что такое автоаккомпанемент в синтезаторе
Как включить автоаккомпанемент
Играем на синтезаторе. Урок 5, часть вторая
Теперь давайте разберем «техническую» часть, какие кнопки нажимать, чтобы включить на синтезаторе все нужные функции.
Сначала перечислим все по порядку, затем разберем зачем нужны эти кнопки.
Как включить автоаккомпанемент:
Кнопка STYLE
Кнопка STYLE – на дисплее появляется текущий стиль. Чтобы изменить стиль крутим колесико или нажимаем кнопки CATEGORY (снизу от колесика) или, если знаем нужный номер стиля, набираем цифрами (справа от колесика).
TEMPO
TEMPO – очень важная кнопка. Позволяет выбрать подходящий темп произведения (в количестве ударов в минуту). Если вы только разучиваете мелодию, можно сделать темп помедленнее. В некоторых нотах для синтезатора указано, в каком темпе играть мелодию.
Кнопка АСMP on/off
Кнопка АСMP on/off включает или отключает функцию автоаккомпанемента. Если кнопка нажата, на дисплее горит надпись acc on.
Кнопка START/STOP
Кнопка START/STOP включает или останавливает воспроизведение стиля. Если при этом кнопка включения автоаккомпанемента не нажата (на дисплее НЕ горит надпись acc on) – воспроизводится только ритм выбранного стиля. Можно пользоваться этой функцией для разучивания партии правой руки в нужном ритме, вместо метронома.
Кнопка SYNCstart/stop
Кнопка SYNCstart включает воспроизведение стиля одновременно с игрой первого аккорда. Это удобно в любом случае, но особенно актуально, если произведение начинается с затакта, который играется только правой рукой, а левая рука вступает позже.
SYNCstop – останавливает воспроизведение стиля, как только вы перестаете играть аккорд. Удобно в случае, когда вы учите произведение и еще не совсем выучили аккорды. Аккомпанемент не «убежит»вперед мелодии, если вы забыли аккорд, он остановится на то время, пока вы вспоминаете или заглядываете в ноты, а потом продолжится с того же места, на котором вы запнулись.
Автоаккомпанемент
Самый простой способ играть на синтезаторе
Нажав на инструменте кнопку «автоаккомпанемент», вы услышите, что партии правой и левой руки будут звучать по-разному. Для правой руки на панели синтезатора можно выбрать наиболее подходящий по звучанию инструмент и проигрывать мелодию так же, как на пианино. А вот на левой руке остановимся подробнее, так как именно она и будет руководить автоматическим аккомпанементом.
Выяснив, в каком музыкальном стиле написано произведение, нужно найти его название на панели синтезатора – обычно названия стилей пишутся либо на самих кнопках, либо рядом с ними.
Нажимаем на нужную кнопку – и теперь наше произведение будет звучать так, как оно звучит в оригинале. Затем, в зависимости от того, насколько вы владеете навыками игры на инструменте, нажимаем левой рукой аккорд или только первую ноту аккорда – и синтезатор автоматически воспроизведет звучание целого ансамбля с ритмической группой, бас-гитарой, и другими инструментами, традиционно присущими выбранному стилю, в заданном стиле, ритме и размере. Темп произведения тоже устанавливается автоматически, но если вам хочется ускорить или, наоборот, замедлить его, воспользуйтесь соответствующими кнопками на панели. Теперь вам остается только вовремя менять левой рукой аккорд – и автоаккомпанемент сыграет вам все произведение от начала до конца!
И в заключение еще парочка интересных функций, связанных с автоматическим аккомпанементом. Есть на синтезаторе кнопочка «старт-стоп». Так вот, если перед тем, как начать исполнение, вы на нее нажмете, то прозвучит автоматическое вступление, а если захотите, чтобы инструмент самостоятельно сыграл красивый финал, нажмите на нее, когда захотите закончить произведение – эффект будет просто потрясающий!
Как играть аккорды на синтезаторе
Использование функции автоаккомпаенмента
Сегодня мы узнаем, что такое аккорды для синтезатора для начинающих, то есть самый простой аккомпанемент.
Если бы мы хотели разбирать музыкальную теорию, то тема аккордов достаточно сложна, и на нее понадобилось бы очень много времени. Но синтезатор – чудо инструмент для начинающих. Чтобы играть на синтезаторе аккорды, не обязательно знать, каким образом они образованы. Синтезатор практически все делает за нас, ведь у нас есть функция автоаккомпанемента! Она позволяет играть аккорды упрощенным способом, то есть не играть все ноты аккорда, а нажимать всего одну или две клавиши по определенным правилам. Звучать при этом будут все ноты аккорда!
Мы подойдем к этой теме нестандартно и не будем разбирать теорию. Во всяком случае, пока. Пусть теория со временем догонит практику.
Включаем автоаккомпанемент – это сейчас самое главное 🙂 (на синтезаторе Yamaha это делается одной кнопкой acc. on/off. Если у вас синтезатор другого производителя, то должна быть подобная кнопка.)
Итак, посмотрите на ноты того произведения, которое хотите сыграть. Я имею в виду ноты для синтезатора, а не для пианино. Если не знаете, чем они отличаются, смотрите эту статью.
Давайте посмотрим, какие аккорды у нас указаны. Если вы взяли для разучивания мелодию Yesterday, то это будут вот эти аккорды: F, G, A, Dm, Bb, C, A7, Gm. Если у вас другие ноты, смотрите на свои.
Теперь разделим эти аккорды на группы:
Указана только буква.(F, G,A, C и другие). Мажорное трезвучие.
Указана буква и знак бемоль (Например, Bb).
Указана буква и цифра 7 – малый мажорный септаккорд.
Получилось? Не забывайте смотреть на дисплее, отображается ли именно тот аккорд, который вам нужен, если нет, значит что-то не так.
Указана буква и рядом маленькая буква m (Dm, Gm, Am). Минорное трезвучие.
Чтобы сыграть его на синтезаторе, нужно нажать две клавиши. Одну, которая соответствует букве и вторую, которая будет соответствовать третьей ступени минорного акккорда. Нам нужно для этого отсчитать три клавиши от тоники. Причем считать нужно и черные и белые, не пропуская. Например, если указан аккорд Dm, значит тоникой будет нота Ре, а второй клавишей, которую нужно нажать – Фа.
Это только на словах кажется трудным, попробуйте, сразу все поймете.
Вот эти четыре типа аккордов чаще всего используются. Это основные аккорды на синтезаторе. Зная, как играть их на своей модели инструмента, вы сможете играть аккомпанемент практически к любой песне или мелодии. Конечно, существуют и более сложные аккорды, но нам пока хватит и этих.
Домашнее задание: научитесь исполнять несколько аккордов упрощенным способом. То есть со включеной функцией аккомпанемента. Для этого нужно только быстро находить нужную клавишу на пианино и разобраться в способе, описанном в этой статье.
В следующем уроке мы разберем, как пользоваться функцией автоаккомпанемента в полной мере и соединим партии правой и левой руки. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Основы построения аккомпанемента
Общая структура куплета песни следующая: куплет состоит из частей, количество которых кратно 2, а каждая часть состоит из тактов, количество которых кратно 4. На рис. 1 показан один из типовых вариантов строения куплета: 2 части, состоящие из 4-х одинаковых тактов.
Рис. 1. Типовая структура песни
Предположим, что один аккорд играет один такт, а сам аккомпанемент состоит из 4-х аккордов. Тогда каждую часть можно представить как завершенную последовательность аккордов продолжительностью 4 такта (квадрат). Она показана на рис. 2. Каждый аккорд играется в свой такт и получается замкнутый квадрат (рис. 2, вариант a), у которого начало всегда будет находиться в такте 1. Если аккомпанемент состоит из 3-х главных аккордов, то какой-то из них нужно сыграть 2 раза. Чаще два раза играется 1-й аккорд в конце цикла (рис. 2, вариант б).
Рис. 2. Наглядное представление формы аккомпанемента
Послушайте следующий пример, в котором правильно реализован цикл ритма.
Таблица 1. Квадрат
Такты | Трезвучия | Счет |
1 | T | 1,2,3,4 |
2 | T | 1,2,3,4 |
3 | S | 1,2,3,4 |
4 | T | 1,2,3,4 |
5 | D | 1,2,3,4 |
6 | S | 1,2,3,4 |
7 | T | 1,2,3,4 |
8 | D | 1,2,3,4 |
В тональности до-мажор аккомпанемент для рок-н-ролла будет выглядеть так:
Таблица 2. Квадрат
Такты | Трезвучия | Счет |
1 | C | 1,2,3,4 |
2 | C | 1,2,3,4 |
3 | F | 1,2,3,4 |
4 | C | 1,2,3,4 |
5 | G | 1,2,3,4 |
6 | F | 1,2,3,4 |
7 | C | 1,2,3,4 |
8 | G | 1,2,3,4 |
На рис. 3 красными цифрами показан номер такта.
Рис. 3. Рок-н-ролл в тональности до-мажор
Выберите на синтезаторе стиль «Рок-н-ролл 60-70гг.», включите синхростарт и сыграйте левой рукой данную последовательность несколько раз подряд. Если возникли трудности, то остановите автоаккомпанемент и попробуйте сыграть последовательность аккордов без ритма, ровно считая вслух, как это показано в таблице 2.
Если вам трудно запомнить последовательность игры 8-ми тактового рок-н-рола, то не огорчайтесь, в танцевальной музыке всё намного проще, и многие танцевальные композиции состоят из последовательности 4-х тактов!
Таблица 3
один цикл (квадрат) | ||||
Такты | 1-й такт | 2-й такт | 3-й такт | 4-й такт |
Аккорды | С | F | G | C |
Счет | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 |
Выберите на синтезаторе стиль «техно» и установите режим синхростарт. Итак, в нашем цикле 4 такта, но аккордов-то три! Вспоминаем схему рис. 2 и распределяем аккорды следующим образом:
При выполнении этого упражнения обязательно считайте вслух – это поможет не сбиться с цикла.
Рис. 4. 4-х тактовая последовательность главных аккордов в тональности до-мажор
Что делать, если вы сбились? Можно остановить ритм и начать всё сначала, но лучше постараться быстро определить текущую позицию в цикле и постараться сыграть ожидаемый аккорд. Навык быстрого определения текущего момента композиции просто необходим при игре в ансамбле. На выступлении никто из музыкантов не будет ждать, пока сбившийся участник будет искать место, с которого ему нужно продолжать играть после ошибки. Грамотный музыкант сыграет ошибку так, что многие будут думать, что так оно и должно быть.
Попробуйте определить количество тактов в следующем примере.
Методика обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент
Исполнительские синтезаторы исходно создавались для исполнения партии клавишных в составе ансамбля. Игра на 4-х и более октавных исполнительских синтезаторах предполагает игру двумя руками. Сейчас можно приобрести 3-х и менее октавные исполнительские синтезаторы, которые будут удобны для игры одной рукой.
Исполнительские синтезаторы появились раньше синтезаторов с автоаккомпанементом. Достаточно продолжительное время синтезатор воспринимался как музыкальный инструмент для тех, кто умеет играть двумя руками. Появление синтезаторов с автоаккомпанементом изменило ситуацию. Во-первых, он стал независимым музыкальным инструментом, с помощью которого можно исполнять не только отдельные партии различных инструментов, но и сыграть за всю музыкальную группу. Во-вторых, благодаря целому ряду функций он стал более доступным для освоения игры на нём.
Таблица 1. Сравнение классической фортепианной школой игры и методики обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент.
Вопросы для сравнения
Классическая фортепианная школа
Пояснения к таблице 1.
2. Для обучения игре на фортепиано начальная подготовка не требуется, а вот для игры под автоаккомпанемент необходимо: обладать чувством ритма, уметь играть простые мелодии правой рукой, знать несколько простых аккордовых последовательностей, понимать разницу при игре в том или ином музыкальном стиле. Использовать методику обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент можно только после изучения основ практической игры на фортепиано.
3. Последовательно-параллельный характер обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент отражает тот факт, что учащийся уже в самом начале обучения должен познакомиться: с ритмом, с аккордовыми последовательностями, с партиями аккомпанирующих инструментов, с характеристиками музыкальных стилей, голосами для правой руки, гармонией и многими другими моментами, которые необходимо понимать. При обучении игре на фортепиано всё намного проще, поскольку имеется один универсальный фортепианный тембр без автоаккомпанемента и ритма, а гармония звука записана в нотах разучиваемых классических произведений великих композиторов.
4. Разучить классическое произведение двумя руками намного сложнее, чем сыграть в ритме какую-нибудь танцевальную композицию, основанную на 4-х аккордах в партии левой руки и простой секвенции в партии правой руки.
5. Без знания нотной грамоты очень сложно разучить произведение, а сыграть импровизацию на синтезаторе можно.
6. Постоянное прослушивание ритма разных стилей развивает чувство ритма. У фортепиано нет функции воспроизведения ритма. За ритмическую точность исполнения произведения на фортепиано отвечает исполнитель, а не электроника, как в синтезаторе.
7. С помощью фортепиано начинающий пианист может сочинить немало интересных музыкальных фрагментов и даже произведений, но автоаккомпанемент синтезатора в этом плане предоставляет на порядок больше возможностей.
9. Играть фрагменты из популярных песен и композиций намного проще и интереснее по сравнению с разучиванием классических произведений.
11. Только импровизация может добавить красок в скучный и однообразный автоаккомпанемент. Активный поиск заключается в том, чтобы в процессе импровизации не просто играть на синтезаторе, а искать, находить и запоминать при этом новые мелодические обороты, над которыми позже можно будет поработать и использовать в других музыкальных композициях.
14. Найти сборники произведений и самоучители по обучению игре на фортепиано не представляет труда.
16. У фортепиано нет метронома, тогда как автоаккомпанемент на синтезаторе за редким исключением воспроизводится вместе с партией ударных.
17. При игре под автоаккомпанемент клавишник может оценить и скорректировать свою игру относительно точно воспроизводимого ритма и партий аккомпанемента. При игре на фортепиано такой возможности нет. Но постоянная игра под автоаккомпанемент вырабатывает «шаблонное мышление».
Если Вас заинтересовала данная методика, то познакомиться с ней можно здесь