что лучше гемотест или инвитро мнение врачей
Кровные деньги: Где дешевле и лучше сдавать анализы в Москве От чего зависит цена на анализ и почему одни показатели исследуют дольше других
В январе вступил в силу новый приказ Минздрава, согласно которому пациенты во время медосмотра могут сдать кровь лишь на определение уровня глюкозы и еще пары показателей. Многие государственные клиники уже сейчас не принимают анализы для определения гормонального фона и биохимии. Таким образом, платить за все должен пациент, который теперь пойдет в частные лаборатории. The Village сравнил цены на стандартные анализы в шести сетевых медицинских компаниях, а затем спросил у экспертов, почему одни показатели оцениваются дороже других и исследуются дольше.
Мы взяли для сравнения цены на анализы в следующих клиниках: «Инвитро», «Ситилаб», «Гемотест», «АрхиМед», KDL и CMD — это компании с самой долгой историей существования на рынке либо самые популярные и имеющие хорошую репутацию согласно сарафанному радио. В них мы изучили цены на наиболее распространенные анализы, время подготовки и форму оповещения о результатах.
Сеть «Инвитро»
Готовность результатов: клинический, биохимический, ВИЧ, гепатит, половые гормоны — один рабочий день, 17-OH* — до двух рабочих дней, ДГТ** — до четырех рабочих дней.
Срочные результаты: можно получить за два или четыре часа при определенных условиях. Цена увеличивается в два или 1,5 раза соответственно.
Взятие биоматериала: 199 рублей. Онлайн-калькулятор на сайте центра сразу же плюсует эту сумму к сумме самих анализов.
Клинический анализ: 720 рублей
Биохимический анализ: 1 920 рублей
Гепатит А: 720–900 рублей
Половые гормоны: 5 435 рублей
ОТПРАВКА РЕЗУЛЬТАТОВ: бесплатное sms-уведомление, по электронной почте, по телефону с использованием кодового слова, по факсу, в любом офисе.
Сеть «Гемотест»
Готовность результатов: клинический, биохимический, ВИЧ, гепатит, половые гормоны — один рабочий день, ДГТ — пять рабочих дней.
Срочные результаты: можно получить через четыре часа при определенных условиях. Цена увеличивается в 1,3 раза.
Взятие биоматериала: 200 рублей. В итоговую стоимость на сайте входит цена сдачи биоматериала.
Клинический анализ: 670 рублей
Биохимический анализ: 1 870 рублей
Гепатит А: 720–940 рублей
Половые гормоны: 5 340 рублей
Отправка результатов: бесплатное sms-уведомление, в личном кабинете на сайте, в офисе, по телефону, по факсу, с курьером (500 рублей) и по электронной почте.
Сеть CMD
Готовность результатов: клинический, биохимический анализ крови, ВИЧ, гепатит, половые гормоны — один рабочий день, 17-ОН — один-два рабочих дня, ДГТ — один-пять рабочих дней.
Срочные результаты: можно получить за три-пять часов. Цена увеличивается в два раза.
Взятие биоматериала: 180 рублей. Онлайн-калькулятор не учитывает стоимость взятия биоматериала.
Клинический анализ: 599 рублей
Биохимический анализ: 1 658 рублей
Гепатит А: 630–760 рублей
Половые гормоны: 4 815 рублей
Отправка результатов: в офисе, через интернет-сервис, по электронной почте, по телефону и по почте.
Сеть KDL
Готовность результатов: клинический, биохимический анализ крови, ВИЧ, гепатит, половые гормоны — один рабочий день, 17-ОН — три рабочих дня, ДГТ — четыре рабочих дня.
Срочные результаты: такой услуги нет
Взятие биоматериала: 199 рублей. В итоговую стоимость на сайте входит цена сдачи биоматериала.
Клинический анализ: 450 рублей + 215 рублей СОЭ
Биохимический анализ: 1 830 рублей
Гепатит А: 660–920 рублей
Половые гормоны: 4 990 рублей
Отправка результатов: в офисе, на сайте, по электронной почте, по телефону, назвав кодовое слово, с курьером (300 рублей).
Сеть «Ситилаб»
Готовность результатов: клинический, биохимический анализ крови, ВИЧ, гепатит, половые гормоны — один рабочий день, 17-OH — два рабочих дня, ДГТ — четыре рабочих дня.
Срочные результаты: можно получить через два-пять часов при определенных условиях. Цена увеличивается в два раза.
Взятие биоматериала: венозной крови — 170 рублей, капиллярной — 220 рублей. Онлайн-калькулятор на сайте центра не плюсует эту сумму.
Клинический анализ: 560 рублей
Биохимический анализ: 1 760 рублей
Гепатит А: 540–760 рублей
Половые гормоны: 4 980 рублей
Отправка результатов: на сайте, по электронной почте, в офисе, с курьером (550 рублей).
Сеть «АрхиМед»
Готовность результатов: клинический, биохимический анализ крови, ВИЧ, гепатит, половые гормоны — один рабочий день.
Срочные результаты: такой услуги нет.
Взятие биоматериала: 180 рублей. На сайте информации нет.
На сайте компании указаны цены для юридических лиц. Ниже приводятся цены для физических лиц.
Клинический анализ: 450 рублей
Биохимический анализ: 1 050 рублей
Гепатит А: 380–450 рублей
Половые гормоны: 3 960 рублей
Отправка результатов: по электронной почте, в офисе и по телефону.
* 17-OH — регулятор половой функции и менструального цикла у женщин. ** ДГТ отвечает за развитие мужской половой системы.
Итоги
Большинство самых дорогих анализов в медицинской компании «Инвитро». За клинический и биохимический анализ крови придется заплатить 919 и 2 119 рублей соответственно, за анализ на гепатит А — от 919 до 1 099 рублей, а за анализ половых гормонов — 5 634 рубля. Но у «Инвитро» самая широкая сеть клиник по Москве.
За определение антител и антигена ВИЧ наибольшую сумму, 870 рублей, возьмут в «Гемотесте». Зато в этой сети стоимость срочных анализов увеличивается всего в 1,3 раза (в других — в полтора-два раза).
Самые дешевые анализы в компании «АрхиМед». Однако в Москве компания представлена одной лабораторией, что может сказаться на количестве желающих сэкономить, а значит, там могут быть очереди.
От чего зависит стоимость анализа?
В цену анализа входят стоимость реагентов, которые закупаются в том числе и в зарубежных странах, стоимость амортизации приборов, оплата труда медицинского персонала, аренда помещений. «Российские реагенты, бывает, дешевле иностранных аналогов, но, к сожалению, не всегда сопоставимы по качеству. Чем выше квалификация персонала, тем дороже он стоит и, следовательно, тем больше будет цена анализа», — рассказывает руководитель группы аналитического планирования, ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Елена Тиванова. Частные лаборатории также тратятся на содержание службы маркетинга, интернет-сайтов, собственных процедурных кабинетов и колл-центров. Стоимость зависит и от востребованности анализа среди пациентов.
Есть популярные анализы, например биохимический или клинический, их результаты обычно готовы на следующий день. Есть редкие анализы. Для них, чтобы не использовать реагенты несколько раз, увеличивают время исследования.
В лабораториях взятие биоматериала обычно оплачивается отдельно. Можно сдать несколько анализов, заплатив лишь раз за взятие крови из вены. Материал для анализа берет процедурная сестра в клинике. Отдельная плата за взятие биоматериала — это плата за ее труд.
От чего зависит точность выполнения анализа?
Точность анализа на 50 % зависит от преаналитики, то есть этапа до сдачи крови, говорит заведующая отделом лабораторной диагностики Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени Ломоносова, врач высшей категории, доцент, кандидат медицинских наук Лариса Самоходская. Некоторые анализы сдают натощак, для отдельных существуют запреты на определенные лекарства. Перед анализом необходимо уточнить требования, хотя обычно они размещены на сайте лаборатории.
Результаты могут быть неточными из-за нарушений доставки образцов: по словам Елены Тивановой, здесь «важно соблюдать корректность транспортировки образца — время доставки, правильный температурный режим, отсутствие физических повреждений и других внешних факторов». Если на доставку материала уйдет пять-шесть часов, то о достоверности результатов можно поспорить.
Кровь лучше сдавать в первой половине дня, чтобы она была доставлена в лабораторию в этот же день. Но не стоит занимать очередь первым. Например, если кровь на определение уровня глюкозы простоит в пробирке при комнатной температуре более трех часов, то уровень глюкозы начнет резко снижаться, поясняет Лариса Самоходская. Это заметно скажется на результатах.
От чего зависит быстрота выполнения анализа?
Сроки получения результатов анализов зависят от их редкости и сложности процедуры. «Время выполнения исследования складывается из многих факторов, и основной из них — это длительность самого аналитического процесса, которая в зависимости от определяемого вещества и автоматизации процесса может составлять несколько минут или несколько суток. Свой вклад вносит и время доставки биоматериала из пункта его сбора до лаборатории, а она может осуществляться из соседнего медицинского офиса, из другого района города или из другого города», — комментирует Татьяна Понкратова, руководитель экспертной группы «Инвитро».
Услуга, которую предоставляет практически каждая медицинская лаборатория, — срочные результаты. Для получения быстрых результатов используют технологию «сухой химии» — для нее не надо разводить реагенты и использовать емкости. Это тесты-полоски, которые помогают сделать экспресс-проецедуру, однако такая система дороже обычной.
Не все анализы можно получить в ближайшее время. «Есть показатели, которые можно сделать просто, быстро и недорого, бывают анализы, состоящие из двух стадий по часу каждая, и ускорить процесс не представляется возможным», — рассказывает Лариса Самоходская. В таком случае получить анализ в течение часа-двух не получится.
Например, редкий анализ на уровень дигидротестостерона (ДГТ — отвечает за развитие мужской половой системы) требует до трех дней. По словам Самоходской, «лаборатории в течение некоторого времени собирают сыворотки, что в итоге может способствовать уменьшению стоимости исследования на одного пациента». Некоторые компании отправляют материал на такие анализы в специализированные лаборатории, что тоже занимает время. Именно поэтому ДГТ такой дорогой и долгий.
Как выбрать надежную лабораторию
заведующая отделом лабораторной диагностики Медицинского научно-образовательного центра МГУ
Зачастую мир медицины даже в Москве достаточно тесный, врачи-специалисты знакомы со многими лабораториями. Они получают результаты из разных лабораторий, и если результаты какой-то из них не укладываются в клиническую картину, если врач смотрит на пациента и понимает, что таких результатов быть не может, то возникает недоверие к лаборатории. Нужно опираться на опыт врачей, которые знают, в каких лабораториях лучше сдавать, а в каких не стоит.
руководитель экспертной группы «Инвитро»
Посещение сайта лаборатории
Следует обратить внимание на наличие и качество сайта, отклики клиентов на сайте. Перечень предоставляемых услуг, информация об используемом оборудовании, наличие лицензии на лабораторные (медицинские) услуги, сертификаты качества производства и сертификаты об участии в российских и зарубежных системах внешнего контроля качества
ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора
Цена и шаговая доступность
Проводя мониторинг центров диагностики, пациенты обычно в первую очередь обращают внимание на цену анализов. Я бы не советовала выбирать лабораторию с самыми низкими или самыми высокими ценами. Кроме того, компания должна иметь длительную историю присутствия на рынке. И конечно, наличие у лаборатории удобно расположенных процедурных кабинетов в шаговой доступности тоже может быть дополнительным плюсом для пациента.
Информация собиралась в начале февраля, поэтому на момент выхода материала цены на анализы могут незначительно отличаться.
Проблемы с весом и кардиориск в Москве
Комплекс лабораторных исследований предназначен для расширенной оценки состояния липидного обмена, а также для выявления рисков, которые могут быть связаны с повреждением внутренних стенок сосудов и нарушением уровня холестерина. Значения включенных в комплекс показателей позволят скорректировать диету, определить необходимые пищевые добавки или подобрать необходимые лекарственные препараты.
Это необходимо не только для того, чтобы снизить риск возможных острых сердечно-сосудистых событий (инфаркт, инсульт и т.п.), которые связаны с очень длительным развитием нарушений липидного обмена. Но и для того, чтобы без угрозы для здоровья заниматься снижением веса вне зависимости от выбранного способа.
Что входит в комплекс
Приём и исследование биоматериала
Подробное описание исследования
Индекс атерогенности с определением общего холестерина и липопротеинов высокой плотности (ЛПВП). Холестерин, или холестерол, это нерастворимый в воде сложный спирт, который относят к классу липидов. Организму он необходим для производства половых гормонов, для переваривания жирной пищи, а также он входит в состав клеточных мембран.
В русле крови холестерин перемещается, будучи связанным со специальными белками, в виде комплексов – липопротеидов. Липопротеиды бывают низкой (ЛПНП) и высокой плотности (ЛПВП). Первые оседают в сосудистых стенках в том случае, если их содержание значительно превышено, внутренние стенки сосудов имеют поврежденную поверхность, а также если в крови недостаточно ЛПВП, которые препятствуют такому развитию событий.
Омега-3 индекс – это показатель, характеризующий общее содержание полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК). К ПНЖК относят три основных химических соединения: альфа-линоленовую, докозагексаеновую и эйкозапентаеновую кислоты. Они не синтезируются в достаточном количестве организмом человека, но входят в состав клеточных мембран, в том числе в состав мембран эндотелиоцитов – клеток, выстилающих внутреннюю поверхность кровеносных сосудов.
С недостаточным количеством ПНЖК в крови связывают не только высокий риск тяжелых осложнений инфарктов и инсультов, но и нарушения липидного обмена.
Гомоцистеин – серосодержащая аминокислота, которая в незначительном количестве присутствует в крови. Повышение уровня гомоцистеина неразрывно связано с повреждением внутренних поверхностей кровеносных сосудов, осложнением течения беременности, а также недостатком в рационе фолиевой кислоты и витаминов В6 и В12.
Лептин – это гормон, участвующий в контроле энергетического обмена, который синтезируется клетками жировой ткани – адипоцитами. Существует непосредственная связь между уровнем лептина и ожирением, а также сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Лаборатории вошли в рейтинг самых популярных франшиз
РБК обновил ежегодный рейтинг самых популярных в России франшиз. В ТОР10 вошли крупнейшие частные лаборатории «Гемостест» и «Инвитро».
Компании «Гемостест» и «Инвитро» включены в составленный РБК на основе данных Роспатента за 2020 год рейтинг самых динамично развивающихся в России франшиз. Обе сети вошли в десятку компаний-лидеров.
Лаборатория «Гемотест» находится на пятом месте (92 заключенных контракта, 2 расторгнутых), «Инвитро» – на девятом (68 заключенных контрактов, один расторгнут). По общему числу контрактов за все годы лидер «Инвитро» (785 контрактов), у «Гемотест» 773 контракта.
В прошлогоднем аналогичном рейтинге «Гемотест» занимал второе место (152 контракта, 2 расторгнуто), «Инвитро» – восьмое (55 заключенных контрактов). В десятку лидеров входил еще «Хеликс» (пятое место, 74 заключенных контракта, один расторгнутый).
Стартовые инвестиции для работы по франшизе «Гемотест» составляют 150–1,850 тыс. руб. (аренда и ремонт помещения, оснащение лабораторного отделения), паушальный взнос 100–400 тыс. руб. (в зависимости от типа франшизы и численности населения города), в него входит использование бренда, разработка экспликации помещения, обучение сотрудников лабораторного отделения, подключение к IT-сервисам – единой информационной системе, сервису удаленного финансового контроля для собственников. Срок окупаемости проекта от 9 мес., роялти 0,36%.
Согласно данным на официальном сайте «Инвитро», за все время работы под ее брендом было открыто 1,5 тыс. медицинских офисов.
По данным агентства BusinesStat, из-за масштабного проведения исследований на выявление коронавируса российский рынок лабораторных услуг показал в 2020 году взрывной рост, достигнув отметки в 330,6 млн тестов. Это на 18,2% выше показателей предыдущего года. При этом объем других иссследований, которые обычно назначаются врачами, сократился в связи со снижением доступности медпомощи по направлениям, не связанным с лечением COVID-19.
Деньги на крови: стоит ли открывать по франшизе пункт приема анализов
Проведение лабораторных анализов — выгодный бизнес. Лидер российского рынка — компания «Инвитро» — в 2014 году заработала почти 1 млрд руб. чистой прибыли при выручке в 6,6 млрд руб. Почти половину дохода ей принесла деятельность франчайзи — независимых пунктов приема анализов, работающих под брендом «Инвитро». Открыть подобный бизнес не так сложно, как может показаться: владелец франшизы предоставляет расходные материалы, сам обеспечивает логистику и даже работает с врачами, чтобы те рекомендовали сдавать анализы в правильном месте. Желающим начать свой бизнес в этом сегменте есть из чего выбрать: помимо предложения «Инвитро» на рынке есть франшиза лаборатории «Гемотест» и еще нескольких сетей. Но на быстрый успех рассчитывать с каждым годом все сложнее — конкуренция растет.
Как все начать
Первую франшизу «Инвитро» продала в 2005 году. «Тогда мы и не представляли, что будем возить биоматериал из 300 городов каждый день», — вспоминает директор департамента розничных продаж «Инвитро» Роман Иванов. Сегодня у «Инвитро» свыше 800 медицинских офисов в России и странах СНГ и девять собственных лабораторий. Программа франчайзинга «Гемотеста» стартовала в 2010 году, когда у «Инвитро» была уже достаточно большая сеть офисов. Несмотря на это, новый игрок быстро развивался именно в тех регионах, где была широко представлена «Инвитро». «Гемотест» воспользовался тем, что «Инвитро» сдерживала конкуренцию между своими партнерами, отдавая приоритет в открытии новых точек предпринимателям, уже работающим по соседству. «Сперва я обратился в «Инвитро», но по Химкам мне отказали, и тогда я решил открыть там отделение «Гемотеста», — вспоминает Сергей Казаков, владелец двух лабораторий «Гемотест» — в Зеленограде и в подмосковных Химках. Сейчас у «Гемотеста» 309 лабораторных отделений в 138 городах России и три лаборатории для обработки анализов: в Москве, в Ростове-на-Дону и в Санкт-Петербурге.
Ни «Гемотест», ни «Инвитро» не требуют от своих партнеров медицинского образования. Обе компании помогают предпринимателям организовать бизнес с нуля, предоставляя достаточно подробные расчеты первоначальных расходов. Каждого франчайзи в «Инвитро» курирует администратор-медик, который полностью отвечает за медицинскую часть офиса, а также менеджер отдела франчайзинга, который уже непосредственно работает с инвестором. «Мы открыты для всех желающих, но предприниматель должен работать по жестким стандартам компании», — говорит Иванов из «Инвитро». Похожий подход и у «Гемотеста». «Важно, чтобы люди понимали, что этим бизнесом нужно заниматься, — объясняет директор по маркетингу «Гемотеста» Мария Кузнецова. — Думать, что ты имеешь помещение, деньги, открыл отделение и забыл про него, в корне неверно».
Ни та ни другая компания не помогают потенциальным франчайзи искать первоначальные инвестиции. «Задача франчайзи — найти эти средства и самостоятельно прийти к нам», — говорит Иванов из «Инвитро». У «Гемотеста» есть консультант — компания «Мастер франшиз», которая за плату оказывает франчайзи услуги по юридическому и бухгалтерскому сопровождению бизнеса и в случае необходимости содействует в привлечении кредита.
Во сколько обойдется франшиза
Принципиальная разница между двумя франшизами — в стоимости. Порог входа на рынок через «Гемотест» в 3–6 раз ниже, чем через «Инвитро»: паушальный взнос составляет от 50 тыс. руб. (в городах с населением менее 50 тыс. человек) до 200 тыс. руб. (в Москве и городах с населением от 500 тыс. человек), тогда как у «Инвитро» минимальный порог составляет 300 тыс. руб., а открыть офис в Москве будет стоить 700 тыс. руб. «У нас паушальный взнос чисто символический, у нас нет цели на нем заработать», — говорит руководитель отдела по продаже франшизы «Гемотеста» Александра Максимова.
Договор коммерческой концессии в « Инвитро » заключается на три года, с « Гемотестом » — на пять лет, паушальный взнос везде платится единожды при заключении договора. Роялти в « Инвитро » составляют фиксированную сумму: 28 тыс. руб. в месяц, но выплачивать их начинают в разное время: франчайзи в Москве — начиная с четвертого месяца работы, а в регионах — с третьего года. В « Гемотесте » роялти привязаны к обороту: поначалу они составляют 1,18%, а потом — 2,36% от оборота (в городах- миллионниках — со второго года, в остальных — с третьего).
Обе компании предоставляют партнеру подробные инструкции по открытию бизнеса. Точную сумму начальных инвестиций можно определить после подбора и утверждения помещения — только тогда станет ясно, сколько придется вложить в самое дорогое — ремонт и аренду. В «Гемотесте» при заключении договора еще бесплатно подбирают двух медсестер для франчайзи в Москве, а также бесплатно обучают трех сотрудников из любого российского города.
Требования к помещению у «Инвитро» жестче, чем у «Гемотеста». «Находиться на первой линии — это залог успеха, — объясняет Иванов. — Это правило розницы: магазин за углом и магазин снаружи — это две большие разницы в выручке». «Гемотест» в этом плане чуть менее требователен: допустимо открыть лабораторное отделение во второй линии домов, но при условии, что вокруг, например, много поликлиник, — рассказывает Максимова. — Франчайзи существенно сэкономит на аренде, тогда как поток клиентов будет ничуть не меньше, чем на первой линии». Максимова предупреждает, чтобы при заключении договора аренды франчайзи добивались арендных каникул на срок до полутора месяцев, поскольку лицензию на медицинскую деятельность можно получить только после того, когда офис полностью готов к работе: «Ожидание лицензии, когда договор подписан и за аренду уже надо платить, бывает самым сложным временем для франчайзи».
Из-за разницы в размере паушального взноса и рекомендаций по помещениям стартовые инвестиции в открытие лаборатории под брендом «Гемотест» ниже на 25–50%. Ксения Полякова, открывшая с 2010 года в Москве пять медицинских офисов «Инвитро», говорит, что первая точка обошлась ей почти в 4 млн руб. «По неопытности мы закупили чуть ли не самую дорогую мебель, — рассказывает она РБК. — Каждый следующий офис укладывался уже в 2–2,5 млн руб. с учетом аппарата УЗИ». В «Гемотесте» утверждают, что открыть офис в городе с населением до 200 тыс. человек можно за 0,85–1 млн руб.
Обе компании строго регламентируют практически деятельность своих франчайзи, включая внешний вид сотрудников, оформление медицинского офиса, стоимость услуг. «Мы по всем аспектам работы даем рекомендации — франчайзи нужно только выполнить свою часть работы: грамотно обслужить пациента, принять его, взять биоматериал и вовремя его отправить в центральную лабораторию, куда указано», — говорит Иванов из «Инвитро».
Биоматериал доставляется автомобилем или самолетом, за транспорт платит франчайзер. И «Гемотест», и «Инвитро» обеспечивают партнеров расходными материалами как для взятия (пробирки, шприцы), так и для перевозки биоматериала (транспортные контейнеры и хладоэлементы). Результаты анализов приходят в электронном и/или бумажном виде.
Франчайзи обеих компаний говорят, что изменить цены почти невозможно. Но есть и исключения. «В Москве изменить цены нереально, а в регионах бывает по-разному, — рассказал РБК Денис Акимов, владеющий более чем 20 точками «Инвитро» в Москве и Центральной России. — Если один франчайзи занимает весь регион, то ему проще убедить центральный офис».
Контроль и штрафы
Обе компании проводят постоянные плановые и внеплановые проверки франчайзинговых отделений, а также используют системы видеонаблюдения на ресепшен и читают отзывы пациентов. Для тех, кто не соблюдает условия договора, предусмотрены штрафные санкции: например, в «Гемотесте», если отделение не открылось утром согласно графику, владельцу грозит штраф 10 тыс. руб. Штрафы предусмотрены также, если франчайзи не запускает лабораторное отделение в течение 120 дней с момента подписания договора. В «Гемотесте» подчеркивают, что гибко подходят к каждой ситуации и штрафные санкции применяются достаточно редко. В «Инвитро» жесткий контроль за соблюдением условий франшизы, однако во многом это помогает вести бизнес, считает франчайзи в Москве Ксения Полякова. «Нас контролируют как с помощью тайных покупателей, так и по соблюдению стандартов, — рассказывает она. — Но мне это очень помогает, поскольку, например, при проверке СЭС я могу быть уверена, что у меня все в порядке».
Экономика лаборатории
В обеих компаниях выручка франчайзи складывается из трех элементов: это взятие биоматериала, агентское вознаграждение и дополнительные услуги (например, УЗИ, ЭКГ, прием врачей и пр.). И в «Инвитро», и в «Гемотесте» взятие биоматериала оплачивается отдельно, и эти деньги полностью остаются у франчайзи. Отдельно клиенты оплачивают собственно проведение анализов в лаборатории. Франчайзи собирает эти деньги и в начале каждого месяца выплачивает большую часть этой суммы за предыдущий месяц головной компании, оставляя себе так называемое агентское вознаграждение. В «Инвитро» агентское вознаграждение составляет фиксированные 35% от выручки франчайзи за анализы для Москвы и 40% — для регионов. Сумма, которую франчайзи выплачивают за эти услуги «Гемотесту», увеличивается по мере роста их выручки: от 50% при выручке от исследований менее 100 тыс. руб. в месяц до 36% для выручки выше 1,3 млн руб. Дополнительные услуги, например ЭКГ или УЗИ, составляют порядка 5–10% от выручки.
Количество пациентов, которые ежедневно проходят через отделение, критически важно для бизнеса. По оценкам «Инвитро», средняя посещаемость их медицинского офиса — 35 человек, в «Гемотесте» — около 20, однако на практике рассчитать количество обращений заранее крайне сложно. «У «Гемотеста» была точка в Калуге, где каждый день по 120 человек было — там люди не выдержали, максимально быстро постарались открыть еще одно отделение, чтобы легче стало работать», — рассказывает зеленоградский франчайзи «Гемотеста» Казаков. Но, по его словам, это скорее исключение: случаются и ситуации, когда посещаемость не превышает 15 человек в день, что существенно увеличивает сроки окупаемости инвестиций. «Большое значение имеет уровень государственной медицины: если она предлагает что-то достойное, как в Москве, посещаемость будет ниже, но в регионах лаборатории часто находятся на таком уровне, что у людей нет другого выхода, кроме как обратиться за платными услугами», — говорит Казаков.
Обе компании помогают франчайзи найти своих клиентов: головные офисы ведут работу с врачами, чтобы те рекомендовали пациентам обращаться в ту или иную лабораторию. Франчайзи обеих компаний говорят, что у «Инвитро» эта работа получается лучше, чем у «Гемотеста». Предприниматель из Коломны, три года назад открывший отделение «Гемотеста», жалуется, что поток пациентов от врачей очень низкий. Из-за этого ему пришлось много вкладывать в рекламу (в первый год — 500 тыс. руб.), отделение окупилось только через три года после основания. Зеленоградский франчайзи «Гемотеста» Казаков в шутку говорит о «мафии» «Инвитро»: «Моя точка в Зеленограде имеет низкую посещаемость и доходность из-за популярности конкурентов из «Инвитро» в этом районе». По данным «Контур.Фокус», по итогам 2014 года офис в Зеленограде имел выручку в 3 млн руб. и чистую прибыль в 173 тыс. руб. Более успешный офис Казакова в Химках окупил вложения за шесть месяцев.
«В регионах приходится сильно вкладываться в рекламу, — рассказывает франчайзи «Инвитро» Акимов. — В Москве и Московской области 90% людей и врачей знают бренд, а в регионах есть местные игроки, а «Инвитро» входит как неизвестный игрок, и реклама должна быть большая». В среднем каждая из 20 точек Акимова возвращала инвестиции за 2,5 года.
На сроки окупаемости в Москве и Подмосковье сильно влияет конкуренция. «В Москве сейчас почти на каждой станции метро есть уже по одному, а то и по два офиса, и если первый офис мы окупили за два года, то с каждым следующим это было уже сложнее», — рассказывает московский франчайзи «Инвитро» Полякова. По ее оценкам, сейчас новая точка вряд ли окупится в срок менее трех лет. «Сроки окупаемости выросли из-за большого количества конкурентов, — согласен франчайзи «Гемотеста» Казаков. — В среднем на это требуется от двух лет, при условии что выбрано хорошее место и жители готовы платить».