что такое бендикс в тракторе
БЕНДИКС (обгонная муфта)
БЕНДИКС (обгонная муфта) — это шестеренка хитрая, которая двигается на валу стартера и сначала входит в зацепление с маховиком и передает вращение двигателю, а потом, когда двигатель заведется, выдергивается из зацепления.
• Устройство бендикса (обгонной муфты)
Если не вдаваться в тонкости, то в устройстве любой обгонной муфты (часто ее еще называют по имени изобретателя – бендикс) обязательно должны присутствовать ведущая обойма (наружное кольцо) с роликами и прижимными пружинами и ведомая обойма (внутреннее кольцо), конструктивно объединенная с шестерней. В ведущей обойме есть клиновые каналы, в широкой части которых подпружиненные ролики свободно вращаются, а в узкой стопорятся между ведущей и ведомой обоймами. Роль пружин загонять ролики в узкую часть каналов.
А – бендикс стартера в сборе (обгонная муфта 1 006 209 506 производства компании Bosch);
Б – обгонная муфта в разборе (взрыв-схема);
1 – кожух обгонной муфты; 2 – ведомая обойма с шестерней; 3 – кольцо; 4 – фиксирующая шайба; 5 – ролик; 6 – прижимная пружина; 7 – ведущая обойма; 8 – буферная пружина; 9 и 11 – опорная чашка; 10 – кольцо крепления вилки; 12 – замковое кольцо (стопор).
В – исправное состояние бендикса, о чем свидетельствует вращение шестерни без заеданий только в одном направлении;
Г – в исправном состоянии обгонная муфта не должна вращаться в обратном направлении.
• Принцип работы бендикса
В основе работы бендикса (привода стартера, муфты сцепления или обгонной муфты) лежит инерционный принцип воздействия на зубчатую муфту (небольшая шестерня на валу якоря или редуктора, если стартер редукторный) до её зацепления с маховиком двигателя.
Когда стартер находится в нерабочем состоянии, обгонная муфта полностью выведена из зацепления с венцом маховика. Когда ключ зажигания повернут в положение «Start» напряжение аккумуляторной батареи напрямую прикладывается к электрическому двигателю стартера и якорь начинает вращаться с максимальной скоростью. Зубчатая муфта на внутренней стороне имеет винтовые борозды и когда вал якоря начинает вращаться, муфта под собственным весом (по инерции) скользит по винтовым шлицам вала до зацепления с маховиком. Подпружиненные стальные ролики, расположенные в клиновых каналах ведущей обоймы, зажимаются между поверхностями каналов, заставляя вращаться ведомую обойму с шестерней.
Если зубья муфты и маховика не совпали, и зацепление не произошло, то буферная пружина бендикса позволяет ей слегка провернуться и войти в зацепление снова. Когда зацепление полностью установилось, стартер продолжает вращать муфту до момента старта двигателя автомобиля, буферная пружина при этом полностью сжата. Буферная пружина служит для смягчения момента старта двигателя находящегося под компрессией. Она также предотвращает поломку зубьев от ударов в момент зацепления и при выходе из зацепления с маховиком в момент старта двигателя.
Когда двигатель запустился и набрал обороты, маховик начинает вращать муфту с большей скоростью, чем стартер. В этом случае муфта закручивается в обратном направлении по отношению к валу стартера и по шлицам вала якоря или редуктора автоматически выходит из зацепления с маховиком. Это не дает двигателю автомобиля крутить стартер, если по какой-то причине выход не произойдет – ремонт или замена стартера на новый неизбежна.
Бендикс стартера: что это такое и для чего он нужен
Чтобы запустить двигатель автомобиля, водителю сегодня достаточно просто повернуть ключ зажигания или нажать на кнопку. Этим нехитрым действием он активирует цепную реакцию, в которой, помимо самого мотора, также принимают участие стартер и аккумулятор. Немаловажная роль в этом процессе отведена и устройству под названием бендикс. Как оно работает, зачем нужно и что делать в случае его поломки мы расскажем в нашей статье.
Что такое бендикс стартера и для чего он нужен
Как выглядит бендикс стартера.
Бендикс или обгонная муфта – это элемент стартера, конструктивно представляющий собой небольшую муфту. Состоит данное устройство из шестерни, пары металлических обойм, прижимной и буферной пружин, а также стопорного кольца. Расположено все в корпусе самого стартера и фактически является его составной частью.
В первую очередь бендикс предназначен для того, чтобы снять нагрузку со стартера и обезопасить его от повреждений при запуске двигателя. Этот механизм позволяет существенно продлить срок эксплуатации стартера. Кроме того, с его помощью процесс запуска мотора производится практически бесшумно, что положительным образом сказывается на комфортности эксплуатации авто.
Как работает бендикс стартера
Принцип работы бендикса основывается на инерционном воздействии. При помощи зубчатого вала он соединяется с маховиком ДВС и передает на него энергию вращения электродвигателя стартера. Как только произошел запуск мотора и количество оборотов существенно увеличилось, бендикс берет всю нагрузку на себя, не давая возросшему крутящему моменту перейти обратно на стартер. Для этого муфта снабжена специальными бороздками в которых располагаются цилиндры. Данный механизм позволяет обеспечивать жесткую сцепку при передаче крутящего момента от стартера к двигателю и холостое вращения муфты на собственном валу, когда мотор уже набрал высокие обороты. Все это необходимо для того, чтобы не повредить стартер, поскольку нагрузка более 80-100 оборотов в минуту значительно снижает срок его эксплуатации.
Бендикс стартера в разобранном состоянии.
Также в конструкции бендикса есть специальная буферная пружина — именно благодаря данному механизму запуск ДВС происходит мягко и бесшумно. В случае ее отсутствия жесткий контакт шестерен муфты с маховиком не только бы давал о себе знать стуком и скрежетом из-под капота, но и очень скоро привел бы к выходу стартера из строя.
После того, как запуск двигателя выполнен, муфта начинает постепенно сползать по шлицам и отсоединяется от маховика до момента следующего запуска ДВС.
Признаки неисправности бендикса стартера
Главным признаком поломки или частичного выхода из строя данного агрегата являются нехарактерные шумы при попытке запуска двигателя. Это может быть металлический скрежет или звуки резких ударов двух тяжёлых деталей друг об друга. Очень важный момент, что происходит это именно до того, как двигатель начал выдавать крутящий момент самостоятельно, так как если шум слышен уже при работающем ДВС, источник проблемы, скорее всего, находится уже в другом узле автомобиля.
Устройство стартера и расположение бендикса.
Если же разгонная муфта полностью пришла в негодность, то вместо мерного урчания мотора, Вы услышите лишь шум безрезультатно проворачивающего электродвигателя стартера. Как показывает практика, такое случается не сразу, а постепенно, в случае игнорирования водителем более незначительных симптомов неисправности.
Читайте также: Как система «старт-стоп» влияет на работу стартера.
Как проверить бендикс стартера
Проверка работоспособности бендикса возможна без разборки автомобиля. Конечно, определить по звуку наличие той или иной неисправности довольно сложно и, не имея достаточного опыта в этом вопросе, велик шанс совершить ошибку. Если при повороте ключа в замке зажигания вы помимо прокручивающегося стартера услышите лязгающие звуки из-под капота автомобиля, вероятнее всего, стерлись зубья шестерней и устройство не может зацепить маховик мотора.
В любом случае если вы выявили неисправность на слух, необходимо будет провести визуальный осмотр устройства, а также его замену в случае невозможности устранения неисправности. Сперва необходимо извлечь стартер, после этого из его корпуса аккуратно демонтируется сам бендикс. Основным моментом, на который необходимо обратить внимание при осмотре, является целостность зубьев на шестерне муфты. Если они серьезно стесаны или повреждены иным образом вам придется приобрести новую деталь. В ходе дальнейшей диагностики обязательно проверьте может ли та часть муфты, которая прилегает к маховику вращаться вхолостую в одном из направлений. Если бендикс заклинило и обе его обоймы крутятся вместе и в ту, и в другую сторону, то во избежание поломок стартера, такую разгонную муфту также придется заменить.
Помимо этого, проверьте натяжение буферной пружины, так как именно ее неисправность может быть причиной возникновения следов деформации на зубьях шестерен. Если в конструкции бендикса присутствуют люфты, то это также сказывается на его работоспособности и повышенном уровне износа деталей стартера.
В некоторых случаях появление посторонних звуков может быть связано с попаданием грязи на рабочую поверхность бендикса, а также внутрь корпуса устройства. При демонтаже стартера внимательно проверьте оборудование на наличие следов загрязнения, налета пыли и других посторонних веществ. При необходимости протрите зубья шестерен, а также доступные полости корпуса.
Как поменять бендикс на стартере
Замена бендикса во многих случаях является оптимальным вариантом, даже при условии выхода из строя отдельных его частей. Дело в том, что в процессе эксплуатации все детали устройства изнашиваются приблизительно с одинаковой интенсивностью и замена одной из них не гарантирует длительной эксплуатации бендикса в дальнейшем.
Далее переходим к этапу установки новой детали. Предварительно лучше очистить внутреннее пространство от собравшейся грязи, а также хорошенько смазать подвижные и соприкасающиеся части конструкции. Самым сложным в процессе замены станет установка нового стопорного кольца, чтобы максимально упростить себе данную работу, воспользуйтесь специальными раздвижными пассатижами. Закрутите болты на корпусе стартера и установите устройство обратно в автомобиль. Для проверки осуществите несколько пробных запусков ДВС, если посторонних шумов/прокручивания не наблюдается, значит вы все сделали правильно.
Что такое «бендикс» и откуда такое название?
Я думаю, что мужская часть населения, интересующаяся техникой (а на этом сайте это так и есть), безусловно знает, что такое «бендикс».
Но откуда такое странное слово и почему именно так он называется, я сам, например, не знал. А побудил раскопать меня эту информацию, как это ни парадоксально, мой собственный бендикс с моего Citroen CX с интересной надписью:
Итак, бендикс — это один из видов обгонной муфты (муфты свободного хода).
Обго́нная му́фта, муфта свободного хода — деталь механической трансмиссии, которая предотвращает передачу крутящего момента от ведомого вала обратно к ведущему в случае, если по какой-либо причине ведомый начинает вращаться быстрее.
Теперь, почему она так называется…
Эту муфту в 1910 году изобрел и запатентовал Винсент Гуго Бендикс (1881-1945) из США.
Он основал автомобильную компанию Bendix Corporation в 1907.
Она выпускала автомобили под названием Бендикс Баггиз (Bendix Buggies). Выпустив 7000 автомобилей компания обанкротилась через два года, но в 1910 Бендикс изобрел и запатентовал привод Бендикса, устройство, которое запускало двигатель с помощью соленоида.
Соленоид двигал вал, на котором располагалось устройство. Когда двигатель достигал средней скорости, вал автоматически втягивался обратно.
Это устройство сделало возможным широкое применение электрического стартера в автомобильных, а потом и в авиационных и других двигателях.
В 1923 Бендикс основал Тормозную компанию Бендикс (Bendix Brake Company), что потребовало получения прав на патенты французского инженера Анри Перро на конструкцию тормозных колодок и барабана.
Также Бендикс участвовал в основании авиационной корпорации Бендикс (Bendix Aviation Corporation) в 1929, основал Трансконтинентальную авиагонку Бендикс в 1931.
В 1942 также заложил основы Bendix Helicopters, Inc., для производства вертолетов.
Назначение и работа бендикса
Правильное название бендикса – привод стартера.
Есть очень крупная и знаменитая американская фирма «Бендикс». Видимо, она производила приводы стартеров первого поколения, поэтому в жаргоне и закрепилось такое слово.
Бендикс на стартере
Вал стартера нельзя держать соединенным с маховиком двигателя. Стартер не должен вращаться, когда двигатель работает. Поэтому между стартером и двигателем должно быть устройство передачи момента с развязкой, то есть с возможностью временного подключения, только на момент запуска двигателя.
Это устройство и есть бендикс. Бендикс сидит на валу стартера, крутится вместе с ним через шлицы и имеет возможность перемещения вперед и назад. Для запуска двигателя бендикс перемещается вперед, его шестеренка входит в зацепление с венцом маховика, стартер заводит двигатель и бендикс отводится назад. Чтобы бендикс не крутился вместе с двигателем. его приходится делать значительно сложнее, чем просто муфту с шестеренкой, которая может ходить вперед и назад. Бендикс должен надежно защищать стартер от раскрутки двигателем, когда он завелся.
Обойма бендикса крутится валом стартера, ролики заклинивают шестеренку и она крутится вместе с обоймой, предавая момент на венц маховика.
С какой скоростью стартер должен крутить двигатель, чтобы тот надежно завелся?
Оказывается достаточно раскрутить двигатель до скорости 50 оборотов в минуту. При этом от стартера требуется мощность 1- 2 кВт, в зависимости от размеров двигателя, эту мощность стартеру обеспечивает стандартный автомобильный аккумулятор. Стартер так и рассчитывается, чтобы раскрутить двигатель до 50 оборотов в минуту, сам стартер должен крутиться со скоростью около 1000 оборотов в минуту. Чтобы получить такое отношение оборотов подбирается передаточное отношение шестеренки бендикса и венца маховика.
Иначе говоря, стартер раскручивает двигатель до 50 оборотов в минуту, больше не нужно. Как только двигатель заводится, система питания выводит его обороты на минимально устойчивые, а это уже на порядок больше. Холодный двигатель раскручивается до 1500 и 2000 оборотов в минуту, горячий двигатель раскручивается до оборотов холостого хода – 800 – 900 в минуту.
Если бендикс раскрутится маховиком до такой скорости, то вал стартера разгонится до 10000 тысяч оборотов в минуту, а это смертельно для любого стартера. Центробежная сила выбросит из его якоря всю обмотку – это называется разнос стартера.
Бендикс защищает стартер
Бендикс защищает стартер от такого случая. Для этого в бендиксе предусмотрена обгонная муфта. Шестеренка бендикса – отдельная деталь и она крутится с бендиксом только в одну строну, когда нужно заводить двигатель, когда двигатель завелся, шестеренка расцепляется с валом стартера и крутится отдельно, не раскручивая вал стартера.
Таким образом, бендикс – это подвижная муфта, которая двигается на валу вперед и назад, передавая крутящий момент на шестеренку, которая, входит в зацепление с маховиком и раскручивает двигатель. Роликовая обгонная муфта, передает момент только от стартера к двигателю, обратно, от двигателя к стартеру, она прокручивается вхолостую, защищая стартер от разноса.
Ввод бендикса в зацепление
На ступице обоймы, в задней части, установлены подпружиненные кольца, с помощью которых бендикс сдвигается вперед и назад. Это делает вилка, которая вставлена между кольцами.
Бендикс двигается вперед на шлицах.Шлицы сделаны как плавная резьба, так что бендикс, как гайка прокручивается на этих шлицах и с проворотом входит в зацепление.
Вилку как коромысло двигает сердечник втягивающего реле.
При включении стартера. В обмотке втягивающего реле появляется ток 50 А, возникает сильно магнитное поле, которое дергает сердечник назад, вила поворачивается вокруг оси, толкает бендикс за переднее кольцо вперед в сторону венца маховика. Шестеренка бендикса входит межу зубами венца в зацепление. Даже если зуб – впадина не совпадают, все равно шестеренка войдет в зацепление.
Во-первых на зубьях шестеренки сделаны скосы, а не тупые торцы, а во вторых кольцо толкает бендикс через пружину, поэтому даже если зубья уткнутся, то кольцо будет двигаться дальше, сжимая пружину и позволяя идти назад сердечнику втягивающего, когда контакты втягивающего замкнуться стартер провернется и шестеренка упадет в зацепление.
Обгонная муфта
Обойма имеет специальную форму в которой работает обгонная муфта. В прорези специальной клиновидной формы вставлены закаленные ролики и пружинки.
Шестеренка бендикса – это отдельная деталь, на ней выполнены зубья и цилиндрическая часть, которая входит в обгонную муфту.
При начальном вращении бендикса, его шестеренка, испытывая сопротивление маховика, заклинивается в обгонной муфте и бендикс работает как единое целое, предавая момент от вала стартера на маховик. Пружинки заталкивают ролики в узкую часть паза.
Момент на шестеренке от вала стартера прокручивает маховик и двигатель заводится, как только обороты двигателя начнут расти, маховик начнет обгонять шестеренку, он сдвинется против вращения вала стартера и выкатит ролики обгонной муфты в широкую часть, где связь вала и шестеренки исчезнет.
Расклиненная шестеренка может крутиться свободно и вместе с маховиком раскрутиться до любых оборотов, ей это не страшно, а вал стартера будет свободен, как только контакты втягивающего реле разомкнутся, он остановится.
Если шестеренка каким-то образом застрянет в зацеплении с маховиком и не сможет сдвинуться назад, это не помешает втягивающему выключиться. В некоторых старых конструкциях выручит подпружиненное заднее кольцо бендикса, а вообще люфтов вилки колец достаточно, для освобождения сердечника.
Что такое бендикс стартера? Устройство и принцип работы бендикса
Знание внутренностей автомобиля может уберечь от множества нежелательных поломок, поэтому каждый обладатель собственного транспортного средства наверняка должен располагать информацией о том, что такое бендикс стартера и принцип работы бендикса. Профессионалам он известен под названием «обгонная муфта».
Что такое бендикс стартера?
Создателем детали стал американец Винсент Бендикс, в честь которого ее и назвали. В далеком 1910 году он совершил настоящее открытие в мире техники, которое в автомобилестроении используется с 1916-го. Стоит отметить, что с тех пор принцип работы указанного узла ничуть не изменился.
Сложно переоценить значение данного элемента, ведь без него вы вряд ли далеко заедете что на автомобиле, что на двухколесном велосипеде (здесь его называют «трещеткой»). Включен такой узел и в строение вертолетных винтов, таким образом, он помогает в запуске практически каждого механизма. Что касается железного коня, то тут деталь устанавливается в самом корпусе стартера. Свое функционирование он прекращает только после полной остановки двигателя.
Ломается бендикс достаточно редко, поэтому его зачастую сложно обвинить в возникновении неполадок в стартере. Но, как и любая иная частичка механизма, обгонная муфта может износиться, в особенности это касается шестерни и роликов, которые берут на себя практически всю нагрузку при запуске мотора. Обнаружить проблему не составит труда – вал бендикса начинает «проскакивать», снижается скорость вращения шестерни, заставляя стартер работать «вхолостую». Сам по себе бендикс достаточно дешев и замена не отнимет много времени и денежных средств, кроме того, осуществить ее можно и самостоятельно. Для того, чтобы безопасно чувствовать себя в пути, необходимо проводить систематический осмотр обгонной муфты.
Устройство бендикса стартера
Стандартный бендикс включает в себя шестерню и особое механическое устройство, которое при раскручивании маховика защищает стартер от ударов зубьев. Если детально разобрать представленный элемент, то можно обнаружить такие детали:
Принцип работы бендикса стартера
Ознакомившись с данным элементом и его стандартными составляющими, пора разобрать принцип работы бендикса стартера. В зависимости от того, какова конструкция обгонной муфты, меняются и принципы ее функционирования.
Как уже было указано выше, шестерня сцепляется с маховиком мотора внутреннего сгорания. Для того, что бы двигатель запустился, его требуется раскрутить до 50-100 оборотов в минуту. С учетом того, что стартер способен переносить лишь краткие периоды интенсивной нагрузки, то большую скорость раскрутки он и не обеспечит. Следовательно, при запуске двигателя может возникнуть определенная нагрузка, провоцирующая серьезные последствия. Бендикс подстрахует водителя в том случае, если тот не отпустил зажигание сразу, как запустился ДВС. Обгонная муфта не даст перейти крутящему моменту с мотора на стартер.
Когда крутящий момент двигателя увеличивается и становится больше чем у стартера, то муфта совершает холостые прокручивания на собственном валу. Она являет собой пару стальных плоских колец, в промежутке которых располагаются цилиндры или шарики – их подпирают пружины. Цилиндры находятся в канавках, образованных на внутреннем кольце. Специальная форма этих отверстий обеспечивает бесперебойное вращение колец в обратную сторону и их заклинивание при движении вперед.
Если говорить о двухколесном транспорте, то здесь используется храповый бендикс. В специальной щербинке, на поверхности внутреннего кольца, располагается подпружиненный рычаг, а на внутренней стороне кольца, который находится снаружи, можно обнаружить заточенные зубья. Двигаясь в определенном направлении, рычаг не входит в сцепление с зубьями, а просто-напросто скользит по ним. Совершая движения в обратную сторону, он приостанавливает кольца, попадая в отверстия между зубьями.
Более простой вариант бендикса стартера подразумевает наличие наточенных шлицей, которые расположены на валу. В них и заходит муфта. Когда последняя крутится в одну сторону, то шлицы входят в твердое сцепление с ней. Если происходят движения назад, то муфта совершает свободные вращения, не попадая в шлицы.