что такое австро венгерский дуализм
Один монарх, два государства, три армии
История знает немало примеров федеративных и конфедеративных государств, каждое из которых имело свою специфику. Не стал исключением и союз Австрии и Венгрии, образовавшийся из унитарного государства в последней трети XIX века. Особенности «двуединой монархии» отразились в том числе и на её вооружённых силах.
Государственный дуализм
Поражение в Австро-прусской войне 1866 года стало третьим (после Революционных и Наполеоновских войн 1792–1815 годов и Революции и Венгерского восстания 1848–1849 годов) событием, потрясшим основы габсбургской монархии и вызвавшим кардинальные изменения в её жизни. После 1866 года Австрийская империя более не могла претендовать на гегемонию среди германских государств. Чтобы унять недовольство внутри империи и не дать повториться революционным событиям 1848–1849 годов, император Франц Иосиф I пошёл на переустройство своего государства. 20 марта 1867 года империя разделилась на два формально независимых государства и стала союзом двух монархий (Австрийской империи и Венгерского королевства), объединённых под властью суверена из рода Габсбургов-Лотарингских.
22 мая 1867 года с целью утверждения решений, принятых императором, был специально созван Имперский парламент (Reichsrat). 21 декабря он принял шесть конституционных законов, один из которых официально оформил новые отношения Австрии и Венгрии.
По состоянию на 1910 год в Австро-Венгрии проживало 51 390 223 человека. Среди национальных групп наиболее многочисленными были австрийские немцы (23,5%) и венгры (19,5%) — вместе они составляли 43% населения империи. За ними следовали славяне (47%), делившиеся на чехов (19,5%), поляков (9,9%), украинцев (под самоназванием «русины», 8%), хорватов (6,4%), сербов (5%), словаков (3,9%) и словенцев (2,5%). Затем следовали румыны (6,5%) и итальянцы (1,5%). Евреи иудейского вероисповедания как отдельная государствообразующая нация не рассматривались. В двуединой монархии официально были признаны 11 языков.
Австрийская империя и Венгерское королевство имели собственные парламенты, государственные аппараты управления, суды, а также вооружённые силы с собственными министерствами обороны и генеральными штабами. В деле военного строительства национальные министерства обороны составляли свои бюджеты, а национальные парламенты его утверждали. Для поддержания порядка в министерствах обороны было предусмотрено наличие жандармерии. Существовали и некоторые общие институты:
Австрийская империя
Австрийская империя (Kaisertum Österreich) официально называлась «Королевства и земли, представленные в имперском парламенте» (Die im Reichsrat vertretenen Königreiche und Länder (нем.), A birodalmi tanácsban képviselt királyságok és országok (венг.). Она занимала территорию в 300 006 кв. км, на которой в 1910 году проживало 28 571 934 человека, и состояла из 17 «королевств и земель».
Территории «королевств и земель» совпадали с историческими феодальными владениями Габсбургов. Вне зависимости от феодального статуса (королевство, эрцгерцогство, герцогство и т.д.) все они имели одинаковую структуру согласно Конституции 1867 (cisleithanische Verfassung Altösterreichs von 1867) и закона 1868 годов:
Венгерское королевство
В «Земле венгерской короны Святого Стефана» (Länder der Heiligen Ungarischen Stephanskrone (нем.), A magyar Szent Korona országai (венг.)) в 1910 году на территории в 325 411 кв. км проживало 20 886 487 человек. Определённой независимостью в её составе обладали порт Фиуме (ныне — Риека, Хорватия) и Королевство Хорватия и Славония. Фиуме был включён в Венгерское королевство в 1868 году вместе с Трансильванией и имел статус «Corpus Separatorum», а самостоятельность хорватов выражалась в наличии самоуправления с собственными парламентом и территориальной обороной, в которой языком приказов и общения был сербохорватский. 8 января 1881 года в состав Хорватии и Славонии вошла бывшая «Военная граница» (нем. Militärgrenze, хорв. Vojna krajina) — область, граничившая с владениями Оттоманской империи.
Административной единицей в Венгрии был «комитат» (vármegye), занимавший определённую исторически сложившуюся территорию. Всего комитатов было 71, из них 8 — на территории автономной Хорватии и Славонии. Комитаты делились на округа, количество которых постоянно росло — в 1891 году их насчитывалось 409.
Босния и Герцеговина
Босния и Герцеговина (Okkupationsgebiet Bosnien-Herzegowina), которые были оккупированы в 1878 и аннексированы в 1908 году, стали отдельной провинцией, управлявшейся общим для двух государств Министерством финансов. Местный парламент властью практически не обладал, а жители не имели гражданства — ни австрийского, ни венгерского. Территория провинции составляла 51 119 кв. км, население насчитывало 931 802 человека (1910 год). С 1910 года управление здесь осуществлялось согласно так называемому «Конституционному уставу».
Тройственность вооружённых сил
Преобразование Австрийской империи в формальный союз двух государств — Австрийской империи и Венгерского королевства — привело к глубинным реформам вооружённых сил.
Ещё до создания Австро-Венгрии вооружённые силы Австрийской империи и составлявшие их подразделения именовались «императорско-королевскими» (kaiserliche-königliche), что говорило об их службе императору (всей Австрийской империи) и королю (отдельных королевств, объединённых в Австрийскую империю) из рода Габсбургов. С 1889 года «триединство» армии Австро-Венгрии состояло в следующем:
Такие рода войск как инженерные, обозные, транспортные, санитарные и авиация (с 1893 года) существовали только в общей армии.
Военная обязанность
Всё мужское население обеих частей государства Габсбургов с 1866 года было обязано нести воинскую повинность. С 19 до 42 лет всех признанных годными медицинской призывной комиссией и не лишённых гражданских прав в зависимости от места проживания заносили в списки австрийского или венгерского ополчений. Мужчин делили на 24 возрастные группы. Когда военнообязанный достигал 21 года, жеребьёвка решала, будет ли он призван на действительную воинскую службу (Präsenzdienst). При этом правила жеребьёвки дополнительно позволяли решить, в какую из двух армий (в общую армию или ландвер/гонвед) попадёт новобранец.
Численность общей армии ежегодно определялась общим Военным министерством, план вместе с военным бюджетом подавали на утверждение отдельно для австрийского и венгерского парламентов. Численность и военный бюджет ландвера и гонведа австрийский и венгерский парламенты рассматривали отдельно (каждый для своей части двуединого государства). Проект готовили национальные Министерства обороны. Численность вооружённых сил с каждым годом росла — например, в 1913 году новобранцев распределили следующим образом: в общую армию было направлено 103 100 человек (в том числе 2800 — во флот), 15 050 — в ландвер и 12 500 — в гонвед.
До 1912 года срок действительной службы в общей армии составлял три года, но было принято решение о его сокращении до двух лет (ранее это сделали в ландвере и гонведе). С одной стороны, двух лет вполне хватало для того, чтобы нижние чины освоили большинство воинских специальностей, с другой — сокращение срока службы позволяло подготовить большее количество солдат. Нововведение не коснулось кавалерии, конной артиллерии и унтер-офицеров.
Во флоте срок действительной военной службы составлял 4 года, а в резерве (в так называемой «Службе охраны побережья») ещё 5 лет. После этого военнообязанных всего на 3 года зачисляли в ландштурм флота (Seewehr).
В ландвере и гонведе срок действительной службы составлял 2 года. Изначально в ландвере служили всего 2–3 месяца, получая, по сути, начальную военную подготовку. Позже срок службы увеличили до года, а в 1893 году — до двух лет. В гонведе с момента учреждения собственных венгерских вооружённых сил (5 декабря 1868 года) так же, как и в ландвере, срок службы составлял 2–3 месяца, потом был увеличен до полутора лет, а с 1890 года – до двух. После её прохождения военнообязанный ещё 10 лет числился в резерве ландвера/гонведа. Порядок пополнения соответствовал общей армии. Так же, как и в общей армии, унтер-офицеры ландвера и гонведа служили 3 года, а лишний год им компенсировали тем, что один раз не призывали на четырёхнедельные сборы и вычеркивали из списков ландштурма по достижении 40 лет.
Ландштурм был разделён на два возрастных класса (Aufgebot): первые 19 младших возрастных групп (от 19 до 37 лет) и остальные 5 (от 38 до 42). Существенные изменения были внесены в период Первой мировой войны: в начале 1915 года нижняя граница была сдвинута до 18 лет, в январе 1916 года верхняя поднята до 50, а в конце него и до 55 лет. Однако отставные офицеры и чиновники ещё с мирного времени числились в ландштурме до 60 лет.
Таким образом, общий срок активной военной повинности составлял 12 лет, а по достижении 42 лет продолжалась неактивная повинность в ландштурме. Как уже упоминалось выше, две младших возрастных группы ландштурма (отбывшие 12-летний срок активной воинской повинности и достигшие 33 и 34 лет) могли использоваться для пополнения действующей армии (из них формировались бригады ландштурма). Их одногодки, зачисленные в ландштурм из рекрутского запаса, во время войны шли на формирование местных батальонов и рабочих команд. В мирное время в случае крайней необходимости на действительную военную службу сроком не более 1 года могли призываться младшая группа резервистов и три младших группы рекрутского запаса. В гонведе это правило касалось только младшей группы резерва гонведа и двух младших групп рекрутского запаса.
Офицерский состав формировали исключительно на добровольной основе. Чтобы стать офицером, можно было использовать несколько путей:
Срок службы офицеров не ограничивался, но, как правило, в отставку уходили или после 40 лет службы, или по достижении 60 лет.
Территориальный принцип формирования
Австро-венгерские вооружённые силы формировались на основе территориальной системы. Это значит, что нижние чины каждой воинской части были постоянно связаны с одним округом пополнения (Ergänzungsbezirk), реже — с двумя или тремя. Всего в стране существовало 112 округов пополнения общей армии, из которых 109 обслуживали потребности сухопутных сил, а 3 — ВМФ. 58 «сухопутных» округов плюс 3 «морских» приходилось на Австрийскую империю, 47 — на Венгерское королевство, 4 — на Боснию и Герцеговину. Каждый округ объединял один или несколько административных округов (в Австрии) или комитатов (в Венгрии) и был разделён на определённое количество призывных участков (Stellungsbezirk), на которых проводили жеребьёвку призывников. Таким образом, воинская часть набиралась преимущественно из жителей одной местности и национальностей, её населявших. Это делалось в том числе и для того, чтобы избежать проблем с языковым барьером между военнослужащими.
Связь с несколькими округами пополнения была характерна для батальонов полевых егерей, полков кавалерии и артиллерии, частей инженерных войск. Железнодорожный и Телеграфный полки, санитарные войска, а также вещевые, продовольственные учреждения и военные отделения конных заводов пополнялись со всей территории двуединой монархии.
Территория Австрийской империи была разделена на 8 ландверных дивизионных и один отдельный (Далмация) округ пополнения ландвера, Венгерское королевство — на 6.
Офицерами и военными чиновниками могли стать лица, получившие специальное среднее (на уровне гражданской гимназии) или высшее образование. Так как от этих людей требовали знания не только государственного, но и одного из «полковых языков»,зачастую они имели то же территориальное происхождение, что и нижние чины.
Главным («командным» — Kommandoschprache) языком в «немецких частях» общей армии и ландвере был немецкий — каждый солдат должен был знать на нём все специальные термины и команды. В «венгерских частях» общей армии и гонведе — венгерский, а в хорвато-славонских частях гонведа — сербохорватский. Инструкции же переводились на один или несколько «полковых языков» (Regimentschprache) — таковым мог стать любой язык, кроме «командного», если на нём говорило не менее пятой части военнослужащих подразделения — чешский, словацкий, сербохорватский, польский, украинский («русинский»), словенский, румынский и итальянский.
Национальный состав австро-венгерских вооружённых сил выглядел примерно так: 47% приходилось на славян, 29% — на немцев, 18% — на венгров, 6% — на румын и итальянцев. 62 пехотных полка общей армии были практически моноэтническими: 35 славянских, 12 немецких, 12 венгерских и 3 румынских. Из 26 батальонов полевых егерей немецкими были 5 и славянскими 8. Из 42 кавалерийских полков 13 были славянскими, 14 венгерскими и 2 немецкими.
Как правило, в административном центре округа пополнения из всей воинской части были расквартированы только батальон депо и ещё один строевой (в случае с батальонами полевых егерей — рота депо и егерская рота), а остальные дислоцировались в других местах двуединого государства. Целью такой системы было избавить военнослужащих от расслабляющего влияния привычной среды и возможной пропаганды со стороны местных националистических движений. В то же время, это позволяло использовать войска для поддержания общественного порядка и даже подавления возможного мятежа в других, национально чуждых им частях державы. Стоит отметить, что на переломе веков один из батальонов пехотного полка, как правило, проходил службу в Боснии и Герцеговине. Это было связано с тем, что вся австро-венгерская армия нуждалась в специальной подготовке, необходимой для ведения боевых действий в горах.
Таким образом, в «двуединой» монархии существовала «триединая» армия. Существенными ошибками некоторых историков являются использование термина «Австро-Венгерская империя» и попытка представить национальные австрийские и венгерские вооружённые силы как резервные. В германской армии ландвер действительно был таковым, но на этом совпадении в названии все аналогии заканчиваются, и в действительности общая армия, ландвер и гонвед были тремя, хотя и неравнозначными, но юридически равноправными частями единых вооружённых сил. Хотя «австрийская» и «венгерская» армии численно уступали общей, упрощённая схема оплаты военных расходов позволяла им, например, первыми принимать на вооружение технические новинки.
История Австро-Венгрии · её вооруженных сил
Австро-венгерское соглашение
Австро-венгерское соглашение 1867 года (Австро-венгерский компромисс, нем. Ausgleich ; венг. kiegyezés ) — договор, заключённый 15 марта 1867 года между австрийским императором Францем-Иосифом I и представителями венгерского национального движения во главе с Ференцем Деаком, в соответствии с которым Австрийская империя преобразовывалась в дуалистическую монархию Австро-Венгрия. Соглашением предусматривалось предоставление венгерской части государства полной самостоятельности во внутренних делах, при сохранении на уровне общеимперского правительства лишь вопросов внешней, военно-морской и финансовой политики. Создание Австро-Венгрии было способом преодоления затяжного кризиса империи, вызванного подъёмом национальных движений народов страны, укреплением национальных элит, военными поражениями в австро-итало-французской 1859 года и австро-прусской 1866 года войнах, ростом панславянской угрозы, а также провалом попыток реформирования империи на принципах централизма.
Содержание
Предпосылки
Реакция и попытки реформ
После подавления революций 1848—1849 годов в Австрийской империи установилась реакция. Империя, сохранявшая до 1848 года федеративный характер, была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной (Конституция 1849 года была отменена в 1851 году) центральной властью. Режим, установленный в империи, характеризовался повышенной степенью бюрократизации и администрированием непосредственно из Вены. Сложилась так называемая «баховская система» (по имени министра внутренних дел Александра Баха), ликвидировавшая региональную специфику и внутреннюю автономию областей. В Венгрии было усилено военное присутствие, полицейские формирования и цензура. Тем не менее, даже в условиях неоабсолютизма были сохранены свобода распоряжения личной собственностью, равенство всех перед законом, а в 1853 году была проведена Аграрная реформа, ликвидировавшая крепостное состояние крестьянства.
Однако система неоабсолютизма не смогла сплотить нации империи и обеспечить укрепление позиций государства на международной арене. Более того, в конце 1850-х годов. Австрия оказалась в полной изоляции в Европе: австрийская интервенция в Дунайские княжества в период Крымской войны разрушила союз с Россией, а отказ от активного участия в войне оттолкнул от неё Францию. Отношения с Пруссией также разладились из-за австро-прусской конкуренции в Германской конфедерации и конфликта о наследовании Нёвшателя. В 1859 году разразилась Австро-итало-французская война, обернувшаяся крахом австрийских вооружённых сил в битве при Сольферино, потерей Ломбардии и образованием сильного Итальянского королевства. Поражение в войне вызвало сильнейший внутренний кризис в империи. Ярко обозначились полная неспособность власти к активным действиям и отказ наций от поддержки имперской политики. Начались массовые антиправительственные выступления, особенно сильные в Венгрии (демонстрация 15 марта 1860 года в Пеште в память революции 1848—1849 годов, митинги по стране после смерти Иштвана Сечени).
Всё это вынудило императора пойти на уступки национальным движениям страны. 20 октября 1860 года был издан «Октябрьский диплом» — новая конституция империи, восстановившая автономию регионов и расширившая права региональных ландтагов, прежде всего венгерского государственного собрания, получившего даже право законодательной инициативы. Была также восстановлена комитатская система, а венгерский язык был объявлен официальным на территории Венгрии. Тем не менее «Октябрьский диплом» не успокоил венгерское общество: волнения с требованиями восстановления во всей полноте конституции 1849 года продолжились. В то же время диплом вызвал недовольство славянских частей империи, протестующих против предоставления особых прав венграм, а также австрийских либералов, опасающихся того, что в новом имперском рейхсрате немцы окажутся в меньшинстве. В результате 26 февраля 1861 года был опубликован «Февральский патент», изменявший октябрьскую конституцию в духе централизации: права региональных ландтагов были существенно сокращены, а полномочия имперского рейхсрата, формируемого теперь не по национально-территориальному, а по сословному принципу, значительно расширены. Государственное собрание Венгрии отказалось утвердить «Февральский патент» и воздержалось от посылки своих представителей в имперский парламент. Была также принята «петиция Деака» императору с просьбой восстановления конституции 1849 года. Но император отверг петицию и 22 августа 1861 года распустил государственное собрание и местные комитатские собрания. В Венгрии было введён режим чрезвычайного положения (так называемый «провизориум Шмерлинга»), который вскоре был распространён и на другие регионы империи. В 1863 году имперский парламент покинули чешские и польские депутаты, что полностью парализовало его работу. Таким образом попытки реформ провалились, что в 1865 году признал и сам император, отменив конституцию 1860 года.
Венгерское национальное движение в 1849—1863 гг.
Венгерское национальное движение в период после подавления революции 1848—1849 гг. характеризовалось высоким уровнем неоднородности. Центристы во главе с Йожефом Этвёшем безуспешно пытались убедить австрийское правительство вернуться к федерализму и автономии регионов, существовавшим до 1848 г., считая, что только расширением прав областей, составляющих империю, можно добиться её укрепления. Более популярными среди венгров, однако, были те политические группировки, которые отказывались от сотрудничества с «баховским режимом». Наибольшее влияние приобрёл Ференц Деак, бывший министр юстиции революционного правительства Лайоша Баттяни, ставший идеологом движения «пассивного сопротивления» (уклонение от уплаты налогов, неучастие в администрации, отказ от любого сотрудничества с правительственными структурами, демонстративное «невладение» немецким языком). Целью Деака и его сторонников было восстановление внутреннего суверенитета Венгрии в рамках Австрийской империи, то есть возвращение к ситуации времён весны-лета 1848 г., когда венгерская революция уже добилась широкой автономии и самоуправления, но ещё не порвала с династией Габсбургов и империей как таковой. Наиболее радикальное крыло венгерского национального движения представлял Лайош Кошут и другие лидеры революции в эмиграции выступали с требованиями независимости как Венгрии, так и других национальных регионов империи, и формирования на Балканах венгро-славяно-румынской конфедерации под руководством Венгрии. Кошут, подготавливавший в Венгрии новое восстание, стремился заручиться поддержкой западных держав против Австрии и России, которых он считал главными врагами прогресса в Центральной и Юго-Восточной Европе. Его выступления в Конгрессе США, переговоры с Наполеоном III, Кавуром и другими общественными деятелями Запада, обеспечили мировое признание венгерского национального движения и расширение симпатий к венграм в Европе.
Кошут планировал использовать австро-итало-французскую войну 1859 года для поднятия нового восстания в стране. Однако быстрое заключение враждующими сторонами Виллафранкского мира разрушило планы радикалов. Тем не менее на период 1859—1861 гг. пришёлся пик антиавстрийских выступлений в Венгрии. Любое политическое событие в то время вызывало массовые митинги и демонстрации. Венгры срывали с государственных учреждений австрийские гербы. Попытки правительства урегулировать ситуацию путём ограниченных реформ провалились: Октябрьский диплом и Февральский патент были отвергнуты венгерским национальным движением. Главным требованием оставалось восстановление конституции 1848 г., предполагающей полный суверенитет Венгерского королевства при сохранении унии с Австрией. В 1863 году конституционные реформы были свёрнуты, а правительство вновь вернулось к автократическим методам управления. Именно в этот период началось падение влияния радикалов в венгерском национальном движении: опубликованный Кошутом в 1862 г. проект «Дунайской конфедерации» был раскритикован не только центристами и партией Деака, но и левым крылом венгерского движения (партия резолюции Кальмана Тисы).
Австро-венгерское сближение
Несмотря на провал попыток конституционных реформ 1860—1861 гг., император Франц Иосиф I не оставил надежд на выработку некоего компромисса с венгерским национальным движением, позволившего бы укрепить монархию. В 1865 г. начались секретные переговоры через посредников между императором и Ференцем Деаком. Их результаты были опубликованы в «Пасхальной статье» Деака 16 апреля 1865 г., в которой лидер венгерских либералов высказался за отказ от традиционного требования восстановления конституции 1848 г. На государственном собрании Венгрии, открывшемся в 1865 г., развернулась бурная дискуссия об условиях, на которых возможен компромисс с Австрией. Победу одержал Деак и его сторонники, которым противостояли радикалы и «партия резолюции», настаивающие на необходимости утверждения конституции 1848 г. в качестве предварительного условия соглашения.
Австро-венгерское сближение ускорили международные события середины 1860-х гг. В 1866 году вспыхнула австро-прусская война и австрийские войска были наголову разбиты в битве при Садове. Поражение в войне означало исключение Австрийской империи из Германской конфедерации и начало процесса объединения Германии под эгидой Пруссии. Резкое ослабление в результате войны Австрийской империи при одновременном усилении угрозы со стороны России и росте панславянских симпатий внутри национальных движений славянских народов империи (прежде всего, чехов), обеспокоили венгерских лидеров. Тактика «пассивного сопротивления» уже не приносила результатов, а наоборот, лишала венгерскую элиту возможности участвовать в управлении страной. В то же время усилились национальные движения других наций Австрийской империи: чехов, хорватов, румын, поляков и словаков, которые выступали с идеями преобразования государства в федерацию равноправных народов. Всё это привело к тому, что Деак и его сторонники решили отказаться от национальной идеологии времён революции и радикально снизили объём своих требований на переговорах с правительством.
В то же время австрийские либералы также пришли к осознанию необходимости заключения союза с венграми для обеспечения сохранения преобладания немцев в западной половине империи. Франц-Иосиф, рассматривавший несколько вариантов трансформации государства, включая возврат к неоабсолютизму и создание федерации народов, к концу 1866 г. убедился в преимуществах австро-венгерского дуализма, который давал надежду на возможный австрийский реванш в Германии. Определённую роль в смягчении позиции императора по отношению к венгерскому национальному движению, видимо, сыграла его жена, императрица Елизавета, симпатизировавшая венграм. Позднее её роль в достижении австро-венгерского компромисса была сильно преувеличена общественным мнением Венгрии, романтизировавшим образ императрицы.
Заключение соглашения
На последнем этапе австро-венгерских переговоров в январе—феврале 1867 г. венгерскую делегацию возглавил граф Дьюла Андраши, пользующийся доверием Деака и авторитетом у австрийского правительства. 17 февраля император назначил Андраши премьер-министром Венгрии, в состав нового венгерского правительства вошли и другие лидеры либералов (Этвёш, Лоняи). 15 марта условия компромисса были согласованы и 20 марта утверждены венгерским государственным собранием. 8 июня Франц-Иосиф I короновался в Будапеште королём Венгрии.
Условия соглашения
Австро-венгерское соглашение и законы, его оформившие, превратили единую абсолютную монархию Габсбургов в дуалистическое конституционное государство. Империя была разделена на две части — австрийскую и венгерскую, каждая из которых получила полный суверенитет в отношении внутренних дел. Обе части должны были иметь собственный парламент, избираемое и независимое правительство, собственную систему государственной администрации, суда и юстиции. В состав Венгерского королевства (Транслейтании) вошли помимо Венгрии территории Трансильвании, Хорватии и Славонии, Воеводины, Закарпатской Украины и город Риека. Вся остальная территория империи образовала австрийскую часть монархии («королевства и земли, представленные в рейхсрате», Цислейтания: Верхняя и Нижняя Австрия, Штирия, Каринтия, Тироль, Зальцбург, Форарльберг, Крайна, Горица и Градишка, Триест, Истрия, Далмация, Богемия, Моравия и Силезия, Галиция и Буковина).
Австрийская и Венгерская части государства были связаны, во-первых, единым монархом, имеющим титул император Австрии и король Венгрии, властные полномочия и наследственные права которого были закреплены в Прагматической санкции, а во-вторых, так называемыми «общими делами». Под последними понимались те сферы государственной власти, которые были переданы на имперский уровень: внешняя политика, оборона и военные вопросы, финансовая и таможенная система. Для руководства этими функциями были созданы три общих министерства — иностранных дел, военно-морское и финансов, которые подчинялись непосредственно императору и не были ответственны перед правительствами и парламентами австрийской и венгерской частей государства. Однако общие министерства не имели права вмешиваться в компетенцию правительств. Для обсуждения единых для обоих частей монархии дел также созывались коронный совет и совет общих министров, включающие, помимо общих министров, глав правительств Австрии и Венгрии и приглашённых императором лиц (глава Австро-Венгерского банка, начальник Генерального штаба, другие министры). На коронном совете председательствовал император, на совете общих министров — министр иностранных дел. Функции общего для монархии представительного органа выполняли делегации, чей состав формировался ежегодно обоими парламентами государства на паритетных началах. Кроме того, периодически парламенты избирали квота-депутации для обсуждния вопросов участия обоих частей государства в финансировании общих расходов. По соглашению 1867 г. Австрия брала на себя 70 % общеимперских расходов, Венгрия — 30 %, в дальнейшем эта доля должна была корректироваться каждые 10 лет исходя из уровня экономического развития.
Австро-венгерское соглашение установило общие принципы управления в каждой из двух частей государства. Венгерский парламент (государственное собрание) получил законодательную власть с правом принятия обязательных для исполнения в венгерской части государства законов. Австрийские законы были объявлены недействующими на территории Венгрии. Полномочия австрийского рейхсрата были также расширены. По австрийской конституции 1867 г., принятой в развитие условий австро-венгерского соглашения, рейхсрат стал двухпалатным: верхнюю палату составляли назначаемые императором депутаты, а нижняя формировалась ландтагами земель Цислейтании. В обоих частях государства были провозглашены демократические свободы (свобода совести, слова, собраний, союзов и петиций), равенство всех граждан перед законом, принцип разделения властей, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность частной собственности и тайна переписки. Правительства Австрии и Венгрии стали ответственными перед соответствующими парламентами. Монарх сохранял за собой право предварительного одобрения законопроектов, лично назначал глав правительств и общих министров, а также оставался верховным главнокомандующим единой австро-венгерской армии.
В результате заключения австро-венгерского соглашения возникло новое государство — дуалистическая конституционная монархия Австро-Венгрия.
Реакция на соглашение
Если правящая элита Венгрии и австрийские либералы приветствовали заключение австро-венгерского соглашения, то отношение других слоёв населения страны к компромиссу было достаточно негативным. В самой Венгрии широкое распространение получила точка зрения, что страна лишилась возможности самоопределения. Особенное недовольство вызывал факт существования объединённой армии империи под руководством австрийского командования и с приказами на немецком языке, а также завышенная, как считали, доля Венгрии в финансировании общих расходов страны. Эти два вопроса стали центральными пунктами выступлений венгерской оппозиции. Австрийские консерваторы также не были довольны соглашением, опасаясь усиления влияния венгров на политику государства и жалея об утрате идеи централизованной империи.
Наиболее негативную реакцию австро-венгерское соглашение встретило у других народов империи. С резкими протестами выступили хорваты, отказавшиеся прислать делегацию на коронацию Франца-Иосифа венгерским королём. В 1868 г. удалось заключить хорвато-венгерское соглашение, гарантирующее автономию Хорватии в составе Венгерского королевства, однако радикальная часть хорватского национального движения не прекратила антиправительственных выступлений и требований реальной федерализации империи. Ещё более серьёзным было положение в чешских землях: лидеры чешского национального движения отказались признать соглашение, по всей стране под руководством старочехов развернулись митинги и национальные собрания, требующие восстановления прав и привилегий земель чешской короны и предоставления Чехии таких же прав, какие получила Венгрия. В 1871 г. в целях чешско-австрийского примирения был разработан план преобразования империи в триединую монархию («Фундаментальные статьи» Гогенварта). Однако из-за сопротивления венгерского правительства и австрийских либералов этот проект был отвергнут. На протяжении всей последней трети XIX века чешско-австрийское противостояние оставалось главной внутренней проблемой Цислейтании. Крупным успехом австрийского правительства стало достижение компромисса с польской элитой Галиции, в результате чего эта провинция в 1868 г. получила достаточно широкую автономию, а польское национальное движение удалось удержать в конституционном поле.