что такое анархия в истории

Что такое анархия простыми словами и кто такие анархисты

что такое анархия в истории. Dreamstime 1. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-Dreamstime 1. картинка что такое анархия в истории. картинка Dreamstime 1. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Кто такой анархист?

Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Анархисты выступают за самоуправление. Они считают, что на смену странам должны прийти самоуправляемые общины, в которых люди будут решать вопросы общественного характера коллективно, а личного — индивидуально. Все насущные проблемы должны разбираться по принципу «инициативы снизу». В современном же мире всё наоборот.

что такое анархия в истории. The Plaid Zebra 2. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-The Plaid Zebra 2. картинка что такое анархия в истории. картинка The Plaid Zebra 2. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.@The Plaid Zebra

Для обсуждения глобальных вопросов анархисты предлагают создавать добровольные конфедерации или федеративные сообщества (система делегирования). Они считают, что общественные отношения должны основываться на свободе, взаимопомощи, добровольном согласии и равенстве. Сама идея анархизма заключается в замене любых механизмов принуждения на свободное сотрудничество людей.

Кто и когда ввёл термин «анархия»?

Впервые понятие было использовано в начале девятнадцатого века французским политиком и публицистом Пьером Жозефом Прудоном. А именно в трактате «Что такое собственность или исследование о принципе права и власти». Либеральный теоретик представлял анархию как форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание достаточно для поддерживания порядка и гарантирования всех свобод. Из-за этого влияние управленческих аппаратов должно уменьшиться до минимума. А затем исчезнуть и вовсе. Это привело бы к образованию новых федералистских учреждений, основанных на местном самоуправлении.

Либерализм и анархизм

Для либерала и анархиста первична человеческая личность. Они оба не любят власть, опасаются экспансии и вмешательства могущественного государства в разные сферы публичной и частной жизни человека. Но на этом их сходства заканчиваются.

Либерал считает, что личность эгоистична. Люди по природе таковы, что будут строить отношения по принципу иерархии, господства. Неизбежно сильные от природы будут подавлять более слабых во всех человеческих отношениях.

Анархист же убеждён, что все люди именно в силу самого своего существования изначально имеют равные права на жизнь. И если кто-то сильнее, а другие слабее, то это не вина и не заслуга самих людей, для которых характерны эти свойства. Таковы обстоятельства, некая сложившаяся жизненная ситуация. Она не должна влиять на право этих людей на жизнь, на равные возможности жить в гармонии друг с другом и с природой, и на равных удовлетворять свои потребности.

Коммунизм и анархизм

Марксизм — научная теория и революционная политика, отражающая классовые интересы пролетариата. С точки зрения данной идеологии сначала возникла частная собственность и товарно-денежный обмен, а потом уже классовое общество и государство.

что такое анархия в истории. Harry Turtledove 5. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-Harry Turtledove 5. картинка что такое анархия в истории. картинка Harry Turtledove 5. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.@Harry Turtledove

А анархизм — это путаная и ненаучная доктрина, отрицающая объективность и принудительную силу социальных законов истории. Имеет классовую базу в виде мелкой буржуазии и люмпен-пролетариата. Представители этого течения придерживаются мнения, что сначала возникло государство, как орудие неравного распределения ресурсов. А уже потом классы и собственность.

Таким образом, марксисты стремятся к изживанию управленческого аппарата после революции, а анархисты — к его полному упразднению. С точки зрения последних через несколько десятков лет государственная власть исчезнет. Первые же уверенны, что власть останется, но только будет постоянно ротироваться.

Источник

Что такое Анархизм

Анархизм (от греч. ἀ(ν) + ἄρχή — «без» + «власть») — система взглядов людей, выступающих за отсутствие правительства, руководства. Отрицание принципа власти. Политическая и социальная система, при которой индивид освобождается от государственной опеки.

Анархизм часто понимается в уничижительном смысле как синоним беспорядка, хаоса и дезорганизации. А антонимы анархизма — диктатура, порядок.

Отрицать авторитет и постоянно это пропагандировать называется анархизмом. Можно сказать, что анархизм — это вера, но иногда его считают идеологией.

Кто такой анархист?

Анархист — это член анархической организации, приверженец анархизма.

Себастьян Фор (французский анархист, педагог и журналист) определил анархистов следующим образом:

«Тот, кто отрицает авторитет и борется с ним, является анархистом».

Основные принципы анархистской идеологии

Анархисты уверены, что общество может быть организовано без применения власти. Но для этого должны осуществляться некоторые важные принципы:

Разница между анархизмом и анархией

Анархия является состоянием жизни без вмешательства правительства, механизмов и учреждений государства.

Анархизм — это политическая философия, целью которой является анархия; это политическая теория, целью которой является создание анархии.

Анархия — это способ существования, в то время как анархизм — это то, что происходит, когда люди, которые считают себя анархистами, собираются и начинают говорить.

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет «услуги за услугу», они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем «навязанное» правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом. Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире.

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Символ анархизма

В разное время и в разных обществах анархизм имел разную символику. Здесь мы рассмотрим только некоторые из них, самые яркие примеры.

Буква «А» в круге

что такое анархия в истории. a v kruge cke. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-a v kruge cke. картинка что такое анархия в истории. картинка a v kruge cke. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Этот символ анархии — один из самых известных на данный момент. Этот знак был создан переплетением из заглавной буквы «А» и заглавной буквы «O» (вокруг первой).
Буква «А» была взята из слова «анархия» (она одинаково выглядит в большинстве европейских языков и в кириллице). А буква «О» произошла от слова «порядок» (от фран. ordre).

Чёрный флаг

что такое анархия в истории. flag abarchy cke. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-flag abarchy cke. картинка что такое анархия в истории. картинка flag abarchy cke. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

С 1880 года чёрный флаг стал символом анархизма. Однако существует несколько объяснений этому символу. Во-первых, чёрный флаг объясняется как противоположность традиционному белому цвету монархии или (также) белому цвету флага капитуляции (когда показывался белый флаг как символ сдачи на милость победителя).

Во-вторых, существует теория о чёрном цвете флага как противоположность разноцветным флагам различных государств, как «антифлаг» какого-либо государства. Существует целое множество объяснений данному символу, и он остаётся по сей день одним из самых известных олицетворений анархизма.

Также этот флаг «развился» на несколько вариаций. Таким образом, можно встретить чёрный флаг с другими цветами (красным, жёлтым, зелёным, белым и другими), которые символизируют разновидности анархизма (например, чёрно-белый флаг для анархо-пацифизма, чёрно-жёлтый — для анархо-капитализма и др.).

Происхождение анархизма и «Анархия — мать порядка»

Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865), один из основоположников анархизма, французский философ и политик, был первым, кто представил идею «анархического порядка» против традиционного «государственного порядка». Один из самых авторитетных теоретиков-анархистов, считается первым, кто назвал себя анархистом.

По его мнению, «государственный порядок» является причиной обеднения населения, повышенной преступности и многих других проблем социума, так как строится на насилии.

В то время как «анархический» даёт возможность получить гармонию личных и социальных интересов, справедливость в политике и экономике.

Знаменитая фраза Прудона «Анархия — мать порядка» была несколько перефразирована. В оригинале она звучит как «Свобода — не дочь, а мать порядка» («la liberté non pas fille de l’ordre, mais MÈRE de l’ordre»). Эта фраза была опубликовала в следующем контексте:

«Республика — это организация, с помощью которой все мнения и все виды деятельности, будучи свободными, народ, силой расхождения мнений и воли, думает и действует как единый человек.

В республике каждый гражданин, делая то, что он желает и ничего кроме этого, он непосредственно участвует в законодательстве и управлении, так же, как он участвует в производстве и обороте богатства.

Там каждый гражданин — король, ибо он обладает полной властью, он правит и управляет. Республика — это позитивная анархия. Это не свобода, подчинённая порядку, как в конституционной монархии, и не свобода, заключённая в тюрьме порядка, как было бы у временного правительства.

Это свобода, избавленная от всех его препятствий, суеверий, предрассудков, софизма, спекуляций, авторитета; это взаимная свобода, а не самоограничение свободы; свобода — не дочь, а мать порядка».
Пьер-Жозеф Прудон

Основные представители анархизма

Различия между анархизмом, коммунизмом и анархо-коммунизмом

Анархизм — это понятие довольно всеобъемлющее. Анархизм стремится к отказу от государства, и это можно сделать применяя разные стратегии. Поэтому анархизм имеет такое большое количество вариаций.

Коммунизм — это идеология и социальное устройство, которые борются против классового расслоения общества и частной собственности, и поддерживают социальное равенство. В коммунизме человек трудится за благополучие всего общества.
На практике внедрение коммунизма подразумевало укрепление роли государства в жизнях людей.

Можно сказать, что государство даже взяло под контроль огромную часть человеческой жизни. А в анархизме главная идея — отдать бразды правления людям.

Анархо-коммунизм же выступал за ликвидацию государства, частной собственности и капитализма, против каких-либо руководителей или иерархии. И призывал к контролю над средствами производства. Управление и производство должны осуществляться путём горизонтальной сети добровольных объединений, рабочих советов и т. д.

Разница между анархизмом и нигилизмом

Анархизм также часто сравнивают с нигилизмом. Нигилизм означает отказ от всех существующих доктрин и веры.

Анархизм считает, что сложившаяся политическая ситуация не способствует развитию качеств индивидуума и по этой причине её следует отвергнуть.

Смотрите также значение Нигилизм.

Анархизм в России

Анархизм был влиятельным движением за границей и появился в России с русскими эмигрантами в конце XIX века. Всего существовали три наиболее видных течения: бакунисты, лавровцы и ткачевцы.

Бакунизм связан с именем знаменитого анархиста М. А. Бакунина. Главными характеристиками этого направления считаются: абсолютная свобода личности и независимость общин мелких производителей, ликвидация частной собственности, уничтожение какого-либо государства; они боролись против марксистского учения о социалистической революции и формирования политических партий.

Для лавровцев приоритетом была серьёзная и длительная пропаганда, они думали, что социальная революция произойдёт лишь в отдалённом будущем.

Лидер ткачевцев — Пётр Никитич Ткачёв (1844–1886) — утверждал, что посредством хорошо спланированного крупного террористического заговора можно совершить социальную революцию. Сторонники Ткачёва считали, что люди установят социалистический безгосударственный строй через революционную диктатуру.

После этих движений анархизм ослабевает до начала XX века. В 1903 году в Европе П. А. Кропоткин, В. Н. Черкезов (Черкезишвили), М. Гольдсмит и другие начинают публиковать журнал с анархистскими и коммунистическими идеями «Хлеб и Воля».

Большинство активных анархистов в 1904–1905 гг. поддерживали П. А. Кропоткина. «Хлебовольцы» (от «названия журнала «Хлеб и Воля») стали лидирующей группой анархистов-коммунистов на то время в Рос­сии.

Однако они отстаивали бескомпромиссную классовую борьбу, а также насильственную революцию для реализации социализма.

В конечном итоге из-за этой несогласованности с истинами анархистской идеологии народные массы были недовольны, и в апреле 1905 года рождается новая анархистская организация под названием «безначальцы«. Они тоже начали печатать свои принципы и идеи («Листок группы «Безначалие», Париж, Н. Романов, М. Сущинский, Е. Литвин).

Безначальцы уже считали, что анархизм должен был выполнять эти принципы:

Потом образовался самый поздний вид анархизма — анархо-синдикализм (или революционный синдикализм). Для них приоритетом было объединение всех рабочих в синдикаты (в революционные рабочие союзы).

Они поддерживали классовую борьбу. И в отличие от социал-демократии, по их мнению, любые политические организации, политическое столкновение или причастность к буржуазным парламентам оказывали пагубное влияние на рабочий класс.
Главные идеи анархо-синдикализма были взяты из работ Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина.

Российский анархист М. А. Бакунин

Михаил Александрович Бакунин был известным революционером и основателем анархизма. В России он был ярчайшим представителем анархизма.

Михаил Александрович родился в семье богатого дворянина в Тверской губернии. В 1840 году он переезжает в Европу, где в 1844 году (в Париже) встречается с Карлом Марксом. Он постоянно переезжает из страны в страну, знакомится с революционными идеями, интересуется политэкономией и коммунизмом.

Но большое влияние на формирование мировоззрения Бакунина оказывают идеи Пьера-Жозефа Прудона (считается первым, кто назвал себя анархистом).

В 1847 году, после его первого публичного выступления против русского самодержавия, Бакунин был выслан из Парижа и переехал в Брюссель. Но уже в следующем году он возвращается в Париж и принимает активное участие во Французской революции 1848 года.

Потом Бакунин участвует в восстаниях в Праге и Дрездене. А в 1851 году был арестован русской жандармерией. В России Бакунин был заключён в Петропавловскую крепость (там он пробыл до 1857 года), где он написал свою знаменитую «Исповедь».

В этом документе, который опубликовали только в 1921 году, Бакунин рассказывает о своей жизни за границей и о причинах, заставивших его участвовать в революции. В 1857 году его отправляют в Сибирь на поселение.

Бакунин скитается по Сибири и Дальнему Востоку на протяжении следующих лет. Но в 1861 ему удаётся бежать, и он попадает в Сан-Франциско.

В том же году он уже в Лондоне и продолжает свою деятельность революционера, одержимого своей идеей — объединить славян в борьбе против Османской, Австрийской и Российской империй, чтобы создать федеративное славянское государство.

Он создал тайную революционную организацию, которую назвал «Международное тайное революционное общество освобождения человечества». Потом она была переименована в «Интернациональное братство».

Главные цели этой организации были:

Эти и другие идеи вошли в его произведение «Государство и анархия», опубликованное в 1873 году. В этой работе Бакунин призывал молодёжь к революции.

По его мнению, разобщённость крестьянских общин была главной проблемой всех неудачных попыток бунтов крестьян, поэтому он призывал «идти в народ», для того чтобы установить «живую бунтовскую связь между разъединёнными общинами». Этот призыв не остался без ответа и дал начало явлению, которое называется «народничество».

Бакунин пытался отменить монархию и установить республику, уничтожить классы, привилегии и любые различия, сделать равными политические права мужчин и женщин, он пытался добиться «внутренней реорганизации каждой страны с безусловной свободой индивидов».

Источник

Анархизм как социально-политическая идеология и движение. Течения, тактика и основные идеи анархизма

Анархизм – это социальное движение, политическая доктрина, политическая философия, характеризующаяся неприязнью к власти, неприятием частной собственности, всех принудительных форм иерархии, видящая человеческое общество без иерархии и предлагающая стратегии для её достижения путём свержения авторитарной социальной системы. Анархизм призывает к отмене государства, которое он считает ненужным и вредным.

Иначе говоря, это политическое движение не признаёт универсальный порядок среди людей, проповедует неограниченную свободу личности, исключает любые формы власти и принудительный порядок, провозглашает организованную политическую борьбу.

Этимологическое происхождение слова «анархизм» происходит от греческого слова «anarchos», которое состоит из приставки «an», означающей «не» или «без», и «archos», означающий «правитель». Также «anarchos» можно перевести как «без правителей» или «государство без власти». Суффикс «ism» обозначает идеологическое течение, благоприятствующее анархии.

Термин «анархизм» и его производные иногда используются уничижительно как синоним социальных бунтов и разрушений. Для самих анархистов анархия – это определённо не бунт. Наоборот, для анархистов это абсолютный общественный порядок благодаря антикапиталистическому коллективизму. Этот коллективизм противоречит идее частной собственности, предполагая, что некоторые вещи не гарантируют отсутствие прав собственности, особенно те, которые влияют на накопление собственности и не используются. В положительном смысле, это система, при которой люди освобождены от всякой власти.

История возникновения идеологии анархизма

что такое анархия в истории. lazy placeholder. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-lazy placeholder. картинка что такое анархия в истории. картинка lazy placeholder. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Анархические идеи можно найти уже в древних философских школах даосов, циников и стоиков, в средневековых движениях, таких как «Братья и Сёстры Свободного Духа» и др.

Предшественниками анархизма были диггеры (радикальное крестьянское движение английской революции), участники Французской революции (во время Французской революции термин «анархист» использовался якобинцами для обращения к своим радикальным политическим оппонентам), некоторые социалисты-утописты (особенно Фурье), а также английский политический мыслитель Уильям Годвин.

Первым, кто назвал себя «анархистом», был французский мыслитель, теоретик, социалист и борец за свободу Пьер-Жозеф Прудон. Концепция анархизма была впервые озвучена им в своих трудах в 1840 г. Он утверждает, что «анархия – это форма правления без хозяина или правителя».

Примерно в то же время, другой французский социалист Жозеф Дежак начал продвигать анархические взгляды, придумав для их описания термин «либертарианец». По этой причине анархизм иногда называют либертарианским социализмом.

Как доктрина анархизм развился в XIX в. в рамках социалистического рабочего движения.

Анархическое движение начало формироваться на рубеже 1860-1870-х гг. на основе гордонистских и анархо-коллективистских тенденций Первого Интернационала. Оно возникло сразу как международное движение.

Анархистом был и российский Михаил Бакунин, выступавший против марксистской цели диктатуры пролетариата. Он был союзником федералистов в Первом Интернационале. После первоначального сотрудничества с марксистами Интернационал распался. Анархо-коллективисты во главе с Михаилом Бакуниным обвинили марксистов в авторитаризме и желании заменить классовое правление буржуазии, критикуемое социалистами, правлением нового класса государственных бюрократов.

Затем анархизм был сконцентрирован в различных национальных секциях Интернационала, некоторые из которых пережили распад организации, вызванный спором между двумя течениями социализма, или породили новые анархистские организации (например, Юрскую Федерацию).

Анархисты приняли участие в Парижской Коммуне, которой они придавали федералистский характер. Анархисты приветствовали её как социальную революцию, направленную не только на введение социализма, но и на «безгосударственный» социализм.

Анархизм не надо путать с нигилизмом (который отрицает общество и направлен на его разрушение). Хронологически анархизм разделяют на:

В современном мире понятие «анархизм» потеряло свой первоначальный смысл и часто употребляется как синоним хаоса, безвластия и дезорганизации. Сами же современные представители анархизма направляют свои действия не на разрушение и хаос, а на создание общества с идеями солидарности, свободы и равенства.

Основные идеи анархизма

что такое анархия в истории. lazy placeholder. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-lazy placeholder. картинка что такое анархия в истории. картинка lazy placeholder. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Идеология и политика анархизма включают в себя следующие аспекты:

Анархизм и государство

Анархисты выступают против любой власти и силы и выступают за абсолютную свободу отдельных лиц и самоорганизованных групп.

СМИ часто представляют анархистов как опасных и жестоких людей. Это предубеждение – продукт государственной пропаганды, прежде всего потому, что анархизм выступает за мир и свободу. Многие рабочие, учёные, известные художники, писатели и музыканты своими произведениями пропагандировали анархизм.

Некоторые авторы более конкретно определяют, что анархисты защищают институты, основанные на отсутствии иерархии, которые представляют собой свободные ассоциации. Анархизм считает государство нежелательным, излишним и вредным. Основная позиция анархизма состоит в том, что государство через свои репрессивные органы (суд, полиция, армия) приносит больше зла, чем добра, и что государство должно быть упразднено.

Оппозиция государству и его институтам – непременное условие анархизма. Анархисты признают государство инструментом господства и считают его незаконным, независимо от его политических тенденций. Люди перестают контролировать некоторые аспекты своей жизни, и самые важные решения принимает немногочисленная элита. В конечном счёте, существование государства зависит исключительно от власти, будь она явной или прозрачной, потому что у него всё ещё есть способность принуждать людей.

Ещё один аргумент анархистов против существования государства состоит в том, что люди, составляющие правительство, даже самые альтруистические среди чиновников, неизбежно будут стремиться к большей власти, что приведёт к коррупции.

Несмотря на вышесказанное, отношение анархистов к государству разное. Роберт Пол Вольф считал, что противоречие между властью и автономией будет означать, что государство никогда не станет законным. Михаил Бакунин рассматривал государство как «господство путём принуждения, если возможно, замаскированного, но бесцеремонного и открытого, если необходимо». А. Джон Симмонс и Лесли Грин, склонявшиеся к философскому анархизму, считали, что государство может быть легитимным, если им управляет консенсус, хотя они считали это маловероятным. Существуют также разные взгляды на отмену государственных форм.

Ричард Сильван указывает, что некоторые существующие формы управления могут быть совместимы с анархизмом, если они не содержат «авторитарных или принудительных элементов». В обществе могут быть некоторые общепринятые правила или «закон», не основанные на принуждении. Иногда ошибочно полагают, что анархизм универсален, то есть он не может существовать вообще, если не существует повсюду (во всех странах).

что такое анархия в истории. lazy placeholder. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-lazy placeholder. картинка что такое анархия в истории. картинка lazy placeholder. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Анархизм и идея равенства

Анархизм – это система взглядов, которая отстаивает программу полной отмены принуждения, угнетения и социальной эксплуатации, а также универсальности, свободы, равенства и социальной справедливости. Анархизм стремится реализовать принципы равенства во всех сферах общественной и политической жизни, достичь социальной справедливости путём создания общества без границ и этнических разделений (без гражданства).

Анархисты хотят устранить из общества все формы дискриминации, превосходства и коллективного эгоизма (но не все анархисты были против эгоизма, например, Макс Штирнер). Они критикуют все централизованные формы политической и экономической власти. Эта критика распространяется как на тоталитарные государства (в которых индивид теряет почти всю свою субъективность и человечность), так и на государства с парламентской демократией (в которых гражданин имеет большее влияние на свою жизнь).

Главный вывод анархистов в том, что в любом государстве можно говорить о полной политической и социальной субъективности всех граждан. По их мнению, централизованная, нисходящая власть в большей или меньшей степени всегда остается вне общественного контроля, отчуждая себя (власть) от общества. Они критикуют централизованную форму власти, такую как государство. Поэтому, в зависимости от типа анархизма, такая организация как государство заменяется, например, федерацией самоуправляющихся муниципалитетов, действующих по принципу прямой демократии.

Анархизм и индивидуализм

В основе мировоззрения анархизма лежит индивидуализм. Анархисты рассматривают все формы государственной власти как главное препятствие на пути осуществления личной свободы. Они объявляют формы государственной и политической власти злыми, жестокими, от которых нужно немедленно избавляться. По их мнению, основная задача социальной революции – создание социальной структуры, состоящей из самоуправляющихся промышленных объединений, общественных объединений без государства.

В повседневной жизни термин «анархия» возник из-за плохого управления беспорядком и хаосом в государстве. По мнению анархистов, только анархия, то есть отказ от принуждения людей к чему-либо, может установить настоящий общественный порядок без контроля, основанный на свободе общения. Сторонники этого движения говорят, что «Анархия – начало порядка!» В этом контексте следует понимать их девиз.

Анархизм и свобода выбора

Отделение работы от других видов деятельности в жизни и подчинение её законам рынка означает уничтожение её естественной, органической формы существования – формы, которая развивалась вместе с человечеством на протяжении тысячелетий совместной экономической деятельности.

Анархизм критикует капиталистическую теорию свободы выбора потребителя, согласно которой он должен определять силу спроса на определённые товары и услуги, что иногда сравнивают с голосованием в демократической системе.

По мнению анархистов, ощущение свободы выбора потребителя иллюзорно, потому что принятие решений на рынке глубоко пассивно и реакционно (то есть основано на реакции на направления действий других людей). Покупатель выбирает из продуктов на полке, которые произведены другими людьми для получения прибыли. Заказчик – это конечный пользователь, фактически зритель, а не актёр, просто выбирающий одну из возможностей, созданных кем-то ещё.

Анархизм и частная собственность

что такое анархия в истории. lazy placeholder. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-lazy placeholder. картинка что такое анархия в истории. картинка lazy placeholder. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Анархисты выступают против частной собственности как источника навязанной иерархической власти и привилегий для привилегированных социальных групп. Они утверждают, что капитализм, увеличивая идеологически незыблемое «право» на частную собственность, столь же быстро увеличивает неравномерное распределение сырья. Это, в свою очередь, расширяет переговорные позиции между «собственниками» и «не собственниками».

Анархисты утверждают, что именно капитализм делает невозможным «самообладание», потому что основное условие «самовладения» – не делать ничего против своей воли. Капиталистическая система ослабляет эту идею. Большинство людей попадают в ситуацию, когда лучший вариант – добровольно позволить эксплуатировать себя для получения «собственности».

Тактики анархического движения

Тактика анархического движения принимает множество форм, но обычно служит двум основным целям:

Анархизм использует различные тактики для достижения своих идеологических целей, которые можно условно разделить на революционные и эволюционные. Между этими двумя концепциями существует значительное совпадение, которое носит чисто описательный характер. Революционная тактика обречена на свержение правительства и государства, если в прошлом оно применяло насильственные меры. Эволюционная тактика предназначена для создания анархического общества.

С одной стороны, анархизм выступает за борьбу с государством и его институтами посредством революции. С другой стороны, анархизм стремится к социальным изменениям посредством эволюции. Эволюционная тактика включает отказ от насилия и постепенный подход к анархистским целям, хотя на практике эти две тактики пересекаются.

Классическая тактика анархизма

Отношение анархистов к насилию всегда было спорным:

Революционная тактика анархизма

Революционные анархисты выступают за небольшие неформальные группы интересов, в которых каждый член несёт ответственность за свои собственные действия, но сотрудничает с другими. Современные анархисты гораздо менее агрессивны и воинственны, чем их идеологические предки. Чаще всего они вступают в конфронтацию с полицией во время демонстраций и беспорядков.

Анархисты конфликтуют не только с правительственными чиновниками. Они также участвуют в борьбе с фашистами, расистами или широко понимаемыми крайними правыми, предпринимая антифашистские действия и мобилизуясь, чтобы предотвратить присутствие представителей этих течений в публичном пространстве.

Эволюционная тактика анархизма

Эволюционная тактика предусматривает создание самоуправления на всех уровнях. Не должно быть государственных структур. Должны быть лишь частные народные организации. Для этого анархисты обычно используют прямое действие. Оно может принимать форму разрушения и протеста против несправедливой иерархии или самоуправления своей собственной жизнью путём создания контр-институтов (например, муниципалитетов, неиерархических коллективов или кооперативов).

Принятие решений часто осуществляется в антиавторитарной манере (используется форма демократии участия), когда все имеют равное право голоса при принятии каждого решения. Это подход известен как горизонтализм.

Современные анархисты были вовлечены в различные движения массовой демократии, которые более или менее основаны на горизонтализме. Хотя они не являются откровенно анархистскими, но уважают личную автономию и участвуют в массовом активизме, таком как забастовки и демонстрации.

Процесс принятия решений небольшими группами интересов играет важную тактическую роль в анархистском движении. Различные методы используются для достижения консенсуса между членами группы без необходимости лидера или группы лидеров.

Один из способов состоит в том, чтобы человек в группе играл роль модератора, чтобы помочь достичь консенсуса, не участвуя в обсуждении и не продвигая определённого мнения. Такие группы обычно состоят из 5-20 человек, что нацелено на укрепление автономии и дружбы между участниками. Чаще всего они объединяются друг с другом в более крупные сети.

Анархия и порядок

что такое анархия в истории. lazy placeholder. что такое анархия в истории фото. что такое анархия в истории-lazy placeholder. картинка что такое анархия в истории. картинка lazy placeholder. Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Термин «анархизм» и его производные иногда используются уничижительно, как синонимы социальных беспорядков. Но анархизм защищает идею о том, что отсутствие структуры власти не является синонимом социальной дезорганизации. Так, Пьер-Жозеф Прудон говорил, что «Анархия – это высшая степень свободы и порядка, которую может достичь человечество». Размышляя о справедливости, Пётр Кропоткин писал, что «равенство во всём – синоним справедливости. Это и есть анархия». Подобным образом размышлял и Ансельм Беллегарриг: «Анархия – это порядок, а правительство – это гражданская война».

Анархия для её сторонников, есть абсолютный социальный порядок, в частности, благодаря обобществлению средств производства и вопреки идее капитализированной частной собственности. Анархия предполагает, что индивидуальная собственность не гарантирует никаких прав имущество, в частности, касающееся накопления неиспользованных товаров. Этот общественный порядок основан на политической свободе, организованной вокруг императивного мандата, самоуправления, целостного федерализма и прямой демократии. Таким образом, анархия организована и структурирована.

Анархия и демократия

Анархистская система рассматривается анархистами как самая широкая форма демократии. При анархии человек имеет влияние на свою жизнь, непосредственно участвуя в законодательном и исполнительном процессе. В то же время анархисты против представительной демократии.

Многие анархисты выступают против голосования по трём причинам:

Самая фундаментальная идея состоит в том, что представительная демократия несовершенна сама по себе. Государство использует теорию демократии для захвата власти над населением, а затем использует свою силу для борьбы со всеми несогласными. Государство почти никогда не служит интересам народа, фактически, оно просто создаёт иллюзию получения власти.

Антимилитаризм и анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм – это движение, целью которого является создание общества без насилия. Средства, используемые для достижения этой цели, соответствуют этому обществу:

Анархо-пацифизм направлен на объединение мужчин и женщин для построения общества, в котором каждый может реализовать себя (общество находится на службе у человека), и в то же время побуждает человека сотрудничать, вносить свой вклад в общее благо.

Эгалитаризм

По мнению анархистов, все равны независимо от национальности, расы, пола, сексуальной ориентации, возраста и религии. По этой причине они постулируют создание общества без классового разделения, в котором каждый человек имеет равное влияние на внешний вид общественной жизни.

Экоанархизм

Окружающая среда и устойчивое развитие интересовали анархистскую мысль, по крайней мере, с момента публикации книги Петра Кропоткина «Поля, фабрики и мастерские» в 1899 г. Однако с конца 1970-х гг. англоязычные анархисты стали уделять больше внимания проблемам окружающей среды. Экоанархисты часто используют прямые действия против институтов, которые, по их мнению, разрушают Землю.

Ещё одно важное направление – эко-феминизм, который утверждает, что угнетающее поведение по отношению к женщинам имеет тот же источник, что и деструктивное обращение с окружающей средой.

Зелёный анархизм также включает в себя критику промышленного капитализма и самой цивилизации. Однако экологическое направление анархо-примитивистской мысли часто подвергается критике со стороны представителей других анархистов.

Критика анархизма

Теория и практика анархизма вызывали споры с момента его распространения в XIX в. Большая часть критики исходила от групп, выступающих против анархизма (прежде всего, от правительств). Многие ставят под сомнение идеалистическую природу анархизма, сомневаясь в его практическом применении в реальном мире. Они подчёркивают, что невозможно создать устойчивое анархистское антигосударство. Некоторые социологи считают, что иерархия возникла одновременно с человеческой цивилизацией, хотя другие утверждают, что многие коренные общества были в значительной степени эгалитарными.

Анархическая мысль, критика и практика сыграли свою роль в различных сферах общества. Критика анархизма сосредоточена в основном на утверждениях, что он внутренне непоследователен, жесток и утопичен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *