что такое биеннале в венеции
Венецианская биеннале
Венецианская биеннале — один из самых известных форумов мирового искусства, международная художественная выставка, проводящаяся раз в два года с участием международного жюри.
Содержание
История
Номер | Год | Куратор |
---|---|---|
43 | 1988 | Giovanni Carandente |
44 | 1990 | Giovanni Carandente |
45 | 1993 | Акилле Бонито Олива (Achille Bonito Oliva) |
46 | 1995 | Жан Клер (Jean Clair) |
47 | 1997 | Джермано Челант (Germano Celant) |
48 | 1999 | Харальд Зееман (Harald Szeemann) |
49 | 2001 | Харальд Зееман |
50 | 2003 | Франческо Бонами (Francesco Bonami) |
51 | 2005 | Мария де Корраль (Maria de Corral) и Роза Мартинес (Rosa Martinez) |
52 | 2007 | Роберт Сторр (Robert Storr) |
2008 | Аарон А. Бецки (Aaron A. Betsky) | |
53 | 2009 | Даниель Бирнбаум (Daniel Birnbaum) |
Русский павильон на биеннале
52-я Биеннале
Тема 52-й Венецианской биеннале (10 июня — 21 ноября 2007 года) — «Think with the Senses — Feel with the Mind. Art in the Present Tense». Куратор главной экспозиции биеннале — художник и арт-критик Роберт Сторр (Robert Storr), который сделал акцент на африканское искусство.
Награды 52-й Венецианской биеннале — «Золотые Львы» были присуждены:
«Почетного упоминания» удостоились болгарин Недко Солаков (проект «Дискуссия») и павильон Литвы (проект «Вилла Литва»).
Российский павильон для 52-й биеннале подготовили куратор Ольга Свиблова и комиссар Василий Церетели, выставочная программа называется Click «I hope». Художники — АЕС+Ф, Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков, Юлия Мильнер, Александр Пономарев.
53-я Биеннале
Тема 53-й Венецианской биеннале (6 июня — 22 ноября 2009 года) — «Making Worlds». Куратор главной экспозиции биеннале — арт-критик и куратор Даниель Бирнбаум (Daniel Birnbaum). Только в основной экспозиции участвовало 90 художников, и 77 стран в национальных павильонах.
Жюри 53-й Биеннале: Джек Банковски, США (Jack Bankowsky, USA), Хоми К. Баба, Индия (Homi K. Bhabha, India), Сарат Махарай, ЮАР (Sarat Maharaj, South Africa), Юлия Восс, Германия (Julia Voss, Germany), президент жюри — Анжела Ветес, Италия (Angela Vettese, Italy).
Награды 53-й Венецианской биеннале — «Золотые Львы» были присуждены:
«Золотое львы» за вклад в искусство были присуждены Йоко Оно и Джону Балдессару:
«Йоко Оно — ключевая фигура послевоенного мира. Пионер перформанса и концептуального искусства, она является одним из наиболее влиятельных художников нашего времени. Задолго до того, как она стала символом популярной культуры и активистом борьбы за мир, она создала художественные стратегии, которые оставили яркий след как в культуре ее родной Японии, так и на Западе».
Yoko Ono a key figure in post-war art. A pioneer in performance and conceptual art, she is one of the most influential artists of our time. Long before becoming an icon in popular culture and in peace activism, she developed artistic strategies that have left a lasting mark both in her native Japan and in the West.
«Джон Балдессари — один из наиболее значимых художников. Его часто называют самым авторитетным учителем в искусстве нашего времени. Кроме того, он создал совершенно своеобразный художественный язык. С 1960-х он работал в самых разных направлениях, и выдающийся корпус его работ оказал влияние на несколько поколений художников».
John Baldessari one of today’s most important visual artists. Often named the most important art teacher of our times, he has above all developed a visual language entirely his own. Since the 1960s, he has worked in many disciplines and has produced an outstanding body of work that has inspired several generations of artists.
Почетное упоминание получили:
Одним из новшеств 53-й биеннале было активное участие в нем не только художников, но и поэтов. С 3 по 7 июня Московский поэтический клуб представил перформансы с участием русских, европейских и американских поэтов и художников. По замыслу Даниеля Бирнбаума, выступления поэтов разнообразили и обогатили основную программу Биеннале. Во время выступлений поэтов художники Александр Джикия, Аня Желудь, Катя Марголис создали на огромных листах графические произведения, в режиме реального времени иллюстрируя стихи читающих поэтов. Художница Гиула Хаджигеоргиу и архитектор Иоаннис Эпаминондас спроектировали раскладывающуюся деревянную платформу, на которой поэты и художники представили свои работы и перформансы.
Кураторы проекта — Даниель Бирнбаум, Евгений Бунимович. Координаторы — Александр Рытов (Россия), Евгений Никитин (Россия), Кристос Саввидис (Греция), Лидия Хаджиякову (Греция)
Российские участники 53-й Биеннале
В павильоне России в саду Джардини была представлена экспозиция «Победа над будущим» (куратор — Ольга Свиблова). В нее вошли проекты семи художников, работающих в разных жанрах — живопись, скульптура и инсталляции. Это Алексей Каллима («Теорема дождя»), Андрей Молодкин («Красное и черное»), Гоша Острецов (Art Life или муки творчества), Анатолий Журавлев («Черные дыры») и Сергей Шеховцов («Картуш»); Ирина Корина создала пятиметровую скульптурную композицию «Фонтан», а Павел Пепперштейн подготовил для экспонирования серию картин «Перспективы развития».
Российский фонд поддержки современного искусства Stella Art Foundation в венецианском музее искусства XVIII века Ка’Реццонико (Palazzo Ca’Rezzonico) провела выставку «Этот смутный объект искусства», на которой были представлены произведения концептуалистов и художников соц-арта.
Центр современной культуры «Гараж» представил мексиканского художника Гектор Замора, который подготовил реплику дирижабля, как бы застрявшего в узкой венецианской улице поблизости от здания Кордерия. В его проект также вошла серия графических изображений с использованием фотомонтажа, на которых в привычные венецианские виды вмонтированы дирижабли.
Московский музей современного искусства и компания New Rules при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представили персональную выставку Александра Виноградова и Владимира Дубосарского Danger! museum («Осторожно! музей»). Художники при помощи монументальных полотен, в которых синтезируются образы ренессанса, авангарда и масс-медийные фигуры, рассказали о тайной жизни воображаемого музея.
Государственный центр современного искусства и Московский музей современного искусства представили международный проект Unconditional Love, в котором приняли участие группа АЕС+Ф, Марина Абрамович, Олимпия Скерри, Жауме Пленса, Вим Дельвуа. По замыслу организаторов, проект призван изучить личность в состоянии любви и должен заставить людей хотя бы на короткое время забыть о схемах, в которых они живут, вернуть их к истокам душевной силы.
Венецианская арт-биеннале. Зачем ехать и как ориентироваться? Все довольно просто. Объясняем
Раз в два года тысячи человек со всего мира приезжают в Венецию, чтобы посмотреть на современное искусство. 13 мая Венецианская арт-биеннале открылась в 57-ой раз. Если вы ни разу не оказывались среди ее посетителей, рассказываем, с чего начать и на что смотреть. И зачем вообще это нужно.
Кто выставляется?
Венецианская арт-биеннале — что-то вроде чемпионата мира по футболу, только в сфере искусства. Каждая страна готовит свою программу и выставляет самых интересных современных художников. Профессиональное жюри их оценивает и вручает приз «Золотой лев» за лучший национальный павильон, а также отмечает нескольких отдельных авторов, представленных в общих павильонах. Одновременно с основной конкурсной программой проходит параллельная программа (так называемые «collateral events»), многочисленные «открытые столы» («open table») с участием профессионалов и звезд арт-индустрии, а также образовательные программы. Все это длится несколько месяцев. Несмотря на то, что Венецианская биеннале является не единственной международной арт-площадкой, считается, что именно она задает тон и во многом определяет те направления, в котором развивается мировое искусство.
Инсталляция Лиллианы Портер, Аргентина, на биеннале 2017
История Венецианской биеннале началась в 1895 году, но особенно популярной она стала в послевоенные годы, когда на биеннале стал показываться общепризнанный мировой авангард. В 1940-1950-х годах награды в Венеции получили Жорж Брак, Анри Матисс, Рауль Дюфи, Макс Эрнст. В 1950 году на павильоне США были представлены Поллок и Де Кунинг, а в 1964-м, благодаря тому же американскому павильону, международное признание получил поп-арт: гран-при конкурса досталось Роберту Раушенбергу.
С 1972 года биеннале становятся тематическими. Тему объявляет специально назначенный куратор основного проекта, и всем участникам предлагается следовать обозначенной теме. Темы бывают связаны с искусством или отражают актуальные мировые вопросы. Например, в 1986 году темой биеннале стало «Искусство и наука», в 2003-м — «Мечты и конфликты», в 2015-м — «Все будущее мира».
В этом году куратором Венецианской биеннале была назначена Кристин Масель (историк искусств, главный куратор Центра Помпиду в Париже), а темой биеннале стало: «Viva Arte Viva» («Да здравствует живое искусство!»). Свой выбор Кристин Масель объясняет тем, что в мире, полном конфликтов и потрясений, искусство становится главной ценностью, соединяющей людей, природу и космос. При этом, по ее словам, возрастает роль и ответственность художника, так как в условиях мировой нестабильности во многом именно художники формируют картину будущего.
Участие в программе 57-ой Венецианской биеннале принимают более 80 государств: от США и Китая до крошечных Кирибати и Тувалу. Внутри основного выставочного пространства есть отдельный русский павильон; также Россия участвует в параллельной программе с выставкой «Man as Bird».
Посетители биеннале 2017
Кто смотрит?
На предпоказы, которые начинаются за три дня до официального открытия биеннале, приходят специалисты: кураторы, художники, коллекционеры, журналисты, члены жюри. В день официального открытия (в этом году он случился 13 мая) объявляются победители конкурса. Дальше билеты на биеннале поступают в свободную продажу, и профессиональная публика постепенно сменяется любителями искусства со всего мира и многочисленными туристами. В последние годы каждую арт-биеннале посещают около полумиллиона иностранцев. В отличие от ряда других международных арт-выставок, куда съезжаются коллекционеры со всего мира, в Венеции работы купить нельзя. Опыт посещения биеннале напоминает, скорее, поход в невероятный по размерам музей, состоящий из нескольких комплексов и рассказывающий о том, куда движется мировое искусство.
Как туда попасть и все успеть?
Билеты для публики на биеннале недорогие: 25 евро полная цена, или 15 евро для студентов и людей младше 26 лет. Аккредитацию для прессы на дни предпоказов тоже дают легко: достаточно заполнить заявку и прислать ссылку на релевантную публикацию в вашем СМИ.
Билеты можно купить заранее на сайте или сделать это на месте. Очереди бывают, но сумасшедшего ажиотажа обычно нет. Имеет смысл покупать билет за 30 евро, дающий право посещения сразу на два дня, — за один успеть все посмотреть очень сложно.
Основная программа проходит в двух больших комплексах: парке Giardini и на бывших военных складах Arsenale. Начинать осмотр можно с любого места. От одного комплекса до другого минут 20 нужно идти пешком (чтобы не заблудиться, везде расставлены указатели), также между ними курсирует бесплатный катер. На входе стоит взять бумажный гид с картой, в котором указаны, какие страны на каких площадках представлены; или купить более подробный путеводитель, который, помимо прочего, представляет художников и объясняет смысл их работ. Помимо павильонов, представляющих отдельные страны, есть павильоны, в которых собраны работы художников разных стран. В этом году таких павильонов девять: Of Artists and Books, Of Joys and Fears, Of the Common, Of the Earth, Of Traditions, Of Shamans, Dionysian Pavillion, Of Colors, Of Time and Enfinity. Они также находятся на площадках Giardini и Arsenale.
Но ими двумя пространство биеннале не ограничивается. В параллельной программе задействованы еще около 20 площадок, кроме того, регулярно происходят уличные перформансы — так что следует активнее смотреть по сторонам.
Выставки в Giardini работают с 10:00 до 18:00, в Arsenale с 10:00 до 20:00, понедельник — выходной. Двух дней на то, чтобы обойти все самое интересное, должно хватить. В этом году биеннале продлится до 26 ноября.
На что обратить внимание?
Официально лучшим павильоном 2017 года признан павильон Германии (находится в Giardini), на котором художница Анне Имхоф представила проект «Фауст». Ее работа объединяет живопись, скульптуру, инсталляции и живой перформанс.
Инсталляция «Faust» (фото deutscher-pavillon.org)
В павильоне «Of Artists and Books», который также находится в Giardini, трудно пройти мимо инсталляции датско-исландского художника Олафура Элиассона «Green light». В ней принимают участие беженцы, в основном из Сирии и Афганистана, получившие временное убежище в Вене. Совместно с публикой биеннале они создают по эскизу художника зеленые лампы особой геометрической формы, которые поступают затем в продажу. Каждая лампа — результат совместного труда, без которого создание конечного продукта невозможно.
Проект «Green light»
Павильон Грузии в Arsenale выставляет настоящий деревенский грузинский дом (он специально перевезен в Венецию), внутри которого постоянно льет «дождь». По замыслу художника Вахико Чачкхиани, со временем под действием влажности интерьер дома изменится: объекты домашнего обихода развалятся и обрастут мхом.
Италию в национальном павильоне представляют художники Джорджиан Кало, Роберто Куоги и Аделина Хасни-Бей. Их выставка называется «The Magic World» — в честь одноименной книги, выпущенной после Второй мировой войны. Ее автор, антрополог и философ Эрнесто Мартино, исследовал важность магии, ритуалов и веры в разных культурах, особенно в кризисные времена. Самая тревожащая часть экспозиции выполнена Куоги: в темном павильоне разложены пластиковые тела размером в натуральный человеческий рост и опирающиеся на иллюстрации средневекового трактата «О подражании Христу». Инсталляция создает атмосферу ночного кошмара, в котором Христос бесконечно повторяет круг смерти: есть много концов и нет начала.
Инсталляция итальянского павильона
Инсталляция итальянского павильона
Как представлена Россия?
У России есть свой павильон, который участвует в основной программе. Это отдельный дом в парке Giardini, спроектированный архитектором Алексеем Щусевым и открытый еще в 1914 году. Наравне с павильонами других стран, он регулярно борется за «Золотого льва», но пока ни разу эту награду не получал. Хотя в нем выставлялись почти все значимые русские художники своих лет: от Врубеля и Петрова-Водкина до Кукрыниксов и Кабакова.
Российский павильон в Венеции (спроектирован Щусевым в 1914 году)
В этом году Россия выступает под названием «Theatrum Orbis». Оно объединяет три проекта российских художников: «Смену декораций» Гриши Брускина, «Блокированный контент» Recycle Group и 10-минутную видео работу Саши Пироговой «Сад».
Российский павильон благосклонно отмечается мировой критикой. Британская The Guardian характеризует его как «spectacular as ever» и рассказывает про двуглавого орла Брускина, который реет над миллионом крошечных рабочих — белых скульптур. Здесь есть и танки с бомбардировщиками, и солдаты, и аллюзия на советское прошлое и путинскую Россию. Гриша Брускин (в этом году ему исполняется 71 год) — один из самых известных современных художников российского происхождения. Он живет и работает между Нью-Йорком и Москвой.
Инсталляция Гриши Брускина
Выставка группы Recycle посвящена виртуальной реальности. Чтобы понять ее смысл, зрители должны скачать апп на свой телефон или воспользоваться планшетом смотрителей. Части человеческих тел, будто замурованных в стену, в этот момент оживают, а их тела передают на экран планшета или телефона тепло. «Блокировка значит смерть» — такова главная мысль этого проекта.
Инсталляция Recycle Group
Видео-арт Саши Пироговой показывает хоровод людей, которые с помощью танца постепенно освобождаются от оцепенения и возрождаются к жизни. «У нас достаточно драматичное восприятие: есть жизнь, а есть что-то мрачное, непонятное и страшное, — говорит художница. — Хочется просто сказать, что это не страшно».
В рамках параллельной программы Венецианского биеннале, в Palazzo Soranzo Van Axel, проходит также большая выставка, организованная Пушкинским музеем. Она называется «Man as Bird. Image of Journey». На ней представлены работы 14 российских художников и художников других стран, которые объединяются темой путешествий по планете. Это первый опыт сотрудничества музея с Венецианской биеннале, и его главная задача, по словам его директора и одного из кураторов этой выставки Марии Лошак, — показать современные направления работы Пушкинского музея.
На выставке Man as Bird
В «Павильоне традиций» участвует также российская художница Ирина Корина, представляющая иммерсивное пространство «Благие намерения», которое напоминает московскую городскую иллюминацию. В «Павильоне художников и книг» участвует молодая, но уже прославленная художница из Дагестана Таус Махачева, представляющая часовое видео, герой которого Расул Абдаков ходит по канату над пропастью, создавая своего рода мост между традициями Запада и Востока.
Видео-арт Таус Махачевой
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на открытии выставки «Man as Bird»
Чем еще заняться в Венеции?
До 3 декабря, почти одновременно с арт-биеннале, в Palazzo Grassi и Punta della Dogana, проходит большая выставка одного из самых известных британских художников Дамиена Херста «Treasures from the Wreck of the Unbelievable». Работа над ней заняла почти десять лет, и на ней показаны «находки» с несуществующего затонувшего корабля Apistos («Невероятный»). Согласно легенде, Apistos ушел под воду около двух тысяч лет назад вместе с грузом глобальных артефактов, а в 2008 году был обнаружен на дне восточного побережья Африки. Херст стал тем человеком, который поднял со дна и отреставрировал сокровища корабля, показав их впоследствии широкой публике.
Treasures from the Wreck of the Unbelievable, выставка Херста
Treasures from the Wreck of the Unbelievable, выставка Херста
Подводные сокровища Херста — одна из самых обсуждаемых мировых арт-выставок года. Но если после похода по биеннале сил на современное искусство больше не остается, всегда есть возможность сесть в одном из старинных кафе, заказав местное Prosecco или Aperol Spritz. Можно позвать друзей: наверняка в те же дни в Венеции окажется немало знакомых. Венецианская биеннале — как раз про это: искусство, профессиональная и около- тусовка, апероль. В каких пропорциях смешивать этот коктейль, каждый решает сам, но его воздействие в любом случае вряд ли разочарует.
Текст, фото и видео: Катерина Никитина
Homepage
La Biennale di Venezia
La Biennale di Venezia
La Biennale di Venezia
La Biennale di Venezia
La Biennale di Venezia
Biennale Store
The new call for site-specific performances is now online. Deadline for applications: 17 January 2022.
Addressed to young composers and performers from Italy and abroad. Deadline for applications: 31 January 2022.
A programme for university students enrolled in a university based in Italy. Applications deadline: 12 December 2021.
From Azerbaijan, Finland, Kazakhstan, Iran, Italy, and USA. From 3-6 December 2021 the teams will participate in the first of two workshops.
The number of visitors exceeded that of the 2018 edition (pre-Covid).
The closing days of the Biennale Architettura 2021 include a rich programme of meetings and panels from 13-20 November, also available in live streaming.
Exceeding the numbers of the 2018 edition. Last 6 days to visit the 17th Architecture Exhibition with a dense programme of meetings and talks.
The Golden Lion for Lifetime Achievement goes to composer Giorgio Battistelli; the Silver Lion goes the percussion ensemble Ars Ludi.
4 events open to the public in the Library of the Historical Archives of Contemporary Arts (ASAC) from 10-18 November.
Gallery
How will we live together?
How will we live together?
How will we live together?
How will we live together?
How will we live together?
How will we live together?
78th Venice International Film Festival
How will we live together?
How will we live together?
Biennale Educational
This special programme includes activities, workshops, and initiatives for schools, children, adults, families, and universities.
Biennale Store
The virtual store of La Biennale di Venezia. Discover all the publications on sale and buy online.
Biennale History
James Stirling
Book pavilion
Focus on
Biennale College 2022
The project aims to encourage young talents by offering them the opportunity to work side by side with Masters to develop “creations”. It also offers internship programmes to students from universities based in Italy.
Biennale Arte 2022
The 59th International Art Exhibition will take place from 23 April to 27 November 2022 (pre-opening on 20, 21 and 22 April), curated by Cecilia Alemani and titled The Milk of Dreams.
History of La Biennale di Venezia
The first International Art Exhibition took place in 1895, followed in the 1930s by the Festivals of Music, Cinema, and Theatre. There followed Architecture (since 1980) and Dance (since 1999).
Biennale Channel
La Biennale di Venezia
Departments
What’s On
La Biennale di Venezia
Contact us
Ca’ Giustinian, San Marco 1364/A
30124 Venice
Tel. +39 041 5218711
email info@labiennale.org
Press
Press Office info and contact persons:
Art, Architecture / Cinema / Dance, Music, Theatre
Ca’ Giustinian, San Marco 1364/A, Venice
Newsletter
Subscribe to the Newsletter and get the latest info on our programmes and initiatives.
Follow us
We use cookies and third-party cookies to enhance your navigation experience of our website. To learn more and modify your settings go to our Privacy Policy.
By continuing to navigate you declare to accept and consent to the use of cookies pursuant to the relevant terms and conditions.