что такое атрибуция музейных предметов
Атрибуция музейного предмета
Атрибуция музейного предмета
Атрибуцией также называется и приписывание (доказательное или спорное) произведения какому-либо художнику или же установление какого-то лица, изображенного на портрете.
При атрибуции музейного предмета необходимо обратить внимание и отразить в описании следующие параметры:
1. Название предмета.
2. Инвентарный номер, шифр.
3. Источник поступления (известен или нет).
4. Подлинность (подлинник или копия).
5. Наличие легенды (история создания, функционирования, находки, поступления и т. п.).
6. Надписи, клейма, геральдические знаки (копируются в описании один к одному с учетом орфографии и пунктуации подлинника).
8. Техника исполнения, способ изготовления.
9. Размеры (указываются в сантиметрах; длина, высота, ширина, глубина, диаметр и т. п.).
10. Форма и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из нескольких деталей).
11. Краткая характеристика предмета (собственно его описание, в которое могут входить и пункты 10,
12. Стилистические особенности (особенно важно для произведений искусства).
13. Назначение предмета.
14. Время и место создания. (Иногда точно дата неизвестна, тогда и надо сделать собственно атрибуцию — установить дату создания по стилистическим особенностям и косвенным данным).
15. Авторская принадлежность.
16. Социальная принадлежность.
17. Этническая принадлежность.
18. Принадлежность конкретному лицу (важно для мемориального предмета).
тексты не должны быть описательными и содержать эмоциональные характеристики, предположения;
описание предмета часто путают с его состоянием, сохранностью;
следует знать терминологию: сохранность полная, неполная, утраты, заломы, надрывы, пятна, утрата титульного листа и т. д.;
материал и техника изготовления приводятся также в именительном падеже: бумага, картон, масло, черные чернила, печать, штамповка, дерево, металл, серебро, травление, камень, резьба по камню, кожа, ткань и т. д.;
размер дается в сантиметрах для листового материала (рисунок, рукопись, документ, афиша, фотография и т. д.) обязательно сначала по вертикали, затем по горизонтали.
Научное описание музейных предметов.
В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности.
Главная функция музейного предмета – быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную ценность.
Одним из основных критериев отбора предметов музейного значения является их подлинность. Каждый музейный предмет обладает информационным потенциалом. Информационный потенциал музейного предмета – это вся совокупность сведений о музейном предмете и среде его бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа. Атрибуция музейного предмета заключается в описании внешних признаков памятника: наименование, автор, датировка, материал, техника изготовления, форма, размер, цвет, индивидуальные признаки (наличие автографов, пометок, повреждений и т.п. ).
Именно в музее в процессе изучения и научного описания предмета специалистами (искусствоведами, историками, литературоведами и т. д.) реконструируются его отношения со средой бытования, определяется и фиксируется в музейной документации его общественное значение, благодаря чему предмет выступает как материальное свидетельство явлений в природе, культуре и обществе.
Общим правилом является указание следующих параметров:
1. Инвентарный номер
3. Автор, изготовитель, издатель, автор находки, название полевого отряда и его руководителя (если речь идёт об археологической экспедиции).
4. Описание внешнего вида предмета. Оно должно быть предельно точным, конкретным и сжатым. В начале описания даётся общая характеристика конструкции, формы, цвета, фактуры, устройства и тд.; указывается, является ли предмет цельным или составным. Парные предметы (погоны, пара обуви) описываются вместе, но считаются как два предмета). Если предмет имеет упаковку-футляр, папку и пр., имеющую самостоятельное музейное значение, то она учитывается и описывается как отдельный самостоятельный предмет. Если не имеет музейного значения, она просто указывается в описании основного предмета. После описания общих признаков предмета даётся описание отдельных его составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей и пр. В текстах и надписях на предмете сохраняются подлинная орфография и пунктуация, указывается язык текста.
5. Место создания (находки), бытования. Географическая принадлежность предмета или место его находки для археологических предметов, кладов, природных объектов (пород, минералов) обозначается последовательно от общего к частному в соответствии с административно-территориальным делением. В примечании необходимо указать современное наименование данного объекта. Место находки требует точной привязки к местности.
6. Дата создания, бытования, события, находки. Основанием датировки для предметов служит время изготовления/выпуска, принадлежность отдельным лицам и семьям, период использования (бытования). Если точная дата изготовления предмета не известна, то можно указать дату вручения (для наград), дарения, дату находки предмета или дату события, с которой этот предмет связан. Если дата приблизительная, она должна указываться со знаком вопроса, помещённого в скобках. Для археологических предметов, кроме даты находки, указывается абсолютный хронологических возраст найденных предметов, например, «II тыс. до н.э.». Для геологических объектов может быть указан абсолютный возраст данного геологического образования.
7. Материал, техника изготовления. В данной графе указываются материал, из которого изготовлен (или состоит) предмет, техника его изготовления или декорирования.
8. Размеры обычно указываются в сантиметрах. Если предметы очень мелкие (бисер, детали часов), то указываются в миллиметрах, если очень крупные – в метрах. Предметы нумизматики, ювелирные изделия указываются только в миллиметрах.
9. Сохранность предмета обязательно указывается при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета. При этом фиксируются все имеющиеся дефекты: пятна, прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, потёртости, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и тп.
10. Источник и способ поступления. Поступление предмета в музей фиксируется указанием способа его поступления в музей (экспедиции, дарение, закупка) со ссылками на музейные акты (№ акта указывается). Указывается даритель, жертвователь.
11. Легенда. Легенда предмета – это история его происхождения (создания), находки, бытования, способа использования, сведения о его владельцах. Обычно при передаче предмета в музей владелец сообщает историю предмета и отражает его в своём заявлении.
Таки образом музейный предмет может считаться по одному важному критерию подлинность, затем подлинный экспонат выводят по 11 общим параметрам которые выявляют особенность данного предмета.
Вопрос.
1—книга Петр Сажин «Севастопольская хроника».
3- длина-20см, ширина-12см.
5- состояние хорошее
7- куплено в книжном СССР
8- Переплет твердый, цельнокрытый. Картонные крышки и корешок оклеены ледери-ном темно-серого цвета с мелкозернистой структурой. Корешок сделан из тканевого материала поверх него расположено название книги. С задней части находится логотип печати и цена 1р.08к. данной книги. Цвета используемые в оформлении бело-синий.
1- Фляга армии СССР
3- длина 20 ширина 10
5- состояние удовлетворительное
7- выдано армией СССР
8- Фляга овальной формы из металла зеленного цвета также входит специальный чехол для него, по центру имеются некоторые вмятости, крышка на цепочке.
1 Сотникова, С.И. Музеология. М., 2004.
2 Юренева, Т.Ю. Музееведение. М., 2007.
3 Основы музееведения : учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. – М. : Едиториал УРСС, 2005.- 504 с.
4 Изучение и научное описание памятников материальной культуры / Сост. А. М. Разгон. – М.: НИИ культуры, 1972. – 272 с.
Примеры атрибуции предметов в музее
Что это?
Требования к процессу
Что значит провести атрибуцию? Это составить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы:
Вещь без научного описания и точного определения не может быть использована в музейной деятельности. Но атрибуция не должна ограничиваться лишь непосредственным изучением ее автором экспоната. Он обязательно должен обращаться к дополнительным источникам: энциклопедиям, справочникам, историческим источникам, консультациям у специалистов.
Общий план атрибуции
Методические пособия по атрибуции музейных предметов предлагают следующий ее план:
Некоторые позиции из этого плана атрибуции музейных предметов (или атрибутирования) мы подробнее разберем ниже.
Наименование
Позиция начинается с имени существительного. Затем, если нужно, вводится его описание. Если предмет имеет какое-то отличное местное, этническое, историческое название, оно упоминается в скобках.
Приведем примеры атрибуции музейных предметов здесь:
Авторство
Под автором понимается в общем создатель данного экспоната. Поэтому в данной категории упоминают и художника, и писателя, и составителя, и ремесленника, и предприятие-изготовителя. Что касается завода, компании, то важно упомянуть именно историческое наименование конкретно на момент создания экспоната.
Локация создания
Описание
Например, атрибуция музейных предметов из меха обязательно включает в себя описание одежды, ее принадлежность к модным течениям своего времени, описание покроя, происхождение меха, его качество, натуральность и проч. Если предмет сложный (из нескольких деталей), то подобным образом описывается каждый из его элементов.
При атрибуции музейных предметов из бумаги разделяются описания для художественных произведений, исторических свидетельств и документов. Для последних важна не только характеристика внешнего вида, но и содержания. Когда проводится атрибуция музейных предметов из фарфора, описывается форма, структура предмета, детально разбирается рисунок на нем, оформление. Указывается информация о фирме-изготовителе.
Датировка
Техника и материалы
В данном разделе специалист должен скрупулезно перечислить все материалы в составе изделия. Тут важна конкретика: не металл, а никелевый сплав, не дерево, а дуб, груша, сосна, не ткань, а хлопок, лен, синтетическая комбинация. Но если нет возможности определить состав изделия точно, то общие термины допускаются.
Важно также представить технику исполнения или создания: вышивка, ручная ковка, живопись, чеканка и проч.
Размеры
Сохранность
Легенда
Пример атрибуции № 1
Разберем теперь конкретные примеры:
Пример атрибуции № 2
Теперь атрибуция одежды:
Атрибуция музейных предметов: примеры
Что это?
Вам будет интересно: Цистеин: формула и описание вещества
Требования к процессу
Вам будет интересно: Физический смысл момента инерции: аналогия с линейным движением, примеры
Что значит провести атрибуцию? Это составить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы:
Вещь без научного описания и точного определения не может быть использована в музейной деятельности. Но атрибуция не должна ограничиваться лишь непосредственным изучением ее автором экспоната. Он обязательно должен обращаться к дополнительным источникам: энциклопедиям, справочникам, историческим источникам, консультациям у специалистов.
Общий план атрибуции
Методические пособия по атрибуции музейных предметов предлагают следующий ее план:
Некоторые позиции из этого плана атрибуции музейных предметов (или атрибутирования) мы подробнее разберем ниже.
Наименование
Позиция начинается с имени существительного. Затем, если нужно, вводится его описание. Если предмет имеет какое-то отличное местное, этническое, историческое название, оно упоминается в скобках.
Приведем примеры атрибуции музейных предметов здесь:
Авторство
Под автором понимается в общем создатель данного экспоната. Поэтому в данной категории упоминают и художника, и писателя, и составителя, и ремесленника, и предприятие-изготовителя. Что касается завода, компании, то важно упомянуть именно историческое наименование конкретно на момент создания экспоната.
Локация создания
Описание
Например, атрибуция музейных предметов из меха обязательно включает в себя описание одежды, ее принадлежность к модным течениям своего времени, описание покроя, происхождение меха, его качество, натуральность и проч. Если предмет сложный (из нескольких деталей), то подобным образом описывается каждый из его элементов.
При атрибуции музейных предметов из бумаги разделяются описания для художественных произведений, исторических свидетельств и документов. Для последних важна не только характеристика внешнего вида, но и содержания. Когда проводится атрибуция музейных предметов из фарфора, описывается форма, структура предмета, детально разбирается рисунок на нем, оформление. Указывается информация о фирме-изготовителе.
Датировка
Техника и материалы
В данном разделе специалист должен скрупулезно перечислить все материалы в составе изделия. Тут важна конкретика: не металл, а никелевый сплав, не дерево, а дуб, груша, сосна, не ткань, а хлопок, лен, синтетическая комбинация. Но если нет возможности определить состав изделия точно, то общие термины допускаются.
Важно также представить технику исполнения или создания: вышивка, ручная ковка, живопись, чеканка и проч.
Размеры
Сохранность
Легенда
Пример атрибуции № 1
Разберем теперь конкретные примеры:
Пример атрибуции № 2
Теперь атрибуция одежды:
Атрибуция музейных предметов.
Основным документом учёта экспонатов музея является книга учёта экспонатов, в которую заносятся предметы основного и научно-вспомогательного фонда (основной – в первой части книги, вспомогательный – во второй). Книга с пронумерованными листами должна быть прошнурована и скреплена печатью и подписью директора учреждения (культуры или образования), на базе которого располагается музей.
В книге должны содержаться сведения по каждому музейному экспонату. То есть, при поступлении предмета в музейную коллекцию нужно провести его атрибуцию.
Музейная атрибуция– описание предмета музейного значения по определённым, установленным правилами параметрам – признакам предмета.
Основные требования, предъявляемые к атрибуции, – это умение чётко, ясно, отмечая характерные особенности и детали, без личностно-эмоционального отношения составителя так описать предмет, чтобы его можно было бы представить не видя.
При атрибуции музейного предмета необходимо обратить внимание и отразить в описании следующие параметры:
1. Название предмета.
2. Инвентарный номер, шифр.
3. Источник поступления (известен или нет), дата поступления.
4. Подлинность (подлинник или копия).
5. Наличие легенды (история создания, функционирования, находки, поступления и т.п.).
6. Надписи, клейма, геральдические знаки (копируются в описании один к одному, с учётом орфографии и пунктуации подлинника).
8. Техника исполнения, способ изготовления.
9. Размеры (указываются в сантиметрах; длина, высота, ширина, глубина, диаметр и т.п.).
10. Форма и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из нескольких деталей).
12. Стилистические особенности (особенно важно для произведений искусства).
13. Назначение предмета.
14. Время и место создания. (Иногда точно дата неизвестна, тогда и надо сделать собственно атрибуцию – установить дату создания по стилистическим особенностям и косвенным данным).
15. Авторская принадлежность.
16. Социальная принадлежность.
17. Этническая принадлежность.
18. Принадлежность конкретному лицу (важно для мемориального предмета).
тексты не должны быть описательными и содержать эмоциональные характеристики, предположения;
следует знать терминологию: сохранность полная, неполная, утраты, заломы, надрывы, пятна, утрата титульного листа и т.д.
В графе «Инвентарный номер по порядку» ставится порядковый номер поступившего предмета. Одновременно этот номер проставляется на самом предмете (о способах нанесения номеров будет сказано дальше). Если в фонды поступают совершенно одинаковые предметы, они заносятся в книгу учёта под одним номером, а количество предметов фиксируется в отдельной графе.
В графе «Источник и дата поступления» указывается дата, когда предмет был получен; место, где он был найден. Источником поступления может быть экспедиция, дар, закупка и т.д.; Если предмет получен от частного лица, записывается его фамилия, имя, отчество, место работы и адрес. Здесь же записывается номер акта поступления с указанием даты составления акта. В этой же графе указываются фамилия, имя, отчество того, кто принял предмет для передачи в музей.
Для книг, рукописей, альбомов, тетрадей, документов указывается количество листов.
Описания фотографий, воспроизводящих различные события, виды местности, предметы, производственные процессы, начинаются с наименования сюжета. Описание фотографий с групповыми изображениями включает общее наименование группы, поименное перечисление входящих в неё лиц слева направо с указанием должности (общественного положения). Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов заснятого лица; указывается место и время сделанного снимка (если известно); тип портрета (голова, погрудный, поясной, во весь рост и т.д.)
При описании произведений изобразительного искусствауказывается автор и даты его жизни (если известно), затем краткое описание (для живописи, скульптуры – описание сюжета).
В графе «Материал», «Техника изготовления»указывается вид материала, из которого изготовлен предмет (бумага, дерево, керамика и т.д.). Всё приводится также в именительном падеже: бумага, картон, масло, чёрные чернила, печать, штамповка, дерево, металл, серебро; травление, камень, резьба по камню, кожа, ткань и т.д.
В графе «Размер» записывается длина, ширина, толщина предмета, для круглых предметов – диаметр. Для плоских предметов сначала указывается размер по вертикали, затем – по горизонтали. Вес указывается для изделий из драгметаллов и драгоценных камней.
В графе «Сохранность» подробно описывается материальное состояние предмета. Если никаких дефектов и повреждений нет, то сохранность обозначается словом «Полная». В случае неполной сохранности подробно описываются все дефекты и повреждения поступающих материалов.
В графе «Место хранения» указывается место, где находится в настоящее время предмет. Если описываемые материалы находятся в фондах, указывается их точное местонахождение: номер папки, номер шкафа или помещения. Если материал находится в экспозиции, желательно указать, в какой именно витрине, на каком стенде находится тот или иной материал. Записи в этой графе производятся карандашом, с тем, чтобы при перемещении материала можно было легко их изменить.
Порядок нанесения номеров на предметы
Одновременно с занесением музейных предметов в книгу учёта экспонатов на них проставляются инвентарные номера, совпадающие с номерами, под которыми предметы занесены в книгу учёта.
Обозначение, как правило, проставляется на самом предмете, при этом принимаются меры к тому, чтобы не испортить внешний вид предмета.
На графических материалах (рисунках, фотографиях, документах, плакатах) номер ставят на оборотной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом. Если документ написан на обеих сторонах, номер проставляется на полях слева.
На обратной стороне фотографий кроме инвентарного номера помещают описание сюжета.
Для тканей номер пишется на кусочке холста, который пришивается к предмету.
На металлических предметах инвентарный номер проставляется эмалевой краской.
На стекле и керамике номер ставится с наружной стороны дна тушью или масляной краской, после чего покрывается лаком.
На деревянных предметах номер проставляется масляной краской.
На книгах и брошюрах номер ставится:
1) в левом нижнем углу 4-й страницы обложки;
2) в левом нижнем углу 17-й страницы;
3) в левом нижнем углу последней страницы.
Для мелких предметовномер пишется на картонном ярлыке, который тонкой суровой ниткой прикрепляется к предмету. Если к предмету невозможно прикрепить ярлык, он вкладывается в пакет, на который чернилами или тушью наносится инвентарный номер.
Для предметов, которые могут храниться только в сосудах (жидкости, образцы семян или почв), инвентарные номера ставятся с наружной стороны дна сосуда.
На темную поверхность инвентарный номер наносится светлой краской, на светлую – тёмной.
Хранение музейных фондов
Общие правила хранения
Организация хранения фондов музея имеет целью обеспечить их сохранность (как в фондохранилище, так и на экспозиции) от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создание условий для использования коллекций в работе музея.
Помещение музея должно быть изолировано от жилья, снабжено противопожарным инвентарём и оборудованием. Противопожарный режим и порядок топки при наличии печного или электрического отопления согласуется с Государственным пожарным надзором. Требуется постоянное наблюдение за состоянием электросети.
Для предупреждения хищений помещения музея в нерабочее время запираются, пломбируются или опечатываются. Окна музея на первом этаже снабжаются железными решётками. Необходимо установление пожарной и охранной сигнализации.
Для хранения не находящихся в экспозиции предметов выделяется отдельное помещение – фондохранилище, дверь и окна, которого снабжаются железными решётками. Доступ в фондохранилище строго ограничен и разрешается только в присутствии заведующего фондами (хранителя фондов).
Если фонды музея не велики, то они могут храниться в рабочем помещении в сейфах и шкафах, закрывающихся на ключ, и опломбированных хранителем. В музеях, располагающих большими фондами, изготавливается оборудование из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим составом.
Хранение музейных фондов требует определённой температуры и влажности воздуха. Несоблюдение правил температурно-влажностного режима является причинами разрушения предметов.
Световой режим. Его главная цель – регулирование доступа световых и ультрафиолетовых лучей к музейным предметам. Свет способен вызывать физические и фотохимические изменения. Степень воздействия света на предмет зависит от материала, из которого сделан предмет, окрашен ли предмет искусственно или имеет природный цвет, свето- и цветостойкости красок, использованных для окрашивания, продолжительности и интенсивности воздействия светового излучения.
По светостойкости материалы делят на 3 группы:
1) с высокой светостойкостью (низкой светочувствительностью): металлы, нецветной камень, гипс, неглазурованная керамика, бесцветное стекло, неокрашенная синтетическая ткань (или окрашенная некоторыми синтетическими красителями) и т.п.;
2) со средней светостойкостью (средней светочувствительностью): кость, кожа, мех, неокрашенные и небелёные натуральные ткани, окрашенная синтетическая ткань, дерево, глазурованная керамика, эмаль, масляная и темперная живопись и т.д.;
3) с низкой светостойкостью (высокой светочувствительностью): фотография, главным образом, цветная, а среди цветных – особенно выполненная на фототехнике «Polaroid», акварель, пастель, бумага, белёная и окрашенная натуральная ткань (особенно, если краситель натуральный).
Чем темнее предмет, тем выше его способность поглощать световые лучи, а, следовательно, и быть подверженным воздействию света.
Предметы с высокой светостойкостью требуют только предохранения от прямого попадания солнечного света. Уровень освещённости для них не должен превышать 150 люкс. Это связано с опасностью повышенного воздействия не только света, но и ультрафиолетового излучения.
Среднесветостойкие материалы требуют особого режима: уменьшение освещённости или полное затемнение. Так, дерево в основном требует затемнения, потому его рекомендуют одевать в чехлы. Масляная и темперная живопись без света не могут, потому их не очехляют (при длительном недостатке света масло и темпера темнеют). Белый мех, кость также требуют освещения, поскольку в темноте они желтеют. Уровень освещённости для них не должен превышать 75 люкс.
Высокосветочувствительные (с малой светостойкостью) предметы рекомендуется хранить в затенённом помещении в защищённом от света оборудовании. Норма освещённости в отечественном музееведении для высокосветочувствительных материалов – от 50 люкс до 75 люкс. Возможны ситуации, когда высокосветочувствительные предметы должны храниться в полной изоляции от света (в этих случаях предмету рекомендовано только закрытое, фондовое хранение, а в экспозицию, особенно длительную, лучше помещать копию).
Для защиты предметов от действия естественного света все окна в экспозиционных залах и фондохранилища должны быть снабжены шторами для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.
Температурный режим. В помещении фондохранилища и экспозиционных залах должна поддерживаться температура воздуха в пределах +,-18 о С. Относительная влажность воздуха, измеряемая специальными приборами – психрометрами, допускается в пределах 55% +,-5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащённых кондиционерами, 50-65 %.
В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня (кроме мрамора, известняка и других, близких к ним, материалов), керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности.
В помещениях с пониженной влажностью целесообразно хранить металл (кроме олова), стекло, гипс.
Отклонения температурно-влажностного режима от рекомендуемых правил вызывают следующие изменения: при повышенной влажности возникает коррозия металлов (на железе – ржавчина, на бронзе – дикая патина), плесневение и обесцвечивание кожи и гербариев; активизация щелочных процессов стекла (появление радужной побежалости и расслоения); появление красных пятен, являющихся окислами железа, на некоторых породах мрамора; расслоение пористой керамики; образование складок и пузырей и отставание от стекол – у фотоматериалов; набухание и загнивание клея в живописи, бумаге и т.д.
При пониженной относительной влажности воздуха (ниже 50%) происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т.д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно при этом подвергаются разрушению предметы фанерованной и инкрустированной мебели, наборная кость, живопись, скульптура, деревянная резьба, покрытые грунтом и красочным слоем.
В случае чрезмерной сухости воздуха в помещениях можно пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, размешённых вблизи отопления. Регулировать влажность воздуха можно и путём проветривания помещений. Осеннее проветривание возможно только в тёплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутренних помещений.
В музее нужно соблюдать так называемый биологический режим, обеспечивающий защиту от биологических вредителей: плесени, грибов, насекомых, грызунов. Грибок, плесень, личинки насекомых интенсивно размножаются при нарушении температурно-влажностного режима, запылении предметов. Опасность исходит и от новых поступлений, т.к. они могут оказаться зараженными, а, следовательно, перед помещением в фонды предмет не только должен быть соответствующе оформлен, но и проверен на свою безопасность для других предметов. Например, плесень размножается при влажности 70–75% и более и температуре +20–25°С. Она поражает неорганические материалы, например, керамику. Для предотвращения плесени требуется соблюдать температурно-влажностный режим и обрабатывать оборудование 2%-м спиртовым раствором формальдегида.
Такие насекомые, как точильщики, древогрызы, кожееды, моль, притворяшки, сахарные чешуйницы, комнатные мухи и их личинки, повреждают, прежде всего, органические материалы (бумагу, дерево, акварель (в хорошей акварели используется натуральный мёд), кожи, пергамент и т.д.). Для воспрепятствования появлению этих вредителей также важно соблюдать температурно-влажностный режим, режим воздуха. Ранее для борьбы с этими вредителями использовали в основном обработку газами, инсектицидами, окуривание новых поступлений. Это требует наличия дезинсекционных камер и специальных изоляторов и всё равно связано с риском для персонала и возможным воздействием ядов на сами экспонаты. Поэтому во многих музеях в соответствии с новыми техническими возможностями либо строятся бескислородные камеры (где ведётся обработка окисью азота), либо в таковые переоборудуются старые дезинсекционные камеры. Также изобретён другой нетоксичный способ: в специальной камере предметы нагревают при температуре +52°С.
Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов и удаление с них пыли, способствующей размножению вредителей.
Защита от механических повреждений – предполагает особое обращение с музейными предметами, которое препятствует их порче или утрате. Особенно это важно при непосредственной работе исследователей с предметами. В этом случае от них требуется обязательно мыть и высушивать руки с целью устранения соприкосновения с объектом жира и влаги; использовать небелёные хлопчатобумажные перчатки при работе со всеми предметами, кроме тех единиц хранения, в которых могут застрять волокна (впоследствии они могут служить адсорбентами влаги, что также опасно). К таким предметам относятся резные лакированные изделия, деревянные резные изделия и т.п. Следы пальцев на металлах и бумаге удаляются только с повреждением фактуры предмета. Предмет должен браться за его прочные части: отдельные листы бумаги по диагонали – за углы, сосуды – за горлышки (в самом узком месте), но ни в коем случае за ручки, носики и т.п.
Для правильной организации хранения фондов большое значение имеет оборудование фондохранилищ. Наиболее доступным видом оборудования являются стеллажи или полки, на которых можно хранить крупногабаритные предметы, не боящиеся света (керамика, стекло, металл). Но при этом недопустимо их совместное хранение, они должны быть размещены на разных стеллажах или полках, по возможности закрытых занавесками. Для хранения тканей, графики и др. используются шкафы с выдвижными полками или ящиками. Для хранения мелких объёмных предметов применяются коробки соответствующих размеров.
Все предметы в фондохранилище необходимо распределить на группы: по материалу, например, металл, дерево, керамика, ткань, пластмасса и т.п. На каждую полку стеллажа или шкафа прикрепляется топографическая опись с указанием учётных номеров и наименований хранящихся на них предметов.
Правила хранения предметов разных групп различны:
· Рукописные и печатные материалы хранятся в папках не подшитыми, не более 100 листов в каждой, желательно в порядке учётных номеров.
· Документы с нестойкой краской должны быть проложены листами чистой бумаги.
· Фотографии, если они составляют единый тематический комплекс с документами, хранятся вместе с ним, но вкладываются в отдельные конверты. Остальные фотографии нужно помещать в конверты и хранить в коробках или выдвижных ящиках в вертикальном положении.
· Негативы заворачиваются в мягкую бумагу, вкладываются в чёрные конверты и хранятся в вертикальном положении в коробках. На конверты наклеиваются контрольные отпечатки.
· Рисунки, гравюры, литографии, акварели и другие художественные произведения на бумажной основе хранятся в папках. Они вкладываются в паспарту из тонкого белого картона или прокладываются мягкой белой бумагой. Живопись развешивается на стенах.
Материалы на бумажной основе складывать стопкой или перегибать нельзя, т.к. они могут разрушиться от собственной тяжести.
На папках и конвертах проставляются учётные номера, хранящихся в них материалов. В папки вкладываются описи, а на конвертах с фотографиями и негативами пишутся краткие аннотации.
· Монеты и медали хранятся в бумажных конвертах, которые в свою очередь вкладываются в коробки с разделителями. Наружная сторона конверта используется для написания данных о предмете.
· Одежда подвешивается на специально подогнанных плечиках, концы которых обёртываются ватой и обшиваются холстом.
· Минералы, палеонтологические и археологические коллекции хранятся в шкафах или стеллажах с выдвижными лотками или ящичками.