что делать если не работает счетчик электроэнергии в квартире
Что делать, если сломался электрический счетчик?
Как только вы обнаружили, что счетчик сломан, то незамедлительно сообщайте об этом в «Мосэнергосбыт». Туда же можно направить заявку и на замену неисправного прибора учета. Сделать это можно по телефону (499) 550-33-77, а также в личном кабинете клиента, мобильном приложении «Мой Мосэнергосбыт» или в любом клиентском офисе компании.
По закону работы по замене неисправного прибора учета электроэнергии оплачивает собственник жилья. Это можно сделать, оплатив предварительно оформленную заявку через личный кабинет клиента, на сайте mosenergosbyt.ru или в любой кредитной организации по реквизитам, либо наличными денежными средствами мастеру в момент оказания услуги. Если клиент заказывает услугу с оплатой в момент установки счетчика, то по приезду специалист принимает от него наличные денежные средства, выдает чек, оформленный через контрольно-кассовый аппарат и осуществляет выполнение услуги.
После извещения «Мосэнергосбыта» о выходе из строя прибора учета электроэнергии дополнительно передавать данные не требуется. Начисления будут производиться по замещающей информации (например, по среднемесячному расходу за предыдущие периоды или по нормативу) до установки нового счетчика.
При выходе прибора учета электроэнергии из строя плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, будет определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
В случае замены прибора учета электроэнергии сотрудником «Мосэнергосбыта» дополнительно уведомлять компанию о произведенной замене не требуется.
При привлечении других организаций нужно предварительно оповестить «Мосэнергосбыт» о планируемых работах посредством посещения клиентского офиса. Несогласованное нарушение пломбы, самостоятельный демонтаж прибора учета без предварительного уведомления «Мосэнергосбыта» не допустимы. Последующий монтаж выполняется с составлением акта, где фиксируются показания старого и нового прибора учета, который передаётся в «Мосэнергосбыт» вместе с документацией на новый счетчик для занесения в базу. Также для последующих расчётов по новому счетчику, установленному самостоятельно, необходимо оформить заявление на его опломбировку.
Что делать, если у вас в квартире сломался счетчик электроэнергии?
Любой механизм со временем выходит из строя. Если поломка коснулась приборов учета ресурсов, то медлить не стоит. Не бойтесь обвинений в намеренном повреждении, лучше максимально быстро сообщить о ситуации ресурсоснабжающей компании, постараться в кратчайшие сроки устранить проблему. Главное не паниковать – любая проблема имеет решение.
Штраф за неисправный электросчетчик в квартире
Согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» о поломке счетчика собственник обязан немедленно сообщить управляющей или электроснабжающей компании и принять меры по устранению неисправности в течение одного месяца.
Если на момент проверки счетчик не работает, а собственник о поломке не заявлял, то такой случай квалифицируется как пользование энергией без учета, за что согласно ст. 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность физических лиц в виде штрафа минимально 10 тыс. руб., максимально – 15 тыс. руб.
Виды неисправностей
Выйти из строя электросчетчик может по разным причинам:
Неисправным прибором коммунальные службы признают счетчик, у которого истек межпроверочный интервал поверки, а также с нарушенными контрольными пломбами или другими знаками проверки. Нередко выявить поломку можно, просто внимательно посмотрев на прибор.
Прибор неожиданно выключился
У электронных моделей иногда возникает проблема – отсутствуют показания и световая индикация. У механических экземпляров просто перестает крутиться диск. Свет при этом в доме есть. Чтобы выяснить, действительно ли механический счетчик сломан, достаточно включить любой мощный потребитель – водонагревательный бак, кипятильник и пр. Если диск начал движение – все в порядке.
Повреждение частей корпуса
Нередко электросчетчики, расположенные вне жилищ, подвергаются механическим воздействиям. К повреждениям, которые будут признаны значимыми, относятся:
Оплавились контакты или части корпуса в результате перегрева
Проблему очень легко выявить по запаху гари. При осмотре можно обнаружить оплавленные контакты и корпус счетчика. Обычно выгорают и провода, подведенные к прибору учета.
Продолжает указывать потребление при отключенной нагрузке
Диагностировать проблему просто – световой индикатор не должен моргать при отключении провода от нулевой шины и автоматов. Если счетчик моргает, то прибор неисправный.
Накрутил очень много
Несмотря на экономию электроэнергии, счетчик показывает увеличивающийся расход? Вполне возможно, что выход с прибора подключен к общей шине. Показания увеличиваются, даже когда в квартире все выключено, а соседи включают достаточную нагрузку. Правильно подключить прибор поможет электрик.
Как проверить правильность показаний?
Провести точную проверку правильности показаний счетчика на дому не получится – аппараты есть, но их стоимость высока. А выявить отклонения выше 20 % реально. Что для этого делать: необходимо выключить все приборы из розеток (даже холодильник), а включить «эталон». Самым лучшим вариантом «мерила» будет обогреватель.
Мощность «эталона» обычно указана на этикетке. Через час на счетчике показания должны увеличиться на заявленную мощность обогревателя. Если так и произошло, то счетчик исправен.
Пошаговая инструкция по действиям в случае поломки
Обнаружив любую проблему с прибором учета, не нужно пытаться ее решать самостоятельно. На электросчетчике стоит пломба, которая при попытках доступа может быть сорвана.
Если до прихода специалистов пломба будет нарушена, это будет расценено как несанкционированное вмешательство в работу счетчика, что грозит штрафом согласно ст. 19.2 КоАП РФ.
Статья 19.2 КоАП РФ. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы)
Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.15 и статьей 16.11 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
Куда звонить, если прибор перестал работать?
Если счетчик вышел из строя или работает неверно, то первым шагом должен быть звонок в энергопоставляющую компанию. Заявить о неисправном приборе можно и в управляющую компанию, если договор на поставку электроэнергии заключен с ней.
Прибор дымится, гудит или представляет опасность по другим признакам? Нужно на вводе отключить напряжение. После заявки по телефону необходимо прийти в энергосбыт с письменным заявлением.
Составление заявления
В заявлении помимо стандартных реквизитов (от кого заявление, дата и пр.) необходимо указать адрес, номер телефона для связи, номер лицевого счета или договора, тип установленного счетчика и его номер, выявленные признаки повреждения.
Данный документ важен для собственника жилья, поэтому заявление лучше зарегистрировать и получить на руки копию с входящим номером.
Составление акта
После подачи заявления можно идти домой и ждать звонка от представителя энергосбыта, который согласует время и дату проведения осмотра счетчика и составления акта. В акте указывается:
Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается у собственника жилья.
Сроки, в которые организация обязана отреагировать на заявление потребителя
Проводить работы можно и без представителей компании, если последние не явились в указанное в извещении время. После проведения ремонта или замены счетчика необходимо подать заявление на его опломбирование. К документу нужно приложить копию паспорта на счетчик (при замене на новый).
Куда обращаться, если управляющая организация не отвечает или затягивает со сроками?
Ситуации с торможением заявлений относительно неисправного счетчика или введения в эксплуатацию нового довольно редкие. Если управляющая компания не реагирует на обращение, есть смысл жаловаться выше – в Жилинспекцию.
К жалобе нужно приложить копию заявления с проставленным входящим номером в журнале регистрации заявлений управляющей компании. Жилинспекция может наложить административный штраф согласно ст. 7.23 КоАП РФ.
Статья 7.23 КоАП РФ. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Если и после этого подвижек в вопросе не произошло, а начисление за потребленную электроэнергию уже происходит по нормам с повышенным коэффициентом, то можно применить к управляющей компании п. 155 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В пункте указано, что при нарушениях, повлекших увеличения коммунальных платежей, потребитель имеет право на возмещение за счет управляющей компании 50 % величины превышения, если нарушение произошло не по его вине. Чтобы воспользоваться данным правом, достаточно написать соответствующее заявление в управляющую компанию.
Как оплачивать электричество?
Если потребитель самостоятельно заметил, что электросчетчик сломался и заявил об этом в энергоснабжающую компанию, то в первые три месяца начисление за потребленную электроэнергию будет происходить по среднемесячным показателям. Расход электроэнергии за последние полгода просуммируют и разделят на шесть.
Такой расчет основывается на п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Если спустя три месяца проблемы со счетчиком не будут устранены, то начисление будет проводиться по нормам (в зависимости от площади комнат, наличия электроплиты, количества зарегистрированных). Затем норма умножается тариф, количество жильцов и повышающий коэффициент.
Не стоит полагаться на авось, до его прихода лучше самостоятельно убедиться в работоспособности счетчиков. Штраф за неработающий прибор учета существенный, а определить поломку можно обычным осмотром.
Электрики перепутали наши с соседом счетчики. Кто за что должен платить?
Я живу в квартире родственников. Первые несколько лет оплачивал электричество по счетчику.
За несколько лет ничего не изменилось. Я готов в любой момент оплатить разницу после перерасчета, но сейчас начинаю опасаться, что могу оказаться крайним. Когда ситуация всплывет, не придется ли доказывать, что это не воровство?
Константин, лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — сообщить о проблеме в управляющую компанию и энергосбытовую организацию. Если пломбы на счетчиках целые, вас не смогут обвинить в воровстве. А вот доначислить оплату — вполне.
Как подключить счетчики правильно
Счетчики в подъездах могут обслуживать разные организации. Это может быть управляющая компания, которая отвечает за ваш и еще несколько домов, или ТСЖ. Либо энергосбыт, который следит за электрикой во всех домах в регионе.
Отношения между управляющей организацией и энергосбытом понять сложно. Чтобы не разбираться, лучше отправить заявление в УК или ТСЖ и энергосбыт одновременно. В заявлении нужно описать ситуацию и потребовать составить акт о неверном подключении приборов учета. Придут электрики и составят такой документ.
Электрики не обязаны уведомлять собственников о своем визите, подписи жильцов в акте тоже не требуются. Но если есть возможность настоять на вашем присутствии, то лучше это сделать. Возможно, получится взять копию акта прямо на месте, а не ходить потом за ней в офис организации.
Копия потребуется для перерасчета, если акт о неверном подключении составит УК или ТСЖ. Ее нужно будет представить поставщику электричества, то есть в энергосбыт. Если же акт оформят специалисты энергосбыта, то он уже будет у них.
После составления акта электрики должны подключить счетчики правильно — придется сорвать пломбы. Для снятия или установки пломб обязательно вызывают ответственного представителя энергосбыта: этим в сбытовых компаниях занимаются специальные сотрудники, а не обычные электрики. Поэтому не исключено, что акты о неверном подключении и опломбировании составят в разные дни разные люди.
Когда специалисты установят новые пломбы и составят акт, счетчик будет считаться введенным в работу. Показания начинают передавать, как обычно, раз в месяц.
Как пересчитать некорректные показания
После правильного подключения счетчиков события, скорее всего, будут развиваться так. Сбытовая компания возьмет последние показания обоих счетчиков, учтет последние оплаты и перераспределит киловатт-часы и деньги между вами и соседом.
Если есть долги, их учтут при перерасчете.
Ключевой момент — срок, с которого начнут высчитывать переплату. Энергетики могут взять дату установки счетчиков или дату их последней поверки, если она была. Но справедливой будет дата, когда перепутали подключение.
Когда произошла ошибка
Нужно разобраться, что за работы проводили в щитке и когда.
Возможно, счетчики меняли на новые или устанавливали старые после поверки. Тогда специалисты должны были составить акты о вводе в эксплуатацию — два акта на два счетчика.
В акте всегда есть дата. Ее возьмут за исходную для перерасчета, и от нее будут считать долг.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляют в двух экземплярах. Один из них выдают собственнику квартиры, второй остается в управляющей компании или энергосбыте — смотря кто выполнял работы в щитке. Владелец жилья должен расписаться на обеих копиях акта, иначе они будут недействительными.
Таким образом, если у собственников квартир есть такие акты и они их подписали, то речь идет о путанице при замене счетчиков. Вины жильцов здесь нет. Они не обязаны разбираться в схеме подключения, а своей подписью в акте подтверждают только целостность пломбы и достоверность исходных показаний.
Если акта о вводе в эксплуатацию нет, то, скорее всего, электрики проводили текущий ремонт в щитке. Например, меняли пробки или поврежденный кабель.
При любых работах в щитке электрик обязан получить наряд-допуск. Наряд-допуск могут выдать, например, в УК, если управляющая компания держит электриков в штате. Если счетчики обслуживает энергосбыт, наряды-допуски электрики получают в офисе этой организации. Бывает, обслуживанием щитков в домах занимаются субподрядчики — тогда они же выдают наряды-допуски.
Закрытый наряд-допуск хранится не менее 30 дней. Потом его разрешено выбросить, но на предприятиях этого часто не делают, и документы лежат годами. Кроме того, выписанные наряды-допуски фиксируются в журнале по нарядам и распоряжениям. Закончившиеся журналы обычно не выкидывают, а кладут в архив.
То есть организация, которая проводила работы в щитке, может выяснить, кто, что и когда там делал. Вины жильцов в том, что электрики перепутали счетчики во время ремонтных работ в щитке, тоже нет.
Могут ли привлечь за воровство электроэнергии
Если пломбы на счетчиках целые, то не могут: счетчики фиксировали реальный расход электроэнергии в квартирах.
Если и вы, и сосед оплачивали счета, поставщик электричества точно не понес убытки. Если кто-то задолжал, это все равно зафиксировано — поставщик сможет взыскать долг через суд.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как передать показания «умного» счетчика и куда обращаться, если прибор учета неисправен
В «ТНС энерго НН» отмечают рост количества запросов от клиентов, проживающих в частных домах, которые касаются интеллектуальных приборов учета электроэнергии.
С 1 июля 2020 года обязанность по установке приборов учета в частном секторе возложена на сетевые компании. Это означает, что закупка, монтаж, замена счетчиков в установленных законодательством случаях производятся ими. Замене подлежат неисправные приборы учета или те, у которых истек межповерочный интервал. Счетчик будет установлен в том случае, если его не было ранее, но техническая возможность для монтажа есть.
В частном секторе интеллектуальные приборы учета устанавливает сетевая компания «Россети Центр и Приволжье».
Всего в Нижегородской области уже установлено более 164 тысяч таких счетчиков.
В чем же отличие «умных» счетчиков учета от обычных? Интеллектуальные приборы учета работают полностью автономно, фиксируют, хранят и передают показания в режиме реального времени, в их работу не могут вмешаться ни сетевая компания, ни потребитель. «Умный» счетчик сам передает текущие показания и дает сигнал об аварии в сети, а также сообщает о несанкционированном вмешательстве в его работу. Соответственно, безучетное потребление электроэнергии в обход счетчика в данном случае исключается.
Напомним, что после установки «умного» счетчика с потребителя снимается обязанность передавать показания расхода электроэнергии в энергосбытовую компанию («ТНС энерго НН»).
Контролировать расход потребитель может с помощью дистанционного пульта (монитора), который выдается после установки интеллектуального прибора учета.
Показания «умного» счетчика начинают передаваться дистанционно после его допуска в эксплуатацию сетевой компанией. Потребитель может проверить, что счета за электроэнергию выставляются по показаниям нового прибора учета по квитанции для оплаты (указан номер счетчика).
Если у клиента возникнут сомнения в корректности работы прибора учета, он может оставить заявку на проверку по телефону Контакт-центра 8 800-220-0-220 или на энергопортале Портал-ТП.РФ.
Справка о компании:
ПАО «ТНС энерго НН» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Нижегородской области, обслуживает более 39,3 тыс. юридических лиц и более 1,25 млн. лицевых счетов физических лиц. По итогам 2020 года компанией было реализовано 10,5 млрд. кВт*ч электрической энергии.
ПАО ГК «ТНС энерго» является субъектом оптового рынка электроэнергии, а также управляет 10 гарантирующими поставщиками, обслуживающими около 21 млн потребителей в 11 регионах Российской Федерации. Совокупный объем полезного отпуска электроэнергии Группы компаний «ТНС энерго» по итогам 2020 года составил 64,52 млрд кВт*ч.
Сломался счётчик – вам штраф! Что нужно знать, чтобы избежать санкций
Всё оборудование когда-нибудь выходит из строя. Не исключение и счётчики коммунальных ресурсов. Разница в том, что это прибор учёта, от которого зависят ваши взаимоотношения с ресурсоснабжающей или обслуживающей организацией. И если другое оборудование может подождать, то счетчик нужно диагностировать, отремонтировать или заменить как можно раньше.
С необходимостью решения этой проблемы сталкиваются многие владельцы домов, коттеджей, дач и квартир в многоэтажных застройках. Прибор учета – это устройство для контроля расхода коммунального ресурса.
Что говорит закон?
Все взаимоотношения владельцев жилых помещений и ресурсоснабжающих или обслуживающих организаций регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Подробнее ➤
Ответственность
Штраф за это не предусмотрен, но существенно увеличивается размер платы: первые три месяца она начисляется по усредненным показаниям (за последние полгода), а затем — по нормативу, умноженному на повышающий коэффициент 1,5.
Даже если впоследствии по итогам поверки будет подтверждена исправность счетчика, вернуть излишне уплаченные деньги уже не удастся.
В случае обнаружения исполнителем факта поломки счетчика, это уже квалифицируется как безучетное потребление ресурса. В таком случае составляется акт, а размер платы начисляется по максимальной пропускной способности сетей и устройств.
В случае невозможности определить мощность подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
За безучетное потребление электричества или газа дополнительно предусмотрен административный штраф в сумме от 10 до 15 тысяч рублей (статья 7.19 КоАП РФ).
А если будет доказан ущерб на сумму свыше 250 тысяч рублей, за это уже грозит уголовная ответственность (статья 165 УК РФ).
Счетчик, на котором нарушена целостность пломбы, признается по закону неисправным, поэтому санкции за это действуют те же, что и в предыдущем случае.
При этом не имеет значения его фактическая работоспособность: показания в любом случае недостоверны.
В подпольном обороте периодически появляются все новые изобретения народных «кулибиных», которые позволяют замедлить работу счетчика. В случае выявления каких-либо устройств, предназначенных для умышленного занижения показаний счетчика и, как следствие, хищения ресурсов, исполнитель может обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и возмещения убытков.
А использование внешних воздействий на счетчик (магнита, например) легко доказывается антимагнитными пломбами, которые сейчас широко применяются.
Любое несанкционированное вмешательство в работу счетчика влечет ту же ответственность, что и эксплуатация неисправного счетчика.
При недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета происходит начисления за коммунальный ресурс как за нарушение сроков поверки.
Выход
А выход всего один – это строгое соблюдение обязанностей потребителя коммунальных ресурсов. В случае нечаянного срыва пломбы или выявления неисправности прибора учёта следует незамедлительно поставить об этом в известность ресурсоснабжающую организацию.
Желательно это сделать в письменном виде, чтобы у вас на руках осталось подтверждение факта извещения. Если вы сообщаете об этом по телефону, то обязательно спросите у оператора номер заявки и запишите этот номер и дату обращения, чтобы избежать негативных последствий.
Подобные действия будут свидетельствовать о добросовестном исполнении получателем ресурса обязанности по сохранению прибора учета и извещении поставщика о его неисправности. Исполнение своей прямой обязанности и не сокрытие факта наличия нерабочего прибора учёта полностью исключают возможность применения в отношении потребителя обозначенных санкций.
Да, и для тех, кто думает: «В случае проверки скажу, что не знал или сломался только что». Этот фокус не пройдёт! Составят акт, и придется отвечать.
Надеюсь, что эта статья оказалась полезной, если не сейчас, то пригодится в будущем. Если так, то оценивайте и делитесь.
Желаю всем хорошего дня, отличного настроения и долгих лет службы вашим приборам учёта! )))