что такое балансовая прибыль простыми словами
Что такое балансовая прибыль предприятия
Балансовая прибыль – один из важнейших показателей, характеризующих конечную прибыль фирмы. Она рассчитывается на основе учетных данных и находит отражение в балансе. Разберем подробно, из чего складывается балансовая прибыль, какова формула ее расчета и как влияет на расчет этого показателя специфика деятельности хозяйствующего субъекта.
Сущность балансовой прибыли и ее расчет
Балансовую прибыль коротко можно охарактеризовать как прибыль от всех видов деятельности до обложения налогами. В расчет берется определенный период, как правило, год или квартал.
Из сказанного можно определить общую формулу балансовой прибыли (убытка):
ПБ = Пр + Пим + Пвнро, где:
Если один из составляющих показателей определен как убыточный, он берется с минусом, а не с плюсом.
В бухгалтерской отчетности («Отчет о финансовых результатах») балансовая прибыль отражается по строке 2300. Чтобы ее рассчитать, необходимо:
Суммируется финансовый результат от продаж, доходы от участия в иных организациях, проценты, которые должны быть получены, прочие доходы. Вычитаются проценты к уплате и прочие расходы. Если результат отрицательный (убыток), он указывается в скобках.
Из чего складывается показатель
Формула прибыли показывает три возможных источника ее получения. Разберем их подробнее:
Зачем нужны расчеты
Бухгалтерские учетные данные служат достоверной основой для расчета показателя и оценки эффективности деятельности фирмы за период. В получении данных, характеризующих балансовую прибыль, заинтересованы как руководители самой фирмы, так и ее инвесторы, действующие и потенциальные.
Рассмотрение показателя в динамике помогает определить, насколько возросла или снизилась эффективность работы хозяйствующего субъекта. Анализируя составные части прибыли, можно видеть перспективные направления ее получения, факторы, препятствующие увеличению объема, что способствует принятию эффективных экономических решений.
Например, снижение прибыли от реализации продукции основной деятельности может свидетельствовать:
Обратите внимание! На основе бухгалтерской прибыли рассчитывают другой важнейший показатель – чистую прибыль, коммерческую эффективность хозяйствующего субъекта.
Чистая прибыль = балансовая прибыль – налог на прибыль, подлежащий уплате.
Балансовая прибыль и специфика деятельности
Очевидно, что источники происхождения балансовой прибыли будут в первую очередь зависеть от характера и вида основной деятельности, от реализованных при этом товаров работ и услуг и выручки за них. Например, выручка в торговле – не что иное, как валовой доход от продажи товара.
Валовой доход при этом определяется как разница между покупной и продажной ценой реализованного товара и представляет собой наценку либо скидку на товар.
Предприятие, оказывающее услуги, например, ремонтное, будет считать выручку как оплату своих услуг согласно тарифам, а производственная компания отразит как выручку полученные за свою продукцию от покупателей денежные средства.
Оказывает влияние и специфика расходов. Пример: затраты, понесенные в строительстве, будут отличаться от затрат сельскохозяйственного предприятия, аудиторской фирмы.
Чистая прибыль — ликбез для начинающих инвесторов
В отчётностях и пресс-релизах компаний можно встретить множество различных финансовых показателей, которые зачастую для новичка звучат одинаково. Например, многие путаются в понятиях операционная, валовая, чистая прибыль, прибыль до уплаты налогов и прибыль, приходящаяся на акционеров компании. Также далёкие от фондового рынка и финансов люди путают выручку с прибылью. И это нормально. Поэтому сегодня я предлагаю вам разобрать, что такое чистая прибыль, попутно объяснив остальные виды прибыли, а также понять, как она образуется, как распределяется и как её анализировать.
Чистая прибыль — один из важнейших показателей компании. Слово «чистая» в данном показателе означает, что прибыль была очищена от налогов, расходов и других отчислений. Чтобы определить, что такое чистая прибыль, предлагаю сначала разобраться с выручкой.
ВЫРУЧКА — доход, полученный от реализации.
Например, К. является индивидуальным предпринимателем, накануне 8 марта он купил 1 000 роз по 3 руб. за штуку. Позже, 8 марта, он продал ранее купленную партию: 1 000 роз по 30 руб. за штуку. Таким образом, выручка К. составила 30 тыс. руб. Но говорит ли это о том, что К. заработал 30 тыс.?
Нет, так как в данном примере не учтены расходы. Чтобы узнать сумму прибыли, необходимо вычесть из выручки, 30 тыс., переменные расходы, то есть расходы, зависящие от объёма производства, что в данном примере равно трём тысячам. 30 тыс. — 3 тыс. = 27 тыс. руб. Мы узнали МАРЖИНАЛЬНУЮ, или ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ.
Но это ещё не все расходы, которые были у К., поэтому из валовой прибыли необходимо вычесть постоянные расходы или коммерческие и управленческие расходы. К управленческим расходам относятся затраты на оплату охраны, интернета, ЖКХ, канцелярских принадлежностей и зарплаты административно-управленческого персонала (например, бухгалтерия, юристы и другие). К коммерческим расходам относятся затраты на оплату труда, логистику и хранение товара, аренду и содержание зданий, рекламу и прочее.
В условиях нашей задачи не указаны коммерческие и управленческие расходы, однако для точности эксперимента давайте предположим, что К. потратил на транспортировку, хранение и рекламу одну тысячу рублей. Вычитая из валовой прибыли постоянные расходы, мы получим: 27 тыс. — 1 тыс. = 26 тыс. ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ.
Теперь важно учесть, были ли внереализационные доходы или расходы в результате данной деятельности. Что это? Это доходы и расходы, не связанные с реализацией. К ним относятся:
Допустим, что К. сделал несколько скидок своим клиентам на общую сумму 500 руб., и его прибыль снизилась: 26 тыс. — 0,5 тыс. = 25,5 тыс. ПРИБЫЛИ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Теперь следует учесть, что К. является индивидуальным предпринимателем и должен заплатить налог на прибыль и другие обязательные платежи (пенсионные и страховые отчисления). Предположим, что данные расходы составляют 10 тыс., поэтому ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ К. равна: 25,5 тыс. — 10 тыс. = 15,5 тыс.
Таким образом, чистая прибыль — это часть дохода предприятия, которая осталась после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей. и скрупулёзно анализируйте отчётность компании.
Если мы говорим о публичных компаниях, то есть тех, которые размещают свои акции на бирже, появляются ещё три показателя.
Мы разобрали, как образуется чистая прибыль, и думаю, больше не возникнет вопросов, почему у компании может увеличиться выручка, но при этом будет числиться чистый убыток — отрицательная чистая прибыль.
Поэтому при анализе чистой прибыли компании я всегда сравниваю её в динамике по отношению к предыдущим периодам, оцениваю выручку и расходы, которые привели к соответствующей динамике.
Именно по качеству распределения чистой прибыли можно оценить, насколько корректно работает менеджмент: правильное распределение должно привезти к увеличению эффективности деятельности компании.
Основными направлениями распределения чистой прибыли являются:
Для нас как для инвесторов наиболее выгодно распределение прибыли на дивиденды. Однако если компания решила не выплачивать дивиденды или снизила их размер, направив деньги на инвестиции, то перед тем, как негативно воспринимать данную информацию, стоит понять, что эти инвестиции дадут компании и вам в будущем. Так как зачастую кратковременное снижение котировок, связанное с дивидендным кризисом, быстро отыгрывается благодаря грамотным инвестициям.
Что такое прибыль. Виды и способы расчета
Что такое прибыль
Прибыль – показатель, определяющий финансовый успех бизнеса, цель предпринимательской деятельности. По этому понятию оценивается рентабельность бизнеса, его экономическая эффективность. Выручка и прибыль – явления смежные, но не равнозначные.
Внимание! Прибыль – разница между выручкой (финансовой выгодой) и расходами, необходимыми для ее получения.
В расходы включают все затраты, понесенные в процессе предпринимательской деятельности. Такие как: приобретение или производство товара, аренда помещения, коммунальные услуги, зарплата работникам, доставка и т.д.
Прибыль считается по формуле: Доход (Выручка) – Расходы (Затраты) = Прибыль.
Пример расчета: Александр Петров производит домашний сыр. За один месяц выручка от продажи его продукции составила 100 000 р. За это время израсходовано:
Сумма расходов составила: 30 000 + 5 000 + 5 000 + 20 000 + 10 000=70 000 р.
Прибыль составила: 10 0000 р. – 70 000р. = 30 000 р.
Функции и роль полученной прибыли
Основная функция прибыли – показатель экономического эффекта деятельности предприятия. Дополнительные функции:
Основная роль прибыли – показать результат работы экономического объекта в денежном выражении. Это маркер уровня качества, востребованности и успешности продвижения производимой продукции. Полученную прибыль распределяют на расширение производства, улучшение условий труда, поощрение сотрудников, повышение благосостояния владельцев.
Виды прибыли
Прибыль можно получать по-разному. В зависимости от условий формирования различают несколько видов данного понятия:
Кроме того, по конечному результату прибыль может быть:
В зависимости от способов получения прибыль делится на:
По периодичность поступления прибыль бывает:
Для того, чтобы разобраться в основных разновидностях прибыли, стоит рассмотреть их подробнее.
Валовая прибыль
Валовая прибыль (ВП) – остаток между доходом от продаж товара и себестоимостью этого товара. ВП считается до погашения долговых и налоговых обязательств. На показатель влияют факторы, зависящие и независящие от действий руководства и коллектива:
Внимание! Формула расчета валовой прибыли: ВП = ЧП – С.
Где С – себестоимость единицы товара, а ЧП – чистая прибыль за вычетом расходов на возврат товара и скидки на продукцию.
Общее значение выручки
Выручка показывает, сколько средств компания заработала за определенный период времени. Если показатель растет из года в год, значит, компания успешно развивается. Если размер выручки уменьшается, необходимо что-то менять.
В общую выручку входит только доход от реализации продукции. Если предприятие инвестирует часть прибыли или сдает в аренду офис, доходы от этих действий не включаются в значение выручки.
Что такое валовая выручка
Валовая выручка – итог финансовой деятельность предприятия или компании. В показатель включаются доходы от любого вида коммерческой деятельности, от продажи произведенного продукта и любых услуг. Посчитаем ВП компании, имеющей основой и дополнительные источники дохода.
Пример расчета: Предприятие производит и продает футболки с оригинальными надписями. Стоимость товара – 500 р. Расходы на производство:
Доходы предприятия (валовая выручка) формируются из нескольких источников:
Потраченная сумма: 100 000+10 000+1 000 000+50 000+40 000=1 200 000 р.
Полученная сумма: 1 000 000+300 000+200 000=1 500 000 р.
ВП = 1 500 000-1 200 000=300 000 р.
Анализ расходов и доходов показал, что необходимо увеличить валовую прибыль. Возможно, придется уменьшить зарплатный фонд или более рационально использовать сумму, отданную под инвестиции.
Операционная прибыль
Операционная прибыль учитывает абсолютно все виды затрат, обеспечивающих деятельность предприятия, но отличающиеся на траты, составляющие себестоимость продукта. В том числе: амортизацию оборудования, ренту, незапланированные траты и другие виды расходов.
Где ВП – валовая прибыль, а ОР – операционные расходы. В операционные расходы включаются коммерческие и управленческие траты.
Пример расчета:
Компания покупает мелкую бытовую технику у производителя и продает в магазине, находящемся в торговом центре. За отчетный период было куплено товара на 150 000 р. Выручка с продаж составила 300 000 р.
Траты на деятельность магазина составили:
Операционная прибыль = 300 000 – 150 000 – 25 000 – 50 000 – 2 000 – 3 000.
Итого ОП = 70 000 р.
Чистая прибыль. Как рассчитать
В определение чистой прибыли (ЧП) включается дополнительный параметр – обязательные платежи, включающие налоговые и другие выплаты.
Внимание! Формула для расчета чистой прибыли. ЧП = ВД (валовый доход) – Р (явные расходы, включающие налоговые и долговые обязательства).
Пример расчета:
Предприниматель Кузнецова продает свежую выпечку. Стоимость булочки – 20 р., себестоимость – 10 р. Остальные расходы составляют 3 р. на булочку. Для того, чтобы подсчитать чистую прибыль с продажи 1 кондитерского изделия, необходимо суммировать расходы 10 + 3 = 13 р. и вычесть их из дохода. 20 – 13 = 7 р.
Если за год ИП реализует 50 000 булочек, ЧП составит: 50 000 * 7 = 350 000 р.
Норма предельной прибыли
Чтобы определить, когда компания выйдет на точку безубыточности, необходимо рассчитать норму предельной прибыли (НПП). Показатель НПП помогает понять, какой тип издержек необходимо уменьшить, чтобы повысить эффективность бизнеса.
НПП – это прибыль с учетом всех видов издержек.
Внимание! Расчет НПП возможен по формуле: В – ПИ/В*100%. Где В – выручка от реализации, ПИ – переменные издержки.
Показатель нормы предельной прибыли выражается в процентах и означает часть прибыли, которая остается от выручки за минусом переменных издержек.
Пример расчета:
Компания продала произведенный ею товар на сумму 5 000 000 р. Переменные издержки по проданной продукции составили половину выручки, т.е. 2 500 000 р.
НПП = (10 000 000 – 5 500 000)/10 000 000*100% = 4 500 000/10*100% = 45%
Высокий показатель нормы предельной прибыли не гарантирует высокую чистую прибыль, потому что на практике на маркеры прибыли влияют постоянные и переменные издержки.
В книге «Краткий курс MBA» Нил Томас и Барри Пирсон привели пример компании, которая была вынуждена производить продукцию с очень высоким уровнем издержек.
Крупная компания по производству электроники удочерила небольшую организацию, производящую электронные чипы. Были потрачены значительные суммы на производство и численность обученного персонала. На третий год работы НПП достигла 74%, при показателе переменных издержек – 24%. Но мощности предприятия не были задействованы полностью, постоянные издержки дошли до уровня 205% от выручки. Компания расходовала в 2,5 р. денег больше, чем зарабатывала. В следующем году поднялся спрос на изделия, в которых были задействованы чипы, произведенные компанией. Продажи выросли в 3 раза, появилась прибыль.
Знание НПП по каждому виду продукта/услуги позволяет увеличить прибыль следующими способами:
Важные составляющие грамотного управления прибылью:
Для более эффективного управления бизнесом необходимо подробно рассмотреть приведенные пункты.
Точка окупаемости и точка безубыточности
Точка безубыточности – момент, в который выручка от реализации товара равна затратам. Т. е. уровень продаж, при котором у компании нет ни убытка, ни прибыли. Для определения показателя необходимо иметь следующие сведения:
Точка окупаемости показывает, при получении каких доходов окупятся средства, вложенные в бизнес. Для расчета точки окупаемости нужно знать размер инвестиций, доходов и расходов за определенный календарный период. Например, за год.
Рентабельность товара или услуги
На практике расчет рентабельности производства определенного вида товаров/услуг производится с учетом допущений. Расчет может оказаться неточным из-за того, что деятельность работников или производственных мощностей относится к производству нескольких товаров или услуг. Для учета использую примерные данные, исходя из фактических или «распределенных» издержек.
Рентабельность по ключевым клиентам
По мере развития компании растет уровень концентрации клиентов. Проявляются крупные заказчики, приобретающие около 5% произведенной продукции. Постоянные покупатели более требовательны. Часто для их обслуживания требуются дополнительные издержки. Грамотное управление продажами предполагает расчет нормы предельной прибыли по каждому оптовому или постоянному клиенту.
Негативные последствия установления низких цен
При неудовлетворительном уровне продаж некоторые предприниматели снижают цены с целью привлечения покупателей. Но существенное снижение цены приводит не к повышению, а к резкому падению рентабельности бизнеса.
Последствия таких действий предпринимателей следующие:
Если производственные мощности простаивают, существует соблазн понизить цены. Т. е. повысить эффективность избыточных мощностей. В этом случае необходимо соблюсти несколько условий:
При несоблюдении условий существует опасность разрушения собственного бизнеса.
Прибыль до налогообложения и уплаты процентов
Прибыль до вычета налогов и процентов – важный показатель рентабельность бизнеса. Иллюстрирует прибыль, генерируемую компанией. Понятие является синонимом операционной прибыли. Игнорируя такие переменные, как структура капитала и налоговая нагрузка, индикатор показывает, на что способна компания. Соотношение прибыли до налогообложения к объему продаж варьируется в зависимости от сферы бизнеса. В строительном сегменте – 2-3%, в торговле продовольственными товарами – 4-5%. В компаниях, предоставляющих услуги населению, показатель может достигать 15%.
Средний показатель прибыли до уплаты процентов и налогов составляет около 10%.
Важно! При снижении валовой прибыли на несколько пунктов необходимо проверить процентное соотношение расходов и объема продаж. Если оно не изменилось, то падение приведет к снижению нормы прибыли.
При резком снижении уровня продаж необходимо частично компенсировать убытки, сократив накладные расходы.
Маржинальная прибыль
Маржинальная прибыль (МП) позволяет выяснить рентабельность производства, оценить, сможет ли «маржа» перекрыть издержки. В расчет включают такие переменные показатели, как:
Внимание! Формула расчета маржинальной прибыли: МП = Д(доходы) – ПР (переменные расходы).
Переменные расходы это траты, которые компания перестала бы совершать в случае приостановки деятельности. Они напрямую зависят от объема произведенного товара. Показатель общих расходов складывается из переменных и постоянных расходов. В расчете МП учитываются только переменные.
Пример расчета:
Предприятие по производству пластиковой тары выпускает емкости объемом 5 л. Стоимость пластиковой тары – 25 р. Переменные издержки на ее производство – 15 р. МП = 25 – 15 = 10 р.
Чем выше «маржа», тем быстрее возмещаются затраты, значит, предприятие является более рентабельным.
На практике встречаются другие варианты расшифровки определения:
Для увеличения маржинальной прибыли увеличивают объем продаж или величину наценки на товар.
Маржинальный анализ
С помощью маржинального анализа можно выяснить, какие товары/услуги наиболее рентабельны. Какие выгодно продвигать, а какие – нет.
Функции маржинального анализа:
МП считается по приведенной формуле отдельно по каждому виду продукции.
Нераспределенная прибыль
Если после получения выручки оплачены все расходы и необходимые платежи, а часть прибыли осталась, ее можно считать нераспределенной. Средства не тратят, а накапливают из года в год. Из прибыли, отложенной в прошлом году, платят дивиденды по акциям или облигациям предприятия.
Внимание! Нераспределенную прибыль рассчитывают по формуле: НП = ПНПП (прибыль с прошлых лет) + ЧП (чистая прибыль) – дивиденды, если они предусмотрены уставом организации.
Нераспределённая прибыль расходуется только на основании общего решения собственников.
Что такое балансовая прибыль
Балансовая прибыль (БП) – совокупная прибыль предприятия, имеющаяся на балансе за определенный промежуток времени. В ее составе – денежные суммы, сформированные благодаря производственным и иным мероприятиям.
Для определения балансовой прибыли необходимо иметь показатель операционной прибыли.
Внимание! Способ расчета балансовой прибыли: БП = ОП – проценты.
БП иллюстрирует эффективность управления предприятием и производственных решений.
Бухгалтерская и экономическая виды прибыли
Бухгалтерская и экономическая виды прибыли используются в бухгалтерских отчетах и анализе результативности компании. Рассмотрим каждый вид прибыли подробнее.
Бухгалтерская прибыль
Бухгалтерская прибыль – положительная разница между зафиксированными доходами и расходами предприятия или организации. Для расчета нужно знать величину доходов, фактически подтвержденную бухгалтерскими документами и сумму подтвержденных расходов.
Внимание! Формула, необходимая для расчета величины БП: БП = Д (доходы) – Р (расходы).
На основании бухгалтерской прибыли (БП) рассчитывается бухгалтерский баланс предприятия или организации.
Экономическая прибыль
Экономическая прибыль – значение чистой прибыли за вычетом неявных издержек (расходов). Неявные или косвенные расходы это траты, которые нельзя спрогнозировать. К ним относятся:
Внимание! Способ расчета: ЭП = ЧП (чистая прибыль) – НР (неявные расходы).
Чем меньше на предприятии непредвиденных расходов, тем больше размер экономической прибыли.
Справка! Размер экономической прибыли меньше или равен размеру чистой прибыли.
Рассмотрев суть понятия прибыли и ее разновидности, можно сделать вывод о том, что тот или иной способ расчета прибыли применяется для решения конкретных задач, стоящих перед экономическим объектом.
Как правильно считать прибыль и в чем постоянно ошибаются предприниматели
Руководитель сервиса управления финансами компании Genplace о классических ошибках предпринимателей при определении прибылей и убытков. С примерами.
Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый учет и анализ — штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Сегодня речь пойдет о распространенных ошибках предпринимателей при определении финансового результата. Я буду говорить о классическом бухучете, но в управленческом учете это работает ровно так же.
Что такое финансовые результаты
Существует несколько видов прибыли, которые рассчитываются в бухгалтерском учете для понимания эффективности различных бизнес-процессов компании.
Прибыль от продаж (Operating Income) — это валовая прибыль минус расходы на хранение и продажу продукции (коммерческие расходы) минус расходы на управление компанией (управленческие расходы). Она показывает эффект от основной деятельности компании — продажи того, что она произвела. Убыток от продаж — неприятная штука, но от него часто получается уйти при наращивании объемов выпуска. Это называется эффект масштаба.
Прибыль до налогообложения (Income Before Tax) — это прибыль от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Прочие доходы и расходы не связаны с основной деятельностью компании. Если компания продает рога и копыта, то проценты за размещение свободных денег на депозите — это прочий доход, а стоимость новогоднего корпоратива — прочий расход. Прибыль до налогообложения характеризует эффект от всей деятельности компании, в который вносит свою лепту не только основная, но и прочая деятельность.
Чистая прибыль (Net Income) — прибыль до налогообложения минус налог на прибыль. Это то, что остается компании после Мишустина и его команды. Для спецрежимников вместо налога на прибыль вычитается налог по УСН или ЕНВД.
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) — чистая прибыль минус дивиденды учредителям. Часть чистой прибыли надо отдать учредителям за то, что они внесли свои активы в уставный капитал. Эта процедура называется распределением прибыли. С точки зрения учредителей в этом весь смысл существования компании. Но в первые годы учредители могут и не выводить дивиденды себе в карман, оставляя прибыль на развитие компании. Тогда чистая прибыль текущего года увеличивает нераспределенную прибыль, оставшуюся с прошлых лет.
Собственник может увидеть первые четыре вида прибыли с начала года в отчете о финансовых результатах. Нераспределенную прибыль за все время существования компании — в бухгалтерском балансе.
Вне бухучета можно считать и другие варианты финансовых результатов. Например, EBIT и EBITDA, о которых я подробно рассказывал на vc.ru. Но любой финрез считать бесполезно, если неправильно определять его составляющие — доходы и расходы.
Как считать доходы
1. Доходы появляются, когда компания получает любые активы, а не только деньги. Или, когда уменьшаются ее обязательства перед контрагентами.
2. Поступление активов или погашение обязательств будет доходом компании только если ее капитал станет больше. Это и есть увеличение экономических выгод. Чтобы увеличение активов стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение обязательств. Чтобы уменьшение обязательств стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение активов.
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Сегодня покупатель забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда компания получила доход и сколько он составил?
Вчера на расчетном счете появилось 50 руб. Это предоплата за товар. Если компания не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с активом у компании появились обязательство. Для его погашения нужно отгрузить товара на 50 руб. или вернуть деньги покупателю. Экономические выгоды не увеличились. Поэтому вчера дохода у компании еще не было. Сегодня компания отгрузила товары покупателю. 50 руб. она получила вчера — сегодня эти деньги стали доходом, потому что обязательство погашено поставкой товаров. Сегодня компания получила еще один актив — дебиторскую задолженность покупателя. Еще 50 руб. Если покупатель ее не погасит, компания сможет взыскать долг в суде. Таким образом, сегодня компания получила доход 100 руб.
Вот еще пара ситуаций, когда поступление денег не является доходом. В отличие от предоплаты, эти деньги доходом не станут никогда.
Взят кредит. Деньги появились, но одновременно с обязательством по их возврату.
Получена оплата от покупателя с НДС. НДС — доход государства, а не компании. Подробнее — тут. Поэтому на сумму налога увеличились обязательства перед бюджетом.
Важно запомнить: Доход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут поступать раньше, позже или одновременно с получением дохода. Поступления могут вообще не быть связаны с доходами. В бухучете это называется допущением временной определенности фактов хозяйственной жизни. Поэтому планировать и учитывать доходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы не заработали.
Как считать расходы
1. Расходы возникают, когда компания отдает любые активы, а не только деньги. Или, когда увеличиваются ее обязательства перед контрагентами.
2. Выбытие активов или возникновение обязательств будет расходом компании только если ее капитал станет меньше. Это и есть уменьшение экономических выгод. Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.
Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 руб. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 руб. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?
Вчера с расчетного счета ушло 50 руб. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя еще не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.
Так может расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 руб.? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня мы получили товаров на 100 руб. Это не доход, потому что на эти же 100 руб. возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 руб. денежных средств поменяется на 100 руб. товаров.
Еще пример для закрепления понимания. Являются ли расходом выплаты по кредиту? При получении кредита возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые вы не получаете никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Проценты — это расход. Причем расход этот возникает не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.
Важно запомнить: Расход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы еще не заработали.
Когда получена прибыль
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Руководитель тут же купил на оптовке всю партию товара, обещанную покупателю, за 40 руб. Сегодня покупатель забрал ее со склада. Когда компания получила прибыль и сколько она составила?
Вчера не было ни дохода, ни расхода. Поступившая предоплата уравновешена обязательством выплатить 50 руб., которое будет гаситься поставкой товара. А истраченные на закуп товара 40 руб. — не расход, потому что в обмен на денежные средства компания получила запасы на ту же сумму. Поэтому вчера прибыли еще не было.
Сегодня право собственности на товар перешло покупателю. Это значит, что актив выбыл безвозвратно. Экономические выгоды компании уменьшились на 40 руб., в которые обошлось его приобретение. Это — расход. В то же время обязательство перед покупателем исполнено полностью, а значит он должен продавцу 100 руб. в соответствии с договором. Эта сумма увеличивает активы продавца. 50 руб. уже перечислено вчера, еще 50 руб. пока существует в виде дебиторской задолженности. Поэтому сегодня продавец фиксирует доход 100 руб. Поступившие завтра деньги уменьшат дебиторку, но не приведут к увеличению экономических выгод. Это как переложить монетку из одного кармана в другой. Таким образом, уже сегодня известны доходы (100 руб.) и расходы (40 руб.). Разница между ними (60 руб.) — это прибыль. И она получена сегодня.
Отделение в бухучете денежных потоков от доходов и расходов важно для понимания реальной экономической ситуации в компании. Если считать все поступившие деньги своим доходом, а все выплаченные деньги — своим расходом, можно твердой рукой вести компанию к закрытию.
Предположим, что в примере 4 предоплата составила 100 руб., а на оптовке удалось купить товар за 120 руб., но с отсрочкой платежа до завтра. Если ориентироваться только на денежный поток, то вчера продавец получил доход 100 руб. Сегодня с деньгами ничего не происходило. Зато завтра расход составит 120 руб. И результатом операции станет убыток 20 руб. Но вчера доход был 100 руб., а расхода не было вовсе. Поэтому продавец предполагал, что все 100 руб. — это его прибыль. И потратил ее. А завтра он будет думать чем заплатить поставщику.
Одновременная фиксация дохода и расхода не дает принять желаемое за действительное. Из бухучета сразу по завершению операции виден ее финансовый результат. При этом понятно кто из сторон сделки сколько должен контрагенту. Предприниматель, который учитывает и планирует доходы и расходы отдельно от денежных потоков, понимает экономику своей компании и не тратит незаработанные деньги. Тот же, кто валит все в одну кучу, приближает себя к банкротству и достает главбуха главным бухгалтерским мемом: «Почему прибыль есть, а денег нет?»
Прибыль есть, а денег нет
Чтобы не стать персонажем этой сказки достаточно понимать, что финансовый результат и денежный поток нужно рассматривать в комплексе. Если смотреть на них по отдельности, легко принять желаемое за действительное.
Компания оказывает услуги. За месяц от покупателей поступило 100 руб. Из них 70 руб. ушло на зарплату и аренду. На расчетном счете осталось 30 руб. Это прибыль? Вовсе не обязательно!
Вариант 1. В этом месяце было оказано услуг на 300 руб. Из них 100 руб. поступили на расчетный счет, еще 200 руб. остались в виде дебиторской задолженности. Она станет деньгами только в следующем месяце, а доходом является уже сейчас. Значит, прибыль составила 230 руб. А вот денег в конце месяца осталось только 30 руб. Прибыль есть, а денег нет!
Вариант 2. Все поступившие 100 руб. — это предоплата. Услуги в счет нее еще предстоит оказать. Пока это не доход: если услуга не будет оказана, деньги придется вернуть. 70 руб. зарплаты выплачивалось за работу, выполненную в прошлом месяце. Это уже не расход. Но за этот месяц предстоит выплатить сотрудникам и арендодателю еще 70 руб., а это уже расход — они свои обязательства за месяц выполнили. Значит, убыток составил 70 руб. Деньги есть, а прибыли нет!
Для того, чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток в бухучете придуманы два отчета.
Не путайте расходы с затратами
Затраты — это категория, которая в правовом поле не определена. Но через нее определяются другие категории. Например, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает принимать запасы к учету по фактической себестоимости, а это «сумма фактических затрат организации на приобретение». Похожие отсылки встречаются и в других нормативных документах. В международных стандартах затраты (Cost) также не расшифровываются. Но на Западе все понимают cost примерно одинаково — уровень экономической подготовки среднего бухгалтера там значительно выше, да и терминология выстраивалась веками. А у нас подмена понятий идет даже на уровне минфиновской нормативки.
Затраты — это стоимость потребленных ресурсов. Купили материалы — затратами будет цена приобретения. Начислили зарплату — образовались затраты в сумме обязательства перед работником. Но при этом далеко не очевидно, что экономические выгоды компании уменьшились, и надо признавать расход.
Компания производит тортики. Позавчера были куплены продукты на 300 руб. Вчера из этих продуктов начали делать 3 тортика. Сегодня испекли 2, еще 1 только предстоит отправить в духовку. Зарплата кондитера за 2 готовых тортика составила 200 руб., за 1 незаконченный — 70 руб. Для простоты будем считать, что больше никаких затрат не было. 1 из 2 испеченных тортиков сегодня продали, второй пока стоит в холодильнике.
Тортик № 1: изготовлен и продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 200 руб., т.к. актив (тортик) выбыл. Теперь это актив покупателя.
Тортик № 2: изготовлен и не продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (готовая продукция). Экономические выгоды не изменились.
Тортик № 3: изготовлен не полностью. Затраты составили 170 руб. (100 руб. — продукты и 70 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (незавершенное производство). Экономические выгоды не изменились.
Всего затраты за месяц составили 570 руб., а расходы только 200 руб. Оставшиеся 370 руб. капитализировались в активах. Они станут расходами, когда мы продадим оставшиеся тортики.
Если цена тортика 250 руб., то доходы за период составили 250 руб. Вычитая из них расходы, получим прибыль 50 руб. И это настоящая прибыль: мы поменяли актив, стоимостью 200 руб., на 250 руб. денег.
Вычитая затраты, получим убыток 320 руб.? Нет! Это не убыток. Завтра мы продадим оставшиеся 2 тортика за 300 руб. и заработаем на каждом по 50 руб. Если мы будем считать 320 руб. капитализированных в стоимости тортиков затрат расходами, то можем решить, что делать тортики — плохой бизнес. И отказаться от выгодного направления.
Не вычитайте затраты из доходов — это бессмысленное и вредное занятие.
Итого:
Чтобы правильно считать финансовые результаты, необходимо отделить денежные потоки от доходов и расходов и фиксировать прибыль в момент изменения экономических выгод. Неважно где это происходит: в классическом бухучете или в управленке. Без такого разделения вы не владеете информацией о реальном финансовом состоянии бизнеса.
Впервые материал опубликован на vc.ru.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок.