что такое азулежу в лиссабоне
Что такое азулежу? Описание, особенности, производство и цена азулежу
Азулежу является символом архитектуры Португалии. Пиренейский полуостров, где она находится, в 13-м веке завоевали арабы. На новые территории они привезли глазурированную керамику. Она стала основой для создания португальцами азулежу. Она настолько понравилось жителям страны, что те стали украшать новинкой буквально все, в частности, дома снаружи и изнутри, улицы, лестницы, торговые лавки.
Что такое азулежу
Азулежу является разновидностью глазурированной и расписанной керамики. Сама она пористая. Собственно, поэтому, черепок и требует глазурирования. Во внутренние пустоты может проникать влага, разрушая керамику. Покрытие как бы закупоривает ее. К тому же, на белой глазури лучше смотрятся краски. Их цвет получается чистым, насыщенным.
Глина же, используемая для азулежу, цветная. Белая разновидность породы именуется каолином. Из него делают фарфор. Он почти лишен пор, за счет чего максимально тверд, хоть и хрупок. Выбор для азулежу цветной глины обусловлен географией производства. Каолина много на родине фарфора — в Китае. В Португалии же преобладают красные глины.
Глазурированную и расписную керамику можно встретить и под другими названиями, к примеру, майолика. Последнее понятие шире. В технике майолика могут быть выполнены и шкатулка, и статуэтка, и ваза, и тарелка, и плитка. Азулежу выполняется только в виде последней. В диаметре плитка не превышает 14 сантиметров, то есть является чем-то средним меж мозаикой и обычной керамикой для стен, полов.
Структура плитки пористая, эмаль не только украшает её, но и защищает от разрушения
С точки зрения истории, плитка азулежу — не просто декоративный элемент, но и кладезь исторических фактов. В Лиссабоне, к примеру, есть музей, где хранится расписное панно, позволяющее воссоздать город до 1755-го года. Это дата землетрясения. Оно считается одним из самых разрушительных в истории.
До землетрясения Португалия была лидером Европы, экономическим и торговым центром. В 1755-м Лииссабон был стерт с лица земли. Погибло около 100 тысяч человек. Португалия из передового государства превратилась в отсталое. Уже почти 3 века страна не может вернуть былые позиции на мировой арене.
С помощью расписного панно музей азулежу в Лиссабоне позволяет взглянуть на здания и их расположение, улочки былого города. Его панорама выполнена в бело-голубых тонах. Этот тип росписи глины перенят португальцами у голландцев, а теми — у китайцев. Точнее, речь об имитации фарфора.
На улицах Португалии до сих пор есть дома украшенные азулежу
Изначально же, в 13—14-м веках, португальцы расписывали глиняные плитки в арабской стилистике, составляя узоры из геометрических, пестрых элементов. Рисунки имитировали персидские ковры. В основном, рисовали звезды. В арабской традиции запрещалось изображать живых существ. Это не угодно Аллаху, поскольку претендует на воссоздание его творений.
В 16-м столетии свою лепту в развитие азулежу в Лиссабоне внесли фламандцы. Так называют коренных жителей Бельгии. Они научили португальских мастеров росписи с использованием образов природы, животных.
В 17-м веке на развитие азулежу повлияли итальянцы. От них жители Португалии переняли тенденцию религиозной росписи. На азулежу появились сцены из Писания.
Рождество Христово. Панно азулежу в Национальном музее азулежу в Лиссабоне
Следующим этапом стало использование юмористических и сказочных сюжетов.
Юмористические сюжеты азулежу
Реалистичная живопись стала последним витком развития азулежу в Португалии, предшествовавшим землетрясению 1755-го года.
Панорама Лиссабона. Панно в Национальном музее азулежу
Описание и особенности азулежу
Изначально у плиток азулежу была ребристая поверхность. На ней хуже растекались краски. Их смешение во время росписи портило ее качество, контрастность. Однако, к 16-му веку мастера научились справляться с трудностями и усовершенствовали используемую эмаль. В ее состав вошел цинк. Он придал глазури особый блеск и предотвратил растекание красок. Поэтому плитки стали гладкими.
Краски, используемые для росписи стандартной азулежу, натуральные. Синий цвет, к примеру, дает кобальт. Красные оттенки — заслуга кадмия. Еще пигменты создают на основе, олова, марганца, никеля, меди, висмута и их оксидов, то есть минералов. Впрочем, современные версии плитки оформляют и акриловыми красками.
Если некогда панно азулежу можно было встретить только во дворце, соборе, церкви, то с 19-го века расписная плитка получила широкое применение за счет массового производства. Кроме массовости оно подарило возможность работать в технике азулежу любому человеку. Предприниматели стали изготавливать плитки-трафареты.
На них вытеснен рельеф. Остается заполнить его красками. Если они контрастные и многоцветные, соответствуют арабской стилистике. Бело-синяя гамма отсылает к искусству Италии и фарфору Китая. Стиль азулежу на основе пастельных тонов — традиция эпохи рококо.
Если самостоятельно раскрашивать плитку, заметишь, что краски изначально блеклые. Яркость появляется после обжига. Раскрашивают же плитку сырой. Это образное выражение. По факту керамика подсохшая, но в естественных условиях. Нет у сырых красок и блеска. Он тоже приобретается после обжига. Проходит он при температуре около тысячи градусов Цельсия.
Подобно фрагментам мозаики, азулежу позволяет собирать уникальные картины. Для рамы можно использовать плитку одной стилистики, к примеру с растительным орнаментом, в зеленых тонах. Центральная часть экспозиции может быть бело-синей. Дизайнеры вольны собирать фрагменты керамики, словно конструктор, пазлы. Правда, пазлы эти всегда квадратные. Это еще одна особенность азулежу на фото и в реальной жизни.
Производство азулежу
Производство начинается в карьере. Здесь добывают глину. Потом ее замешивают с водой. Надо получить так называемый шликер. На это уходит 5 часов. Еще сутки смесь «отдыхает». После этого смесь походит внешне и по консистенции на горячий шоколад.
Готовый шликер заливают в формы. Их современные версии из силикона. Однако традиции производства азулежу подразумевают использование гипсовых, деревянных, каменных форм. Вынутая из формы плитка достаточно мягка, чтобы сделать на ее поверхности оттиск-трафарет.
С ним изделия не раскрашивают. Работу завершит потребитель. Если же азулежу производится «под ключ», художники раскрашивают подсохшие плитки. Однако сначала керамику окунают в глазурь. Ее основа — полевой шпат. Это минерал, в котором соединены калий, алюминий, кремний и кислород. Наличие в эмали шпата, делает ее стекловидной. Минерал близок по составу к кварцу, из которого делают обычные стекла, хрусталь.
Расписанные плитки отправляют в муфельную печь. Она камерная. Выгрузка осуществляется горизонтально. Кроме системы нагрева и камеры основным элементом является термопара. Она поддерживает нужный нагрев. Для обжига азулежу нужна минимум 1 тысяча градусов Цельсия.
Применение азулежу
За счет покрытия глазурью, португальская азулежу защищает дома жителей страны от влаги, передаваемой океаном. Пары не могут проникнуть в глазурированные черепки. Это уберегает дома от разрушительного влияния морского климата. Глянцевая поверхность азулежу отражает лучи солнца. Это спасает от изнуряющей жары. В отделанных плиткой жилищах сохраняется приятная прохлада.
Эстетически азулежу поддерживает дух Средиземноморья. Блестящая и яркая мозайка из керамики ассоциируется с солнцем, океаном, запахами тропических цветов и фруктов. Поэтому типичные для азулежу узоры иногда копируются в качестве принтов для тканей, из которых кутюрье создают итальянскую моду.
Португальская же мода выражается в основном в архитектурных формах. Так, азулежу оформлен фасад церкви святого Ильдефонсо. Сцены его жизни — один из сюжетов росписи керамики. Использованы также евангельские картины.
Фасад церкви святого Ильдефонсо. Португалия
Украшена азулежу и Лючия. Точнее, речь о Санте Лючии. Церковь с таким названием оформлена плиткой фрагментарно. Композиция разрознена, что придает зданию дух народности, самобытности. Церковь святого Николая тоже украшена сине-белой керамикой. Она крепится, как и прочая плитка, на цементный раствор. Швы оставляются максимально узкие, дабы роспись складывалась в единую композицию.
Увидеть азулежу на храмах, зданиях, уличных лестницах можно не только в Португалии, но и ее бывших колониях. Примером служит азулежу в Макао. Этот китайский город принадлежал португальцам до 1999-го года. Колонией Макао стал в 1557-м. С тех пор в городе появились оформленные азулежу портовые парапеты, таблички с номерами домов и названиями улиц, крупнейший христианский храм в Азии. Последний пострадал от пожара. Сохранилась лишь одна стена. Ее отреставрировали, как памятник архитектуры.
Городские ворота Порта да Вила. Португалия
Азулежу в интерьере
Глазурированной плиткой оформляют не только уличные объекты, но и внутреннее убранство, будь то частные дома, или общественные здания. К последним относится, к примеру, вокзал Сан Бенту. Стандартный снаружи, он поражает внутренними залами. Их стены и своды полностью выложены азулежу. Ее роспись сюжетная.
На одном из панно крестьяне занимаются сельхозработами. На другой стене плитки складываются в едущий на зрителя поезд. В третьем зале не стены, а картина народного гулянья. Есть в здании и эпические сюжеты. Один из них — «Возвращение короля». В стиле азулежу оформлено также убранство монастыря тамплиеров. Он расположен в городе Томар.
Вдохновляясь старинными, общественными зданиями, в стиле азулежу оформляют и частные жилища. На кухнях расписная плитка становится фартуком, столешницей, украшает подоконники и откосы окон. В комнатах азулежу становится облицовкой каминов, колон, фрагментов стен, теми же столешницами, настенными панно.
Меж этажами расписная плитка хороша в качестве оформления торцов ступеней лестниц. Иногда керамика используется также на перилах. Нестандартным вариантом является оформление азулежу потолков. Часто это композиции с деревянными балками. В ванных азулежу можно выложить буквально все, начиная от душевой зоны, заканчивая окантовкой зеркал.
Азулежу в интерьере делает его атмосферным, отсылает воображение жильцов и гостей в былые эпохи, на улочки Средневековых городов. В зависимости от характера росписи, плитка способна сделать убранство дома восточным, средиземноморским, античным, близким духу ренессанса или эпохи рококо.
Стоимость азулежу зависит от размеров и характера росписи. Основополагающим является последний. Если роспись сюжетная, композиция продается единым панно. При размере 25 на 75 сантиметров и заводском производстве оно обойдется в 6—15 тысяч рублей. Ручная роспись примерно на треть дороже. Плитки с абстрактными, геометрическими узорами, продаются квадратными метрами.
Стоимость одного колеблется в пределах 1-4 тысяч рублей при условии заводского производства. Азулежу ручной работы оценивается минимум в 2700 рублей за квадратный метр. Наиболее бюджетна однотонная азулежу. Исторически отсутствие рисунка не предполагалось. Однако на современном рынке под азулежу понимают скорее квадратный формат и наличие глазури, нежели сам узор.
Видео про азулежу
Культура стран Пиренейского полуострова многим обязана арабскому влиянию, после завоевания маврами в XIII веке территорий Испании и Португалии, и техника «азулежу» не исключение.
В то время, когда территорией Испании управляли арабы, в испанском городе Гранада была построена крепость Альгамбра.
На сегодняшний день этот архитектурный ансамбль является одним из самых красочных примеров использования «зулляйджа» на территории Европы. Стены, хоры, полы практически в любом здании крепости украшают великолепные изразцы всех возможных форм, цветов и размеров. В самых ранних из них чаще всего встречалось сочетание четырех цветов: синего, зеленого, желтого и белого.
В Португалии же азулежу приобрел свой колорит, в прямом смысле слова. Дело в том, что в португальском, как и в испанском, “azul” означает «голубой» или «синий», поэтому принято считать, что классическое португальское азулежу это сочетание белого и синего цветов. На формирование такого представление повлиял ещё и тот факт, что пик производства азулежу пришелся на XVIII-XIX века, когда такую роскошь смогли позволить себе не только богачи, но и люди со средним достатком. Как раз в это время, Португалия импортировала керамику из Голландии, а португальские мастера изучали технику росписи кобальтовыми красками, поэтому большая часть керамических панно и изразцов были бело-синие.
Главным цветом азулежу считается синий и это неспроста. Дело в том, что арабы верили, что синий цвет защищает от злых духов. Вероятно, эта идея хорошо прижилась и в Португалии, где азулежу является частым украшением фасадов домов, находясь на которых, он как будто бы охраняет жителей от дурного влияния. Если же оставить суеверия в стороне и обратить внимание на практическую сторону, то азулежу защищает не столько от злых духов, сколько от жары и сырости.
В тот период, когда на Пиренейском полуострове царствовали арабы, на азулежу изображались только геометрические рисунки, различные орнаменты, символы, узоры – то есть ничего одушевленного, так как это было непринято в арабской традиции.
К XVI веку арабское влияние пусть никуда и не исчезло, но свои позиции утратило, что только способствовало развитию искусства азулежу. В это время из Италии была заимствована техника майолики, благодаря которой появилась возможность создавать панно из керамической плитки. Теперь изображения уже не ограничиваются одними узорами, а появляется сюжет. Огромной популярностью пользовались изображения мифических персонажей, легенд, богов и библейских сюжетов.
Спустя столетие бОльшую популярность приобретут изображения исторических и бытовых сюжетов, а активное использование голландской керамики приведет к созданию того азулежу, который сейчас украшает большую часть построек Португалии.
Автор: Александра Писарчик (по совместительству моя дочь и специалист по испанскому региону)))
Музей Азулежу
Museu Nacional do Azulejo — фото, стоимость, описание и как добраться
Понедельник | закрыто |
Вторник | 10:00-18:00 |
Среда | 10:00-18:00 |
Четверг | 10:00-18:00 |
Пятница | 10:00-18:00 |
Суббота | 10:00-18:00 |
Воскресенье | 10:00-18:00 |
Закрыт: Воскресенье Пасхи, 1 января, 1 мая и 25 декабря
Португалия без азулежу, как Россия без балалайки или Москва без Красной площади. Вся Португалия похожа на музей Азулежу, чего стоит только облицованные глазурованной плиткой фасады домов, церквей, интерьеры дворцов и железнодорожных вокзалов, парковые скамейки и питьевые фонтаны.
Азулежу — это традиционное португальское ремесло, которое переросло в уникальное не имеющее аналогов в мире искусство изразцовых картин. Обилие глазурованного богатства и многовековая история обусловили появление в Лиссабоне единственного в своём роде Национального музея Азулежу.
Азулежу [азулежу] azulejo — слово произошло от арабского al zellige, обозначающего керамические изделия, мозаику из глазурованной плитки.
Несмотря на то, что музей Азулежу находится не в историческом центре города, отправиться сюда все же стоит, поскольку знакомство с культурой Португалии без этого будет неполным.
Музей изразцов в 1960-м году поселился в здании монастыря Божьей Матери (Mosteiro da Madre de Deus), основанном в 1509 году королевой Донной Леонор.
Поразительной красоты часовня является частью экспозиции. В ней удивительно сочетаются сияющие золотые орнаменты с бело-голубыми изразцами и деревянным резным потолком.
Из-за ограниченности пространством в музее представлена лишь малая часть богатств, которые заколочены ящики и ждут своего звёздного часа.
Музей Азулежу рассказывает историю данного вида искусства, посредством интереснейших образцов. Пробираясь из зала в зал объясняется как и почему менялись изразцы.
Подобный стиль украшения стен появился в Португалии в XV веке, и корнями он уходит к мавританским традициям. Эту часть арабской культуры мавры принесли с собой на иберийский полуостров, во времена своего правления.
Первые образцы плитки португальцы заказывали в Севильи, а после во Фландрии. Во второй половине XVI века в Лиссабон были приглашены фламандские специалисты, обучившие португальцев этому ремеслу. И уже к началу XVIII века Лиссабон стал центром производства азулежу в Португалии.
Первые панно из азулежу имитировали дорогие ковры с пышным орнаментом и драгоценными камнями, такой прием позволял сделать интерьеры более яркими. Основными мотивами первых плиточных полотен были простые декоративные элементы, с растительными узорами, животными и геометрическими формами.
Ярким примером эволюции азулежу, служит переход от простых изображений к детальным полотнам, например, изображающим религиозные сцены. В музее есть любопытный алтарь конца XVI века.
С этого времени Изразцовое искусство получает свое масштабное развитие: разнообразными панно начинают украшать церкви, монастыри, дворцы и усадьбы. Основными мотивами были религиозные сцены, охота и сражения, мифология и сатира. Например, интересное панно под названием «Свадьба Курицы».
Манера росписи менялась в соответствии с веяниями эпохи: с конца XVII до начала XVIII под влиянием голландской культуры азулежу получило бело-голубой окрас.
Нам остаётся только догадываться, сколько красивых панно было утрачено во время землетрясения. В эпоху Помбала из-за вынужденной необходимости быстрого строительства, происходит возвращение к упрощенному орнаменту.
Уже к концу XVIII века с развитием классицизма наступает период, отличающийся тонким и легким рисунком. В это время создаются панно огромных размеров, украшение изразцами распространяется на всю Португалию. Появляются мастера в Обидуше, Коимбре, Порту и других городах.
В музее есть забавный экспонат начала XIX века — история жизни преуспевающего шляпника Антониу Жуакина Карнейру. Серия панно рассказывает историю успеха горожанина, который прошел путь от бедного пастуха до владельца шляпного завода.
Жемчужиной коллекции музея является большое панно с панорамой Лиссабона, до землетрясения.
Помимо старинных азулежу, в музее представлены любопытные работы современных художников.
Во внутреннем дворе бывшего монастыря часто проходят мастер-классы по керамике и росписи плитки.
Увести образец португальского искусства вы можете с собой, если не устоите перед соблазном приобрести какую-нибудь милую вещицу в сувенирном магазине. Там можно купить как целое панно азулежу, так и просто шарф или открытку.
На первом этаже в части, где раньше располагалась монастырская кухня, находится кафе. Старинная посуда, азулежу и милый сад с фонтаном, где водятся черепахи — отличное место для отдыха.