что такое асимметрия у ребенка
Научная электронная библиотека
2.1. Особенности функциональной асимметрии мозга у детей с нормальным психическим развитием, со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития) и с психическим недоразвитием (умственной отсталостью)
Как правило, в дошкольном возрасте процесс латерализации еще не завершен. На формирование латерального фенотипа влияет большое число факторов, которые можно разделить на две группы:
Функциональные изменения в высшей нервной деятельности, возникающие под этим воздействием затягивают и нарушают процесс латерализации, тормозят выделение ведущего полушария, что может привести к задержке психического развития, а в крайних случаях разрушить психическое и физическое развитие здоровье ребенка.
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его отделов с последующей пластичной функциональной интеграцией (Чуприкова Н.И., 1997). Тесная взаимосвязь двух полушарий является необходимым условием для обеспечения всех видов деятельности человека.
В первые 10-12 лет жизни ребенка постепенно одно из полушарий выделяется в качестве ведущего. И хотя в обработке информации, в процессе мышления, в формировании эмоциональной сферы и поведенческих реакций принимают участие оба полушария, преобладать будут те стратегии, которые определяются ведущим полушарием. Таким образом, складывается латеральный фенотип человека. Крайние лево- и правополушарные фенотипы встречаются в человеческой популяции довольно редко, но практически всегда можно выделить преобладание лево- или правополушарной доминанты. При этом, в сознании человека выстраиваются довольно четкие ориентиры, сверяясь с которыми человек может достаточно быстро и адекватно отвечать на воздействие окружающей среды. Если этого не происходит, то человеку трудно принять правильное решение, он чаще становится жертвой обстоятельств.
Исследования по функциональной асимметрии полушарий головного мозга позволяют специалистам лучше понять объективные причины и механизмы, лежащие в основе нарушений и отклонений в познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в когнитивном развитии ребенка. Тесная взаимосвязь двух полушарий является необходимым условием для обеспечения нормального функционирования мозга, для обеспечения всех видов ведущей деятельности в каждом возрастном периоде.
Для детей с задержкой психического развития характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недостаточный уровень развития познавательной сферы. Кроме того, у младших школьников вышеуказанной категории наблюдается повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивость внимания, недостаточно развитые мнемические процессы, отчетливо проявляется недостаточный уровень сформированности операций анализа, синтеза, обобщения и др.
Физиологами, нейропсихологами и морфологами получены данные, свидетельствующие о более позднем формировании, у детей с задержкой психического развития, функций лобных долей левого полушария. У них замедлено, по сравнению с нормой, структурно-функциональное созревание левого полушария, особенно его высших отделов (Белый В.И., 1982; Симерницкая Э.Г., 1982; Фарбер Д.А., 1979; Шевченко Ю.Г., 1972).
Одним из механизмов выделения значимых стимулов является центральное оттормаживание незначимых стимулов при выделении значимых. Исходя из этого представления можно предположить, что одинаковая реакция на значимые и незначимые стимулы, наблюдаемая у детей с задержкой психического развития в структурах левого полушария обусловлена недостаточным развитием тормозных механизмов коры левого полушария. А также незрелостью интегративно-пусковых структур левого полушария. Можно полагать, что отсутствие или ослабление амплитудных различий вызванных потенциалов при предъявлении двух типов стимулов (значимых и незначимых) обусловлено недостаточностью тормозных функций коры, нарушением регуляции включения тормозных механизмов при появлении «ненужного» стимула. Наряду с этим следует иметь в виду, что нарушение выделения значимых стимулов может быть связано с несформированностью процессов локальной активации, контролируемых лобными структурами коры. В ходе онтогенеза у ребенка существенно изменяется способность к выделению значимости сигнала. В возрасте 6-7 лет развивается возможность оценки информационной значимости стимула, что связано с появлением возможностей оценки более отвлеченных и абстрактных характеристик стимула. Можно полагать, что у детей с задержкой психического развития в 9 лет еще недостаточно, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, сформирована способность к четкому определению значимости предъявляемой информации. Это выявляется как при психологических наблюдениях, так и при анализе вызванной электрической активности мозга на целевые и нецелевые стимулы. Измененное участие ассоциативных структур, особенно левого полушария, в анализе зрительной информации приводит к иной, чем в норме, системной организации процесса восприятия. Это согласуется с результатами психологического изучения детей с задержкой психического развития, свидетельствующими о нарушении у них формирования системных связей при восприятии.
Проведенный электрофизиологический анализ функциональной специализации полушарий и их взаимодействия в процессе разных видов деятельности позволил выявить особенности структурно-функциональной организации мозга у детей с нормальным и задержанным психическим развитием (А.А. Маркосян, 1969). Проводилось исследование вызванных потенциалов в проекционных и ассоциативных структурах левого и правого полушарий, возникающих в ответ на предъявление целевых (значимых) и нецелевых (незначимых) зрительных структурированных стимулов. Выделение значимого целевого стимула в ряду предъявленных сигналов характеризует познавательные возможности ребенка, его способность к целенаправленному, адаптивному поведению, умению выделить существенную информацию (Фишман М.Н., 1989).
У детей с задержкой психического развития выявлены существенные отличия от нормы при разных формах перцептивной деятельности, у них наблюдается ослабление включения в деятельность ассоциативных структур левого полушария. Выделение значимых сигналов, оценка значимости сигнала, судя по сдвигам амплитудно-временных параметров вызванных потенциалов, осуществляются, в основном, в структурах правого полушария. В левом полушарии не выявлено существенных отличий вызванных потенциалов на значимые и незначимые сигналы.
У детей с задержкой психического развития замедлены прием и переработка сенсорной информации, но нет нарушений элементарных сенсорных процессов: абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения такие же, как у нормально развивающихся детей. Отличия от нормы выявляются при усложнении восприятия, что объясняется, в частности, несформированностью координированной работы отдельных систем внутри анализаторов (Лурия А.Р., 1956).
Особенности мозговой интеграции сенсорной информации у детей с разным уровнем умственного развития установлены также при анализе взаимодействия левого и правого полушарий в процессе зрительного восприятия. Эксперимент был поставлен таким образом, что позволял одновременно регистрировать вызванные ответы не только в том полушарии, куда поступали сигналы, то есть в стимулируемом полушарии, но и в противоположном полушарии, где вызванные потенциалы появлялись вследствие передачи информации по межполушарным связям (в первую очередь, по каллозальным путям). Это давало возможность анализировать передачу информации из одного полушария в другое, оценивать время передачи информации, характер межполушарного взаимодействия.
Показано, что у нормально развивающихся детей при стимуляции левого полушария в правом, нестимулируемом, полушарии возникают высокоамплитудные ответы (так называемы «непрямые» вызванные потенциалы), по форме схожие с вызванными потенциалами в стимулируемом левом полушарии («прямые» вызванные потенциалы). При стимуляции правого полушария в левом полушарии также возникают хорошо выраженные вызванные потенциалы, но их амплитуда значительно меньше, чем у «прямых» вызванных потенциалов в правом полушарии. Это обусловлено большим количеством межполушарных связей левого полушария с правым, чем правого с левым. Вследствие этого при стимуляции левого полушария происходит более активное вовлечение структур правого полушария, это отражает и большую роль левого полушария в мозговой интеграции в процессе восприятия. Интеграция полушарий в процессе восприятия обуславливает их взаимную дополнительность, являющуюся необходимым условием для осуществления любого вида деятельности.
У детей с задержкой психического развития, судя по характеристикам вызванных потенциалов, активация левого полушария при стимуляции правого полушария значительно ослаблена по сравнению с нормой. Это отражает, по-видимому, снижение реактивности левого полушария на информацию, приходящую по каллозальным путям из правого полушария. Анализ времени межполушарной передачи информации в процессе восприятия указывают на замедление развития вызванных потенциалов в структурах правого полушария при стимуляции левого полушария, что отражает в известной степени замедление передачи информации из левого полушария в правое. По данным психолого-педагогических исследований, у детей с задержкой психического развития нет нарушения элементарных сенсорных процессов, однако прием и переработка сенсорной информации замедлены. Абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения таковы же. Как у нормально развивающихся детей. Отличия от нормы выявляются при усложнении восприятия, что объясняется, в частности, несформированностью координированной работы отдельных систем внутри анализаторов.
Недостаточность функций преимущественно левого полушария, выявленная при электрофизиологическом исследовании функциональной организации мозга, находит подтверждение в ряде психологических исследований. Т.В. Егорова (1973) указывает, что при сохранности возможностей развития интеллекта у этого контингента детей наблюдаются недостаточная сформированность умственных операций, отставание в развитии словесно-логического мышления. По мнению М. Гросс и У. Вильсон (1974), трудности школьного обучения детей с задержкой психического развития обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный характер, а дефицитарность функций левого полушария создает затруднения в их адекватной переработке.
Таким образом, проводимые ранее психологические исследования специфики познавательной сферы детей с задержкой психического развития фактически полностью охватывали изучение их познавательных процессов, но характеризовались локальностью, так как исследования, как правило, касались отдельно взятых функций без учета их взаимосвязи с типами профилей латеральной организации мозга.
Асимметрия лица у детей
Не бывает людей с абсолютно симметричным лицом. Разница между левой и правой половиной в 2-3 мм считается нормой и визуально она практически незаметна.
Если этот показатель выше, асимметрия бросается в глаза и требует лечения. Асимметрия лица у детей бывает врожденной, поэтому не может остаться без внимания еще в роддоме. Приобретенную асимметрию в более старшем возрасте определяют уже родители.
Показать ребенка врачу-остеопату необходимо в обоих случаях. По результатам диагностики проводится остеопатическое лечение, иногда в сотрудничестве с другими специалистами.
Причины врожденной асимметрии лица у детей
Врожденная асимметрия лица у детей обычно связана с аномалиями развития костей черепа и соединительной ткани. Причиной могут быть внутриутробные травмы, предлежание плода, кривошея, патологии формирования костной и хрящевой ткани, вызванные внутриутробными инфекциями. Иногда врожденная асимметрия лица бывает вызвана редкими генетическими патологиями, связанными с мутацией хромосом, например, синдром Вольфа-Хиршхорна.
Как любые скелетные аномалии, асимметрия лица во всех этих случаях хорошо корректируется остеопатическим лечением в комплексе с лечебным массажем.
Причины приобретенной асимметрии лица у детей
При осложненных родах и наложении акушерских щипцов асимметрия лица у ребенка может быть результатом травмы височной кости, челюсти или глазницы, а также при повреждении мышечной ткани и пареза лицевого нерва.
Первый период формирования костей черепа завершается в 5-7 лет и в это время различные нарушения могут стать причиной развития асимметрии лица:
Даже неправильно положение малыша в кроватке или коляске может вызвать асимметрию лица.
Если не начать лечение, последствия нарушения симметрии лица могут серьезно повлиять на здоровье ребенка в будущем. Это возможные хронические риниты, ранняя миопия, патологии височно-нижнечелюстного сустава, стоматологические и неврологические проблемы.
Также не стоит игнорировать фактор эстетики. Насколько он важен? Легкая асимметрия лица может стать пикантной особенностью внешности, а выраженная — серьезным косметическим дефектом, значительно осложняющим жизнь ребенка.
Лечение асимметрии лица у детей
Остеопатия рассматривает организм человека, как единый механизм, поэтому врач, прежде всего, проводит диагностику всего тела малыша, определяя своими чувствительными руками малейшие физиологические сдвиги, причину нарушения симметрии, а также создает благоприятные условия для ее восстановления.
Для лечения асимметрии лица остеопаты используют разные техники, но в первую очередь краниальную, то есть работают с костями черепа маленького пациента.
Обследуя череп малыша своим главным инструментом — руками, остеопат определяет степень подвижности и смещения каждой кости, краниосакральный ритм, тонус и натяжение лицевых мышц с обеих сторон лица.
Используя структуральные техники, остеопат исследует состояние суставов, оценивает их положение и степень подвижности, устраняет сдвиги и деформации.
Если асимметрия лица вызвана краниальными нарушениями, остеопат восстанавливает нормальное положение костей черепа или челюстных костей
Мышечные патологии, приводящие к нарушению симметрии, также успешно лечатся мануальными воздействиями остеопатических техник. Например, при кривошее врач проводит коррекцию костей черепа и мышц шеи.
Кости черепа человека подвижны, швы между ними не зарастают даже в глубокой старости. А у маленьких детей эта подвижность особенно выражена. Например, при рождении нижняя челюсть состоит из двух половин, которые срастаются только к 2 годам. Поэтому чем раньше начать лечение, тем быстрее удастся достичь нормальных показателей симметрии.
Тревожный симптом: патологии у новорожденных
Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.
О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.
— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?
— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.
— Что значит «адекватное ведение ребенка»?
— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика. Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.
— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?
— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.
Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.
Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?
— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.
Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.
На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.
Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.
Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.
В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!
Таблица тревожных симптомов
Патологии | Симптомы | Действия |
Неврологические отклонения | Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе. | Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования. |
Тугоухость | Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). | Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца. |
Патология сетчатки глаз | 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими. | Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения. |
Хирургическая патология | Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. | На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме. |
Патология мочевыводящей | Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. | Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. |
Пороки сердца | Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. | Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу. |
Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.
Хабибуллина Зульфия Кабировна
Врач педиатр, невролог, врач высшей категории. Наталья Авдеева, врач-педиатр высшей каиегории