что такое арт терапия по юнгу
Терапия искусством, юнгианская терапия
Рис. 18. Американский психолог Карл Густав Юнг
Первая техника, о которой пойдет речь песочная юнгианская терапия.
Рис. 19. Внешний вид песочницы в песочной терапии.
Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.
Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения. Она открывает клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах его творчества при активном познании своего «Я». В ходе творческого процесса клиент имеет возможность не только исследовать стороны своей личности, узнавать о себе что-то новое, но и продвигаться в решении своих задач и проблем.
Процесс арт-терапии позволяет клиенту через продукт его творчества прикоснуться к своему бессознательному, проявить неосознаваемое, сделать его видимым и доступным для управления, изменения, исследовать свои чувства, осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт, получить новый опыт.
Задачи арт-терапии:
l получение материала для психодиагностики и определения стратегии терапии
l акцентирование внимания клиента на его чувствах
l создание условий для социально приемлемого выхода подавляемой агрессии и других негативных чувств
l освоение навыка расслабления, концентрации на процессе, самоконтроля, самонаблюдения
l развитие творческих способностей и собственного потенциала
С чем может работать арт-терапия:
l повышенная тревожность, страхи, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты,
l неадекватная самооценка и неуверенность в себе
l невротические и посттравматические расстройства, депрессии, сниженное настроение, психосоматика, травмы, потери, семейные отношения и мн.другое.
Арт-терапия эффективно работает в консультировании и терапии взрослых, детей, подростков, в индивидуальном или групповом формате. Данный метод не имеет ограничений и противопоказаний.
Некоторые виды арт-терапии (рис. 20).:
l музыкальная терапия
l танцевально-двигательная арт-терапия
l телесная арт-терапия
l работа с глиной и тестом
l песочная арт-терапия
l ландшафтная арт-терапия и многие другие
Рис. 20. Слева направо: куклотерапия, мандалотерапия, фелт-терапия
С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.
По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».
Те же слова можно в полной мере отнести к другой методике, также уходящей корнями в аналитическое направление психологии – символдраме (кататимно-имагинативной психотерапии).
Кататимно-имагинативная психотерапия – метод глубинно ориентированной психотерапии, разработанный известным немецким психиатром и психотерапевтом профессором Ханскарлом Лейнером (рис.21). Более 50-десяти лет метод успешно используется в европейских странах для оказания эффективной помощи пациентам с невротическими, посттравматическими, психосоматическими, аффективными и личностными расстройствами.
Рис. 21. Основатель символдрамы немецкий психиатр, психотерапевт, профессор Ханскарл Лёйнер
Амулет «Глаз Гора» (рис.22), был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метода символдрамы.
Сегодня лунный глаз Гора, смотрящий в бессознательное, символизирует удивительную способность символдрамы заглядывать в глубины человеческой души, возвращать человеку ощущение целостности и внутреннего единства
Метод символдрамы базируется на принципах глубинной психологии.
В нем используется особый метод работы с воображением для того, чтобы вывести на поверхность, сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а так же отношения переноса и контрпереноса
Симводрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в процессе психотерапевтической беседы, анализа.
Цель представления образов (имагинации) – получение проективного материала для диагностики актуального психологического и соматического состояния пациента, его коммуникативных стратегий, бессознательных конфликтов отношений, бессознательных фантазий, механизмов защиты и др.
Полученный материал используется в терапевтическом процессе для построения терапевтических гипотез и создания программы коррекции психологического состояния пациента в соответствии со сформулированным запросом
На данный момент символдрама – оригинальный самостоятельный метод с осмысленными, согласующимися между собой теорией (классический и современный психоанализ, юнгианский анализ) и практикой, которая постоянно пополняется и расширяется за счет обмена опытом использующими метод психотерапевтами.
Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран
Символдрама – это важный инструмент в арсенале практикующего психотерапевта и психолога-консультанта. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом, юнгианской психотерапией, психодрамой, гештальт-терапией, игровой терапией, телесно-ориентированной терапией.
К юнгианским и символическим методам можно отнести достаточно популярный сегодня метод терапевтических метафорических карт (рис. 23).
Рис.23. Колоды метафорических карт
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.
Это проективная психологическая методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний.
Игровые методики частично также базируются на юнгианской концепции личности. К таковым можно отнести, например, современное направление терапевтических игр (тета-игр).
Игра эффективно используется для достижении жизненных целей, разрешения внутренних и внешних конфликтов, для повышения эмоционального тонуса, при терапии неврозов (психогенных и ноогенных), фобий, ипохондрии и тревожных расстройств, ПТСР, дистресса, в паллиативной помощи, для облегчения течения болезни, в процессе восстановления после травм, операций и заболеваний, при реабилитации химически зависимых.
Тэта-игра помогает достичь поставленных целей, разобраться в причинах неудач и научиться управлять своим внутренним миром. В процессе игры происходит интеграция диссоциированных, и примирение враждующих субличностей, вследствие чего разрешаются внутренние конфликты, создающие невротические помехи к достижению жизненных целей.
Игра является естественной терапевтической средой и может содействовать избавлению от психических недугов. Психотерапия традиционно ориентируется на пациента, homo patiens, или «человека страдающего». Развивая метод игровой терапии для взрослых, названный нами «терапевтическая трансформационная игра», мы рассматриваем пациента как homo ludens.
Три основные компонента тэта-игры: группа, юмор, воображение [14].
Группа. Психология давно рассматривает группы как терапевтическую среду для взрослых. Общение в группе может вселить в человека надежду, способствовать социализации, обеспечивать эмоциональную поддержку, помогать установить связь с другими людьми. Игра в группе противодействует социальной изоляции. Людям нравится проводить время вместе и действовать сообща. Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Карл Юнг и другие теоретики личности отстаивают нашу социальную природу, настаивая на том, что человеческая личность развивается внутри социальных систем. Группа дает почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большего. Формат групповой игры способствует социализации, развивает навыки общения, взаимопомощи, альтруизма, дает почувствовать дружескую поддержку. Игроки обретают уверенность в собственных силах, дистанцируются от ситуаций и состояний, вызывающих психический дискомфорт.
Юмор. Юмор называют «социальной смазкой» за его способность уменьшать межличностную напряженность и укреплять связи между людьми. Юмор в незапамятные времена появился вместе с игрой. Начиная с Фрейда, психотерапевты интересовались применением юмора в терапевтическом процессе. Юмор снимает тревогу и беспокойство, способствует разрядке накопившегося эмоционального напряжения. Юмор уменьшает влияние стресса и помогает взглянуть на ситуацию по-другому, создавая здоровую отстраненность от травмирующих событий. Смехом можно снизить остроту любой серьезной ситуации. Платон писал: «Без смешного нельзя познать серьезного; и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным». Юмор повышает эффективность передачи сообщения от терапевта к клиенту. Так же как эмпатия демонстрирует уровень заботы и понимания, так и использование юмора может упрочить связь между психотерапевтом и клиентом, юмор укрепляет терапевтический альянс. Умение смеяться над своими промахами и делать их предметом собственных шуток свидетельствует о здоровой самооценке. Чувство юмора отличает человека от других живых существ. Ганс Селье, исследователь стресса, говорил: «Ничто не устраняет неприятные мысли более эффективно, чем приятные мысли».
Формат настольных тэта-игр (рис. 24,25) идеально подходит для игровой терапии взрослых. Игровой комплект легко может уместиться на столе в психологическом кабинете.
Рис.24. Настольная игра “Пантеон”
Рис. 25. Клиенты в процессе игры “Мастер двух миров”
Еще одно направление, основанное на игре, и ставшее уже классическим – психодрама.Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрамасихологичес), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.
“Двоюродный” психодраме метод – театротерапия, метод, основанный на использовании тренинговых техник русской психологической театральной школы.
— техники тренировки вербальной и невербальной коммуникации
— техники расслабления и концентрации внимания, техники управления многоплоскостным вниманием
— техники тренировки памяти
— техники работы с воображением
— техники адаптации в пространстве и предлагаемых обстоятельствах
— техники видения партнера, эффективного целенаправленного взаимодействия с партнером
Театротерапевтические методики можно условно разделить на театротерапевтический тренинг и театральную мастерскую. В арсенале театротерапевта тренинговые упражнения из предметов “Мастерство актера” и “Техника речи” классической театральной школы [15]. Техники мастерства актера необходимы для развития психофизического раскрепощения, многоплоскостного внимания, повышения концентрации, активизации воображения, обучения комплексному взаимодействию с партнером. Речевые техники помогают также психофизическому раскрепощению, активизации вербальной составляющей взаимодействия с партнером, умению точно выражать словом свои мысли или чувства, улучшению технических характеристик речи, способствуют избавлению от страха публичного выступления, самопрезентации.
Рис. 26. В процессе театротерапевтического тренинга
Профессиональная подготовка артиста по К.С. Станиславскому состоит из двух этапов: работа актера над собой и работа актера над ролью. Первая часть актуальна для терапевта при создании театротерапевтического тренинга, вторая – при работе в терапевтической театральной мастерской.
Задачи театротерапевтического тренинга (рис.26):
— снятие психофизических зажимов
— тренировка и укрепление многоплоскостного внимания
— знакомство с Я (Кто Я и чего хочу здесь и сейчас?)
— идентификация Я (Я и Я, Я и партнеры, Я и Мир), управление своим местом в разных системах
— формирование навыков эффективной адаптации и адекватного поведения (“Я в предлагаемых обстоятельствах”).
Рис.27. Показ в театротерапевтической мастерской
Речь идет о работе, которую обычно выполняют студенты 1-2 курса театрального института – это этюдная работа. Она тем хороша, что в этюдном варианте можно проиграть любые темы (и это в первую очередь необходимо использовать для непрямой терапии индивидуальных ситуаций, особенно в контексте особенностей семейной системы конкретного пациента).
В рамках традиционного актерского показа можно периодически (чтобы все желающие смогли попробовать себя) проводить показ учебных актерских работ.
Такое действо будет иметь хороший терапевтический эффект, выполняя функцию “подчеркивания” нового этапа, в котором каждый пациент прошел свой творческий путь, научился новым способам взаимодействия в рамках системы – театрального коллектива.
Такой показ помогает выработать организованность, собранность, умение быть здесь и сейчас, работать в коллективе, нести определенную, заранее оговоренную нагрузку в рамках коллективных взаимосвязей.
Если речь идет о клинике по лечению зависимостей, то после показа можно добавить так называемый блок “Костер”. Это – опыт празднования, “отмечания” успеха – без алкоголя, в атмосфере единства, в идеале – с персоналом клиники, который до этого был зрителем. Готовят, накрывают на стол “у костра”, убирают сами пациенты. Таким образом, они получают опыт единства, взаимного принятия и взаимной необходимости – опыт счастья без “помощи” химических веществ. Этот психологический “якорь” является мощным завершающим аккордом театротерапевтической работы.
Театротерапевтические методики хороши тем, что используют холистический подход, работая не с проблемой, а с клиентом или пациентов в целом, как с личностью, делая акцент, не на трудностях, а на сильных сторонах личности. Клиенты в процессе театротерапии начинают чувствовать самоценность, у них изменяется самоощущение, появляется смелость в том, чтобы пробовать новые способы общения, взаимодействия с собой, миром и людьми.
Театротерапия включает в своей арсенал активную работу с телом. Такая работа является основой телесно-ориентированной терапии, которая представлена в различных вариантах.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Арт-терапия
2. Основные понятия и принципы арт-терапии.
В настоящее время арт-терапия рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, и реализующий на практике ряд функций социализации личности: адаптационную, коррекционную, мобилизующую, регулятивную, реабилитационную, профилактическую.
Арт-терапия, как метод психологической помощи, может применяться в работе с различными категориями граждан и способствует:
— развитию творческих способностей;
— повышению самооценки и росту самосознания;
— развитию эмоционально-нравственного потенциала;
— формированию умения решать внутренние и групповые проблемы;
— формированию умения выражать эмоции;
— формированию умения разрешать конфликтные ситуации, снятию напряжения, релаксации;
— развитию коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;
— «включению» особого способа видения событий окружающего мира (способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым);
— развитию способности видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед человеком, не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям;
— развитию способности воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.
Арт-терапевтический процесс обладает рядом особенностей, связанных с тем, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента (рисунок, история, музыкальное произведение, танец и т.д.) и отражают процесс творческой экспрессии.
Творческие потенции заложены у каждого человека на разной глубине подсознания, и «вытащить» их в сознание возможно, только опираясь на личную индивидуальность [Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества].
Понятие творчества охватывает все формы создания и проявления нового на фоне существующего, стандартного.
Основные этапы процесса творчества
1) создание новых, ранее не существовавших форм материи;
2) изменение, обновление, преобразование и совершенствование существующего;
3) разрушение «старого мира» и построение на его месте нового.
Сущность работы арт-терапевтов заключается в том, что они ищут символы в образах, пытаясь помочь клиентам лучше познать их внутреннее «Я», одновременно помогая им интегрировать недавно открытое внутреннее «Я» во внешнюю реальность. Таким образом, арт-терапия неразрывно связана с укреплением аутоэкспрессии и понимания.
Задачи арт-терации:
1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
2) создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
3) помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
К. Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса, в ходе которого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее.
Вызывая определенные образы с помощью активного воображения, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно продвигаться в решении своих проблем.
Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что творчество позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента.
Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.
Коррекционные возможности арт-терапии
Достижение положительных результатов с помощью психокоррекции методом арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:
— развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
— сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца), что является безопасным способом разрядки напряжения;
— возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;
— возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);
— освоение новых форм опыта.
Символы и образы в арт-терапии
Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение.
1. Арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов.
2. Символы выступают в качестве моста, соединяющего сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как клиента, так и арт-терапевта. Используя их в своем творчестве, клиент достигает все большей степени интегрированности между этими элементами, с чем связаны многие положительные лечебно-коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии [А.И. Копытин. Теория и практика арт-терапии, 2002].
3. Символ выполняет роль посредника межличностной и внутриличностной коммуникации.
Свойства архетипических символов:
— имеют устойчивый, зачастую транскультуральный характер;
— отражают наиболее фундаментальные психические свойства и процессы;
— отражают отработанные эволюцией способы разрешения внутрипсихических конфликтов;
— являются проявлением так называемой трансцендентной функции психики, выступающей фактором индивидуации и отражающей ее способность к саморегуляции.
Сущность идей К. Юнга заключается в том, что он рассматривал психику как сложную саморегулирующуюся систему, способную самостоятельно поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию.
По мнению К. Юнга, причиной психической нестабильности и нездоровья является временное блокирование энергии бессознательного, которая в свою очередь находит выражение в виде символических образов, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека.
Таким образом, в отличие от 3. Фрейда, считавшего символы проявлением инстинктивных потребностей, К. Юнг подчеркивал следующие важные функции символов:
— символы могут способствовать не только восстановлению психического баланса, но и личностному росту;
— с помощью символов человек способен вступить во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией и благодаря этому постепенно прийти к их осознанию и к психической целостности.
Данные различия во взглядах 3. Фрейда и К. Юнга обусловили принципиально различные подходы в практической работе.
Механизм арт-терапии по К. Юнгу.
К. Юнг считал различные виды самостоятельной творческой работы своих пациентов очень важными для лечения и гармонизации личности. Эта работа протекала в форме спонтанного выражения материала бессознательного через изобразительную деятельность, движения и танец, художественные описания и другие виды творческой работы. Одновременно с этим психотерапевт обеспечивал безопасность во взаимодействии пациента с материалом бессознательного через совместный анализ продуктов творческой работы и введение определенных правил обращения с ними.
К. Юнг полагал, что символы, обладая чрезвычайно емким содержанием, не могут получить однозначное толкование. С его точки зрения, более приемлемой является работа с заложенными в символах энергиями путем их спонтанного «транслирования» через образы.
Его подход к практической работе с пациентами характеризуется высокой степенью доверия к их внутренним ресурсам самоисцеления, связанным с гомеостатической функцией коллективного бессознательного.
Для психологического здоровья и стабильного функционирования разума необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординированно. Если связь рвется или «диссоциируется», возникает психическое расстройство. В этом случае символика сновидений играет роль «курьера», передающего послания от инстинктивных частей разума к рациональным [К. Юнг и др. Человек и его символы, 2002].
Именно поэтому К. Юнг придавал большое значение самостоятельной творческой работе пациентов. Кроме того, он постепенно, по мере того как пациент выходил в своем творчестве на уровень коллективного бессознательного, отступал от интерпретации переносов.
Представление о символическом мышлении в дальнейшем было развито представителями теории объектных отношений (М. Кляйн, М. Милнер, Д. Винникотт и др.). Они признавали, что первичные психические процессы также имеют определенное приспособительное значение: изучая отношения матери и ребенка, они обратили внимание на то, что символы, играя большую роль в психической жизни младенца, помогают ему адаптироваться к окружающей среде.
Таким образом, работы разных представителей психодинамического направления о роли символов в психической жизни послужили важным теоретическим обоснованием арт-терапевтической практики. Благодаря этим работам арт-терапевта можно рассматривать в качестве посредника в коммуникации между внешним и внутренним планами психического опыта клиента.
Другим важным следствием психодинамической теории символа является представление об изобразительной работе как особой деятельности, в которой сочетаются регрессивные тенденции и онтогенетически ранние формы взаимодействия с миром, с одной стороны, и эволюционно-прогрессивные тенденции, связанные с творческой функцией психики, с другой стороны.
Вызывая определенные образы с помощью свободных ассоциаций, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно решать свои проблемы.
По мнению М.Ф. Грегга, с помощью символа можно найти путь к проблеме, вызывая при этом движение сопряженной с проблемой энергии. Поскольку данная энергия уже больше не может находиться в состоянии покоя, то ее обнаружение рождает ток, способный вывести ее на уровень сознания [М.Ф. Грегг. Тайный мир рисунка. 2003].
3. Сущность и этапы арт-терапевтического процесса.
Одна из особенностей арт-терапевтического процесса заключается в том, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента и отражают процесс творческой экспрессии.
Творческие потенции у разных людей находятся на разных уровнях бессознательного, и «вытащить» их в область сознательного возможно только учитывая человеческую индивидуальность.
Основные концепции арт-терапевтического процесса следующие
1. Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента, психолога и изобразительный материал/продукцию.
2. Система отношений «терапевт-клиент» обладает рядом характеристик, таких как:
— открытость;
— наличие информационных каналов, связывающих ее элементы друг с другом и с внешней средой;
— способность к целеполаганию.
3. Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные и функциональные характеристики.
Структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психолога и ролевыми аспектами их взаимодействия.
К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояний клиента и психолога в ходе их прямой и опосредованной художественной экспрессии, направленной на достижение психотерапевтического результата.
В качестве внутренних ресурсов и механизмов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов могут рассматриваться различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт-терапевтическом процессе интервенции.
Происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях:
1) внутриличностном (изменения в состоянии, установках, способах психического реагирования клиента и психолога);
2) межличностном (изменения в отношениях клиента и психолога);
3) социальном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением).
Творческая продукция выступает третьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии и в значительной мере отражает происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения разного уровня (внутриличностного, межличностного, социального). Более того, художественная экспрессия и творческая продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений [А.И. Копытин. Теория и практика арт-терапии, 2002].
Основные этапы арт-терапевтического процесса таковы
1) подготовительный этап;
2) этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента;
3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента;
4) завершающий этап.
1. Подготовительный этап
Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает следующие стадии:
1) первая встреча с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;
2) разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;
3) заключение арт-терапевтического «соглашения», регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий, а также другие моменты;
4) создание «безопасного пространства».
Стадия 1. Основные факторы, обуславливающие показания для применения арт-терапии:
— характер проблем клиента;
— степень имеющихся у него психических или физических ограничений;
— возраст клиента;
— коммуникативные возможности клиента;
— уровень мотивации к арт-терапевтической работе;
— ожидания клиента от арт-терапевтической работы.
Несмотря на то что арт-терапию можно применять к максимально широкому кругу клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целесообразным может быть ее использование для того или иного клиента.
Следует учесть, что некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психокоррекции (например, олигофрены; лица с тяжелыми психическими заболеваниями или речевыми нарушениями; лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут довольно успешно заниматься с арт-терапевтом индивидуально или в группе. Это связано с тем, что, имея сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выражать свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и различные виды игр с изобразительными материалами оказываются очень важными для активизации таких клиентов, тренировки у них сенсомоторных навыков, развития невербального мышления и других функций.
Тем не менее, принято считать, что в качестве самостоятельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия подходит, прежде всего, клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств.
Более серьезные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже в таких случаях арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реабилитационной программы.
Стадия 2. В ходе первой встречи с клиентом психолог обычно объясняет:
— в чем будет заключаться их совместная работа;
— что клиент может, а что он не может делать (например, портить инвентарь арт-терапевтического кабинета, использовать изобразительные материалы опасным для себя и окружающих образом);
— что эта работа не предполагает наличия каких-либо особенных творческих способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание высокохудожественных произведений;
— что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении возможностей (изобразительных материалов, музыкальных инструментов и т.п.);
— целесообразно добавить, что это будет необходимо или весьма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.
Стадия 3. Принципиально важным моментом подготовительного этапа арт-терапевтического процесса является получение от клиента добровольного согласия на проведение арт-терапии, а для этого необходимо предоставить ему информацию о характере, задачах и содержании арт-терапевтической работы.
Чаще всего за этим может следовать обсуждение с клиентом (либо с его родственниками или иными представителями (если клиент несовершеннолетний или имеет ограничения дееспособности)) условий арт-терапевтического соглашения.
Арт-терапевтическое соглашение регламентирует следующие основные цели и содержание арт-терапевтической работы:
— продолжительность каждой сессии;
— общее число сессий;
— частота сессий;
— порядок и размер оплаты услуг специалиста;
— соблюдение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом;
— условия хранения творческих работ клиента и право его собственности на свою продукцию.
Основные задачи арт-терапевта на подготовительном этапе
арт-терапевтического процесса
1) создание атмосферы высокой степени терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к творческой деятельности, что достигается за счет заключения арт-терапевтического соглашения, эмпатических качеств психолога, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудования кабинета;
2) структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психологом посредством:
— разъяснения клиенту правил поведения в арт-терапевтическом кабинете;
— определения основных задач и содержания работы;
— знакомства клиента с оборудованием арт-терапевтического кабинета.
2. Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с переходом клиента к творческой деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психологу.
Ведущую роль на этом этапе играют:
— профессиональные умения психолога, его опыт и личностные особенности;
— личностные особенности и ожидания клиента, а так же его социальный и культурный опыт;
— способность психолога установить с клиентом эмоциональный резонанс, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями;
— признание психологом потребностей клиента.
Во многих случаях психологу приходится прилагать определенные усилия для вовлечения клиента в творческую работу, так как у клиента срабатывают системы психологической защиты.
Экспрессивное поведение клиента и его творческая деятельность на начальном этапе носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психолога. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно защищенным и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.
Основные задачи психолога на 2-м этапе арт-терапевтического процесса
1) поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психолога, формулирования четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы;
2) структурирование и организация поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобрази тельной работе, регулирования количества и качества используемых им изобразительных материалов и другими способами;
3) фасилитация эмоциональной экспрессии путем «присоединения» к клиенту в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
4) установление и усиление эмоционального резонанса (раппорта) и обмен с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями;
5) построение арт-терапевтом диагностических гипотез, позволяющих объяснить поведение клиента, а также причины и механизмы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств;
6) проверка правильности этих гипотез и в случае необходимости их корректировка или полный отказ от них.
Приемы работы арт-терапевта на 3-м этапе
1) обсуждения, направленные на прояснение скрытого смысла творческой продукции, высказываний и поведения клиента. Как правило, воздерживаясь от собственных оценок, психолог использует вопросы, амплификации и метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно раскрыть этот смысл;
некоторые вопросы могут быть направлены на прояснение смысла эмоциональных реакций или действий клиента, вызванных его взаимодействием с психологом. Параллельно с этим психолог внимательно анализирует собственные реакции и переживания, затрагивающие его отношения с клиентом и его творческой продукцией, поскольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в клиенте изменений, а с другой стороны, отражать собственные эмоциональные проблемы психолога;
3) различные виды игровой деятельности;
4) художественные описания изобразительной продукции;
5) элементы драмотерапевтической работы;
6) движение и танец;
7) работа с голосом.
Основные задачи психолога на данном этапе работы с клиентом
1) поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, а также удержание четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей, мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
2) структурирование и организация (в случае необходимости) деятельности клиента и привлечение его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;
3) фасилитация эмоциональной экспрессии клиента;
4) дальнейший обмен с клиентом чувствами, ассоциациями, образами и идеями;
5) укрепление личных границ клиента и фокусирование его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.
4. Завершающий этап
Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые в конечном итоге приводят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психокоррекции.
Психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса может нанести ему вред.
Особенности данного этапа. Поскольку завершение терапии может сопровождаться оживлением сильных чувств (утраты, горя, страха, гнева и др.), нередко отражающих пережитый клиентом опыт расставаний, они должны быть специально проработаны. Необходимо также учесть, что сопровождающие этот этап сильные переживания характерны не только для клиента, но и для психолога, а это диктует необходимость адекватного выражения и анализа им своих переживаний.
Основные задачи психолога на завершающем этапе арт-терапевтического процесса:
1) создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;
2) продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
3) фокусирование внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимое для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;
4) привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.
Переживания клиента на завершающем этапе:
— творческая продукция может приобретать драматический оттенок;
— деструктивные проявления клиента с попытками уничтожения ранее созданных работ, так как клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях и ему нет необходимости «цепляться» за свою продукцию.
Предоставляя клиенту возможность выразить связанные с завершением арт-терапии сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструкции ритуального, символического характера, психолог в то же время сохраняет с клиентом обратную связь.
Психолог не должен препятствовать отреагированию клиентом своих чувств подобным образом и оставлять его действия без внимания и обсуждения.
Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-терапии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего клиенты просто оставляют свои работы психологу, теряя к ним интерес. При этом иногда клиент может осознанно или не осознанно делать это в надежде на новую встречу с психологом или на продолжение арт-терапевтической работы. В некоторых случаях клиенту просто негде хранить свои работы.
Определенная категория клиентов выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент забирает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Д. Винникотт), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает клиенту дистанцироваться от психолога и прийти к самодостаточности. Кроме того, забирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь воз вращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-терапевтического процесса и собственные переживания.
Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия клиента в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им творческую продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на завершающем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.
В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь определенную эстетическую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев подобные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиденциальность арт-терапевтической работы при заключении арт-терапевтического «соглашения» и сообщая клиенту, как его творческая продукция будет использоваться в дальнейшем.
Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее.
1. Прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств, что связано:
— с укреплением личных границ клиента;
— совершенствованием механизмов его психологической защиты;
— растущим дистанцированием от психолога;
— развитием у клиента новых потребностей и форм поведения;
— интериоризацией клиентом опыта арт-терапевтической работы.
2. Поддержка системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующему переживанию состояния «кризиса» и утраты равновесия.
3. Достижение системой ее целей (что связано с получением определенных психокоррекционных результатов, выражающихся в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).
4. Принципы организации арт-терапевтического процесса.
Различные компоненты понятия «арт-терапевтическое пространство» создают уникальную комбинацию факторов, предоставляющих дополнительные лечебно-коррекционные и развивающие возможности для клиентов.
Оснащение арт-терапевтического кабинета
В настоящее время существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов:
— кабинет-студия;
— кабинет для индивидуальной работы;
— кабинет для групповой интерактивной работы;
— арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения.
Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы
Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы обычно предназначен для более продолжительного курса занятий как со взрослыми, так и с детьми и подростками. Работа в таком кабинете предполагает тесное взаимодействие между арт-терапевтом и клиентом, в том числе на протяжении всего процесса творческой работы. Арт-терапевт постоянно присутствует при работе и иногда задает уточняющие вопросы.
Для работы клиента имеется стол, стул и весь набор изобразительных средств и различных материалов, расположенных либо на полках, либо на другом столе в непосредственной близости от стола клиента.
«Рабочая зона». Стул арт-терапевта находится рядом со столом клиента. Эта часть помещения называется «рабочей зоной». Здесь иногда могут находиться гончарный круг и резервуар с глиной, «песочница». Некоторые арт-терапевты предоставляют своим клиентам и иные, более редкие материалы и средства изобразительной работы.
Имеются некоторые особенности в оборудовании кабинета, предназначенного для индивидуальной работы с детьми. Они заключаются в наличии большого свободного пространства для игры с предметами или импровизированного исполнения ролей, а так же «кукольного дома» и разнообразных игрушек.
«Чистая зона». В кабинете наряду с «рабочей зоной» имеется «чистая зона» для общения арт-терапевта и клиента после завершения изобразительной работы, проведения вербальной психокоррекции.
Арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения
Арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения являются специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы, нередко проводимой параллельно с несколькими клиентами или группами.
Арт-терапевтические отделения стали создаваться сравнительно недавно, главным образом для обслуживания клиентов крупных лечебно-реабилитационных учреждений, посетителей социальных центров, а также для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рас считанных на самые разные группы населения.
Наряду с несколькими помещениями, предназначенными для групповой и индивидуальной работы, в арт-терапевтическом отделении может быть оборудован кинозал для работы с аудио- и видеоматериалами, административные помещения, комната для длительного хранения работ клиентов, кухня или кафе, место ожидания для прибывающих на занятия клиентов.
Оснащение арт-терапевтического процесса
Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов и предметов, способствующих творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения:
— краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
— журналы, цветная бумага, фольга, текстиль – для создания коллажей или объемных композиций;
— глина, пластилин, дерево, специальное тесто – для лепки;
— бумага для рисования разных форматов и оттенков;
— кисти разных размеров и губки для закрашивания больших пространств;
— ножницы;
— нитки;
— разные типы клея, скотч;
— игрушки;
— музыкальные инструменты;
— ткани;
— коллекция миниатюрных фигурок для песочной терапии;
— две песочницы (ящики для песка).
Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов. Необходимо учитывать, что выбор материала может быть связан как с особенностями состояния и личности клиента, так и с динамикой арт-терапевтического процесса в целом. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать материал и средства для изобразительной работы.
Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы
В этом разделе рассматриваются различные способы ведения документации, отражающей арт-терапевтическую работу (как индивидуальную, так и групповую), а также способы оценки ее результатов. Ведение документации необходимо не только для «отчетности» и оценки труда арт-терапевта, но и для динамического анализа работы, позволяющего принимать те или иные решения, связанные с ведением клиентов или групп. Эти документы содержат ценный материал, необходимый для ретроспективного анализа и проведения научных исследований.
Ведение текущей документации
В настоящее время существует несколько основных способов регистрации арт-терапевтической работы.
1. Формализованный бланк заполняется на каждой сессии при проведении как индивидуальной, так и групповой арт-терапии.
Он содержит следующие пункты:
— ФИО клиента (или участников группы);
— дата и время сессии;
— тема;
— используемые клиентом или участниками группы материалы;
— высказывания клиента или участников группы в ходе работы;
— особенности невербальной экспрессии («язык тела») в ходе работы;
— взаимодействие между участниками группы (для групповых форм работы);
— отношение к работе;
— процесс творческой работы (этапы создания образа) клиента или участников группы;
— описание творческого продукта;
— предполагаемое содержание творческого продукта (с точки зрения арт-терапевта);
— осознание содержания творческого продукта самим клиентом или участниками группы (формальное объяснение или инсайт).
2. Развернутое описание по схеме (в основном для тематически ориентированных и аналитических групп) используется преимущественно при групповых формах работы и содержит следующие пункты:
— ФИО участников, отсутствовавшие;
— ведущие (арт-терапевт, ассистент);
— дата и время сессии, какая сессия по счету;
— цель занятия;
— тема, используемые упражнения, задания;
— общая атмосфера в группе (в начале, в середине, в конце сессии), общий характер взаимодействия, ощущения ведущего;
— что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении);
— каково было участие арт-терапевта и ассистента в работе группы, их взаимодействие;
— итоги сессии, план дальнейшей работы.
В большинстве случаев перечисленные способы регистрации дополняются небольшими рисунками, выполняемыми арт-терапевтом и имитирующими творческую продукцию клиента или участников группы. В настоящее время предпочтение отдается фотографии готовых работ (или даже отдельных этапов, связанных с их созданием). Иногда используется и видеозапись.
Правила хранения изобразительной продукции
Вся изобразительная продукция сохраняется в течение нескольких лет (обычно не менее трех лет после завершения работы): на обороте рисунка клиент или участники отмечают свою фамилию и дату выполнения работы.
Методы оценки эффективности арт-терапии
Помимо приведенных выше форм записи и регистрации арт-терапевтической работы существуют различные методы ее оценки, в частности совместно с ассистентом, а также совместно с группой.
Оценка арт-терапевтической работы совместно с ассистентом.
Анализ арт-терапевтической работы совместно с группой.
Анализ арт-терапевтической работы совместно с группой предполагает периодический опрос каждого участника (индивидуально или в группе раз в 1-2 месяца) с выяснением:
— оценки общей атмосферы в группе, характера взаимодействия между участниками, степени их вовлеченности в работу;
— оценки степени собственного интереса к происходящему, основных ощущений и чувств, связанных с работой, достигнутых результатов или отмеченных изменений в собственном состоянии;
— предположений или пожеланий относительно дальнейшей работы.
Иногда арт-терапевт прибегает к использованию анкет, которые заполняются участниками и могут быть применены в дальнейшем для ретроспективной оценки, статистического анализа и иных целей.