что такое аккомодация в фонетике
Аккомодация (фонетика)
Аккомода́ция (от лат. accommodatio — приспособление) — один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. А. может быть прогрессивной или регрессивной. В первом случае экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего, во втором случае — наоборот.
Для одних языков характерна аккомодация гласных согласным, как, например, в русском языке, где гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними (рад—ряд, лот—лёд, лук—люк), для других — согласных гласным, например, в персидском языке, где перед передними гласными согласные палатализуются.
Иногда аккомодацию противопоставляют коартикуляции как частичное наложение артикуляции (охватывает только экскурсию или рекурсию звука) полному (накладывается на все этапы артикуляции звука). Однако часто эти термины употребляются как синонимы.
Смотреть что такое «Аккомодация (фонетика)» в других словарях:
Фонетика — (от греч. φωνητικός звуковой, голосовой) раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу… … Лингвистический энциклопедический словарь
Фонетика — (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук) раздел языкознания (См. Языкознание), изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего… … Большая советская энциклопедия
Праславянский язык — Праславянский язык праязык, от которого произошли славянские языки. Никаких письменных памятников праславянского языка не сохранилось, поэтому язык был реконструирован на основании сравнения достоверно засвидетельствованных славянских и… … Википедия
Коартикуляция — (лат. со(n) с, вместе + articulatio членораздельно, ясно произношу) взаимное влияние характеристик звуков в потоке речи. Различают эффекты влияния звуков типа предсказания (справа налево по оси времени) и типа последствия (так называемый лево… … Педагогическое речеведение
Аккомодация (фонетика)
Иногда аккомодацию противопоставляют коартикуляции как частичное наложение артикуляции (охватывает только экскурсию или рекурсию звука) полному (накладывается на все этапы артикуляции звука). Однако часто эти термины употребляются как синонимы.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В этой статье описывается фонология ирландского языка. Произношение в ирландском языке сильно меняется от диалекта к диалекту, а стандартного варианта произношения не существует, поэтому в эту статью включены явления, характерные для всех или большинства диалектов, а также основные различия между ними.
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного украинского языка. О фонетике украинских диалектов смотрите статью украинские диалекты. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.
Некоторые гласные звуки в английском языке сильно связаны с отсутствием ударения: они встречаются практически только в безударных слогах; верно и обратное: большинство (хотя и не все) безударных слогов содержат один из этих звуков. Такие гласные называются редуцированными и обычно являются краткими и принадлежат к гласным среднего ряда. Точный набор редуцированных гласных зависит от диалекта и конкретного носителя, основные и самые главные примеры описаны ниже.
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.
До появления европейцев австралийские языки использовались исключительно в устном общении и не имели никакой письменности. Поэтому латинский алфавит стал неизбежно использоваться сначала в практической транскрипции, а затем и для впервые создававшихся орфографий. Однако довольно долго не существовало никакой чёткой системы, одни и те же звуки передавались по-разному, что привело к большому количеству вариантов написания одних и тех же слов.
). Таким образом, вариант выступает.
) слова «дети» фр. enfants (
Аккомодация гласных
Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются. При переходе от артикуляции согласного к артикуляции гласного органы речи не успевают мгновенно изменить свое положение, в результате чего изменение захватывает начало гласного или весь этот звук. Наибольшее влияние на гласный оказывает предшествующий согласный. Изменения гласных, вызванные влиянием соседних согласных, являются комбинаторными. В русском языке они наиболее ярко выражены в процессах аккомодации. Аккомодируют все звуки как гласные, так и согласные.
Аккомодация гласных – это приспособление гласных к соседним согласным, которое выражается в появлении скользящих звуков в экскурсии и рекурсии гласных.
Различаются три вида аккомодации: прогрессивная, регрессивная и прогрессивно-регрессивная.
Прогрессивной называется аккомодация, вызванная действием предшествующего согласного. Схема такой аккомодации: t’?at, (где t – любой согласный, а – любой гласный).
Регрессивная аккомодация возникает под действием последующего согласного: схема ta?t’.
В положении между двумя мягкими согласными гласные русского языка испытывают двойное влияние: и со стороны предшествующего и со стороны последующего мягкого согласного. Такая аккомодация называется прогрессивно-регрессивной. Схема этой аккомодации: t’?a?t’. При этом изменению подвергаются все участки гласного, в результате чего гласный изменяется в наибольшей степени.
Гласные русского языка могут находиться в 4 позициях по отношению к стоящим рядом с ними согласным:
I. tat — твердый согласный + гласный + твердый согласный
II. t’?at — мягкий согласный + гласный + твердый согласный
III. ta?t’ — твердый согласный + гласный + мягкий согласный
IV. t’?a?t’ — мягкий согласный + гласный + мягкий согласный
Разновидностью этих позиций являются позиции, не имеющие одного из двух согласных при условии, что это согласный твёрдый: I.а – ta, at; II.а – t’?a; III.а – a?t’.
I. tat— мал [мал]: аккомодации нет;
II. t’?at — мял [м’?ал]: аккомодация по началу, по экскурсии;
III. ta?t’ — Ася [ас’?а]: аккомодация по концу, по рекурсии;
IV. t’?a?t’ — дядя [д’?a?д’] я: аккомодация по началу и концу, на всем протяжении.
Гласные русского языка могут быть разделены на две группы в зависимости от того, в каких позициях они подвергаются аккомодации и по характеру самой аккомодации.
В первую группу входят гласные [а], [о], [у]; во вторую — [э], [и].
В I позиции гласные [а], [о], [у] похожи на звуки, произносимые в изолированном положении. В этой позиции нет влияния мягких гласных: [там], [да], [кот], [но], [тут], [ну].
Во II, III, IV позициях гласные [а], [о], [у] испытывают аккомодацию под влиянием мягких согласных.
Во II позиции гласные [а], [о], [у] испытывают прогрессивную аккомодацию, при этом в экскурсии появляются глайды (скольжение): [м’?а]со, [п’?а]тый, [в’?а]лый, с[н’?а]л, [ч’?а]ша, [л’?а]мка, [л’?от], [н’?ос], [ј?о]лка, ко[в’?ор], [ч’?о]рный; [л’?у]к, [ј’?у]бка, в[с’?у]ду.
В III позиции гласные [а], [о], [у] испытывают регрессивную аккомодацию, при этом в рекурсии появляются глайды (скольжение): бр[a?т’], т[a?н’]я, пл[a?ч’], д[о?л’]я, м[о?р’]е, д[о?ч’]ка, п[о?й], [о?с’], п[у?л’]я, [у?л’]ица, [у?с’]ики.
В IV позиции гласные [а], [о], [у] испытывают прогрессивно-регрессивную аккомодацию; под влиянием предшествующего и последующего мягких согласных звучание гласных сильно изменяется — они становятся более передними: в[з’?a?т’], [с’?a?т’], [м’?a?л’]и, о[п’?a?т’], на бе[р’?о?з’]е, в по[л’?о?т’]е, п[о?й], жи[в’?о?т’]е, п[л’?у?н’], [т’?у?б’]ик, [ч’?у?т’].
Итак, общей особенностью аккомодации гласных [а], [о], [у] является то, что в результате ее артикуляция этих гласных становится более передней. Особенно заметно это в IV позиции, где аккомодированные гласные больше всего отличаются от неаккомодированных.
В отличие от гласных [а], [о], [у], гласные [и], [э] не испытывают аккомодации во II позиции [t’?at]; в русском языке эти звуки произносятся в начале слов (звук [э] в немногих словах), а также после мягких согласных. В этих позициях звучание [и] и [э] близко к их звучанию в изолированном положении: [п’ил], [м’ил]ый, [л’эс], [д’э]ло, [игр]ы, [эт]от.
В I, III и IV позициях гласные [и], [э] испытывают аккомодацию.
В I позиции гласный [и] испытывает прогрессивную аккомодацию, при которой он становится более задним. Это происходит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшествующего твердого согласного. При произнесении твердых согласных язык занимает более заднее положение, и под влиянием этой артикуляции соседний звук [и] отодвигается назад в зону образования [ы]: [и]гра — [сы]грать (сыграть); [и]зба — [в-ы]збе (в избе); [и]ра — [к-ы]ре (к Ире).
В Ш позиции гласный [и] подвергается такому же влиянию предшествующего согласного, как в I позиции, в результате чего на месте [и]произносится[ы], но сдвинутое вперед в конечной фазе артикуляции: ш[ы?]ли, б[ы?]ли, р[ы?]сь.
Так же, как [и],гласный [э]в этой позиции испытывает влияние предшествующего твёрдого и последующего мягкого согласного, в результате чего произносится [э],сдвинутое вперед в конечной фазе артикуляции: ц[э?]ль, ж[э?]чь, ш[э?с’]ть.
В IV позиции — между двумя мягкими согласными — звуки [и]и[э]становятся закрытыми. Это объясняется тем, что при произнесении мягких согласных средняя часть языка высоко поднята к твёрдому нёбу, она остаётся в высоком положении и при артикуляции гласных [и], [э],стоящих между этими палатализованными согласными: [с’ин’]ий, [п’ил’]и, [д’эн’], [с’эт’]и, [в’эс’]ело.
Что такое аккомодация в фонетике
§ 35. аккомодации
Аккомода2ции1 (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего – это прогрессивная2 аккомодáция, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная3 аккомодáция; при этом могут возникнуть скользящие перехóдные звýки, или глайды4, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между [в] и [о] очень коротенькое [у]: [вуóлL].
1 Аккомода2ция – от латинского accomodatio –«приспособление», от ad– «при», comodare – «делать удобным».
2 Прогресси2вный – от латинского progressus – «движение вперед».
3 Регресси2вный – от латинского regressio – «движение назад».
4 Глайд – от английского glide – «скольжение»; употребление термина glide как обозначение неслоговой части дифтонга, с нашей точки зрения, неправомерно.
Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, так как гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.
Если встречаются рядомтвердые согласные (чаще веляризованные) и гласные переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согласных должна продвинуться вперед, приспособляясь к передней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна отодвинуться назад, приспособляясь к задней артикуляции веляризованных согласных.
Если же встречаются рядом мягкие (палатализованные) согласные и гласные заднего ряда (велярные), то опять же либо артикуляция согласных должна лишиться палатализации, приспособляясь к задней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна продвинуться вперед в зону палатализации, приспособляясь к артикуляции согласных.
Что же чаще аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным? Это бывает по-разному в различных языках и даже в разные периоды развития одного языка.
Так, в современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно, и регрессивно; прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и даже [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше; ср. рад – ряд, ток – тек, лук – люк, нэт – нет. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после же твердых аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]); ср. мил – мыл, лик – лык, тигры – отыгран (без согласной: игры)1. Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно; ср. цел – цель, бит – бить, пар – парь, кон – конь, дул – дуль.
1 Из всего сказанного ясно, что обычное мнение о смягчении русских согласных перед и является недоразумением: это не фонетика, а правила чтения: если внутри слова после согласной буквы написана буква и, то надо согласные читать мягко (см. ниже, гл. V, § 71, о выражении мягкости согласных в русском письме).
Между мягкими согласными гласные [а], [о], [у], [э] аккомодируют в обоих направлениях (по отношению к предыдущим мягким согласным – это прогрессивная аккомодация; по отношению к последующим – регрессивная) и становятся на слух и более высокими, и более напряженными, а по артикуляции – более передними и закрытыми; ср. мат – мять, тот – теть, тут – тють(ка); Дэн1 – день.
1 Дэн – фамилия учителя М. И. Глинки.
В древнерусском языке была обратная зависимость. Согласные, сами по себе нейтральные к твердости и мягкости, аккомодировали гласным, откуда в разные эпохи возникала «первая (шипящая)» и «вторая (свистящая)» аккомодация; так, к, г, х: давали в одну эпоху шипящие перед гласными переднего ряда, соответственно – ч, ж, ш (пeкоу – печеши, лъгати – лъжь, соухъ– соушити); в другую же эпоху перед ъ, и (гласные переднего ряда из дифтонга [oi7]) к, г, х давали свистящие, соответственно – ц, дз, с (ржкд – pжцъ, нога – nosъ1, моуха – мoусъ) – это все примеры регрессивной аккомодации.
1 Буква s в кириллице первоначально обозначала звонкую аффрикату [дз].
В современном французском языке согласные так же нейтральны к твердости и мягкости, но они сохраняют более твердый оттенок перед непередними гласными [а],[о], [и] и [ã], [õ] и более мягкий оттенок перед передними гласными (сильнее перед [I], [у], слабее перед [е], [û] и [E\%], [û\%]); ср. tas – «куча», tôt – «рано», tout – «все», tant – «столько», ton – «твой» и ti – «а?» (вопросительная частица, народн.), tu – «ты», teint – «окраска» и т. п. – это тоже примеры регрессивной аккомодации.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: П р е д и с л о в и е
Читать: Глава i
Читать: ВведениеЧитать: § 1. почему язык не относится к явлениям природы
Читать: § 2. язык как общественное явление
Читать: § 3. структура языка. язык как система.
Читать: § 4. язык и речь
Читать: § 5. синхрония и диахрония
Читать: § 6. связь языковедения с другими науками
Читать: Глава ii
Читать: ЛексикологияЧитать: § 7. слово как предмет лексигологии
Читать: § 8. типы слов в языке
Читать: § 9. равноименность и ее разновидности
Читать: § 10. полисемия
Читать: § 11. метафора
Читать: § 12. перенос по функции
Читать: § 13. метонимия
Читать: § 14. синекдоха
Читать: § 15. омонимия
Читать: § 16. синонимы
Читать: § 17. антонимы
Читать: § 18. табу и эвфемизмы
Читать: § 19. этимология и «народная» этимология
Читать: § 20. контекст и эллипсы
Читать: § 21. терминология
Читать: § 22. лексикализация и идиоматика
Читать: § 23. фразеология
Читать: § 24. словарный состав языка
Читать: § 25. лексикография
Читать: Глава iii
Читать: ФонетикаЧитать: § 26. что такое фонетика
Читать: § 27. сведения из акустики
Читать: § 28. анатомия речевого аппарата и физиология органов речи
Читать: § 29. классификация звуков речи
Читать: § 30. согласные
Читать: § 31. гласные
Читать: § 32. фонетическое членение речи
Читать: § 33. фонетические (звуковые) процессы
Читать: § 34. позиционные изменения. ударение. редукция
Читать: § 35. аккомодации
Читать: § 36. ассимиляции
Читать: § 37. диссимиляции
Читать: § 38. прочие фонетические процессы
Читать: § 39. фонемы, позиции, вариации и варианты
Читать: § 40. система фонем и фонетическая система языка
Читать: § 41. орфоэпия
Читать: § 42. методы и приемы экспериментальной фонетики
Читать: Глава iv
Читать: ГрамматикаЧитать: § 43. что такое грамматика1
Читать: § 44. грамматические способы языков
Читать: § 45. способ аффиксации
Читать: § 46. агглютинация и фузия.
Читать: § 47. морфологический и этимологический состав слова
Читать: § 48. чередования и внутренняя флексия
Читать: § 49. повторы (редупликации)
Читать: § 50. сложения
Читать: § 51. способ служебных слов
Читать: § 52. способ порядка слов
Читать: § 53. способ ударения
Читать: § 54. способ интонации
Читать: § 55. супплетивизм
Читать: § 56. синтетический и аналитический строй языков
Читать: § 57. грамматические категории
Читать: § 58. части речи
Читать: § 59. синтаксические единицы языка
Читать: § 60. синтагмы в составе простого предложения
Читать: § 61. предложение
Читать: § 62. обороты с потенциальной предикативностью
Читать: § 63. типы простых предложений
Читать: § 64. сложное предложение
Читать: § 65. сочинение
Читать: § 66. внесение
Читать: § 67. сложное синтаксическое целое
Читать: Глава v
Читать: ПисьмоЧитать: § 68. общее понятие о письме и предпосылки письма
Читать: § 69. этапы и формы развития начертательного письма
Читать: § 70. графика
Читать: § 71. алфавит
Читать: § 72. орфография
Читать: § 73. транскрипция
Читать: Глава vi
Читать: Классификация языковЧитать: § 74. языки мира
Читать: § 75. возможности классификации языков
Читать: § 76. первые опыты генеалогической классификации языков
Читать: § 77. сравнительно-исторический метод в языковедении
Читать: § 78. генеалогическая классификация языков
Читать: § 79. типологическая (морфологическая) классификация языков
Читать: Глава vii
Читать: Происхождение языка, образование и историческое развитие языковЧитать: § 80. постановка вопроса
Читать: § 81. происхождение языка
Читать: § 82. образование языков
Читать: § 83. основные закономерности развития языков
Читать: § 84. исторические изменения словарного состава языка
Читать: § 85. изменения в фонетике и фонетические законы
Читать: § 86. исторические изменения грамматического строя
Читать: § 87. языки родо-племенного строя
Читать: § 88. первые государства и их языки
Читать: § 89. языки феодального периода
Читать: § 90. возникновение наций и национальных языков
Читать: § 91. языковые отношения эпохи капитализма
Читать: § 92. языковые проблемы в ссср и российской федерации