что такое алкокод в егаис
Работа с регистром 2 ЕГАИС после 1 апреля 2021 года
В рамках полного перевода ЕГАИС на помарочный учет с 1 апреля 2021 года начинают действовать новые ограничения на работу со вторым регистром. Вначале эти ограничения должны были вступить в силу с 1 марта, но позже были перенесены. Они затронут розничную торговлю, рестораны и бары. В нашей статье мы обсудим, как теперь работать с учетом алкогольной продукции и что мы для этого реализовали в Дримкас Старт и кассах линейки Вики.
Что нужно сделать до 1 апреля 2021 года
С 1 августа 2021 года вводится запрет на списание алкогольной продукции чеками со второго регистра. При продаже маркированного алкоголя каждый чек отправляется на сервер ЕГАИС. Если в чек попала бутылка c акцизной маркой, которая не числится на ваших остатках в третьем регистре, данная продукция списана не будет. При этом никакой ошибки ЕГАИС не вернет. В результате получится ситуация, при которой клиент уйдет с бутылкой, которая фактически не будет списана. И об этом вы узнаете только после проведения сверки фактических остатков. А для списания такой бутылки вам понадобится указать код акцизной марки, которой у вас фактически уже давно нет.
Для того, чтобы избежать такой ситуации вам необходимо разобраться с остатками алкогольной продукции, которая числится за вашим предприятием на втором регистре ЕГАИС. А для этого важно понимать, что уже с 1 апреля 2021 года вводится запрет на перенос маркированной продукции на второй регистра, если на балансе остаток товара соответствующего кода больше либо равно нулю. Поэтому мы рекомендуем навести порядок на втором регистре уже сейчас, чтобы успеть сделать это удобным способом.
Для этого сформируйте отчет об остатках на втором регистре ЕГАИС (ссылка) и примите решение о том, что сделать с этими остатками. У вас есть несколько вариантов:
Отрицательные остатки на втором регистре ЕГАИС
Удобный инструмент для наведения порядка в ЕГАИС
Учет товара в Кабинете Дримкас
Магазин принимает товары по накладной — сервис добавляет их в базу для учета. Дальше можно установить цену, скидку и напечатать ценники.
Сервис заменяет товароучетную систему, Excel и другие программы.
Как все настроить можно посмотреть вот тут.
Продажа пива и ЕГАИС для общепита после 1 августа 2021 года
Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка
Мобильное приложение «АНТИКОНТРАФАКТ АЛКО»
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка создала для вас мобильное приложение, которое позволяет:
— определить легальность алкогольной продукции по данным из ЕГАИС
— определить легальность продажи алкогольной продукции в торговой точке
— найти ближайшие легальные пункты реализации алкогольной продукции
— сообщить о нарушении в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка
Сервис наглядно отображает организации, имеющие лицензию на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией на карте и списком
Проверка продукции перед покупкой
Сканируйте федеральные специальные или акцизные марки в местах продажи алкогольной продукции и проверяйте соответствие информации с федеральной специальной или акцизной марки, нанесенной на бутылку алкогольной продукции данным, зафиксированным в ЕГАИС.
Проверка легальности покупки
Сканируйте QR-код с чека, выданного на кассе, и получите результат о соответствии информации с чека данным, зафиксированным в ЕГАИС.
Сообщение о правонарушении
В случае если организация осуществляет продажу алкогольной продукции без лицензии (ее нет на карте или в списке), продает алкогольную продукцию несовершеннолетним, нарушает время продажи алкогольной продукции или нарушает установленные минимальные цены на алкогольную продукцию, то у вас есть возможность сообщить об этих правонарушениях прямо в приложении.
Классификатор видов алкогольной продукции
Классификатор видов алкогольной продукции
Наименование вида продукции
Код вида продукции
Отнесение алкогольной продукции к коду вида продукции
Спирт-сырец этиловый из пищевого сырья
Спирт-сырец этиловый из пищевого сырья
Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья
Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья
Спирт этиловый ректификованный из непищевого растительного сырья
Спирт этиловый ректификованный из непищевого растительного сырья
Спирт этиловый из ЭАФ
Спирт этиловый из ЭАФ
Спирт этиловый синтетический
Спирт этиловый синтетический
Спирт этиловый абсолютированный
Спирт этиловый абсолютированный
Другие спирты (за исключением денатурированных)
Другие спирты (за исключением денатурированных)
Спирт этиловый денатурированный из пищевого сырья
Спирт этиловый денатурированный из пищевого сырья
Спирт этиловый денатурированный из непищевого сырья
Спирт этиловый денатурированный из непищевого сырья
Фракция головная этилового спирта
Фракция головная этилового спирта
Спирт этиловый питьевой
Спирт этиловый питьевой 95%
Водки, водки особые, плодовые водки
Ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта до 25% включительно
Наливки, пунши, настойки сладкие, настойки полусладкие слабоградусные (кр.20-25%), напитки десертные, напитки слабоградусные газированные и негазированные, аперитивы (кр. 12-25%), коктейли (кр.20-25%)
Ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25%
Настойки полусладкие, настойки полусладкие слабоградусные (кр. 25-29%), настойки горькие, настойки горькие слабоградусные, аперитивы (кр. 25-35%), коктейли (кр. 25-40%), бальзамы, джины
Коньяки, реализуемые в бутылках
Коньяки бутылированные всех категорий, арманьяк
Коньяки обработанные, предназначенные для отгрузки с целью розлива на других предприятиях или промпереработки
Коньяки, отгружаемые для розлива на другие предприятия, разлитые в емкости, разрешенные в установленном порядке для контакта с данным видом продукции
Напитки коньячные, бренди с содержанием этилового спирта до 25% включительно
Алкогольные напитки, приготовленные из коньячных спиртов, выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее 1 года с добавлением при необходимости сахара, колера, дубового экстракта и воды с содержанием этилового спирта до 25% включительно
Напитки коньячные, бренди с содержанием этилового спирта свыше 25%
Алкогольные напитки, приготовленные из коньячных спиртов, выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее 1 года с добавлением при необходимости сахара, колера, дубового экстракта и воды с содержанием этилового спирта свыше 25%
Напитки винные с содержанием этилового спирта до 25% включительно
Винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 22,0%, содержащий не менее 50% специального, столового плодового, специального плодового виноматериалов, сброженного плодового сусла, или их смеси, с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, винного, виноградного или плодового спиртов, винного или плодового дистиллятов, сахаросодержащих веществ, вкусоароматических веществ, пищевых красителей и воды. Содержание этилового спирта 5-25% включительно.
Напитки винные с содержанием этилового спирта свыше 25%
Напитки винные с содержанием этилового спирта 25-28%
Слабоалкогольные напитки кр.1,2-9,0%
Другие спиртные напитки с содержанием этилового спирта до 25% включительно
Импортная продукция: ароматизированный напиток «Фраголино» и т. д.
Другие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25%
Импортная продукция: кальвадос, ром, виски, джин, текила, абсент, бальзам, напитки алкогольные «Finlandia Granberry», мескаль и т.д.
ЕГАИС: как работать с алкоголем
Как работать в ЕГАИС — одна из главных тем среди всего бизнеса, так или иначе связанного с оборотом алкоголя в стране. Несмотря на то, что система ЕГАИС была введена еще в 2017 году, остается много вопросов у предпринимателей, импортеров и оптовиков, каким образом в ней работать и для чего были введены новые требования. Мы собрали самый актуальный материал по ЕГАИС, как работать в системе, что необходимо приобрести, чтобы стать ее участником и торговать рознице.
Регистрация и подключение к ЕГАИС от 1 дня
Установка ЕГАИС и оформление электронного ключа. Помощь в подборе оборудования и программного обеспечения. Все сопутствующие услуги.
Что такое ЕГАИС?
ЕГАИС — это единая система учета товарооборота алкогольной продукции на внутреннем рынке России. По факту, она контролирует движение товара от производственных мощностей до конечного потребителя. Учитывается и крепкий алкоголь, и пивная продукция. Система ЕГАИС введена для борьбы с контрфактным и недоброкачественным алкоголем, который по статистическим данным занимает около 30% всего оборота. Степень контроля зависит от крепости алкоголя. Так для крепких напитков введен помарочный учет, а для пива условия гораздо более мягкие. Благодаря системе можно проследить историю каждой бутылки.
Выигрывают все: государство получает свою долю налогов для развития экономики, производитель становится конкурентоспособным, ритейлер заслуживает лояльность покупателей, предоставляя всю информацию о товаре.
Функции ЕГАИС
В том случае, когда сфера деятельности компании связана с торговлей спиртосодержащими напитками, появляется необходимость отчетности в ЕГАИС. На онлайн-кассу устанавливается специальный модуль (УТМ), основная задача которого отправлять данные в информационную систему.
ЕГАИС выполняет следующие задачи:
- мониторинг и аналитика развития товарооборота в этой области; учет оборота спиртных напитков, начиная от производителя и до розницы, в разрезе разного содержания спирта в напитках; учет ввезенного алкоголя и его доли на отечественном рынке; контроль количества акцизных марок и сравнение с реальными продажами; контроль документооборота, выявление контрфактного товара.
Именно последний пункт считается наиболее важной миссией системы для устранения «теневого» бизнеса и легализации всех площадок.
Кому необходимо обязательно работать с ЕГАИС
Необходимость работать с ЕГАИС зависит от многих факторов: местоположения, численности населения в конкретном населенном пункте и виде деятельности компании. Законодательством были установлены следующие сроки:
- организации, действующие в городах и селах — подтверждение закупки с 01.01.2016, отчет о продажах с 01.07 того же года; компании по производству слабоалкогольных напитков, с оборотом менее 300 тысяч декалитров в год — оборот с января 2016; те, кто выпускает больше этого показателя — фиксируют производство и оборот с октября 2015; дилеры, оптовики — отчитываются об обороте с первого месяца 2016 года; ИП, закупающие напитки с легким содержанием спирта с последующей перепродажей — отчет о закупке с 01.01.2016. Некоторые предприниматели получали отсрочку, однако она уже давно прошла и теперь остались только некоторые категории, которым не обязательно регистрироваться и работать с ЕГАИС, а именно: изготовители пива и подобных напитков, которые производят меньше трехсот тыс. декалитров в год; владельцы виноградных плантаций, выпускающих шампанские и вина; розница, осуществляющая торговлю исключительно слабоалкогольным товаром.
Как подключить ЕГАИС
Что нужно для подключения и работы с ЕГАИС
Работать с ЕГАИС можно только после того, как торговая точка установила все необходимое оборудование и программное обеспечение. К таковым относятся:
- Компьютер с возможностью работать с ЕГАИС — требуются минимальные системные требования, они указаны на сайте системы. Стабильный интернет — необходим для отправки информации о приеме или продаже товара. УТМ — транспортный модуль, через который производится отправка данных в ЕГАИС, его могут предоставить бесплатно в ФСРАР. Для этого предприниматель должен получить КЭП, зарегистрироваться на официальном сайте ЕГАИС и после скачать модуль на компьютер. Криптоключ с электронной подписью на JaCarta, подключаемый по USB к вычислительной технике. Сканер с функцией считывания двухмерных меток PDF-417. Онлайн-касса с возможностью работы с ЕГАИС. Программа для работы с ЕГАИС. Сама по себе ЕГАИС, как и УТМ не имеют интерфейса для пользователя. Чтобы работать в системе, нужно обязательно установить программное обеспечение.
Если предусматривается торговля пивом и другим не крепким алкоголем, сканер не потребуется.
Система ЕГАИС алкоголь: как с ней работать
На сегодня разработана новая версия ЕГАИС 3.0, которая позволяет осуществлять контроль не только за выпуском и конечной реализацией, но и проводить мониторинг по всей цепочке движения спиртного товара. Новая модель работает эффективнее, при этом для участников бизнеса мало что усложнилось. Остаются такие же требования и отчетность, как и ранее. Изменения коснулись, прежде всего, промежуточной цепочки, оптовиков, транспортных служб и т.д. Ниже вы найдете инструкцию о том, как работать в ЕГАИС.
Как работает ЕГАИС в рознице
Рассмотрим ключевые моменты, как работать с системой ЕГАИС розничным магазинам.
Спиртосодержащий товар, как и любой другой, начинает свой путь к рознице от производителя или поставщика. При этом не важно, каким образом оформлена торговая точка — ООО или ИП, схема для всех одинакова. Отчетность по закупке товара обязательна как для крепкого алкоголя, так и для пивных напитков.
- партия товара отправляется в торговую точку, сопровождается двумя типами накладных: электронной для ЕГАИС и бумажной для экспедитора; владелец магазина сверяет коды, указанные в обеих накладных. При совпадении фактического товара с электронным и бумажным носителем, подтверждает прием цифровой и обычной подписями; если выявлено несоответствие — отказ или оформление акта расхождения, которые также фиксируются в ЕГАИС.
Продажа крепкого алкоголя
Приняв товар на баланс, торговля происходит таким образом:
- Кассир сканирует обычный линейный штрих-код, а затем акцизную марку (метка PDF-417), фиксируя факт продажи в ЕГАИС. Покупателю выдается чек с QR-кодом, который потребитель может отсканировать смартфоном и получить полную информацию о купленном алкоголе. Данные о проданном товаре переходят в УТМ, затем при использовании подсоединенного ключа электронной подписи, данные уходят в Росалкогольрегулирование.
Продажа слабоалкогольных напитков
Такой алгоритм как у крепкого алкоголя никак не касается напитков с легким содержанием спирта — пива, медовухи, сидра и т.п. Для них существует два способа для легальной торговли:
- ручным способом с ведением журнала в бумажном или электронном виде — в него вносится каждая продажа не позднее одного дня после реализации; добровольным подключением к ЕГАИС, работать с которым такой предприниматель не обязан, а может только по собственному усмотрению. Этот метод может показаться более затратным, однако, избавляет предпринимателя от ручного ведения учета, что многим бизнесменам кажется более приемлемым вариантом.
Если точка общепита торгует слабым алкоголем в розлив, алгоритм действий такой же, как и предыдущий с одним уточнением — в ЕГАИС фиксируется только факт вскрытия тары без последующего внесения данных о каждом литре.
Ответственность и штрафы
Рассмотрим, какие штрафные санкции предусмотрены за нарушения при работе с системой ЕГАИС.
Нарушение правил розничной продажи:
- Штраф для сотрудников от 20 до 40 тыс. руб. Штраф для организации от 100 до 300 тыс. руб.
Товар может быть конфискован.
Производство алкогольной продукции без лицензии:
- Для сотрудников штраф от 500 тыс. до 1 млн. руб. или дисквалификация до 3 лет Для юрлица штраф в размере одной пятой части дохода за прошлый год, но не меньше 3 млн. руб. Возможна приостановка деятельности до 90 дней
Возможны конфискации оборудования, товара и др.
Продажа алкоголя физическими лицами незаконно:
- Штраф для физлиц от 30 до 50 тыс. руб. с конфискацией товара Предпринимателя или производителя вина оштрафуют от 100 до 200 тыс. руб. с конфискацией товара
Нарушения в порядке учета алкоголя, если не работать с ЕГАИС:
- Штраф для сотрудника от 10 до 15 тыс. руб. Для юрлиц от 150 до 200 тыс. руб.
За не выданный чек по алкоголю:
За нарушения в крупном размере положена уголовная ответственность. За производство и оборот в крупном размере выпишут штраф, исправительные работы или лишение свободы до трех лет. За особо крупные нарушения штраф увеличится до 4 млн. руб. и может быть назначено лишение свободы на срок до 5 лет.
Нужна помощь в подключении ЕГАИС?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем подключить ЕГАИС.
Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Поштучный учет алкоголя
Полный переход на поштучный учет алкогольной продукции в ЕГАИС произойдет с 1 августа 2021 года.
Рассказываем о дополнениях в правила работы с алкоголем от декабря 2020 года, а также о том, как магазинам поступить с запасами со старыми марками, как «закрыть» второй регистр и получится ли перейти на новый формат работы после 1 августа 2021 года.
Также остановимся на особенностях поштучного учета и на том, как его упростить в рознице.
Все новые правила в 2021 году и полный переход на поштучный учет с 1 августа
ФСРАР (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка) об окончательном переходе на поштучный учет с 1 ноября 2020 года. При этом остатки, которые учитывались по старым правилам должны были постепенно выйти из оборота.
По разъяснениям ФСРАР после 1 ноября 2020 года можно было продавать партионную продукцию с Регистра № 2, но ее нельзя было передать между обособленными подразделениями.
В декабре 2020 года ФСРАР дополнила правила работы с крепким алкоголем в 2021 году:
C 01.01.2021 изменены сроки подтверждения ТТН ─ вместо 3-х и 7-и дней, подтверждение ТТН должно быть в тот же день, когда осуществлена приемка. Таким образом дата подтверждения сопроводительных документов должна совпадать с датой ТТН в ЕГАИС (Приказ ФСРАР от 17.12.2020 № 397).
С 15.01.2021 в случае расхождений фактических остатков на регистре № 2 с ЕГАИС нельзя использовать документ «Постановка на баланс на второй регистр». Единственное основание, которое можно использовать для корректировки остатков ─ «Пересортица».
С 01.02.2021 отзывать Акты списания при обнаружении ошибок можно будет только в течение 7 календарных дней. После истечения этого срока для корректировки остатков придется обращаться в ФСРАР.
С 01.02.2021 станут отслеживать период, в течение которого электронные накладные находятся «в пути». В тех случаях, когда ТТН не будет подтверждена получателем в течение 60 дней с даты документа, весь алкоголь автоматически встанет обратно на баланс отправителя. Это относится к накладным, сформированным после 01.01.2021.
Если причиной такой ситуации станет нарушение получателем правил работы в ЕГАИС: продукцию получил, а электронные ТТН не подтвердил ─ поставщик может обратиться в ФСРАР и списать с себя отгруженный алкоголь.
При этом получателя могут привлечь к ответственности по ст.14.19 КоАП за нарушение правил учета.
С 01.04.2021 запрещено переводить крепкий алкоголь на второй регистр, кроме случаев, когда надо «перекрыть» отрицательные остатки в торговом зале.
С 01.08.2021 надо полностью перейти на поштучный учет:
полный запрет на перевод продукции на регистр № 2;
нельзя продавать алкоголь со второго регистра;
не получится привязать штрих-коды алкоголя со старыми марками к партии, а значит, поставить продукцию на регистр № 3, кроме случаев корректировки пересортицы.
Дополнения в правилах работы с алкоголем дают возможность продавцам откорректировать остатки и перенести запасы со старыми марками на поштучный учет с 1 апреля по 1 августа, а затем обязывают полностью перейти на правила ЕГАИС 3.0. С 1 августа запасы со старыми марками не получится поставить на поштучный учет.
Кроме этого, произойдет усиление контроля за документооборотом внутри ЕГАИС:
Поставщики будут следить за своевременным подтверждением ТТН со стороны получателей, чтобы система автоматически не возвращала отгрузки на баланс.
Всем участникам рынка, которые составляют Акты списания, придется внимательнее относится к цифрам, иначе для исправления документов надо будет обращаться в ФСРАР.
Еще с 01.01.2021 алкодекларации надо сдавать по новым правилам: вместо 11 и 12 формы сдать 7 и 8 (Приказ Минфина и ФСРАР от 17.12.2020 № 396). Но первый квартал можно отработать по-старому.
Как рознице подготовиться к переходу на новый формат работы?
Самый простой способ ─ распродать остатки алкоголя со старыми марками чем раньше, тем лучше, но не позднее 31 марта. Если это невозможно, следуйте алгоритму:
Проведите инвентаризацию запасов, которые числятся на втором регистре.
Запросите в ЕГАИС учетные остатки по вашему торговому залу. Возможно, что в системе за вами числится алкоголь, которого уже нет.
Сверьте цифры. В случае расхождений:
составьте Акт списания с основанием «Пересортица», убедитесь, что он отразился в ЕГАИС;
сформируйте еще один Акт постановки на баланс тоже с основанием «Пересортица» и отправьте его в ЕГАИС.
Таким образом вы сможете выровнять остатки. Это важно сделать до того, как вы будете обнулять второй регистр.
Перенесите запасы торгового зала на регистры № 1 и 3.
Убедитесь, что количество бутылок на первом регистре равно количеству марок на третьем.
Если марка с бутылки утеряна, то для списания такого алкоголя надо обратиться в МРУ (межрегиональное управление) ФСРАР своего федерального округа. Документ с описанием проблемы должен быть подписан руководителем организации, подпись заверена печатью.
Если вы работаете на МТС Кассе или используете наш товароучетный сервис, мы подготовили для вас подробную инструкцию о подготовке к изменениям “Настройка способов ведения остатков”.
Не забывайте, что в товароучетном сервисе МТС Кассы есть функции, которые помогут вам восстановить информацию о марках и партиях:
Запрос нечитаемой марки старого образца. Если при инвентаризации вы найдете бутылки, на которых сканер не может считать код марки, программа автоматически отправит запрос с серией и номером марки в ЕГАИС. Вы получите дубликат из системы и продадите бутылку обычным порядком.
Подбор партии по марке. Для перевода алкоголя с Регистра № 2 на Регистр № 1 вам обязательно нужна партия, иначе, вы не сможете перенести запасы на склад. Отсканируйте код на марке и партия автоматически добавится в документы.
Продажа слабоалкогольных напитков: есть ли изменения?
Продавцы пива работают так же, как работали. Для ИП и организаций, которые реализуют пиво и другие слабоалкогольные напитки, в ведении учета ничего не изменится:
приход товаров от поставщика на Регистр № 1;
перемещение продукции на Регистр № 2 для реализации;
фиксация в журнале учета объема розничных продаж;
подготовка в конце смены Акта списания и проведение его в ЕГАИС;
Товароучетный сервис ежедневно автоматически будет создавать Акты на списание пива и других слабоалкогольных напитков в конце смены. Готовые документы останется только провести в ЕГАИС.
Поштучный учет алкоголя: в чем суть
Применяется только к крепкому алкоголю с содержанием спирта более 16,5%. Не распространяется на продажу пива и других слабоалкогольных напитков.
ЕГАИС генерирует ЦИ (цифровые идентификаторы), каждый из них уникален и не повторяется.
ЦИ «зашивают» в марки ─ акцизные для импортеров и федеральные специальные для производителей в РФ.
Импортеры алкоголя получают марки в ФТС (Федеральной таможенной службе), а российские изготовители ─ в ФСРАР (Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка).
Марки наклеивают на каждую бутылку при ввозе или производстве крепких алкогольных напитков.
Когда формируют партию, сканируют марку на каждой входящей в нее бутылке и таким образом ставят продукцию на учет в ЕГАИС. Система сразу проверяет коды акцизных и федеральных марок: есть ли в наличии, не передавались ли уже в розницу и не были ли уничтожены.
Дальше алкоголь перемещается от производителей (импортеров) к оптовикам, а затем в розницу. При этом связка: бутылка + код марки + номер партии ─ остается неизменной.
Оборот алкогольной продукции оформляется ТТН (товарно-транспортными накладными). Поставщики (производители и оптовики) составляют ТТН двух видов:
электронные для ЕГАИС;
бумажные для перевозчиков.
Розничные магазины загружают электронные ТТН из ЕГАИС и проверяют поставленный алкоголь.
На сайте ФСРАР указано, что число позиций в бумажных и электронных накладных может не совпадать, но общее количество спиртосодержащей продукции должно быть одинаковое.
В результате в ЕГАИС по каждой бутылке видны все ее перемещения и местонахождения в текущий момент. Марка списывается из ЕГАИС после продажи алкоголя или другого выбытия, например, разбили в магазине и списали.
Приемка алкоголя в розничных магазинах
Магазины взаимодействуют с ЕГАИС и работают с документами через товароучетные сервисы, которые интегрированы с ЕГАИС. Такие сервисы ─ обязательное условие для приемки, продажи и учета алкоголя.
Поставщик через ЕГАИС направляет покупателю ТТН, в которой перечислены партии и коды входящих в них марок. При поступлении продукции сотрудники магазина в обязательном порядке сверяют поставку с электронными документами. Только так можно убедиться, что поставщик ничего не перепутал и отправил алкоголь, указанный в накладной.
Для проверки ТТН загружают из ЕГАИС в товароучетный сервис и проводят сканирование марок на каждой бутылке. Сотрудники сканируют, а сервис сопоставляет коды с тем, что указано в ТНН.
«Продвинутые» товароучетные программы выводят на экран количество бутылок в накладной. Если есть расхождение по количеству, это будет видно еще до проверки кодов. А в процессе сканирования сервис показывает, сколько марок осталось непроверенными.
Результаты проверки поставки:
Подтверждение накладной ─ все марки, перечисленные в документе, от поставщика переходят на баланс организации в рознице.
Частичная приемка продукции ─ на непринятые коды, например, которых не было в ТТН, составляют Акт разногласий.
Отказ в приемке алкоголя, например, привезли не те бутылки, которые указаны в ТТН ─ оформляют Акт отказа.
Акты разногласия и отказа отправляют через товароучетный сервис в ЕГАИС. Это нужно для того, чтобы за магазином числился только тот товар, приемку которого согласовали.
После того как ТТН будут проверены, а продукция оприходована, данные о каждой бутылке должны попасть в регистры ЕГАИС:
№ 1 ─ партионный учет. По каждой партии есть данные о производителе, количестве бутылок, дате розлива, разрешающих документах.
№ 3 ─ помарочный учет ─ детализация информации регистра № 1.
Количество бутылок на первом регистре должно быть равно количеству марок на третьем. Отвязать коды марок от партии технически невозможно.
Приемка продукции ─ важный этап. Если магазин не проведет тщательную проверку, на баланс попадет алкоголь, марки которого не совпадают с ТТН. Продать такие бутылки будет очень сложно ─ только через запросы в ФСРАР.
Кроме этого, розничным магазинам при оприходовании продукции в переходный период (пока для крепкого алкоголя открыт второй регистр) нужно контролировать, что поставка встала на баланс правильно: партии на первый регистр, а марки ─ на третий.
Как сократить время на приему алкоголя без потери качества?
На помощь придет товароучетный сервис, который автоматизирует процессы. При выборе сервиса, обращайте внимание на то, сможете ли вы:
Принимать алкоголь агрегированными партиями. Вы сканируете код на запечатанной коробке, а дальше товароучетный сервис «подтягивает» из ЕГАИС данные о марках, входящих в эту коробку. Если коробка раскрыта, в целя безопасности лучше отсканировать каждую бутылку.
Проводить «слепую приемку». Допустим, вы доверяете определенному поставщику и не хотите сканировать все поступившие от него бутылки. В этом случае подключите «слепую приемку» и без проверки подтвердите накладную. Все марки из документа попадут к вам на учет.
Принимать ТТН прямо на кассе ─ если в магазине нет компьютера, кассир сможет работать с накладными на кассе.
Автоматически составлять Акты разногласий и отказа. Сервис «запомнит», что в накладной больше товаров, чем по факту и добавит лишние коды из ТТН в Акт разногласий.
Когда поступивший алкоголь не совпадает с документами, вы не принимаете продукцию, и программа создает Акт отказа.
Поштучный режим: учет алкоголя в рознице по правилам ЕГАИС 3.0
Информация о том, что числится за регистрами 1 и 3, есть не только в ЕГАИС, но и в товароучетном сервисе. Так гораздо удобнее контролировать и учитывать алкоголь.
При розничной продаже алкоголя кассир сканером считывает штрихкод с бутылки, информация об этом поступает в ЕГАИС. Если код марки числится за магазином, из ЕГАИС поступает разрешение на продажу и слип, который добавляется в кассовый чек. Если ЕГАИС не одобрил продажу, чек не распечатается.
Проданная бутылка одновременно списывается в магазине и с регистра № 1, и с регистра № 3, а также в целом «уходит» из ЕГАИС.
Чтобы постоянно обмениваться информацией с ЕГАИС, касса должна поддерживать стабильный интернет. Еще лучше ─ иметь запасной вариант, например, работать от Wi-Fi, а при проблемах переходить на мобильный интернет.
Можно ли упростить процесс поштучного учета алкоголя?
Некоторые товароучетные сервисы упрощают работу с алкоголем. Расскажем на примере товароучетной системы МТС.
Помогают экономить время при работе с алкоголем и избегать ошибок.
Автоматически создают карточки на новые товары и на новых поставщиков на основании информации из электронной ТТН. Если товары или поставщики новые, сервис распознает это и добавляет в справочники.
Автоматическое выравние остатков на складе торговой точки и в ЕГАИС. Запасы в случае расхождений между учетными данными ЕГАИС и магазина, выравниваются автоматически ─ товароучетный сервис создает Акты списания и Акты постановки на баланс. Если остатки своевременно не выравнивать, расхождения будут становится больше. Это может быть признано нефиксацией информации в ЕГАИС и стать основанием для штрафов по ст.14.19 КоАП.
Защищают от штрафов.
Запрет (разрешение) на отправку документов в ЕГАИС без сканирования марок. Когда установлен запрет, отправить в ЕГАИС документы по крепкому алкоголю без указания марок не получится. Если запрета нет, проверка на наличие марок в документах проводиться не будет.
Возможность настройки ограничения продаж по дням недели и часам, а также подсказок кассиру о дате рождения, с которой можно продавать алкоголь.
Ответственность за нарушение правил работы с алкоголем
За несоблюдение требований ЕГАИС ст.14.19 КоАП установлены штрафы:
Дополнительно к штрафам может быть конфискована продукция.
Также продавцам алкоголя надо соблюдать требования законов 54-ФЗ о применении ККТ и 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Что делать, если товароучетный сервис не может «обнулить» регистр № 2?
Не все товароучетные решения могут обнулить второй регистр. Если вы оказались в такой ситуации, оцените, успеете ли распродать остатки. Нет? Тогда меняйте сервис на более функциональный. Например, у пользователей товароучетного сервиса МТС Кассы такая возможность есть.
На что обратить внимание при выборе программы для товароучета
Сможете ли вы подключить к сервису свою онлайн-кассу?
Какие функции, кроме обязательных, есть в товароучетной программе? К обязательным относятся:
прием и возврат ТТН;
постановка алкоголя на баланс;
перемещение и списание продукции;
запрос остатков в ЕГАИС;
График работы техподдержки, доступные варианты связи и цена.
Оценка товароучетного сервиса на примере решения от МТС Кассы
Интеграция с онлайн-кассами. Большинство касс без проблем подключаются к товароучетной системе от МТС.
Свяжитесь с нами, назовите модель своей кассы и узнайте, как интегрировать ее с сервисом МТС. Или оставьте контакты в форме.
Идеальная ситуация, когда и товароучетный сервис, и касса от одного разработчика. кассовой и товароучетной программ от разных разработчиков может быть проблематичной, потому что при обмене данными между программа могут возникать баги. Рекомендуем использовать эти программы от одного разработчика.
Возможности товароучетного сервиса МТС для работы с ЕГАИС
Кроме обязательного функционала для работы с ЕГАИС в товароучетном сервисе МТС есть решения, которые упрощают работу с алкоголем:
Автоматическое создание Акта фиксации марок при приеме алкоголя со старыми марками. Продукция будет приходоваться сразу на первый и третий регистр по правилам поштучного учета. Принимайте алкоголь без заморочек.
Автоматическое создание карточек на поступивший алкоголь на основании информации из электронной ТТН. Приходуйте поставки быстро и без ошибок.
Автоматическое выравнивание остатков. В случае расхождений между учетными данными ЕГАИС и магазина, товароучетный сервис создаст Акты списания и Акты постановки на баланс. Вам останется только проанализировать ситуацию и провести готовые документы.
«Слепая приемка». Когда вы доверяете поставщику и не хотите сканировать все поступившие бутылки, отключите требование о проверке, чтобы все марки, которые есть в ТТН были приняты.
При включенной проверке программа выведет на экран количество марок из накладной и попросит отсканировать штрихкоды на поступивших бутылках.
Запрет на отправку документов в ЕГАИС без сканирования марок. Когда установлен запрет, отправить в ЕГАИС документы по крепкому алкоголю без указания марок не получится. Вы будете спокойны, что сотрудники ничего не забудут.
Автоматическое создание Актов на списание пива и других слабоалкогольных напитков в конце смены. Вам не придется «подбивать» итоги дня вручную.
Автоматическое формирование алкогольных деклараций. Вам останется только отправить документы в ФСРАР.
Настройка ограничения продаж по дням недели и часам, а также подсказки кассиру о дате рождения, с которой можно продавать алкоголь. Так вы защитите себя от штрафов.
Мы перечислили только часть возможностей товароучетного сервиса от МТС, которые касаются работы с ЕГАИС.
МТС Касса предлагает пользователя готовое решение для работы с алкогольной продукцией
У нас есть кассы и товароучетный сервис, сервисная поддержка и услуги по настройке работы с ЕГАИС.
Мы поможем вам перенести базу данных, если вы уже ведете торговлю, и обучим персонал работать в новом сервисе. С нами переход будет будет быстром и без ошибок.
В товароучетном сервисе МТС вы работаете с любыми группами товаров, в том числе с маркированными, весовыми, продуктами, подлежащими ветконтролю. Вам не требуется установки отдельных приложений – все доступно сразу в личном кабинете Мы писали об этом в статье «Автоматизация учета розничной торговли».
Решение поддерживает работу с двумя системами налогообложения или с двумя юрлицами на одной кассе, поэтому подстроится под любой формат работы, а вы сэкономите.
Если вы только открываете свой бизнес, мы поможем вам
зарегистрировать организацию в ФНС,
подобрать банк и тариф на РКО.
подключить интернет-бухгалтерию и сэкономить на бухгалтере до 350 000 руб. в год.
Обновления у товароучетной программы от МТС бесплатные и устанавливаются автоматически. Вам не придется отслеживать, есть ли изменения в программе после принятия поправок в законы.
Техподдержка МТС Кассы:
работает круглосуточно, без выходных;
принимает запросы любым удобным для вас способом ─ телефон, чат, электронная почта, «горячая линия»;
с вашего разрешения подключается через удаленный доступ, чтобы быстро найти причину проблемы и устранить ее.
Товароучетный сервис или помогает в работе с алкоголем, или создает дополнительные трудности. Тщательно оценивайте всех «кандидатов».
Подводим итоги
Государственный контроль за производством и оборотом алкоголя осуществляется с помощью ЕГАИС, которая работает с 2016 года.
С 01.10.2018 введены правила помарочного учета, суть которых в том, что у каждой бутылки есть уникальный код, он присваивается в момент производства или ввоза и не меняется до выбытия (реализации или списания).
По правилам документооборота ЕГАИС 3.0, розница сверяет электронные ТТН поставщика с поступившим товаром. Результат проверки ─ подтверждение закупок полностью или частично или отказ от товаров.
До 01.11.2020 допускалась продажа алкоголя и по старым, и по новым правилам. С 1 ноября регистр № 2 должен был постепенно обнуляться, но по новым требованиям уже с 1 августа 2021 для учета крепкого алкоголя остаются только первый и третий регистры.
Главное, в переходный период убедиться, что за магазином в ЕГАИС на Регистре № 2 не числится алкоголь, которого уже нет. А лучше перевести все остатки торгового зала на первый и третий регистры. Но не все товароучетный сервисы способны технически выполнить такой перенос.
Вы можете поменять товароучетный сервис на более функциональный, но выбирайте внимательно, чтобы не получилось «шило на мыло».
Есть вопросы? Наши специалисты готовы ответить на них.
Дата публикации: 13.12.2019