что такое бин в казахстане для юридических лиц
Регистрация иностранной компании в налоговых органах в Казахстане
Для регистрации бизнеса либо для открытия счета на территории Республики Казахстан нерезидентам юридическим лицам необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика, для чего необходимо получить в соответствующем органе государственных доходов БИН для юридических лиц.
Предоставление подобных документов требуется, например, при государственной регистрации/перерегистрации юридических лиц на территории Республики Казахстан, участии в процедуре государственных закупок, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д. Таким образом, если иностранное юридическое лицо желает осуществлять на территории Республики Казахстан деятельность через дочернюю организацию или принять участие в государственных закупках, то оно должно получить БИН.
Присваивается БИН иностранным юридическим лицам только при регистрации такого юридического лица в качестве налогоплательщика Республики Казахстан. При этом существует несколько оснований, предусмотренных налоговым законодательством для такой регистрации, а именно:
1) осуществление иностранным юридическим лицом деятельности через постоянное учреждение на территории Республики Казахстан;
2) нахождение на территории Республики Казахстан места эффективного управления иностранного юридического лица;
3) приобретение (реализация) иностранным юридическим лицом, являющимся налоговым агентом в соответствии с п. 5 ст. 197 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», имущества в Республики Казахстан;
4) иностранное юридическое лицо является участником договора о совместной деятельности, заключенного с резидентом Республики Казахстан, деятельность которого приводит к образованию постоянного учреждения (договора простого товарищества, консорциальный договор);
5) намерение иностранного юридического лица открыть банковский счет в банках-резидентах Республики Казахстан.
Согласно Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» юридическое лицо-нерезидент, для регистрации в качестве налогоплательщика обязано подать в налоговый орган по месту нахождения постоянного учреждения налоговое заявление о постановке на регистрационный учет с приложением нотариально засвидетельствованных копий (при необходимости апостилированных) следующих документов:
2.подтверждающих государственную регистрацию в стране инкорпорации нерезидента, с указанием номера государственной регистрации (или его аналога);
3.подтверждающих налоговую регистрацию в стране инкорпорации нерезидента, с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога) при наличии такого документа.
Что получает клиент, заказывая услугу по получению БИН в Нур-Султане и Караганде от юридической компании «KORGAN»?
Сотрудничая с нами, клиент получает абсолютную готовность к прохождению юридических процедур, помощь и поддержку на всех этапах регистрации и, как итог, успешное прохождение всего процесса и получение свидетельства о регистрации в качестве налогоплательщика!
При получении БИН в городе Нур-Султан и Караганде, клиенту нет необходимости ходить в налоговые органы, так как на юристов выписываются доверенности с правом представления интересов клиента в уполномоченном органе, с правом подачи необходимых заявлений и получения свидетельств, как следствие исключает для клиента трату драгоценного времени на бюрократические процедуры.
Бизнес-идентификационный номер
БИН — бизнес-идентификационный номер — уникальный номер, формируемый для юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства на территории Республики Казахстан.
Регистрационный учёт всех БИН будет осуществляться в специальной информационной системе — национальном реестре бизнес-идентификационных номеров.
Содержание
Получение
Процедура получения не сложная — БИН присваивается органами юстиции автоматически при любом обращении за перерегистрацией.
Для оформления БИН необходимо предоставить следующие документы:
Функционирование
С БИН у юридического лица должны быть следующие документы:
Вычисление контрольных цифр
Для 12-значного РНН, присваиваемого физическому лицу, контрольными являются последние две цифры:
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Бизнес-идентификационный номер» в других словарях:
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — Регистрационный номер налогоплательщика юридического или физического лица, присваиваемый налоговым органом. ИНН обязан указываться во всех платежных документах. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ЛИЧНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР — (personal identification number, PIN) Номер, который присваивается конкретному владельцу кредитной или наличной карточки и используется для его идентификации терминалами системы электронных платежей (electronic funds transfer). Номер известен… … Словарь бизнес-терминов
Номер Идентификационный (Инн) Налогоплательщика-Организации — идентификационный номер налогоплательщика(юридического лица), представляющий собой десятизначный цифровой код, включающий в себя код госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика и собственный порядковый номер… … Словарь бизнес-терминов
Номер, Идентификационный (Инн) Налогоплательщика Физического Лица, Имеющего Статус Предпринимателя — идентификационный номер налогоплательщика(физическое лицо), представляющий собой двенадцатизначный цифровой код, включающий код госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика, и порядковый номер налогоплательщика. Словарь… … Словарь бизнес-терминов
Номер Идентификационный Налогоплательщика (Инн) — регистрационный номер налогоплательщика юридического или физического лица, присваиваемый налоговым органом. И.н.н. обязан указываться во всех платежных документах. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
БИН — БИ БИН Биологический институт биол., образование и наука БИН Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. БИ БИН ботанический институт образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур
Бин — Бин: Фамилия Бин, Алан ЛаВерн астронавт США. Бин, Майкл американский актёр. Бин, Уильям Джексон британский ботаник. Аббревиатура БИН Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН Бизнес идентификационный номер См. также «Мистер… … Википедия
Телефон — (Phone) История возникновения телефона, принцип работы телефона История возникновения телефона, принцип работы телефона, достоинства и недостатки Содержание Содержание Определение История Неэлектрические «» Электрический телефонный аппарат… … Энциклопедия инвестора
Радиочастотная идентификация — EPC RFID метка, используемая в торговой сети англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в… … Википедия
Радиочастотная метка — EPC RFID метка, используемая в торговой сети англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в… … Википедия
Что такое БИН в Казахстане
Аббревиатура БИН знакома всем юридическим лицам и предпринимателям. Рассмотрим подробно, что такое БИН, как его получить и какая информация в нем содержится.
Что такое БИН
БИН, то есть бизнес-идентификационный номер, — это персональный номер, присвоенный юридическому лицу (представительству, отделу) или предпринимателю личной или коллективной деятельности.
БИНы хранятся в национальном реестре Казахстана. На сайтах Комитета по статистике РК и Министерства юстиции РК размещен список зарегистрированных номеров.
Предпринимательская деятельность невозможна без наличия бизнес-идентификационного номера. Он необходим при обращении в любой государственный орган.
БИН — это идентификатор, который указан на большинстве документов конкретного предпринимателя или юридического лица.
Получение БИН в Казахстане
БИН присваивается предпринимателям, юридическим лицам, а также отделам и представительствам при перерегистрации.
Чтобы получить номер, обратитесь в ведомство юстиции по месту регистрации, жительства или нахождения с таким пакетом документов:
Заявителю переоформляют и выдают документы с новым БИНом в течение 3-х или 10-ти рабочих дней. Процедура оплачивается бюджетными средствами, с юридических лиц комиссии не взимаются.
Расшифровка БИН в Казахстане
БИН, расшифровка которого заключается в обозначении цифр, делится на 5 частей, а именно:
Таким образом, в БИНе закодирована основная информация о юридическом лице или предпринимателе. Наличие номера упрощает и ускоряет оформление документов, контроль и регламентацию деятельности со стороны госорганов.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
БИН и ИИН вместо РНН и СИК (комментарий Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров) (А.Лобков, юрист, эксперт по бизнесу)
БИН и ИИН вместо РНН и СИК
(комментарий Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров)
С 13 февраля 2007 года в Казахстане введен в действие и начал действовать (за исключением некоторых статей, о которых будет упомянуто ниже) Закон от 12 января 2007 года № 223-111 «О национальных реестрах идентификационных номеров».
ИН будет двух видов:
После истечения шестимесячного срока со дня введения в действие настоящего Закона:
А) с ИИН должны быть следующие документы:
— свидетельство о рождении (вновь выдаваемые);
— вид на жительство иностранца в РК;
— удостоверение лица без гражданства;
— свидетельство налогоплательщика для иностранцев и лиц без гражданства в случае отсутствия документов РК, удостоверяющих личность.
Б) с БИН должны быть следующие Документы:
1) получающих доходы от прироста стоимости при реализации определенных ценных бумаг в соответствии с налоговым законодательством;
2) владеющих в РК объектами налогообложения;
3) открывающих текущие счета и карт-счета в банках-резидентах инее подлежащих государственной регистрации.
ИН обоих видов, подтвержденные соответствующими документами
будут применяться при:
1) регистрации актов гражданского состояния;
2) выдаче документов, удостоверяющих личность;
3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;
4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также исполнении налоговых обязательств (это подпункт вводится в действие по истечении трех лет и шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона);
5) открытии и ведения банковских счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций ((это подпункт вводится в действие по истечении трех лет и шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона);
6) выдаче документов разрешительного и регистрационного характера;
7) выдаче военного билета и удостоверения личности офицера;
8) статистическом учете;
9) осуществлении внешнеэкономической деятельности;
10) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;
11) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений;
12) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств.
Законом установлено, что регистрация либо прием обращений физических и юридических лиц (филиалов и представительств) для формирования ИН должны производиться:
3) по месту жительства уполномоченного лица совместного индивидуального предпринимательства;
Статья 11 Закона предусматривает, что содержащаяся в национальных реестрах идентификационных номеров министерства юстиции РК информация, касающаяся физического или юридического лица, не может быть предоставлена другому лицу (за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами) без нотариально удостоверенного их согласия в порядке, определенном законодательством РК, а также неправомерно изменена лицами, имеющими доступ к указанной информации в связи с их служебной деятельностью.
Существенно, что при переоформлении выдача вышеперечисленных документов с ИН при условии сдачи в регистрирующие органы (городские и районные подразделения документирования и регистрации органов министерства юстиции) ранее выданных документов должна производиться за счет бюджетных средств. Госпошлину должны будут оплатить лишь те лица, которые свои удостоверения личности и паспорта получают впервые.
Одновременно с изданием комментируемого Закона был издан Закон № 224-111 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров», которым внесены изменения и дополнения в 20 законодательных актов. Большинство этих изменений и дополнений носит редакционный характер (исключаются РНН и СИК, вводится ИИН и БИН). Среди наиболее существенных изменений и дополнений можно отметить, помимо уже отмеченных, следующие:
1. Статья 16 ГК РК дополнена пунктом 3, предусматривающим, что гражданин имеет юридическим адрес, которым признается место его регистрации.
3. Часть пятая статьи 13 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» изложена в следующей редакции: «Документом, подтверждающим присвоение унифицированных идентификационных и других системно-учетных кодов и постановку на учет в Государственном статистическом регистре, является свидетельство о государственной регистрации».
4. В новой редакции изложены следующие пункты статьи 27 Закона РК «О частном предпринимательстве»: «6. При изменении данных, указанных в заявлении на выдачу свидетельства о государственной регистрации, а также в договоре о совместной деятельности (договоре простого товарищества), индивидуальный предприниматель (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) обязан об изменениях сообщить в регистрирующий орган по форме, установленной этим органом. При изменениях данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) обязан осуществить перерегистрацию и получить новое свидетельство.
5. В случае утраты свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (совместного индивидуального предпринимательства) по его заявлению выдается дубликат документа, удостоверяющего государственную регистрацию…».
В целях реализации комментируемого Закона распоряжением премьер-министра РК от 14 марта 2007 года № 56-р утвержден следующий Перечень постановлений Правительства РК, которые должны быть приняты в ближайшее время:
1. Об утверждении Правил создания, ведения и использования национальных реестров идентификационных номеров.
2. Об утверждении требований к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении документов, удостоверяющих личность.
3. Об утверждении Правил формирования идентификационного номера, обращения физических и юридических лиц (филиалов и представительств), а также индивидуальных предпринимателей для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов.
Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 223-III «О национальных реестрах идентификационных номеров» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.11.2021 г.)
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О национальных реестрах идентификационных номеров
См. о внесении изменений в настоящий Закон:
Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2023 г.)
Настоящий Закон определяет цели, задачи, принципы и правовые основы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров на основе формирования для физического, юридического лица (филиала и представительства) идентификационного номера.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. )
Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
2. Специальные понятия законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Закона.
3. Официальным сокращением при указании идентификационных номеров на документах признается:
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров
1. Законодательство Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV ( см. стар. ред. )
Статья 3. Цель и задачи создания, ведения национальных реестров идентификационных номеров и формирования идентификационного номера
1. Целью создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров является переход к единой системе регистрации сведений, относящихся к определенному лицу, на основе введения в Республике Казахстан идентификационного номера.
2. Задачами создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров являются:
1) актуализация информационных баз данных государственных органов и исключение дублирования информации;
В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. )
2) совершенствование механизма управления и использования электронных информационных ресурсов;
3) совершенствование взаимоотношений физических и юридических лиц с государственными органами посредством ускорения и упрощения процедур при их обращениях.
3. Формирование идентификационного номера для физического или юридического лица (филиала и представительства) осуществляется для сохранения сведений, относящихся к определенному физическому или юридическому лицу (филиалу и представительству) в национальных реестрах идентификационных номеров и информационных системах государственных органов и иных государственных учреждений.
4. Идентификационный номер применяется при:
1) регистрации актов гражданского состояния;
2) выдаче документов, удостоверяющих личность;
3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 16.11.15 г. № 406-V (введены в действие с 1 июля 2017 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.01.21 г. № 407-VI ( см. стар. ред. )
4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование, а также исполнении налоговых обязательств, за исключением осуществления платежей и переводов денег иностранцами и лицами без гражданства;
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
5) открытии и ведении банковских счетов в банках, филиалах банков-нерезидентов и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, за исключением корреспондентских счетов иностранных банков-корреспондентов и сберегательных счетов юридических лиц-нерезидентов, иностранцев и лиц без гражданства;
6) выдаче документов разрешительного характера;
7) выдаче документов регистрационного характера;
8) выдаче военного билета, удостоверения личности офицера;
9) ведении статистических регистров;
10) осуществлении внешнеэкономической деятельности;
11) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;
12) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений;
13) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств;
14) государственной регистрации (перерегистрации) индивидуальных предпринимателей;
15) других случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 4. Принципы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров и формирования идентификационного номера
Создание и ведение национальных реестров идентификационных номеров, формирование идентификационного номера осуществляются в соответствии с принципами законности, единства, обязательности, уважения и защиты прав и свобод граждан, конфиденциальности, обеспечения целостности и сохранности электронных информационных ресурсов.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) устанавливает порядок формирования идентификационного номера;
2) устанавливает порядок создания, ведения и использования национальных реестров идентификационных номеров;
3) определяет требования к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении документов, удостоверяющих личность;
Статья дополнена подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
1) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию, ведению и использованию национальных реестров идентификационных номеров;
2) осуществляет ведение национальных реестров идентификационных номеров;
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
3) централизованно осуществляет формирование идентификационного номера и предоставляет информацию регистрирующим и другим государственным органам и иным государственным учреждениям;
4) осуществляет организацию изготовления документов с идентификационным номером;
5) устанавливает порядок ведения классификаторов и справочников идентификационных данных, их структуру, состав и формат;
Статья дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7. Ведение национальных реестров идентификационных номеров
1. Ведение национальных реестров идентификационных номеров обеспечивается соответствующими информационными системами.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.) ( см. стар. ред. )
2. Национальные реестры идентификационных номеров являются электронным информационным ресурсом для информационных систем государственных органов, учреждений и иных юридических лиц Республики Казахстан.
3. Национальные реестры идентификационных номеров содержат:
1) сведения об идентификационных номерах, содержащих данные о дате рождения, поле физического лица, государственной регистрации юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимательства в виде совместного предпринимательства;
2) сведения, получаемые от регистрирующих и других государственных органов и иных государственных учреждений;
3) информацию о всех изменениях сведений, входящих в состав национальных реестров идентификационных номеров.
Заголовок статьи 8 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
Статья 8. Обязанности регистрирующих органов, государственных органов и иных государственных учреждений, осуществляющих ведение национальных реестров идентификационных номеров
1. Уполномоченный орган обязан осуществлять:
1) формирование идентификационного номера в течение одного рабочего дня с момента обращения регистрирующих органов;
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
2) предоставление информации регистрирующим органам и иным государственным учреждениям не позднее двух рабочих дней с момента их обращений.
2. Регистрирующие органы обязаны осуществлять:
1) своевременное представление сведений в уполномоченный орган для формирования идентификационного номера в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений;
2) представление сведений уполномоченному органу для пополнения и поддержания актуального состояния данных информационных систем национальных реестров идентификационных номеров в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений;
3) представление сведений уполномоченному органу для исключения или условного исключения идентификационных номеров из национальных реестров идентификационных номеров в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений.
3. Государственные органы и иные государственные учреждения обязаны осуществлять:
1) представление сведений, установленных Правительством Республики Казахстан, уполномоченному органу для пополнения и поддержания актуального состояния данных информационных систем национальных реестров идентификационных номеров в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений;
2) представление сведений уполномоченному органу для исключения или условного исключения идентификационных номеров из национальных реестров идентификационных номеров в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений.
См.: Правила информационного взаимодействия интеграционной части Государственной базы данных «Физические лица» и Единой информационной системы здравоохранения Республики Казахстан
Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. )
4. Обеспечение защиты электронных информационных ресурсов в информационных системах национальных реестров идентификационных номеров осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Ведение национальных реестров идентификационных номеров осуществляется за счет бюджетных средств.
Глава 2. Формирование, исключение или условное исключение идентификационного номера
Статья 9. Формирование идентификационного номера
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.01.13 г. № 74-V ( см. стар. ред. )
2. Интегральная микросхема, содержащая индивидуальный идентификационный номер, размещается на документах, удостоверяющих личность, указанных в подпунктах 2)-7) пункта 3 настоящей статьи.
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.01.13 г. № 74-V ( см. стар. ред. )
3. Документами с индивидуальным идентификационным номером являются:
1) свидетельство о рождении;
3) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;
4) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;
Пункт дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 421-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введены в действие со 2 января 2021 г.) ( см. стар. ред. )
5) удостоверение лица без гражданства;
В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
8) регистрационное свидетельство для иностранцев и лиц без гражданства;
Пункт дополнен подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введено в действие со 2 января 2021 г.)
9) проездной документ.
4. Документами с бизнес-идентификационным номером являются:
1) исключен в соответствии с Законом РК от 30.11.16 г. № 26-VI (введено в действие с 1 января 2017 г.) ( см. стар. ред. )
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. )
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. )
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) ( см. стар. ред. )
4) регистрационное свидетельство для юридических лиц-нерезидентов:
являющихся налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 650 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
владеющих в Республике Казахстан объектами налогообложения ;
являющихся дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан;
осуществляющих деятельность через зависимого агента, который рассматривается как его постоянное учреждение согласно пункту 9 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введены в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
5. Государственные органы и иные государственные учреждения обязаны учитывать идентификационный номер при выдаче документов регистрационного, разрешительного и иного характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Банки, филиалы банков-нерезидентов и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны учитывать идентификационный номер, а также контролировать правильность указания в соответствии с алгоритмом формирования бизнес-идентификационного номера и (или) контрольного разряда в индивидуальном идентификационном номере в соответствии с алгоритмом его расчета, установленным законодательством Республики Казахстан.
См.: Письмо Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан от 11 ноября 2009 года № 11-03-13/12658
Пункт 6 изложен в редакции Закона РК от 29.01.13 г. № 74-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
6. Формирование индивидуального идентификационного номера осуществляется:
В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
1) для граждан Республики Казахстан при выдаче впервые :
свидетельства о рождении;
паспорта гражданина Республики Казахстан;
удостоверения личности гражданина Республики Казахстан;
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
2) для иностранцев и лиц без гражданства при выдаче впервые:
вида на жительство в Республике Казахстан;
удостоверения лица без гражданства;
Пункт дополнен подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 421-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введены в действие со 2 января 2021 г.) ( см. стар. ред. )
2-1) для этнических казахов при присвоении статуса кандаса ;
3) исключен в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
При повторной и последующей выдаче документов, указанных в настоящем пункте, формирование нового индивидуального идентификационного номера не производится, кроме случаев усыновления (удочерения), а также несоответствия контрольного разряда в индивидуальном идентификационном номере алгоритму его расчета.
7. Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства, производится по индивидуальному идентификационному номеру.
Присвоение нового индивидуального идентификационного номера при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства, не производится.
8. Формирование бизнес-идентификационного номера осуществляется:
1) для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в виде совместного индивидуального предпринимательства, одновременно при государственной регистрации совместного индивидуального предпринимательства;
2) для юридических лиц-резидентов, их филиалов и представительств одновременно при их регистрации;
3) для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через филиалы и представительства (с образованием постоянного учреждения), одновременно при их учетной регистрации;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введены в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
4) при регистрации в органе государственных доходов в качестве налогоплательщиков юридических лиц-нерезидентов:
являющихся налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 650 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
являющихся дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан;
осуществляющих деятельность через зависимого агента, который рассматривается как его постоянное учреждение согласно пункту 9 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
осуществляющих деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства;
владеющих в Республике Казахстан объектами налогообложения;
открывающих текущие счета в банках-резидентах, филиалах банков-нерезидентов.
9. При изменении сведений, входящих в структуру идентификационного номера, процедура перерегистрации не производится.
10. Регистрация либо прием обращений физических и юридических лиц (филиалов и представительств) для формирования идентификационного номера осуществляется:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
1) по месту фактического пребывания:
для формирования индивидуального идентификационного номера;
2) исключен в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
3) по месту жительства уполномоченного лица совместного индивидуального предпринимательства;
4) по местонахождению:
для юридических лиц (филиалов и представительств), в том числе для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) ( см. стар. ред. )
5) по месту нахождения резидента или консорциума, обладающего правом недропользования в Республике Казахстан, имущество которого составляет 50 и более процентов стоимости реализованных акций, долей участия или активов юридического лица-нерезидента, являющегося налоговым агентом в соответствии с пунктом 8 статьи 650 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. )
6) по местонахождению и (или) регистрации объектов налогообложения :
для нерезидентов, приобретающих и (или) владеющих в Республике Казахстан объектами налогообложения;
Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
7) по местонахождению банка-резидента, филиала банка-нерезидента:
Статья 10. Исключение или условное исключение идентификационного номера из национальных реестров идентификационных номеров
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
1. Индивидуальный идентификационный номер исключается из Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров:
1) со смертью физического лица;
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.01.13 г. № 74-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
2. Индивидуальный идентификационный номер условно исключается из Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров:
1) после вступления в силу решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим, сведения о котором представляются в порядке, объемах и сроки, которые установлены государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов;
2) при выезде нерезидентов из Республики Казахстан;
3) после вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) при изменении сведений об усыновленном ребенке, его персональных данных;
4) после вступления в силу решения суда об объявлении физического лица умершим;
5) в случае выезда физического лица за пределы республики на постоянное место жительства;
Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
6) в случае закрытия физическим лицом-нерезидентом текущего счета в банке-резиденте, филиале банка-нерезидента;
7) при прекращении прав физического лица-нерезидента на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
8) в случае прекращения физическим лицом-нерезидентом предпринимательской деятельности в Республике Казахстан;
9) в случае отмены решения суда об усыновлении (удочерении).
При повторной и последующих регистрациях физических лиц в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2), 5), 6), 7) и 8) части первой настоящего пункта, выдается документ с ранее сформированным индивидуальным идентификационным номером.
Индивидуальный идентификационный номер физических лиц в случаях, предусмотренных подпунктами 3) и 4) части первой настоящего пункта, подлежит восстановлению после отмены решения суда об усыновлении (удочерении) либо объявлении физического лица умершим.
Индивидуальный идентификационный номер физических лиц в случае, предусмотренном подпунктом 9) части первой настоящего пункта, подлежит восстановлению после отмены решения суда об отмене решения суда об усыновлении (удочерении).
3. Бизнес-идентификационный номер исключается из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров:
1) при ликвидации юридического лица (филиала, представительства);
Пункт 3 дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.)
1-1) при прекращении деятельности филиала иностранного юридического лица, предметом деятельности которого является оказание финансовых услуг;
2) при прекращении осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в виде совместного индивидуального предпринимательства;
3) при прекращении прав юридического лица-нерезидента на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
4) в случае закрытия юридическим лицом-нерезидентом текущего счета в банке-резиденте, филиале банка-нерезидента;
5) в случае прекращения юридическим лицом-нерезидентом предпринимательской деятельности в Республике Казахстан и выбытия из Республики Казахстан.
4. Условное исключение бизнес-идентификационного номера из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров не производится.
5. Исключение или условное исключение идентификационного номера из национальных реестров идентификационных номеров производится на основании обращений государственных органов, физических и юридических лиц. Исключенные или условно исключенные идентификационные номера подлежат сохранению в базе информационных систем национальных реестров идентификационных номеров.
Статья 11. Тайна сведений
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V ( см. стар. ред. )
1. Сведения, содержащиеся в национальных реестрах идентификационных номеров, кроме информации, являющейся общедоступной, не подлежат разглашению, за исключением случаев представления сведений:
1) регистрирующим органам в целях поддержания актуального состояния данных информационных систем национальных реестров идентификационных номеров на основании письменного разрешения уполномоченного органа;
2) органам, осуществляющим в соответствии с законом уголовное преследование;
3) судам в ходе рассмотрения дел об определении ответственности за правонарушения;
Пункт1 дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 168-VI
3-1) кредитному бюро с государственным участием в целях формирования базы данных кредитных историй;
Пункт дополнен подпунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI
3-2) фонду социального медицинского страхования в целях формирования данных информационной системы и электронных информационных ресурсов системы обязательного социального медицинского страхования;
Пункт дополнен подпунктом 3-3 в соответствии с Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.)
3-3) Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан для создания, ведения и использования реестра бизнес-партнеров в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
Пункт дополнен подпунктом 3-4 в соответствии с Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI
3-4) центральному депозитарию для целей ведения системы учета центрального депозитария;
Пункт дополнен подпунктом 3-5 в соответствии с Законом РК от 09.06.21 г. № 49-VII
3-5) адвокатам в рамках оказания юридической помощи при направлении адвокатского запроса в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, через единую информационную систему юридической помощи;
Пункт дополнен подпунктом 3-6 в соответствии с Законом РК от 18.11.21 г. № 73-VII
4) в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI ( см. стар. ред. )
2. Информация, касающаяся физического или юридического лица, за исключением общедоступной информации, предоставляется с согласия физического или юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.
3. Не допускаются утрата документов государственных баз данных информационных систем или иных носителей информации, содержащих сведения о физических и юридических лицах, а равно их неправомерное изменение лицами, имеющими доступ к указанной информации в связи с их служебной деятельностью.
Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров
Нарушение законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Закона
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.07.10 г. № 327-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) ( см. стар. ред. )
См.: Письмо Национального Банка Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 29203/4921 «О переносе срока перехода на использование идентификационных номеров»
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.07.10 г. № 327-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) ( см. стар. ред. )
3. Документы, перечисленные в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Закона, за исключением свидетельств о рождении, признаются недействительными в случае отсутствия в них сформированного идентификационного номера с 1 января 2013 года.
До 1 января 2013 года используются идентификационный код Общего классификатора предприятий и организаций, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код.