в какой третьяковке айвазовский
Третьяковская галерея. Выставка И.К.Айвазовского
В Москве в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит выставка картин И. К. Айвазовского. Выставка открылась 29 июля, в день рождения Айвазовского, и продлится до 20 ноября, далее она отправится в Санкт-Петербург. На этой выставке удалось собрать богатейшую коллекцию произведений Айвазовского. Основу экспозиции составляют 120 картин, на которых присутствует море. Картины, представленные на выставке, отобраны из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Центрального военно-морского музея, Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского, Национальной галереи Армении, музеев Петергофа, Павловска, Царского Села, а также частных коллекций.
В чем ценность таких специализированных выставок?
1. Выставки такого уровня бывают крайне редко. Сложно сказать, когда повторится такая выставка, может быть, никогда. Нельзя упустить единственный шанс посетить такую выставку.
2. Впервые есть возможность посмотреть и оценить основное творческое наследие Айвазовского. Его произведения находятся в десятках музеев, вряд ли у кого-нибудь есть возможность объехать все музеи, где есть картины художника. Собранные все вместе картины Айвазовского производят неизгладимое впечатление и имеют особую энергетику. После первого посещения остается ощущение, что надо прийти на выставку еще раз, чтобы закрепить впечатления от увиденного.
3. Это наглядная и живая русская история. Во времена Айвазовского не было фотографии. И произведения художников — единственная возможность увидеть каким было то время. Очень интересен взгляд Айвазовского на окружающий его мир, и как он менялся, ведь художник прожил долгую плодотворную жизнь.
Выставка невероятно популярна, поток посетителей неиссякаем. Правда, непонятно — это стало потребностью для народа, или это просто дань моде, которая пошла с выставки Серова, когда жаждущие посетители сломали входную дверь в том же выставочном зале. Но в целом, это неважно, важнее тот факт, что удаётся организовывать столь прекрасные выставки русской живописи, и они пользуются таким спросом. Учитывая прошлый негативный опыт, руководство Третьяковки решило перенести продажу билетов на выставку Айвазовского в интернет. С одной стороны, приходится планировать посещение заранее, с другой стороны, не надо стоять в очереди. Билет покупается на определенное время, также как покупается билет на самолет или поезд. Лучше брать билеты на утро, т. к. с каждым часом посетителей прибавляется. Простых посетителей также пускают, но по остаточному принципу. Наши друзья попробовали попасть на выставку традиционным способом, но простояли почти 3 часа, после чего было уже не до картин Айвазовского и не до моря.
Фотографировать на выставке, как всегда, нельзя. Полицейские, секьюрити в штатском, а также бабуси-смотрители бросаются на любого посетителя, который достает мобильник, как коршуны на добычу. Но народ все равно фотографирует. Нам не повезло, практически ничего не удалось сфотографировать. Впрочем, фотография не передает впечатления от картин, их надо видеть вживую.
Что мы знали до посещения выставки? Что Айвазовский — известный русский художник маринист, самая известная его картина «Девятый Вал», что-то еще осталось в памяти от старого времени. Посещение выставки дало повод более подробно познакомиться с биографией, творчеством Айвазовского и его временем. И открылась масса интересных и увлекательных фактов.
Счастливая творческая жизнь
Автопортрет. Галерея Уффици.
Айвазовский оставил огромное творческое наследие, написал более 6000 картин за 80 лет. Все остальные художники, в том числе и не менее известные, и близко не подошли к этому рекорду. Злопыхатели Айвазовского и в его время и сегодня утверждают, что у него были помощники-копировальщики и физически невозможно написать столько шедевров. Коллеги-художники при жизни завидовали его таланту и богатству, критиковали манеру письма, а картины называли однообразными. Наверное, критиков больше устроила бы несчастная судьба художника: неизвестность при жизни, бедность, тяжелая судьба и чтобы через 100 лет после смерти неожиданно выяснили, что его картины невероятно талантливы. Но судьба Айвазовского была полной противоположностью нарисованной картине. Он работал легко и непринужденно, творчество не было для него мукой. От природы он был наделён блестящим дарованием, рисовал быстро и талантливо, у него не было проходных работ. Известен случай, когда на уроке в Академии художеств в Санкт-Петербурге в качестве примера для студентов за время урока художник изобразил морской пейзаж, шедевр. Его потом критиковали педагоги за «поверхностный взгляд»: чему Вы учите студентов, как можно так легко и быстро нарисовать настоящую картину. А на самом деле это было сутью Айвазовского.
Впрочем, настоящие художники, современники Айвазовского, давали высокую оценку его творчества. Известно высказывание И. Н. Крамского: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины…; и не только у нас, а в истории искусства вообще…».
Но надо признать, что наряду с талантом, Айвазовский обладал и практической сметкой. Утверждается, что он первым в России стал делать персональные выставки. Были с его стороны, как сегодня бы сказали, и пиар-акции. Например, как-то Айвазовский решил пригласить к себе на день рождения большое количество людей и каждому отправил приглашение, на котором собственноручно нарисовал море. Потом эти приглашения с морскими пейзажами стали раритетами.
Айвазовский при жизни был богат, но богатство свое тратил в том числе и на благородные дела. Художник много сделал для улучшения жизни жителей родного города — Феодосии. Часто выставки картин Айвазовский устраивал с благотворительной целью. Доходы жертвовал в пользу пострадавших от неурожая, студентов, воинов, вдов и сирот.
Айвазовский прожил долгую и счастливую жизнь. Его творчество было сполна оценено при его жизни. Его хорошо знали в Европе, ценили на родине. Он был богат, свободен и независим. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, с верой в своё искусство, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер он во сне в 82 года, так же легко, как и жил.
Путешествия
Картина «Ниагарский водопад» на выставке И. К. Айвазовского
В Третьяковской галерее на Крымском валу начинает работу выставка картин Ивана Айвазовского
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка великого русского художника Ивана Айвазовского. Двести работ из 16 музеев, некоторые никогда не выставлялись. Он писал в позапрошлом веке, а, кажется, что уже тогда знал технику иллюзии объема на плоском полотне, которую сейчас мы называем 3D. Он сумел поразить своими работами адмирала Нахимова, а сейчас на выставке опять поразит всех нас.
Москву накрыл «Девятый вал». Самое грандиозное полотно Ивана Айвазовского впервые после блокады Ленинграда покинуло стены Русского музея. Перед картиной, говорят, робели даже бывалые моряки. Отчаянная воля к спасению, самая разрушительная волна. И море — абсолютно живое.
Рассказывают, что адмирал Нахимов стоял у картины в потрясении и недоумении: как можно, не будучи на месте, так точно все изобразить?!
Чтобы заполучить картину из коллекции Центрального военно-морского музея в Петербурге на выставку, реставраторы Третьяковки в обмен полгода восстанавливали для коллег полотно художника Боголюбова, где тот же Синопский бой, только с берега. Удивительно, но работал Айвазовский только по памяти, закрывшись в мастерской. Возможно поэтому его виды горячо любимого Неаполя, обожаемого Константинополя и дорогой сердцу Феодосии излучают еще и какой-то внутренний свет самых теплых воспоминаний.
Когда одна из картин Айвазовского выставлялась за границей, журналисты и критики то и дело беспардонно заглядывали за раму. Искали: ну, где-то же должна быть искусственная подсветка лунной дорожки! Нельзя же добиться такого эффекта одними лишь красками! Ничего подобного не обнаружив, особо недоверчивые зрители еще долго вглядывались в полотно, едва ли не касаясь его носом. Но видели лишь цепочку мазков белой краски с желтоватым оттенком.
Айвазовский в Третьяковке
Ну что, дорогие граждане, кто ждал в Третьяковской галерее большую выставку Айвазовского — тот дождался.
Всего представлено две сотни экспонатов, среди которых 120 живописных полотен и с полсотни графических работ. Есть документы и фотографии в биографическом разделе, а также прелестная составляющая — макеты кораблей и прочие морские штучки вроде штурвалов и барометров с компасами из петербуржского Центрального морского музея (последнее всячески рекомендую не пропустить — для чего следует подняться на второй этаж выставки). Среди участников — 16 российских музеев, один зарубежный (Национальная галерея Армении), а также частные коллекционеры.
Встречает зрителя портрет молодого Айвазовского, написанный его современником (и также учеником Академии художеств) Алексеем Тырановым — художником весьма интересным, хотя и полузабытым. Сам Айвазовский писать портреты избегал — они и правда не слишком ему удавались (показано лишь несколько изображений членов семьи да ближайших знакомых).
Выставка расположена на двух уровнях зала — и вообще-то я бы посоветовала интересующимся как биографией, так и творческой эволюцией Айвазовского, начать с верхнего уровня на антресоли. Причем не только из-за представленных там документальных материалов, но и потому, что там висят несколько ранних работ.
Действительно, отметим момент начала. Первые уроки юному Ованесу Айвазяну (а именно так выглядит его настоящее имя) дал феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, после него — другой немецкий колонист, художник Иоганн Людвиг Гросс. В обоих случаях речь могла идти скорее о суховатой, графичной «немецкой» манере.
В Академии Айвазовский знакомится с коллекцией Эрмитажа — и в его пейзаже 1837 года отчетливо ощутимо подражание старым голландцам.
Или вот еще одна работа периода обучения в Академии художеств: «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Работа совершенно академичная — но того, надо полагать, и требовалось: в Академии за нее автору дали малую золотую медаль, а Николай I приобрел полотно (все для той же Академии) за тысячу рублей.
Но надо отметить, что в Академии художеств Айвазовского определили в класс батальной живописи — а конкретно поручили заниматься военно-морской. И еще в период ученичества несколько раз прикомандировывали к походам — например, к свите великого князя Константина Николаевича (будущего генерал-адмирала, а тогда девятилетнего) в учебном плавании по Балтике.
Вот одна из работ этого периода, конца 1830-х годов — и она скорее напоминает чертеж-инструкцию по правильному держанию морского строя, а также устройству такелажа.
На самом деле работы в такой «правильной» манере для родного ведомства (а он станет официальным живописцем Главного морского штаба, будет награжден орденами, получит чин действительного тайного советника, что соответствовало адмиральскому званию) Айвазовский будет периодически писать на всем протяжении своей жизни — вот, например, «Бриг Меркурий возвращается после победы над турецкими судами».
Или вот из совсем поздних работ — корабль «Двенадцать апостолов» написан в 1897 году, хотя вживе автор видел его за полвека до этого.
Но вернемся назад — в 1839 году художником написан портрет вице-адмирала Лазарева (удачным портрет и правда не назовешь).
Что же так изменило в дальнейшем манеру живописца? Как для многих его современников — командировка от Академии за границу. В Италию. Где при всем академизме композиции наступает осветление палитры.
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива«, 1842 год — здесь обратим внимание на стаффаж, фигурки, введенные для оживления композиции. Выглядят они еще совершенно деревянно (в обучении тех времен и правда применялись деревянные манекены на шарнирах). Но в дальнейшем автор сумеет проблему преодолеть.
Вообще стоит отметить, что художник крайне мало работал с натуры. В основном работы создавались в мастерской, по графическим наброскам и по памяти.
Среди его работ итальянского периода — и ночные виды, которые в дальнейшем займут немалое место в живописном производстве (а иначе и не скажешь — по оценкам специалистов, в мире существует где-то пять-шесть тысяч работ Айвазовского).
Венецианский вид с гондольером — тут со стаффажем уже много лучше.
Ну, и еще один авторский фирменный знак — лунная дорожка на воде. Поймав манеру, Айвазовский будет в дальнейшем ее успешно тиражировать.
Ну, и наконец автор приходит к своей классике — многочисленным, и зачастую монументальным «бурям» и «кораблекрушениям» в классической стилистике романтизма Их Айвазовский также писал по памяти и чрезвычайно быстро, поймав несколько приемов: диагональные моменты в композиции, эффектные детали вроде навалившихся на весла шлюпки спасающихся, стекающей с весел воды, плавающих обломков крушения, светлых барашков волн.
Собственно, все эти девятые и прочие валы и составляют обычное представление об Айвазовском. Но на самом деле он ими не ограничивался. Были попытки создать картины на исторические темы — вот Петр I зажигает костер для подачи сигнала кораблям.
Но гораздо лучше удавались Айвазовскому пейзажи — нередко соединенные с жанровыми сценками. Вот египетские пирамиды — их художник увидел, побывав на открытии Суэцкого канала.
А вот Ниагарский водопад (и в Америке Айвазовский побывал).
Восточная сцена с турчанками (а Константинополе художник бывал неоднократно).
Но немало и видов российских. Петербург — зимняя прогулка в санях по Неве, на фоне заготовки льда.
Петергофский дворец с неизменным «Самсоном».
Вид на Москву с Воробьевых гор (и не в одном варианте).
А вот и Киев с восходом солнца над Днепром.
Любопытные виды и сцены Кавказа (да, и здесь автор побывал).
Но и этого мало — художник обращался еще и к мистическим сюжетам. Вот «Сотворение мира».
И довольно комичный в результате «Всемирный потоп», где драматичное напряжение оказывается изрядно снижено включением в композицию животных.
Что добавить? Художник преуспевал, был моден. Даже получил от государя специальной жалованной грамотой дворянский (при своем происхождении из купцов) герб.
Не могу не обратить внимание на интересный вклад в экспозицию Центрального морского музея.
[
Ну, и разумеется, всяческой информации предостаточно.
Выставка будет работать до середины ноября.
Но я догадываюсь, что граждан интересует ситуация с очередями. 🙂
На этот раз Третьяковка решила продавать билеты по сеансам и заранее. Если судить по написанному на сайте ГТГ (см. сюда ), время пребывания в экспозиции вроде бы не ограничено (если это так, то правильно). Зато ограничено время входа — полчаса с указанного на билете.
Приобрести билеты можно как по интернету, так и в кассе на Крымском (выставка там). В обоих случаях есть свои минусы. Для тех, кто предпочтет купить билет в кассе, это означает, что съездить в галерею придется дважды. Для приобретающих по интернету: билет все равно придется распечатывать на месте, причем для льготных категорий — только с помощью кассира, с предъявлением документов, удостоверяющих принадлежность к льготникам. Если догадаются при этом развести очереди приобретающих заранее и оформляющих на сегодня — хорошо. Если нет — будет понятно что.
Да, продаются пока билеты не более чем на две недели вперед.
Иван Айвазовский в «Третьяковке»: непонятый философ и феноменальный маринист
29 июля в Москве открывается выставка, говорить о которой начали уже давно. Третьяковская галерея представляет более 200 работ непревзойденного мариниста – часть из собственного собрания, часть из Русского музея в Санкт-Петербурге, часть из Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского – всего из 17 музеев и 6 частных собраний. «МИР 24» уже осмотрел выставку и узнал, о чем на самом деле писал Иван Айвазовский.
КАКИЕ КАРТИНЫ ВЫ УВИДИТЕ
Карпова Татьяна Львовна, заместитель директора Третьяковской галереи по научной работе
— Конечно, мы старались отобрать лучшие работы Айвазовского. В свое время известный критик, историк искусства Александр Бенуа предлагал из множества марин и сухопутных пейзажей отобрать сотню лучших, а все остальные работы сжечь. Сжигать мы ничего не стали, как вы понимаете, но этот отбор был частью серьезной, ответственной работы кураторов, потому что Айвазовский часто повторял свои работы, варьировал те или иные темы. Сам он, когда его спрашивали, какие все-таки из шести тысяч созданных им пейзажей считает лучшими, говорил, что решительно не может сделать такой выбор. Он работал до конца дней своих и жил, можно сказать, по завету Пастернака: но пораженья от победы ты сам не должен отличать. И он считал, что в каждой его новой работе есть какие-то новые достижения. Ответственность этого выбора легла уже на плечи историков искусства после его смерти. Не случайно Третьяковская галерея только сейчас делает такую масштабную выставку Айвазовского. Мы созрели до нее.
— Отношение в Айвазовскому у профессиональной среды было и остается достаточно снобистским. Могу сказать, что во многие учебники по истории русского искусства его имя не входит. При всей популярности художника у антикварного рынка, у коллекционеров, публики, существует к нему иногда пренебрежительное, иногда негативное отношение. При этом это очень крупный мастер, что понимали Александр Бенуа, Иван Крамской. Они говорили о том, что те крупные философские проблемы кризисов, катаклизмов, тайн мироздания, к которым прикасался Иван Константинович, мало кто из русских художников затрагивал. Поэтому мы постарались раскрыть Айвазовского и как художника виртуоза, и как художника-романтика, и как художника-философа.
— Для Айвазовского море было всеобъемлющей темой. Нарратив этой темы был необычайно широким. Это и аналог своеобразного колеса фортуны, и синоним взлетов и падений человеческой судьбы. Море для него – некий синоним тайн мироздания, этого хаоса, рождения жизни, кризисов, которые переживает человечество. Это огромное количество эмоциональных оттенков – от ласкового, спокойного, тихого моря, которое нежится под лучами предрассветного солнца или на закате, которое вдруг сменяется бурей.
Смена настроений, состояний моря неподвластна человеку. Оно может быть спокойным, ласковым, а может быть бурным, опасным, таить гибель. И эта тайна не доступна человеку, но человек может противопоставить превратностям стихии свое мужество, чувство взаимопомощи, дружбы, поэтому его любимый сюжет – когда моряки все-таки спасаются, хотя корабль тонет, и шлюпки достигают берега, а моряки, помогая друг другу, карабкаются на скалы. И вот эти скалы для него – это не просто скалы. Апостол Петр – это камень в переводе. Религиозные коннотации тоже присутствуют в его картинах – люди спасаются благодаря своей вере, любви друг к другу, взаимопомощи. В его картинах всегда есть надежда.
— И в нашей замечательной картине «Радуга», которая была приобретена П.М. Третьяковым, над, казалось бы, гибнущими моряками встает эта радуга как луч надежды, которую Айвазовский всегда оставляет человеку и человечеству. Море всегда одушевлено в его картинах. Он не только любил море, но он безумно любил парусники, эти прекрасные корабли, он так и не полюбил пароходы, хотя прожил долгую жизнь и уже во второй половине XIX века моря бороздили в основном пароходы. Парусники для него были одушевленными существами, он изображает как будто последний вздох корабля и оплакивает гибель нашего флота во время неудачной крымской кампании, также как оплакивал русских моряков.
— Может быть, сам Айвазовский в своих письмах редко комментировал свои произведения, их содержательную сторону. Безусловно он чувствовал какие-то подземные толчки истории ощущал, что приближается ХХ век, чреватый такими серьезными, такими трагическими катаклизмами. Например, у него есть картина «Овцы, сгоняемые бурей в море». Это хаос, это стихия, это безумие толпы, и никакие погонщики с собаками не могут удержать обезумевших овец. Мы, может быть, только подступаем как разгадкам, интерпретациям многих его картин. Мы слишком долго снисходительно и примитивно воспринимали его творчество. На фоне моря у него появляются очень многие исторические персонажи – Пушкин, Наполеон, поэтесса Сафо, и это тоже не случайно. Романтическая тема «личность и толпа», «индивидуальная воля и природа» – это тоже близкая ему тема.
КОМНАТА С КРАСНЫМИ СТЕНАМИ
— В мастерской Ивана Айвазовского в Феодосии стены были окрашены в терракотовый цвет, и в ней не было окон, обращенных в сторону моря. Он работал по памяти, ему не нужно было все время видеть море перед глазами, хотя оно было рядом. Он считал, что изобразить бурю, блеск молнии, шум ветра, невозможно с натуры. И у него была прекрасная память, писал он свои картины по памяти и использовал разве что очень беглые наброски в своих крошечных записных книжках.
Напоследок предлагаем вам пройти тест и проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в живописи.