что необходимо для сдачи частного дома в эксплуатацию
Как правильно осуществить ввод в эксплуатацию частного жилого дома
Проблемы ввода в эксплуатацию частного жилого дома
До недавнего времени многие полагали, что акт ввода не обязателен. Однако, как только возникает необходимость оформления бумаг по недвижимости (налоговый вычет, переоформление, покупка, продажа, внесение недвижимости в наследственную массу и т.д.) чиновники требуют предоставить акт ввода.
Но большинство частников продолжают наивно полагать, что достаточно приобрести (купить, получить в наследство) участок и построить на нём дом, как жилищные вопросы сразу же решаются. Отчасти они на 50% правы. Участок есть, дом тоже, жить в нём можно, но….
Неожиданно оказывается, что новая собственность-то ещё не совсем ваша! Распорядиться ею (продать, подарить, передать по наследству) домовладельцы не могут, поскольку нет законной регистрации!
Чтобы зарегистрировать недвижимость (новую, перестроенную или отремонтированную), требуется пройти ряд процедур и одна из них — ввод в эксплуатацию частного жилого дома. Вот здесь и начинаются уже не строительные, а бумажные баталии.
Не всем удаётся пройти эту процедуру с первого раза. У многих начинаются «хождения по мукам» из-за недоделок, недосмотра или банального незнания, что же должно быть сделано, построено, выполнено для ввода дома. Есть определённые правила ввода дома в эксплуатацию, определённые условия ввода в эксплуатацию, которые нужно знать и соблюдать. Незнание приводит к тому, что приходится обивать пороги разных контор и инстанций, делать дополнительные «вливания» и «вложения» к уже немалым затратам на строительство.
В данной статье вы найдёте конкретные ответы может и не на все, но на многие вопросы по вводу жилого дома в эксплуатацию. Думаю, эти знания пригодятся владельцам частной собственности не только Беларуси, но и России, и Украины, ведь правила ввода частного дома в эксплуатацию везде практически одинаковые. С более детальными вопросами по данной теме можно ознакомиться в статье «100 вопросов и ответов о частной собственности. Ввод дома в эксплуатацию.»
Что значит понятие «ввод в эксплуатацию жилого дома» и зачем нужно делать этот ввод?
Ещё перед началом строительства при сборе пакета документов делаются согласования с разными организациями: водоканалом, газовщиками, пожарниками на тему «дать добро» на начало строительства.
«Добро», как правило, дают. И через энное количество месяцев (а у некоторых и лет) эти же организации должны проверить, чего же вы там понастроили, не нарушили ли строительные нормы и границы участка. Может заняли территорию соседа или «накосячили» с проектом и построили дом вверх ногами (бывает и такое), и так далее, в том же духе.
Но если серьёзно, то ввод дома в эксплуатацию — это сдача построенного дома специальной комиссии, в которую входят санитарный надзор, строительный надзор, пожарники, а до недавнего времени и экологи. Они должны проверить соблюдены ли нормы строительства и подписать акт ввода, разрешив, таким образом, зарегистрировать новый дом.
Рассмотрим основные проблемы, попытаемся ответить на вопросы, с которыми могут столкнуться частники при изготовлении технического паспорта на построенный объект.
1. Это сам дом с окнами и входной дверью.
2. Стены обязательно оштукатуренные под чистовую отделку. Самой отделки (шпаклевки, покраски, обоев, плитки) может и не быть. Главное – штукатурка.
Штукатурка
Вот с этим видом работ у многих возникает вопрос: почему нельзя сдать дом с черновой штукатуркой?
Вообще-то можно всё, что угодно. Если заявите, что дом с декором под средневековый замок или в модном стиле «Лофт», и вы не собираетесь ничего менять, то примут и черновую штукатурку, а то и вовсе без неё. Как говорится, дело хозяйское.
Но по правилам нужна именно чистовая отделка стен, так как размеры комнаты и, соответственно, ее площадь с чистовой и черновой отделкой будут отличаться, причём в вашу пользу, пусть и незначительно, но всё же… Иногда сильно упрямые БТИ-шники просто отказываются обмерять дом с черновой штукатуркой. Спорить в этом случае бесполезно, лучше доделать!
Цокольный этаж
Неотапливаемый подвал можно не штукатурить, пол в нем не бетонировать. Помещение считается техническим, пройдёт и так. Но техническим цокольный этаж считается только в том случае, если высота потолка от планируемой отметки земли до чистового пола первого этажа не превышает 2,1 м. Т.е. если высота 2,1 м. или выше – это полноценный этаж. И вот здесь уже могут возникнуть вопросы и проблемы с количеством этажей дома, да и отделку могут потребовать.Так что не спешите освобождать подвал от лишнего песка или грунта; в данном случае он вовсе не лишний. Убрать его вы всегда успеете.
В штукатурных вопросах есть ещё один нюанс.
У многих довольно часто не хватает ни сил, ни времени, ни средств для выполнения работ в полном объёме.
Если дом небольшой, то проблем, как правило, не бывает. Но если двухэтажный, да ещё с мансардой, то не всегда получается выполнить работы в полном объёме. Бывают случаи, когда выполнен только первый этаж, а второй остаётся незавершённым – без штукатурки, без отопления…
Сделать техпаспорт на такой ополовиненный дом не получится!
Решением проблемы может быть поэтапный ввод строения в эксплуатацию, или ввод частями. Сначала первый этаж, а уже потом только второй. Именно так и поступают многие частники, столкнувшись с финансовой проблемой. Вводят в строй первый этаж, а спустя 3-4 года, поднакопив денег и успокоившись после основной стройки, завершают всё остальное. Единственный минус данного решения –процедуру ввода придётся пройти дважды.
Пол, потолок, балкон, терраса и лестница.
3. Дощатые полы в полной готовности! «Средневековой» дизайн с земляным полом не пройдёт. Балки перекрытия с понабросанными на них досками тоже. Если полы бетонные, а в проекте указан линолеум или ламинат как завершающее покрытие, то стяжки будет вполне достаточно, но за исключением кухни ванной и туалета. Там полы и всё остальное должно быть сделано под ключ!
Отдельный вопрос – тёплый пол. Когда в проекте указывают тёплые полы, то дом становится повышенной комфортности, превращается в элитное жильё со всеми вытекающими из этого последствиями. Оценка дома возрастает, налоги увеличиваются и страховка становится дороже.
Может, стоит тёплые полы оставить на потом?
4. Потолок. Он пройдёт и черновой, главное, чтобы на голову ничего не валилось.
5. В многоэтажном доме обязательно должна быть нормальная лестница со ступеньками. Без неё никак. Стремянка не «прокатит».
Отопление.
6. Обязательным должно быть и отопление.
Для техпаспорта или ведомости БТИ определяют жилые и нежилые помещения.
Жилое – это помещение, которое отапливается, нежилое – без отопления и без окон. Именно по этой причине и требуют наличия отопительных приборов, чтобы определить, в какую категорию отнести постройки.
В какой стадии готовности будет система отопления, обмерщикам без разницы, могут просто макеты батарей быть, но они должны висеть на стенах! Это для подтверждения факта наличия, а работает эта система или нет – не важно.
В сельской местности в качестве системы отопления может и простая печка пройти, главное, чтобы она была построена.
В вопросе жилых и нежилых помещений есть ещё один нюанс, который следует учесть. Если более половины комнат нежилые из-за отсутствия отопления или по какой-то другой причине, то и принимать для техпаспорта дом не будут, так как строение классифицируется как нежилое. В этом случае можно сделать только ведомость технических характеристик. Так что либо доделывайте недоделки, либо вводите поэтапно.
Электричество и многое другое.
7. Разводка электричества согласно проекту. Д олжны стоять коробки, розетки и выключатели. Проект электроснабжения жилого дома нужно заказывать в соответствующей организации и монтаж выполнять строго по плану, без самодеятельности.
Наличие водосточной системы и отмостки желательны, так как без них архитектор может и не подписать акт ввода.
Какой высоты может быть частный дом?
Довольно часто возникают вопросы с высотой и этажностью строящихся зданий. Подрядным, хозяйственным способом или собственными силами застройщиков можно возводить здания высотой до 10 м. и в два этажа. Всё, что выше 10 м, – «хозспособом» уже не построишь, нужно заказывать строительную организацию с лицензией на строительство дома, и тогда проблем не будет.
Высота здания определяется по коньку скатной крыши или по самой высокой точке здания. Это может быть и труба, обложенная кирпичом.
Так что, дорогие частники, не переусердствуйте!
Частное строительство и кредиты.
Акт ввода в эксплуатацию.
Есть два варианта, как можно это сделать: вылавливать представителей и их автографы самостоятельно либо через «одно окно». Как вы решите, так и сделаете. Однако бывалые частники, прошедшие через процедуру ввода, советуют использовать первый вариант. Так будет быстрее, да и договориться с «глазу на глаз» проще, чем со всей комиссией сразу, особенно если начнётся демонстрация познаний в сфере «правильности, а чаще неправильности постройки». Оно вам надо?!
Побегать за представителями, конечно же, придётся, да и профессию извозчика нужно будет освоить, так как на «своих двоих» к вам никто не пойдёт. Господа служащие – очень занятой народ, и у них время – деньги. Поэтому алгоритм такой: привозим, увозим, подписываем. Но в зависимости от личных взаимоотношений или других денежных отношений можно и не привозить представителей на объект. Как видите, всё зависит от вашего личного обаяния и способностей вести переговоры.
Получив бланки актов приемки в эксплуатацию одноквартирных жилых домов, нужно пройти несколько инстанций и собрать необходимые подписи.
Самый простой объект – сельсовет (в том случае, если дом находится в сельской местности), который только рад, что у них появился новый объект недвижимости, новый плательщик налогов и пользователь всех их услуг.
Архитектор.
В архитектурном отделе, как правило, длинная и очень медленная очередь. Придётся запастись терпением и просидеть N-количество времени, чтобы получить заветную подпись. Архитектор проверяет соблюдение геометрических размеров дома в соответствии с проектом. Если есть незначительные расхождения между проектом и реальностью, возникнут вопросы, но, если человек лояльный, то подпишет без всяких вопросов. Существенные отклонения от проекта, могут привести к серьёзным проблемам и отказу в приёмк е!
Санстанция.
Санстанция особое внимание уделяет канализации. Если ваш дом имеет полный пакет удобств, то обязательно должны быть действующий унитаз и ванна. При местной канализации проверьте расстояние до соседнего дома. Оно должно быть не менее 5 метров, плюс 1 колодец-септик с забетонированным дном. Если дом расположен в сельской местности и не имеет внутренних удобств, то сгодится и «скворечник» на задворках.
На основании документа «ТКП 45-2.03-134-2009 Порядок обследования и критерии оценки радиационной безопасности строительных площадок, зданий и сооружений» городские санитары могут потребовать измерение мощности дозы гамма-излучения в помещении жилого дома.
Последнее время радон у них модная тема, вот и просят… Но, к счастью, не все и не всегда.
Пожарники.
Пожарных в первую очередь интересуют вентиляционные каналы и дымоходы.
При наличии у Вашего дома металлической кровли — могут потребовать её заземление и акты о проверке.
Попросят предъявить и акты об обработке антипиренами деревянных стропил (имейте ввиду: фирма-исполнитель должна быть с лицензией!). Если огнезащита предусмотрена проектом (степень огнестойкости указывается), то, это обязательно подтверждается актом.
Еще сотрудник МЧС может запросить технический отчет электроснабжения жилого дома. В нем должно быть указано, что электричество соответствует всем нормативам и требованиям. Получить такой отчет, можно в частных испытательных лабораториях за соответствующую плату.
В основном пожарники обращают внимание на наличие автономных пожарных извещателей, внутриквартирного пожаротушения (сгодится и обычный шланг), размещение и выделение мини-котельных, встроенных гаражей и помещений общественного назначения. Те, кто пограмотнее, могут затронуть наружное пожаротушение. И самое главное — расстояние до строений соседей!
Надеяться на авось или лояльность инспектора не стоит. В РБ это не работает. Более того, встречаются очень тяжелые ситуации в спорах с чиновниками, контролирующими органами и т.д. Все вышеописанные вопросы по МЧС стандартны и обязательны при вводе объектов в эксплуатацию.
Однако никто не говорит, что у всех будут проблемы с пожарниками и следует готовиться к худшему. При наличии близкого родственника в рядах МЧС, все вопросы решаемы даже при очень грубых отступлениях по пожарным делам. Если соблюден противопожарный разрыв между зданиями, то пожарный инспектор вправе написать в заключении типы пожарных рисков и описать конкретные отступления. В этом случае возникают уже другие проблемы. Такой дом в дальнейшем, к сожалению, нельзя будет застраховать.
Заключение
Информация для тех, кто проходит процедуру ввода в эксплуатацию жилого дома с ведомостью технических характеристик. Алгоритм действий тот же, что и с техническим паспортом, разница только в пакете документов. Собрав все подписи, далее с актом ввода и другими документами следует обратиться в БРТИ.
Там проверят все бумаги (акты, проект дома, документы на землю, проект застройщика) и после обмера, выдадут тех.паспорт (тем, у кого его не было). Но самое главное, собственник получает свидетельство о собственности на частный жилой дом (за изготовление и заполнение документов придётся заплатить немалую сумму…).
Дому присваивается адрес, и он считается официально введенным в эксплуатацию. На этом процесс ввода частного жилого дома в эксплуатацию можно считать успешно пройденным. Домовладелец становится законным собственником и может делать со своей недвижимостью всё, что захочет.
В шутку о серьёзном.
И в завершение не могу не пересказать интерпретацию сказки «Заячья избушка», которую прочла на одном из форумов.
Читайте новую сказку о вводе дома в эксплуатацию.
Идёт Заяц по лесу и горько плачет. Навстречу Медведь: «Чего, косой, плачешь?»
— «Да вот, построил домик, а его в эксплуатацию не принимают!»
– Не бойся, серый, – говорит косолапый, – давай схожу, может, кому денег на лапу дам!”
Пошёл, не получилось. Даже медвежья солидность не помогла. Длинноухий ещё больше приуныл. Навстречу Лиса, но и лисья хитрость не помогла, ничего не вышло.
Идёт косой, ревёт на всю глотку, а навстречу Козёл. Говорит: «Давай попробую помочь!»
— «Да что ты сможешь, вон какие авторитеты пытались, и всё без толку!»
Но рогатый берёт документы и уходит. Возвращается через пять минут – дом в эксплуатации.
Заяц в восторге: «НО КААААААК. »
А Козёл: «Захожу туда, глядь, а там все свои!»
Лёгкой и быстрой сдачи в эксплуатацию вашей недвижимости, дорогие читатели!