что лучше гравировка на памятнике или фотокерамика
Портрет на памятник: фотокерамика или гравировка?
О том, по каким принципам и критериям подбирать портрет на памятник, мы рассказали в одной из прошлых статей. Вопрос второй – в каком виде можно в принципе запечатлеть облик усопшего? Какие преимущества дает тот или иной вид реализации портрета на памятнике? В чем их слабые и сильные стороны?
Портрет на памятнике: разновидности
Прежде, чем приступать к выбору способа запечатлеть облик покойного, необходимо понимать возможности, что предоставляет заказчику современная ритуальная сфера.
В этом плане наиболее традиционные способы выполнения облика усопшего на памятнике включают:
Рассмотрим детальнее специфику и достоинства каждого варианта.
Фотокерамические портреты на памятники
Ритуальная фотокерамика представляет собой технологию производства фотопортретов, выполненных на керамических табличках различной формы. Какие фото делают на памятниках? Как правило, различают прямоугольные (таблички) и овальные фото (медальоны) на памятник.
Главными преимуществами выбора этой технологии являются:
К недостаткам ритуальной фотокерамики можно отнести фиксированные размеры изделий. Они обусловлены стандартными размерами заготовок и ограниченными габаритами специализированных принтеров, на которых осуществляется выполняется портрет на керамике на памятник.
Фотопечать на закаленном стекле
Метод получения изображения на закаленном стекле различного вида (глянцевое, матовое, тонированное) во многом схож с фотокерамикой. Но тут используются несколько другие пигменты.
Результат фотопечати отличается высокой фотореалистичностью. Но при этом технология довольно новая, поэтому мастерские, которые предоставляют услуги фотопечати на стекле, очень немногочисленны. Кроме того, выполненный по такой технологии цветной портрет на памятнике отличается довольно высокой стоимостью и доступен самой платежеспособной категории заказчиков. Обычно такие полотна используются для изготовления мемориалов по индивидуальным проектам.
Гравировка на металлических табличках
На металлических табличках может быть выполнена гравировка не только текстовых надписей, но и портретных изображений, узоров и так далее. Итог работы на такой заготовке во многом определяется сплавом и способом гравировки. Они определяют четкость, долговечность и другие важные характеристики конечного изделия.
Главной ахиллесовой пятой металлических табличек является тот факт, что естественная коррозия на открытом воздухе может довольно быстро повредить эстетику первоначального изображения. Да, такие изделия довольно недороги, и испорченную табличку можно поменять на новую. Но если это проделать несвоевременно, ржавчина расползется и по поверхности основы, на которой закреплена мемориальная табличка из металлического сплава.
Гравировка портретов на камне
В ходе этого процесса обрабатывается либо целая предварительная отформованная плита из той или иной горной породы, либо же отдельная каменная вставка в монумент. В процессе нанесения гравировки применяется ударная или лазерная гравировальная техника с ЧПУ. Компания «Миртелс» является одним из ведущих производителей подобного оборудования.
Главными преимуществами выбора этой технологии такого выполнения портрета на памятнике являются:
К числу недостатков гравировки в качестве метода воспроизведения облика усопшего на заготовке относятся:
Приведенный анализ вариантов отображения облик усопших наверняка пригодится как конечным заказчикам, так и предпринимателям, планирующих оказывать какие-либо ритуальные услуги в различных уголках нашей страны. Последним предстоит задуматься о перечне оборудования, которым стоит оснастить свое производственное предприятие вне зависимости от его масштабов. И тогда продукция компании «Миртелс» станет одним из наиболее оптимальных вариантов для такого подбора.
Фотокерамика для оформления памятником: преимущества и недостатки
Фотокерамика на памятник — это печать фотографии на специальной основе, которую устанавливают на могильную плиту. В сравнении с традиционной гравировкой, которая не способна обеспечить выразительность и глубину рисунка, фотокерамика дает возможность изготовить реалистичный портрет для памятника, отличается высокими эксплуатационными свойствами.
Особенности траурных табличек из фотокерамики
Большинство стремится увековечить мысли об усопшем на долгое время, устанавливают на траурный памятник таблички с изображением человека. Чтобы не повредить качеству надгробного портрета, который находится круглый год на открытом воздухе, чаще используют фотокерамику.
Технология производства фотокерамики позволяет использовать ее на памятниках из различных материалов:
Стоимость таблички с фотокерамикой будет зависеть от носителя, на который переводится снимок, ее размера, типа производства, сложности изготовления за счет дополнительных элементов.
Керамика на памятник бывает российского и зарубежного производства. Отечественные пластины толще, но уступают по некоторым свойствам.
Заготовки для фотокерамики на памятник отличаются. Традиционные металлокерамические фотоовалы на памятники теряют популярность, на смену им приходят подложки в форме:
Возможно изготовление для памятников композиций нестандартных форм и крупных размеров, нанесение эпитафии, даты рождения и смерти.
Ассортимент основ для фотокерамики стал шире. Материал, из которого они состоят, различается:
Изделие может быть дополнено декоративными элементами, золотым орнаментом в виде кружев, ободка, цветочной вязи. Примеры и шаблоны для памятников есть в ритуальных мастерских. После украшения фото орнаментом требуется повторный обжиг для большей устойчивости качества рисунка в любых внешних условиях.
Готовые таблички крепятся на надгробие с помощью метизов, клея либо жидких гвоздей.
Преимущества и недостатки фотокерамики
Благодаря технологиям производства, фотокерамика имеет ряд достоинств:
При выборе фотокерамики является невысокая цена за услуги, короткий срок исполнения заказа. Большинство ритуальных мастерских справляются с работой за пару дней. К недостаткам фотокерамики для памятника можно отнести риск приобрести основу плохого качества, которая со временем может потрескаться, портрет придет в негодность. Иногда недобросовестные изготовители умышленно игнорируют завершающую стадию нанесения защитного слоя на фотографию в результате она быстро теряет первоначальный вид, тускнеет, выгорает на солнце. Необходимо тщательно подойти к выбору похоронного агентства, доверять проверенным организациям с хорошей репутацией.
Методика изготовления керамических табличек на памятники
Существует несколько критериев, которыми руководствуются сотрудники мастерских при выборе технологии работы с фотокерамикой:
Первоначальным этапом создания ритуальной фотокерамики является ретушь фотографии усопшего. Если нет качественного снимка, то в ритуальных бюро могут предложить услуги художника. Фото для памятника может быть старым, помятым, с заломами и пятнами. Оно обрабатывается с помощью компьютерной программы, доводится до идеала, устраняются мелкие дефекты, при желании на снимке можно заменить фон и одежду. Потом отретушированное изображение наносится на керамическую основу.
Фотопечать осуществляется керамическими тонерами на принтерах с большим разрешением. Альтернатива фотокерамике — печать на памятник лазерным принтером с помощью деколи. Техника имеет широкое распространение благодаря возможности изготовить портрет с реалистичной цветопередачей. На специальную бумагу наносится рисунок, покрывается лаком. Когда лак высохнет, рисунок опускают в воду, где он отслаивается вместе с портретом, переводится на заранее подготовленную подложку с помощью термопресса. Затем для прочной фиксации фотопечати изделие проходит термообработку в муфельной печи при температуре более 800 градусов. Завершающей частью становится дополнительное покрытие готового фото слоем прозрачной глазури для предотвращения от царапин, сколов и вторичный обжиг в печи.
Печать на струйном принтере — изображение для памятника наносится на основу в несколько слоев цветными или черно-белыми термочернилами, запекается при высокой температуре в печи. Не уступает фотокерамике.
Правила ухода за могильной табличкой из фотокерамики
Технология изготовления, надежность фотокерамики не требуют кропотливого ухода. Сотрудники похоронных служб советуют протирать табличку для памятника тканью, вымоченной в слабом мыльном растворе. Нежелательно использовать абразивы, агрессивные химические реагенты, чтобы не повредить защитный слой на фотографии, сохранится ее полноцветность, яркость на длительный срок.
Облагородить могильную плиту изображением усопшего будет верным решением. Но среди вариантов керамики на памятник, которые предлагает рынок ритуальных услуг, сложно выбрать приемлемый. Фотокерамика поможет запечатлеть облик до малейшей черты. Позволит проникнуться светлым образом покойного в минуты скорби возле могилы, даст возможность лицезреть посмертный образ последующим поколениям.
Виды портретов для надгробных памятников
В память об усопшем принято устанавливать долговечный прочный памятник на его могилу. Обязательной частью художественного оформления обелиска считается нанесение на его лицевую сторону портрета и информации о человеке. Изображение усопшего помогает визуально увековечить память об умершем. На кладбищах портретом оформлено каждое надгробие, за исключением монументов, на которых по религиозным запретам запрещено изображать человека. К выбору центральной части оформления лицевой части стелы необходимо подойти тщательно. Ритуальные компании предлагают несколько способов нанесения изображения. От выбранного метода будет зависеть четкость фотопортрета, его долговечность и сходство с оригиналом.
Способы нанесения портрета.
Для увековечивания образа человека на памятнике используют несколько методов нанесения портрета: автоматизированное гравирование на станке, ручная работа художника и изображение на фото- или металлокерамике. Фотопортреты изготавливают как в цветном, так и в черно-белом варианте. Каждый из способов отличается технологией нанесения, имеет недостатки преимущества и разную стоимость.
Фото- или металлокерамика.
Наиболее экономичный метод нанесения изображения. На заготовку из металла или фарфора наносят черно-белые или цветные фотографии, которые закрепляют на монумент из любого материала. Стандартные заготовки овальной формы, однако, могут использоваться прямоугольные, круглые или квадратные. Такие фотопортреты значительно дешевле гравировки и изготавливаются гораздо быстрее. Однако они менее долговечны, изображение выцветает и теряет четкость в течение двадцати лет. Для большей долговечности фотокерамических портретов используют менее экономичный итальянский фарфор, который устойчив к ультрафиолетовым лучам и дольше сохраняет детализацию изображения.
Стоимость таких фотопортретов зависит от материала заготовки. Металлические стоят около полутора тысяч рублей, фарфоровые — не более пяти тысяч. Изображения на итальянском фарфоре стоят от пяти до двадцати тысяч рублей.
Автоматизированная гравировка.
Для выполнения портретов на натуральном камне используют автоматизированную или компьютерную гравировку. Изображение с компьютера передают на станок, который со стопроцентной точностью переносит фотографию на камень. Предварительно ретушер может исправить мелкие недочеты будущего портрета: убрать мелкие морщинки, добавить пряди волос. При автоматизированном гравировании мастер не сможет существенно преобразить исходный снимок, а лишь преобразить некоторые черты усопшего. Выполнение портрета на гравировальном станке делается быстро. Алмазные иглы наносят линии прямо на камень, делая гравировку еще более долговечной, чем фотокерамика. В зависимости от размера цена варьируется от 5 000 до 10 000 рублей.
Художественное исполнение.
Наиболее долговечный и дорогостоящий метод. Все линии художник наносит на камень вручную на более глубокие слои горной породы. Работа выполняется долго, так как мастер работает с каждой мелкой деталью самостоятельно, вкладывая душу в портрет. При таком способе можно внести любые изменения в изображение: заменить одежду, черты лица или прическу человека. Перед работой художник ретуширует изображение и вносит все правки по пожеланию заказчика. Затем с помощью копировальной бумаги фотопортрет переносится на камень. С помощью специального оборудования мастер вручную гравирует линии, добавляет объем и декор. Стоимость такой работы обычно превышает автоматизированную гравировку на несколько тысяч рублей.
Цветные портреты.
Классическое черно-белое художественное оформление монументов все чаще вытесняется цветными портретами. Полноцветные изображения можно изготовить не только на керамической основе, но и прямо на камне. Для этого все гравировальные линии кропотливо покрывают специальными акриловыми красками, чтобы получить цветной детализированный портрет. Для защиты цвета лицевую часть стелы покрывают защитным составом, призванным предотвратить потускнение красок. Однако даже при использовании дополнительного покрытия такие портреты вскоре потребуют дорогостоящей реставрации.
Выбор метода создания портрета усопшего.
Надгробие призвано хранить и чтить память ушедшего человека. Чтобы каменное изделие олицетворяло покойного, на него обязательно необходимо нанести портрет и информацию об усопшем. Портрет поможет родственникам вспоминать умершего и обозначить место его последнего пристанища. Необходимо тщательно подобрать метод нанесения изображения на памятник, чтобы оно сохранилось максимально долго. Стоимость нанесения фотопортрета на обелиск незначительна в сравнении с комплексным благоустройством участка и покупкой каменного надгробия. Однако если денег на заказ детализированного четкого качественного изображения не хватает, стоит оформить заказ через рассрочку или кредит.
Выбор памятника состоить из 5 основных этапов: выбор материала памятника, выбор формы памятника, гравировка фотографии, гравировка ФИО и даты, подбор эпитафии. В данной статье мы разобрали все этапы выбора памятника, а также написали 9 вариантов, как сэкономить на покупке памятника без потери качества.
Посетите наш интернет-магазин памятников! Скидки до 30%. Доставка по всей России.
Выбираем материал изготовления памятника
Памятники из гранита
Компания “Гранитные Технологии Карелии” дает своим клиентам гарантию 40 лет на изделия из гранита габбро-диабаза.
Памятники из мрамора
Мрамор это природный минерал, состоящий преимущественно из карбоната кальция. По твердости он немного уступает граниту, но всё же является крепким материалом. Влагопоглощение у мрамора выше, чем у гранита, это свидетельствует о том, что мраморный памятник будет разрушаться быстрее гранитного. Так как вода попадая в мрамор и замерзая, разрушает его.
Если мрамор имеет темный цвет без крупных включений и прожилин, то гравировка на нем будет смотреться достаточно четко и хорошо. Но так как мрамор является более мягким материалом, чем гранит, природные условия разрушают его быстрее.
Памятники из бетона
Памятники из бетона считаются самыми недолговечными. Их изготавливают из смеси бетона и различными наполнителями, например фиброволокно. Оно представляет из себя материал с тонкими металлическими нитями, который скрепляет бетон, пронизывая его во всех направлениях. Таким образом срок службы бетонного памятника увеличивается с 2-3 лет до 10 и более.
Гравировка на бетонном памятнике невозможна, а также он не поддается полировке. Зато такой памятник можно покрасить в любой цвет. Безусловно памятник периодически придется подкрашивать.
Процесс изготовления очень бетонных памятников прост, но ответственен. Бетон тщательно фильтруют, затем бетон выливают в форму, далее форму с бетоном устанавливают на вибростол и включают вибрацию. Таким образом раствор избавляется от пузырьков воздуха в бетоне, таким образом избавляются от пустот в бетоне, которые могут привести к растрескиванию бетона в будущем. Затем памятник высушивают в специальных печах или при комнатной температуре и необходимой влажности.
Бетонный памятник является самым дешевым на рынке, так как бетон практически ничего не стоит.
Памятники из стекла
Такие памятники являются шедеврами искусства, их изготавливают вручную. Такие памятники на сегодняшний день, являются эксклюзивными и изготовлением таких памятников могут заниматься только специально обученные сотрудники на специальном оборудовании. Для обработки стекла требуются дополнительные насадки подходящие для обработки стекла, стоят они существенно дороже, чем для обратим камня. В нашей гранитной мастерской Вы сможете заказать такой памятник.
Стоимость таких памятников, как правило, высока из-за дорогостоящих материалов, способа обработки и большого количества получающегося брака при изготовлении.
Памятники из стекла достаточно надёжны, за исключением случаев вандализма. При более или менее благоприятных погодных условиях, памятники стоят десятками лет и не требуют дополнительного ухода.
Памятники из искусственного камня
Под искусственным гранитом понимается клеевая смесь (раствор) с различными наполнителями, заливаемая в различные фигурные формы. После отвердевания и извлечение из формы на памятник наносят гравировку портрета и ФИО. К большому минусу можно отнести то, что памятник имеет неестественную расцветку. Это существенно портит внешний вид памятника. Цена таких памятников не ниже, а иногда даже выше памятников из гранита. К плюсам относится абсолютно любая форма изделия.
Выбираем форму памятника
Памятники бывают четырех видов: прямоугольные, фигурные, обелиски, статуи или скульптуры.
Прямоугольные памятники
Фигурные памятники
Фигурный памятник имеет неровные формы, как правило это гибкие плавные изгибы, иногда это острые углы или сложные фигуры. Некоторые грани памятника полируются, придавая форму многогранности. Изготовление такого памятника затрудняется тем, что создать художественное изображение на граните очень сложно, это процесс, требующий, образования, опыта, сноровки и особого оборудования. На фигурном памятнике могут быть изображены различные формы такие как кресты, деревья, птицы и другие фигуры.
Выбор фигурного памятника сложный и длительный процесс, так как подобрать вариант, который понравится сразу нескольким родственникам очень сложно. Обычно поступают таким образом из всего каталога (ссылка на сайт), выбирают 7-12 вариантов памятников. Затем собираясь всей семьей, отбрасывают варианты не понравившиеся большинству. Когда остается два-три понравившихся варианта, приходится договариваться или принимать решение кому-то одному, например супруге или супругу. Также голосующие могут использовать жребий. Иногда процесс выбора памятника длиться несколько недель.
Обелиски
Обелиски представляют из себя вертикальные сооружения из гранита, уменьшающиеся к верхушке. На обелиск обычно наносят ФИО и дату смерти, реже на обелиск наносят фотографии. Обелиски, как правило стоят достаточно дорого, по сравнению со стандартными памятниками из-за трудоемкости выполнения. Заказывают обелиски очень редко.
Статуи или скульптуры
Выбор памятника это ответственное занятие которое ложится на родственников усопшего. Памятник может характеризовать деятельность при жизни, а может показывать скорбь родственников. Прямоугольные памятники это классический вариант изделия, хотя в последнее время фигурные памятники пользуются гораздо большей популярностью, чем прямоугольный.
Портреты наносимые на памятник бывают двух видов: гравировка и фотокерамика. Гравировка в свою очередь делится на ручную гравировку и механическую.
Фотокерамика это керамическая пластина, с нанесенным на нее цветным изображением человека. Фотография крепится поверх памятника на специальный клей. Минусом такого вида нанесения портрета является то что он достаточно быстро выцветает за 5-7 лет, плюс в том, что его можно заменить на новый фотокерамический портрет.
Выбираем варианты гравировки ФИО и даты
Гравировка фио и даты может быть нанесена на памятник различными шрифтами, например на нашем производстве их 9 (фото шрифтов). Выбирая шрифт советую обратить внимание на простые шрифты, например антиква или брусок, так как такой шрифт легче всего воспринимается и легко читается. Эти шрифты легко разглядеть издали. Шрифты, выглядящие написанными от руки, плохо читаются, иногда буквосочетания становятся не совсем понятными.
Шрифты экзамен и кириллица имеют определенную принадлежность к погребальной тематике и чаще всего заказываются клиентами. Позолота шрифта экзамен подчеркнёт важность и знатность усобшего.
Некоторые заказчики не хотят указывать дату рождения и дату смерти, оставляя только ФИО.
Многие компании взымают плату за количество знаков выгравированных на памятнике. В компании “Гранитные Технологии Карелии” не важно какое количество знаков нужно нанести, оплачивается только факт гравировки. Таким образом не этом можно хорошо съэкономить.
Гравировка креста на памятнике также относится к разряду необязательных. Но если крест наносят, то как правило его наносят сверху портрета, с правой или левой стороны. Крест можно покрыть позолотой, так он будет выглядеть красивее и будет притягивать взгляд.
Возможно Вам будет интересно:
Лучшее фото для памятника: мифы и реальность.
Недавно я обновляла портреты на памятниках бабушки и дедушки. Сами стелы сохранились очень хорошо. Сделаны-то они были давно (один памятник поставили более 20-ти, а другой аж 38 лет назад), но зато из гранита. А этот камень, кажется, и вправду вечный – недаром так его называют. Только вот фотографии на керамике здорово повыцвели и портили весь вид. Ну я и решила, не дожидаясь горячего весеннего сезона (когда все дружно кинутся приводить в порядок могилы перед Пасхой), заняться вопросом новых красивых фото. А за консультациями и изготовлением обратилась к своему соседу по лестничной площадке.
Фото на памятник.
Паша – художник в одной из наших местных ритуальных контор. Он по праву считается высококлассным специалистом: дело свое знает прекрасно да еще и талантлив. Клиенты у него не переводятся, едут даже из соседней области. И мне он, конечно, все сделал по высшему разряду. Бабушка Аня и дед Петя теперь смотрят на наш бренный мир с отличных портретов. А еще Паша мне много чего интересного рассказал про свое дело за то время, пока возился с моим заказом. Я ведь долго не могла выбрать и понять, чего именно хочу. Например, мечтала превратить старые черно-белые фотографии в цветные, думала даже о портретах на стекле или боль шой керамогранитной заготовке – на половину стелы. Паша меня от этого уберег и попутно сообщил массу информации обо всех плюсах и минусах разных типов мемориального портрета – честно, по-соседски, так сказать. Отговорил от глупостей и рассказал всякие поучительные истории из своей обширной практики.
Вначале мы вместе придирчиво выбирали фотографии-исходники.
Я и раньше прекрасно знала, что далеко не каждое фото подойдет для памятника, однако многие моменты стали и для меня откровением. В частности, я была уверена, что супер — хорошее качество фотокарточки важно только для машинной гравировки, а для керамики может сойти и что-то похуже. Ан нет. Портрет на фарфоре тогда не получится четким, только деньги и время будут зря потрачены. И ретушь (даже с прорисовкой) здесь не всегда даст хороший результат: лицо на портрете или будет излишне замыленным, или его черты окажутся не такими, как в жизни. Поэтому большинство очень мелких, групповых, а также откровенно любительских снимков сразу отбраковываются.
В дело лучше всего идут студийные фото, например, для документов. Если они даже старые, их реально обновить и улучшить должным образом. Можно с успехом убрать со старенького фото заломы, увеличить его, повысить четкость и контрастность. С цветных снимков ʺснимаютʺ так называемую вуаль, делают цветокоррекцию и так далее. Стоимость таких услуг зависит, конечно, от сложности работы. Простая ретушь (чистка фото от царапин и пятен, разводов и грязи) делается за 200 – 300 рублей. Серьезное Восстановление – это уже долгое дело за этак 2,5 или 3 тысячи. Если же нужна прорисовка, то она обойдется в 8 – 10 тысяч рублей.
Многие мастера умеют делать чистенький фоторисунок с какого-нибудь древнего маловразумительного образца, но Пашка этого не любит. Он говорит, что все равно такое изображение смотрится ненатурально. А ведь нам хочется, чтобы ушедшие смотрели на нас с памятника как живые, верно? Нормальный ретушер не возьмется радикально менять образ на выбранной фотографии. Не будет, например, делать на серьезном лице улыбку, перерисовывать прическу, убирать бороду либо ʺсниматьʺ шляпу. Все это почти гарантированно сделает облик человека не таким, каким его помнят близкие, а значит, заказчик будет недоволен результат ом. Ну и от ʺокраскиʺ черно-белых вариантов Паша тоже меня предостерег. Сказал, что даже он не сможет сделать подобные снимки достаточно естественными. А зачем на памятнике какой-то дешевый лубок? Гораздо лучше будут смотреться винтажные монохромные портреты – яркие, четкие, с хорошим балансом белого.
Такие он мне и сделал, слегка отретушировав снимки из фотоателье, датированные 70-ми годами прошлого века. Наверное, я бы до сих пор думала, что лучше было все же их окрасить, если бы не насмотрелась в мастерской керамики с портре тами в искусственном цвете. Они меня совершенно не впечатлили своей какой-то наивной грубоватостью. Как расцвеченные от руки открытки конца 19-го века, честное слово.
Разновидностей мемориального фото теперь много:
Классикой жанра (до сих пор вполне востребованной) остаются портреты на металлических и фарфоровых таблицах.
Они сейчас бывают всякой формы – классической овальной, круглой, прямоугольной, в виде арки и даже фигурные: например, можно найти сердце или, например, книгу. Их делают цветными и черно-белыми, в виде сепии, с рамками, надписями, разными фонами и без оных.
Металлические портреты дешевле фарфоровых, потому что их проще и быстрее изготавливать. В среднем они стоят от 900 рублей (овал 9х12 см.) до 3 500 (арка 18х24 см.). Фарфоровые фотографии печатают на 2-х видах заготовок – российского и итальянского производства. Наши сейчас вполне хороши, но на итальянских качество рисунка все же получается выше. Хотя я, к примеру, выбрала отечественный фарфор. На мой неискушенный взгляд ф ото на нем вышли очень качественно, а стоимость оказалось приятной. Сами судите: овалы на нашей керамике идут от 1 100 до 4 000, прямоугольные от 2-х тысяч до 8-ми, арочные – от 2,5 до 9-ти тысяч рублей. Итальянские же овалы – это уже 1 500 – 5 000, прямоугольники 2 200 – 14 500, арки – от 3-х до 18-ти тысяч рублей. Это я привела примеры изделий одинаковой величины. Особенно дорого хотят за портреты на итальянском фарфоре, которые сделаны «под живопись». Только специальная обработка таких фото стоит от 5-ти тысяч и выше.
С виду металлические и керамические фотографии могут быть весьма похожими, но профессионал различает их сразу. Керамический вариант всегда выглядит четче и ярче – это первое. Во-вторых, металлическая основа всегда слегка изогнутая, выпуклая. Это немного искажает изображение и не позволяет крепить ф ото в выемку на камне. Такие металлические портреты привинчивают только с помощью саморезов. Как кому, а мне это не очень нравится – некрасиво. Лучше смотрится, когда портрет вмонтирован прямо в камень. Но это можно сделать только тогда, когда его заказываешь вместе с памятником, а при изготовлении в стеле делается соответствующая по размерам ниша.
Мне вот тоже пришлось все-таки прикреплять портреты сверху, я же их делала на старые надгробия. Но Паша мне посоветовал заказать особые саморезы – декоративные, из нержавейки под бронзу, немецкие. Он прикрепил портреты на гранит с помощью какой-то навороченной аккумуляторной дрели.
Новое слово в ритуальном бизнесе – это широкоформатная керамика и портреты на керамограните.
Причем первые – это выбор, так сказать, VIP-кл асса, а второе – своеобразный компромисс между металлом и фарфором. Большие портреты на памятник нынче в моде. Их делают в том числе и на фарфоровых таблицах. Выглядят они, конечно, шикарно, но и цена у них… Соответствует, в общем. Как пояснил Паша, широкий формат – это все, что больше, чем 18х24 см. У них на фирме цены на него считаются ʺсредними по больницеʺ. Например, овалы на российской керамике размером 24х30 стоят 8 000, на итальянской 15 000. Такие же прямоугольники соответственно 9 и 16 тысяч, а арки – 10 и 17 тысяч рублей. Самые большие портреты (50х70, а по спецзаказу и 50х100) будут оценены в 50 – 65 тысяч. Ну, это уже для огромных мемориалов, конечно.
Керамогранит – это нечто среднее по качеству между металлокерамикой и фарфором. Его главным недостатком является очень большой вес, который влечет за собой трудности надежного крепления такого портрета к камню. Лучше всего вставлять такую фотографию в специальную нишу на стеле, а не приделывать ее сверху. А то может и саморезы вывернуть, если очень крупная. Обычные овалы на таком материале стоят от полутора до восьми тысяч рублей, а широкий формат в цене достигнет и 50-ти тысяч. Прямоугольные и арочные варианты, как водится, несколько дороже.
Еще одно современное ноу хау – портреты на стекле.
Они появились максимум лет 15 назад, но на наших кладбищах встречаются уже довольно часто. Как обещают некоторые производители, срок их сохранности и роскошного вида – не менее 50-ти лет. Что могу сказать? Трудно такое дело прогнозировать зар анее, не пережив эти полвека вместе со стеклянными фото и не убедившись лично в их долговечности. И Пашка тоже сомневается. Конечно, стекло используется ударостойкое, жаропрочное (ведь изображения на нем обжигаются в печах и буквально впекаются в поверхность). От выцветания их оберегает стеклянная толща. Но кто знает, как поведет себя это прочное сегодня стекло через несколько десятилетий? Не потеряет ли прозрачности, не покроется ли сеткой микротрещин? Не перестанет ли быть сверхпрочным? Это может показать лишь время.
А иногда, увы, и ждать долго не приходится. Вот недавно шла по кладбищу – увидела одно такое фото. Скажу вам, смотрится оно не очень-то. Подошла поближе и поняла, что его поверхность попорчена какими-то мелкими царапинками, как на старом оргстекле. Наверное, данный эффект получился из-за некачественного изготовления или плохого материала. Пашка утверждает: сразу понять, что изделие таит в себе некий дефект, практически невозможно. Поэтому лучше и не рисковать – не идти с заказом в непроверенную фирму, с которой потом даже гарантийной замены не вытрясешь.
А так, в целом, стеклянные портреты смотрятся красиво – краски на них сочные и кажутся еще более яркими на солнце. Цена в принципе средняя, но повыше, чем на керамику. Прежде всего она зависит от площади фотографии и от ее толщины. Так, варианты 130х180х12 мм. в разных местах будут стоить от 4-х до 5-ти тысяч, 180х240х12 от 7 000 до 10 000. Все, что больше, идет от 18-ти тысяч и более.
Есть еще портреты на стекле с 3D эффектом, то есть объемные. Это уже немного другая история. Их не прикрепляют к памятнику, а ставят рядом с ним. Иногда даже заказывают вместо традиционного надгробия. Как я поняла, они получаются из такого же прочного стекла с изображением, которое становится трехмерным за счет умножения плоскостей. То есть, на металлическую или другую основу друг за другом, на небольшом расстоянии, устанавливают стеклянные пластины с напечатанным на них рисунком, в том числе портретом. Все это могут заключить в прозрачный куб. Получается весьма необычное стереоизображение. Мне Паша показывал видео с подобными мемориальными портретами. Не знаю, как кому, а мне не очень понравилось. Кажется жутковатым иметь такие портреты близких на их могилах. Как будто мертвые восстали из гробов. Кстати, стоит все это каких-то огромных денег – аж до нескольких сотен тысяч.
Чуть не забыла о гравировке!
А ведь она сейчас не менее популярна, чем керамика. Еще пару десятилетий тому назад на российских кладбищах не было настолько большого количества гравированных портретов, как сегодня. Дело в том, что резьбой по камню в основном занимались вручную. Процесс был долгим и трудным. Художники брали за него нехилые деньги, а результаты не всегда были удовлетворительными. Часто портрет выходил мало похожим, ведь не каждый художник, желающий заработать, – хороший портретист.
В наш век цифры все изменилось. С помощью компьютерной программы и гравировального станка на камне можно быстро изготовить картинку практически любой сложности, а портрет сделать гарантированно идентичным исходной фотографии (разумеется, при условии ее хорошего качества). И цена стала много меньше. Сравните: станочный вариант на А4 стоит всего от 4-х до 8-ми тысяч рублей. А такой же от художника выйдет раза в 2 дороже.
Правда, не на каждом камне можно сделать гравированный портрет. Он невозможен на светлой поверхности, на цветном камне, его не увидишь на мраморе. Причина проста: вырубленные черты на таких поверхностях будут просто не видны без подкраски. А с подкраской они будут смотреться грубо и схематично. Идеальным фоном для гравированных изображений является карельский гранит. В природе он светло-серый, а после полировки становится черным. Это идеальный вариант для контрастной гравировки, состоящий из множества оттенков серого цвета на темном фоне.
Один из минусов портрета на граните – это эффект его ʺисчезновенияʺ во влажной среде – от дождя, росы и так далее. Чтобы этого не случилось, можно использовать специальную обработку стелы, которая называется ʺантидождьʺ. Кроме этого, делают так называемое ʺзабеливаниеʺ портрета акриловой краской. Второй способ мне не очень нравится, потому что портрет становится более тусклым. И мыть от грязи или там пятен забеленный образ нельзя, так как акрил уничтожатся от трения и его надо восстанавливать. Короче, на своих могилах я использую ʺантидождьʺ.
Некоторые сегодня предпочитают гравировку в цвете.
Это, как теперь говорят, модный тренд. Для получения таких портретов их вначале вырезают на камне (станком, а потом дорабатывают руками). Получившийся результат расписывают красками. Паша уверяет, что техника росписи мало отличается от того, как делают иконы – краски наносят слоями на особую грунтовку. Считается, что для портрета на камне можно использовать любые краски для наружных работ. Самые дешевые из них – масляные, потом идут акриловые, за ними – алкидные, латексные, силиконовые и самые дорогие минеральные. Последние считаются очень стойкими. По слухам, они дают гарантию портрету в 15, а то и 20 лет. Однако Паша далеко в этом не уверен. Ведь минеральные краски и хороший силикон привозят из-за бугра. Если раньше можно было надеяться на европейское качество, то теперь это – наверняка Китай. Со всеми вытекающими.
В общем, цветной портрет на памятнике – лотерея. Он может продержаться без реставрации 5 лет, а может прийти в совершенную негодность годика за 2. А стоит удовольствие дороговато. Акриловый портрет 24х30 см. идет от 35 – 40 тысяч рублей. Силиконовый или минеральный – от 50 – 60 тысяч. Отдельных сумм будут стоить последующие реставрационные работы (которые не за горами).
Один знакомый Пашкин художник учит своих клиентов, как можно продлить жизнь мемориальным цветным портретам. Например, надо как-то затенять стелу, ведь ультрафиолет – главный враг краски. Если это возможно, то нужно постараться развернуть памятник лицом на северную сторону. Это позволит цветам сохраниться вдвое дольше. Если же сторона южная или западная, то на камень должна хотя бы падать хорошая тень (от деревьев, кустов или даже … ширмы). И еще: некоторые клеят на портрет полимерную пленку для защиты от солнечных лучей, чего делать ни в коем случае нельзя. Вот печальный жизненный пример. Однажды клиент этого Пашиного приятеля ʺзащитилʺ так свеженький портрет. Буквально за лето пленка загрязнилась и местами начала слегка отставать. Мужчина захотел от нее избавиться – а не тут-то было. Пленка прикипела к камню так, что счистить ее получилось только вместе с краской и мелкими деталями гравировки. После такого безобразия памятник пришел в полную негодность. Потом его заново полировали и гравировали. Цветного портрета клиенту больше не захотелось.
Я тоже решила избежать изысков и крайностей, почему и приобрела старую добрую керамику. И не жалею. Все эти новомодные навороты – только лишняя трата денег, да еще и с непонятными рисками. И вообще, нечего Бога гневить, устраивать на могиле какой-то невозможный пантеон. Чай, не язычники мы, не буддисты. Хочешь почитать покойных близких – чти их в сердце своем да поминай в молитвах. И вообще, считаю, что роскошь на кладбище надо запретить законодательно. Пусть будут газончик, небольшие памятники или скромные гробницы, неброское оформление – и никакого выпендрежа. Кто скажет, что я не права?