что такое аполлоническое и дионисийское начало

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ

Полезное

Смотреть что такое «АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ» в других словарях:

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии

ИВАНОВ — Вячеслав Иванович (1866 1949) поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры (гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В 1884 поступил на историко филол. ф т Моск. ун та, в 1886 уезжает для… … Энциклопедия культурологии

НЕОКЛАССИЦИЗМ — (др. назв. неоклассика) направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 нач.20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления. В отличие от… … Энциклопедия культурологии

АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия

Шмаков, Владимир — (? 1929) философ мистик конца XIX начала XX в. Глава Моск. школы розенкрейцеров в первой пол. 20 х гг., собравшей вокруг себя представителей самых разных мистических направлений. Биографические данные Ш. черезвычайно скудны, а филос. концепция… … Большая биографическая энциклопедия

ДЕРРИДА — (Derrida) Жак (р. 1930) франц. философ и эстетик, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров 80 90 х гг., чьи постструктуралистские идеи стали одним из осн. концептуальных источников постмодернистской эстетики. Автор теории… … Энциклопедия культурологии

ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии

НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ — основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… … Энциклопедия культурологии

Источник

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

Полезное

Смотреть что такое «АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ» в других словарях:

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ — категории культуры, получившие филос. истолкование в работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Истоком этих категорий являются два божества искусств в Др. Греции Аполлон и Дионис. Противоположность между ними обусловлена… … Философская энциклопедия

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии

ИВАНОВ — Вячеслав Иванович (1866 1949) поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры (гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В 1884 поступил на историко филол. ф т Моск. ун та, в 1886 уезжает для… … Энциклопедия культурологии

НЕОКЛАССИЦИЗМ — (др. назв. неоклассика) направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 нач.20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления. В отличие от… … Энциклопедия культурологии

АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия

Шмаков, Владимир — (? 1929) философ мистик конца XIX начала XX в. Глава Моск. школы розенкрейцеров в первой пол. 20 х гг., собравшей вокруг себя представителей самых разных мистических направлений. Биографические данные Ш. черезвычайно скудны, а филос. концепция… … Большая биографическая энциклопедия

ДЕРРИДА — (Derrida) Жак (р. 1930) франц. философ и эстетик, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров 80 90 х гг., чьи постструктуралистские идеи стали одним из осн. концептуальных источников постмодернистской эстетики. Автор теории… … Энциклопедия культурологии

ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии

НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ — основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… … Энциклопедия культурологии

Источник

Статья №3: Аполлонизм и дионисийство. Порядок и экстаз

что такое аполлоническое и дионисийское начало. 1473910589 apollo and dionysus. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-1473910589 apollo and dionysus. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка 1473910589 apollo and dionysus. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

В работе «Рождение трагедии из духа музыки», написанной Ницше в 1870-1871 годах, он формулирует два основных начала, формирующих дух древнегреческой и, соотвественно, всей европейской культуры. Эти начала названы по именам двух богов – аполлоническое и дионисийское.

Дихотомией, которая характеризует эти начала, является «искусственное» (аполлоническое) и «естественное» (дионисийское). Также можно использовать оппозицию «культурное/природное».

что такое аполлоническое и дионисийское начало. 1473910472 1. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-1473910472 1. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка 1473910472 1. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологииАполлон – воплощение умеренности и пропорциональности, светоносный бог-покровитель искусств. Наиболее полно аполлоническое начало находит выражение в поэзии как ритмизации (структурации) бытия. Очень важно понимать этот концепт в контексте философских воззрений Ницше.

Он считал, что древние греки нашли в искусстве противоядие от бессмысленности реальности и порождаемого осознанием этого безнадёжного пессимизма. По Ницше, древнегреческое искусство – это иллюзия, сущность которой состоит в утверждении некой второй высшей реальности, скрывающейся за видимым миром и придающей ему смысл. Аполлон – бог прекрасной иллюзорности, оправдывающей действительность.

Поскольку Ницше не верил в существование трансцендентной реальности, он признавал существование только единственного доступного нам мира. И этот мир, в сущности, есть ничто иное как природа с её слепыми порывами и стихийными импульсами.

Отдаться на волю природных стремлений значит подтвердить их власть над человеком и принять во всей беспощадности отсутствие высшего смысла. Поэтому Аполлон как бог иллюзии, утверждающей наличие высшего смысла, есть также бог меры, то есть самоограничения диких природных порывов.

что такое аполлоническое и дионисийское начало. 1473910472 2. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-1473910472 2. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка 1473910472 2. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

Ему противостоит Дионис – бог вина и возлияний, полная противоположность Аполлона, воплощение буйства и неукротимости природных энергий. Дионис – бог экстатического мгновения, бог бытия «здесь-и-сейчас», поэтому его стихия – это музыка, самое свободное, а потому и высшее из искусств.

Дионис не признает никаких высших реальностей, но упивается наличной действительностью. Он не знает никакой меры, ему неведомы границы и пределы. Дионис неопределен и непредсказуем как природа. И как природа он весьма жесток и беспощаден. Но именно в этой предельно напряженной позиции, не тешащей себя никакими защитными иллюзиями, Ницше видит истинную красоту и правду.

Дионис – трагическая фигура, идущая до конца в своем бытии, отдающаяся всем страстям и порывам и претерпевающая их во всей полноте. Здесь нет никаких экивоков, запасных выходов или путей отступления. Или так, или никак. Для Ницше Дионис – это герой, лишенный каких бы то ни было моральных ограничений, а Аполлон – ханжа. Девиз аполлонизма:

«Искусство нужно для того, чтобы не умереть от истины, потому что истина слишком ужасна. Эта истина гласит: жизнь не имеет смысла».

Девиз дионисийства иной:

«Жизнь лишена смысла, но это не повод предаваться тоске. Не надо выдумывать спасительные иллюзии и утешать себя вымыслами о лучшей участи. Лучше предаться блаженству самозабвения и экстатического восторга, раствориться в шуме жизни, отбросив всякие сомнения».

Для Ницше культурное аполлоническое начало означает отчуждение от природы (истинной реальности), убийство своих инстинктов, добровольную кастрацию воли к жизни. В дионисизме же происходит воссоединение человека с человеком и с природой на почве выхождения за пределы индивидуальности в коллективное (безличное) состояние сознания, состояние единения со всем сущим. Ницше пишет: «Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком, сама отчужденная, враждебная и порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном – человеком».

что такое аполлоническое и дионисийское начало. 1473910472 4. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-1473910472 4. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка 1473910472 4. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

Другими словами, культура возникает из природы как её антитезис, но цикл будет завершен только тогда, когда произойдет отрицание отрицания и образуется природно-культурный синтез, сознание гармонизируется с бессознательным, Эрос дополнит Танатос.

Необходимо отметить, что эти концепты Ницше не являются оригинальными понятиями. Похожие идеи выдвигались и раньше под другими именами. Заслуга Ницше (и в этом собственно состоит специфика его поэтического мышления) заключается в создании ярких, обладающих огромным семантическим и герменевтическим потенциалом образов, значения и смыслы которых применимы во многих областях: от искусства до политики.

Источник

Учение Ницше о культуре: Апполоническое и Дионисийское начала

что такое аполлоническое и дионисийское начало. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии что такое аполлоническое и дионисийское начало. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии что такое аполлоническое и дионисийское начало. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии что такое аполлоническое и дионисийское начало. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

что такое аполлоническое и дионисийское начало. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

что такое аполлоническое и дионисийское начало. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

«Рождение трагедии из духа музыки» (нем. Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik) — эстетический трактат 1872 года, в котором Фридрих Ницше изложил свой взгляд на дуалистические истоки искусства. Переиздан в 1886 году с предисловием «Опыт самокритики» и подзаголовком «Эллинство и пессимизм».

Ницше ставил в пример Европе восточную систему ценностей и жизнь предков самих европейцев.

В западной цивилизации раздражает Ницше вырождение и упадок. Свои надежды Ницше связывал с возрождением в культуре мятежного дионисического духа и связанного с ним созерцательного аполлонического искусства. Дионисическое и аполлоническое «Поступательное движение искусства связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал, подобным же образом, как рождение стоит в зависимости от двойственности полов, при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем перемирии»

Эти названия Ницше заимствовал из греческой мифологии, разъясняя свои глубокие экзотерические воззрения не с помощью понятий, а с помощью образов двух древнегреческих богов. Эти два начала не связаны ни с типологией культуры, ни с ее периодизацией, так как они проявляются в одно и то же историческое время, дополняя друг друга, но являясь совершенно противоположными состояниями человека.

В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы.

Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он — источник света, носитель божественного откровения: «Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее».

Дионис же, напротив — олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства.

Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал.

Чтобы показать, в чем состоят различия «аполлонического» и необходимо обратиться к дионисического начал культуры, понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис.

Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство.

Дионис символизирует ужас и восторг: «чудовищный ужас», охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и «блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы», когда нарушен принцип индивидуализма, «разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и «дерзкой модой». каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним».

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало — рациональное — мера, золотая середина — иллюзорно-оптимистическое — состояние покоя — индивидуальностьДИОНИСИЧЕСКОЕ начало — иррациональное — безмерное буйство — трагико-героическое — нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность — уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

что такое аполлоническое и дионисийское начало. 640 1. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-640 1. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка 640 1. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

«Аполлонический» образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах.

«Дионисический» порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьянения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.

Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как различие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: «аполлонического» и «дионисического». Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, только под воздействием обеих этих сил появляются на свет произведения, потрясающие всех своей глубиной.

В своем восхвалении Диониса Ницше слишком увлекся, сведя до вредного и презренного явления то, что он называл сократизмом, а проще – науку.

Нужели те достижения человечества, которые были рождены не метафизическими силами, а логическими измышлениями, ничего не значат? Ведь именно они двигали общество по пути прогресса. Если грек грезил красочными образами с прекрасными формами, то прогрессивные люди времен Ницше уже видели во сне химические таблицы. С другой стороны наука и так была на первом месте и не нуждалась в поддержке, даже напротив, она повлияла на то, что и в искусстве стали искать логичность и стремиться к рациональному познанию.

Источник

Аполлоническое» и «дионисийское» начало в культуре

что такое аполлоническое и дионисийское начало. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии что такое аполлоническое и дионисийское начало. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии что такое аполлоническое и дионисийское начало. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии что такое аполлоническое и дионисийское начало. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

что такое аполлоническое и дионисийское начало. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

что такое аполлоническое и дионисийское начало. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

Огромное значение для культурфилософии имело ницшеанское различение аполлонической и дионисийской культур. Разные полюсы космического бытия запечатлены в обликах Аполлона и Диониса. Работа Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» посвящена доказательству дихотомии античной культуры. Эту дихотомию олицетворяют в языческом пантеоне два сводных брата – Аполлон и Дионис, сыновья Зевса. Антиномия аполлонического и дионисийского полюсов раскрывается Ницше, прежде всего по отношению к принципу формы и индивидуальности как формы духа. Противопоставление аполлонического и дионисийского культур применимо не только к античности. Оно захватывает все европейское сознание.

Названия «аполлонический» и «дионисийский» философ заимствовал у греков, разъяснявших глубокомысленные эзотерические учения в области воззрений на искусство не с помощью понятий, а в резко отчетливых образах мира богов. Ницше утверждал, что поступательное развитие культуры зависит от этих двух начал. При этом аполлоническое начало он связывал с искусством пластических образов, а искусство Диониса – с музыкой. Для того, чтобы разъяснить природу этого разграничения, Ницше предлагал нарисовать в своем воображении художественные миры сновидения и опьянения.

Известно, что Аполлон представлял собой две стихии – разрушительную и созидательную. Ницше акцентирует вторую. Бог Аполлон – это отображение радостной необходимости сонных видений у греков. Он – полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов. Про Аполлона можно было бы сказать, что в нем воплощено доверие к принципу индивидуальности. Аполлон представлен гением величавой гармонии. Он развертывает формы бытия и наполняет их жаждой прекрасного. В аполлноническом начале есть только свет, яркий, блистающий, непрерывно ткущий красоту, не знающий пределов своей фантазии. Но мир этого гения чужд трепету жизни, он гнетет человека отсутствием тепла и сострадания, своим бездушным спокойствием, безразлично взирающим на скорби и восторги всякого существа. Аполлон ограничивает отдельные существа друг от друга, напоминает об этих границах как о священных законах своими требованиями самопознания и меры, и тем самым он хочет привести их к покою.

В отличие от Аполлона, Дионис есть сердце мира, его упоение и тоска. Он объемлет собой всю внутреннюю жизнь: скорбь и тоску сердец, грезы и чаяния, порывы души. Все то, что в безмолвии внешнего мира рождается в скорби бытия и составляет невыразимый, но влекущий к себе мир Диониса. Сущность дионисийского начала легче всего понять по аналогии с опьянением. Еще в немецком средневековье, разъясняет Ницше, охваченные той же дионисийской силой, носились все возраставшие толпы с пением и пляской. Под чарами Диониса человек вновь сливается с природой.

Опьянение, не знающее преград, пробуждает душу от сна и влечет к жизни, не знающей преград и подчинений. Природа этого мира – экстаз. Это полное погружение в поток мировой жизни, раскрытие глубинных истоков жизни

Проблема соотношения аполлонического и дионисийского начал, их противоположность, раскрывается в глазах Ницше прежде и важнее всего к принципу формы и индивидуальности как формы духа. Аполлоническое и дионисийское начала должны были восстановить некогда растерянное единство.

Аполлоническая культура не существует в изолированном мире как закрытое пространство. То же относится и к дионисийству. В любом процессе можно отыскать близость этих контрастных принципов. Будучи взаимно противоположными, они органически дополняют друг друга.

Аполлоническое началоДионисийское начало
рациональностьиррациональность
мерабезмерное буйство
иллюзорно-оптимистическоетрагико-героическое
состояние покоябеспокойство, неудовлетворенность
индивидуальностьуничтожение индивидуальности через мистическое начало

Культура представляет собой борьбу двух начал, с ними связано поступательное развитие в культуре. Ницше утверждал, что в европейской культуре аполлоническое подавило дионисийское, и ее дальнейшее развитие пошло по аполлоническому направлению. Но с таким выводом можно согласиться только частично, так как дионисийское начало не было полностью утрачено. Анализ европейской культуры это подтверждает. Дионис дает о себе знать, казалось бы, во время, когда это противоречило господствующему миропредставлению. В частности, это карнавальная смеховая культура средневековья. Прямым продолжением дионисийского является вакхические модели культуры итальянского и северного Возрождения, фландрийского барокко (Рубенс, Йорданс), европейского сентиментализма и романтизма. Дионисийские тенденции четко просматриваются и в современной культуре. Появление в XX веке различных субкультур, основанных на философии социального протеста (хиппи, панки), также является проявлением дионисийского, и наиболее яркой в этом плане стала рок-культура XX века.

что такое аполлоническое и дионисийское начало. 640 1. что такое аполлоническое и дионисийское начало фото. что такое аполлоническое и дионисийское начало-640 1. картинка что такое аполлоническое и дионисийское начало. картинка 640 1. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии

Таким образом, можно констатировать, что в культуре на протяжении всей ее истории наличествуют две тенденции. Одна – рациональная, строго определенная по форме и содержанию, упорядоченная, логически верная и мотивированная, восходящая к высокой классике античности, т.е. аполлоническая. И вторая – иррациональная, самостийная, демоническая, непредсказуемая, динамическая, другими словами – дионисийская.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *