что такое активное и пассивное избирательное право
Лекция члена ЦИК России Нины Александровны Кулясовой «Активное и пассивное избирательное право. Учет избирателей. Списки избирателей»
Нина Александровна КУЛЯСОВА –
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
«АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
УЧЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ»
21 сентября 2010 г.
В рамках сегодняшнего занятия мы обсудим вопросы активного и пассивного избирательного права, регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, составления и уточнения списков избирателей на выборах различного уровня, проводимых в Российской Федерации.
В начале своей лекции хотела бы уделить внимание активному и пассивному избирательному праву граждан Российской Федерации, так как эти вопросы, собственно, и определяют кто, на каких выборах и в качестве кого может принимать участие в избирательной кампании.
Понятия активного и пассивного избирательного права даны соответственно в п. 26 и 27 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Упрощенно активное избирательное право – это право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления, а пассивное – избираться в эти органы.
Статья 32 Конституции Российской Федерации и статья 4 Федерального закона об основных гарантиях наделяют активным избирательным правом и правом на участие в референдуме гражданина РФ, достигшего возраста 18 лет, не содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда и который не признан судом недееспособным.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом в избирательном округе обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.
Таким образом, вопрос определения наличия у гражданина активного избирательного права может ставиться только по отношению к определенным выборам.
Так, на федеральных выборах активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации; на региональных выборах: в едином избирательном округе – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах субъекта Российской Федерации, в одномандатном (многомандатном) избирательном округе – в пределах соответствующего избирательного округа; на муниципальных выборах главы муниципального образования – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах муниципального образования, на выборах представительного органа муниципального образования – в пределах соответствующего избирательного округа.
При этом факт нахождения места жительства гражданина на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В настоящее время это территориальные органы Федеральной миграционной службы, а там где их нет – местные администрации поселений. Местом жительства гражданина является жилое помещение, где он зарегистрирован указанными органами по месту жительства.
Такой подход полностью соответствует международным стандартам. Так, в Своде рекомендуемых норм при проведении выборов, подготовленном Европейской комиссией «За демократию через право» и одобренном Комитетом Министров Совета Европы в 2003 году в качестве одного из руководящих принципов в области выборов названо всеобщее избирательное право. Данный принцип означает, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным, однако это право, как указано в пункте 1.1 вышеупомянутого Свода рекомендуемых норм относительно выборов, может и, по сути, должно ограничиваться определенными условиями. К этим условиям относится и место жительства. Как отмечается в Пояснительном докладе Венецианской комиссии на право избирать и (или) быть избранным могут распространяться требования в отношении места жительства, причем в данном случае под местом жительства понимается место обычного проживания. Данное требование нашло закрепление в пункте 4 статьи 4 Федерального закона.
Вместе с тем Федеральный закон позволяет законодателям субъектов Российской Федерации исходя из местных условий предоставить активное избирательное право гражданину, место жительства которого расположено за пределами соответствующего избирательного округа.
Такая практика в различных субъектах Российской Федерации существует. Например, в Челябинской области в региональных и муниципальных выборах могут принимать участие студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и зарегистрированные по месту пребывания в общежитиях, даже если их место жительства находится за пределами территории соответствующего избирательного округа.
В Рязанской области в выборах депутатов Рязанской областной Думы может принимать участие гражданин, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, но временно проживающий в пределах избирательного округа и зарегистрированный по месту пребывания не позднее чем за три месяца до дня назначения выборов.
Таким образом, граждане Российской Федерации могут голосовать на выборах органов государственной власти и местного самоуправления по месту своего жительства, и только в случае, если законодатель субъекта Российской Федерации впрямую наделил их активным избирательным правом, то они также смогут принять участие в выборах и по месту своего пребывания или проживания.
Если говорить о пассивном избирательном праве, то Статья 32 Конституции РФ и статья 4 Федерального закона налагает определенные ограничения на право граждан Российской Федерации избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.
К таким ограничениям относятся:
1. Отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Признание судом гражданина недееспособным.
3. Наличие гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Вместе с тем данные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Также не имеют право быть избранными:
осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, связанных с производством и распространением экстремистских материалов или пропагандой и публичным демонстрированием нацисткой атрибутики или символики (статьи статьи 20.3 и 20.29 КОАП), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт экстремистских высказываний в ходе избирательной кампании;
в отношении гражданина имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.
Также законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, такие как достижение определенного возраста (не более 21 года) и замещение выборной должности в течение определенного числа сроков.
Теперь давайте перейдем к основному вопросу моей лекции – регистрации (учету) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей.
Нормативной базой этой работы является статья 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное ЦИК России, а также нормативные правовые акты, принятые главами субъектов Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума – это постоянная работа избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления по сбору и систематизации сведений об избирателях.
Единственным законным основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума в пределах Российской Федерации является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, а за пределами территории Российской Федерации – факт их постоянного проживания или нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.
Граждане, находящиеся в местах временного пребывания, учитываются и регистрируются в качестве избирателей по месту жительства. Исключение сделано лишь для вынужденных переселенцев, которые учитываются по месту пребывания. Это связано с тем, что обстоятельства, вынудившие гражданина покинуть место жительства, практически исключают его возвращение, по крайней мере, в ближайшее время. Впредь до избрания нового места жительства, учет вынужденного переселенца как избирателя (участника референдума) по месту пребывания призван обеспечить реализацию его избирательных прав и права на участие в референдуме.
Установление факта нахождения места жительства гражданина на территории соответствующего муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таковыми, как уже отмечалось, в настоящее время являются органы Федеральной миграционной службы, а там, где они отсутствуют – местные администрации поселений.
Основной особенностью регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации по сравнению со многими западными странами является то, то от самого избирателя не требуется выполнения каких-либо действий для включения себя в число избирателей и в списки избирателей. Государственные органы и органы местного самоуправления самостоятельно выполняют задачу по регистрации (учету) избирателей.
На практике это происходит следующим образом.
Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина (как правило, это территориальные органы Федеральной миграционной службы) не реже чем один раз в месяц представляют главам местных администраций сведения о фактах выдачи и замены паспортов, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Сведения о фактах смерти граждан представляют ежемесячно органы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.
Военные комиссариаты сообщают главе местной администрации о гражданах, призванных на военную службу.
Органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы сообщают о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы, а также суды предоставляют информацию о признании гражданина недееспособным. Эти две категории граждан лишены избирательного права.
Главы местных администраций обобщают эти сведения и не реже чем один раз в месяц передают их в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.
Регистр избирателей представляет собой информационный ресурс Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», содержащий совокупность персональных данных об избирателях, участниках референдума.
Регистр избирателей, участников референдума ведется на территориальном (районном), региональном (субъект Российской Федерации) и федеральном уровне. В регистре избирателей, участников референдума содержатся следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, дата и место рождения, наименование документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование или код органа, выдавшего документ, иные персональные данные, предусмотренные федеральными законами.
Информация, содержащаяся в регистре избирателей, участников референдума используется при составлении списков избирателей на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, при проверке подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на выборах различного уровня, жертвователей (физических лиц) в избирательные фонды, фонды политический партий, а численность избирателей – при образовании избирательных округов и избирательных участков. Регистр используется также при решении иных задач, не связанных с выборами, референдумом, например, при формировании списков присяжных заседателей.
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума – военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является фактнахождения их места жительства в пределах расположения воинской части.
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, а на территории города Байконур – главой администрации города Байконур.
Один раз в полгода (по состоянию на 1 января и 1 июля) по результатам учета избирателей, участников референдума главами местных администраций устанавливается численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. На основании этих данных высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливают численность избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании сведений, представляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, Министерством иностранных дел и главой администрации города Байконур, устанавливают общую численность избирателей, участников референдума Российской Федерации.
Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а сведения об общей численности избирателей, участников референдума – на сайте ЦИК России в сети Интернет, а также публикуется в нашем официальном печатном органе – журнале Вестник ЦИК России.
Последние по дате данные о численности зарегистрированных избирателей используются избирательными комиссиями для образования избирательных округов и избирательных участков.
Теперь давайте остановимся на вопросах составления и уточнения списков избирателей.
Порядок составления и уточнения списков избирателей определяется статьей 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующими статьями законов о конкретных выборах, нормативными актами избирательных комиссий, организующих выборы.
Списки избирателей составляются соответствующими комиссиями для конкретных выборов (федеральных, региональных, муниципальных) на основании информации, полученной в рамках работы по регистрации (учету) избирателей. В них включаются избиратели (мы помним, что избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом), зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка, а также в предусмотренных законом случаях и избиратели, временно пребывающие на территории данного участка.
При этом гражданин в список избирателей может быть включен только один раз, а в случае выявления фактов неоднократного включения одного избирателя в список избирателей на разных избирательных участках, соответствующая комиссия должна принять все меры для устранения неточности. Поэтому при включении избирателя в список избирателей по месту пребывания соответствующая участковая комиссия сообщает об этом в территориальную, а та с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «выборы» передает эти сведения в избирательную комиссию по месту жительства гражданина для его исключения из списка избирателей.
На практике у избирателей и представителей СМИ часто возникает вопрос – кто несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в списках избирателей или за отсутствие в них того или иного избирателя.
Тут необходимо отметить следующее. Задача составления и уточнения списков избирателей является комплексной. Информацию для составления списков избирателей представляют различные органы, организации и должностные лица. Они же несут и ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.
Так, первоначально списки избирателей составляются как правило территориальными избирательными комиссиями на основании сведений, поступивших от глав местных администраций, командиров воинских частей. После составления списка и передачи его в участковые избирательные комиссии список избирателей за 20 дней до дня голосования представляется избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения.
Далее на этапе уточнения списков избирателей поступают сведения от тех же органов и организаций, что и при учете избирателей, а также от вышестоящих избирательных комиссий.
В принципе, сбой может произойти на любом из этих этапов. Например, территориальный орган ФМС России своевременно не сообщил в избирательную комиссию о регистрации избирателей по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка. В результате указанные избиратели, явившись в день голосования на избирательный участок, не обнаруживают себя в списке избирателей.
Необходимо отметить, что федеральным законодательством избирателям предоставлено право уточнения информации, содержащейся в списках избирателей, чем они, к сожалению, пользуются не так часто. Поэтому, чтобы полностью исключить возможность недостоверности данных, содержащихся в списках избирателей, мы рекомендуем избирателям до дня голосования явиться в помещение для голосования избирательного участка по месту жительства с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации (паспортом), и сверить свои персональные данные в списке избирателей.
Теперь давайте перейдем к вопросам включения в списки избирателей и голосования отдельных категорий избирателей, к которым не применяется общий порядок.
На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в списки избирателей включаются все военнослужащие, проживающие на территории расположения воинской части либо зарегистрированные в установленном порядке при воинской части по месту их службы. Эти сведения формирует, уточняет и передает в избирательную комиссию командир воинской части.
В то же время на выборах в органы местного самоуправления военнослужащие, проходящие службу по призыву, если место жительства этих военнослужащих до призыва находилось за пределами соответствующего муниципального образования, в списки избирателей не включаются.
Также хочу отметить, что в силу специфики прохождения воинской службы военнослужащие могут отсутствовать в день голосования в месте расположения воинской части. В этом случае, чтобы принять участие в голосовании, им необходимо получить открепительное удостоверение. При отсутствии такой возможности (например, если военнослужащий был командирован до начала периода выдачи открепительных удостоверений) военнослужащие могут быть включены в список избирателей по месту временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Таким же правом обладают и избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы.
Теперь давайте остановимся на порядке включения в списки избирателей, находящихся в местах временного пребывания – больницах, санаториях, домах отдыха и т.д.
Данным избирателям при наличии возможности (плановая госпитализация, заранее запланированная поездка) необходимо получить открепительное удостоверение в территориальной (участковой) избирательной комиссии по месту жительства.
Вместе с тем этой категории избирателей, если они не имели возможности получить открепительные удостоверения, предоставлена возможность голосования по месту временного пребывания (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.) при наличии у них активного избирательного права (регистрации по месту жительства в пределах соответствующего избирательного округа). Для этого данным избирателям необходимо не позднее чем за три дня до дня голосования подать в участковую избирательную комиссию по месту их пребывания личные письменные заявления о включении в список избирателей.
Избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся там в длительных командировках, включаются в списки избирателей на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, при обращении в участковую комиссию до дня или в день голосования.
Избиратели, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации, включаются в списки избирателей на специально образованных или определенных избирательных участках на федеральных выборах или на иных выборах, в случае, если им предоставлено активное избирательное право соответствующим законом.
На выборах в органы местного самоуправления существует и еще одна особенная категория избирателей. Это граждане иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры. Например, избирать глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, имеют право граждане Казахстана, Киргизстана, Туркменистана. Для этого им необходимо явиться на избирательный участок с документом, подтверждающим право на постоянное проживание на территории Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования. Указанным документом, в частности, является вид на жительство.
Однако, как правило, число этих граждан, голосующих на муниципальных выборах крайне мало. Например, в единый день голосования 11 октября 2009 года на выборах в органы местного самоуправления в восьми субъектах Российской Федерации приняли участие лишь 27 граждан иностранных государств. При этом, по данным ФМС России, на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года имели вид на жительство и были зарегистрированы по месту жительства 9 262 иностранных гражданина.
Избирательные права граждан: активное и пассивное избирательное право
Избирательное право – это система юридических норм, закрепляющих права и возможности граждан избирать и быть избранными в государственные органы власти. Кроме того, под избирательным правом понимается возможность отзыва избирателями своих избранных лиц (например, депутатов парламента), которые не оправдали доверия своего электората. Существует два основных вида избирательного права:
Активное избирательное право
Сейчас почти во всех странах мира утвердилась традиция, согласно которой право голосовать на выборах имеют все граждане государства, достигшие 18 лет, с некоторыми немногочисленными исключениями. Например, к этим исключениям (т. е. тем, кто лишается права голоса), относят граждан, признанных судом недееспособными вследствие психических расстройств. Иногда лишение избирательных прав может быть обусловлено совершением преступления. Закон лишает права голоса заключённых граждан.
В прошлом право избирать существенно ограничивалось многими факторами. Традиционно политика считалась сугубо мужским делом. Женщины долгое время не имели избирательных прав. В обществах, где было узаконено рабство или крепостничество, но проводились выборы, рабы или крепостные обычно не имели права голоса.
Были и другие ограничения, которые прямо или косвенно устанавливали доминирование высших слоёв населения, способствовали их влиянию на результаты выборов. Все эти факты подвергались критике со стороны демократически настроенных общественных деятелей и рано или поздно отменялись. В результате, к середине XX в. факты ограничения избирательного права для определённых слоёв общества перестали быть характерными.
Однако и сейчас в разных странах от отдельных представителей интеллигенции можно услышать мнение о целесообразности установления ценза грамотности для допуска к голосованию. Сторонники такого мнения жалуются на недостаточно сознательный выбор большинства граждан, которых политики легко вводят в заблуждение. Главным аргументом против такого мнения о сложности выработки действительно надёжной и свободной от коррупции процедуры является оценка уровня образованности.
В прошлом возраст, которого надо было достичь для получения активного избирательного права, часто был больше 18 лет. Например, нередко это был возраст от 21 года.
Пассивное избирательное право
Для пассивного избирательного права чаще всего сохраняются ограничения, присущие активному избирательному праву, но накладываются ещё и дополнительные ограничения. При этом объём и характер ограничений может очень существенно зависеть от того, в какой именно орган власти (или на какую именно должность) избирается гражданин.
Так, например, минимальный возраст для пассивного избирательного права часто бывает больше 18 лет. Он остаётся на уровне 18 лет в основном для местных органов власти (в некоторых государствах – и для парламента). Зато от кандидатов на должность президента часто требуется гораздо больший минимальный возраст, например – 35 лет.
Для кандидатов в депутаты национального парламента минимальный возраст обычно располагают в пределах между 18-ю и 30-ю годами. В двухпалатном парламенте часто для верхней палаты устанавливается выше минимальный возраст, чем для нижней. Изредка бывает так, что для какой-то должности устанавливается не только минимальный, но и максимальный возраст (например, кандидат должен быть не старше 70 лет).
Нередко от кандидатов требуется отсутствие судимости за преступления или за какую-то категорию преступлений (например, умышленные преступления). Часто применяется ценз оседлости: требование проживать в данном государстве в течение определённого количества лет и тому подобное. Достаточно характерным является также требование владеть государственным языком.
В государствах, где население избирает судей или прокуроров, закон может содержать профессиональные требования к кандидатам на эти должности, как, например, высшее юридическое образование, определённый стаж работы по специальности и тому подобное.
В прошлом на пассивное избирательное право накладывались примерно такие же дискриминационные ограничения, как и на активное.
Особый интерес представляет следующая особенность природы пассивного избирательного права:
Для реализации пассивного избирательного права нужно иметь определённый уровень поддержки избирателей. Этот уровень поддержки может проявляться не только во время голосования, но и на этапе выдвижения кандидатур. Поэтому тот факт, что вышеупомянутому лицу не удалось даже стать кандидатом на эту должность, тоже не свидетельствует о нарушении его пассивного избирательного права.
Непростые процедуры для выдвижения кандидатуры могут устанавливаться законом во избежание чрезмерного количества имён в избирательном бюллетене. Для выдвижения кандидатуры может потребоваться определённое количество подписей потенциальных избирателей. Часто (а при пропорциональной избирательной системе обязательно) накладывается условие, чтобы кандидат был выдвинут государственным органом или какой-то политической партией.
Многие считают, что несправедливо вместо выяснения воли избирателей выяснять волю партий. Но дело в том, что существующие партии должны отражать имеющиеся в обществе идеологии. Если нет партии, которая выдвигает определённое лицо кандидатом, то этому лицу можно предложить создать новую партию, а если ей этого не удаётся, то значит общественная поддержка лица всё-таки недостаточна.
Ещё одно распространённое требование для регистрации кандидата – уплата залога, который возвращается после подведения итогов выборов, если за кандидата проголосовала определённая законом часть избирателей. При достаточной поддержке избирателей, всегда найдутся такие избиратели, которые смогут собрать нужную сумму для залога своего кандидата.
Однако возникает элемент неравноправия: достаточно богатый человек имеет возможность оплатить залог, независимо от уровня поддержки избирателей. Многие считают это серьёзным аргументом против такой нормы. Другие же обращают внимание на то, что сам факт регистрации кандидатом важен. Важен результат выборов, и если кто-то хочет профинансировать эксперимент по выдвижению своего кандидата, то можно предоставить ему такую возможность.
Роль материального положения кандидата проявляется также и в том, что успешная агитационная кампания часто невозможна без серьёзного финансирования. Кое-кто видит в этом несправедливость любой избирательной системы.
Часто избирательное законодательство предусматривает нормы, которые несколько смягчают этот эффект: ограничение средств, затрачиваемых на агитацию, введение определённых квот бесплатной агитации и т. п. Но полностью уравнять агитационные возможности бедных и богатых кандидатов практически невозможно (разве что полностью запретить им тратить на агитацию собственные средства, но это было бы очень трудно проконтролировать).
Впрочем, существует мнение, что эта особенность выборов является естественной и полезной, поскольку человек, который сам сумел разбогатеть, имеет хорошие организаторские способности. Именно такие люди подходят на руководящие должности.
Право отказа от голосования
В большинстве государств те, кто имеет право голоса, имеют также полное право и не воспользоваться этим голосом – то есть не проголосовать на выборах. Но вместо этого некоторые государства (например, Австралия и отдельные государства континентальной Европы) рассматривают участие в голосовании не только как право, но и как обязанность для избирателя. За неучастие в выборах на граждан этих государств накладывают штрафы или другие санкции.
Тайна и секретность голосования
Сейчас в мировой практике является общепризнанным, что голосование на выборах должно быть тайным. Это делает невозможным давление на избирателей со стороны различных лиц, от которых избиратель чувствует себя зависимым. Секретность, как правило, обеспечивается требованием заполнять избирательные бюллетени в специальных кабинках, в которых может находиться более одного человека одновременно (кроме случаев, когда избиратель не может заполнить бюллетень самостоятельно в связи с состоянием здоровья).
Следует отметить, что тайна голосования должна означать не только право, но и обязанность для избирателя не показывать другим лицам, как он проголосовал (иначе лицо, имеющее возможность давления на избирателя, могло бы попросить его показать бюллетень после заполнения). Это означало бы тот же недостаток, что и при отсутствии тайны.
Требование секретности голосования достаточно тяжёлое для полной буквальной его реализации:
Нарушение тайны голосования приводит к существенному искажению воли избирателей только тогда, когда некоторые влиятельные должностные лица имеют целью нарушить тайну для получения определённого результата выборов.
Фальсификации на выборах и случаи умышленного искажения воли избирателей
Очень часто ход избирательной кампании сопровождается преднамеренными попытками некоторых политических сил сфальсифицировать результаты выборов. Эти попытки являются незаконными методами добиться других (более выгодных для себя) итогов выборов, чем они должны выйти исходя из настоящего волеизъявления избирателей (электората).
Методы фальсификации бывают самыми разнообразными:
Закон, как правило, предполагает много механизмов для предотвращения фальсификаций:
Но всё равно часто не удаётся избежать существенных нарушений в процессе голосования. Умышленные существенные нарушения во время выборов особенно характерны для государств с недостаточно устойчивыми демократическими традициями, то есть таких, которые стали на демократический путь развития сравнительно недавно.
Следует отметить, что в таких государствах взаимные обвинения политических сил в фальсификациях является распространённым приёмом политической игры. В ответ на это такие обвинения звучат ещё чаще, чем происходит реальных фальсификаций на выборах.
Часто фальсификациями занимаются представители государственной власти, используя свои властные полномочия (так называемый административный ресурс). Часто дела о фальсификациях рассматриваются в судах. При этом в государствах с недостаточно устойчивыми демократическими традициями возможно серьёзное давление на судей, особенно со стороны государственных или бизнес-структур. В результате решения суда не всегда бывают справедливыми. Кроме того, доказанная и организованная фальсификация может остаться недоказанной даже в добросовестном суде.
Среди случаев умышленного искажения воли избирателей бывают и такие, которые не нарушают действующего законодательства, особенно если это законодательство несовершенно или намеренно рассчитано на пользу определённых сил. В качестве примеров можно привести некоторые нормы, которые действовали при выборах народных депутатов СССР во время перестройки: окружные предвыборные собрания и избрания депутатов непосредственно от общественных организаций.
Особенно выделяется в этом плане манера проведения выборов, которая была присуща многим авторитарным (особенно коммунистическим) режимам в прошлом и, видимо, кое-где практикуется до сих пор. Это то, что иногда называют имитацией выборов.
При такой системе существующее законодательство способствует ситуации, когда правящие круги имеют фактически полный контроль над процессом выдвижения кандидатов, так что оппозиционных кандидатов существовать не может. Населению остаётся только подтвердить голосованием то, что устраивает власть.
Часто при этом даже действовала такая традиция, что кандидатов было только по одному в каждом округе. То есть выбора не было. При этом проголосовать против единого кандидата у подавляющего большинства избирателей тоже почти никогда не возникало необходимости. При такой системе нередко происходили фальсификации, направленные не на достижение победы определённого кандидата (он и так побеждал), а на увеличение показателей по части избирателей, принявших участие в голосовании (для пропагандистского эффекта).
Государства с такой практикой проведения выборов, как правило, оправдывают такой странный ход выборов, утверждая, что в них народ действительно массово поддерживает власть и альтернативных кандидатур вследствие тщательного подбора кандидатов, а также большого согласия в обществе.