что такое аксиология в философии

Аксиология

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Содержание

Аксиологические теории

Натуралистический психологизм

Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм

Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

Персоналистический онтологизм

Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

Культурно-исторический релятивизм

Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т. е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

Социологизм

Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

Литература

Ссылки

См. также

По времени
ЭпохиАнтичная философия (Древнегреческая философия) • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени • Современная философия
ВекаXVII • XVIII • XIX • XX
По географическому
положению
По регионамАфриканская философия • Восточная философия • Западная философия • Европейская философия (Континентальная философия) • Латиноамериканская философия
По странамАвстралийская философия • Азербайджанская философия • Американская философия • Английская философия • Китайская философия • Индийская философия • Иранская философия • Испанская философия • Итальянская философия • Казахская философия • Немецкая философия • Польская философия • Русская философия • Французская философия • Таджикская философия
По отношению к
религии
Философия индуизма • Исламская философия • Христианская философия • Буддийская философия • Еврейская философия

Полезное

Смотреть что такое «Аксиология» в других словарях:

аксиология — аксиология … Орфографический словарь-справочник

АКСИОЛОГИЯ — (от греч. axia ценность и logos учение) филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений … Философская энциклопедия

АКСИОЛОГИЯ — (от греч. ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании раздел филос. знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теор. знания, и практич. нравств.… … Энциклопедия культурологии

АКСИОЛОГИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

Аксиология — (гр. аxios – құндылық, құн және logos – ілім) – адамдардың қажеттіліктерін, мүдделерін және тілектерін орындауға қабілетті нәрселердің, құбылыстардың, үдерістердің (процестердің) сапалары мен қасиеттерін анықтайтын және зерттейтін құндылықтар… … Философиялық терминдердің сөздігі

аксиология — АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia ценность и logos учение, понятие, слово) философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей (предметы, события, произведения, а… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Аксиология — Аксиология ♦ Axiologie Учение о ценностях и изучение ценностей. Аксиология может быть объективной (если рассматривает ценности как факты) или нормативной (если признает их в качестве ценностей). Вторая вытекает из первой, но первая имеет… … Философский словарь Спонвиля

АКСИОЛОГИЯ — (от греческого axia ценность и. логия), учение о ценностях … Современная энциклопедия

АКСИОЛОГИЯ — (греч. axia ценность, logos слово, учение) философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным… … Новейший философский словарь

аксиология — сущ., кол во синонимов: 2 • теория ценности (1) • философия (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АКСИОЛОГИЯ — (от греч. ахга ценность и Zogos слово, учение) англ. axiology; нем. Axiologie. Учение о ценностях, исследование содержания, типов, критериев ценностей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Источник

Философия ценностей (аксиология). Ценности в жизни человека и общества

Сократ стал первым, кто заговорил о сущности и ценности блага. Это произошло из-за кризиса афинской демократии, когда произошла смена культурных образцов организации бытия человека и общества. Также этот процесс был омрачён потерей ориентиров в духовной жизни людей.

Чуть позднее в философии наблюдается развитие и становление учения о природе ценностей, закономерностях и их появления, функционирования, а также о том, какое место они занимают в жизни человека и общества в целом. Также говорилось о связи ценностей с другими феноменами жизнедеятельности человека, о классификации ценностей и их развитии. Это учение получило название аксиология. Первым, кто использовал это понятие, был французский мыслитель П. Лапи в 1902 г., а в 1908 г. Это был немецкий философ Э. Гартман.

В юридических науках и практике феномен «ценность» играет важную роль, поскольку в контексте понимания и интерпретации ценностей в стране используются нормативные акты, которые дают характеристику всем видам деяний субъектов и судебных процессах. Деятельность судов невозможна без присутствия феномена ценности.

Ценности не могут быть исключены из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов, которые сопровождаются передачей традиций или обычаев, нельзя говорить о культуре без феномена ценности, не представляется возможным жизнь народов, народностей и даже этносов без этого понятия.

Сущность ценностей и их классификация

В тот момент, когда аксиология выделилась в отдельную науку и приобрела характерные только ей особенности философского исследования, было представлено несколько типов концепций ценностей:

Натуралистический психологизм и его характеристика

Натуралистический психологизм сформировался в отдельную концепцию в результате исследовательской деятельности А. Мейнонга, Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюиса и др. Они высказывали мнение, что источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях личности. При этом сами ценности могут быть зафиксированы эмпирическим образом на в качестве специфических фактов происходящей действительности. В пределах одного подхода применяется феномен «стандартизации ценностей», иными словами под ценностями можно понимать любые предметы, удовлетворяющие потребности человека.

Трансцендентализм и его основные особенности

Концепция аксиологического трансцендентализма, которая зародилась в стенах баденской школы неокантианства, интерпретирует ценность как идеальное бытие нормы, которое отождествляется чистым или нормативным сознанием, а не с эмпирическим. По своей природе ценности идеальны. Они не зависимы от человеческих потребностей или желаний.

Сторонники этой концепции придерживаются позиции спиритуализма, постулатом которого является сверхчеловеческий «логос». В качестве вариативного предложения Н. Гартман вносит предложение освободить аксиологию от религиозных воздействий, обосновывая феномен независимого существования сферы ценностей.

Персоналистический онтологизм и его особенности

Данная концепция формировалась под воздействием течений аксиологического трансцендентализма, который использовался как способ объяснения существования ценностей вне реальности. Самый яркий представитель этой концепции М. Шелер, он говорил, что действиетльность ценностного мира гарантирована «вневременной аскиологической серией в Боге», которая несовершенным образом отражается в структуре человеческой личности. Согласно его представлениям, ценность существует в личности и выстраивается в определённую иерахрию, где самую нижнюю ступень занимают ценности, которые связаны с получением удовольствия по уровне чувственных желаний. Далее следуют ценности образа прекрасного и познания. Самая верхняя ступень принадлежит ценностям святости и идеи Бога.

Культурно-исторический релятивизм и его основные положения

Ключевые идеи культурно-исторического релятивизма были представлены В. Дильтеем, который характеризовал данную концепцию посредством идей аксиологического плюрализма, который складывался из множества равноправных ценностных систем, которые интерпретировались при помощи исторического метода. Суть данного подхода заключалась в критике попыток создания абсолютной, единственно верной концепции ценностей, которая, по представлениям мыслителя, должна была полностью изолироваться от реального культурно-исторического контекста.

Интересен тот факт, что многие сторонники идей В. Дильтея, в их числе О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностной сути культур через положения интуитивистского подхода.

Социологизм и его основные особенности

Социологическая концепция ценностей, основателем которой стал М. Вебер, трактовала ценность как норма, способ бытия которой является значимостью для субъекта. Эту концепцию М. Вебер применил для объяснения социального действия и социального знания. Спустя некоторое время идеи М. Вебера получили своё дальнейшее развитие в работах Ф. Знарецкого, который принадлежал к школе структурно-функционального анализа. Ценность для её участников получила новый обобщенно-методологический смысл и было рассмотрено как средство определения социальных связей и функционирования социальных институтов.

Учёные предполагали, что ценность есть любой предмет, поддающийся определённому содержанию и имеющий конкретное значение для членов какой-либо социальной группы. Установки в данном контексте носят субъективный характер, который выражают члены группы касательно ценности.

Материалистическая философия подходит к объяснению ценности с разных позиций: социально-исторических, экономических, духовных и диалектических. Реальные ценности для человека или социальных групп конкретно определены, носят исторический характер, и обусловлены деятельностью людей, их уровнем развития и общим уровнем развития общества. Кроме того, направление развития данных субъектов также влияет на реальные ценности и носят исторический характер для выявления природы и сущности, когда стоит использовать диалектико-материалистический подход и критерий меры, характеризующийся переходом количественных показателей в качественные.

Ценность – это совокупность социальных и природных предметов (вещи, явления, процессы, идеи, знания, образцы, модели, стандарты и т.д.), обуславливающие жизнедеятельность человека, общества в пределах меры соответствия объективных законов развития человека или общества и предполагаемых людьми целей, итогов, результатов.

Ценность возникает в результате сравнения, которое выражается с помощью умозаключений в определённом суждении, идеальных образов мира действительности, определяющие развитие человека и сообщества, с теми, которые не имеют возможности или не способны участвовать в данном процессе. Такое наблюдается на чувственном уровне и уровне познания законов развития, к примеру, человеческого организма.

Ценности фиксируются в различных формах, например, добра, если в их основе лежит моральная деятельность, моральное поведение, отношения, сознание или формы, которых иллюстрируют содержание прекрасного, совершенного, идеального, если это как-то относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, прописаны каноны определённых религий, если это имеет отношение к конфессиональной жизни человека или общества, которые регулируют общественные отношения при помощи инструмента государственного принуждения и т.п.

Иными словами, категория «ценность» является отражением качественного выражения степени соответствия, совпадения реального и мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.п.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретного человека или сообщества, которые объясняют процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. В силу этого предметы мира действительности, связи и его взаимодействия наделяются признаками, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.

Ценности появляются, проходят период становления и утверждения в сознании каждого человека, основываясь на реальной деятельности, взаимоотношениях с природой и с себе подобными, при помощи конкретного критерия, который с точки зрения философии и законов науки, по которым развивается природа, общество и человек. Более того, ценность называют мерой соответствия, поскольку она подвержена закону перехода от количественных показателей к качественным.

Всякий феномен бытия отдельного человека и общества в целом может быть придан статусу ценности. Этот критерий показывает границу, за которой изменение количества, иными словами содержания явлений, процессов, знаний и образований, тянет за собой изменение их качественных характеристик, а в иных ситуациях и переход в их ценность.

Стоит сделать акцент на тот факт, что этот критерий даёт людям возможность определить момент перехода феномена бытия людей в ценность, при этом одномоментно с этим критерием включается «внутренне» в ценность, тем самым превращая компоненты жизни людей в эго их качественное свойство.

Необходимо с разных сторон взглянуть на данный критерий, с одной стороны он конкретен, а с другой весьма относительный, в силу того, что каждый человек или сообщество требует конкретизировать его для себя, наполнить количественным содержанием, потому что мировая действительность регулярно изменяется.

Взять, к примеру, компонент человеческой жизни – воду. Критерий перехода данного критерия в ценность будет отличаться у жителей средней полосы и жителей засушливых районов земли. Содержание данного критерия будет разным.

По своему содержанию будет отличаться и такой критерий, как право. Он тоже является важным составляющим элементом жизни людей.

Данный компонент, если он включён в жизнедеятельность общества с демократическим строем, то содержание критерия «мера ответственности» будет состоять из множества количественных признаков, которые серьёзно отличаются от критериев общества с тоталитарным режимом.

Существуют основания, по которым можно сделать классификацию ценности. С точки зрения философии, можно использовать требования, на которых основаны закономерные связи категорий «общее – особенное – единичное». Иными словами, изначально по родовому признаку, позже по видовому и затем по типическому. Это учитывая то, что ценность является социальным феноменом, возможно предугадывание и объяснение посредством закономерностей развития человека и общества, а в качестве её сущностного признака-критерия можно воспринимать меру соответствия законам развития личности, общества, родовым её носителем станут все предметы мира действительности и духовные образования, соответствующие адекватным и объективным закономерностям развития человека и общества.

Род состоит из всего, что входит в меру соответствия закономерностей развития человека и общества. Он делится на два вида. Первый – для человека. Сюда включены жизнь, талант, гениальность, сверх интеллигентность, любовь, дружба и подобное. Второй – для общества. Здесь безопасность, патриотизм, героизм и т.п.

Каждая форма имеет свою типологию и этнонациональные особенности проявления.

В силу того, что все человеческие отношения отражаются в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Это даёт возможность сделать следующую классификацию форм ценностей:

Виды ценностей непосредственным образом связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Их присутствие объясняется уровнем влияния ценностей человека на личность и на общество в целом, также обуславливается уровнем воздействия ценностей на социум.

Эти признаки ярко демонстрируют содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Исходя из этого, по всем выделенным признакам в определённом роде ценностей можно конкретизировать свои подвиды.

Уровень воздействия на процесс развития ценности могут классифицироваться по следующим признакам:

Касательно характера воздействия ценности в каждом виде могут классифицироваться по таким результатам:

Те, что вызывают позитивное развитие, иными словами получают социально одобряемые изменения в личности и в обществе – это те ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или человека дают им необходимую, согласно законам развития, обусловленность и детерминацию. Их список широк, здесь и сверхинтеллектуальность, и сверхмотивация, и счастливый случай, талант, гениальность и т.п.

Негативные, или как их ещё называют, социально не одобряемые – это ценности, которые придают своим воздействием обществу и личности ненужную, а порой даже противиположную законам развития, обусловленность и детерминацию. Он делятся на несколько видов. Первые – это ценности личностного направления. Вторые – антисоциального воздействия. Третьи – ценности антисоциального действия личности с нарушением социальных норм при этом наблюдается серьёзное нарушение взаимоотношений с другими личностями. Четвёртые – те ценности, которые полностью антисоциальные.

Классификация ценностей

Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.

Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.

На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.

На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:

Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:

Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:

Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:

К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:

К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:

Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность.

Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.

Источник

Аксиология

Аксиоло́гия (др.-греч. ἀξία – цен­ность, λόγος – слово, учение) – учение о цен­но­стях; наука, пред­ме­том кото­рой явля­ются вопросы, свя­зан­ные с иссле­до­ва­нием цен­но­стей, связи их между собой, с фак­то­рами рели­ги­оз­ного, соци­аль­ного, куль­тур­ного и инди­ви­ду­ально-лич­ност­ного харак­тера

Когда и кем был впер­вые постав­лен вопрос о цен­но­стях?

Счи­та­ется, что впер­вые вопрос о цен­но­стях был постав­лен древ­не­гре­че­ским фило­со­фом Сокра­том (V в. до Р. Х.), сде­лав­шим его цен­траль­ным пунк­том своей фило­со­фии и сфор­му­ли­ро­вав­шим его в виде вопроса о том, что есть благо.

Когда воз­никла аксио­ло­гия как наука?

Аксио­ло­гия воз­никла в конце XIX – начале XX вв. в связи с попыт­ками раз­ре­шить ряд слож­ных фило­соф­ских вопро­сов, отно­ся­щихся к про­бле­ма­тике цен­но­стей, таких, напри­мер, как смысл жизни и исто­рии, направ­лен­ность и осно­ва­ние позна­ния, конеч­ная цель и оправ­да­ние чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, отно­ше­ние лич­но­сти и обще­ства и др. Термин аксио­ло­гия введен фран­цуз­ским фило­со­фом П. Лапи в 1902 г., кото­рый заме­нил исполь­зу­е­мый И. Крей­би­гом термин тимо­ло­гия (греч. τιμη – цена, λόγος – слово, учение).

Аксио­ло­гия – это теория цен­но­стей. Можно ли гово­рить о едином под­ходе к осмыс­ле­нию при­роды цен­но­стей?

В фило­со­фии суще­ствуют раз­лич­ные, иногда диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ные под­ходы к осмыс­ле­нию при­роды цен­но­стей.

Каковы цен­но­сти в рамках хри­сти­ан­ской аксио­ло­гии?

Общая клас­си­фи­ка­ция хри­сти­ан­ских цен­но­стей может быть условно пред­став­лена сле­ду­ю­щим обра­зом. Рели­ги­озно-онто­ло­ги­че­ские цен­но­сти: Бог, бытие, при­рода (как тво­ре­ние Бога); рели­ги­озно-антро­по­ло­ги­че­ские: чело­век, душа, сво­бода воли, вера, надежда, любовь, бла­го­дать, спа­се­ние; рели­ги­озно-эти­че­ские: благо, любовь к ближ­нему и своему врагу, про­ще­ние, свя­тость, доб­ро­де­тель; рели­ги­озно-эсте­ти­че­ские: кра­сота как про­яв­ле­ние Бога в мире, пре­крас­ное как форма добра; рели­ги­озно-когни­тив­ные: Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние; рели­ги­озно-сим­во­ли­че­ские: икона, бого­слу­же­ние, молитва; рели­ги­озно-соци­аль­ные: Цер­ковь, хри­сти­ан­ская община, собор­ность, чело­ве­че­ство.

Какие можно назвать отли­чи­тель­ные черты хри­сти­ан­ской аксио­ло­гии?

Этика и аксио­ло­гия хри­сти­ан­ства пред­став­ляют собой утвер­жде­ние идеала добра и свя­то­сти, источ­ни­ками кото­рых явля­ется Бог, пол­ноту Откро­ве­ния Кото­рого мы имеем во Христе.

В хри­сти­ан­стве любовь высту­пает важ­ней­шей нрав­ствен­ной цен­но­стью, поскольку через нее про­ис­хо­дит осво­бож­де­ние лич­но­сти от эго­изма, обре­те­ние мира с Богом, окру­жа­ю­щими людьми и с самим собой. Вера в Боже­ствен­ный суд сви­де­тель­ствует о нали­чии цен­но­сти спра­вед­ли­во­сти, воз­да­я­ния по делам, поз­во­ля­ю­щей чело­веку пози­тивно рас­смат­ри­вать не только смысло­жиз­нен­ные, но и соци­аль­ные про­блемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *