что такое блик в изо
Законы светотени: от простых форм до портрета
Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.
Сначала немного теории
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.
Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Форма границы между светом и тенью
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.
Направленный и рассеянный свет
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.
Заключение
Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.
Урок 5. Светотень.
Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.
Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.
Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.
Светотень в рисунке.
Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.
При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:
И этот предмет отбрасывает падающую тень.
Давайте отработаем эти правила на практике.
Упражнение 1.
Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.
Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:
Отберите три самые выразительные фотографии.
Упражнение 2.
Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.
Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
Упражнение 4.
Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.
Упражнение 5.
Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
Упражнение 6.
Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.
Дополнительное упражнение 1.
Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.
Дополнительное упражнение 2.
Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.
Основы построения падающих теней в перспективе.
Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.
Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.
Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.
Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.
Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.
На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.
Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).
Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.
Построение тени от естественного источника света.
Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.
Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.
Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.
Построение тени от искусственного источника света.
При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.
Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.
Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.
Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.
На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.
Что такое блик в изо
Блик — элемент светоте́ни — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения яркого источника света, чаще всего солнца, на предмете.
Содержание
Примеры
Красивый блик на здании, слева верху
Блик на здании, посередине
Блики на гранёной поверхности
Фотография значительно испорчена бликом
Обычное проявление блика от переотражения света от линз
Небольшой внутренний блик
Внутренний блик с дифракцией
Сильный внутренний блик от линз
Литература
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Блик» в других словарях:
блик — блик/ … Морфемно-орфографический словарь
БЛИК — (нем. Blick взгляд, мимолетный блеск). 1) слиток серебра, очищенного от свинца. 2) самая освещенная точка в картине. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЛИК 1) очищенное серебро; 2) яркий свет,… … Словарь иностранных слов русского языка
блик — движка, оживка, отлив, отсвет, пятно, сплав, отметина, отблеск, отметка Словарь русских синонимов. блик см. отблеск Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
БЛИК — БЛИК, блика, муж. (нем. Blick). 1. Светлое пятно, точка на темном фоне. Солнечный блик на траве. Блики в глазах на портрете. 2. Слиток серебра, очищенного от свинца (горн.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БЛИК — БЛИК, а, муж. Световое пятно или отблеск света на тёмном фоне. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БЛИК — Белорусская лига интеллектуальных команд http://www.blik.org.by/ Беларусь БЛИК Большая летняя игра клуба Клуб военно исторического моделирования «Цитадель» воен … Словарь сокращений и аббревиатур
Блик — м. 1. Яркий отблеск или пятно света на тёмном фоне. 2. Яркая точка или небольшое светлое пятно на картине, передающие отражение света, падающего на что либо (в живописи). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
БЛИК — муж. с нем., живоп. яркий свет, наносимый на те точки картины, которые так освещены, что блестят; блестки, игра, жары, ·иконописн. отживка; | горн. серебро в слитке, очищенное от свинца, с которым соединено бывает в руде. Бликовое серебро,… … Толковый словарь Даля
блик — а; м. [нем. Blick] Яркий отблеск света или световое пятно. Блики играют. Сверкать, переливаться бликами. Лунные, солнечные блики на поверхности воды. Фотография с бликами (с таким дефектом, вызванным неправильным освещением). Б. от костра, свечки … Энциклопедический словарь
блик — БЛИК, а, м Оптическое явление, представляющее собой яркое пятно отраженного света на темном фоне; Син.: отблеск, отсвет. Солнечные блики, отраженные золотыми куполами храма Спасителя, падали на мощенную четырехугольным тесаным камнем, по щелям… … Толковый словарь русских существительных
блик — 1. (в оптике) Направленное отражение, отблеск света, светлое пятно на поверхности предмета, являющееся местом отражения источника света. 2. (в полиграфии) Самые светлые участки на изображении, образующиеся в процессе фотосъемки от источников… … Справочник технического переводчика
Конспект занятия «Понятия – свет, блик, тень, полутень»
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Понятия – свет, блик, тень, полутень»»
Тема: «Понятия – свет, блик, тень, полутень»
Цель: Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета
Расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине;
Познакомить с градацией светотени, понятиями: “блики”, “полутени”, “собственная тень”, “рефлекс”, “падающая тень”.
Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением.
Предметные: научиться передавать объём геометрических тел при помощи светотени.
Познавательные: анализировать предлагаемое задание, рассматривать и анализировать картины художников, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов.
Оборудование: геометрические тела, иллюстрации.
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Разрезанная на отдельные слова фраза из пройденной темы, сложить фразу и прочитать нам ее вслух. Время, отведенное на выполнение задания – 1, 5 минуты.
1) Точка схода – это точка на линии горизонта, в которой сходятся изображения параллельных линий при построении перспективы
2) Перспектива – это правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве
3) Точкой зрения называется точка, из которой предполагается взгляд на вещи при перспективном изображении
2. Фрагменты открыток, составить 3 открытки. Время, отведенное на выполнение задания – 1, 5 минуты.
3. Мотивация. Целеполагание.
Сейчас вы увидите работы разных художников, разного времени.
Микеланджело да Караваджо считается одним из первых художников 17 века, который применил приём резкого противопоставления света и тени.
На его работах резкий поток света выхватывает предметы из тёмного пространства, что создаёт ощущение повышенной реалистичности и в то же время придаёт обычным вещам загадочность.
Источник света не виден: очевидно, художник имел ввиду Божественный свет, который озаряет мир и подчёркивает его тайный смысл.
Другим художником, использовавшим возможности направленного освещения, был Франсиско Сурбаран. Живописец изобразил простые и изящные вещи: вазочки, кувшинчик, металлическое блюдо и чашу. Его работа реалистична, каждый предмет изображён отдельно, чтобы почувствовать его значительность. Чувствуется даже материал из которого сделаны эти предметы.
Совсем другое освещение на полотнах Ж.-Б. Шардена – источник света дальше и не такой контрастный кажется, что человек прикасался к предметам, пользовался ими, но вдруг отлучился ненадолго, и предметы застыли в шатком спокойствии, ожидая возвращение хозяина. Данная работа была заказана художнику Екатериной II для оформления конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге.
— Что объединяет все эти работы?
Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
— Как бы вы назвали сегодня тему нашего урока?
(«Освещение. Свет и тень в изобразительном искусстве»)
4. Формирование новых знаний.
Правила линейной перспективы позволяют изображать предметы в пространстве. Чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой каркас.
О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, мы узнаем, посетив страну “Света и Тени”. Создать в рисунке объем не так уж сложно, как кажется. Для этого надо познакомиться с такими личностями, как принц СВЕТ и принцесса ТЕНЬ. Уж они-то точно знают, что такое ОБЪЕМ!
В стране Света и Тени есть еще одна важная особа, её зовут Падающая ТЕНЬ. Без неё нарисованный предмет будет висеть в воздухе, она положит его на землю, создаст необходимое для реальности изображаемого предмета чувство ВЕСА. Падающая Тень имеет свои особенности. Во-первых, она четко очерчена, у неё редко бывают размытые края. Однако это не означает, что можно рисовать жирную линию вокруг тени! Вторая особенность тени: она более густая и темная внутри и ближе к предмету, а ближе к внешнему своему краю она более светлая и прозрачная. Тень не бывает однородной никогда, запомните это! К тому же, теней может быть две, три и более, в случае если у нас источников света два, три, и более.
Для того чтобы научиться рисовать реалистично нужно знать законы света и тени:
1.Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.
2.Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
3.Предметы можно освещать: сзади (контражур), спереди (фронтально), сбоку.
Светотень — это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
Элементы светотени: Блик, Свет, Полутень, Собственная тень, Рефлекс, Падающая тень.
4.Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет.
5.Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.
Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.
6.Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.
7.Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют светотональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.
Освещенная поверхность предмета называется…
Всегда там, куда не попадает свет, располагается…
Отражает свет и цвет других предметов …
Она всегда там, где мало света, располагается между светом и тенью …
Лучик солнца на светлом месте предмета…
Тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности (поверхности стола, стены и т.д.) называется…
5. Практическая работа
Задание: выполнить эскиз постановки предметов с применением правил светотени.
6. Закрепление изученного материала
Задание “Найди ошибку”
8. Домашнее задание
Согнуть полоску в произвольной форме, чтобы были ребра и цилиндрическая поверхность. Сделать зарисовки того, как распределяется светотень на полученной полоске картона