в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности

В какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности

1. GAAP — расшифровывается как:
общепринятые принципы учета

2. Активы и обязательства:
взаимозачитываются только когда это разрешается МСФО

3. Активы по МСФО это:
ресурсы, от которых компания ожидает притока экономических выгод в будущем

4. Актуарные допущения — это:
произведенная компанией наилучшая оценка переменных, которые будут определять окончательные затраты на обеспечение вознаграждения по окончании трудовой деятельности

5. Амортизируются ли объекты финансовой аренды арендатором:
да, безусловно

6. Амортизируются ли объекты финансовой аренды арендодателем:
нет

7. Англо-американская модель характеризуется:
ориентацией учета на широкий круг инвесторов, отсутствием законодательного регулирования учета и регламентацией его стандартами

8. Ассоциированная компания — это:
компания, на деятельность которой инвестор оказывает существенное влияние, но которая не является дочерней или совместной компанией

9. Балансовая стоимость — это:
сумма, в которой актив отражается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы накопленной амортизации

10. В какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности:
англо-американской

11. В каком случае МСФО 18 «Выручка» не применяется при учете выручки:
нет правильного ответа

12. В качестве справедливой стоимости обычно используются:
рыночная стоимость, определяемая путем оценки

13. В МСФО и в российских нормативах трактовка восстановительной стоимости:
совпадает

14. В основу реформирования бухгалтерского учета в РФ положены:
IFRS

15. В отчете о прибылях и убытках по МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» характеризуются:
финансовые результаты деятельности предприятия

Источник

Виды учетов

Все учтено

в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности. 308 m. в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности фото. в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности-308 m. картинка в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности. картинка 308 m. 1. GAAP — расшифровывается как: • общепринятые принципы учета

Учет товаров появился еще в те давние времена, когда торговля только-только начиналась. Необходимо было знать, сколько товара в наличии, кому и сколько продали, от кого и сколько получили, прибыльной ли была сделка и как спланировать дальнейшую торговлю.

По мере развития торговли совершеннее и многообразнее становился и учет, появлялись специальные формуляры, книги, а затем и программы, но сущность и важность учета остались прежними.

На данный момент в организациях существует три вида учета:

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее образования до момента ликвидации. Он служит для демонстрации деятельности фирмы: его представляют в налоговые органы, ОАО публикуют его выдержки в средствах массовой информации для привлечения инвесторов.

Бухгалтерский учет содержит информацию о том, какие ресурсы, в каком количестве и в каком месте имеет или имело предприятие в определенный момент времени, какой товар находится на складе или в пути, сколько денежных средств в кассе и на расчетном счете, имеются ли дебиторские или кредиторские задолженности, займы и кредиты. И что самое важное, в бухгалтерском учете видны результаты финансово-хозяйственной деятельности организации — показатель эффективности работы предприятия.

Бухгалтерский учет в России пишется по стандартам ПБУ (правила бухгалтерского учета), но для выхода на мировой рынок инвестиций отчетность необходимо составить по правилам IAS (International Accounting Standards — международные стандарты бухгалтерского учета) или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles — общепринятые принципы учета, действующие в США).

Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, но его нормативными источниками являются Налоговый кодекс, законы и инструкции Госналогслужбы и других органов, а основная цель — обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговый учет обеспечивает руководителя фирмы и налоговые органы информацией об объектах налогообложения, о целесообразности хозяйственных операций и использования ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами, а также позволяет рассчитать налоги для своевременной уплаты в бюджет.

В связи с высокими требованиями налоговых органов к оформлению отчетности и необязательностью бухгалтерского учета для ИП налоговый учет в России все чаще выделяется как основной.

Управленческий учет — это совершенно другой, для многих новый вид учета. Если для бухгалтерского и налогового достаточно общих цифр и стандартных форм написания, то для управленческого необходим персональный подход в каждом отдельном случае.

Основная цель управленческого учета — увеличение прибыли предприятия путем грамотного информирования руководителя о текущей ситуации. Так как специфика каждого отдельного бизнеса требует различных подходов к финансовой информации, то и отчеты должны быть разными. Некоторым предпринимателям важно знать результаты деятельности совокупности их предприятий, другим необходимы данные о себестоимости по каждому виду продукции, затраты на транспортировку той или иной партии груза.

Иными словами, управленческий учет может решать те задачи, на которые не способны бухгалтерский и налоговый:

Место управленческого учета в финансовой системе предприятия особенное, его внедрение требует других подходов и других специалистов, нежели те, которые ведут бухгалтерский и налоговый учет, но именно управленческий учет помогает принимать верные, взвешенные решения, избегая выводов, сделанных интуитивно.

Все три вида учета помогают контролировать процесс производства и продажи товаров и услуг, предоставлять необходимые финансовые данные инвесторам и государственным службам, принимать грамотные управленческие решения.

Более того, учет позволяет минимизировать человеческий фактор как в оценке деятельности, так и в самой деятельности, ведь люди могут забыть о той или иной закупке, оговориться или опечататься. Хорошо, когда кладовщик знает, что, где и сколько у него хранится, но он может заболеть или уволиться, и тогда руководитель останется без этих сведений, если они не были занесены в базу данных учетной системы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Инструкция для тех, кто первый раз готовит финансовую отчетность по МСФО

в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности. 756207098678463. в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности фото. в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности-756207098678463. картинка в какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности. картинка 756207098678463. 1. GAAP — расшифровывается как: • общепринятые принципы учета

Кто отвечает за предоставление финансовой отчетности по МСФО

Согласно требованиям законодательства и Международным стандартам аудита (МСА), ответственность за подготовку и достоверное представление финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и за систему внутреннего контроля несет руководство организации.

Ответственность по надзору за подготовкой финансовой отчетности организации несут лица, отвечающие за корпоративное управление.

Наряду с МСА ответственность руководства и членов совета директоров за финансовую отчетность прописана в законе «Об акционерных обществах» (208-ФЗ) и Кодексе корпоративного управления. Поэтому есть прямой смысл очень внимательно относиться к документам финансовой отчетности, особенно годовой и полугодовой финансовой отчетности по МСФО, а также к аудиту этой отчетности.

Если в организации отсутствует подразделение, ответственное за подготовку финансовой отчетности по МСФО, руководству и членам совета директоров нужно задуматься о:

МСФО и РСБУ: ключевые различия, требования регуляторов

Обычно выделяют три основных вида отчетности и учетной политики:

Существует также управленческая отчетность, которая, как правило, приближена к финансовой отчетности по МСФО, хотя имеет отличия, связанные с конкретными потребностями акционеров.

Бухгалтерская отчетность по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) исторически готовилась в основном для предоставления в налоговые органы, и сейчас она сдается первым делом в налоговую инспекцию даже до проведения ее аудита. Хотя Правила бухгалтерского учета (ПБУ) и Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) во многом основаны на тех же принципах, что и МСФО, сохраняется принципиальное отличие бухгалтерской отчетности по РСБУ, связанное с тем, что эта отчетность больше нацелена на исполнение обязанностей перед налоговыми органами и регулятором, чем на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, контрагентов и других рыночных игроков.

Финансовая отчетность по МСФО считается отчетностью «общего назначения», то есть предназначенной для пользователей, не имеющих возможности требовать от организации отчетность, отвечающую их частным информационным потребностям, как это могут требовать государственные органы. В Концептуальных основах МСФО прямо указано, что цель финансовой отчетности по МСФО — предоставление финансовой информации, которая является полезной прежде всего для инвесторов (существующих и потенциальных), заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов. Регуляторы и госорганы отнесены к «прочим» и «вторичным» группам пользователей.

Поэтому стандартами МСФО к такой отчетности предъявляются особые требования в части прозрачности, понятности, уместности, правдивого представления, сопоставимости, проверяемости, своевременности, приоритета экономического содержания над юридической формой, и все это — с учетом принципов существенности информации и непрерывности деятельности организации.

Вот перечень основных отличий бухгалтерской отчетности по РСБУ (за исключением кредитных организаций и компаний, перешедших на отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ):

В России компании составляют финансовую отчетность по МСФО как по собственной инициативе, так и по требованиям регуляторов. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установил обязанность составления и аудита финансовой отчетности по МСФО для следующих организаций:

Компании, привлекающие финансирование путем выпуска облигаций или акций, обращающихся на бирже, то есть являющиеся или собирающиеся стать эмитентами, подпадают под действие закона № 208-ФЗ и в соответствии с положением Банка России № 454-П от 30.12.2014 года «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» обязаны раскрывать годовую и полугодовую финансовую отчетность по МСФО с аудиторским заключением, а при первичном размещении ценных бумаг — финансовую отчетность по МСФО за три последних года в составе Проспекта ценных бумаг.

Если компания заинтересована в раскрытии наиболее полной и понятной широкому кругу пользователей (прежде всего инвесторам) информации о своей деятельности, то независимо от законодательных требований она может готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО и проводить ее аудит. Такая финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением от известной и надежной аудиторской организации может быть существенным дополнительным инструментом для привлечения новых клиентов и инвесторов, продвижения позитивной информации о компании.

Особенности первого применения МСФО

Организации, впервые готовящие финансовую отчетность по МСФО, должны руководствоваться требованиями МСФО 1 (IFRS — International Financial Reporting Standard 1) «Первое применение МСФО».

Параграф 1.3 МСФО 1 определяет, что первая отчетность организации, составленная по МСФО, — это финансовая отчетность, в которой организация принимает МСФО путем включения в данную отчетность ясного и безоговорочного заявления о ее соответствии МСФО.

Согласно МСФО (IFRS) 1, организация, впервые применяющая МСФО, должна:

При подготовке входящего баланса по МСФО (МСФО (IFRS) 1, параграф 10) организация должна:

В первой финансовой отчетности по МСФО обязательно приводится выверка капитала и финансового результата на дату перехода на МСФО и на сравнительную отчетную дату.

Выверка между капиталом, представленным в отчетности по прежним правилам, и капиталом по МСФО (МСФО 1.39, а) производится на следующие даты:

Пример. Дата первой финансовой отчетности по МСФО — 31 декабря 2020 года, дата перехода на МСФО — 1 января 2019 года. Выверка капитала представляется на 1 января 2019 года и на 31 декабря 2019 года.

В этом примере выверка между прибылью и убытками, представленными за последний период в последней годовой отчетности по прежним правилам, и прибылью и убытками по МСФО за тот же период (МСФО 1.39, b) представляется за 2019 год.

Трансформация и подготовка финансовой отчетности по МСФО

Существует три основных метода подготовки финансовой отчетности по МСФО:

На практике в большинстве случаев используется метод трансформации в MS Excel, когда за основу берется бухгалтерская отчетность по РСБУ и «трансформируется» в МСФО следующим образом.

Параллельный учет используется, как правило, дочерними компаниями иностранных организаций, а создать единое хранилище данных с возможностью автоматической подготовки разных видов отчетности, в том числе по МСФО, могут позволить себе только очень крупные компании.

Для каждой корректировки, не связанной с перегруппировкой или переклассификацией статей, должен быть отдельный расчет и обоснование. Как правило, достаточно сделать расчеты в MS Excel, но также встречаются сложные инструменты и программы.

Ключевые корректировки при переходе от РСБУ к МСФО включают:

После проведения трансформации и расчета всех корректировок необходимо подготовить книжку финансовой отчетности по МСФО. Это документ в MS Word объемом до 200 страниц, в котором есть формы отчетности и примечания в виде текста и таблиц. Существует общепринятый формат, используемый клиентами БДО и крупнейших международных аудиторских компаний. Такой формат привычен для инвесторов и рыночных пользователей, обеспечивает лучшую прозрачность финансовой отчетности по МСФО и большее доверие к ней.

Одним из важных вопросов, который иногда недооценивает руководство компаний при решении начинать подготовку финансовой отчетности по МСФО и проводить ее аудит, является выделение адекватных ресурсов для этого проекта. Выделенные сотрудники и квалифицированные специалисты потребуются как для подготовки финансовой отчетности по МСФО, так и для сопровождения аудита этой отчетности.

Вариантов подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО может быть два: собственными силами компании и с привлечением внешнего консультанта, обладающего соответствующим опытом, квалификацией и репутацией.

Лучшим вариантом является подготовка финансовой отчетности по МСФО собственными силами. Для этого потребуется квалифицированный сотрудник, имеющий опыт трансформации и подготовки финансовой отчетности по МСФО, желательно с сертификатом АССА/CPA/ДипИФР. Если такого сотрудника нет в компании, придется пригласить его со стороны. Если компания собирается стать публичной, подготовка отчетности по МСФО будет проводиться не раз в год, а как минимум два раза, а в идеале — ежеквартально, поэтому такой сотрудник будет занят в течение всего года. Кроме того, в сферу его ответственности может входить ведение управленческой отчетности и сопровождение аудита. В зависимости от размера компании и сложности ее операций за финансовую отчетность по МСФО может отвечать один человек или отдел/департамент из нескольких сотрудников, возглавляемый квалифицированным специалистом.

Вариант с привлечением внешнего консультанта также рабочий и нередко используется небольшими и средними компаниями. Плюсы этого варианта — некоторая экономия затрат в первые один-два года, уверенность в качестве получаемого продукта и в применении всех необходимых и свежих требований МСФО в случае привлечения опытного и известного консультанта. Однако в дальнейшем минусы могут перевесить плюсы. Минусами являются:

В качестве консультанта по подготовке финансовой отчетности по МСФО может выступать и аудитор этой отчетности, если его работа заключается в разъяснении требований МСФО и помощь в трансформации (компиляции) бухгалтерской (финансовой) отчетности из системы РСБУ в финансовую отчетность по МСФО. Такие услуги со стороны аудитора, как правило, не создают угроз для независимости при условии, что аудиторская организация не принимает на себя ответственность за функции руководства аудируемой компании, что на практике и не происходит.

Источник

Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета

В этой статье дан сравнительный анализ основных принципов подготовки отчетности по МСФО и российским правилам бухгалтерского учета. Он проведен в отношении порядка составления и представления отчетности, основополагающих допущений и сопоставления основных качественных характеристик информации, раскрываемой в отчетности. Приведенный ниже сравнительный анализ основных принципов и положений подготовки и составления финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и нормативных актов российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) осуществлен по нескольким направлениям: порядку составления и представления финансовой отчетности, основополагающим допущениям и основным качественным характеристикам информации, раскрываемой в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Департамент методологии, стандартизации и управления качеством аудиторско-консалтинговой фирмы «ЦБА»

Как следует из сравнения определений, которые дают РСБУ и МСФО понятию «финансовая (бухгалтерская) отчетность», международные стандарты не содержат условия о жесткой привязке показателей отчетности к данным бухгалтерского учета, выводя порядок отражения конкретных фактов хозяйственной деятельности за рамки регулирования стандартами составления отчетности.
Кроме того, МСФО, в отличие от определения отчетности РСБУ, не указывают на наличие установленных форм отчетности.

Согласно документам российской системы нормативного регулирования бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99).

В МСФО целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании (п. 7 МСФО 1).

При формулировании цели составления финансовой отчетности МСФО делают акцент на удовлетворении информационных потребностей широкого круга пользователей для принятия экономических решений. При этом согласно МСФО к пользователям отчетности относятся реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы (займодавцы), поставщики и иные торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность.

Таким образом, МСФО устанавливают приоритет потребностей инвесторов перед другими группами пользователей финансовой отчетности и одновременно исходят из предположения о том, что информация о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении необходима широкому кругу пользователей и способна удовлетворить их потребности должным образом.

Цель бухгалтерской отчетности, сформулированная в РСБУ, в целом совпадает с формулировкой цели в МСФО. Однако российская практика сложилась таким образом, что в большинстве случаев отчетность составляется не в целях удовлетворения интересов широкого круга пользователей в информации, необходимой им для принятия экономических решений, а для формального исполнения требований законодательства в части порядка составления и представления отчетности. И несколько «обезличенное» определение финансовой (бухгалтерской) отчетности, данное в нормативных документах, полностью оправдывает такую практику.

Еще одно отличие в целях составления отчетности в МСФО и РСБУ прямо не следует из приведенных определений, но существование его подтверждается результатами анализа большинства МСФО.

Если для российских пользователей отчетности наибольший интерес представляет информация о финансовых результатах деятельности компании, то конкретное содержание международных стандартов, с нашей точки зрения, в большей степени направлено на формирование достоверной информации о финансовом положении компании, чем о ее финансовых результатах. Свидетельством тому являются и жесткие требования, предъявляемые к процедурам признания активов, и введение требований по их оценке на основании справедливой стоимости.

Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п. 37 Положения, п. 12 ПБУ 4/99). По правилам МСФО финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью, должна раскрыть:

а) причину выбора периода, отличающегося от одного года, и

б) факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не в полной мере сопоставимы (п. 49 МСФО 1).

Определения понятия «отчетная дата» МСФО не содержат, отчетная дата не зафиксирована. Наряду с иными компонентами финансовой отчетности должна быть обозначена «отчетная дата или период, охватываемый финансовой отчетностью, в зависимости от того, что больше подходит для соответствующего компонента финансовой отчетности» (подп. «c» п. 46 МСФО 1).

Таким образом, в отличие от российских стандартов, МСФО не фиксируют отчетную дату, а также предусматривают возможность выбора организацией отчетного периода, в том числе для промежуточной отчетности. Российские нормативные документы четко определяют периодичность составления как промежуточной, так и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, делая исключения лишь для вновь созданных организаций.

РСБУ установлено, что месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 3 ст. 14 Закона «О бухгалтерском учете»). Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода (п. 51 ПБУ 4/99). В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено, в частности, учредителями (участниками) (п. 49 ПБУ 4/99).

МСФО 34 (МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» (Interim Financial Reporting)) устанавливает минимальный состав промежуточной финансовой отчетности (краткий бухгалтерский баланс; краткий отчет о прибылях и убытках; краткий отчет о движении денежных средств; краткий отчет об изменениях капитала; примечания к финансовой отчетности). Однако компания может публиковать полный пакет отчетных форм в своей промежуточной финансовой отчетности, а не сокращенную отчетность и некоторые примечания к финансовой отчетности.

Таким образом, требования МСФО в отношении порядка представления и состава промежуточной отчетности существенно менее формализованы, чем требования РСБУ.

Так, непосредственно в тексте МСФО 34 сделана оговорка о том, что «настоящий Стандарт не содержит указаний на то, какие именно компании должны публиковать промежуточную финансовую отчетность, с какой периодичностью или в какой срок после окончания промежуточного периода». Эти вопросы относятся к компетенции национальных правительств, организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, фондовых бирж и органов, устанавливающих правила бухгалтерского учета.

Что касается состава отчетности, то МСФО 34 определяют минимально необходимый состав отчетности, делая при этом оговорку о том, что организация по своему усмотрению может представлять полный пакет отчетности.

РСБУ четко определяют периодичность составления промежуточной отчетности, не акцентируя внимание на том, какие организации обязаны составлять и представлять такую отчетность. Таким образом, такая отчетность должна составляться всеми организациями.
РСБУ регламентируют и состав промежуточной отчетности, включая в нее бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

И МСФО, и РСБУ формулируют основные допущения, которые организация обязана учитывать при составлении финансовой отчетности и определении основных аспектов учетной политики.

Российский подход состоит в том, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п. 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»).

В МСФО допущение имущественной обособленности прямо не определено, но в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности сформулировано допущение единой экономической (хозяйствующей) единицы, предполагающее для целей составления финансовой отчетности наличие самостоятельного предприятия (группы предприятий), которое отделено (которая отделена) от своих владельцев и других экономических субъектов, что позволяет пользователям отчетности быть уверенными в том, что в ней раскрыты финансовые показатели соответствующей экономической единицы, обособленные от финансовых показателей других экономических единиц.

Очевидно, что требование международных стандартов в отношении обособления экономических единиц выражено в существенно менее категоричной форме, что, по нашему мнению, в первую очередь связано с тем, что международные стандарты уходят от юридического основания признания активов.

Действительно, обратившись к определению термина «активы», изложенному в Принципах, убедимся, что одним из оснований для признания актива является наличие у организации «контроля» над соответствующим активом, а не формальных юридических прав на владение и распоряжение им.

Что касается принципа имущественной обособленности, изложенного в РСБУ, то он базируется на ст. 48 ГК РФ, которая определяет юридическое лицо как организацию, «которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом». В ПБУ 1/98 наряду с допущением имущественной обособленности сформулировано требование приоритета содержания перед формой, которое должна обеспечивать учетная политика организации.

При детальном анализе норм отдельных документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета можно увидеть, что в ряде случаев допущение имущественной обособленности вступает в противоречие с требованием приоритета содержания перед юридической формой. Если последнее требование сформулировано на уровне приказа Минфина России, то требование имущественной обособленности подчеркнуто в п. 2 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете». Это ставит под сомнение саму возможность применения для признания активов в бухгалтерской отчетности организации иного критерия, чем юридически обоснованное право собственности (владения, распоряжения), и в более глобальном смысле существенно осложняет сам переход на МСФО. Допущение непрерывности деятельности и последовательности применения учетной политики

Согласно российским подходам при формировании учетной политики организация должна исходить из предположений о том, что:
она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, а следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (п. 6 ПБУ 1/98);
принятая ею учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п. 6 ПБУ 1/98).

Принципами подготовки и составления финансовой отчетности МСФО сформулированы допущения о том, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (п. 23 Принципов) и она выбирает и применяет учетную политику последовательно для одинаковых операций, прочих событий и условий (п. 13 МСФО 8 (МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» (Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors))).

Итак, в отношении рассмотренных допущений требования МСФО и РСБУ в основном схожи. Поэтому в рамках настоящей статьи мы не будем более подробно останавливаться на отдельных терминологических и технических нюансах практической реализации указанных допущений.

В РСБУ факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п. 6 ПБУ 1/98).

В отношении момента признания выручки от реализации продукции (работ, услуг) до 1995 г. было исключение: выручка могла признаваться либо по оплате, либо по отгрузке в зависимости от принятой организацией учетной политики. Начиная с 1995 г. допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности распространяется на все виды операций, доходов и расходов.

Момент возникновения дохода или расхода определяется содержанием документа, идентифицирующего факт хозяйственной деятельности, и выполнением условий их признания, предусмотренных ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 внесли некоторые новые моменты в порядок применения допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, устанавливая критерии признания доходов и расходов в бухгалтерском учете.

Так, согласно подп. «в» п. 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете в том числе при условии, что «имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива. «.

Аналогичная норма в отношении признания расходов изложена в п. 16 ПБУ 10/99: расходы признаются в том числе при условии, что «имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива».

Согласно МСФО результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены), т.е. по принципу начисления. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся (п. 22 Принципов). Обращаем внимание на то, что формулировка «допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности» использована только в РСБУ.

МСФО в качестве основополагающего устанавливают допущение о методе начисления. При этом МСФО определяют и ряд исключений из указанного допущения.

Помимо очевидного исключения в отношении представления информации о движении денежных средств п. 26 МСФО 1 устанавливает, что при применении правил учета по методу начисления статьи признаются как активы, обязательства, капитал, доходы и расходы, только если они удовлетворяют определениям и критериям признания для этих элементов, изложенным в Принципах.

Кроме того, п. 18 МСФО 18 (МСФО (IAS) 18 «Выручка» (Revenue)) установлено: «Выручка признается только тогда, когда существует вероятность того, что компания получит экономические выгоды, связанные со сделкой. В некоторых случаях такая вероятность может отсутствовать до тех пор, пока не получено встречное предоставление или неопределенность не устранена».

Таким образом, несмотря на то что метод начисления указан в МСФО в качестве основополагающего допущения, он должен применяться с учетом иных требований международных стандартов.

При сопоставлении норм РСБУ и МСФО в отношении рассматриваемого допущения можно сделать вывод о том, что в российских нормативных актах предпринята не совсем удачная попытка учесть некоторые требования международных стандартов.
Дело в том, что российские нормативные акты устанавливают временную определенность фактов хозяйственной деятельности и порядок признания фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

Российская практика сложилась таким образом, что вышеизложенный подход применяется не в полной мере, поскольку согласно нормативным документам бухгалтерский учет должен вестись на основании первичных учетных документов.

Согласно п. 1. ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Поэтому многие затраты, относящиеся к данному отчетному периоду, в случае отсутствия первичных документов в бухгалтерском учете не признаются.

Большое значение имеют также традиции, сложившиеся в административной системе управления, и неготовность учетных работников к принятию самостоятельных решений. Между тем так называемые переходящие затраты могут существенно повлиять на качество отчетности.

Для иллюстрации рассмотрим такой пример.

Российская же организация, как правило, учтет соответствующие затраты лишь в апреле, когда получен счет, либо в марте, если счет будет получен до составления промежуточной отчетности.

Таким образом, расходы в отчете о прибылях и убытках российской организации за прошедший год будут занижены, а расходы, отраженные в следующем отчетном периоде, напротив, завышены.

Следовательно, неправильное применение метода начисления неизбежно приводит к искажению величины финансового результата, отражаемого в отчетности.

Существенное различие в подходах МСФО и РСБУ к допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности выражается также в том, что, в отличие от РСБУ, МСФО требуют отражения прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году, в качестве ретроспективной корректировки нераспределенной прибыли.

Так, в п. 100 МСФО 1 определено: «. Международный стандарт IAS 8 также требует, где это практически выполнимо, ретроспективного проведения операций пересчета для исправления ошибок. Ретроспективные операции пересчета и корректировки производятся по отношению к сальдо нераспределенной прибыли, за исключением случаев, когда каким-либо стандартом или толкованием требуется проведение ретроспективной корректировки иного компонента собственного капитала. «.

Характеристика
информации
Согласно РСБУСогласно МСФО
123
Требование
полноты

Полнота отражения в бухгалтерском учете
всех факторов хозяйственной деятельности
(п. 7 ПБУ 1/98)Информация в финансовой отчетности
должна быть полной с учетом
существенности и затрат на ее создание
(п. 38 Принципов)Требование
своевремен-
ностиСвоевременное отражение фактов
хозяйственной деятельности в
бухгалтерском учете и бухгалтерской
отчетности (п. 7 ПБУ 1/98)Своевременное отражение информации в
отчетности с учетом соблюдения баланса
между уместностью и надежностью
информации (п. 43 Принципов)Требование
осмотритель-
ности

Большая готовность к признанию
в бухгалтерском учете расходов и
обязательств, чем возможных доходов
и активов, не допуская создания скрытых
резервов (п. 7 ПБУ 1/98)Требование осмотрительности изложено в
п. 37 Принципов

Требование
приоритета
содержания
перед формой

Отражение в бухгалтерском учете факторов
хозяйственной деятельности исходя не
столько из их правовой формы, сколько из
экономического содержания фактов и
условий хозяйствования (п. 7 ПБУ 1/98)Операции и другие события должны
учитываться и представляться в
соответствии с их сущностью и
экономической реальностью, а не только в
соответствии с юридической формой
(п. 35 Принципов)Требование
непротиворе-
чивости

Тождество данных аналитического учета
оборотам и остаткам по счетам
синтетического учета на последний
календарный день каждого месяца
(п. 7 ПБУ 1/98)Соответствующее требование МСФО
не определено

Требование
рациональности

Рациональное ведение бухгалтерского
учета исходя из условий хозяйственной
деятельности и величины организации (п. 7
ПБУ 1/98)Соотношение выгод от финансовой
отчетности и затрат на ее составление

В МСФО согласно п. 24 Принципов качественные характеристики являются атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей. Определены четыре основные качественные характеристики: понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Согласно п. 6.2 Концепции «информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки».

Таким образом, подход к такой качественной характеристике информации, как уместность, сформулированный в Концепции, в целом соответствует международным подходам. Однако сама Концепция не является нормативным актом по бухгалтерскому учету. При этом РСБУ, не определяя уместность в качестве одной из характеристик информации, раскрываемой в отчетности, достаточно четко указывают каждую из ее составляющих.

Так, п. 7 ПБУ 1/98 сформулировано требование своевременности, которую должна обеспечивать учетная политика.
Аналогичное определение своевременности содержится и в МСФО.

Что касается критерия существенности, то согласно содержанию российских нормативных актов по бухгалтерскому учету ее можно рассматривать в двух аспектах: как нормативно определенную и как оценочную характеристики.

В качестве примера нормативно определенной характеристики существенности можно рассматривать норму ПБУ 6/01 «Учет основных средств», согласно которой активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Что касается существенности как оценочной характеристики, то ее понятие дано в п. 11 ПБУ 4/99:

«Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности».

Согласно МСФО критерий существенности раскрывается через два аспекта: пренебрежение незначительными (маловажными) событиями и отражение всех важных событий.

Например, если организация приобрела карандаш, то его относят к ресурсам компании. Всякий раз, когда карандаш используется по назначению, происходит уменьшение его стоимости, что приводит к уменьшению капитала организации.

Теоретически возможно определять ежедневное количество частично использованных карандашей, находящихся в собственности организации, и производить необходимые записи в бухгалтерском учете, которые показывали бы соответствующий дневной расход карандашей. Но такой подход не является разумным с практической точки зрения.

В целях отражения в бухгалтерском учете делается допущение о том, что карандаши как средства компании полностью используются в момент их приобретения (передачи для использования). Любой другой подход обеспечил бы более точный результат, но связан с неоправданным расходом времени на проведение громоздких расчетов.

Рассмотренный пример является иллюстрацией критерия существенности согласно МСФО, т.е. при составлении отчетности несущественные операции не принимаются во внимание.

С другой стороны, финансовые отчеты должны объективно отражать все существенные факты. Например, если организация обнаружила, что большая часть складских запасов пришла в негодность, критерий существенности требует, чтобы этот факт был зафиксирован в финансовой отчетности. При этом разделение операций на существенные и несущественные является субъективным, а значит, предметом профессионального суждения бухгалтера.

Сущность такой качественной характеристики отчетности, как надежность, МСФО определяют через понятие достоверности информации: «Информация признается достоверной, если она правдиво во всех аспектах отражает хозяйственную деятельность предприятии, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок».

Российскими нормативными актами требования в отношении надежности информации не сформулированы. Однако Концепция определяет надежность как отсутствие существенных ошибок. Кроме того, чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.
Таким образом, подход к характеристике надежности информации, сформулированный в Концепции, в целом соответствует международным подходам.

Что касается нормативных актов, то они затрагивают рассматриваемую характеристику лишь косвенно.
Согласно МСФО достоверность информации обеспечивается совокупностью пяти признаков: правдивое представление; преобладание сущности над юридической формой; нейтральность; осмотрительность; полнота.

В российских нормативных актах такие характеристики, как полнота, осмотрительность и преобладание сущности над юридической формой, сформулированы, в частности, в п. 7 ПБУ 1/98 в качестве основных требований к учетной политике организации. Последнее из упомянутых требований мы уже рассмотрели выше, а что касается полноты и осмотрительности, то МСФО и РСБУ не имеют существенных различий в формулировании данных требований.

В российских нормативных актах данная характеристика прямо не упоминается. Однако она опосредованно раскрывается через требования, предъявляемые российскими стандартами к порядку оценки активов, приобретаемых по договорам, предусматривающим исполнение обязательств по оплате неденежными средствами, а также при безвозмездном получении активов, согласно которым выбор оценки будет являться предметом профессионального суждения бухгалтера, от которого напрямую будет зависеть, насколько правдиво отражена информация в бухгалтерской отчетности.

Качественная характеристика финансовой отчетности «надежность» включает и такое требование, как «нейтральность».
Согласно п. 36 Принципов МСФО информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой. Финансовая отчетность не может быть признана нейтральной, если подбором или представлением информации она оказывает влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата. Требование нейтральности обусловлено формулировкой цели финансовой отчетности: удовлетворение потребностей неограниченного круга пользователей.
В российском законодательстве понятие «нейтральность» информации раскрывается в п. 7 ПБУ 4/99:

«При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий».
Таким образом, в целом понятие нейтральности, сформулированное в РСБУ, по смыслу близко к определению данного понятия, изложенному в Принципах МСФО.

Основное различие в сущности принципа рациональности, сформулированного в российских нормативных документах и международных стандартах, состоит в следующем.

В РСБУ определяющее значение имеет рациональная организация бухгалтерского учета (как в широком смысле этого понятия, так и применительно к организации учета отдельных хозяйственных операций), т.е. необходимость сопоставления затрат на его организацию и ведение с выгодами, получаемыми от того, что такой учет будет обеспечен.

МСФО, являясь стандартами составления отчетности, устанавливают данный принцип применительно к порядку формирования финансовой отчетности, что означает требование обеспечения разумного баланса между затратами и выгодами.

Что касается сформулированных в п. 7 ПБУ 1/98 требований непротиворечивости и рациональности, то их аналоги в МСФО отсутствуют, поскольку международные стандарты регламентируют порядок составления и представления финансовой отчетности, тогда как два указанных положения ПБУ 1/98 определяют требования к организации бухгалтерского учета.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *