что такое банковская тайна своими словами
Какие сведения составляют банковскую тайну
Банковская тайна (БТ) представляет собой данные о клиентах, запрещенные к разглашению и передаче третьим лицам. Законом установлена ответственность за разглашение подобной информации. Банковское учреждение в соответствии с существующим законодательством должно гарантировать клиентам сохранение в секрете всех данных, относящихся с БТ.
Вопрос: Обязаны ли банки представлять сведения, составляющие банковскую тайну, органам прокуратуры по запросу?
Посмотреть ответ
Нормативная база
Понятие банковской тайны регламентируется 26 статьей ФЗ от 28.06.2014 № 189-ФЗ. В частности, закон устанавливает следующие нормы:
В ФЗ также указан перечень информации, которая может передаваться установленному перечню структур.
Сведения, относящиеся к банковской тайне
ВАЖНО! Претензия о возмещении убытков, причиненных разглашением банковской тайны от КонсультантПлюс доступна по ссылке
Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:
ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.
Что не может являться банковской тайной?
К БТ не могут относится следующие сведения:
ВНИМАНИЕ! Важно помнить, что некоторые данные, относящиеся к банковской тайне, могут быть раскрыты по истребованию уполномоченных структур.
Кто обязан соблюдать банковскую тайну?
Банковскую тайну обязаны соблюдать не только банки, но и некоторые другие учреждения:
Всем этим учреждениям приходится работать непосредственно с личными данными клиентов (включая производимые финансовые операции), чем обусловлен запрет на разглашение.
Кто имеет доступ к банковской тайне?
Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:
Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.
Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:
Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.
Ответственность за разглашение банковской тайны
Ответственность за разглашение секретных сведений могут нести только те лица, которые обязаны соблюдать банковскую тайну. Предусматривают следующие формы ответственности:
Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.
Что такое банковская тайна и какие сведения в нее входят?
В ходе сотрудничества с банками человек передает им значительное количество личной информации. Речь не только о персональных данных, сведениях о работе и уровне зарплаты: банк в курсе состояния счетов клиента и знает об операциях, которые тот проводил. Если бы эти сведения были в свободном доступе, это могло бы стать причиной серьезных проблем у клиентов. Поэтому в законодательстве существует понятие банковской тайны: некоторые сведения, которые клиент предоставляет банку, остаются секретными для третьих лиц.
Содержание статьи
Что такое банковская тайна
Определение этому понятию в России дает Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно тексту закона кредитная организация, платежная система, Банк России или страховая организация, работающая с банковскими клиентами, обязаны хранить в тайне определенную информацию. Это сведения, касающиеся счетов человека, операций и вкладов, а также личная информация о банковском клиенте. Третье лицо не может получить доступ к закрытым данным — если речь не идет об исключительной ситуации, которую подразумевает закон.
Какие сведения входят в банковскую тайну
На кого распространяется банковская тайна
Практически любая финансовая организация, с помощью которой человек распоряжается деньгами, обязана сохранять в секрете сведения о его платежах и счетах. Это касается в том числе операционных систем, платежных клиринговых центров и страховых компаний. Банковской тайной защищен любой клиент: физлицо, индивидуальный предприниматель или юрлицо. Даже структуры, которые имеют право получить доступ к секретным сведениям по закону, не вправе разглашать их третьим лицам — кроме случаев, определенных законодательством.
Исключения из правила о банковской тайне
Некоторые структуры вправе получать доступ к закрытой информации — но только в случаях, определенных законом. Узнать сведения о состоянии счетов человека, кроме него самого и его законного представителя, могут:
Доступ к банковской тайне регламентируется законодательством: перечисленные органы могут запросить данные в случаях, оговоренных законом. Список государственных структур, которые могут иметь доступ к закрытым сведениям, может измениться — законодательство в этой области активно расширяется.
Что делать, если информацию незаконно разгласили
Ответственность за незаконное разглашение банковской тайны несет кредитная организация, которая допустила утечку данных. В зависимости от того, насколько тяжкие последствия повлекло за собой нарушение закона, меры могут различаться.
Что это значит для заемщика
Банковская тайна означает, что сведения о Ваших кредитах и вкладах нельзя выдавать сторонним людям или организациям, кроме некоторых госструктур в определенных законом случаях. Если какая-либо компания, с которой Вы сотрудничаете, выдает информацию о Вашей задолженности родственникам или друзьям без Вашего на то согласия, эта компания нарушает закон.
ЭОС советует своим клиентам быть внимательными. Добросовестные организации, в том числе коллекторские агентства, соблюдают законодательство и не разглашают банковскую тайну третьим лицам. А вот служба судебных приставов может иметь к ней доступ — поэтому мы советуем по возможности справляться с трудностями в досудебном порядке. Если Ваш кредит в ЭОС, мы всегда готовы помочь Вам найти выгодные условия для его погашения.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
Как работает анонимный звонок?
Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск
Банковская тайна: какие сведения банк унесет с собой в могилу
Клиент, обращаясь в кредитную организацию, надеется, что все подробности сотрудничества будут надежно защищены. Банк заинтересован в этом, иначе понесет репутационные потери. Что же входит в понятие банковской тайны?
Что такое банковская тайна
Банковская тайна (БТ) хранит информацию о клиенте кредитной организации — состояние счета, личные данные и наличие долгов. Сохранять БТ обязана не только финансовая компания как организация, но и ее работники. Без ведома клиента получить закрытую информацию можно только в случаях, предусмотренных ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». При раскрытии тайны пострадают обе стороны: при утечке информации о накоплениях на сберегательном счете его владельца могут начать шантажировать и вымогать деньги, а кредитная организация в этой ситуации может потерять доверие и получить судебные иски.
Любой банк, дорожащий своей репутацией, вкладывает огромные средства в защиту от утечки закрытых данных. Передовое программное обеспечение и современные системы контроля Совкомбанка надежно защищают деньги своих клиентов на сберегательных счетах.
Что включает банковская тайна
Буква закона обязывает финансовые учреждения тщательно хранить и не передавать кому-либо сведения о клиенте, иначе их утечка может нарушить право на неприкосновенность частной жизни, гарантированную Конституцией РФ. Финансовая организация обязуется оберегать банковскую тайну, к которой относятся:
Разница между коммерческой и банковской тайнами
Каждый сотрудник финансового учреждения
Банковская тайна покрывает все, что касается сотрудничества клиента и кредитной организации. Практически все документы, поданные и подписанные при заключении договора, попадают в раздел закрытой информации.
Какие сведения не являются банковской тайной
Любая информация, относящаяся к банковской тайне, по закону не должна попасть в руки посторонних и ни в коем случае не распространяться через СМИ. Но находящиеся в открытом доступе документы не попадают в этот раздел. Как правило, сотрудники финансовых организаций не предоставляют эту информацию, но отсылают к ней.
Что не подпадает под понятие «банковская тайна»:
Кто или что охраняет сведения
Сохранность банковской тайны по закону гарантирует кредитная организация и Банк России. Допускаются к конфиденциальным данным и другие организации, которые также обязаны сохранять их в секрете:
Каждый сотрудник финансовой организации обязан подписать документ о неразглашении сведений о клиенте.
Для сохранения тайны разработаны специальные правила:
Сотрудники госслужб и Центробанка не вправе распространять личные данные, входящие в состав банковской тайны, полученные по официальным запросам на законных основаниях.
В России банковская тайна впервые была введена 1894 году. В уставе Государственного банка Российской империи появилась запись «хранить в тайне все, касающееся доверенных банку частных коммерческих дел и счетов». Позднее система была упразднена. Частично ввели ее повторно уже во времена СССР: тогда банковская тайна распространялась только на деньги, хранящиеся в сберегательных кассах, и преподносилась как бонус. Нынешняя трактовка БТ была принята в 1996 году.
Наказание за разглашение
Незаконная передача банковской тайны — это утечка персональных данных клиентов финансовой организации злонамеренно, а также из-за непредвиденных обстоятельств. Ответственность за это несут те сотрудники, которые подписали документы о соблюдении сохранения данных внутри компании. В этом случае предусмотрены различные формы санкций. Степень наказания определяется последствиями утечки.
Гражданская ответственность. Клиент может обратиться в кредитную организацию, потребовав возмещения. Если в претензии будет отказано, нужно обратиться в суд и указать на факт попытки досудебного урегулирования. Для возмещения упущенной прибыли или понесенных убытков необходимо будет доказать, что разглашение информации действительно обернулось финансовыми потерями.
Важно: первоначально именно кредитная организация гарантирует сохранность банковской тайны и выстраивает рабочие процессы таким образом, чтобы избежать утечки информации. Иными словами, перед клиентом будет отвечать именно банк или МКК, а не конкретный сотрудник, допустивший разглашение данных. После внутренней проверки и выявления нарушителя организация накажет рублем виновного и потребует возмещения понесенных убытков. Более того, на виновного ложится материальная ответственность за разглашение банковской тайны согласно ч. 7 ст. 243 ТК РФ.
Административная ответственность. Привлекаются физические лица или уполномоченные сотрудники финансовой организации, допустившие утечку информации или неправильно ее хранившие. Необходимо написать заявление в полицию или прокуратуру. Будет наложен штраф от 500 рублей до 10 тысяч.
Уголовная ответственность. За получение закрытой информации преступным путем — через подкуп, угрозы, хакерскую атаку, шантаж, кражу — возможен штраф до 500 тысяч рублей или тюремный срок до 2 лет. За нелегальное использование данных, входящих в банковскую тайну, налагается штраф до миллиона рублей или тюремный срок до 3 лет. За крупные убытки из-за утечки информации виновный в этом будет оштрафован на сумму до 1,5 млн рублей либо отправлен в тюрьму на срок до 5 лет. Тяжкие последствия, наступившие после разглашения засекреченных данных, чреваты 7 годами тюрьмы.
Получить денежную компенсацию бывает затруднительно: сложно доказать причиненный финансовый ущерб. Поможет настойчивость и скрупулезность: нужно собрать максимально полный пакет документов, доказывающий материальные потери, а после писать претензию в финансовую организацию.
В каких случаях допускается разглашение
Владелец банковской тайны — это клиент финансовой организации, юридическое или физическое лицо. Именно он решает, когда и кому ее сообщить. Это добровольное дело, но осуществляемое на принудительных началах. Во время оформления кредита сотрудник банка запросит данные, относящиеся к банковской тайне. Клиент вправе отказаться и не передавать их, но в этом случае ни о каком сотрудничестве не может быть и речи.
На законных основаниях доступ к части банковской тайны клиента имеют суды, налоговая служба, ФСС, пенсионный фонд, судебные приставы, полиция, нотариусы, бюро кредитных историй.
Выбирая финансовую организацию, всегда изучайте ее историю. Положительные отзывы и отличная репутация помогут защитить вашу личную информацию и, соответственно, ваши деньги. Ведь попавшие в руки мошенников данные могут повлечь необратимые последствия. Надежность Совкомбанка подтверждена годами успешной работы и признанием: в 2021 году он вошел в список самых надежных банков России по версии Forbes. Информация, полученная от клиентов, тщательно хранится сотрудниками банка и защищена от утечки.
Что такое банковская тайна? Сведения, составляющие банковскую тайну
Согласно закона банк обязан гарантировать своим клиентам тайну банковских счетов, вкладов, кредитов и любых операций по ним.
Что такое банковская тайна? ФЗ N 395-I «О банках и банковской деятельности»
Понятие банковская тайна подразумевает информацию, находящуюся в распоряжении кредитной организации и которая может быть раскрыта третьим лицам только в исключительных случаях, установленных Федеральным законом N 395-I «О банках и банковской деятельности». Задачей любого банка является сохранение конфиденциальности сведений о клиенте. Следует понимать, что утечка информации, например, о сумме накоплений на депозитных вкладах, может вызвать существенные последствия, в частности криминальное преследование владельца вклада с целью наживы или шантажа. В законодательстве России существует два основных документа, в которых закреплено понятие банковской тайны и сведения, ее образующие:
Если проанализировать эти нормативные документы, то можно определить, что к сведениям, составляющим банковскую тайну относится следующая информация:
Разглашение банковской тайны об юридических лицах
Отдельно стоит рассмотреть вопрос защиты банковской тайны и сведений, её составляющих по отношению к юридическим лицам. Законодательные нормы о банковской тайне имеют ряд исключений и в первую очередь это связано с тем, что государственные структуры не смогут в необходимом объеме выполнять свою работу по контролю и финансовому мониторингу за неимением сведений о наличии и движении денежных средств на счетах организаций и предприятий, а суммы денежных средств там, как известно, на порядки больше, чем на счетах физических лиц. По этой причине в определенных случаях (строго прописанных в ФЗ N 395-I и ГК РФ) банковская организация обязана сообщать сведения, составляющую банковскую тайну по запросу уполномоченного органа, а иногда и без запроса в автоматическом режиме, особенно это касается подозрительных сделок и движений денежных средств по счетам юрлиц.
В частности, выписки по счетам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предоставляются банком на основании запросов нижеприведенных государственных служб и структур:
Помимо выписок по счетам, банки обязаны предоставлять налоговым службам информацию об открытии или закрытии депозитных вкладов ИП и юридических лиц, сообщить банки обязаны и в случае смены реквизитов вкладов организаций или индивидуальных предпринимателей.
Отмена банковской тайны, новости экономики:
Есть и негосударственные организации, имеющие право получить данные, составляющие банковскую тайну, например это бюро кредитных историй (БКИ). Но здесь есть одно «но» — сведения о совершаемых банковских операциях могут быть переданы в данную организацию только с согласия клиента (как правило это условие прописано в договоре с банком).
Разглашение банковской тайны о физических лицах
Кому банк может сообщить сведения, составляющие банковскую тайну, о счетах граждан? Сведения, которые представляют собой банковскую тайну, о физических лицах у кредитной организации имеют право запросить следующие службы и госструктуры:
Ни одна кредитная организация не в праве отказать в разглашение банковской тайны о физических лицах вышеозначенным государственным службам и структурам.
Отдельно стоит отметить случай смерти клиента банка, в такой ситуации у кредитной организации появляется необходимость проинформировать связанных с бывшим клиентом лиц (например наследникам) и сообщить им сведения, составляющие банковскую тайну гражданина. Такой информацией могут быть сведения о депозитных вкладах и текущих банковских счетах покойного. В подобных ситуациях банками применяются такие правила:
В настоящее время Федеральная налоговая служба наделена правом запрашивать в банках сведения о закрытии или открытии депозитных вкладов и счетов граждан. Немаловажный момент: запросить информацию о физическом лице, составляющую банковскую тайну, та или иная налоговая инспекция (ИФНС) праве лишь тогда, когда подобный запрос будет согласован с вышестоящим налоговым органом.
Что касается бюро кредитных историй, то сведения о банковских операциях физического лица, составляющие банковскую тайну, могут быть переданы в БКИ только при согласии гражданина. В большинстве случаев, во время подписание договора банковского обслуживания с клиентом, в нем есть пункт относительно того, что гражданин не против того, чтобы предоставить в бюро кредитных историй некоторые сведения, являющиеся банковской тайной.
Нарушается ли банковская тайна в случае передачи информации коллекторскому агентству?
Из сложившейся судебной практики видно, что банковские структуры имеют право передавать долги по кредитам своих клиентов коллекторским фирмам. Но подобные действия можно осуществлять лишь в случае соблюдения ряда условий:
Поэтому, при выполнении перечисленных выше условий, в случае передачи долга по кредиту коллекторской фирме и предоставления ей информации о должнике, подобные действия не являются нарушением банковской тайны гражданина.
Однако, сотрудники коллекторского агентства, как и служащие банка, обязаны соблюдать меры по сохранению от посторонних лиц информации, являющейся банковской тайной.
Какова ответственность за нарушение банковской тайны? Ст. 183 УК РФ
Сведения, составляющие банковскую тайну защищаются законом, поэтому уполномоченные лица обязаны сохранять банковскую тайну клиентов. За разглашение подобных сведений законодательством Российской Федерации предусмотрены ответственность, вплоть до уголовной!
Уголовный Кодекс РФ в ст. 183. «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» определяет, что в зависимости от того, какова тяжесть последствий от разглашения информации содержащей банковскую тайну, виновному могут быть назначены следующие виды наказания:
183 статья УК РФ применяется не только к сотрудникам банковских организаций, она может быть применена и в отношении иных лиц, которые имели доступ к информации, составляющей банковскую тайну, и нарушили её.
Ответственность предусмотрена и для лиц, которые незаконно собирают сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.
Что такое банковская тайна своими словами
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
(часть пятая введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
2) граждан, претендующих на замещение должности судьи;
3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 469-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;
4.1) граждан, претендующих на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
5.1) граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)
6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть девятая в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 394-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Информация об операциях и о счетах некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», представляется кредитными организациями федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по запросам, направленным руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
(часть десятая введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 323-ФЗ)
Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные этими аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг и (или) предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», за исключением:
1) сведений, составляющих банковскую тайну, полученных от Банка России с предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
2) иных случаев, предусмотренных федеральными законами.
(часть в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 394-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 323-ФЗ)
Об обязанности кредитных организаций предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, в антимонопольный орган и арбитражному управляющему см. Федеральные законы от 26.07.2006 N 135-ФЗ и от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 02.07.2021 N 323-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях».
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 189-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученную в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции и настоящим Федеральным законом в Банке России, кредитных организациях, а также в представительствах иностранных банков. Информация об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученная в соответствии с частью шестой настоящей статьи при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, может быть использована только в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
(часть в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, налоговые органы и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(см. текст в предыдущей редакции)
Операционные центры, платежные клиринговые центры не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, полученную при оказании операционных услуг, клиринговых услуг участникам платежной системы, за исключением передачи информации в рамках платежной системы, а также случаев, предусмотренных федеральными законами.
Положения настоящей статьи распространяются на сведения об операциях клиентов кредитных организаций, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами).
Положения настоящей статьи распространяются также на сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.
Документы и сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются кредитными организациями таможенным органам Российской Федерации в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица не вправе разглашать сведения, которые содержат банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Информация об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(часть введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(часть введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, участниками банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в целях составления отчетности банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в том числе для определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости, представляют соответственно в головную кредитную организацию банковской группы, головную организацию (управляющую компанию) банковского холдинга и иного объединения с участием кредитных организаций сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов.
(часть в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные в части двадцать девятой настоящей статьи сведения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, предоставляются головным кредитным организациям банковских групп, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов, расположенным на территориях иностранных государств, при условии обеспечения этими иностранными государствами уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации.
(часть введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ)
(часть в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные в части тридцать первой настоящей статьи сведения предоставляются при условии обеспечения центральными банками и (или) иными органами надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, и (или) иными органами иностранных государств, в функции которых входит урегулирование несостоятельности организаций, уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, и непредоставления ими указанных сведений третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного согласия в письменной форме Банка России, за исключением случаев предоставления указанной информации судам по уголовным делам.
(часть введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
Документы и сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках физических лиц, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц представляются кредитными организациями в Банк России при осуществлении Банком России функций, определенных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(часть введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
Банк России не вправе раскрывать и предоставлять третьим лицам полученные при осуществлении функций, определенных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках физических лиц, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(часть введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
Кредитная организация, представляющая документы и сведения, предусмотренные частью тридцать третьей настоящей статьи, а также служащие такой кредитной организации не вправе информировать об этом клиентов этой кредитной организации или иных лиц.
(часть введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Справки по номинальным, залоговым счетам и счетам эскроу могут быть предоставлены третьим лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
(часть введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
(часть введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения о счетах, вкладах и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности представляются кредитными организациями в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии.
(часть введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений о счетах, вкладах, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах.
(часть введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
За разглашение банковской тайны Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
(часть введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
Информация о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента (в том числе сведения об операциях, о счетах и вкладах, в отношении которых были зафиксированы случаи и (или) попытки осуществления переводов денежных средств без согласия клиента) представляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе», кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России. Банк России вправе предоставлять получаемую в соответствии с настоящей частью информацию кредитным организациям, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе».
(часть введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные им при осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
(часть введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 84-ФЗ)
За разглашение банковской тайны общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» и его работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
(часть введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 84-ФЗ)
Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
(часть введена Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
За разглашение банковской тайны уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг несет ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
(часть введена Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
Банк России, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» предоставляют следственным органам имеющиеся в их распоряжении сведения, составляющие банковскую тайну, включая сведения о конкретных операциях и сделках, а также о клиентах, при направлении Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в следственные органы заявлений и материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
(часть введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
Банк России при получении от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, в соответствии со статьей 51.2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сведений, составляющих банковскую тайну, не вправе разглашать их третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Разглашение полученных сведений в указанных целях осуществляется с учетом установленных законодательством иностранного государства требований к раскрытию информации и представлению документов.
(часть введена Федеральным законом от 06.02.2019 N 5-ФЗ)
Банк России при получении от иностранного регулятора финансового рынка в соответствии со статьей 51.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сведений, составляющих банковскую тайну, не вправе разглашать их третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Разглашение полученных сведений в указанных целях осуществляется с учетом установленных законодательством иностранного государства требований к раскрытию информации и представлению документов.
(часть введена Федеральным законом от 06.02.2019 N 5-ФЗ)
- в какой цвет красят оградки на кладбище
- в какой последовательности выделяют формирование себестоимости