что такое акцептование договора займа
Что такое акцептование договора займа
Передача денег или ценностей в долг с условием возврата
Заем — это передача физлицу, компании или государству денег или других ценностей, например товаров, с условием их возврата. Заимодавцем может быть любое физическое или юридическое лицо. Физлицам займы обычно предоставляют МФО — микрофинансовые организации или автоломбарды. В автоломбарде можно взять деньги под залог автомобиля.
Участник ООО может заключить со своей компанией договор займа, чтобы внести на ее счет личные деньги. Например, если нужно закупить товар, а на счете организации не хватает средств.
Чем заем отличается от кредита
Заем отличается от кредита пятью параметрами.
Видом кредиторов. Выдавать кредиты могут только банки, а займы — микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, физические лица и компании.
Предметом договора. В рамках кредитного договора заемщику предоставляют деньги, а по договору займа — деньги, вещи, ценные бумаги.
Формой договора. Кредитный договор можно оформить только в письменной форме, а для договора займа допустима устная.
Сроком действия. В кредитном договоре всегда прописывают срок возврата средств, а договор займа может быть бессрочным. Но есть условие: если срок в соглашении не указан, то заемщик должен вернуть деньги в течение 30 дней после предъявления требований кредитора.
Начислением процентов. По кредиту всегда начисляют проценты, а заем может быть беспроцентным. Например, если заемщику предоставляют ценные вещи или сумма договора меньше 100 000 ₽.
Какие виды займов бывают
Условия выдачи и погашения займов различаются в зависимости от их вида.
По типу заемщика. Обычно деньги в долг берут физлица и организации. Но иногда заемщиком может быть государство, причем заимодавцами в этом случае выступают обычные граждане и компании.
Договор государственного займа считается заключенным, когда организация или гражданин покупают государственную облигацию — передают деньги в долг. Обычно деньги возвращают с процентами: это зависит от условий займа. Возврат может быть периодическим или разовым.
По условиям выдачи. Займы могут быть целевыми и нецелевыми. В первом случае заимодавец предоставляет деньги или другие ценности на определенные цели — например, покупку машины, ремонт жилья, обучение. Кредитор контролирует, куда заемщик тратит деньги. Если он нарушает договор, заимодавец может расторгнуть соглашение, потребовать вернуть заем досрочно и выплатить проценты. При нецелевом займе кредитор не отслеживает, куда заемщик тратит деньги.
По обеспечению. Обеспечение — это гарантия для заимодавца. Его используют, чтобы снизить риск невозврата займа: если должник не вернет деньги, у него заберут или долг перейдет к другому. Обычно заем без обеспечения — это небольшая сумма на короткий срок.
Чтобы оформить крупный заем на длительный период, заимодавец может потребовать обеспечение — например, поручительство. Тогда, если заемщик не выполняет обязательства по договору, они перейдут к поручителю.
Еще заем могут выдать под залог имущества: автомобиля, драгоценных металлов, оборудования или других ценностей. Если заемщик нарушит условия соглашения, долг погасят за счет заложенного имущества.
По способу выплаты. Платеж складывается из двух частей: долга и процентов. Процентный заем можно выплачивать двумя способами в зависимости от схемы погашения.
При аннуитете долг погашают равными платежами. Основная часть выплат — это проценты, а сумма долга уменьшается медленно. Со временем это соотношение выравнивается.
При дифференцированной схеме сначала вносят большие платежи, но с каждой выплатой они уменьшаются. Получается, что долг вносят равными частями, а проценты начисляют на остаток.
По времени. Срок договора займа можно установить по соглашению сторон. Если срок несущественный, заключают бессрочный договор.
У каждой финансовой организации своя политика. Чаще всего микрофинансовые организации предоставляют краткосрочные займы на срок до 31 дня. Суммы займа в этом случае небольшие — обычно до 30 000 ₽, а долг гасят единовременным платежом с процентами. Такие организации ограничены законом по начислению процентов: максимальный размер ставки — 1% в день.
Есть займы «до зарплаты». Срок здесь еще меньше — до 15 дней. Суммы тоже небольшие. Но ограничения по процентной ставке другие — до 30% от суммы.
Долгосрочные займы выдают на срок от 31 дня. Организации-заимодавцы предоставляют от 30 000 до 1 000 000 ₽ физлицам и до 5 000 000 ₽ компаниям. Процентная ставка та же, что и у краткосрочных займов, — не более 1% в день.
Во всех случаях общая сумма долга — с процентами и пени — не может превышать сумму займа больше, чем в 1,5 раза. То есть если заемщик взял в долг 100 000 ₽, он должен будет вернуть не больше 150 000 ₽.
По способу выдачи. Деньги можно получить наличными в кассе кредитора или безналичным переводом на карту, счета или на электронные кошельки — WebMoney, Яндекс.Деньги, Qiwi.
Особенности договора займа
Договор займа заключают в письменной или устной форме. Заключить устный договор можно, если стороны сделки — физлица, а сумма займа не превышает 10 000 ₽. Можно подстраховаться и заключить письменное соглашение: без него призвать должника к ответу через суд будет трудно.
В договор включают существенные условия — они обязательные и содержат основную информацию о сделке — и дополнительные.
Существенные. В них прописывают:
Например, деньги которые перечислил должник, могут прийти на счет заимодавца с задержкой. Чтобы избежать споров, стороны сделки могут прописать условия, когда задолженность считается погашенной: с момента списания или поступления денег.
Если заем беспроцентный, это должно быть отражено не только в названии договора, но и в его условиях, иначе в случае спора будет трудно это доказать в суде.
Дополнительные. Они содержат пункты, которые вносят в договор с согласия обеих сторон. Например, если договор займа целевой, при оплате товаров и услуг заемщику придется предоставлять чеки.
В договоре обязательно нужно указать паспортные данные сторон и их реквизиты.
Если заимодавец — физлицо, соглашение вступает в силу после передачи денег. В остальных случаях — после подписания договора.
Способы оформления займа
Есть два способа оформления займа: в отделении организации или онлайн.
В отделении. Можно обратиться в микрофинансовую организацию или банк лично. При оформлении важно внимательно изучить условия займа, уточнить, возможно ли вернуть заем досрочно или изменить график погашения платежа.
Например, заемщику пришлось заплатить за лечение близкого человека и у него не осталось денег до зарплаты. Он решил подстраховаться и взял заем в надежде погасить его досрочно и не переплачивать большой процент. Оказалось, что в договоре такая возможность не предусмотрена, поэтому он переплатил.
Онлайн. В таком формате можно получить небольшие суммы — до 30 000 ₽. Обычно высоких требований к заемщику не предъявляют, но это зависит от компании.
Чтобы оформить заем на официальном сайте или в мобильном приложении организации, клиенту нужно ввести паспортные данные, номер телефона и адрес электронной почты. Решение приходит в течение нескольких минут.
Требования к заемщику
Требования к заемщику устанавливает заимодавец. Обычно организации одобряют займы лицам старше 21 года и отказывают, если заемщик старше 75 лет. Заемщик должен быть гражданином Российской Федерации и иметь постоянную или временную регистрацию на территории кредитующего отделения банка.
Документы для оформления займа
Чтобы получить деньги в долг, нужно предоставить такие документы:
Чтобы исключить риски, могут потребовать обеспечить платеж. Если заем дают под залог, потребуются фотографии имущества и документы, которые доказывают, что вы их владелец, например договор купли-продажи квартиры.
Оферта и акцепт в режиме онлайн
Традиции, а главное, сила привычки упорно заставляют верить, что долго хранимый письменный договор – лучшая гарантия защищённых прав, а, следовательно, успешно проведённой сделки.
В праве существует две формы договора – письменная и устная. Устная форма сделки в отличие от письменной применяется в ограниченном перечне случаев, поскольку не заключается на сумму свыше 10 тысяч рублей, а также между физическими и юридическими лицами.
Другое дело, что в настоящее время письменная форма сделки приобретает иной вид. То есть для того, чтобы сделки стать письменной, не обязательно быть облечённой в бумагу, утверждённую собственноручно подписью контрагентами. Люди совершают покупки через социальные сети, специальные приложения, просто на сайтах. Не ощущая по окончании совершения действий (выбор, оплата) и до получения желаемого (продукта, товара или услуги) бумаги в своих руках, у многих возникает вопрос: «А меня точно не обманули? А на что я буду ссылаться, если мне товар не придёт?».
Гражданский Кодекс указывает, что письменный договор может быть заключён посредством составления электронного документа с подписью сторон (электронная подпись), а также посредством обмена письмами или иными данными. К таким данным как раз можно отнести обмен сообщениями в мессенджерах. То есть фактически на разных электронных носителях формируется электронный документ, приравненный к письменной форме сделки. Хотя прямо в российском законодательстве никто пользователей не успокоил, что такое способ заключения договора не создаст вам проблем, вывод об относительной надежности использования механизма заключения договора через сети и мессенджеры сделать всё-таки возможно.
В международной практике, а именно, в ст. 8 Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных сделках 2005 г., ст. 11 Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 г., указывается, что в случае, если при заключении контракта используется электронное сообщение, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что он совершен в электронной форме.
Что означает согласие в электронной форме, и как подтверждать волю, если подпись поставить невозможно? Да, подпись заменяет иной вариант выражения формы согласия, более вариативный. Это может быть: передача сигнала в виде конкретных слов «я хочу купить», «я готов сделать заказ», или заполнение определённой формы в Интернете, или клик мышкой на знак «с условиями договора ознакомился и согласен». Такое выражение воли соответствует юридически значимому сообщению, поскольку порождает гражданско-правовые последствия. Также не стоит забывать или пренебрегать опять же электронными, но более формализованными средствами выражения воли: электронной подписью, например.
Кстати, хорошо известная система S.W.I.F.T. может выдавать справки о том, что соответствующее сообщение отправлено конкретным абонентом, что упрощает процесс доказывания факта заключённой сделки.
Также стоит отметить, что не всегда есть необходимость указывать все сведения в одном документе. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.01.2002 N 67 указано: «Письменным договором могут признать несколько взаимосвязанных документов, подписанных сторонами». (Опять же, понятие «подписанных сторонами» мы можем рассматривать как «условный вариант» и заменить его на возможность выражения воли другими способами и средствами). То есть по аналогии: переписку с контрагентом можно вести в нескольких мессенджерах.
Распознать оферту можно по следующим признакам:
— содержит существенные условия договора (например, в договоре купли-продажи существенным признаётся указание наименование товара и количество. По общему правилу условие о цене можно также считать существенным);
— усматривается воля лица совершить те действия, которые предлагаются (о наличии такой воли свидетельствует, например, публикация правил оказания услуг на официальном сайте).
Стоит отметить, что предложение делать оферту (иначе – реклама, а по-простому – приманка клиента) порой очень сложно отличима от непосредственно самой оферты. Чтобы не попытаться купить рекламу, нужно обращать внимание:
— указано ли, что «предложение не является публичной офертой» (если указано, то точно акцептовать нечего);
— содержит ли реклама существенные условия договора (ОДНАКО описание фотографий, работающих образцов товара или услуги в Интернете придается значение оферты, независимо от наличия всех существенных условий).
Поскольку мы всё-таки говорим о заключении сделок в электронной форме, то стоит попытаться объяснить, что является офертой и акцептом в режиме онлайн, как прощупать сам процесс.
Сделка, которую вы заключайте в Интернете, чаще всего имеет наименование «продажа товаров дистанционным способом». В основе этого способа лежит ознакомление покупателя с товаром, при этом то, с чем знакомится потенциальные покупатель и называется офертой (фотографии, описания). Выражение согласия происходит в различных формах (добавить в корзину, написать о готовности приобрети товары, кликнуть мышью, оплатить товар и т д). Считать себя заключившим договор продавец будет обязан с момента получения акцепта.
Предстоит ещё работа в части соотношения норм росскийского права с международными признанными стандартами, во многом следует продумать существующие правовое модели, которые в перспективе могут обрести другие формы. Например, сейчас в России всё, что представлено на сайте, признаётся офертой, то есть потребитель находится в более сильном положении, он выбирает уже явно предложенный ему товар. Для сравнения, в английском праве традиционно считается, что предложение товара на веб-сайте является лишь предложением делать оферты, то есть рекламой, а сама оферта делается покупателем в момент, когда он окончательно формирует «корзину» покупок и приступает к оплате.
Принятие
Что такое акцепт?
Акцепт – это договорное соглашение импортера об уплате суммы, причитающейся за получение товаров в определенную дату в будущем. Документы представляются для принятия в международную торговлю. Покупатель товара или импортер соглашается оплатить тратту и пишет «принято» или аналогичную формулировку, означающую акцепт. Покупатель становится акцептатором и обязан произвести оплату в срок.
Принятие объяснено
Соглашение о приемке является частью документальных сборников во время международной торговли. Во время документального инкассо банк экспортера несет ответственность за взыскание денежных средств из банка импортера. Оплата производится после предоставления покупателю (импортеру) документов с указанием отгруженного товара. Покупатель может принять документы и, если они будут приняты, должен оплатить счет в соответствии с условиями их получения. Имея документы на руках, покупатель отвозит их в порт отгрузки или пункт ввоза и предъявляет их, чтобы забрать товар.
Существует два распространенных типа платежей с документарными сборами:
1. Документы против акцепта или инкассо.
Импортеру или покупателю товаров их банк представляет документы и должен дать согласие на оплату в соответствии с условиями, что обычно осуществляется посредством срочной тратты. Срочный черновик – это юридически обязывающий договор о выплате продавцу (экспортеру) денег за товар в определенный срок в будущем. По сути, временная тратта – это обещание заплатить, и в обмен на это обещание банк покупателя выдает документы покупателю или импортеру. Импортер может доставить документы в порт отгрузки и предъявить их в обмен на товар.
2. Документы против платежа или инкассо D / P
Документы против платежа отличаются от D / A тем, что он требует, чтобы импортер внес предоплату, то есть платеж должен быть произведен до того, как документы будут выпущены банком. AD / P также называют «Наличными против документов» или «предварительным траттом», потому что они оплачиваются при появлении документов.
Существуют различные методы кредитования, используемые для облегчения международной торговли. Некоторые импортеры могут не иметь солидной кредитной истории или могут быть новой компанией. Импортеры могут запросить в своем банке продление кредита, чтобы экспортер мог получить оплату.
А принятие банкира является одним из видов кредита, в котором проект время почитается банком. Банковский акцепт позволяет компании, покупающей товары (импортеру), использовать кредит банка для обеспечения оплаты экспортеру. Банк импортера должен будет одобрить продление кредита, исходя из финансовой жизнеспособности импортера. В результате акцепт банкира помогает снизить риск для продавца (экспортера) того, что импортер может не оплатить счет.
Ключевые выводы
Пример акцепта
Допустим, производителю планшетов и компьютеров Apple Inc. нужны электрические компоненты от поставщика из Китая. Китайская компания запрашивает временный черновик, требующий от Apple, импортера, произвести оплату в течение 60 дней с момента принятия документов.
Товары отправляются в порт США, а документы отправляются из китайского банка в банк импортера в США. После того, как товары прибывают в порт, банк США представляет документы Apple (импортеру). Импортер принимает документы и соглашается оплатить счет в течение 60 дней на стоимость товара. Имея документы на руках, Apple может отвезти их в порт и забрать товар.
«Акцепт должен быть полным и безоговорочным, как капитуляция!»
Этот постулат я впервые услышал 25 лет назад на лекциях профессора-цивилиста Евгения Суханова в МГУ им. М.В. Ломоносова, а профессор, полагаю, – от своих учителей.
Но не все стабильно в нашем мире, даже данная формула. В одном громком деле суд вовсе проигнорировал этот постулат. Речь идет о решении АС Тамбовской области от 17 февраля 2020 г. (дело № А64-7909/2019) по спору о том, заключен или нет договор на поставку 116 тыс. т сахара на общую сумму порядка 4,5 млрд руб.
Я всегда считал, что сделки на такие суммы «на ходу» не совершаются. Судя по обычаям делового оборота, переписки по электронной почте или в мессенджере для этого недостаточно. Но оказалось, в Тамбове полагают, что условия подобного договора легко можно согласовать по электронной почте. Это и стало причиной проблем: одна сторона направила электронное письмо-оферту, другая ответила, но с оговорками, в связи с чем оферент не счел договор заключенным – в отличие от акцептанта, который спустя полгода стал требовать возмещения убытков в связи с неисполнением договора.
Здесь следует вспомнить общую теорию сделок, а также процесс заключения договора между отсутствующими сторонами.
Когда стороны находятся в одном месте, они подписывают единый документ. Этому могут предшествовать длительные переговоры, но все разногласия и спорные моменты они при подписании итогового текста договора, по сути, «обнуляют». Именно в этом состоит смысл волеизъявления – финального акта выражения правовой воли на установление обязательства.
Все время, пока между сторонами идут переговоры, они обсуждают условия договора, в том числе посредством электронной переписки. Но пока стороны не придут к консенсусу, обмен «желаниями» не есть обмен волеизъявлениями, и никто в соответствующих сообщениях не выделяет «оферту» и «акцепт». Когда согласование условий завершается тем, что называется «ударили по рукам», тогда и считается состоявшимся окончательный акт, именуемый взаимным волеизъявлением (в данном случае – договором).
Если стороны состоят только в переписке и не встречаются в условленном месте для подписания договора, ситуация меняется. Каждое письмо стороны, содержащее информацию, достаточную для заключения договора, может приобрести черты волеизъявления. Для первой стороны это будет оферта, для второй – акцепт. Однако правила для них законом установлены разные. Оферта – это предложение заключить договор. Она должна быть сформулирована таким образом, будто это и есть сам договор. Другая сторона должна иметь возможность выразить согласие одним словом, чтобы было понятно, какой именно договор заключен.
К акцепту предъявляются иные требования. Во-первых, он нужен для подтверждения содержания оферты. Как только в акцепте появляются новые условия, он становится новой офертой – т.е. породить договор он сам по себе уже не может. Во-вторых, акцептом должна однозначно выражаться воля акцептанта заключить договор (принять условия оферты). Он должен быть финальным волеизъявлением, а не «мыслями вслух». В акцепте неприменимы обороты: «скорее да, но мне надо посоветоваться», «мне все нравится, скоро решим этот вопрос» и т.п. Словосочетание «наверное, я согласен» тоже не годится. Если акцептант уверен в своем желании заключить договор, не стоит использовать слово «наверное», выдающее неуверенность. Следует указывать четко: «согласен».
При этом допустимо ограничение действия оферты во времени. Если акцепт не будет совершен до истечения установленного срока, оферта утратит обязывающую оферента силу.
Чем опасна электронная переписка? Раньше, когда стороны писали друг другу бумажные письма (тогда возникла теория совершения сделок между отсутствующими сторонами), они осторожно и внимательно относились к отправляемым текстам, переписывали их по несколько раз, добиваясь необходимой точности. Сейчас, когда можно писать много, быстро и с мгновенным получением адресатом информации, культуры и аккуратности в переписке существенно убавилось.
В то же время всегда есть возможность формализовать отношения, составив классический договор и обменявшись подписанными экземплярами в отсканированном виде, не полагаясь на электронную переписку. Если стороны этого не делают, они принимают на себя удвоенный риск, что договор между ними в реальности не состоялся.
Безусловно, когда акцепт сформулирован неясно, возникает вопрос о том, как правильно толковать волю акцептанта. Поскольку акцепт – это волеизъявление, требующее восприятия, следует учитывать, как оно было (или могло быть) воспринято другой стороной. Если акцептант выразился расплывчато, оферент не может рассчитывать на то, что договор заключен, поскольку не должен был трактовать непонятное письмо как акцепт.
В данном аспекте решение Тамбовского арбитражного суда дает повод для критики. Вот что содержалось в оферте: «Уважаемые партнеры! Согласно Договору хранения № 7 от 20.09.2018 г. мы (ООО “Агроснабсахар”) готовы выкупить 115 300 (сто пятнадцать тысяч триста) тонн сахара по формульному ценообразованию согласно п. 4.1, а именно по цене 38 700 руб./тонна. Ждем вашего ответа сегодня до 17-00».
Вторая сторона ответила следующее: «Сегодня ответа точно не будет. Судьба сотен тысяч тонн не решается в течение 1 дня))). Для понимания ситуации: когда счет будет выставлен на оплату – вы закрываете весь объем в течение 5 банковских дней?»
Согласитесь, автор текста подтверждает выраженную мной ранее мысль о том, что сделки на 5 млрд руб. скоропалительно не совершаются. Кроме того, данное письмо «обнулило» оферту, т.к. оно представляет собой отказ принять ее на предложенных условиях. В оферте указывалось «ждем вашего ответа сегодня до 17-00», а в ответе – несогласие с данным условием: «сегодня ответа точно не будет».
После отказа принять оферту она теряет силу, ее больше нельзя принять, а отказ –отозвать. Таким образом, оференту следует исходить из того, что договор не заключен.
В следующем ответе сообщалось: «Дать ничего не можем – мы только забрать можем))) Принято. В течение нескольких дней платите (как в договоре). Вопрос такой суммы (в смысле разовая сделка) не в моей компетенции. Отправляю вопрос наверх. Вернусь, как будет понимание. Р.Т.».
Что из указанного текста суд расценил как акцепт? Только слова «Принято. В течение нескольких дней платите (как в договоре)». Правильно ли это? Полагаю, что нет. Сообщение, поступившее от контрагента, нельзя толковать по частям. Волеизъявление закончено подписью, т.е. инициалами отправителя письма. Из ответа с очевидностью вытекает, что автор не признает свою компетенцию решать обсуждаемый вопрос и откладывает окончательный ответ на будущее. В данном контексте слово «принято» сигнализирует, на мой взгляд, о том, что сообщение принято к сведению (а не акцептовано) и находится в процессе обработки (согласования с руководством), а предложение «В течение нескольких дней платите (как в договоре)» – представляет собой расшифровку полученной информации (о том, что оплачивать следует сразу, без какой-либо отсрочки).
Волеизъявление вытекает из смысла письма в целом, оно не может интерпретироваться посредством «выдергивания» фраз из контекста. На этом основании делаю вывод, что суд не прав.
Вопрос толкования воли сторон – безусловно, вопрос факта. В то же время представляется, что иногда вопросы факта, исследованные с грубой ошибкой, преобразуются в вопросы права – то есть может вмешиваться даже кассационная инстанция. Впрочем, надеюсь, что до нее дело не дойдет.