что такое батоксы на судне

БАТОКСЫ

(Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.

Смотреть что такое «БАТОКСЫ» в других словарях:

Яхты — Прогулки на воде составляли уже издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Правители и богатые люди Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездок. Во времена могущества Венецианской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА — (Sheer line) изображение очертаний наружной поверхности судна в трех проекциях. Для этой цели выбирают в судне три основных взаимно перпендикулярные плоскости и на них изображают различные сечения поверхности судна так, как они проектируются на… … Морской словарь

Лидеры эскадренных миноносцев проекта 47 — Лидеры эскадренных миноносцев проекта 47 … Википедия

Гребные суда — ГРЕБНЫЯ СУДА. Для перевозки на берегъ личн. состава и грузовъ на воен. судахъ имѣются Г. суда (шлюпки), к рыя по своему назначенію и конструкціи раздѣляются на 2 группы: разъѣздныя и рабочія; къ первой относятся адмиральскія баржи, капитанскіе и… … Военная энциклопедия

СОГЛАСОВАНИЕ ОБВОДОВ КОРПУСА — один из этапов плазово разметочных работ, в процессе которого окончательно фиксируется судовая поверхность, спроектированная изначально в виде относительно неточных теоретического чертежа судна и таблицы плазовых координат. Как правило, это… … Морской энциклопедический справочник

Источник

Разбивка деталей корпуса судна на плазе. Изготовление шаблонов

Теоретический чертеж корпуса судна и его проекции

Чтобы получить представление о форме криволинейных обводов корпуса судна, его условно рассекают вертикальными и горизонтальными плоскостями. Линии, образованные от пересечений поверхности корпуса судна с плоскостями, изображают на чертеже, который называют теоретическим (рис. 34). Проекции этих линий на три основные взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 35) соответственно называют корпус, бок, полуширота.

что такое батоксы на судне. 35. что такое батоксы на судне фото. что такое батоксы на судне-35. картинка что такое батоксы на судне. картинка 35. (Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.
Рис. 35. Основные плоскости проекций теоретического чертежа:
1 — диаметральная плоскость, 2 — плоскость мидель-шпангоута, 3 — плоскость конструктивной ватерлинии

что такое батоксы на судне. 36. что такое батоксы на судне фото. что такое батоксы на судне-36. картинка что такое батоксы на судне. картинка 36. (Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.
Рис. 36. Секущие плоскости теоретического чертежа

Проекция «Корпус». Расчетную длину судна делят на несколько, чаще на двадцать, равных частей, мелкие суда — на десять (рис. 36) и в каждом делении рассекают корпус поперечной вертикальной плоскостью, параллельной плоскости мидель-шпангоута. Кривые пересечения — теоретические шпангоуты наносят на проекцию «Корпус» (см. рис. 34). Так как корпус судна в поперечном направлении симметричен, то изображают только одну половину каждой кривой пересечения: оправа от диаметральной плоскости — половины носовых шпангоутов 0—9, слева — половины кормовых шпангоутов 11—20.

Теоретический шпангоут 10, расположенный посредине расчетной длины корпуса, называют теоретическим мидель-шпангоутом *.

Проекция «Бок». Чтобы изобразить продольные обводы корпуса, его рассекают несколькими вертикальными продольными плоскостями, параллельными диаметральной плоскости (ДП) (см. рис. 36). Кривые пересечения — батоксы I, II, III (см. рис. 34) вычерчивают на проекции «Бок». Батокс, образованный пересечением диаметральной плоскости с корпусом, называют нулевым 0.

что такое батоксы на судне. 34. что такое батоксы на судне фото. что такое батоксы на судне-34. картинка что такое батоксы на судне. картинка 34. (Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.
Рис. 34. Теоретический чертеж судна

Проекция «Полуширота». Для полноты изображения продольных обводов корпус судна рассекают горизонтальными плоскостями, параллельными плоскости конструктивной ватерлинии. Секущие плоскости находятся на равных расстояниях друг от друга (см. рис. 36). Кривые пересечения — ватерлинии 1—7 (см. рис. 34), образованные пересечением поверхности корпуса с горизонтальными плоскостями, вычерчивают на проекции «Полуширота». Благодаря симметрии корпуса судна относительно диаметральной плоскости изображают ватерлинии только левого борта.

Одну из секущих горизонтальных плоскостей проводят на уровне осадки, соответствующей водоизмещению судна; эту ватерлинию называют конструктивной ватерлинией (КВЛ).

Вертикальную линию, проходящую через крайнюю носовую точку КВЛ, называют носовым перпендикуляром; вертикальную линию, проходящую через крайнюю кормовую точку КВЛ, — кормовым перпендикуляром. Носовой и кормовой перпендикуляры на проекции «Бок» совпадают с плоскостями теоретических шпангоутов 0 и 20.

Поперечные плоскости, рассекающие корпус, вычерчивают на проекциях «Бок» и «Полуширота» в виде прямых вертикальных линий 0—20. Продольные вертикальные плоскости на проекции «Корпус»— прямыми вертикальными линиями I, II, III от диаметральной плоскости к бортам; на проекции «Полуширота» эти плоскости изображают горизонтальными линиями I, II, III.

Горизонтальные секущие плоскости вычерчивают на проекциях «Бок» и «Корпус» горизонтальными прямыми 1—9 и нумеруют снизу вверх.

Согласованность теоретического чертежа (рис. 37). Если точки пересечения шпангоутов с плоскостями батоксов (проекция «Корпус») находятся на одной высоте с точками пересечения батоксов с плоскостями шпангоутов (проекция «Бок»), точки пересечения шпангоутов с горизонтальными плоскостями ватерлиний (проекция «Корпус») находятся на одном расстоянии от ДП с точками пересечения ватерлиний с вертикальными линиями шпангоутов (проекция «Полуширота»), точки пересечения ватерлиний с плоскостями батоксов (проекция «Полуширота») находятся точно под точками пересечения батоксов с горизонтальными плоскостями ватерлиний (проекция «Бок»), то такое соответствие точек пересечения называют согласованностью теоретического чертежа.

На теоретическом чертеже вычерчивают линию пересечения главной палубы с бортом — бортовую и очертания фальшборта; в виде таблицы приводят главные размерения судна.

Теоретический чертеж вычерчивают в масштабе 1 : 100 или 1 :50 натуральной величины судна, а для малых судов — в более крупных масштабах.

Изготовление отдельных деталей корпуса судна по конструкторским чертежам, вычерченным в масштабе, нередко приводит к тому, что неточность чертежа влечет за собой увеличение погрешности б зависимости от масштаба теоретического чертежа. Чтобы не допускать отклонений и ошибок при постройке судна, теоретический чертеж корпуса и отдельные его конструкции вычерчиваются в натуральную величину на полу плаза (ровная деревянная площадка). С плазового чертежа снимают шаблоны для всех частей набора корпуса.

Источник

Батокс

БАТОКСЪ, кривая линія, получаемая пересѣченіемъ поверхности корабля плоскостью, параллельною діаметральной плоскости; Б. на теоретическомъ чертежѣ корабля (см. это слово) характеризуетъ степень вертикальной полноты его.

Смотреть что такое «Батокс» в других словарях:

батокс — сущ., кол во синонимов: 1 • кривая (56) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

батокс — бат окс, а … Русский орфографический словарь

батокс — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Батокс-линия — или батокс кривая линия, получаемая от рассекания поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной (см. это слово) плоскости. По согласию и правильности Б. можно с точностью судить о согласном образовании поверхности судна. Проекции… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

кривая — график, диаграмма; с кривая, парабола, гипербола, годограф, изофота, циклоида, кардиоида, эвольвента, спираль, трактриса, овал, изоэнтропа, эволюта, изентропа, рулетта, изостата, циссоида, логарифмика, изолюкса, спирограмма, изохора, индикатриса … Словарь синонимов

Берден-линия — (термин, употребляемый в кораблестроении) есть батокс (см. это сл.), проведенный от диаметральной плоскости судна в расстоянии, равном половине толщины дейдвуда (см. это сл.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

батоксы

Смотреть что такое «батоксы» в других словарях:

БАТОКСЫ — (Buttock, buttock line) кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь

Яхты — Прогулки на воде составляли уже издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Правители и богатые люди Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездок. Во времена могущества Венецианской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА — (Sheer line) изображение очертаний наружной поверхности судна в трех проекциях. Для этой цели выбирают в судне три основных взаимно перпендикулярные плоскости и на них изображают различные сечения поверхности судна так, как они проектируются на… … Морской словарь

Лидеры эскадренных миноносцев проекта 47 — Лидеры эскадренных миноносцев проекта 47 … Википедия

Гребные суда — ГРЕБНЫЯ СУДА. Для перевозки на берегъ личн. состава и грузовъ на воен. судахъ имѣются Г. суда (шлюпки), к рыя по своему назначенію и конструкціи раздѣляются на 2 группы: разъѣздныя и рабочія; къ первой относятся адмиральскія баржи, капитанскіе и… … Военная энциклопедия

СОГЛАСОВАНИЕ ОБВОДОВ КОРПУСА — один из этапов плазово разметочных работ, в процессе которого окончательно фиксируется судовая поверхность, спроектированная изначально в виде относительно неточных теоретического чертежа судна и таблицы плазовых координат. Как правило, это… … Морской энциклопедический справочник

Источник

Что такое батоксы на судне

«И пускай суденышко на волнах качается,

Как угодно кренится, но всегда спрямляется.»

(Штурман дальнего плавания Сергей Михайлович Колешко,

«Поэма об остойчивости»)

Увеличение размеров грузовых судов и оборудование их самым современным оборудованием и электронными приборами не сделало их непотопляемыми от потери остойчивости.

Эффективная эксплуатация грузовых судов возможна только, если капитан и все его помощники имеют надлежащие знания по теории остойчивости и практические навыки по их применению на судах в различных условиях и обстоятельствах.

В 2019 году произошли катастрофы с грузовыми судами которые красноречиво показали, что суперсовременные суда не застрахованы от опрокидывания от потери остойчивости только потому что они напичканы ультрасовременной электроникой. Безопасная метацентрическая высота и плечо восстанавливающего момента также критически важны для современного ультрабольшого океанского контейнеровоза, как и для небольшого грузового суденышка прибрежного плавания, а в некоторых обстоятельствах такое огромное океанское судно даже более уязвимо, чем небольшой костер, например в условиях параметрической качки.

Разумеется, что на всех современных судах установлены компьютеры с самым современным программным обеспечением, позволяющим учитывать в расчетах поперечной остойчивости грузовых судов даже изменения, которые еще пару десятков лет назад были просто невозможны, однако их практическое эффективное использование невозможно, если капитан и его помощники недостаточно ясно понимают вопросы теории остойчивости.

Развитие торгового судоходства показало, что знаний никогда не бывает много, тем более, что знания судоводителей со временем нуждаются в обновлении.

Настоящая книга серии «Морская практика» предназначена для практического использования судоводителями в процессе эксплуатации грузовых судов. Она также может быть полезна для всех кто изучает теорию остойчивости судна и вопросы ее практического применения на грузовых судах.

Часть 1. Плавучесть

Плавучесть – это способность судна находиться в равновесии с заданной посадкой в процессе эксплуатации.

Применительно к грузовому судну это означает, что судно, загруженное по действующую сезонную грузовую марку, с заданными осадками носом и кормой, имеет остойчивость в соответствии с установленными минимально допустимыми критериями, способно выдержать, не опрокидываясь совместное воздействие ветра и волнения, с соблюдением установленных для данного судна ограничений по району плавания и погодным условиям.

Посадка – это положение судна относительно спокойной поверхности воды.

Посадка определяется параметрами положения плоскости действующей ватерлинии относительно судна. К таким параметрам относятся:

1. Средняя осадка судна Тср – аппликата точки пересечения плоскости действующей ватерлинии с осью Z.

2. Угол дифферента ψ – угол между следом действующей ватерлинии на диаметральной плоскости судна и осью X. В торговом судоходстве в большинстве случаев дифферент измеряют в метрах или сантиметрах.

3. Угол крена θ – угол между следом действующей ватерлинии на плоскость мидель-шпангоута и осью Y.

что такое батоксы на судне. 0. что такое батоксы на судне фото. что такое батоксы на судне-0. картинка что такое батоксы на судне. картинка 0. (Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.

Рисунок 1. Контейнеровоз на «ровном киле». Осадки носом и кормой одинаковые.

что такое батоксы на судне. 1. что такое батоксы на судне фото. что такое батоксы на судне-1. картинка что такое батоксы на судне. картинка 1. (Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.

Рисунок 2. Контейнеровоз с дифферентом на корму. Осадка кормой больше, чем осадка носом.

что такое батоксы на судне. 2. что такое батоксы на судне фото. что такое батоксы на судне-2. картинка что такое батоксы на судне. картинка 2. (Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.

Рисунок 3. На рисунке слева судно без крена: Тпр = Тл; справа – с креном на правый борт: Тпр> Тл.

В процессе эксплуатации посадку грузового судна определяют:

Средняя осадка на мидель-шпангоуте или как говорят моряки «на миделе», осадки носом и кормой.

Дифферент – это разность осадок носом и кормой.

Если осадка кормой больше, чем осадка носом, то судно имеет дифферент на корму. Обозначается знаком «-».

Если осадка носом больше, чем осадка кормой, то судно имеет дифферент на нос. Обозначается знаком «+».

Если осадки носом и кормой равны, то судно не имеет дифферента и говорят, что судно находится на «ровном киле».

Угол крена определяют по кренометру в градусах или как разность осадок правого и левого борта, снятых на миделе.

Если осадка правого борта больше, чем осадка левого борта, то судно имеет крен на правый борт, а если осадка левого борта больше, чем осадка правого борта, то судно имеет крен на левый борт.

Если угол крена определяют по кренометру, то при крене на правый борт говорят «судно имеет столько-то градусов крена на правый борт», а при крене на левый борт «судно имеет столько-то градусов крена на левый борт».

На грузовых судах наибольшее распространение получили два вида кренометров. Первый – это кренометр маятникового типа, второй – пузырькового типа.

В кренометре маятникового типа угол крена определяют по отклонению стрелки маятника от «ноля» в сторону правого или левого борта. Шкала имеет градусные деления до 55 градусов на каждый борт.

Данные кренометры позволяют определять угол крена с большой точностью, до десятых долей градуса. Точность снятия также зависит от навыков грузового помощника.

что такое батоксы на судне. 3. что такое батоксы на судне фото. что такое батоксы на судне-3. картинка что такое батоксы на судне. картинка 3. (Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.

Судовой кренометр маятникового типа. Фото автора из личного фотоархива.

Морские высокоточные кренометры пузырькового типа состоят из двух прозрачных трубок, заполненных прозрачной жидкостью на основе глицерина. В качестве указателя угла крена в каждую трубку помещен пузырек темного цвета.

Одна трубка имеет шкалу от «ноля» до 35 градусов на каждый борт, с делениями через 5 градусов и позволяет определять угол крена с точностью до одного градуса.

Вторая трубка для точного определения угла крена до пяти градусов на каждый борт имеет градусную шкалу и позволяет определять крен с точностью до одной десятой градуса.

что такое батоксы на судне. 4. что такое батоксы на судне фото. что такое батоксы на судне-4. картинка что такое батоксы на судне. картинка 4. (Buttock, buttock line) — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна.

Высокоточный морской кренометр «пузырькового» типа (High precision double bubble inclinometer). Фото автора из личного фотоархива.

Причины, вызывающие изменение посадки судна и ее параметров:

1. Изменение плотности забортной воды.

2. Погрузка на судно, выгрузка с судна или перемещение по судну любых грузов.

3. Прием, откачка или перекачка балласта.

4. Прием, расход, перекачка или передача на другое судно топлива, масел, пресной воды, провизии и любых других судовых запасов.

5. Открытие, закрытие и передвижение люковых закрытий.

6. Перемещение твиндечных понтонов и зерновых переборок.

7. Подъем, опускание и разворот стрел грузовых кранов.

8. Подъем и перемещение груза судовым краном или грузовыми стрелами.

9. Обледенение судна.

10. Обледенение или намокание палубного груза.

12. Разжижение груза.

13. Попадание воды в грузовые трюма, балластные танки, топливные танки и другие отсеки, и помещения судна.

14. Накопление судовых отходов: сточных вод, нефтесодержащих вод машинного отделения, шлама, эксплуатационных отходов, остатков груза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *