что такое аис в медицине
Автоматизация медицины в клиниках – полный контроль
Как и в любой другой сфере, автоматизация медицинских процессов позволит существенно ускорить процесс обслуживания пациентов и повысить эффективность поиска путей их выздоровления.
Сегодня представить работу любой клиники без их использования уже невозможно. Притом автоматизация начинается не в самом медицинском учреждении, а еще дома с клиентов, которые делают предварительную запись на прием к врачу для осмотра.
Системный подход в системе здравоохранения используется уже давно, еще в 70-х гг. стали применять первые базы данных, пусть они были еще примитивны, но все же.
Автоматизированные медицинские системы управления позволяют намного быстрее и любое количество раз получать информацию из баз данных. Притом она может быть не только о клиентах, но и о самой клинике, персонале и прочих деталях. Помимо медицины, возможно, будет интересно почитать о системах автоматизации аптек, о которых говорилось ранее.
Автоматизированные системы управления в медицине позволяют решать следующие задачи:
Даже самая простая клиника – это огромные потоки информации, которые могут стать решающим фактором, оказывающим непосредственное влияние на процесс выздоровления или работу организации. И основными задачами автоматизированных систем в медицине является:
А это говорит о централизованной системе, которая должна охватывать каждую клинику, чтобы между ними можно было оперативно передавать ценные сведения о больных или неожиданно возникших ситуациях. А также медицинская автоматизация организует работу аттестационных комиссий и учебных заведений, куда после придут работать молодые специалисты.
Немалое значение автоматизация в медицине имеет для научно-исследовательской деятельности в мед. области.
Разновидности медицинских информационных систем
Различают 4 типа автоматизированных информационных систем, применяемых в медицине на современном уровне:
Анализ функционирования деятельности всей системы здравоохранения – исключительные выгоды!
Автоматизирование медицинских информационных систем позволяет организовать за клиническими учреждениями более качественный контроль, тем самым выявив наиболее реалистичные показатели эффективности деятельности системы здравоохранения в целом. И определить это можно по трем основным критериям:
Именно благодаря автоматизации обработки информации в медицине за всеми клиническими учреждениями может быть организован более качественный контроль, что будет вести к повышению качества услуг.
Особенности автоматизированных систем
Даже частичная автоматизация клинки позволяет существенно повысить эффективность работы учреждения. Например, банальный перевод картотеки в базу данных позволяет существенно ускорить процесс обслуживания клиентов, так на поиск информации о каждом, кто получал лечение здесь, уходит намного меньше. Но на этом современная автоматизация не заканчивается. Потому что получать сведения из карточек больных захотят и сами медицинские специалисты при осмотре очередного клиента.
Из такой электронной картотеки ни одни данные не будут утрачены и при необходимости всегда могут быть быстро обнародованы для повторного воспроизведения. Следовательно, центральный комплекс, где хранится вся база данных, должен быть соединен с компьютерами врачей и специалистов более высокого уровня.
Автоматизация осмотров
Современная медицинская информационная система – это огромный комплекс средств, объединенный одним сервером и обеспечивающим работу всех отделений медучреждения.
Обеспечивая контроль и оперативную обработку обращений пациентов, которое начинается еще с его первого звонка в клинику для записи на прием к медицинскому специалисту. А это позволяет рационально распределить рабочее время сотрудников, дав возможность всем желающим пройти лечение или диагностику.
Использование такой автоматизированной системы при выполнении медицинского осмотра или прохождении медкомиссии позволит максимально ускорить процесс, потому что все результаты исследований будут сразу заноситься в базу, которая доступна будет каждому специалисту. Такой подход позволит одновременно обрабатывать справки сразу нескольких посетителей.
С каждым годом появляются все новые разработки в медицинской сфере, призванные не только ускорить процесс обслуживания клиентов, но и улучшить качество их лечения. А это сделать можно только разрядив обстановку в коридорах, снизив риски повторного заражения, при нахождении здоровых людей среди больных пациентов.
Системы для осмотра водителей
Автоматизировать в медицине можно все, в том числе и предрейсовые осмотры водителей. Чаще всего он выполняется в отдельной организации, которая находится на удаленном расстоянии от автобазы.
Моментальная передача сведений о том, что водитель допущен к управлению ТС, позволяет намного быстрее спланировать его рабочий день, и организовать его оптимальную загруженность. И также это позволяет исключить фактор подделки документов, выдаваемых медицинскими специалистами по результатам диагностики.
Автоматизация лечения заболевания – это новый этап человечества, на который оно уже наступило и во многих развитых странах мира больше нет надобности перевозить карточку из одного медицинского центра в другой. Они все подключены к общей базе данных, доступ к которой имеет любой медицинский специалист в определенной квалификации. Например, передача данных из карты одной клиники в другую при смене места жительства произойдет всего за пару нажатий кнопок администратора или заведующего отделения.
Но для организации работы этой автоматической системы необходим качественный софт, который бы правильно организовал управление всеми данными в базе и передавал их в нужный момент для ознакомления медицинским специалистам.
Софт для автоматизации медицинских клиник
Автоматизировать клиники и прочие лечебные учреждения позволяет только идеально отлаженный софт. Это одна или пакет программ, предоставляющие возможность управлять всей поступающей в учреждение информацией. Их существует много видов, но, в общем, все системы можно разделить на несколько категорий:
В общем, направлений много, как и самих программ. Легче и понятнее описать несколько, которые сегодня популярны и широко используются в разных учреждениях.
Medix CRM
Medix CRM – распространенная система, применяемая во многих клиниках. Это комплекс программных инструментов, позволяющих организовать полноценное управление всеми процессами в клинике. Система работает под управлением Linux, которая установлена на сервере, расположенном в самой клинике. Передача данных между сервером и всеми пользователями системы осуществляется через клиентские терминалы. Скачать систему и получить к ней доступ можно на их сайте medix.pro.
Главной особенностью работы системы является то, что она разграничивает права всех клиентов, предоставляя ему только разрешенную информацию, к которой он имеет доступ.
Инфоклиника
Инфоклиника.RU – автоматизированная система. Главный программный терминал находится на сервер компании Смарт Дельта Системс.
Это SaaS сервис, который обеспечивает полную автоматизацию всего рабочего процесса клиники, начиная от организации и контроля удаленной записи на прием, заканчивая отсылкой им напоминаний об обследованиях, результатов анализов, решений медицинских комиссий и прочего. Преимуществом системы является то, что неважно, какая ОС установлена на компьютере врача или пациента, достаточно просто подключиться к ней, зарегистрировавшись по логину и паролю.
CliniIQ
CliniIQ – облачный сервис, предназначенный для автоматизации всех процессов в клинике. Это универсальный программный инструмент, позволяющий управлять работой как обычных клиник, так и стоматологий.
Здесь также имеется база клиентов, она позволяет вести учет карточек по каждому из них, размещается расписание работы все медицинских специалистов, осуществляется регистрация всех визитов в личном кабинете каждого пациента, здесь также можно разместить прайс с ценами на услуги клиники и осуществлять ведение бухгалтерской деятельности с приемом и выставлением платежей.
Еще предусмотрен инструмент для отправки СМС-сообщений пациентами с напоминаниями о необходимости посетить врача.
Система является платной и плата составляет всего 1,5 тыс. р. за одного врача.
Автоматизация при лечении
Особое значение в современной медицине имеют автоматизированные комплексы, применяемые во время лечения или при выполнении очень сложных операций под контролем специалистов.
Машина не дрожит, она не может допустить ошибку, потому что работает по тщательной отлаженной программе. А контроль за процессом можно осуществлять дистанционного с главного терминала управления.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Автоматизированные информационные системы и технологии, используемые в здравоохранении, создаются и функционируют на протяжении 3 десятков лет. Научно-исследовательские и проектные работы, оснащение ЛПУ вычислительной техникой осуществлялись как в централизованном порядке по заказам Минздрава РФ, так и по инициативе органов и учреждений здравоохранения на местах.
Информационные системы и технологии, внедряемые в ЛПУ, обеспечивают сбор информации об услугах, оказанных каждому пациенту, о доходах учреждения по всем основаниям, о затратах на каждого пролеченного больного и по учреждению в целом, что составляет необходимую исходную базу данных для финансово-экономического анализа деятельности ЛПУ и принятия эффективных управленческих решений.
И наконец, информационные технологии являются основой для реализации системы управлениялечебной организацией во всех ее аспектах: оптимизации использования ограниченных ресурсов, оценки степени финансовой устойчивости, клинического управления и управления КМП, планирования действий по достижению тактических и стратегических целей для обеспечения динамичного развития организации в условиях становления рыночных механизмов в отечественном здравоохранении, динамики экономического развития государства, демографических процессов и тенденций заболеваемости населения.
Их свойство объединять (интегрировать) и архивировать (хранить) огромные массивы информации, обеспечивать оперативную работу с информационными ресурсами, коммуникационные возможности коллективной работы с медико-статистическими и экономическими данными создают технологические условия организации действенной системы управления медицинской организацией. В связи с этим уместно привести основные требования, которые предъявляются к медицинским информационным системам и технологиям с учетом международного опыта, в частности американской профессиональной ассоциации HIMSS [41]; они сгруппированы на рис. 81.
Изучение в динамике процесса информатизации здравоохранения позволяет заключить, что в настоящее время в Российской Федерации имеются автоматизированные информационные медицинские системы раз-
Рис. 81.Основные требования к создаваемым компьютерным медицинским информационным системам и технологиям
личного назначения, удачно спроектированные, сертифицированные по установленным в отрасли правилам и положительно зарекомендовавшие себя в практической эксплуатации.
К таким системам общеучрежденческой сети ЛПУ можно отнести больничные комплексы,реализованные в различных регионах России.
АИС «Эверест» предназначена для комплексной информатизации лечебной и административно-хозяйственной деятельности многопрофильных амбулаторно-больничных комплексов посредством сбора и обработки информации о количественных и качественных показателях их деятельности, хранения информации и выдаче ее персоналу в удобном виде для последующего анализа и принятия решений. Система обеспечивает оперативность, достоверность и высокую эффективность при планировании и управлении лечебным процессом вследствие наличия обратных связей между всеми участниками процесса.
За более чем 10-летний период функционирования система постоянно модернизировалась, наращивалась и сегодня включает более 200 АРМ медицинских работников, оснащена несколькими файл-серверами, источниками бесперебойного питания, имеет около 10 км кабельной сети.
В основу концепции разработки и внедрения системы положены следующие принципы:
• использование распределенной архитектуры при построении интегрированной информационной системы;
• открытость системы для последующего развития и способность ее к расширению;
• обеспечение нескольких уровней защиты конфиденциальной информации и разграничение прав доступа к массивам данных и др.
Перечислим функциональные возможности АИС «Эверест», поскольку они будут свойственны многим внедряемым в ЛПУ автоматизированным информационным системам. Основные функциональные подсистемы охватывают все виды административно-хозяйственной деятельности и лечебный процесс: стационар с комплексом «История болезни», поликлиника (консультативно-диагностический центр) с комплексом «Амбулаторная карта», приемно-диагностическое отделение, лечебные специализированные отделения, параклинические отделения с комплексами: клиникобиохимической лаборатории, функциональной диагностики, рентгенологии, УЗИ, эндоскопии и др., реанимация, аптека с комплексом учета ЛС и изделий медицинского назначения, учет крови и кровезаменителей, лечебное питание, учет медицинского оборудования и бухгалтерский учет, экономические расчеты и взаиморасчеты с оплачивающими организациями, медицинская статистика и учет медицинских услуг, учет и планирование кадров, контроль исполнительской деятельности. Информация сгруппирована на логическом уровне в семейство АРМ должностных лиц медицинских работников госпиталя: от АРМ главного врача до АРМ медицинского регистратора.
Примечательны перспективы развития системы с точки зрения типовости подхода к этому процессу:
1. Система непрерывно совершенствуется, гибко реагируя на растущие потребности пользователей и предлагаемые на рынке аппаратнопрограммные средства.
2. Приоритетными направлениями совершенствования системы на ближайшее время выбраны:
• информационная поддержка ОМС;
• организация ввода, архивного хранения, просмотра и анализа текстовых и графических документов истории болезни;
• обеспечение телекоммуникационной связи с городскими, региональными, республиканскими и международными центрами здравоохранения, а также с объектами внедрения системы для организации «горячей линии» и удаленного мониторинга;
• углубление и расширение алгоритмов решения задач внедренных подсистем.
Примечателен также более чем 10-летний опыт улучшения лечебнопрофилактической помощи на основе внедрения компьютерных технологий в Орловской областноймногопрофильной больнице, имеющей огромный фактический опыт работы в данной области. Автоматизированная больничная информационная система, включающая более 100 АРМ, в том числе АРМ врача, старшей медсестры, постовой медсестры, АРМ лаборанта и др., позволила обеспечить интенсификацию лечебно-диагностического процесса за счет улучшения и ускорения взаимодействия между подразделениями больницы, улучшения планирования работы персонала и контроля за ее выполнением, сокращения избыточности собираемых и обрабатываемых данных.
Дальнейшее развитие системы позволяет внедрить «безбумажную технологию» ведения медицинской документации на промежуточных этапах оформления и отчетности, не исключая при этом автоматизированное оформление на «бумаге» итоговых медицинских, статистических и экономических документов. Это сокращает затраты времени на оформление документации, облегчает процесс поиска данных.
Опыт создания и использования автоматизированной информационной системы убедительно показал, что рациональное сочетание и интеграция различных программных и технических средств, прикладных информационных технологий в едином комплексеприводят к положительному системному, синергическому эффекту. Этот опыт убеждает, что в составе перспективных многофункциональных информационных систем лечебных учреждений могут быть эффективно использованы технологии и средства:
• создания экспертных систем и баз знаний, консультативных и обучающих систем, многомерного моделирования и интеллектуального анализа;
• системы поддержки принятия решения по тактике лечения больных и управления организацией в целом;
• бесклавиатурного ввода данных на основе использования машиночитаемых носителей информации (пластиковых карточек, документов с визуальным кодированием и др.).
При этом необходимо исходить из того, что каждое средство и технология имеют свою область эффективности, выявление и апробация которой возможна только на основе опыта практического использования.
На уровне центральной районной больницы (ЦРБ) информационные технологии обеспечивают учет и достоверное планирование объемов медицинской помощи в стоимостных и количественных показателях, контроль рационального использования ресурсов, включая экспертизу качества медикаментозной терапии, ее адекватность тяжести болезни, соответствие лекарственному формуляру и перечню жизненно важных лекарственных препаратов. Показателен пример создания подобной системы на базе Торжокской ЦРБ Тверской области.
Опыт этой больницы в области разработки новых учетных статистических форм для использования в автоматизированных информационных системах одобрен Минздравом РФ. С известной мерой условности обобщенная структурная схема программного комплекса информационной системы управления стационаром представлена на рис. 82, 83.
Рис. 82.Структурная схема программного комплекса управления стационаром КАИС (Б)
Рис. 83.Структурная схема комплекса «Лечебное отделение»
Медицинская информационная система «Поликлиника» состоит из следующих программно-функциональных модулей: Регистратура, Контингент, Посещаемость, Заболеваемость, Больничные листы, Диспансерное наблюдение, Стоматология, Лаборатория, Платная медицина, способных работать как автономно, так и в любых сочетаниях.
Система позволяет в автоматизированном режиме:
• вести реестр прикрепленного к поликлинике контингента населения (паспортные данные, договор страхования, серия и номер полиса, номер медицинской амбулаторной карты и др.);
• составлять расписание приема врачей, записи пациентов на прием и соответствующий этому подбор амбулаторных карт;
• регистрировать первичный и повторный прием пациентов;
• вести амбулаторную карту пациента, ведомость учета посещений, показатели работы врачей лечебных и вспомогательных подразделений (в виде таблиц и диаграмм), показатели работы среднего медицинского персонала;
• вести учет установленных диагнозов и оперативно получать сведения о заболеваниях и выданных больничных листах, формируя при этом 3 вида отчетных документов (отчет о числе зарегистрированных заболеваний; списки пациентов по установленным диагнозам, госпитализированных, получивших группу инвалидности, умерших; отчеты о травмах и отравлениях);
• вести учет пациентов, состоящих на диспансерном наблюдении по заболеванию, отслеживать проведенные врачами мероприятия, контролировать регулярность посещений по поводу диспансерного наблюдения с формированием всех установленных форм отчетности;
• формировать и вести регистрационные журналы по каждому виду лабораторных исследований, базу данных по всем видам выполненных анализов обследованных пациентов;
• формировать и печатать документы, отражающие сведения об оказанной медицинской помощи и ее стоимости, списки проконсультированных пациентов и стоимость проведенных консультаций, счета по договорам со страховыми компаниями и организациями и пр.
По результатам деятельности поликлиники, ее отделений и конкретных врачей формируется информационная база данных для проведения аналитической работы и принятия адекватных управленческих решений, направленных на улучшение качества обслуживания пациентов. Обобщенная структурная схема программного комплекса управления поликлиникой приведена на рис. 84.
Рис. 84.Структурная схема программного комплекса управления поликлиникой («Поликлиника»)
Сегодня разработчики программного обеспечения готовы предоставить функциональные модули и АРМы для решения практически любых задач. Практика внедрения подтвердила достоинстваавтоматизированных информационных технологий в следующих сферах:
• автоматизация учета медицинской помощи и используемых для ее оказания ресурсов;
• повышение доступности и качества медицинского обслуживания пациентов;
• адресность оказываемой медицинской помощи;
• обеспечение потенциальных возможностей устранения очередей пациентов в ожидании медицинской помощи за счет электронных средств диспетчеризации врачебного приема;
• создание медицинской карты конкретного пациента и возможности организации на ее основе регистра здоровья прикрепленного к ЛПУ населения;
• автоматизация оформления персонифицированной медицинской и экономической документации;
• повышение достоверности данных, используемых в целях планирования потребности в ресурсах и финансировании ЛПУ.
• осуществление с их помощью процессов контроля и экспертизы.
В то же время каждый программный продукт обладает рядом достоинств и недостатков, что отличает его от продукта другого производителя и даже очень известный производитель не способен предложить решение на любой случай. Внедрение больших систем и программных комплексов является долгим процессом, требующим больших усилий специалистов заказчика и разработчика программного обеспечения. Подобные проекты занимают значительное время и в целом не обязательно гарантируют получение желаемого результата.
Тем не менее у каждой медицинской организации есть свои информационно-технологическая инфраструктура, устоявшиеся информационные процессы и технологии, а также персонал, способный их сопровождать. Этим специалистам приходится настраивать взаимодействие между системами разных производителей, разных поколений, внедренных в одном медицинском учреждении; число возникающих при этом проблем растет пропорционально количеству используемых программных и технических средств, их совместимости. Поэтому необходимость в интеграции решения различных прикладных задач средствами компьютерных технологий увеличивается с каждым годом. На рынке появляются все новые программные продукты.
Обобщая эти разработки можно утверждать, что в настоящее время в области информатизации целенаправленно реализуется концепция комплекснойавтоматизации всех сфер деятельности в здравоохранении.
Системное сочетание преимуществ, например, технологии «Интерин», разработанной в Институте программных систем РАН для автоматизации лечебной деятельности ЛПУ, с технологиями других фирм-разработчиков для управления финансово-экономической деятельностью медицинского учреждения, полноценного экономического учета и планирования в условиях перехода от сметного финансирования к финансированию в соответствии с оказанным объемом медицинской помощи и ее качества, представляется продуктивным и перспективным направлением информатизации здравоохранения.
В методическом отношении в основе всех названных разработок медицинских информационных систем и технологий лежатсистемный анализи системный подход.Использование этих методов направлено на повышение эффективности управления здравоохранением на всех без исключения его уровнях, эффективности функционирования медицинских учреждений и служб здравоохранения. В медицине развитых стран все большее распространение получает адаптивный подход,распределяющий ответственность, ресурсы и активизирующий инициативу, акцентирующий внимание на разработке информационной инфраструктуры как условия успешной информатизации в здравоохранении.
В то же время были и остаются актуальными традиционные проблемы информационного обеспечения процессов управления здравоохранением, непосредственного участия медицинских работников в постановке задач, разработке медицинской сути информатизации лечебных учреждений, ведущей роли в этом процессе руководителя организации, стандартизации информационных технологий, повышения интеллектуальных средств информационных систем, научной обоснованности принимаемых управленческих решений и использования для этого аппарата моделирования и прогнозирования.
Вопросы для повторения
1. Дайте краткую характеристику информационной технологии.
2. Перечислите основные требования к медицинским информационным технологиям.
3. Назовите принципы концепции разработки и внедрения информационных технологий.
4. Кратко охарактеризуйте медицинскую информационную систему «Поликлиника».
5. Дайте краткую характеристику медицинской информационной технологии «Управление стационаром».
6. Перечислите основные достоинства медицинских информационных технологий.