что такое бата у мусульман
Постановление Консультационного совета Духовного управления мусульман Тюменской области относительно погребально-поминальных обрядов казахов, проживающих на территории Тюменской области
Изучив факты, описанные в просьбе инициативной группы казахов Тюмени и Тюменского района от 18 сентября 2019 года №128 о их соответствии канонам ислама (Приложение №1), Консультационный совет Духовного управления мусульман Тюменской области провел исследование погребально-поминальных обрядов казахского народа: даур, бата жасау, жыртыс, конак асы, поминки, совершаемые после погребения (Приложение №2).
На основании проведенного исследования Консультационный совет Духовного управления мусульман Тюменской области постановил:
1. Отказаться от проведения обряда даур, так как в его основе лежит языческий ритуал, который по своей сути противоречит исламскому шариату. Выполнение подобных обрядов ведет к искажению вероубеждения человека (это требование до людей должен доводить имам, проводящий джаназа намаз).
2. Считать дозволенным традицию бата жасау (дуа), основанную на оказании моральной и психологической помощи семье умершего, так как данная традиция, несмотря на ее народные истоки, соответствует сунне пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
3. Считать соответствующей сунне пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, оказание материальной помощи семье умершего (бата беру) при условии соблюдения анонимности, добровольности такого пожертвования, совершаемого ради достижения довольства Аллаха, без каких-либо учетных записей, которые могут вести родственники усопшего, и принуждения соплеменников.
4. Считать не соответствующей шариату традицию раздачи тканей (жыртыс), полотенец и других вещей (кроме вещей покойного) участникам погребальных и поминальных обрядов, так как данная традиция берет свое начало с доисламского периода истории казахского народа.
5. По возможности родственникам покойного рекомендуется воздерживаться от приема гостей и приготовления пищи в день похорон, так как по канонам ислама не следует питаться в доме умершего в день погребения и в течение трёх дней после похорон. Накормить родственников, приехавших издалека, могут помочь соседи, друзья, знакомые.
6. Учитывать то, что священный Коран не обязывает проводить поминки на третий, седьмой, сороковой дни и по истечении года после похорон. Это народная традиция, которая не противоречит шариату, если проводится без расточительства.
7. Рекомендовать при организации поминальных обрядов отказаться от больших трат и пышности при их проведении.
8. Воздерживаться от осуждения, оказания прочего психологического давления на соплеменников, по различным причинам не имеющих возможности организовать полноценный с точки зрения казахских народных традиций погребально-поминальный обряд. Как его следует организовать, должен разъяснять имам местной религиозной организации и имам, проводящий джаназа намаз.
9. Помимо погребально-поминальных обрядов, о которых имеется упоминание в Коране и Сунне стоит считать дозволенными к соблюдению народные традиции, не противоречащие шариату в данной сфере.
10. Все приложения, указанные в настоящем документе, являются неотъемлемой его частью.
Народные погребально-поминальные традиции казахов и их соответствие исламскому шариату
Среди погребально-поминальных обрядов казахов имеется традиция «бата жасау». Данный древний обычай подразумевает оказание материальной помощи семье умершего. В прошлом члены рода преподносили близким покойного лошадь, корову, барана. В нынешнее время членам семьи усопшего дают деньги. По обычаю, родственники умершего специально едут выразить соболезнование по поводу кончины и преподносят «жасау», «бата». Не выразить таким образом сочувствие, соболезнование в казахском обществе считается позором.
Рассматривая первый и второй пункты статьи, стоит отметить, что традиция проведения поминальных и траурных обрядов присутствует у всех без исключения мусульманских народов, однако значительно отличается по форме проведения. Что касается пророческого периода ислама, когда происходило становление шариата, траурные обряды ограничивались совершением омовения тела покойного, заупокойной молитвой «джаназа», погребением, разделом наследства среди родственников. Помимо этого, сообщается, что пророк Мухаммад, мир ему, призывал верующих к активному участию в совершении заупокойной молитвы, а также поддерживал своих последователей, понёсших утрату близких людей утешительными словами.
При рассмотрении вопроса о поминальных церемониях с точки зрения ортодоксального ислама, стоит упомянуть следующий хадис. Абдулла ибн Джа‘фар передал: «Когда пришло извещение о смерти [моего отца] Джа‘фара, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [обратившись к своей семье] сказал: «Приготовьте для семьи Джа‘фара еду. Воистину, их постигло то, что их заняло [не дает им возможности приготовить пищу даже для себя]» (Хадис от ‘Абдуллы ибн Джа‘фара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауду, Ибн Маджа, аль-Байхакы, ат-Табарани и др. См., например: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 130, хадис № 998, «хасан сахих»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 4. С. 100, хадисы № 7096, 7097 (одинаковы по смыслу); аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. В 5 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 1. С. 372, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 4. С. 222, хадис № 1739; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 483, хадис № 1739; Аль-кутуб ас-ситта [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 9 (св. х. Абу Дауда. Т. 3). С. 497, хадис № 3132; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 558. Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 93, хадисы № 274, 275 (одинаковы по смыслу); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 5. С. 120, 121; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 105, хадис № 1494; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 15. С. 138, хадис № 5488).
В данном хадисе указывается на то, что пророк, мир ему, призвал своих домочадцев освободить семью Джафара от хлопот и оказать им поддержку в виде приготовления для них пищи. Такая форма траурных церемоний сохраняется в арабских странах. В течение трёх дней родственники и соседи приносят в дом умершего готовую пищу и высказывают соболезнования родным и близким.
При изучении погребально-поминальных традиций казахов, становится ясно, что широкомасштабные поминальные обеды, проводимые казахским обществом, возлагают на плечи организаторов большие затраты, включающие в себя заклание лошадей, коров, овец, покупку множества вещей, одежды и еды. С точки зрения приведённого выше хадиса, данные мероприятия противоречат сунне, так как пророк Мухаммад, мир ему, стремился облегчить состояние семьи покойного. Таким образом верующим казахам нужно помнить о том, что данные традиции остались в казахской среде с доисламского периода и с точки зрения шариата к исполнению не обязательны.
На наш взгляд в некоторой степени можно считать дозволенным обычай «бата жасау», сопровождающийся высказыванием соболезнований и оказанием материальной поддержки семье умершего, так как в исполнении данного обычая имеется аналогия ситуации, указанной в хадисе о Джафаре.
Помимо похорон и поминок, жыртыс раздаётся на свадьбах. Люди верят, что это позволяет человеку приобщиться к счастью молодых. Похожий обряд существует среди казахов и киргизов при встрече паломников, вернувшихся с хаджа. Перед паломником расстилают большую материю, по которой он проходит, после этого встречающие паломника люди разрывают ткань на части и забирают себе. Это делается с целью получения баракята (блага), которое хаджи обрёл, совершая паломничество.
Исламский шариат подразделяет действия мусульманина-мукалляфа на следующие категории: фард (предписанные действия); ваджиб (обязательные); сунна (желательные); халяль (дозволенные); харам (запретные). Определить то в какую из указанных категорий входит то или иное действие мусульманина можно лишь на основании канонических религиозных текстов. Соответственно, в силу отсутствия в Коране и сунне пророка Мухаммада, мир ему, каких-либо указаний на подобный обряд, мы не можем отнести ту форму обсуждаемого нами обычая к фарду, ваджибу и сунне.
Ислам запрещает расточительство, а учитывая масштаб поминальных мероприятий и растраты, связанные с ними, в том числе расходы на приобретение различных тканей, мы приходим к мнению, что данный обычай входит в категорию запретных с точки зрения шариата действий. Если же родственник умершего, не находясь под психологическим давлением соплеменников, а по собственной воле желает во время траура или в иное время сделать подарки родственникам, с которыми он давно не виделся или стремится восстановить с ними связь после ссор, в данном случае, при условии намерения, основанного на достижении довольства Аллаха, его действия стоит рассчитывать, как халяль, так как ислам обязывает укреплять родственные и братские узы, в том числе через дарение подарков.
Казахский народ продолжает строго придерживаться народных традиций в проведении погребально-поминальных и иных обрядов. Часто люди, не имеющие финансовой возможности самостоятельно организовать весь годовой цикл поминок, вынуждены брать деньги в долг, оформлять кредиты для того, чтобы не быть опозоренными перед соплеменниками. Таким образом, строгое соблюдение необязательных с точки зрения шариата народных традиций и презрительное отношение общества к людям, которые в полной мере не могут их соблюсти создают для них большие финансовые проблемы. Это также приводит к тому, что представители казахского общества часто пренебрегают основными постулатами богослужебного процесса исламской религии, такие как пятикратный намаз, пятничная молитва, пост и т.д., что очень отрицательно сказывается на духовном здоровье нации.
Критика людей, не проводящих дорогостоящие, многолюдные поминки безосновательна и осуждается исламом. Ислам требует от верующего мусульманина искреннего подчинения Всевышнему, выражающегося в исполнении его религиозных обязанностей, ясно прописанных в Коране и благородной сунне. Как уже было сказано ранее, соблюдение народных традиций в той или иной сфере обязательным не является, а в случае, если традиции противоречат шариату, их соблюдение является запретным.
Что такое бата у мусульман
Путепрокладчик «БАТ-М» относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.
Содержание
Описание конструкции
Базовая машина — тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 415 л.с., масса 27.5т., транспортная скорость до 35.5 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.
Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5 м.), двухотвальное (как показано на рисунке)(ширина 4.5м) и грейдерное (ширина 4.0 м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.
Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.
Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).
В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересеченной местности. Площадь опорной поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.
Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12-15 часов.
Служба и боевое применение
Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка −1 шт, в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии — 9 шт.
Оценка машины
Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебедку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебедкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебедка на специальном танковом тягаче БТС. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа, еще и саперное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая.
Литература
Ссылки
Танки
Лёгкие танки | Р-39 · К-90 · ПТ-76 · ПТ-76М · Объект 906 · Объект 911Б · Объект 685 · Объект 788 · Объект 934 |
Средние танки | Т-44 · Т-54 · Т-55 · Объект 416 · Объект 141 · Объект 139 · Объект 907 · Объект 140 · Объект 142 · Объект 430 · Объект 435 · Объект 167 · Т-62 · Т-62А · Объект 920 · Т-64 |
Тяжёлые танки | ИС-3 · ИС-4 · ИС-7 · Т-10 · Объект 266 · Объект 277 · Объект 278 · Объект 279 · Объект 770 |
Ракетные танки | ИТ-1 · Изделие 64992 · Объект 170 · Объект 757 · Объект 772 · Объект 282 · Объект 906Б · Объект 775 · Объект 287 · Объект 780 |
Огнемётные танки | ОТ-54 · Объект 483 · ТО-55 |
БМПТ | Объект 781 · Объект 782 · Объект 787 · Объект 199 «Рамка»* |
Основные боевые танки | Т-62Б · Т-64А · Объект 476 · Объект 172 · Объект 172-2М · Т-72 · Т-74 · Т-80 · Т-80А · Объект 478 · Объект 785 · Объект 187 · Объект 292 · Т-90 · «Чёрный орёл» · БГБСМ · Объект 195 · «Армата» |
Боевые бронированные машины
Боевые машины пехоты | Объект 659 · Объект 1200 · Объект 911 · Объект 914 · Объект 19 · БМП-1 · ГАЗ-50 · Объект 768 · Объект 680 · Объект 769 · БМП-2 «Бокс» · Объект 681 · Объект 688 · БМП-3 · БММП |
Боевые машины десанта | БМД-1 · БМД-2 «Будка» · БМД-3 «Бахча» · БМД-4 «Бахча-У» · БМД-4М |
Боевые машины ПТРК | 2П27 «Шмель» · 2П32 «Фаланга» · 9П19 «Глаз» · 9П110 «Малютка» · 9П122 «Малютка-М» · 9П124 «Фаланга-М» · 9П133 «Малютка-П» · 9П137 «Флейта» · 9П148 «Конкурс» · 9П149 «Штурм-С» · 9П157-2 «Хризантема-С» · 9П161 «Корнет-С» · 9П162 «Корнет-Т» |
Боевые разведывательные машины | БРДМ-1 · Объект 760 («танк на воздушной подушке») · БРДМ-ВПК · БРДМ-ВПС · Объект 8М-906 · БРДМ-2 · БРДМ-3 · БРМ-1К · БРМ-2 · БРМ-3К · БКМ ВДВ «Выдра» |
Боевые машины огнемётчиков | БМО-1 · БМО-Т |
Бронетранспортёры | К-75 · БТР-40 · БТР-112 · К-78 · БТР-152 · ЗИС-153 · БТР-50 · БТР-Э152В · ЗИЛ-153 · ГТ-Л · ГТ-ЛБ · Объект 1015 · |
Бронированные автомобили | Урал-4320-09-31 · Урал-Э4320Д-31 · Урал-Э5323Д · ГАЗ-39344 · «Мустанг» · КАМАЗ «Воин» · «Тайфун» · СПМ-3 · Урал-6320 · Урал-63095 · Урал-63099 · ГАЗ-3937 «Водник» · КАМАЗ-43269 «Выстрел» · ГАЗ-2330 «Тигр» · ВПК-3927 · «Скорпион ЛТА» · «Булат» |
Артиллерийские установки
САУ |
| ||||||||
БМ РСЗО и ОТРК |
|
Зенитные установки
ЗСУ |
| ||||||||||||||||||
БМ ЗРК и ЗРС |
|
Инженерные и специальные машины
ГМЗ | ГМЗ-1 · ГМЗ-2 · ГМЗ-3 |
Тягачи | БТС-2 · БТС-4 · БТС-600 (БТС-5) · АТ-Т · АТ-П · МТ-Т · МТ-С · МТ-СМ · Т-34-Т · БТТ-1 · БТТ-1Т |
Краны | КТ-15 · СПК-5 · СПК-12Г |
БМР | УР-67 · УР-77 · УР-88 · УР-93 · УР-07 · БМР-1 · БМР-2 · БМР-3 · БМР-3М |
ИМР | ИМР-1 · ИМР-2 · ИМР-3 · ИМР-3М · «Клин-1» · АЗМ · АДЗМ «Восторг-2» · БАТ-М · БАТ-2 |
РХМ | БРДМ-2РХБ · РХМ · РХМ-2 · РХМ-3 · РХМ-4 · РХМ-5 · РХМ-6 · РХМ-7 |
БРЭМ | БРЭМ-1 · БРЭМ-2 · БРЭМ-3 · БРЭМ-80У · БРЭМ-Л · БРЭМ-Д · БРЭМ-К · РМ-Г |
МТУ | МТУ · МТУ-20 · МТУ-55 · МТУ-72 · МТУ-90 |
МТП | МТП-1 · МТП-2 · МТП-3 · МТП-А5 |
Другие | СПУ-117 · ИРМ · ИПР · ВТС · КДХР-1Н · БТЗ-3 · ЛКМ-1 · ЛКМ-3 · П-256Г · ХТВ-64 |
Машины разведки и управления
ПНП | Объект 610 · АПНП-1 · АПНП-2 |
КШМ | БТР-50ПУ · Р-145БМ «Чайка» · Р-149БМР «Кушетка-Б» · БМП-1КШ «Поток-2» · БМД-1КШ «Сорока» |
ПРП и ППУ | ПРП-3 «Вал» · ПРП-4 «Нард» · ПРП-4М «Дейтерий» · ППРУ-1 «Овод-М-СВ» · 9С482 (ПУ-12) · 9С482М6 (ПУ-12М6) · 9С737 «Ранжир» · 9С737М «Ранжир-М» · 15Я56 (МБП) · «Курганец-25» |
КСАУО | 1В13 · 1В14 · 1В15 · 1В16 · Объект 940 · 1В18 «Клён-1» · 1В19 «Клён-2» · 1В117 · 1В118 · 1В119 «Реостат» · 1В152 · 1В157 · 1В21 · 1В22 · 1В23 · 1В24 · 1В25 · 1В31 |
РЛС | 1РЛ232 «Леопард» · СНАР-15 «Селенит» · 1РЛ239 «Рысь» · 1Л219 «Зоопарк» |
РЭБ | 1Л21 (СПР-1) · 1Л29 (СПР-2) |
Самоходные лазерные комплексы
Полезное
Смотреть что такое «БАТ-М» в других словарях:
бат — бат, а … Русский орфографический словарь
Бат — Запрос «Бат» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Бат* City of Bath** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия
Батёво — пгт Батёво Батьово Страна: … Википедия
Бат — (Bath), город на В. Великобритании, на берегах р. Эйвон, в 19 км к ЮВ. от г. Бристоль. 86 тыс. жителей (2003). Популярный бальнеологический курорт. Термальные (45–49 °С) радоновые минер. воды, которые использовались ещё римлянами в I в. до н.э.… … Географическая энциклопедия
Бат — (Bath), город в Великобритании (Англия), на р. Эйвон, близ Бристольского залива Атлантического океана 80 тыс. жителей (1981). Бальнеологический курорт (термальные радоновые воды использовались ещё римлянами, основан в I в., поселение Акве Сулис) … Энциклопедический словарь
БАТ — (евр.). Древняя еврейская мера жидкостей, равная сначала 1 1/2, а потом 8 1/2 штофам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. бат иначе тикаль денежная единица Тайланда, равная 100 сатангам. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
батѧ — БАТ|Ѧ (1*), И с. Отец: Романъ Ростиславичь. река тако ѡ(т)даваеть ти батѩ Черниговъ а съ мною въ любви поживи. ЛИ ок. 1425, 183 об. (1161) … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)