчейна контролирует поставки свинины из Китая. Такой же алгоритм используют Nestle и Unilever.
DeBeers, компания, добывающая алмазы, применяет блокчейн, чтобы следить за добычей и продажей своих алмазов. Так покупатель может быть уверен, что он не покупает драгоценные камни, добытые на территории военных действий, деньги от продажи которых будут использованы для покупки вооружения («кровавые алмазы»).
Другая тенденция – создание организаций, заинтересованных во внедрении блокчейна в бизнес. Они создают специальные союзы. Один из них – американская BITA, состоящая из более чем 150 компаний. Их цель – продвижение технологии блокчейна на конференциях среди других организаций для улучшения и совершенствования процесса ведения бизнеса.
Технология блокчейн в логистике ведет к повышению уровня безопасности и обеспечению сохранности данных. Она поможет избежать затрат на перевозки или задержек в доставке товаров. При этом случаи мошенничества сократятся в разы. Согласно докладу ВТО (Всемирная Торговая Организация), устранение барьеров в области международных перевозок товаров увеличит мировой ВВП на 5 процентов, а общий объем перевозок – на 15.
Если вам понравилась статья – поделитесь ссылкой на нее с друзьями. Пусть большее количество людей узнают о трансформациях в мировой экономике и перспективах технологии блокчейна.
Основные функциональные блоки логистики
Сформулированное понятие логистики как системы управления процессом товародвижения должно рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект – различные уровни управления – макроуровень, микроуровень, функциональный уровень. Второй аспект – различные подсистемы, функционирующие на соответствующих уровнях управления и организованных по функциональному назначению.
В отношении подсистем логистики следует отметить, что вполне правомерно сложную систему подразделить на некоторое число частей – подсистем. При данном подходе к пониманию сложной системы под подсистемой можно подразумевать управление как элемент или функцию организованных систем, которые обеспечивают сохранение их определенной структуры, поддерживают определенный режим деятельности, реализуют конкретные программы и цели деятельности. Тогда под подсистемой понимается определенная функция системы управления, а само управление как совокупность подсистем отражает отдельные направления управленческой деятельности (рис. 1.6).
При этом цели, методы и принципы в отдельных подсистемах частично могут совпадать, например, снижение логистических издержек; оптимизация логистических операций; рационализация использования материально-технических ресурсов. Например, бесперебойное обеспечение предприятий материальными ресурсами – стратегическая цель материально-технического снабжения – реализуется рядом функций, осуществляемых практически на всех промышленных предприятиях. В свою очередь, качественное выполнение снабженческих функций должно быть поддержано соответствующей обеспечивающей платформой. На рис. 1.7 представлен перечень функций материально-технического снабжения и обеспечение направлений его деятельности необходимыми поддерживающими структурами, системами, положениями, регламентами, актами.
Нормирование расхода материальных ресурсов – начальная фаза процесса материально-технического снабжения. Нормирование охватывает как основное производство (выпуск основной продукции) и изготовление запасных частей для основной продукции, так и вспомогательное, обслуживающее производство. Планирование в материально-техническом снабжении в общем виде представляет собой решение задач по определению потребности в материальных ресурсах (на основании разработанных норм и нормативов), необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности по различным направлениям. Прогнозирование в материально-техническом снабжении включает разработку прогнозов изменения ценовой характеристики материальных ресурсов исходя из существующих тенденций, складывающихся на товарных рынках, а также тенденций изменения транспортных тарифов и тарифов на топливно-энергетические ресурсы.
Организация материально-технического снабжения представляет собой решение ряда задач организационного характера, а именно: поиск потенциальных поставщиков материальных ресурсов; проведение сравнительного анализа и оценки потенциальных поставщиков; заключение договоров по поставкам продукции материально-технического назначения; организация снабжения производственных подразделений предприятия требуемым количеством материальных ресурсов.
Контроль в материально-техническом снабжении состоит, прежде всего, в системном контроле хода выполнения договоров с поставщиками. К задачам этой функции относятся также: контроль за рациональным использованием материальных ресурсов; контроль за комплектностью поставок материально-технических ресурсов; контроль за хранением материальных ресурсов на заводских снабженческих складах.
Регулирование в материально-техническом снабжении заключается в маневрировании материальными ресурсами в производственном процессе при наступлении дисбаланса текущих запасов в производственных подразделениях предприятия (возникновение дефицита в одних цехах и излишков в других). К задачам этой функции относятся также: регулирование объемов поставок одноименных материальных ресурсов по различным предприятиям-поставщикам; регулирование движения финансовых средств между поставщиками и посредниками при различных формах снабжения; проведение логистического аудита в области материально-технического снабжения. Доставка материальных ресурсов на заводские снабженческие склады или непосредственно в производственные подразделения предприятия решает следующие задачи: выбор транспортной компании для доставки материальных ресурсов; рационализация разгрузочных работ на заводских снабженческих складах; оформление соответствующей документации.
В зависимости от особенностей продвижения материально-технических ресурсов от предприятий-поставщиков к потребителям различают две формы снабжения: транзитную и складскую.
Транзитная форма снабжения подразделяется на два вида: первый вид (взаимодействие поставщик – потребитель) – материально-технические ресурсы поступают от поставщика на заводские снабженческие склады предприятия-потребителя, минуя внешний распределительный склад или таможенный терминал, а затем доставляются до производственных подразделений предприятия; второй вид (взаимодействие поставщик – производственное подразделение предприятия) – материально-технические ресурсы поступают от поставщика или из распределительного склада (таможенного терминала) непосредственно в производственное подразделение, минуя заводской снабженческий склад. При складской форме снабжения поставка материально-технических ресурсов от предприятия-изготовителя до предприятия-потребителя осуществляется через распределительный склад или таможенный терминал, где комплектуются соответствующие заказы и транспортные партии (рис. 1.8).
Задачи, стоящие перед службами сбыта (промышленные предприятия) и отделами продаж (торгово-посреднические организации), сводятся в основном к своевременности, ритмичности, комплектности и ассортименту поставок.
Своевременность поставок сводится к тому, что поставщик в течение всего планового периода доставляет продукцию в установленные договором сроки: поставки продукции, осуществляемые в течение определенного периода; поставки продукции к установленной календарной дате; немедленная поставка продукции по получению соответствующего требования от потребителя (срочные поставки). Ритмичность поставок является составной частью своевременности поставок, так как для потребителей чрезвычайно важно получать необходимую продукцию не только в течение определенного периода, но и ритмично. Ритмичность означает, что поставки в пределах установленных сроков производятся через равные или близкие по величине промежутки времени (интервалы). Комплектность поставки является важной проблемой в сбытовой деятельности и представляет собой поставки укомплектованных изделий или комплекта оборудования, деталей, запасных частей, а также неоднородных видов изделий, требующих одновременного поступления к месту потребления.
Ассортимент поставок в зависимости от степени детализации отдельных позиций в части ассортиментного состава выпускаемой продукции подразделяется на развернутый ассортимент (номенклатуру (типосорторазмеры)) и групповой ассортимент (укрупненный перечень продукции).
В соответствии с задачами формулируются и функции сбытовой деятельности, которые сводятся к нескольким основным направлениям: нормирование, планирование, организация, мониторинг, оперативное регулирование, учет и анализ.
Логистика предполагает и подразумевает создание в процессе товародвижения цепи участников, которая представляет собой, помимо посредников, определенное количество функционеров-производителей промежуточной и конечной продукции. Следовательно, участники движения материально-технических ресурсов являются звеньями логистической цепи, формулировка которой следующая: логистическая цепь – это сформированные последовательно-параллельные функциональные звенья, представляющие собой физические и юридические лица, объединенные материальными, информационными и финансовыми потоками, осуществляющие процесс товародвижения от сырьевой базы до производства ряда промежуточных продуктов, изготовления конечного готового продукта, доведения этого продукта до потребителя и его реализации с использованием складов и транспортных средств.
Протяженность и количество звеньев (участников) в логистических цепях различны и зависят от ряда факторов, основными из которых являются: направления производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; номенклатура и объемы материально-технических ресурсов, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности; номенклатура и объемы промежуточной или конечной готовой продукции, выпускаемой промышленными предприятиями; номенклатура и объемы товаров, реализуемых торгово-посредническими организациями; сложность (конструктивная и технологическая) производимой продукции; количество логистических операций, осуществляемых в отдельных звеньях конкретной логистической цепи; назначение определенной логистической цепи (производство, производство и услуги, услуги); характерный измеритель логистической цепи, формируемой в зависимости от уровня управления процессом товародвижения.
В соответствии с перечисленными факторами, логистические цепи классифицируются на три группы – уровня по уровням управления – функциональный уровень, микроуровень, макроуровень, а именно:
— функциональная логистическая цепь, которая включает в свой состав операции и процедуры, осуществляемые в процессе товародвижения внутри функциональных подразделений (в подсистемах системы управления движением сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) – материально-техническом снабжении, складском хозяйстве, распределении материально-технических ресурсов по производственным подразделениям предприятия, транспортном хозяйстве (внешнем и внутреннем), в производстве (в движении материалов, заготовок, узлов и агрегатов), сбытовой деятельности;
— микрологистическая цепь, представляющая собой сформированные звенья участников процесса товародвижения внутри предприятия или организации – поступление материально-технических ресурсов от поставщиков на заводской распределительный склад (промышленное производство) или на общий склад (торгово-посредническая организация), процесс складирования и хранения материально-технических ресурсов, отпуск материальных ресурсов в производство и их движение в производственном процессе по технологическим операциям, поступление конечной готовой продукции на склад, распределение готовой продукции по потребителям (реализация продукции как результат сбытовой деятельности промышленных предприятий и торгово-посреднических организаций);
— макрологистическая цепь, состоящая из организованных звеньев участников процесса товародвижения – субъектов производственно-хозяйственной деятельности различных направлений (промышленные предприятия, распределительные склады, таможенные терминалы, торгово-посреднические организации, торговые фирмы, транспортные и транспортно-экспедиционные компании, предприятия и организации, оказывающие сервисные услуги), и имеющие различные уровни управления движением материально-технических ресурсов в зависимости от территориальной принадлежности звеньев цепи – район города, город, область, регион, регионы, территориально-экономическое образование, страна, страны, континент, несколько континентов.
Характерной особенностью функциональных логистических цепей является ограничение в принятии управленческих решений, которые осуществляются на уровне только функциональной деятельности в конкретной подсистеме логистики. В качестве примера можно привести складское хозяйство, в котором движение материально-технических ресурсов осуществляется по следующим укрупненным звеньям (процедурам): разгрузка и распаковка поступившей продукции; контроль поступившей продукции (визуальный, при необходимости – лабораторный); формирование партий продукции, подлежащей складированию; собственно складирование в ячейки и стеллажи; хранение продукции (возможно, при соблюдении определенных температурных интервалов или режимов влажности); подготовка продукции к отпуску; комплектование заказов продукции по отдельным потребителям; формирование транспортных партий; погрузка продукции на транспортные средства.
Что касается микрологистических цепей, то их построение и функционирование зависит, в первую очередь, от направлений производственно-хозяйственной деятельности, осуществляемой субъектами хозяйствования – предприятиями и организациями (рис. 1.9).
В зависимости от классификационных групп субъектов хозяйствования и направлений их производственно-хозяйственной деятельности выстраиваются частные, автономные микрологистические цепи. Эти цепи включают в себя все звенья процесса товародвижения, осуществляемого: внутри предприятия или организации (определяем этот процесс как внутреннюю логистику); вне предприятия – процесс доставки материальных ресурсов до предприятия, а также процесс реализации готовой продукции (промежуточной или конечной) потребителям по каналам распределения (определяем этот процесс как внешнюю логистику).
Микрологистические цепи, в свою очередь, в зависимости от направлений производственно-хозяйственной деятельности участников, представляющих собой звенья логистической цепи внутри предприятия или организации, классифицируются на соответствующие группы – по количеству структурных подразделений, входящих в состав субъекта хозяйствования, и продолжительности производственного цикла или цикла оказания услуг. В соответствии с отраслевой направленностью деятельности субъектов хозяйствования, микрологистические цепи классифицируются на следующие группы:
— полные производственные многоитерационные микрологистические цепи, характерные для промышленных предприятий, имеющих полный технологический цикл – заготовительное отделение, кузнечное, термическое и литейное производство, механообработка, инструментальное отделение, операции защитных покрытий, сборка узлов и агрегатов, окончательная сборка готовой продукции и другие процессы;
— неполные производственные, но также многоитерационные микрологистические цепи, характерные для промышленных предприятий, в составе которых отсутствует ряд технологических процессов в основном и вспомогательном производстве, например, отсутствие литейного производства или собственных котельных, вырабатывающих тепло;
— короткие производственные малоитерационные микрологистические цепи, характерные для промышленных предприятий, имеющих ограниченное число технологических процессов, например, заготовительное отделение, механообработка, операции защитных покрытий, сборка узлов и агрегатов, окончательная сборка готового конечного продукта;
— однозвенные производственные микрологистические цепи, имеющие различное количество технологических операций, объединенных в непрерывный производственный процесс – «отверточная сборка», при которой промышленное предприятие не производит промежуточного продукта, а приобретает комплектующие изделия по кооперации, и работает в режиме конвейерной сборки;
— производственно-сервисные микрологистические цепи, характерные для предприятий, функционирующих одновременно в сфере производства и в сфере оказания услуг по различным направлениям, например, ателье по пошиву одежды и обуви для населения, или организации общественного питания, в обязанности которых входит приготовление пищи;
— сервисные микрологистические цепи, характерные для предприятий и организаций, оказывающих различного рода услуги, в том числе и сервисные, и соответственно имеющие ограниченное количество звеньев логистической цепи;
— закупочные микрологистические цепи, характерные для государственных организаций и структур, которые используют продукцию материально-технического назначения для внутреннего пользования.
Формирование микрологистических цепей, их протяженность и разветвленность зависят как от внутренней логистической среды – номенклатуры потребляемых промышленными предприятиями материальных ресурсов и количества технологических процессов в производстве продукции, так и от внешней логистической среды – количества поставщиков (каналов поступления материальных ресурсов) и количества потребителей (каналов распределения выпускаемой продукции).
Так, для предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности (первая группа субъектов хозяйствования) характерно ограниченное количество поставщиков материальных ресурсов. Предприятия тяжелой и средней промышленности потребляют значительное количество материальных ресурсов и имеют разветвленную сеть поставщиков. Предприятия легкой, пищевой промышленности и предприятия, производящие промежуточный продукт имеют значительное количество каналов распределения и потребителей.
Логистическая цепь на сельскохозяйственных предприятиях имеет минимальное количество звеньев при одновременном многообразии каналов сбыта продукции через торговые организации. Строительные предприятия имеют ограниченную номенклатуру потребляемых материальных ресурсов и, соответственно, незначительное количество поставщиков. Ремонтные предприятия имеют аналогичные производственным предприятиям тяжелой и средней промышленности логистические цепи.
Вторая группа субъектов хозяйствования включает в свой состав предприятия, являющиеся одновременно производственными и оказывающими услуги. В этих группах формируются производственно-сервисные микрологистические цепи, для которых характерны два направления их организации – функционирование в сфере производства и в сфере оказания услуг.
Предприятия общественного питания характеризуются спецификой закупаемой продукции – ограниченным физическим жизненным циклом, а также минимальным числом звеньев логистической цепи (незначительным количеством технологических операций). Логистическая цепь предприятий по утилизации отходов подразделяется на два направления – подготовка отходов к переработке (сбор, сортировка, доставка) и, собственно, переработка вторичного сырья. Предприятия бытового обслуживания имеют ограниченное число звеньев логистической цепи. Средства массовой информации, например, в части печатной продукции потребляют значительные объемы, но ограниченную номенклатуру материальных ресурсов.
Третью группу субъектов хозяйствования составляют организации, оказывающие различного рода услуги, в том числе сервисные, в которых формируются соответствующие сервисные микрологистические цепи. Сервисные цепи имеют, как правило, ограниченное количество звеньев.
При этом в каждой подгруппе потребляется специфическая номенклатура материально-технических ресурсов: транспортные компании – транспортные средства, запасные части, топливо; складские комплексы – подъемно-транспортные и складские устройства, расфасовочное и упаковочное оборудование, запасные части; торгово-посреднические организации – широкий спектр товаров производственного и потребительского назначения; предприятия бытовых услуг – инструментарий и материальные ресурсы, необходимые для осуществления ремонта продукции потребительского назначения.
В четвертую группу входят государственные и коммерческие организации различных форм собственности, которые для обеспечения нормального функционирования своей деятельности только закупают разнообразную продукцию материально-технического назначения. Микрологистические цепи этих организаций носят закупочный характер, а приобретаемая продукция предназначена исключительно для внутреннего пользования.
Макрологистические цепи включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации, торгово-посреднические компании. Макрологистические цепи обладают специфической особенностью, которая заключается в передаче прав собственности на продут в процессе его движения между юридически самостоятельными предприятиями и организациями. При формировании таких цепей возможны варианты объединения нескольких звеньев (субъектов хозяйствования) у одного собственника, вплоть до собственника всех звеньев конкретной макрологистической цепи – от добычи полезных ископаемых, до получения и реализации конечного готового продукта.
По объектно-функциональному признаку могут быть сформированы макрологистические цепи для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные. При этом помимо критерия минимизации логистических издержек, принятого для всех логистических цепей, достаточно часто используются критерии, связанные с экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. В свою очередь, макрологистические цепи имеют различные исходные данные, влияющие на их формирование, поэтому можно составить определенные их характеристики (рис. 1.10).
На практике в макрологистической цепи может быть несколько десятков участников – звеньев макрологистической цепи. Естественно, что с увеличением количества участников усложняется решение логистических задач, так как проведение любой логистической операции, осуществление любой логистической процедуры, реализация решений по снижению логистических издержек в любом звене макрологистической цепи должны быть совместными и скоординированными.
Кроме рассмотренных функциональных логистических цепей, микрологистических и макрологистических цепей в теории и практике логистики существуют прямые и обратные логистические цепи. Прямая логистическая цепь представляет собой движение первичных (сырья) и производных (основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов) материальных ресурсов, промежуточной (комплектующих изделий) и конечной готовой продукции (товаров производственного и потребительского назначения) последовательно от поставщиков к потребителям. Обратная логистическая цепь включает в себя движение вторичных материальных ресурсов (производственных и бытовых отходов) от потребителей к местам переработки вторичного сырья (металлолома, стеклобоя, макулатуры) или до потребителей для последующего использования (без дополнительной переработки).
Обратная логистическая цепь имеет несколько направлений движения в зависимости от вариантов дальнейшего использования вторичных ресурсов. Часть ресурсов в виде производственных отходов возвращается в то же производство (в другие производственные подразделения предприятия, где используется в последующих технологических процессах) – внутрипроизводственная обратная логистическая цепь. Часть ресурсов направляется после соответствующей сортировки пакетирования на предприятия, производящие идентичные материальные ресурсы (металлолом – производство черного и цветного металла, макулатура – изготовление бумажной продукции) – внутриотраслевая обратная логистическая цепь. Часть ресурсов используется в других видах производства, например, в дорожном строительстве, в производстве строительных материалов – межотраслевая обратная логистическая цепь. В общем виде прямая и обратная логистическая цепь представлена на рис. 1.11.
Таким образом, следует констатировать, что логистические цепи имеют различные содержание, направления движения, протяженность, количество звеньев и уровни управления. Однако построение всех без исключения логистических цепей должно предусматривать их рационализацию с позиции пространственного расположения и количества входящих звеньев, а также оптимизацию логистических цепей с точки зрения величины логистических издержек в зависимости от выбираемых организационных вариантов.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.