что такое аппарат у мусульман
Титулы, саны и звания в исламе
Мусульманская умма, как и любая община, имеет свою собственную иерархию, в которой существуют различные титулы, саны и звания. Основным условием их приобретения считается наличие знаний и определённых навыков в религии.
Ознакомимся с основными регалиями, которые встречаются в среде мусульманского духовенства.
1. Алим (Улем)
Это арабское слово, которое переводится как «знающий», «обладающий знанием». Данным титулом нарекают признанных и уважаемых знатоков исламской религии. Как правило, в каждой мусульманской общине существует коллективный орган – Совет улемов, выносящий решения по тем или иным вопросам (например, о начале месяца Рамазан, размере фитр-садака и т.п.) Количество алимов не ограничивается, так как им может стать любой правоверный, обладающий необходимым объёмом знаний.
2. Ахунд
Высшее звание в исламе, которым наделяются духовные лидеры регионов страны или крупных городов. На постсоветском пространстве, как правило, используется в вариации «имам-ахунд». В России данный титул имеют несколько руководителей региональных духовных управлений мусульман. Кроме того, первый председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаинов до наделения саном муфтия также был ахундом.
3. Аятолла
Шиитский религиозный титул, которым наделяется богослов, обладающий авторитетом в общине, а также считающийся крупным знатоком исламских наук. Аятолла вправе самостоятельно выносить фетвы (фатвы) – богословские заключения по религиозным вопросам.
Высшим титулом в шиизме признано звание великого аятоллы, которым обладают наиболее авторитетные учёные. Он считается своего рода заместителем имама Махди, осуществляющим руководство шиитской общиной от его имени. В современном мире этот титул носят верховный лидер Ирана Али Хаменеи и духовный лидер иракских шиитов Али Систани.
4. Имам
Религиозное звание, означающее предводителя во время коллективной молитвы. Как правило, имамами именуются главы местных религиозных общин и мечетей. Кроме того, таким статусом исторически наделяли глав государств-имаматов. Ярчайшим примером можно считать имама Шамиля, правившего Северо-Кавказским имаматом в середине XIXвека. В случае же, если в мечети несколько имамов, то между ними также существует собственная иерархия, и один из них именуется первым имамом или имамом-хатыйбом, а остальные считаются его заместителями.
5. Ишан
Суфийское религиозное звание, которое имеют духовные наставники тарикатов. Ишаны вправе передавать свои знания ученикам – мюридам. Ишаном в суфийской традиции может стать любой мусульманин, достигший определённого уровня просвещённости. Однако существуют и такие суфийские школы, в которых ишанами именуют исключительно потомков Пророка Мухаммада (с.г.в.) или его ближайших сподвижников. Подобная практика породила появление целых династий ишанов, которые существуют и в наши дни. Одним из известных ишанов считается Зайнулла Расулев – шейх Накшбандийского тариката, отец председателя ДУМ Европейской части СССР и Сибири, муфтия Габдрахмана Расулева.
6. Кади (казый)
Титул, которым наделяются шариатские судьи. В эпоху Средневековья кадии были весьма влиятельными лицами в мусульманских государствах. Они принимали не только судебные, но и ряд административных решений в своём регионе. В современном мире полномочия кадиев имеют скорее формальный характер, так как в большинстве мусульманских стран шариатские суды утратили свою силу. Сегодня они выполняют роль советников муфтиев.
7. Молла (мулла, молда)
Это одно из наиболее распространенных званий среди мусульманских священнослужителей. Как правило, муллами называют служителей мечети, которые ниже по статусу, чем имам-хатыйб. Основной функцией муллы считается помощь местным верующим в совершении религиозных обрядов. Так, они читают никах, занимаются имянаречением детей, проводят коллективные ифтары и так далее.
8. Муджтахид (моджтахид)
Звание, которым наделяются учёные, достигшие уровня иджтихада – высокого авторитета в богословии. Считается, что обладателями абсолютного иджтихада были сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.в.). Некоторые богословы утверждают, что истинный иджтихад существовал на протяжении первых четырёх столетий после Хиджры. Именно в тот период жили многие видные исламские богословы. Тем не менее, и в более поздние века Всевышний даровал миру множество авторитетных учёных, таких как Ибн Хаджар аль-Аскаляни или Ризаитдин Фахретдин, которые внесли неоценимый вклад в развитие богословской мысли.
9. Муфассир (мофассир)
Так именуют учёных-толкователей Священного Корана. Муфассир должен хорошо владеть арабским языком и знать историю, а также смысл ниспослания каждого аята. Первыми толкователями были сподвижники Пророка (с.г.в.) – Абдуллах ибн Масуд и Зайд ибн Сабит (р.а.). Наиболее известными сегодня толкованиями Священного Писания считаются тафсиры Ибн Касира и ас-Саади.
10. Муфтий
Высший сан, которым наделяются наиболее авторитетные и обладающие знанием религиозные деятели. Муфтии обладают правом самостоятельно выносить фетвы – богословские заключения по тем или иным вопросам. В современном мире они, как правило, считаются духовными лидерами мусульманской уммы.
В некоторых государствах сан муфтия совпадает с должностью руководителя централизованной религиозной организации (муфтията или ДУМ). При этом во многих странах сан муфтия имеет один священнослужитель, а в ряде стран – несколько. Это зависит от специфики того или иного региона. В теократических государствах должность муфтия считается одной из наиболее авторитетных в госаппарате. В некоторых общинах религиозные деятели также имеют сан верховного муфтия, которому подчиняются другие муфтии общины.
11. Мухтасиб (имам-мухтасиб)
Регалия священнослужителей в исламе, контролирующих соблюдение исламских норм на определённой территории. Сегодня мухтасибы являются представителями главы религиозной общины на местном уровне. Также они зачастую возглавляют религиозные организации в городах и назначают местных имамов.
12. Факих
Этим титулом обозначается специалист в области исламского права, правовед.
13. Хазрат
Религиозный статус, которым обладают все мусульманские священнослужители. Как правило, это слово используют при уважительном обращении к религиозному деятелю.
14. Хафиз
Данным званием обладают учёные, знающие Коран наизусть. Именно благодаря хафизам Священная Книга Аллаха дошла до нас в первоначальном её виде.
15. Ходжатуль-Ислам (худжат аль-Ислам)
Шиитский религиозный титул, которым наделяются авторитетные богословы. Так, им обладают лидер шиитской организации «Хезболла» Хасан Насралла и экс-президент Ирана Мохаммад Хатами.
16. Шейх
Почётное звание в исламе у наиболее образованных богословов. Шейхом именуется лидер религиозной общины, вождь племени или глава эмирата. Особо авторитетные и видные учёные имеют титул шейхуль-ислам. Он должен хорошо владеть всеми исламскими науками и иметь весомый авторитет в своей умме. В Османской империи шейхуль-ислам был главным священнослужителем, с мнением которого вынуждены были считаться даже султаны. В наши дни на постсоветском пространстве этот титул носят ряд муфтиев, такие как Талгат Таджуддин и Аллахшукюр Пашазаде.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
В религии нет должностей и званий все придумано человеком. Есть только одно отличие-это верующий от неверующего. И есть только одна истинаэто КоранВсякие объяснения и рекомендации любого человека это только понятия этого человека но никак не рекомендации для всех людей если этого нет в Коране. И не один пророк не стоит такого поклонения как поклонятся ВсевышнемуМЫ все твари создания бога и только богу всевышнему поклоняемсяА человек как бы он не изгалялся какую бы миссию не нес он все равно тварь, т.е творение божье
Роль имамов в жизни верующих
Имамы являются духовными наставниками верующих. Это слово в переводе с арабского языка означает «стоящий впереди».
Каждое отдельное течение в исламе относится к институту имамов по-своему. В суннитском исламе имам рассматривается как духовное лицо, которое встаёт в качестве предстоятеля на коллективных намазах, а также выполняет функции проповедника. Именно поэтому, как правило, религиозные деятели именуются имам-хатыйбами. Обычно у каждой отдельной мусульманской общины имеется свой имам-хатыйб, который руководит молитвами и читает проповеди.
В исламе шиитского толка имамам отводится куда большая роль. Помимо духовных наставников и предстоятелей во время намаза, имамы рассматриваются шиитами как повелители правоверных. Следует отметить, что Али ибн Абу Талиб (р.а.), который рассматривается шиитами в качестве единственного законного преемника Пророка Мухаммада (с.г.в.) и считается первым праведным имамом, почитается мусульманами-шиитами наравне с Пророком (с.г.в.), а в некоторых крайних течениях шиизма и вовсе рассматривается как божество. Во время произнесения призыва на молитву (азана) шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али (р.а.) является правителем от Всевышнего. Все шииты верят в «сокрытого имама», который, как утверждают приверженцы шиизма, ушёл в сокрытие и вернётся на землю в качестве Мессии.
В Конституции Исламской республики Иран, где у власти находится шиитское духовенство, говорится о том, что верховный лидер, который также является имамом, исполняет свои обязанности до возвращения «сокрытого имама».
Так или иначе, большинством мусульман имам рассматривается исключительно как духовный наставник, занимающийся проведением религиозных обрядов. Очевидно, что должность имама подразумевает большую ответственность, так как религиозный деятель, в первую очередь, несёт ответственность перед Всевышним, занимается совершением религиозных обрядов и просвещением верующих, а также перед своей общиной. Кроме того, он является их духовным лидером, который может увести своих единоверцев за собой как в Рай, так и в Ад.
Для того чтобы служить имамом, человек должен обладать рядом качеств:
1. Должен быть мусульманином – имам должен исповедовать ислам, так как для совершения религиозных обрядов одним из обязательных условий, согласно шариату, является быть мусульманином.
2. Должен обладать знаниями – для добросовестного исполнения своих обязанностей имаму необходим хороший объем знаний в религиозной сфере. Кроме того, для чтения проповедей он должен быть хорошо осведомлён во всех основных темах, связанных с исламским вероучением.
3. Обладать красноречием и силой убеждения – имам, одной из функций которого выступает чтение проповедей, должен уметь доносить основную мысль проповеди до верующих, а также внедрять в сознание людей религиозные ценности.
4. Высоконравственное поведение – священнослужитель, призывая людей к добру и миру, должен сам подавать хороший пример своим братьям по вере.
5. Соответствующий внешний вид – религиозному деятелю следует соблюдать предписания ислама по соблюдению внешнего вида.
6. Современный подход – имаму надлежит уметь применять имеющиеся знания в реалиях современного общества и разъяснять верующим исламское вероучение с учетом требований сегодняшнего времени.
Основные функции имама
1) Совершение религиозных обрядов
Имам, будучи главой отдельной мусульманской общины, занимается совершением религиозных обрядов в рамках своей группы, таких как: коллективный намаз, проведение обряда никаха, имянаречения детей, проведение ифтаров (разговения после соблюдения поста) и так далее.
2) Просвещение верующих
Имам является своего рода учителем для верующих своей общины, проводя с ними уроки на знание основ ислама, по чтению Корана и так далее. Кроме того, имам во время пятничной проповеди (хутбы) также просвещает верующих по определенной теме.
3) Объединение мусульман
Ещё одной функцией имама выступает интегрирующая, так как имам, являясь духовным лидером отдельно взятой общины и проводя совместные мероприятия, способствует её единству.
Таким образом, имам играет важную роль в жизни каждой отдельно взятой мусульманской общины, так как он является их духовным наставником и религиозным авторитетом, который может увести за собой как в Рай, так и в Ад. В связи с этим каждой общине следует с полной серьёзностью подходить к выбору кандидатуры на данную должность, ибо от неё, если даже не в полном объёме, то частично, зависит уровень религиозности и богобоязненности представителей уммы.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Добрый вечер! у меня вопрос: можно ли в медресе шиитского толка на стенах портреты имамов развешивать? И если такое имеет место быть, как это можно объяснить?
Ассаляму алейкум! По мнению некоторых богословов, фотографии (а не рисованные портреты людей) допустимы в исламе, но они однозначно не могут служить объектом поклонения.
Как называются разные части мечети?
Разные части мечетей имеют свои названия, пишет Hurriyet.
Мечеть – это место, предназначенное для богослужения. Как правило, она состоит из разных частей и элементов. Если одни из них общие для всех мусульманских храмов, другие имеются только в некоторых. Какие составные части и элементы выделяются в мечети?
1 – Минарет: башня, которую раньше строили для произнесения с ее вершины азана и сообщения каких-то вестей. В современных мечетях они выполняют по большей части декоративную функцию. Как правило, минареты проектируют в 1,5 раза выше мечети.
2 – Минбар: кафедра, с которой имам произносит пятничные проповеди (хутба).
3 – Михраб: ниша в стене, направленной в сторону киблы. В михрабе стоит имам во время проведения коллективного намаза. Также он помогает прихожанам определить сторону, в которую надо совершать намаз.
4 – Айван: сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Встречается в сельджукской, османской, иранской архитектуре.
5 – Портик: галерея, поддерживаемая колоннами или арками.
6 – Место для опоздавших на намаз: это место включает в себя расположенные ближе к входу части айвана и портика. Здесь совершают намаз те, кто опоздал на начало молитвы.
7 – Хюнкар махфили: это часть, предназначенная для молитвы султана, членов семьи и высокопоставленных чиновников. Такой элемент возник в мечетях Османской империи.
8 – Курси: кафедра, с которой произносят проповедь разные проповедники.
9 – Женский зал: часть мечети, отведенная для совершения намаза женщинами.
10 – Муэдзин махфили, мукабарийа: специальная платформа в главном зале, предназначенная для муэдзинов.
11 – Внутренний двор: двор мечети, окруженный айваном.
12 – Кладбище, хазире: кладбище в саду мечети, которое является одним из элементов многих османских мечетей. Здесь обычно хоронили людей, построивших мечеть, или государственных деятелей.
13 – Шадырван, сабиль: фонтан для омовения во дворе или у входа мечети. Встречается в османской архитектуре.
14 – Мукаббира: место, с которого имам повторяет для собравшихся восхваления Аллаха (такбир).
15 – Гасильхане: помещение, где омывают и готовят к погребению умерших
16 – Мусалла ташы: каменная скамья, на которой устанавливают тело умершего при совершении заупокойного намаза. Встречается, в частности, в турецких мечетях.
18 – Пиштак (мадхал-и раис, сардар или джюмле капысы): оформленный в виде высокого портала главный вход в мечеть.
Мечеть
Архитектурное сооружение, являющееся у мусульман помещением, в котором происходят молитвенные богослужения, называется мечетью. В переводе с арабского языка слово «мечеть» означает «место поклонения».
Мусульманская мечеть является не только местом для совершения намаза, но служит и для исполнения религиозных ритуалов: совершения обрядов никяха, заупокойной молитвы, заучивания Корана, преподавания исламских дисциплин, совершения зикров, является местом отдыха и успокоения для души, обсуждения социальной жизни. Во времена Пророка Мухаммада ﷺ мечеть выполняла многие социальные функции: в ней содержались военнопленные и жили бездомные мусульмане, принимались решения по политическим и экономическим вопросам мусульманской общины молодого государства.
Этимология понятия
Научная теория гласит, что термин «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», производного от корня «саджада», значение которого – «падать ниц». Слово «Масджид» означает место поклонения или место, где совершают земные поклоны. Так называют любое место на земле, в котором верующий человек имеет возможность совершить поклонение Господу в то время, как совершает молитву. Такое место должно быть ритуально чистым.
История
Для мусульман мечеть является местом, где они собираются, чтобы совершить коллективную молитву, намаз. В ней могут собираться и с другой целью: для коллективного изучения основ исламской религии.
Но функционально первой мечетью стал именно дом, в котором жил Аммар ибн Ясир, сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ. Вторая мечеть в Мекке была основана Абу Бакром.
После того как Пророк Мухаммад ﷺ совершил хиджру, по его распоряжению в Кубе, пригороде Медины, была построена мечеть, и относительно нее был ниспослан Пророку Мухаммаду ﷺ аят Корана, где было сказано, что она основана «на богобоязненности с первого дня». После этой мечети была построена Мечеть Пророка ﷺ В Медине.
Мечеть Пророка ﷺ находится в Медине, история зарождения мусульманского государства тесно связана с этой мечетью, являющейся второй святыней Ислама.
Конец седьмого века ознаменовался разделением мечетей на типы по своему функционалу и назначению:
мечети, которые предназначались для обязательных пятикратных ежедневных намазов, стали называть квартальными. В таких собираются небольшие мусульманские общины, чтобы совершить ежедневные пятикратные обязательные намазы и провести организационные общественные собрания;
мечеть, в которой всей уммой совершается коллективный пятничный намаз, называют соборной джума-мечетью. Джума мечеть обычно большая, она рассчитана на большое количество верующих. Соборные джума-мечети предназначены для того, чтобы верующие совершали в них коллективные праздничные и пятничные намазы, расположены они в крупных городах мира, и если город – мегаполис, то в нем может быть таких мечетей несколько;
центральную мечеть в столице называют кабир-джами;
городская мечеть, которая имеет вид открытой большой площади и используется для того, чтобы проводить богослужения в большие религиозные праздники Ураза байрам или Курбан байрам, называется намазгох. Такие мечети строят за пределами города. Они предназначены для того, чтобы в них совершались жертвоприношения животных, и это объясняет их архитектурные особенности – мечети намазгох всегда представляют собой открытое место;
Мечеть аль-Акса является третьей по важности мечетью в Исламе, более подробно об этой мечети читайте здесь.
Расцвет Соборной мечети пришелся на период правления Омейядов – в это время архитектурные формы и ее декоративные элементы создавались такими, чтобы показывать величие правителей государства, а также материальное благополучие мусульманской уммы и ее процветание. Вход в мечеть украшался арками и росписями, внутри мечети присутствовали элементы декора и каллиграфии.
Простые мечети в это время становятся более разнообразными по своим формам, часто приобретают значения квартальные или районные, некоторые выступают частью здания дворца правителя как придворное святилище, в них совершают ежедневные индивидуальные намазы или проводят обряды похорон.
У всех культовых религиозных сооружений в исламе есть основная черта: все они ориентированы на направление, называемое киблой, то есть на Каабу в Мекке. В переводе с арабского языка термин «кибла» означает «то, что напротив». Этим термином также называют стену мечети или другого молитвенного сооружения, которая расположена позади здания и направлена в сторону Каабы.
Архитектура и функциональные особенности
Особенности архитектуры заключаются в том, что это в основном отдельно стоящее здание, у которого есть купол-гамбиз. В ряде случаев к мечети прилегает внутренний двор, как в мекканской Аль-Харам. К зданию мечети пристраивают в виде флигелей башни-минареты. Их количество должно быть кратно двум, и может достигать девяти, но по исламу количество не должно превышать числом количество минаретов в аль-Харам. Для маленьких мечетей допустимо иметь один минарет.
Минареты служат для того, чтобы муэдзин с них призывал к намазу правоверных мусульман. Особенности архитектуры мечетей и ее элементов могут зависеть от региональных особенностей и климата той части мира, в которой она находится: так, у Соборной мечети в китайском Сиане минарет сделан в форме буддийской пагоды.
В молитвенном зале не должно быть изображений живых существ, а на стенах молитвенного зала допускается размещать начертания цитат из Священной Книги Коран на арабском языке.
Кристальная мечеть (Хрустальная мечеть) находится в Малайзии.
В стене, которая обращена к Мекке, располагается ниша, михраб, в котором совершает молитву имам. От михраба по правую сторону располагается минбар или кафедра, с которой имам читает проповеди для верующих, когда совершается пятничная или праздничная молитва.
При мечетях функционируют религиозные школы или медресе. В средние века в мусульманском мире особенно были развиты школы при мечетях, и они не были исключительно религиозными: в таких школах преподавали как религиозные догматы ислама, так и общие предметы, как математика, чтение и письмо. Тогда же в мечетях стали проходить общие собрания граждан. Часто в мечетях находили приют паломники и просто странники.
Наиболее распространены мечети, представляющие собой здание из двух этажей, у которого есть купол и минареты. Внутри таких мечетей установлены михрабы и минбары. Поблизости от здания мечети устанавливают комнаты для ритуального омовения вуду, а также общественные туалеты.
Элементы
Михраб – это ниша, которая может быть вогнутой, плоской и условной. Такую нишу перекрывают аркой или сводом, также это может быть вставленная в рамку конха. Эта ниша должна быть ориентирована на Каабу.
Аназа – это стена, которая может представлять собой мраморную резную доску или деревянную нишу, которую располагают неподалеку от входа. В переводе с арабского название «аназа» означает «стрела». Аназа – это что-то типа михраба, но расположенного во дворе мечети.
Максура в мечети должна быть обустроена для того, чтобы ей мог воспользоваться правитель или представитель административной власти в мечети. Максура представляет собой помещение квадратной формы, которое располагается поблизости от минбара и михраба, но отгорожено от остального зала металлическим или деревянным резным простенком.
Соборная мечеть «Сердце Чечни» находится в Грозном, является одной из крупнейших мечетей в мире, общей вместимостью (включая площадь перед мечетью и летнюю галерею) около 20 000 верующих. За архитектурную основу взята «Голубая мечеть» в Стамбуле под названием «Султан Ахмет».
Дикка – это платформы, которые оборудованы специально для муэдзинов, чтобы они стояли на платформах и повторяли за имамом его движения, а верующие могли смотреть на муэдзинов и повторять движения за ними.
Хаузы в мечетях оборудованы для того, чтобы верующие могли совершить ритуальное омовение вуду перед тем, как войти в мечеть, поэтому такие помещения или хаузы располагаются во дворе за пределами мечети.
По архитектурным признакам мечети могут подразделяться на определенные типы:
мечети, в которых минареты устанавливают в углу (такие имеют широкое распространение в татарском городском зодчестве);
мечети, два минарета которых представляют собой здание с куполом, у которого главный вход фланкирован двумя высокими минаретами в форме цилиндра (такие чаще всего строят в Средней Европе и на Ближнем Востоке).
Этикет посещения мечети
Для посещения мечети необходимо соблюсти некоторые правила:
одежда мужчин и женщин, входящих в мечеть, должна соответствовать предписаниям ислама, и если она не отвечает требованиям шариата, то женщине могут предложить надеть хиджаб, а мужчине – облачиться в халат;
следует снять обувь перед тем, как войти в молитвенный зал;
следует совершить ритуальное омовение перед тем, как совершить намаз;
при входе в мечеть следует совершить намаз в два ракаата, который называется «молитва приветствия мечети» или «тахият аль-масджид», перед тем, как присесть.
Возможно вам будет интересно почитать о том, можно ли христианам заходить в мечеть?
Интересные факты
Мечеть на верхнем этаже башни Бурдж-Халифа в Дубае является самой высоко расположенной в мире.
Севернее всего в мире расположена мечеть в Норильске Нур-Камаль.
Стеклянная Мечеть или Мадина Масджид была открыта в Индии в 2012 году, и это первая мечеть в мире, она была полностью построена из стекла и пока не имеет в мире аналогов. В ее молельных залах могут одновременно располагаться больше двух тысяч человек.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)