что такое атаул у карачаевцев
Войдите в ОК
Фамильно-родовая структура карачаевцев и ее корреляция с результатами исследования Y-хромосомы ДНК
На современном этапе развития исторической науки такие ее подотрасли, как кавказоведение и тюркология, во многом исчерпали свои внутренние ресурсы и уже не могут перманентно снабжать научный мир открытиями, о которых можно было бы сказать, что они перевернули наши представления об этногенезе тюрков Северного Кавказа – карачаевцев и балкарцев. Практически все имеющиеся по карачаево-балкарцам источники достаточно давно введены в научный оборот и исследованы, однако в вопросах интерпретации материалов и в вопросах их этногенеза остаются существенные разногласия в научном сообществе. Сложившаяся традиция возведения этногенеза карачаевцев и балкарцев к трем этническим компонентам – кавказским автохтонам, аланам и тюркоязычным народам, в целом не подвергается сомнению ни «традиционалистами», ни их оппонентами. Камнем преткновения остается лишь вопрос относимости средневековых алан к тюркам или иранцам. При том, что каждая из сторон приводит свои доводы в обоснование своей версии, без дополнительных материалов, спор о предмете оказывается бессмыслен.
Однако в последние годы благодаря успехам ученых в расшифровке ДНК человека появилась возможность дать ответы на многие вопросы, казавшиеся до последнего времени абсолютно неразрешимыми.
Справка: Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) – это макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Она представляет собой двойную спираль, состоящую из четырех взаимосвязанных элементов – нуклеотидов, которые располагаются внутри этой спирали в виде нуклеотидных пар в определенной последовательности. Находятся же эти молекулы в ядре каждой клетки организма внутри хромосом.
Каждая клетка человека содержит 23 пары гомологичных (однотипных) хромосом, то есть всего 46 хромосом, 23 из которых человек получает от половой клетки матери и 23 – от половой клетки отца. Из них 44 хромосомы соматические (аутосомные), отвечающие за фенотип, и две хромосомы, отвечающие за пол человека: XY – у мужчин и XX – у женщин.
При этом только одна хромосома и соответственно молекула ДНК из 46 передается в практически неизменном виде от родителей к ребенку (точнее от отца к сыну) – это половая Y-хромосома. Это свойство Y-хромосомы имеет значение как для установления отцовства конкретного человека (только в отношении сына!), так и для исследования генеалогий целых родов. Помимо исследования Y-хромосомы ДНК, производится также исследование митохондриальной ДНК.
Митохондрия является клеткой, которая передается от матери к детям и, следовательно, используется для установления материнства женщины в отношении детей обоих полов. Если по Y-хромосоме можно проследить происхождение человека вплоть до хромосомного Адама, то по митохондриальной ДНК можно проследить происхождение до самой хромосомной Евы.
Благодаря неизменной структуре Y-хромосомы ДНК и митохондриальной ДНК, появился абсолютно надежный инструмент генеалогического исследования. У человека (желательно мужчины, поскольку только у мужчин можно выявить и Y-хромосому, и митохондрию, у женщин же только митохондрию!) отбирается материал, содержащий клетки человеческого организма – слюна, кровь и т.п., затем данный материал исследуется в лаборатории, из него выделяется ДНК, производятся SNP- и STR-анализы и выявление гаплогруппы и гаплотипа ДНК.
В рамках этого проекта был протестирован 261 представитель карачаево-балкарского народа. Из них 168 – карачаевцы, 93 – балкарцы. Балкарская часть проекта растет сейчас особенно интенсивно, потому мы полагаем преждевременным анализ гаплогруппного состава балкарской части карачаево-балкарского этноса. В то же время карачаевцы протестированы неплохо, охвачено заметное большинство крупных по численности и старых родов. Особенность крупных карачаевских родов в том, что они часто имеют родовые подразделения – атаулы. Желателен охват как можно большего числа атаулов карачаевских родов, а также необходимо продолжать работу по тестированию родов, не охваченных еще настоящим проектом.
Несмотря на относительно большое разнообразие представленных среди карачаевцев гаплогрупп, доминирующими среди них являются две основные – R1a-Z2123 и G2a1a, представляющие, по нашему мнению, две основные линии, формировавшие карачаевский этнос: автохтонное население горных долин Западного и Центрального Кавказа (G2a1a) и пришлый тюркоязычный этнос (R1a-Z2123). К первым, возможно, примыкают также другие субклады гаплогруппы G, наличествующие у карачаевцев, и частично J2, ко вторым – R1a-Z2122 и R1b1a1.
Протестированные карачаевские рода в целом можно отнести к следующим гаплогруппам (мы разделили их на субгруппы по родству между собой, проставленный знак вопроса означает, что сделано слишком мало маркёров, чтобы уточнить наличие или отсутствие родства, и родство определяется по степени вероятности).
1) Аджиевы, Акбашевы, Гаппоевы(?), Темрезовы(?), Болуровы(?), Байчоровы, Узденовы, атаул Габзай Хубиевых, Кечеруковы. Сюда же вошли балкарцы Моллаевы. Что касается Болуровых, то их гаплогруппу еще следует уточнить через тестирование и других представителей их рода, поскольку генеалогические предания упорно выводят их из Чотчаевых.
2) Текеевы, Тамбиевы, Долаевы, Абайхановы.
3) Семеновы, Кормазовы, Джанибековы и Байрамуковы. Достаточно неожиданно увидеть в этой группе Байрамуковых, тем не менее, это подтверждается через тестирование двух атаулов этого рода – Ибакъ и Дебо. Семеновы, Коркмазовы и Джанибековы действительно оказываются потомками одного человека, а Байрамуковы, судя по всему, их близкие родственники.
4) Биджиевы, Лайпановы, Эркеновы, Дотдаевы, Джашеевы, Башлаевы.
5) Атаевы, Созаруковы.
R1a-Z2123 (R1a-YP451) (снип YP451 обычно называют «карачаевским», поскольку распространен главным образом у карачаевцев и в несколько меньшей степени у балкарцев):
1) Боташевы (къартджуртские), Акбаевы, Касаевы (?);
2) Крымшамхаловы, Дудовы, Карабашевы, Коджаковы, Чипчиковы, Чотчаевы.
На первый взгляд несколько неожиданно попадание Чотчаевых в группу, состоящую исключительно из представителей княжеской сословной группы, однако в эту же группу может попасть достаточно большая группа фамилий, имеющих пока лишь 12 маркёров. Это означает то, что княжеское сословие в Карачае не было пришлым.
3) Батдыевы, Байрамкуловы, Салпагаровы (атаул Габий), Катчиевы. Катчиевы, судя по всему, отделились от общего корня несколько раньше, но этот момент можно уточнить, сделав апгрейды гаплотипов Байрамкулова, Каппушева и других наурузовских родов;
4) Тохчуковы, Кулиевы (Чегемское общество Балкарии);
5) Карамурзины, Айдеболовы, Жанхотовы. Примечательно попадание Карамурзиных, являющихся ответвлением кабардинского княжеского рода (пши) Мисостовых, в группу таубиев общества Малкар – Айдеболовых и Жанхотовых. И все вместе они входят в большую группу, преобладающую у карачаевцев и частично у балкарцев;
В эту же группу R1a-Z2123 (YP451) входят рода, которые вследствие недостаточности данных (имеется всего 12 маркёров), мы пока не можем классифицировать по степени близости к другим родам:
Бегеуловы, Болатовы, Боташевы (хурзукские), Голаевы, Каппушевы, Дотдуевы, Ижаевы, Казиевы, Каитовы, Кипкеевы, Кубаевы, Мамаевы, Мамчуевы, Токовы, Халкечевы, Чагаровы, Элькановы.
1) Хубиевы (атаул Мырза), Салпагаровы (атаул Биченчи), Гербековы;
§21. Родственные объединения
Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки Глава четвертая. Социально-правовой уклад |
Большинство тукумов входило в состав «братств» (фратрий), или союзов родов – каумов (къауум), которых объединяли, как правило, общность происхождения (кровное родство), и отчасти искусственное родство. В последнем случае осуществляясь оформление побратимства через присяжный обряд «прохождения под палкой» (таякъ къарнашлыкъ). В XIX в. насчитывалось девять каумов:
1. Адурхайлары – тукумы: Баиевы, Байчоровы, Батчаевы, Джаммаевы, Долаевы, Кулчаевы, Лайпановы, Тулпаровы, Урусовы, Чомаевы, Шидаковы, Эркеновы.
2. Будиянлары – тукумы: Акбаевы, Байрамуковы, Боташевы, Болуровы, Деккушевы, Джанкезовы, Тамбиевы, Текеевы, Чотчаевы, Элькановы, Эзиевы.
3. Наурулзары – тукумы: Аджиевы, Байрамкуловы, Батдыевы, Гаппоевы, Голаевы, Каппушевы, Кобаевы, Кочкаровы, Мамчуевы, Салпагаровы, Созаруковы.
4. Трамлары – тукумы: Джанибековы, Коркмазовы, Семеновы.
5. Шатибеклери – тукумы: Биджиевы, Быдтаевы, Джашеевы, Додтаевы, Кечеруковы, Мырзаевы, Тохчуковы, Хачировы, Хасановы, Хубиевы.
6. Хустослары – тукумы: Алботовы, Аппачаевы, Бостановы, Хосуевы.
7. Чибишлери – тукумы: Гебеновы, Додтуевы, Каитовы, Каракетовы, Кипкеевы.
8. Лебусхалары – тукумы: Богатыревы, Джадтоевы, Кубановы, Сарыевы, Мамаевы.
9. Къарчалары – тукумы: Дудовых (и их ветви – Айсандыровы и Мингкоевы), Карабашевы, Коджаковых (и их ветвь – Чипчиковы), Темирбулатовы, Эсеккуевы.
Эмблемой каума выступала тамга (тамгъа), которая помещалась на многих предметах и объектах – изделиях из камня (коновязи – ат илкич, межевые камни, надмогильные стелы), из ткани (платки, кисеты, свадебные флаги), а также в качестве тавра метила лошадей. Добавим, что бытовали как тукумные, так и каумные тамги. Кроме того, в качестве родового знака выступал и эн – метка-надрез, делавшийся на ухе овец и коз.
Как видим, у карачаевцев существовало три уровня родственных объединений – каум (фратрия), тукум (род), атаул.
Что такое атаул у карачаевцев
Все люди, принадлежащие к одной гаплогруппе, разделяют общего предка у которого когда-то произошла мутация, которая маркировала эту гаплогруппу в отличную от других и передалась как маркер всем потомкам. Чтобы определить к какой конкретно гаплогруппе принадлежит Y-хромосома, и сответственно ее обладатель, достаточно проверить есть ли в определенном месте на ней точечная мутация (SNP), то есть отличие размером всего в один нуклеотид (A, T, G или C).
Изучение и отслеживание учеными в различных регионах мира у разных коренных народов изменений в маркерах Y-хромосомы дает возможность для анализа и уточнения путей миграций людей начиная с десятков тысяч лет назад и до наших дней. С накоплением новых данных по изменчивости Y-хромосомы генетическая история человечества и конкретных гаплогрупп все более уточняется и дополняется.
Коротко о понятии гаплогруппа.
Гаплогруппа (в популяционной генетике человека, науке, изучающей генетическую историю человечества) — группа схожих гаплотипов, которые являются рядом аллелей. Термин «гаплогруппа» широко применяется в генетической генеалогии, где изучаются гаплогруппы Y-хромосомные (Y-ДНК), митохондриальные (мтДНК) и ГКГ-гаплогруппы. Y-ДНК является прямой отцовской линией, а мтДНК прямой материнской линией, то есть дочь, мать, бабушка, прабабушка и так далее.
Проследить родословную отдельно взятого человека можно разными способами. Можно на основании семейных легенд изучать архивные документы. Но в большинстве случаев они позволяют проследить своих предков не более, чем на несколько поколений назад, а семейные предания зачастую обрастают легендами и домыслами. Историю не одного человека, а целого народа можно изучать по древним хроникам. Если, конечно, такие хроники есть. А если их нет? Или их содержание противоречит друг другу, то тогда как быть? Такие науки как антропология и лингвистика далеко не всегда могут помочь в подобных вопросах. Совершенно разные по происхождению народы могут говорить на одном языке, а в результате смешений антропологический облик внуков может кардинально отличаться от облика прадедов.
ДНК-генеалогия предлагает кардинально иной способ внести ясность в вопрос изучения родословной. Один лишь тест на гаплогруппу позволяет с известной точностью установить родство по отцовской и материнской линии конкретного человека с другими людьми. Так можно выяснить как родословную одного человека, так и родословные целых групп людей, выяснив в итоге генетическое происхождение целого народа.
Рода, которые уже исследованы (в т.ч. те, результаты которых будут в ближайшее время):
Из исследованных родов предлагаю доисследовать следующие:
1. Аджиева,
2. еще пару атаулов Батчаевых (Чычхан – обязательно),
3. хурзукского Боташева,
4. в отношении Дудова надо сделать апгрейд до 67 маркеров,
5. нет полной уверенности в отношении Кочкарова, он совпал со вторым Бостановым.
6. Лайпанова,
7. Текеева,
8. По Чомаевым необходимо исследовать либо Чюелени, либо Алдамазланы.
Всего получается 8 человек доисследовать надо еще.
Рода, которым, считаю, надо сделать 12 маркеров:
1. Акбаев
2. Батдыев
3. Болатов
4. Болуров
5. Борлаков
6. Бытдаев
7. Гаппоев
8. Каппушев
9. Деккушев
10. Долаев
11. Дотдаев
12. Дотдуев
13. Джанибеков
14. Джашеев
15. Джуккаев
16. Ижаев
17. Кипкеев
18. Каитов
19. Каракетовы
20. Кубаев
21. Кульчаев
22. Тамбиев
23. Тоторкулов (а разве он уже не заказан?)
24. Тохчуков
25. Чотчаев
26. Шаманов
27. Эркенов
Рода бий и чанка (67 маркеров):
1. Крымшамхалов. Для определения глубины можно было бы двух Крымшамхаловых из разных атаулов протестировать.
2. Магометов (происходят от Крымшамхаловых). Может, для начала 12 тестов сделаем, а потом посмотрим?
3. Дудов (будет апгрейд до 67 маркеров)
4. Карабашев
5. Коджаков
6. Чипчиков (тоже считаются происходящими от Коджаковых). Может быть, для начала сделать 12 маркеров, а там посмотрим?
7. Казиев (они чегемские Рачикаовы). Для начала, может, 12 маркеров или 37?
8. Карамурзин. Поскольку они происходят от Инала (Мисостовы), они помогли бы определить гаплогруппу Инала. Хотя бы 12 маркеров желательно было бы.
9. Кагиев, Келеметов или Барасбиев были бы интересны для выявления гаплогруппы Анфако и собственно Балкаруковых, которых теперь уже не существует. Хотя бы 37 маркеров желательно, наверное.
стоит ли исследовать фамилии о которых известно, что они инородного происхождения? (такие есть в списке)
Все эти вопросы требуют ответа.
Данные по сибирским скифам и карачаево-балкарцам обнародованы, висят в сети уже как несколько лет.
ФАМИЛИИ КАК КВАЗИ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПРИ ПОПУЛЯЦИОННО-ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ:
Там так же есть список литературы, который даст ответ на любые имеющиеся вопросы по методике.
Khanafiy, интересная статья. как же мир упорядочен по своей природе, и пока запутан для нас..)
весь текст не поместился, продолжение:
67 маркеров. В 6 шагах от балкарца Мамаева (Malkar, Tuura Habla).
Линии разошлись в Позднем Средневековье. Был протестирован еще представитель атаула Эзалары у Кочкаровых который выдал такой же результат, еще совпаденцами на 12 маркерах стоят два представителя рода Бытдаевых (один Кумышский, другой Джегутинский) и у обоих такой же результат J2a14h2.
Что же касается самой J2a14h2, то это и есть та самая европейская ветвь выраженная в нашем проекте, самым близким к нашим с этой ветки оказались один немец и француз:
Rohr Dorflas, Germany J2 (tested) Family Tree DNA 67 13
Joseph Mourenx, France Unknown Family Tree DNA 67 15
Общий предок с ними жил не раньше чем 1500 лет назад, так что видно довольно давнее проникновение этих родов тюркский этнос, это пока по имеющимся данным, а так в дальнейшем при тестировании еще больше количества в Европе, могут найтись родственники поближе, это уже дело времени.
в открытом доступе лежат все данные кб-днк проекта, который по-моему субъективному мнению является одним из самых динамично развивающихся в России.
На 24 августа 2013 распределение Y-DNA гаплогрупп среди карачаевцев-балкарцев согласно базе FTDNA
Согласно развернутым данным уфимских и зарубежных авторов, согласно которым изучение мтДНК в популяциях карачаевцев и балкарцев показывает, что большая часть гаплогрупп представлена западно-евразийскими линиями. По их исследованиям доля восточно-евразийских гаплогрупп в этих популяциях низка даже по сравнению с некоторыми другими этническими группами Кавказа. Так, преимущественно североазиатская гаплогруппа C, обнаруженная с достаточно высокой частотой у монголов (Derenko et al., 2007), была найдена на Западном Кавказе у абхазов (8%), кабардинцев (10%), черкесов (7%), адыгейцев (2%), абазин (5%), северных осетин (2%), кубанских ногайцев (2%), в то время как у карачаевцев и балкарцев она отсутствовала.
Отсутствовала у карачаевцев и балкарцев и сестринская по отношению к C гаплогруппа Z, характерная для северной Азии и, в особенности, для северного Китая, Кореи и
Центральной Азии (Finnila et al., 2001; Tanaka et al., 2004; Derenko et al., 2007). Она демонстрирует степень встречаемости на Западном Кавказе у абазин (2%), черкесов (2%), северных осетин (1%), а также кубанских ногайцев (3%). Следует отметить, что гаплогруппа D, найденная ранее в популяциях Северной Азии (Kivisild et al., 2002;Derenko et al., 2007) и присутствующая с частотой 4% у балкарцев и около 1 % у карачаевцев, была также обнаружена во всех популяциях Западного Кавказа. При этом у абазин, черкесов и кабардинцев ее доля составляла 5%, а у северных осетин – 11%.
Источник данной гаплогруппы на Кавказе, вероятно, Центральная Азия, где она также встречается, хотя и с меньшей по сравнению с Северной Азией частотой (Comas et al., 2004).
Представители восточно-евразийских ветвей, по данным тех же авторов, гаплогруппы N мтДНК не были обнаружены у карачаевцев, а у балкарцев только гаплогруппа A встречается с частотой 2%. В целом, субгаплогруппы N на Западном Кавказе представлены гораздо слабее. Они также, вероятно, имеют центральноазиатское происхождение. В частности, гаплогруппы A, B и F ранее были обнаружены у монголов (Derenko et al., 2007). Сходное распространение демонстрируют и сестринские гаплогруппы N9a и Y, отсутствующие у карачаевцев и балкарцев, но в единичных случаях представленные у черкесов и северных осетин.
Западно-евразийские линии мтДНК у карачаевцев и балкарцев представлены гаплогруппами HV, H, V, J, T, U, R*, N1b, W, X. Из них наибольший интерес представляет гаплогруппа H. Эта весьма распространенная гаплогруппа присутствует у примерно половины населения Европы (около 40-50%), причем ее встречаемость постепенно снижается в восточном и южном направлении. На Кавказе, Ближнем Востоке и в Центральной Азии гаплогруппа H также встречается с довольно высокой частотой (Al-Zahery et al., 2003; Achilli et al., 2004; Loogvali et al., 2004; Metspalu et al., 2004; Quintana-Murci et al., 2004; Torroni et al., 2006; Roostalu et al., 2007).
Как и в Европе, наиболее часто встречающимся субкладом гаплогруппы H, охватывающим около 11% всей H на Ближнем Востоке и на Кавказе является H1 (Roostalu et al., 2007). Рассматривая данную гаплогруппу у карачаевцев и балкарцев на более высоком уровне филогенетического разрешения видно, что все представители H1 относятся либо к H1a, либо к H1b – двум наиболее характерным субгаплогруппам H1 в Европе. Это свидетельствует в пользу связанного с гаплогруппой H потока генов на Кавказ с территории Восточно-Европейской равнины.
Данный вывод подтверждается также наличием у карачаевцев и балкарцев типичной европейской гаплогруппы H3, имеющей низкую встречаемость у других популяций Северного Кавказа. Однако наибольшую частоту среди субгаплогрупп H у карачаевцев и балкарцев имеет H5 (около 20%), величина которой сопоставима с таковой у мегрелов (Roostalu et al., 2007).
Что такое атаул у карачаевцев
[ Умар Джашуевич Алиев (1895—1937) родился в ауле Карт-Джурт. Происходит из рода карачаевских узденей Алиевых. В 1902—1914 годах обучался в различных учебных заведениях Карачая, Кабарды, Балкарии, получил высшее мусульманское образование. С приходом советской власти возглавлял отдел горцев Кавказа в Наркомнаце. Работал начальником горского отдела при Северо-Кавказском ревкоме (с 1920 года), председателем ревкома КЧАО, директором Северо-Кавказского краевого НИИ истории, экономики, языка и литературы, директором Музея горских народов. В 1921—1922 годах был в числе инициаторов объединения карачаевцев, черкесов и других народностей в рамках автономной области; являлся одним из организаторов КЧАО. Известен как учёный, автор «Нового карачаевского букваря» (1923), «Русско-карачаево-балкарского словаря», «Карачаево-балкарско-русского словаря», учебников «В единении — сила», «Карачаево-балкарская грамматика», книгу «Карачай», очерка «Кара-Халк» («Черный люд») и др. — прим. Zolka.ru ]
ПОЛОЖЕНИЕ КАРАЧАЯ К МОМЕНТУ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
(Главные этапы исторического развития Карачая)
ПРОШЛОЕ КАРАЧАЕВЦЕВ. НАЗВАНИЕ «КАРАЧАЙ». ОБРАЗОВАНИЕ КАРАЧАЯ. КАРАЧАЙ ДО КАРАЧАЕВЦЕВ. ПРОЦЕСС АККУМУЛЯЦИОННЫХ МОМЕНТОВ. ЯЗЫЧЕСТВО И ИСЛАМ. ПОКОРЕНИЕ КАРАЧАЯ. НАИБЫ (ЭМИССАРЫ) ШАМИЛЯ В КАРАЧАЕ.
Откуда и когда пришли карачаевцы в занимаемые ими ныне места, заняли ли они пустые земли или нашли здесь население, оттеснили ли они это население, истребили ли его или слились с ним — все эти вопросы легко ставить, но трудно дать определенный ответ хотя бы на один из них.
Источники, из которых можно черпать сведения для решения этих вопросов, многочисленны и разнообразны; изучение обычаев, языка, психологии, физического типа, археологии и истории — все это может быть ценным материалом. К сожалению, во всех направлениях для изучения прошлого карачаевцев сделано немного, но данные, имеющиеся у нас, мы приводим.
Название «Карачай» объясняется различно, но безусловно, этот термин тюркского происхождения и происходит от двух слов: «кара» — черный и «чай» — река, в общем — «Черная река». Карачаевцы считают свое название идущим от имени их родоначальника, некого Карча, отличавшегося храбростью и умом, и руководившего переселением в верховья Кубани.
Существует у них и другая версия: будто бы название их племени произошло от употребления ими в прежние времена одного растения, дававшего черный чай и ныне в изобилии произрастающего в горах Карачая — «кавказская черника».
Переселение в долину Кубани произошло, согласно преданию, следующим образом: карачаевский охотник по имени Боташ охотился с товарищами на высотах Садырла (к северо-западу от Эльбруса) и попал случайно в долину Уллу-Кама. Местность эта, совершенно необитаемая, покрытая девственными хвойными лесами и богатая дичью, очень понравилась Боташу. Он пробыл здесь несколько дней и подробно осмотрел окрестности. Перед возвращением домой охотники посеяли на месте своей стоянки при слиянии Уллу-Кама и Хурзука несколько зерен ячменя из имевшихся у них в «хазыре», а когда в следующем году они вновь посетили это место, то увидели, что ячмень дал богатый урожай.
После этого народ, соблазнившись рассказами Боташа, переселился в долину Кубани. Здесь было основано первое селение на месте современного Карт-Джюрта и названо «Эль-Тюбе». Впоследствии Боташ вздумал завладеть заселенной открытой им землею, но был убит по приговору общины, а оставшиеся после его смерти двенадцать сыновей переселились в Кабарду и Балкарию (где поныне имеются Боташевы).
Спустя некоторое время двое из сыновей Боташа возвратились в свою общину, были приняты, наделены земельными участками наравне с прочими членами общины и сверх того каждому из этих сыновей было отведено по одному лишнему участку «канилепин», как кровная плата. Такой порядок распоряжения землей подтверждает мнение, что население владело землею на общинном праве и в то время не имело никакой сословной организации.
Таким образом, водворившись на новом месте и избавившись от всяких обязательств в отношении кабардинцев, эти независимые переселенцы образовали первый аул на правом берегу реки Кубани, назвав его Карт-Джюрт (старый аул) и с тех пор переселенцы эти среди других горских племен стали известны под наименованием «Карачай» [ К 1639 году относится первое письменное свидетельство о существовании этнографической области Карачай и карачаевцах: оно содержится в статейном списке российского посла в Мегрелию Федота Елчина. Также, на «Карте Чёрного моря» Жана Шардена, датированной 1672 годом, дано название Карачиоли (Carachioli). — прим. Zolka.ru ].
С образованием этого поселения к нему начали стекаться из Сванетии, Мингрелии, Абхазии, Дагестана и Кабарды беглые и рабы, иногда со своими семьями. Этих пришельцев карачаевцы охотно принимали в свою среду, нуждаясь в них для защиты от беспрестанных нападений абазинского и кабардинскою племен.
По мере увеличения населения возникли аулы Учкулан и Хурзук. Затем лет 300 с лишним тому назад [ т.е. примерно в 17 веке — прим. Zolka.ru ] были основаны аулы Дуут и Джазлык в долине р. Дуут. Эти пять селений называются «Старым Карачаем». Кроме них, по умиротворению края, русское правительство в шестидесятых годах прошлого столетия, определившее общее пространство земель для Карачая на добавленных ему после того по смежности землях, построило там новые селения: на р. р. Теберде, Кубани, Маре и Джегуте из выходцев из селений Старого Карачая. Селения эти следующие: Тебердинское (в 1868г.), Сентинское (в 1870г.), Каменномостское (в 1870г.), Маринское (в 1875г.) и Джегутинское (в 1883г.), носившие впоследствии назв. «Новый» или «Малый Карачай».
Малодоступная и пустынная, окруженная скалистыми горами и заросшая лесом местность эта, с единственной дорогой по ущелью р. Кубани гарантировала поселян от вторжения соседних племен.
Карачаевцы застали свои кубанские ущелья, а также ущелье Теберды вплоть до Хумары совершенно свободными от населения. Распространение карачаевцев по этим ущельям шло беспрепятственно. Горная тишь, красиво оттеняемая рокотами Кубани и Теберды, нарушалась только криками карачаевских пастухов и мычанием их стад. Между тем, было время и это было задолго до прибытия карачаевцев, ущелья эти, и особенно ущелья Теберды, кипели жизнью. Караваны из древнего Сухума шли вереницей через Клухорский перевал, везя византийские, генуэзские и грузинские товары.
Почти сплошное население находим в развалинах между Сентами и Хумарой. Развалины церквей, часовен, башен, построенных в неприступных местах, обширные кладбища, все это встречается во множестве и свидетельствует о том, что население было довольно густым. Архитектура храмов, отражающая на себе влияние Византии, заставляет предполагать время их постройки в X-ХI вв. Как указывают исторические справки, край этот в эпоху наибольшего расцвета Грузии, в X-XI столетиях, находился в сфере ее влияния и, может быть, принадлежал ей; в Хумаре была кафедра грузинского епископа.
В X веке, в эпоху расцвета Абхазо-Грузинского царства, христианство уже распространилось в бассейне Теберды и Зеленчука. Хумаринские, Сентинские и Зеленчукские храмы уже стояли на своих неприступных высотах. Принадлежность этих храмов к X веку была с очевидностью подтверждена найденными в 1908 году в Сентинском храме золотыми монетами с изображением Константина и Василия — императоров Византийских, братьев Анны — жены Владимира. Это была эпоха наибольшего развития византийской торговли по берегам Кавказского побережья.
Что же за народ составлял это прежнее население и когда он мог отсюда исчезнуть? Некоторые факты заставляют предполагать, что это были аланы, которых, как это было установлено исследованиями проф. Миллера, нужно считать предками современных осетин.
В своих «Осетинских этюдах» проф. Миллер приводит примеры топографических названий местностей к западу от Эльбруса, в том числе и в пределах Карачая, являющихся словами иранского происхождения. Возможно, что предки современных осетин, или аланы, уже вытесненные из западных областей их прежнего распространения, могли частью еще удержаться в малодоступных ущельях Карачая. Подобное заключение можно вывести из того факта, что уже тогда, когда осетины занимали их современную область распространения, имя «алан» [2] еще сохранилось в памяти соседних народов и связывалось с областью истоков Кубани.
Крымские татары, вероятно, и были тем тюркским народом, который начал теснить жившие у Азовского моря племена адыге и вызвал тем значительные народные передвижения.
Самое значительное из племен адыге — кабардинцы двинулось вдоль Кавказского хребта на юго-восток и вытеснило при этом алан из гор Западного Кавказа, загнав их в современную горную Осетию. Само же осело в теперешней Кабарде. Возможно, что после исчезновения иранского элемента из страны к западу от Эльбруса, в некоторых глухих ущельях истоков Кубани могли удержаться некоторое время изолированные остатки предков осетин; благодаря этому, быть может, имя алан и держалось за населением этих мест почти до конца XVIII столетия. В конце концов и эти остатки, вероятно, исчезли, после чего область была занята новыми пришельцами тюркского происхождения, предками карачаевцев. На них-то соседние народы и перенесли наименование прежнего населения, воспоминания о котором были еще свежи в их памяти. Откуда пришел этот тюркский народ — вопрос довольно темный.
Крымское происхождение карачаевцев, на которое намекают их предания, имеет известную долю вероятности. Сведения о набегах крымских татар на Северный Кавказ засвидетельствованы историей. Как известно, в середине XVI столетия кабардинские и ногайские князья, желая избавиться от притеснения крымских ханов, обращались за помощью к Иоанну Грозному. В кабардинских преданиях сохранились многие эпизоды борьбы этого народа с крымскими татарами и набегов последних на Кабарду. Последний из этих набегов имел место в 1707 г. при Хане Каплан-Гирее, когда татары вторглись в область Пятигорья и проникли даже на Баксан.
Возможно, что во время одного из этих походов часть крымцев попала в ущелья верхней Кубани и здесь осталась. Остается еще рассмотреть вопрос о родственных отношениях карачаевцев и балкарцев в быв. Терской области. Балкарцы, поселившиеся на восток от горы Эльбрус, и карачаевцы составляют одну и ту же народность; они только с давних времен разъединены между отрогами горных пастбищ. Правда, эпос карачаевцев совершенно осетинский; герои их сказаний — те же нарты, ведущие борьбу с могучими, но глупыми великанами (эмегенами). Имена карачаевских нартов — видоизмененные осетинские. Это обстоятельство, однако, отнюдь не является доказательством непосредственного соприкосновения этих двух народов или их смешения.
Эпос мог быть заимствован карачаевцами от кабардинцев или балкарцев, которые тоже приняли осетинский эпос, распространившийся также и среди чеченцев и абазинцев. Напротив, карачаевские сказания совершенно не упоминают ни одного народа, в котором можно было бы узнать осетин и с которыми карачаевцам приходилось бы сталкиваться во время их странствований. Можно поэтому думать, что если карачаевцы и включают в себя некоторую долю осетинской крови, то значительно меньшую, чем балкарской, которую они и восприняли путем метизации. Последнее заключение находит себе подтверждение в некоторых различиях физического типа. По исследованиям Вырубова, среди балкарцев наблюдается довольно значительный процент светловолосых и серо-голубоглазых субъектов, тогда как среди карачаевцев они встречаются как единичные исключения. Между тем известно, что среди всех народов Кавказа осетины являются почти единственными, среди которых блондины наблюдаются довольно часто.
Какие же этнические элементы принимали участие в создании физического и духовного типа карачаевцев? Предания рассказывают, что во время пребывания карачаевцев на Архызе (Архыз — верховья Б. Зеленчука) к ним присоединился Хубия, сын кизильбекского (абазинского) князя, сделавшийся родоначальником большой впоследствии фамилии Хубиевых и Хачировых. Фамилии Тохчуковых и Тамбиевых, несомненно, кабардинского происхождения, т.к. роды эти имеются также в Кабарде. «Уже самая этимология фамилий, очень многочисленных, — пишет Б. Миллер, — указывает на их «заграничное» происхождение; таковы напр.: Кумыковы, Калмыковы, Ногаевы».
К приведенным примерам мы добавим еще несколько. Так, очень многолюдная фамилия Эбзеевых ведет свое происхождение из Сванетии (эбзе — карачаевское название сванетов); фамилия Айбазовых армянского происхождения, Алиевых — кумыкского, а Урусовых, Семеновых и Халкечевых — русского. Относительно последней фамилии карачаевцы говорят, что она имеет родоначальником беглого русского солдата — Семена, а Халкечев — из донских казаков; Айдобуловы — из малгарцев. Можно думать, что и среди фамилий, ведущих происхождение от одного из главных родоначальников — Науруза, Будуяна или Адурхая, многие ветви родословной на самом деле не связаны кровным родством с главным стволом и обязаны своим возникновением выходцам из соседних стран.
Дело в том, что у карачаевцев существовал обычай, которым чужеземцы приобщались к одному из существующих уже родов, а не становились основателями новых. Это совершалось путем символического акта — прохождением пришельца под палкой, которую держали обыкновенно старейшие представители рода — восприемники. «Пройти под палкой» должны были и восприемники. Такое принятие в род было выгодным как для принимаемого, так и для воспринимающего рода; первый сразу становился полноправным членом древнего и уважаемого рода, на помощь и защиту которого мог рассчитывать, а для второго было лестно увеличить число своих членов, что придавало ему большую силу и значение. Подобные чужеземцы, приемыши рода, назывались «братьями из-под палки» в отличие от братьев «головешников», т.е. кровных братьев, уносивших при разделе из отеческих очагов головни для новых очагов. Этот обычай вышел из употребления всего лишь 30-40 лет назад.
Все эти факты подтверждают мнение, что в состав карачаевской народности вошли самые разнообразные этнические элементы: адыгейский (кабардинцы), картвельский (сванеты), абхазский, иранский (осетины), кумыкский и др. Эти последовательные наслоения в значительной степени стерли основные тюркские черты племени и отразились как на физическом его типе, так и на духовных его свойствах.
Алиев У.Д. «Карачай». Ростов-на-Дону. 1927г.
1. Алейников М. — Карча (Карачаевские сказания. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Т. 3. Тифлис, 1883)
2. В связи с этим осталось у карачаевцев слово «Алан» (товарищ — У. А.). Аланский народ в течение нескольких столетий господствовал над всем Кавказом как по северному, так и по южному его склонам. Сборник сведений о кавказских горцах., т. IV, с. II.