что нужно для прописки в частном доме в 2021 году
Какие документы нужны для прописки в частном доме и как быстро зарегистрироваться?
На современном юридическом языке слово «прописка» означает постановка на регистрационный учет по месту жительства или временного пребывания.
Понятие «прописка» перекочевало из советского прошлого нашего государства. Настоящая статья расскажет о том, как встать на регистрационный учет или прописаться в частном жилом доме, и какие для этого нужны документы.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что нужно, чтобы прописаться на собственной площади?
Постановка на регистрационный учет в Российской Федерации регулируется следующими нормативными документами:
Эти документы регламентируют постановку на регистрационный учет в частных домах, квартирах и иных жилых помещениях. К процедуре прописки в частных домах и квартирах закон предъявляет одни и те же требования. Поэтому, порядок прописки в жилой дом идентичен порядку прописки в квартиру в многоквартирном доме (узнать больше о том, как прописаться в частном доме и что для этого нужно, можно в этой статье).
Существуют следующие виды регистрационного учета граждан:
Прописаться постоянно или временно в частном доме могут:
Какие бумаги нужны?
Для регистрации в доме по месту жительства, т.е. постоянной прописки, от собственника потребуются следующие документы:
Для постоянной прописки взрослого лица, не являющегося собственником, потребуются все вышеперечисленные документы, а так же письменное согласие собственника или всех собственников, которые должны присутствовать при подаче заявления лично.
В случае невозможности присутствовать на указанной процедуре лично, собственники могут наделить соответствующими полномочиями одного из них, выдав нотариально оформленные доверенности. Они могут наделить полномочиями и иных лиц, как своих представителей. Все полномочия должны быть подробно расписаны в доверенности.
Несовершеннолетние дети прописываются по месту жительства родителей в обязательном порядке и для прописки в частном доме также должны быть представлены следующие документы:
Супруг к другому супругу прописывается, предоставив в дополнение к заявлению и паспорту – свидетельство о заключении брака.
Где взять документацию, что заверять?
Как было сказано выше, заявление о регистрации по месту жительства подается на бланке специальной формы. Бланк по форме № 6 получают непосредственно по месту подачи заявления, т.е. в миграционной службе или МФЦ, или паспортном столе. Его можно скачать в интернете и заполнить по образцу, имеющемуся на тех же сайтах, где скачали бланк.
Свидетельство о праве собственности выдавалось до 15 июля 2016 года, затем было заменено на выписку из ЕГРН. Для подтверждения права собственности представляется свидетельство, если такое есть, или выписка из государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В случае отсутствия таких документов, свежую выписку, о зарегистрированных правах на дом, заказывают в МФЦ. Такая государственная услуга стоит 400 рублей.
Платной будет и нотариальная услуга по оформлению доверенности на представителя, если в присутствии такого есть необходимость. Расценки у нотариусов разные, и сказать, сколько будет стоить доверенность трудно.
Куда подавать?
Регистрирующим органом является ГУВМ МВД. Туда поступает заявление о прописке, там производится регистрация и хранятся все сведения о зарегистрированных лицах.
Обращаются за регистрацией прямо в офисы миграционной службы или это можно сделать через следующие службы:
Детально:
Правила подачи бумаг
Оригиналы или копии?
Очная или заочная форма?
Кроме того, паспортный стол и МФЦ являются посредниками в подаче документов и обращение с заявлением о прописке через них тоже можно рассматривать как заочную форму. Непосредственно с регистратором заявитель не контактирует.
Только обращение в миграционную службу нельзя рассматривать иначе как очную форму подачи документов на прописку.
Оплата
Можно отметить, что в РФ созданы все необходимые условия для своевременной постановки на регистрационный учет, как по месту жительства, так и по месту пребывания. Но не надо забывать, что за нарушение установленных правил предусмотрена административная ответственность по ст.19.15 Кодекса об Административных правонарушениях.
Как прописаться по месту жительства?
Прописка по месту жительства – это постоянная регистрация в жилом помещении, где вы намерены проживать постоянно. Или, по крайне мере, преимущественно. Без нее не обойтись: правила прописки и выписки граждан РФ 2020 обязывают вас оформить регистрацию по месту жительства вскоре после переезда в новый адрес. Ну, или если вы решили все-таки поступить по закону и прописаться в квартире, где живете уже несколько лет.
С оформлением ничего сложного: даже выписываться из старой квартиры не нужно. Достаточно подать документы по новому адресу, и из старой квартиры вас выпишут автоматически. Разбираем правила прописки и выписки граждан РФ в 2020 году «на пальцах». Но обо всем по порядку.
Зачем вообще нужна прописка по месту жительства?
Это требование законодательства. Граждане России обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ (ст. 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»). Оформить новую прописку вы должны в 7-дневный срок с момента прибытия в новый адрес (ст. 6 ФЗ № 5242-1). Не путайте с временной пропиской: оформлять постоянную регистрацию нужно только тогда, когда вы переехали в новую квартиру и намерены жить в ней постоянно, бессрочно, без планов переехать через полгода.
Другой вопрос, что с вас потребует владелец квартиры, в который вы намерены прописаться. Закон этот вопрос не регулирует – это уже ваше личное дело.
Алгоритм регистрации: прописываемся пошагово
Кого бы из них вы не выбрали, сначала вам придется собрать документы для регистрации. Потому первый шаг – определяем, какие документы нужны для выписки из квартиры в МФЦ, ТСЖ, ЖСК или УК.
Шаг 1. Собираем документы
Шаг 2. Передаем документы ответственному лицу
Кого из них вы выберете – ваше личное дело. Но кто бы это ни был, правила прописки и выписки граждан в частном доме или квартире обязывают его засвидетельствовать согласие собственника на вселение при приеме заявления. Он принимает у вас все эти документы, а затем в 3-дневный срок передает их в полицию (п. 17 Правил регистрации). Напомним, вы всегда можете сделать это самостоятельно.
МВД в 3-дневный срок проводит проверку поступивших документов. Если все в порядке, они направляют сведения о регистрации по новому адресу в ОВМ по адресу вашей старой прописки. Вам в паспорте ставят отметку о новой регистрации, а сам документ возвращают обратно ответственному лицу.
Паспорт с отметкой о регистрации ответственное лицо возвращает обратно заявителю. ВСЁ! С этого момента вы будете зарегистрированы по новому адресу, каких-либо иных действий совершать не нужно.
А теперь рассмотрим правила прописки и выписки граждан при покупке квартиры с учетом особенностей самостоятельной подачи документов.
Как подать документы лично в МВД?
Если это ваша квартира, всё просто. Вы можете обойтись без посредников и явиться с комплектом документов в территориальный ОВМ лично. Специалист под расписку примет документы, выдаст корешок и пригласит через 3 дня явиться обратно за паспортом. БЕСПЛАТНО!
Плюс, вы можете подать документы непосредственно в МВД через Госуслуги.
Как подать документы через Госуслуги?
Подать заявление о регистрации по месту жительства могут только владельцы подтвержденной учетной записи на Госуслугах. Если у вас нет аккаунта, нужно создать учетную запись, заполнить в профиле данные паспорта и СНИЛС и подтвердить личность. Клиенты Тинькофф-Банка, Сбербанка и «Почта-Банка» могут подтвердить личность через интернет-банкинг. Остальным придется делать подтверждение в Центре обслуживания или ждать письма по почте.
Затем Госуслуги предложат вам 2 варианта: подать заявление на прописку через сайт или записаться на прием в МВД и подать документы там. В первом случае вы вносите все сведения на сайте, а потом посещаете МВД с оригиналами. Во втором просто записываетесь на удобное время, а затем посещаете МВД и непосредственно там уже подаете документы.
Как подать документы через МФЦ?
По вопросам регистрации МВД работает по территориальному принципу – обращаться придется в тот центр, который обслуживает район, где вы намерены прописаться. Из плюсов этого способа подачи – удобный график работы, электронная очередь на месте, помощь в оформлении и всегда улыбчивый персонал. Из минусов – срок оформления. Он увеличится на несколько дней, необходимые для пересылки документов.
Оформление же заявления и его подача в МФЦ не займут более 15 минут. Комплект документов такой же, как и в других случаях.
Как оформить документы через ТСЖ, ЖСК, УК?
Если ваш дом находится под управлением жилищно-эксплуатационных органов, документы можно подать и через них. В их офисе управляющей организации обязательно будет ответственный паспортист, который и осуществляет первичный прием документов. Обратитесь в УК/ТСЖ/ЖСК, отказать вам в этой услуге не вправе. Из плюсов – не нужно самостоятельно посещать ОВМ, все за вас оформит паспортист. Опять же, БЕСПЛАТНО. Минус – придется подождать, из-за передачи документов срок регистрации увеличится максимум на 6 дней.
Дачную амнистию продлили: как упрощенно зарегистрировать дом
Дачная амнистия действовала в России 14 лет (с 1 сентября 2006 года) и продлевалась много раз. Последний раз закон был пролонгирован до марта 2021 года, поскольку дачная амнистия прекратила свое действие 1 марта 2019 года в результате садово-огородной реформы в стране, когда была введена система уведомлений о начале и окончании строительства.
Рассказываем, почему этот закон важен для дачников, какие новые изменения содержатся в нем и как теперь воспользоваться упрощенным порядком регистрации дома.
Закон о дачной амнистии
Упрощенный порядок
В соответствии с законом, для регистрации права собственности на дачные дома в упрощенном порядке, как и раньше, необходимо предоставить в местные регистрационные органы (Росреестр) документы на земельный участок и техплан объекта, подготовленный кадастровым инженером.
Подать документы в Росреестр граждане могут самостоятельно любым удобным способом: в бумажном виде — по почте с уведомлением о вручении, лично обратившись в орган регистрации прав или в МФЦ, а также в электронном виде. Пошлина за госрегистрацию составляет 350 руб.
Новый закон расширил действие амнистии
Раньше под дачную амнистию подпадали садовые дома и хозяйственные постройки на участках, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства. На землях для ИЖС или личного подсобного строительства в границах населенных пунктов требовалось разрешение. Теперь же в упрощенном порядке можно оформить права собственности на дом и на землях под ИЖС, и для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
Переходный период
Дачную амнистию усложнили. В новом законе введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2026 года — в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются. После 1 марта 2026 года оформить права на дом можно будет только в судебном порядке. Это должно стать мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволит без лишних сложностей оформить права на строящуюся недвижимость, считают авторы законопроекта.
Новые требования к домам
Закон распространил действие амнистии на земли ИЖС. Чтобы не допустить строительства на участках, не соответствующих требованиям к объектам ИЖС, законом предусмотрено, что возводимое здание должно соответствовать параметрам индивидуального дома, определенным Градостроительным кодексом.
Какой дом можно построить на землях ИЖС
По закону, на садовых участках и землях для индивидуального жилищного строительства можно построить дом высотой не более 20 м и не более чем с тремя наземными этажами. Максимальная площадь жилого или садового дома не ограничивается. При строительстве дома площадью до 500 кв. м нужно уведомить местные власти сначала о планах, а потом о завершении строительства. Если же его площадь более 500 кв. м, придется разработать и согласовать проектную документацию, провести ее экспертизу и получить разрешение на ввод в эксплуатацию.
Стоимость кадастровых работ
В прошлой редакции закона введено бессрочное право российских субъектов устанавливать предельные цены кадастровых работ, необходимых для подготовки технического плана. Она действует в отношении не только земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, но и в отношении участков для индивидуального гаражного и жилищного строительства и расположенных на них объектах недвижимости. Также органы власти будут обязаны сами заниматься образованием земельного участка (под жилыми домами, построенными до 1 марта 2005 года), его межеванием и постановкой на кадастровый учет.
8 декабря 2020 года Госдума приняла закон, позволяющий дачникам заказывать комплексные кадастровые работы. Это снизит вероятность реестровых ошибок, риск возникновения земельных споров между соседями и сэкономит деньги собственников недвижимости.
Садовые товарищества
Садоводческие и огороднические товарищества смогут бесплатно зарегистрировать земельные участки, которые находятся в публичной собственности и предоставлены товариществу для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Такая норма будет действовать в отношении тех объектов, которые находились в публичной собственности до вступления в силу Земельного кодекса (до 2001 года). Таким образом, земли общего пользования можно будет оформить в общедолевую собственность членов товарищества.
После окончания амнистии
Новый закон направлен на вовлечение в гражданский оборот жилой недвижимости. Это позволит увеличить собираемость налогов на местах и положительно скажется на развитии частного жилого сектора. Без зарегистрированных прав будет невозможно продать, подарить, передать по наследству или застраховать имущество. После окончания дачной амнистии недвижимость, возведенная без разрешения, может быть признана самостроем и снесена по решению суда.
Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства
По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».
Содержание
Что такое прописка
«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.
На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.
Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.
Отличие постоянной регистрации от временной
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время. Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Где можно оформить регистрацию
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.
Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).
Постоянная регистрация на даче
С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.
Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.
Можно ли жить без постоянной прописки
По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.
Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.
Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Постоянная регистрация: риски для собственника
Регистрация других лиц в квартире может таить риски для собственника. Регистрация наделяет прописанных в квартире правом проживания и пользования жильем, но они не могут продать квартиру. При этом собственник не может самостоятельно выписать этих лиц из квартиры по своей инициативе, если они не захотят сделать это добровольно, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.
«Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется исключительно в судебном порядке. Поэтому лучше при регистрации устанавливать срок, так проблем будет однозначно меньше. В ином случае в суде потребуется доказывать, что лицо утратило интерес в пользовании», — посоветовал юрист.
Также риск возникает тогда, когда необходимо продать или подарить недвижимость, а новый собственник не захочет делить свои квадратные метры с теми, кто сегодня в ней зарегистрирован, добавил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
При этом основной схемой, связанной с постоянной регистрацией по месту жительства, является массовая прописка граждан или фиктивная регистрация, продолжил член АЮР. Обычно собственники прописывают за вознаграждение на свой жилплощади людей, которым требуется формальная регистрация в определенном городе. «Прописывая большое количество людей в одну или две комнаты, один собственник чинит таким образом препятствия другому, заставляя его отказаться от своей доли или делая жизнь в квартире затруднительной», — добавил Вадим Ткаченко.
Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.
Как прописаться в квартире
Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:
· в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Список документов:
· заявление, подписанное вами или собственником помещения;
· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;
· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;
· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;
· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.
Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.
Как сняться с постоянной регистрации
Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).
Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.
В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.