что такое баланс в экономике
Как устроен бухгалтерский баланс
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает зачем нужен бухгалтерский баланс, что в нём можно увидеть и почему уметь читать баланс важно не только бухгалтеру. В конце статьи пример построения баланса, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Зачем нужен бухгалтерский баланс
Три месяца подряд я рассказывал об отдельных видах активов и пассивов, с которыми имеет дело бухгалтерский учёт. Пришло время собрать их в полезный инструмент для директора, собственника бизнеса, финансиста, экономиста и любого, кто хочет оценить имущественное положение компании. Этот инструмент называется бухгалтерским балансом (Balance Sheet). Он содержит информацию о том какие активы есть у компании и откуда они взялись.
Баланс и отчёт о финансовых результатах — две главные формы финансовой отчётности, которые изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять, стоит ли иметь с вами дело. Форма российского баланса утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, но суть его одинакова в России, США, Зимбабве и любой другой стране.
В основе баланса лежит утверждение, на котором построен весь бухгалтерский учёт уже более пятисот лет. Сумма активов должна быть равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего — невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:
Активы = Капитал Обязательства.
Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив — возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.
Анализ баланса позволяет понять структуру и ликвидность активов компании, обеспеченность собственными и заёмными средствами, платёжеспособность, финансовую устойчивость и другие важные характеристики бизнеса. Как это делать — расскажу в следующих выпусках ликбеза.
Структура бухгалтерского баланса
Баланс разделён на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы, их пять, они нумеруются сквозным образом. Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов. Статьи в активе расположены по степени возрастания ликвидности: чем ниже расположена статья, тем быстрее актив можно продать. В пассиве статьи упорядочены по срочности погашения: чем ниже статья, тем быстрее нужно будет рассчитаться за пассив.
Об основных статьях я рассказывал, ниже можно кликнуть на название и провалиться в соответствующую статью.
АКТИВ
I. Внеоборотные активы
II. Оборотные активы
ПАССИВ
III. Капитал и резервы
IV. Долгосрочные обязательства
V. Краткосрочные обязательства
В реальном балансе статей может быть больше — я привёл только наиболее распространённые. Каждой статье соответствует сумма — это оценка соответствующего актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги равны между собой и называются «валюта баланса».
Пример построения бухгалтерского баланса
ООО «Рога и копыта» на 1 января 2020 года имеет следующие активы и пассивы:
Бухгалтерский баланс ООО «Рога и копыта» выглядит так.
Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» бухгалтерский баланс формируется автоматически на основании остатков по счетам бухгалтерского учёта. При этом система проверяет контрольные соотношения и соответствие данных за прошлые годы сданной отчётности. Если что-то не сходится — она предупредит об этом бухгалтера. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Бухгалтерский баланс
Определение
Бухгалтерский баланс – это свод информации о стоимости имущества и обязательствах организации, представленный в табличной форме. Баланс состоит двух разделов Актива и Пассива. Актив всегда должен быть равен Пассиву, именно поэтому форма отчет носит название Баланс.
Бухгалтерский баланс – важнейшая форма бухгалтерской отчетности (форма №1), по которой можно судить о финансовом состоянии предприятия, о том, каким имуществом оно обладает и сколько имеет долгов. Бухгалтерский баланс содержит данные по состоянию на определенную дату (как правило, конец года или квартала). Этим Баланс принципиально отличается от другой важнейшей форма отчетности, Отчета о прибылях и убытках, которая содержит данные о финансовых результатах деятельности организации за определенный период нарастающим итогом с начала года (обычно, за год, 1-й квартал, полугодие или 9 месяцев.)
Структура бухгалтерского баланса
Баланс включает Актив и Пассив, итоги которых равны. Актив Бухгалтерского баланса состоит из двух разделов:
Оборотные активы считаются более ликвидными, чем внеоборотные, т.е. могут быть быстрее обращены в деньги.
Если Актив баланса показывает, каким имуществом владеет предприятие, то Пассив раскрывает источники формирования этого имущества. Пассив Бухгалтерского баланса состоит из трех разделов:
Форма Бухгалтерского баланса
В настоящий момент действует форма Бухгалтерского баланса, утвержденная Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Скачать бланк можно здесь. Следует отметить, что утверждённая Минфином форма носит рекомендательный характер, организация может добавлять строки со своими показателями, детализируя имеющиеся данные, или убирать строки, данных по которым у нее нет.
Кому нужен Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – это финансовое лицо организации. Баланс необходим, чтобы лица, имеющие какие-либо взаимоотношения с организацией или планирующие сотрудничество с ней, могли оценить ее финансовое положение, насколько хорошо идет бизнес и не наступит ли скорое банкротство. Бухгалтерский баланс изучают банки, чтобы оценить кредитоспособность заемщика. Баланс сдают в налоговые и статистические органы. Баланс представляют акционерам, как финансовый показатель проделанной руководством работы.
Бухгалтерский баланс – основной источник информации для финансового анализа, определения устойчивости финансового положения предприятия и возможности его бесперебойной работы. Обычно Баланс анализируют вместе с Отчетом о прибылях и убытках (например, автоматически, используя специальную программу), получая таким образом все основные коэффициенты, характеризующие финансовое «здоровье» предприятия.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Бухгалтерский баланс организации: теория и практика
Термин «баланс» произошел от двух латинских слов: bis — дважды и lanx — чаша весов. Bilanx буквально означает равновесие двух чаш весов. Суть бухгалтерского баланса и состоит в равновесии двух его составных частей — актива и пассива. Пункт 1 статьи 14 закона о бухучете относит баланс к основной форме годовой бухгалтерской отчетности. Что входит в состав бухгалтерского баланса организации и как его заполнить, расскажет наш материал.
Что такое бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс — это способ обобщенного отражения и экономической группировки средств организации и их источников в денежной оценке на определенный момент времени.
Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей — актива и пассива. По сути, это и есть те самые чаши весов, которые должны уравновесить друг друга.
Актив баланса — это запас видов средств и их размещение, то есть материальные ценности компании.
Пассив баланса — это источники образования средств и их целевое назначение.
Равенство денежной оценки итогов актива и пассива обязательно для баланса любой организации, поскольку как в активе, так и в пассиве показана одна и та же масса средств, только сгруппированных по-разному. В активе — по группам, а в пассиве — по источникам.
Таким образом, баланс отражает финансовое состояние организации за предшествующий период в виде основной отчетной формы в составе годовой бухгалтерской отчетности. Согласно части 1 ст. 2, ч. 1, 4 ст. 6, ч. 2, 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ, составлять его должны все организации (включая компании, применяющие упрощенный учет — ч. 4 ст. 6, ч. 4, 5 ст. 13, ч. 3 ст. 14 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 2 ст. 7 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии МСП»).
Обязательным отчетным периодом для составления бухгалтерского баланса является календарный год — п. 3 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете». По решению участников можно составлять и промежуточную бухгалтерскую отчетность — за месяц, квартал, полугодие, но сдавать ее в налоговую не нужно — ч. 4, 5 ст. 13 закона № 402-ФЗ.
Форма и правила составления бухгалтерского баланса утверждены Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н.
Для компаний, ведущих упрощенный учет, приложением № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса.
Что входит в бухгалтерский баланс
В состав баланса укрупненно входят следующие разделы:
Раздел 1. «Внеоборотные активы»
Каждый раздел баланса содержит группы отдельных статей. Например, группа «Нематериальные активы» состоит из статей:
Активы и обязательства в балансе подразделены по срокам погашения (обращения) (п. 19 ПБУ 4/99, приложение № 1 к приказу № 66н, письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 07-01-09/11315):
Активы и обязательства сгруппированы в балансе и по степени их ликвидности, то есть скорости, с которой актив можно реализовать и получить за него средства. Менее ликвидные размещены в начале, более ликвидные — в конце. Поэтому здания и сооружения, которые труднее продать, расположены в активе баланса выше, чем достаточно быстро получаемая краткосрочная «дебиторка».
То же касается и пассива баланса. Группировка капиталов, резервов и обязательств приведена здесь в зависимости от срочности их исполнения в порядке возрастания. Так, в начале размещен собственный капитал, а в конце — раздел краткосрочных обязательств, включая краткосрочную кредиторскую задолженность.
Состав числовых показателей баланса приведен в п. 20 ПБУ 4/99 и приказе № 66н. Детализация показателей по статьям производится организацией самостоятельно с учетом специфики ее деятельности. При недостаточности данных для формирования баланса в отчетность необходимо включить дополнительные показатели и пояснения — п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 приказа № 66н, приложение к письму Минфина РФ от 21.01.2019 № 07-04-09/2654, письма Минфина РФ от 02.04.2018 № 07-01-10/20769, от 12.01.2006 № 07-05-06/2. Например, при формировании показателей по статьям «Прочие» недопустимо включать в их состав сведения об отдельных активах, обязательствах, операциях, существенных для понимания результатов деятельности организации (письмо Минфина РФ от 24.01.2011 № 07-02-18/01).
Если по каким-либо статьям числовые показатели отсутствуют, в форме баланса они прочеркиваются либо не приводятся вовсе — п. 11 ПБУ 4/99.
На титульный лист баланса вносится информация об организации:
Потребуется отразить, подлежит ли организация обязательному аудиту. Для этого предусмотрены две ячейки: «Да» и «Нет». Если ответ утвердительный, проставляется отметка в ячейке «Да» и указываются данные об аудиторе: наименование аудиторской организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), ИНН, ОГРН (ОГРНИП). Если аудит необязателен, ставится отметка в ячейке «Нет» и строки об аудиторе остаются пустыми (письмо Минфина РФ от 27.08.2019 № 07-01-10/65692).
Коды, расположенные справа в заголовочной части баланса, отражаются согласно общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Код и наименование позиции (данных) приводятся организацией в соответствии с указанным по строке общероссийским классификатором.
Для подачи баланса в органы госстатистики после графы «Наименование показателя» предусмотрена графа «Код», в ней указываются коды показателей по приложению № 4 к приказу № 66н.
Актив бухгалтерского баланса
Актив баланса — это таблица, которая содержит графы:
Источником данных за предыдущий и предшествующий ему отчетный период являются показатели бухгалтерского баланса за соответствующие периоды.
Актив баланса включает в себя:
В свою очередь, внеоборотные активы состоят:
Оборотные активы состоят:
По разделам I и II (по кодам строк 1100 и 1200), а также суммарно по таблице по коду строки 1600 рассчитывается общий итог.
Пассив бухгалтерского баланса
Пассив баланса, по аналогии с активом, это таблица с графами:
Пассив баланса включает в себя разделы:
Каждый из разделов состоит из подразделов.
Состав раздела «Капитал и резервы»:
Состав раздела «Долгосрочные обязательства»:
Состав раздела «Краткосрочные обязательства»:
Как заполнить бухгалтерский баланс
Правила заполнения бухгалтерского баланса приведены в общих требованиях к составлению бухотчетности — ч. 4, 5 ст. 13, ч. 3 ст. 14 закона № 402-ФЗ.
При отсутствии данных для заполнения строки в ней ставится прочерк — п. 11 ПБУ 4/99.
В таблице ниже приведена информация по заполнению баланса.
Код строки баланса | Содержание / порядок отражения в балансе |
1150 | Стоимость ОС. Данные указываются за минусом амортизации. Для этого из сальдо по счету 01 вычитается сальдо по счету 02 и прибавляется сальдо по счету 08.03 |
1210 | Стоимость запасов. Величина запасов отражается за вычетом резерва под снижение стоимости. Для этого из сальдо по счетам 10, 20, 41, 43, 44, 45 вычитается сальдо по счетам 14, 42 |
1230 | Дебиторская задолженность. Для расчета необходимо сложить дебетовое сальдо по всем субсчетам счетов 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75.01, 76. Из полученной суммы вычесть кредитовое сальдо по счету 63 |
1250 | Финансовые вложения в денежном эквиваленте |
1240 | Краткосрочные финансовые вложения — векселя и займы, со сроком погашения в 2021 году |
1170 | Долгосрочные финансовые вложения — акции и доли в УК других компаний, а также векселя и займы со сроком погашения после 31.12.2021 |
1190 | |
1260 | |
1370 | Нераспределенная прибыль. В эту строку переносится сальдо счета 84. Если оно окажется дебетовым, по строке 1370 в скобках указывается убыток |
1520 | Кредиторская задолженность. Для расчета просуммируйте кредитовое сальдо всех субсчетов к счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 76 и субсчету 75.02 |
1530 | Доходы будущих периодов. Здесь указывается сумма кредитовых сальдо по счетам 98 и 86 |
1600 | Итог по всем активам |
1700 | Итог по всем пассивам |
Показатели строк 1600 и 1700 должны быть равны друг другу.
Расшифровка отдельных данных баланса возможна в тех же строках, что и показатели. К примеру, в строке 1150 можно отдельно показать стоимость ОС, задействованных на производстве.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок.
Бухгалтерский баланс
Из нашей статьи вы узнаете:
Организации, которые ведут бухгалтерский учёт, обязаны сдавать годовой бухгалтерский баланс. Расскажем, что это такое, из чего состоит бухбаланс и когда его сдают.
Что такое бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс — это форма №1 бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. Бухгалтерский баланс составляется в виде таблицы и может иметь полную и сокращённую форму. В таблице два раздела — Актив и Пассив.
Бухбаланс — один из основных документов, опираясь на который можно проанализировать результаты работы компании, поскольку в нём отражается вся информация об имуществе и долгах в денежном эквиваленте.
Бухгалтерский баланс нужен самому предприятию, а также для акционеров и ФНС. Баланс также потребуют в банке, если компания планирует взять кредит.
Когда сдаётся бухгалтерский баланс
По общему правилу бухгалтерский баланс сдают только 1 раз в год: в любой день с 1 по 31 марта. Такие сроки сдачи бухгалтерского баланса обозначены и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) законодательстве.
Если компания начала деятельность в середине года, отчётный период будет сокращённым. Но сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчётного периода.
В случае ликвидации компании отчётный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона № 402-ФЗ), а подготовить и сдать отчётность нужно также в течение 3 месяцев.
Иногда отчётный период увеличивается. Это бывает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2020 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчётный период продлевается и длится с 1 октября 2020 года по 31 декабря 2021 года. На срок сдачи бухгалтерского баланса такое увеличение не влияет.
Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять в любой срок и с любой частотой (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Передавать эту отчётность в налоговую не нужно.
Начиная с баланса за 2020 год компании сдают баланс только в ФНС, направлять его в Росстат не нужно. Исключение составляют организации, годовая бухгалтерская отчётность которых содержит сведения, отнесённые к гостайне, а также некоторые организации в случаях, установленных Правительством РФ (пп. 5, 6 ч. 4, ч. 7 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Структура и разделы бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: левая сторона называется «Актив», правая — «Пассив». В активе бухгалтерского баланса отражается всё имущество компании, включая недвижимость, финансовые вложения, автомобили, задолженность дебиторов, оборудование и т.д.
В пассиве бухбаланса указывают источники образования активов компании, то есть всего её имущества. В годовом бухгалтерском балансе организации это может быть собственный капитал (уставный или добавочный), привлечённые средства и внешние обязательства.
Итоги по активу и пассиву баланса должны быть всегда равны друг другу.
На схеме наглядно отражены разделы бухгалтерского баланса. Они утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Форма бухгалтерского баланса
С 2021 года действует новая форма бухгалтерского баланса. В ней произошли следующие изменения:
Кроме того, электронный бухгалтерский баланс приравняли к бумажному. С 2021 года можно сдать бухгалтерскую отчётность не только на бумаге, но и в электронном виде по ТКС. Для этого необходимо подписать баланс квалифицированной электронной подписью (ст. 13 Закона № 444-ФЗ).
Скачать образец бухгалтерского баланса и форму бухгалтерской финансовой отчетности
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность
Ответы на популярные вопросы
Где и как в бухгалтерском балансе отражаются нематериальные активы?
Нематериальными активами в бухгалтерском учёте называются объекты интеллектуальной собственности, которые удовлетворяют определённым условиям признания, а также положительная деловая репутация, возникающая при приобретении предприятия как имущественного комплекса. НМА отражаются в балансе в Разделе I «Внеоборотные активы» по строке 1110 «Нематериальные активы» (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).
Для нематериальных активов строка баланса 1110 арифметически определяется так:
Строка 1110 = Дебетовое сальдо счёта 04 – Кредитовое сальдо счёта 05 «Амортизация нематериальных активов»
Это означает, что НМА в балансе отражаются по остаточной стоимости.
Сколько разделов включает бухгалтерский баланс?
Баланс делится на две части — актив и пассив. Они, в свою очередь, делятся на пять разделов.
В актив входят разделы I. Внеоборотные активы и II. Оборотные активы.
К пассиву относятся разделы III. Капитал и резервы, IV. Долгосрочные обязательства и V. Краткосрочные обязательства.
Что будет, если не сдать бухбаланс?
За несдачу или нарушение сроков сдачи бухбаланса в налоговую компании грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможно административное наказание для должностных лиц по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере 300-500 рублей.
Что входит в состав бухгалтерской отчетности ООО?
В соответствии с стандартами бухгалтерского учета ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность ООО включает:
Бухгалтерский баланс для начинающих – простыми словами
Не секрет, что многие предприниматели ведут свою деятельность с точки зрения учета своих источников и имущества опосредовано, так сказать на «глаз» и не потому что нет желания, а потому что заниматься дополнительной бумажной волокитой нет и времени и дополнительных ресурсов. Вся учетная деятельность сейчас в основном диктуется проверяющими и налоговыми органами, с целью правильного ведения налогового и бухгалтерского учета.
Не обязательно бухгалтерский баланс должен быть привязан к предпринимательству. Например, ваше домашнее хозяйство (вашей семьи) тоже имеет баланс, который основывается на том, что у вас есть (квартира, дом, машина, дача и т.п.) и за что вы купили это (свои деньги, подарок или кредит).
Рассмотрим бухгалтерский баланс не со стороны его формализованной формы и напичканности различных строк (бухгалтерских счетов) по двум разделенным сторонам, где с одной написано АКТИВЫ, а с другой ПАССИВЫ, а со стороны общего понимания того, что это такое и как в нем может меняется соотношение источников и направлений их размещения со временем.
Упрощённая форма стандартного бухгалтерского баланса состоит из 2-х разделов
В свою очередь ПАССИВЫ деляться на 2-ва подраздела:
Приведем простой пример создания и ведения бухгалтерского баланса на примере бизнеса предпринимателя Пети.
Вот как будет выглядеть стартовый бухгалтерский баланс предпринимателя Пети.
Он хочет производить мебель и для этого ему надо купить оборудование и материал, из которого она будет изготавливаться.
После этих манипуляций баланс примет такую форму:
Предшествовать изменению баланса после проведенных операций будет три бухгалтерских проводки:
Промежуточные операции с использование корреспонденций 66, 51, 08 счёта в данном случает опущены для более простого уяснения основ для начинающих и понятия принципа построения упрощенной формы баланса.
Вернуть банку кредит Петя договорился через три года.
Что происходит за этот период.
То есть поступающая выручка в пределах себестоимости (затрат) идёт в оборот, за исключением амортизации, которая «осядет» на расчётный счёт вместе с прибылью. Суммарно амортизация с прибылью образуют чистый доход – это и есть «свободные» деньги Пети, которыми он успешно гасит кредит.
В итоге баланс Пети принял такой вид.
Думаем из данного примера понятно, что такое бухгалтерский баланс в его упрощенной форме, какова его управленческая функция и актуальность в оценке финансово-экономических возможностей организации. Теперь понятно, почему в анализе бухгалтерского баланса очень важна динамика.
В данном посте мы целенаправленно не вдавались в детализацию бухгалтерских счетов баланса и тонкости их синтетического и аналитического учета, так как это уже другая тема.