что лучше интернет магазин или обычный магазин
Интернет-магазин vs обычный магазин
Поскольку интернет-торговля последние годы очень активно развивается, причем во многих отраслях, предприниматели, решившие открыть торговый бизнес, нередко задумываются о том в каком формате это сделать. Можно открыть обычный магазин (так называемый off-line) или интернет-магазин (on-line торговля).
В этой статье сравниваются эти две модели розничной торговой компании. Те, кто хочет открыть свой розничный торговый бизнес, то есть создать магазин, могут использовать данную информацию для принятия решения.
Преимущества обычного магазина
На самом деле в наше время у обычных магазинов не так уж и много преимуществ. Если учесть, что качество и надежность работы интернет-магазинов со временем будет улучшаться (по крайней мере, очень хочется в это верить), то у обычных магазинов может остаться только одно преимущество.
Обычный магазин имеет более высокий уровень доверия
Одним из основных преимуществ обычного магазина является то, что ему доверяют больше, чем интернет-магазину. Несмотря на то, что оборот интернет-торговли растет гораздо быстрее, чем обычной, все равно гораздо удобнее приобретать товар, который можно потрогать руками.
Во-первых, делая покупки в обычном магазине, не нужно делать предоплату, не получив товар. Хотя это не является обязательным условием у всех интернет-магазинов. Но есть такие интернет-магазины, которые работают только по предоплате. Для покупателя это может быть очень рискованно.
Безусловно, если это уже проверенный интернет-магазин, которому многие доверяют, то подобные риски практически отсутствуют.
Во-вторых, когда выбираешь товар в обычном магазине, то его можно сразу же проверить. Когда привезут товар из интернет-магазина, он может оказаться некачественным (или брак при производстве, или испортился при доставке и т.д.).
Да, при этом можно не платить за такой товар (если интернет-магазин не работает по предоплате), но время-то уже упущено. Нужно будет или заново делать заказ в этом же интернет-магазине или искать новый, но не факт, что в новом качество обслуживания будет намного лучше. На поиск нового интернет-магазина может еще уйти какое-то время.
Данная проблема может быть особенно актуальной, если покупатель заказал товар не для себя, а для того чтобы его кому-то подарить, например, на день рождения. В этом случае фактор времени может иметь очень большое значение.
В-третьих, некоторые товары очень сложно покупать, так сказать, не попробовав их. Речь идет например об одежде и обуви. Хотя интернет-магазины могут привести покупателю несколько размеров выбранной модели одежды или обуви. Могут привести на выбор и несколько разных моделей. Так что при желании такую проблему покупки товаров в интернет-магазине можно решить.
В общем, если в целом оценивать обычные и интернет-магазины, то к обычным все-таки доверия больше (по крайней мере, пока дела обстоят именно так).
Продвижение обычного магазина не обязательно подразумевает большие затраты
Безусловно, если обычный магазин расположен где-то на окраине города или вообще в какой-то «глуши», то при его запуске необходимо вкладываться в рекламу. Правда, сразу же возникает вопрос: а зачем его открывать в таком непроходном месте?
Если же магазин расположен более-менее в людном месте, то он может рекламировать сам себя, даже и без наружной рекламы. Например, когда я открыл торговую точку в одном из продуктовых магазинов крупного федерального ритейлера, то не было какой-то явной необходимости в ее рекламе. За счет большого потока посетителей этого магазина был обеспечен и поток покупателей для моей торговой точки. Правда, такое месторасположение магазина в дальнейшем создало и проблему, о которой будет сказано ниже в данной статье.
В этом плане с интернет-магазином все гораздо сложнее. Если создать интернет-магазин и никак его не рекламировать, то первых покупателей можно ждать ОЧЕНЬ ДОЛГО. Это связано с тем, что очень трудно продвигать молодые сайты.
После запуска сайта о нем еще очень долго может никто не знать, поскольку его будет весьма проблематично найти с помощью поисковых систем. Поэтому для создания потока потенциальных посетителей нового интернет-магазина необходима реклама сайта. Это может быть интернет-реклама, а также и другие варианты рекламы (в том числе и off-line способы).
Преимущества интернет-магазина
Как уже было отмечено выше, у интернет-магазина гораздо больше преимуществ по сравнение с обычным магазином. И скорее всего в будущем интернет-торговля будет постепенно вытеснять обычные магазины. Да, обычным магазинам по-прежнему больше доверяют, но степень доверия к интернет-магазинам постепенно растет.
Интернет-магазин не всегда требует большого товарного запаса
Открывая обычный магазин, его владелец вынужден сразу же вкладываться в товарный запас. Не обязательно делать очень большой товарный запас, но как минимум на витринах товар должен быть представлен.
Интернет-торговля не всегда требует создания товарных запасов. В некоторых случаях он вообще не нужен, поскольку есть возможность оперативно получить товар у поставщиков.
Например, если речь вести о книжной торговле, то в обычном магазине без товарного запаса не обойтись. Должно что-то стоять на полках. У книжных интернет-магазинов вообще могут быть нулевые товарные запасы. После получения заказа товар может быть оперативно получен у книжного оптовика или издательства и доставлен покупателю.
В интернет-магазине может быть очень большой ассортимент
Каким бы большим ни был обычный магазин, он все равно имеет ограничения по площади, а значит и по ассортименту представленного товара. Как говорится, полки-то не резиновые.
Интернет-магазины с такими проблемами не сталкиваются, поскольку «торговые площади» никак не ограничены. Поэтому ассортимент интернет-магазинов может значительно превышать ассортимент обычных магазинов.
На самом деле если для интернет-торговли необходимо поддерживать товарный запас, то понадобится склад. Соответственно чем больше товарных позиций продается в интернет-магазине, тем больше будет площадь склада, а значит и затраты на его аренду или обслуживание (если он находится в собственности). Кстати, с точки зрения операционных затрат интернет-магазин более привлекателен, чем обычный магазин.
В интернет-магазине ниже операционные затраты
Даже если интернет-магазин тоже требует наличия товарного запаса, как и обычный магазин, то очевидно, что аренда склада обойдется дешевле, чем аренда магазина. Ведь нет необходимости в том, чтобы склад находился в очень проходном месте. Поэтому арендная ставка склада может быть существенно меньше аналогичного показателя в обычном магазине.
Кроме того, для работы обычного магазина требуются продавцы, или продавцы-консультанты, или продавцы-кассиры, или просто кассиры и т.д. Понятно, что и в интернет-магазине тоже должен быть персонал, но его может быть значительно меньше, чем в обычном, а значит и затраты на оплату труда ниже.
Интернет-магазин может начинать работать практически с любых объемов
Если вести речь о запуске торгового стартапа, то в формате интернет-магазина это гораздо проще сделать, чем в формате обычного магазина. Это связано с тем, что планка условно-постоянных затрат, как правило, у обычного магазина больше, чем у интернет-магазина.
Даже если рассматривать очень маленький магазин (и владелец сам выступает в роли продавца), то у него все равно как минимум есть арендная плата. Это те самые постоянные затраты, которые необходимо покрывать в любом случае.
У интернет-магазина аренда – это затраты на регистрацию (продление регистрации) домена и хостинг сайта. Они значительно меньше, чем аренда у обычного магазина.
Даже если и для работы интернет-магазина необходим товарный запас, то его пока можно держать дома (поскольку объемы пока маленькие).
Таким образом, интернет-магазин может приносить прибыль (пусть пока и очень маленькую) практически с любых объемов продаж. Маржа обычного магазина должна покрывать условно-постоянные затраты, чтобы приносить прибыль ее владельцу.
Риски у интернет-торговли меньше, чем у обычной
Речь может идти сразу о нескольких видах рисков.
Во-первых, запуск интернет-магазина – это менее рискованное мероприятие по сравнению с открытием обычного магазина. Владелец интернет-магазина может начинать работать постепенно. Причем он это может делать, даже не покидая своей работы.
Очевидно, что проделать то же самое с обычным магазином невозможно. Точнее говоря, возможно, но тогда нужно будет нанимать продавца, и платить ему зарплату, да еще и контролировать его работу.
Правда, для запуска полнофункционального интернет-магазина могут потребоваться инвестиции. Хотя, на самом деле функции интернет-магазинов реализованы во многих CMS (Content Management System – система управления контентом). Кроме того, в первой версии сайта может и не быть функционала интернет-магазина. Заказы могут приниматься по электронной почте или по телефону. Затем, уже по мере развития, можно будет создать на сайте соответствующий функционал.
Во-вторых, арендодатели могут просто выгнать арендатора из насиженного места. Кстати, именно так и произошло с одной из моих торговых точек. Напомню, я арендовал небольшую площадь для своей торговой точки у крупного федерального ритейлера. В один «прекрасный» день меня «обрадовали» тем, что нужно будет съехать в течение месяца, поскольку они запускают какой-то масштабный проект с одним из сотовых операторов. Для реализации этого проекта им потребовались площади. Выгнали того арендатора, который «заселился» последним.
В-третьих, в обычный магазин то и дело могут приходить разные нехорошие люди, чтобы содрать с его владельца деньги. Хозяева интернет-магазина в этом плане надежно защищены.
В-четвертых, в обычном магазине легче воровать, чем весьма успешно занимаются многие продавцы. Кстати, для предотвращения любого корпоративного воровства необходимо внедрить систему владельческого контроля.
Интернет-магазин не имеет географических ограничений
Очевидно, что никто не поедет в обычный магазин, расположенный в другом конце города. Если только там не продается какой-то уникальный товар. В большинстве случаев обычные магазины посещают те покупатели, которые проживают или работают где-то поблизости.
Интернет-магазин может работать на всю страну или даже на весь мир. У него нет такой жесткой региональной привязки. Это, несомненно, расширяет круг потенциальных покупателей.
Правда, если покупателей из других регионов не будет устраивать вариант почтовой доставки, то нужно будет продумать, каким образом организовать там курьерскую доставку.
Интернет-магазин экономит время на покупку
Очевидно, что до любого обычного магазина нужно дойти, даже если он расположен очень близко от дома. Для того чтобы покупать в интернет-магазине можно вообще из дома не выходить.
К тому же, покупая товары в обычном магазине, иногда приходится стоять в очереди, особенно если речь идет о покупке продуктов питания в крупном сетевом магазине. В таких магазинах можно немало времени потерять на кассе.
Возможно, в будущем на кассах вообще стоять не придется, если в упаковках товаров будет встроен чип, и суммы будут автоматически списываться с электронных счетов покупателей при выходе из магазинов. Но сейчас пока от очередей никуда не деться.
Итак, в этой статье рассмотрены основные плюсы и минусы организации розничного торгового бизнеса в формате обычного магазина и интернет-магазина. Вполне, возможно, что при оценке какого-то конкретного проекта могут приниматься во внимание факторы, которые не были здесь рассмотрены. Все-таки каждый проект индивидуален. Тем не менее, все, что здесь было рассмотрено, актуально для большинства магазинов.
Интернет-магазин или маркетплейс — где лучше продавать
В ближайшие годы доля электронной коммерции в России ежегодно будет расти более чем на 30%, часть этих процентов придётся на малый и средний бизнес. Самые популярные варианты, которые выбирают малые и средние предприниматели, выходя с продажами в интернет — запуск сайта с собственным интернет-магазином или крупный маркетплейс. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, и порой не так просто понять, какой из них выбрать.
В преимуществах и недостатках обоих каналов интернет-продаж помогает разобраться сооснователь ecommerce-сервиса «Кактус» Максим Смородинов.
На фоне пандемии малому и среднему бизнесу, привыкшему продавать товары в офлайне, пришлось искать быстрые способы выхода в онлайн. Так, в апреле 2020 года на фоне антикоронавирусных мер открылось в 1,5 раза больше новых интернет-магазинов по сравнению с тем же месяцем в 2019 году. Запустить сайт с интернет-магазином или мобильное приложение довольно легко: на рынке много бюджетных решений вроде конструкторов Tilda, Wix, Ecwid или Insales. Вот только одно дело запустить продажи, а другое — раскачать и вырастить их.
✅ Плюсы интернет-магазина: сила бренда, большая вовлечённость и лояльность покупателей
Полный доступ к информации о покупателях
Один из главных плюсов собственного интернет-магазина — доступ к максимуму информации о покупателях. Актуальные данные из CRM-системы и веб-аналитики дадут возможность быстро реагировать на любые изменения в поведении клиентов. В том числе через управление вовлечённостью и лояльностью покупателя. Подарить скидку бросившему корзину покупателю, запустить бонусную программу с расчётом на повторные покупки, предложить бесплатную доставку или подарок при первом заказе. Свой сайт — свои правила.
Возможность повысить маржинальность товара
Свой интернет-магазин — это возможность контролировать ценообразование и реагировать на экономические или рыночные условия, не подстраиваясь ни под кого. Особенно если вы не просто продаёте, но и сами же производите товар. Многие компании отмечают, что им удалось значительно повысить маржинальность своих продаж через продажи напрямую конечному потребителю, в обход ритейлеров, дилеров и прочих посредников, с которыми приходится делить прибыль. Причём к стратегии прямых продаж прибегают в том числе и крупные международные бренды вроде Philips, Splat и Sony.
Покупатель не будет отвлекаться на товары конкурентов
Во время посещения вашего сайта покупатель точно не увидит окна «вам возможно понравится» с предложениями конкурентов — всё его внимание будет на вашем предложении. Это заметно снижает риск импульсивной смены решения в последний момент и повышает средний чек, ведь в отличие от маркетплейса, выбор покупателя ограничен только ассортиментом вашего интернет-магазина.
Клиент лучше прочувствует ваш бренд
53% покупателей по всему миру считают наличие доверия к бренду или компании, которая его производит — вторым по значимости фактором, влияющим на решение о покупке. К сожалению, при продажах через маркетплейс бренд часто остаётся в тени сервиса, через который происходит покупка. Но вот если транзакция проходит через ваш собственный сайт, весь процесс от добавления товара в корзину до его получения будет ассоциироваться у покупателя именно с вашим брендом.
Как правильно заполнить карточку товара в интернет-магазине: полезные советы
SEO-кейс: как увеличить прибыль интернет-магазина в 141 раз за 20 месяцев
❌ Минусы интернет-магазина: высокие расходы на рекламу, потерянные посылки и возможные технические перебои
Продажи будут зависеть от объёма рекламного бюджета
На маркетинговые расходы может уходить до четверти прибыли компании — всё зависит от размера: в среднем маркетинговый бюджет у микрокомпаний (от 1 до 20 сотрудников) составляет 26% от прибыли, у малого бизнеса (от 21 до 50 сотрудников) — около 15%, а у среднего (от 51 до 100 сотрудников) — 13%. Расходы могут быть и выше, особенно на ранних этапах, когда бизнес работает только на привлечение новых покупателей — чуть позже поддерживать объём продаж начнут помогать рекомендации и повторные покупки.
Ответственность за доставку товара несёт владелец интернет-магазина
41% интернет-покупателей откажутся от покупки, если срок доставки посылки окажется слишком долгим, 21% сделает то же самое, если не найдёт возможности получить товар привычным для себя способом или уже имел негативный опыт с получением товара у этого бренда в прошлом. Для большей половины покупателей также имеет значение стоимость доставки — слишком высокая не приведёт к покупке. Стоит быть готовым соответствовать этим ожиданиям.
Необходимость максимального вовлечения в поддержку клиентов
Вам придётся максимально вовлечься в поддержку клиентов на всех этапах работы с заказами — от клика «купить» до доставки и возврата продукции. Просто окошка «мы готовы вам помочь» и чатбота уже недостаточно: онлайн-покупатель всё больше ценит максимально человеческий, индивидуальный подход к решению проблем. Причём на уровень удовлетворённости клиента может существенно повлиять даже такая вещь, как настроение агента клиентской поддержки, находящегося по ту сторону экрана.
Техническая поддержка — тоже ваша забота
Круглосуточная доступность — одна из причин, по которой покупатели любят покупки в интернете. Пользователи интернет-магазинов совершают покупки в самое разное время — и ранним утром, и глубокой ночью, хотя самым популярным временем остаётся интервал между 8 и 9 часами вечера. Это значит, что любые сбои в работе сайта могут сказаться на выручке, и убытки никто не возместит. Быть онлайн всегда — главное правило любого интернет-магазина.
Профессия
Руководитель интернет-магазина
Продажа на маркетплейсе требует меньших инвестиций, чем запуск собственного интернет-магазина, к тому же маркетплейс даёт моментальный доступ к максимально большой аудитории потенциальных покупателей. Яндекс.Маркет, Ozon, Wildberries, Беру — за 2020 год эти и другие маркетплейсы удвоили, а то и утроили количество своих поставщиков, большинство из них — представители малого бизнеса. Тем не менее и у этого варианта есть как свои плюсы, так и минусы.
✅ Плюсы маркетплейсов: большие охваты, внимание к небольшим брендам и ускорение роста продаж
Площадки дают доступ к аудитории
48% покупателей ищут товары сразу на сайте агрегатора или крупного маркетплейса, минуя классические поисковики. Ежедневная аудитория сервиса «Яндекс.Маркета» составляет более 4 млн человек, а маркетплейса «Беру» — более 1 млн. Wildberries и Ozon подобрались по месячной аудитории сайтов и выручке к гиганту интернет-торговли AliExpress. Для бизнеса, который только начинает свой путь в интернет-торговле, это означает моментальный охват максимально широкой аудитории.
Небольшие бренды получают кредит доверия
Любой достаточно крупный маркетплейс обеспечивает кредит доверия пользователя благодаря тому, что уже зарекомендовал себя в глазах массовой аудитории. Покупатели знают, что имеют дело с компанией, которая проверяет партнёров, придерживается стандартов качества. Это может быть плюсом для совсем нового бренда, у которого ещё нет своей репутации.
Рост продаж может быть быстрым
Большой поток трафика и широкая география доставки могут способствовать более быстрому запуску торговли в федеральном масштабе, чем если всё делать через собственный сайт. Особенно если внимательно отнестись к внутренним рейтинговым системам маркетплейсов и задействовать инструменты внутреннего продвижения.
Маркетплейс берёт на себя работу с клиентами
Площадки чаще всего ведут свою аудиторию от момента захода на сайт и до выдачи заказа, если только товар не доставляет сам продавец. Если заказ потеряется, окажется неправильно собран или не вовремя доставлен — ответственность будет на площадке-посреднике, а не на предпринимателе. В случае проблем маркетплейс сам предложит заказчикам компенсации, бонусы или скидки на следующие заказы, а часть накладные расходы, скорее всего, возьмут на себя.
Продвижение в маркетплейсах: как получать больше трафика
Как небольшой интернет-магазин вышел на маркетплейс и перестал терпеть убытки
Как продвигать маркетплейс с помощью таргетированной рекламы
❌ Минусы маркетплейсов: игра по чужим правилам, комиссии и скрытые платежи и отсутствие доступа к информации о клиентах
У каждого маркетплейса — свои правила
И они далеко не всегда выгодны продавцам. Продавцы Wildberries не стали скрывать своего недовольства, когда оказалось, что в случае отказа участвовать в распродаже по случаю Всемирного дня шоппинга, продажу их товара временно заморозят. А у маркетплейса Ozon есть пороговые значения цен, с которых отсчитывается комиссия. Если стоимость товара ниже этого порога, комиссия за выполненный заказ всё равно списывается как если бы товар соответствовал пороговому значению. Это делает невыгодным работу с ним продавцам недорогих вещей для ряда категорий.
Маркетплейсы уменьшают прибыль на один заказ
Все площадки берут комиссии с заказов, поэтому средняя прибыль с одного проданного товара на маркетплейсе всегда будет ниже прибыли с продажи того товара на своём сайте. Компенсировать меньшую прибыль можно за счёт объёма продаж. Если площадка обеспечивает большой объём продаж, то можно согласиться и на высокую комиссию. А вот если продаж нет, низкая комиссия не компенсирует отсутствие дохода.
Не узнать клиентов в лицо
Маркетплейсы практически никогда не передают персональные данные заказчиков своим продавцам. Из-за этого у предпринимателей нет возможности продолжить коммуникацию с потребителем после покупки и стимулировать к повторным заказам своего бренда.
Максимальная конкуренция с аналогичной продукцией
В самых популярных нишах борьба с другими брендами может быть настолько ожесточённой, что доходит до абсурда. В погоне за количеством продаж предприниматели могут даже начать ценовую войну: кто-то один снизит цены, а другим придётся сделать то же самое, чтобы не упустить заказы. Но из-за этого можно потерять прибыль.
Резюмируем
Каждый покупатель проходит свой уникальный путь от мысли о покупке до добавления товара в корзину и оплаты. Он привык выбирать и поэтому покупает по-разному, смотря как ему удобнее в конкретный момент. Это делает одним из главных трендов в электронной торговле на ближайшее время мультиканальные продажи.
Самой верной стратегией может оказаться ведение продаж сразу в нескольких каналах. Конечно, если у вас есть на это ресурсы. Это даст максимальный охват потенциальной покупательской аудитории. А также определённую независимость, ведь прибыль бизнеса будет распределена между несколькими источниками.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.