По наиболее часто задаваемым вопросам представляем свой комментарий.
Вопрос 1. Пользование домофоном является услугой или использованием товара?
Домофон является товаром, но товаром сложным, поэтому, когда жильцы приобретают домофонное оборудование, то также приобретают услугу по его установке, и как правило, заключают смешанный договор или два договора: на приобретение домофона (договор купли-продажи) и его установку (договор бытового подряда). Также фирмы, продающие домофоны, нередко указывают в своих договорах в обязательном порядке техническое обслуживание домофонного оборудования. Следует иметь ввиду, что по Закону РФ «О защите прав потребителей» данные организации не вправе навязывать дополнительные услуги потребителям без их согласия (статья 16). Жильцы могут сами выбрать любую фирму, которая будет обслуживать домофон, а также могут вообще не заключать договор на обслуживание ни с какой организацией и вызывать специалиста только при наличии возникших проблем с домофоном. В отношении последнего варианта следует уточнить, что воспользоваться этим выгодно, если домофон работает исправно и редко ломается, поэтому платить ежемесячную плату нет необходимости. Если же происходит обратное, то дешевле платить за техническое обслуживание, поскольку фирма будет устранять недостатки согласно договора.
Вопрос 2. Все ли жильцы подъезда должны оплачивать услуги за техническое обслуживание домофона?
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Статья 290 ГК РФ относит домофоны к общему имуществу собственников. Следовательно, собственники обязаны платить за общее имущество, в данном случае за содержание домофона. Также, кроме собственников в число плательщиков должны быть включены и те жильцы, которые занимают помещения на основании договоров социального найма (наниматели жилья). Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ для обеих этих категорий жильцов плата за содержание и ремонт жилого помещения включает «плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме». Следовательно, за домофон должны платить не только собственники, но и наниматели жилья. Но бывают ситуации, когда не все жильцы готовы платить за установку домофона и отказываются ставить у себя в квартире домофонную трубку. В данном случае взимание с них платы за обслуживание домофона является не законным. Данным жильцам могут предложить приобрести ключи для пользования домофоном. В случае разногласий между жильцами по условиям пользования домофоном все споры разрешаются судом.
Вопрос 3. После заключения договора на установку домофона кто является собственником домофонного оборудования?
При заключении договора с фирмой внимательно его читайте. Если заключается договор купли-продажи, то домофон становится общей собственностью покупателей, т.е. жильцов подъезда многоквартирного дома. Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включается в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). В п. 7 указанных Правил указано, что в состав общего имущества включаются автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома. Таким образом, домофон отвечает всем признакам общего имущества в многоквартирном доме.
Также хотелось бы предложить потребителям при заключении договоров внимательнее их читать и заключать договоры только на выгодных для потребителей условиях, т.к. в настоящее время организаций, предоставляющих услуги по установке домофонов достаточно много.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 799 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Порядок установки и оплаты домофона в многоквартирном доме
Цены за жилищно-коммунальные услуги ежегодно растут, поэтому собственники помещений в МКД хотят знать, за что они платят, какие услуги в квитанции включены законно, а на каких наживаются недобросовестные управляющие организации.
Одна из услуг, которая стабильно вызывает вопросы у жителей домов – установка и обслуживание домофона. Расскажем, каков порядок установки домофона в МКД и в каких случаях управляющая организация имеет право взимать за него плату.
Домофон – общее имущество собственников помещений в МКД
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется предоставлять собственникам помещений в этом доме работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Домофоны в многоквартирных домах устанавливаются на входе в подъезд, они обслуживают более одного помещения, поэтому входят в состав общего имущества МКД. Автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов МКД тоже включаются в состав общего имущества в МКД в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Порядок установки и подключения домофона
Установка и обслуживание домофона возможны в двух случаях: такие работы и услуги предусмотрены договором управления МКД или соответствующее решение принято на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ). О случае, когда управляющая организация устанавливает домофон на свои деньги, мы расскажем отдельно.
Договор управления многоквартирным домом может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Тогда для начисления платы за обслуживание запирающих устройств необходимо решение ОСС, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией.
Даже если домофон планируют установить собственники только одного подъезда, для решения такого вопроса необходимо получить согласие и других собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ).
На общем собрании собственники могут принять решение о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ в составе платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, согласно ст. 155 ЖК РФ. Собственники помещений в МКД могут заключить договор напрямую с подрядной организацией и получать отдельные квитанции за обслуживание домофона.
Управляющая организация не может требовать от собственников уплаты отдельной услуги «Обслуживание домофона» (письмо Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14). Этой же позиции придерживается Минстрой РФ в своём письме от 11.04.2016 № 10686-АТ/04 «О содержании и ремонте общего имущества в МКД».
Если решения общего собрания собственников об установке домофона или оплате его обслуживания нет, и управляющая организация решила установить его самостоятельно, она не сможет впоследствии предъявить собственникам плату за установку обслуживание запирающего устройства.
Обслуживание домофона
В договоре обслуживания по желанию собственников можно предусмотреть другой перечень работ и услуг.
Если подрядная организация ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по договору обслуживания, это может послужить причиной для отказа от её услуг. Принять решение о смене подрядчика можно только на общем собрании собственников помещений в МКД.
Бывают случаи, когда домофон не работает на протяжении нескольких месяцев, а управляющая организация перечисляет подрядчику плату за его обслуживание и включает её в квитанции. В таком случае любой из собственников помещений в МКД может потребовать у управляющей организации сделать перерасчёт с того дня, когда домофон перестал работать.
Определение стоимости обслуживания домофона
Стоимость технического обслуживания домофона определяется договором на оказание услуг и выполнение работ подрядной организацией. Как правило, подрядные организации сами устанавливают размер платы за свои услуги.
Управляющей организации стоит помнить о том, что размер платы за обслуживание запирающих устройств, который они включают в тариф на содержание и ремонт общего имущества, должен быть обоснован. Любой собственник может обратиться в УО и запроситьрасшифровку статьи на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (п. п. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ).
Провести общее собрание собственников и решить вопрос по оплате домофона в многоквартирном доме гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Установка домофона в квартире своими руками: пошаговая инструкция
Установить самостоятельно домофон в квартире — задача не из легких. Но она вполне доступна для исполнения. Главное в этом деле — четкое следование инструкции. Тогда получится сделать все качественно и существенно сэкономить средства на профессиональной установке.
В первую очередь нужно подготовиться к монтажу — собрать необходимый комплект инструментов и расходных материалов.
Потребуются:
Также нужны будут:
Ну и, конечно, понадобится собственно установочный комплект оборудования.
Как выбрать комплект домофона для установки?
Самый простой вариант подобного оборудования — набор, состоящий из трубки и вызывающего устройства. И то, и другое типа «аудио». Также можно выбрать для самостоятельного монтажа видеодомофон, в который входят аудиотрубка, база с экраном и видеоглазок, монтирующийся на входную дверь в квартиру или частный загородный коттедж.
Задача № 1 при установке любого домофона — в четкой последовательности подключить внутренние жилы кабеля, согласно их цветовой маркировке.
Для самостоятельной установки, конечно, больше всего подходит наиболее простое из предлагаемых изделий. И если речь идет о монтаже домофона в подъезде многоэтажного многоквартирного дома, то нет смысла ставить что-то дорогое, «навороченное». Хотя решение об установке домофона принимается всеми жильцами и можно собрать приличную сумму на покупку современного дорогостоящего оборудования, вряд ли его установка будет оправдана. В этом случае решающими являются другие факторы — интенсивность эксплуатации, возможное (а в некоторых районах весьма вероятное) вмешательство вандалов и пр.
Таким образом, установка недешевого видеоустройства целесообразна только для жильцов элитных домов и загородных коттеджей.
Схема эксплуатируемого видеоустройства в этом случае:
Определение места трубки в доме и прокладка кабеля
Трубку можно установить практически в любом месте квартиры или частного дома. Но выбирать нужно самое удобное расположение, исходя из следующих параметров:
Традиционно таким местом является холл или прихожая. И переговорное устройство с видеоэкраном устанавливается на стену рядом с входной дверью.
Самым трудоемким этапом монтажа оборудования своими руками является прокладка кабеля. И в первую очередь необходимо отыскать нужный конец провода, который идет от аудиовызывающего устройства. Он находится в подъездном или домовом (когда речь идет о частных владениях) щитке.
Искомый конец кабеля нужно удлинить — то есть соединить с экранированной витой парой, которая в свою очередь будет подключаться к домофону в жилом помещении.
Важно: Длина провода не должна быть больше 30-40 м. При большем расстоянии сигнал может потеряться.
Удлиненный провод прокладывается вдоль и внутри стены. Для этого в ней придется проштробить специальные каналы, используя дрель с особой насадкой. В готовые каналы помещается кабель и заделывается алебастром. Затем следы шпаклюются и отделываются до финиша.
Если возможности пробить каналы в стенах нет, можно выбрать наиболее щадящий способ: разместить провода в специальных кабель-каналах из пластика. Когда установка трубки планируется возле двери, их можно проложить вдоль дверной коробки. А в подъезде кабель помещается в гофротрубу. Главное, чтобы провод не лежал рядом с силовыми кабелями, не провисал и не заламывался.
В квартирах многоквартирного дома схема прокладки кабеля и установки домофонов выглядит следующим образом:
Установка трубки домофона
Последним этапом в процессе монтажа домофонного устройства является установка его трубки. Это простая операция, которая выполняется быстро, если сравнивать со всеми предыдущими установочными этапами. На стене делаются пометки для будущих креплений. По этим отметкам высверливаются отверстия. В отверстия вбиваются дюбели или чопики из дерева. Далее по ним вкручиваются саморезы. К домофону подсоединяются провода, и он отправляется на свое место.
Если все было подключено/подсоединено верно, устройство можно сразу же эксплуатировать. Если же оно не работает, значит установщик где-то отступил от инструкции и что-то сделал не так. Придется проверять и переделывать
Установка уличной панели вызова
Чтобы правильно смонтировать данный элемент устройства, нужно:
Установка трансформатора (в случае необходимости)
Трансформатор потребуется закрепить в каком-нибудь надежно защищенном месте — скажем, на распределительном щитке. Потом в соответствии со схемой надо будет подключить его к переговорному устройству. А далее к электросети, защищенной предохранителем.
Меры предосторожности
Как и всякая работа с электричеством, установка домофона может быть опасна при самостоятельном исполнении. Поэтому придется принять некоторые меры предосторожности:
Электропровода
Правильный выбор проводов для домофона — залог бесперебойной работы устройства. Поэтому для аудиодомофона провод до 50 м длиной потребуется маркировки 6/10, а более 50 м – сечением 1,5 мм. А для видеодомофона провод до 25 м — 6/10, а более 25 м — кабель 1,5 мм или максимальный.
Электрическая защита
У домашнего домофона подключение к электропитанию должно происходить через сеть, защищенную предохранителем 10А или же автоматом 16А. Чтобы быть уверенным в собственной безопасности и безопасности семьи/соседей, монтажнику необходимо установить УЗО (устройство защитного отключения) 30мА.
При этом возможны 2 типа электропитания:
Дельные советы
Чтобы действительно качественно и правильно установить домофон, стоит прислушаться к советам профессионалов:
Организация видеонаблюдения
В качестве дополнительной защиты жилища имеет смысл установить не только домофон, но и систему видеонаблюдения. Первый будет охранять дом вместе с хозяевами, вторая — в их отсутствие.
Выбирая камеру видеонаблюдения для квартир и частных домов, необходимо прежде всего определиться с основной задачей, которую она будет выполнять:
Установленная система видеонаблюдения играет также роль «пассивного охранника» — возможно, что, заметив камеры, злоумышленники откажутся от своих планов.
Важно: В своей квартире или частном доме охранное видеонаблюдение можно установить без всяких проблем, поскольку это территория частная и жильцы вправе наблюдать, снимать и записывать на ней все, что угодно.
Не будет проблем и с установкой видеоустройств на придомовом/приусадебном участке.
А вот в подъезде и на лестничной площадке, чтобы установить систему видеонаблюдения, потребуется предварительная юридическая консультация и возможно получение согласия всех жильцов на установку. Но это не имеет отношения к скрытым видеокамерам — их установка запрещена действующим законодательством. Кстати, видеоглазок в двери, который окажется подсоединенным к регистрирующему устройству, также будет объявлен вне закона, если кто-то поставит себе такую цель.
Что касается непосредственно установки системы видеонаблюдения, то лучше бы доверить это дело профессионалам. Однако, если есть желание сократить расходы, можно осуществить монтаж и своими силами. Главное, действовать, придерживаясь соответствующей инструкции.
Порядок установки и оплаты домофона в многоквартирном доме
Цены за жилищно-коммунальные услуги ежегодно растут, поэтому собственники помещений в МКД хотят знать, за что они платят, какие услуги в квитанции включены законно, а на каких наживаются недобросовестные управляющие организации.
Одна из услуг, которая стабильно вызывает вопросы у жителей домов – установка и обслуживание домофона. Расскажем, каков порядок установки домофона в МКД и в каких случаях управляющая организация имеет право взимать за него плату.
Домофон – общее имущество собственников помещений в МКД
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется предоставлять собственникам помещений в этом доме работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Домофоны в многоквартирных домах устанавливаются на входе в подъезд, они обслуживают более одного помещения, поэтому входят в состав общего имущества МКД. Автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов МКД тоже включаются в состав общего имущества в МКД в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Порядок установки и подключения домофона
Установка и обслуживание домофона возможны в двух случаях: такие работы и услуги предусмотрены договором управления МКД или соответствующее решение принято на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ). О случае, когда управляющая организация устанавливает домофон на свои деньги, мы расскажем отдельно.
Договор управления многоквартирным домом может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Тогда для начисления платы за обслуживание запирающих устройств необходимо решение ОСС, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией.
Даже если домофон планируют установить собственники только одного подъезда, для решения такого вопроса необходимо получить согласие и других собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ).
На общем собрании собственники могут принять решение о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ в составе платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, согласно ст. 155 ЖК РФ. Собственники помещений в МКД могут заключить договор напрямую с подрядной организацией и получать отдельные квитанции за обслуживание домофона.
Управляющая организация не может требовать от собственников уплаты отдельной услуги «Обслуживание домофона» (письмо Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14). Этой же позиции придерживается Минстрой РФ в своём письме от 11.04.2016 № 10686-АТ/04 «О содержании и ремонте общего имущества в МКД».
Если решения общего собрания собственников об установке домофона или оплате его обслуживания нет, и управляющая организация решила установить его самостоятельно, она не сможет впоследствии предъявить собственникам плату за установку обслуживание запирающего устройства.
Обслуживание домофона
В договоре обслуживания по желанию собственников можно предусмотреть другой перечень работ и услуг.
Если подрядная организация ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по договору обслуживания, это может послужить причиной для отказа от её услуг. Принять решение о смене подрядчика можно только на общем собрании собственников помещений в МКД.
Бывают случаи, когда домофон не работает на протяжении нескольких месяцев, а управляющая организация перечисляет подрядчику плату за его обслуживание и включает её в квитанции. В таком случае любой из собственников помещений в МКД может потребовать у управляющей организации сделать перерасчёт с того дня, когда домофон перестал работать.
Определение стоимости обслуживания домофона
Стоимость технического обслуживания домофона определяется договором на оказание услуг и выполнение работ подрядной организацией. Как правило, подрядные организации сами устанавливают размер платы за свои услуги.
Управляющей организации стоит помнить о том, что размер платы за обслуживание запирающих устройств, который они включают в тариф на содержание и ремонт общего имущества, должен быть обоснован. Любой собственник может обратиться в УО и запроситьрасшифровку статьи на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (п. п. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ).
Провести общее собрание собственников и решить вопрос по оплате домофона в многоквартирном доме гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Как установить и подключить домофон в квартире своими руками
Сегодня расскажем, как подключить трубку и всю систему домофона в многоэтажном доме для одной квартиры. Здесь рассмотрим как виды устройств, так и схемы их подключений. Кроме того, предложим свою инструкцию по реализации этой задачи.
Типы устройств и особенности их работы
Существует два вида аппаратов, которые устанавливаются в квартирах.
Выглядят эти виды так:
Важно! У каждого вида есть субъективные нюансы, которые сильно влияют на процесс монтажа конструкции, и ее последующее обслуживание.
Подключение домофона своими руками – все нюансы
Есть несколько особенностей, без учета которых можно допустить некоторые ошибки, которые приведут либо к неисправности аппарата у одного жильца, либо выведут из строя устройства во всем подъезде.
Выглядят эти особенности и нюансы так:
Изучить эти особенности лучше перед установкой устройства.
Основные схемы подключения домофонов
Перед тем, как самостоятельно подключать домофон в квартире, важно изучить схему соединения всех элементов системы, чтобы не допустить ошибок в процессе работы.
Схема включает в себя сразу несколько элементов, среди которых выделим следующие:
Первое, что нужно соединить, – это вызывные панели и средства связи, которые включают в себя микрофон, динамик и видеокамеру.
К каждому из них подходит один из четырех проводов, которые делятся на питание, видео и аудио, а также на общий провод. На данный участок схемы будет дано напряжение в 12 В, без этого подключить трубку домофона в квартире не получится.
Затем с контроллером соединяются электрические замки. В системе их может быть один или два. В том случае, если они не вошли в структуру конструкции какого-либо случая, провода обязательно прячутся и изолируются друг от друга.
Схема того, как правильно подключить домофон в жилом помещении, у каждой модели может быть наделена своими индивидуальными особенностями. Они в обязательном порядке указываются в инструкции к устройству, здесь же размещается и сама схема.
Порядок подключения
Перед тем, как подключить домофон самостоятельно, достаем из коробки с устройством инструкцию и схему подключения. Если второго в ней нет, то заходим в интернет и находим ее там. Без схемы осуществить коннект не получится.
Важно! Заранее подготавливаем небольшой набор инструментов и принадлежностей, нужных для работ.
Выглядит этот набор так:
После того, как схема изучена, а инструменты подготовлены к работе, выполняем следующие действия, чтобы осуществить подключение домофона в жилом помещении.
Завершение этих этапов должно нести результат, в рамках которого домофон начнет работать.
Чтобы осуществить проверку, совершаем звонок и следим за его работоспособностью.
Совет! Сразу проверяем возможность открыть дверь.
Частые ошибки при подключении домофона в квартире и их исправление
В том случае, если вы выполнили все инструкции в то время, как подключали домофон в квартире, никаких ошибок и сбоев в работе возникнуть не должно.
Внимание! Возможны случаи, когда схема и панель не работают из-за незначительных нарушений рекомендаций.
Причины, по которым подключение домофона в жилом помещении не приносит результатов, выглядят так:
Выявить первый недочет того, как подключена схема домофона, можно достаточно быстро: используя специальный тестер, проводим им по местам соединения и находим проблемный участок. Если проводка скручена правильно, а проблема заключается в неверно соблюденной полярности в процессе того, как подключалась трубка домофона в квартире, то можно принести неудобства как компании, обслуживающей домофон, так и другим жильцам дома.
Чтобы справиться с недочетом в полярности того, как подключить домофон самому, делаем следующее:
Если проблема заключается в программной блокировке номера квартиры, то справиться с ней самостоятельно не получится. Лучше позвонить в компанию, которая обслуживает ваше устройство, перед тем как подключать панель домофона.