в какой технике созданы живописные настенные ансамбли равенны
В какой технике созданы живописные настенные ансамбли равенны
Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50
Art gallery
Школа искусств
Omsk life
Поиск по сайту
Самое читаемое.
Мы в контакте
МОЗАИКА РАВЕННЫ
Мозаика — один из древнейших видов изобразительного искусства. В греко-римских сооружениях Она часто применялась для декоративного убранства интерьеров. Но, история знает время, когда значение мозаики становилось первостепенным,— в период позднеантичного и ранневизантийского искусства. Тогда она смогла наиболее полно выразить эстетические идеалы нового христианского мировоззрения. Об этом свидетельствует один из уникальнейших ансамблей монументальных памятников V — VII веков в итальянском городе Равенне.
На обширных территориях Римской империи, искусственно объединявшей в себе множество различных народов, существовало большое количество художественных школ, каждая из которых опиралась на свои местные традиции. Равеннская школа мозаичистов, о которой мы хотим рассказать сегодня, представляла собой одну из крупнейших италийских школ, могущую претендовать на самостоятельное значение.
Обладая большими и старыми культурными традициями, Равенна сделалась с 402 года столицей Западной (Римской) империи, каковой она была до 476 года. Захваченная сначала Одоакром, а затем Теодорихом, она продолжала оставаться столицей варварского государства, пока в 540 году ее не захватили византийцы.
Равенна была богата собственными кадрами ремесленников. Среди них видное место принадлежало мозаичистам, поскольку мозаика являлась неотъемлемой частью всех ее монументальных сооружений.
Обычно самыми древними из дошедших до нас равеннских мозаик считают мозаики так называемого Мавзолея Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия (вторая четверть V века). В них ясно дает о себе знать воздействие искусства Константинополя, с которым Равенна всегда поддерживала оживленные сношения.
Мозаики мавзолея выделяются своим исключительно высоким качеством. Входя в этот небольшой, скудно освещенный интерьер крестообразной формы, сразу же ощущаешь перенесенным себя в какой-то иной, неземной мир, где все дышит чудом и где на всем лежит печать чего-то необычного и драгоцен ного. Стены облицованы мрамором, чья полированная, блестящая поверхность контрастирует с неровным мерцанием мозаичных кубиков и одновременно усиливает это мерцание. Величавые фигуры в белых одеяниях, переливающихся серовато-зелеными и голубоватыми тонами, как бы выплывают из густого синего фона. Своды покрыты разнообразными декоративными узорами, напоминающими дорогие ткани и ковры. В этом магическом пространстве краски загораются и горят неземным блеском, призванные выразить то внутреннее волнение, тот душевный трепет, которые в сознании приверженцев новой христианской эстетики были неотделимы от восприятия художественных образов.
Второй ранний мозаичный ансамбль Равенны сохранился в Православном баптистерии. Его интерьер поражает своим изяществом и строгой соразмерностью частей, в которой немало сохранилось от пропорционального строя античной архитектуры. Купол расчленен на три пояса, заполненных мелкомасштабными изображениями. В основу его мозаики положена триумфальная тема Христа-победителя: в центре представлено «Крещение», то есть сцена, в которой Христос выступает в ореоле триумфатора; его окружают двенадцать величаво выступающих апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, собираясь их вручить небесному властителю; ниже идет пояс с изображением отделенных друг от друга канделябрами архитектурных сооружений: портики фланкируют апсиды, на фоне которых стоят увенчанные крестом троны либо алтари с лежащими на них раскрытыми евангелиями. Здесь прославляется в иносказательной форме Христос как владыка небесный.
И в VI веке Равенна остается одним из главных центров по изготовлению монументальных мозаик. В ее мастерских крепко держались местные традиции, во многом определявшиеся разветвленным придворным церемониалом. Отсюда любовь к торжественному репрезентативному (репрезентативный — представительный, характерный) портрету, к богатым одеяниям, драгоценным тканям, тяжелым золотым украшениям. Равенна чтит своих святых, отдает предпочтение своим излюбленным иконографическим типам, вырабатывает свои собственные иконографические мотивы, переходящие по наследству от одного поколения художников к другому.
С эпохой Теодориха (493—526) в Равенне связаны три памятника: Арианская крещальня, Архиепископская капелла и церковь Сайт Аполлинаре Нуово. В их украшении бросается в глаза огрубение мастерства и нарастающий упадок вкуса, вызванные процессом варваризации общества. Как ни преклонялся Теодорих перед эллинистическо-римской куль турой, как ни стремился он собрать вокруг себя просвещенных людей, сам он был варваром, и все его ближайшее военное окружение было варварской средой И данная среда не могла не наложить своей печати на искусство даже такого «имперского» города, каким была Равенна, и, в частности, на искусство мозаики, так щедро украшавшей новые архитектурные сооружения.
По сравнению с легкой и воздушной палитрой V века ее красочная гамма воспринимается более плотной и резкой, что в немалой степени объясняется уменьшением количества промежуточных оттенков. Главным средством художественного выражения становится линия, с одинаковой четкостью выступающая и в лицах, и в одеждах, и в орнаментах. Система декорации складывается из более или менее традиционных элементов. Орнаментальные мозаики с линиями, розетками и птичками напоминают узоры восточных шелковых тканей; своды и арки украшены изображением диска с монограммой Христа, эмблемами евангелистов, полуфигурами юного Христа и двенадцати апостолов в медальонах.
Самый крупный мозаичный ансамбль эпохи Теодориха — мозаики Сайт Аполлинаре Нуово, исполненные, вероятнее всего, на протяжении третьего десятилетия VI века. Евангельские сцены, воспроизведенные в мозаичном украшении интерьера, включающего апсиду, приобретают характер вневременных событий, окруженных ореолом особой торжественности. Фигура Христа, обычно даваемая в несколько большем масштабе, уподобляется величавому иконному образу, строгому и неподвижному. Эти же черты свойственны фигурам Христа и Богоматери в нижнем поясе. Окруженные ангелами, они восседают, подобно императорской чете, на роскошных, усыпанных драгоценными каменьями тронах. В их застылых позах немало от придворного церемониала, столь излюбленного Теодорихом.
Новую страницу в истории Равенны открывает 540 год—год ее завоевания византийским полководцем Велисарием. С этого момента и вплоть до 751 года, когда Равенну захватили лангобарды, город прочно входил в состав Византийской империи. При таком положении вещей естественно было бы ожидать появления в Равенне греческих мастеров. Однако этого как раз и не случилось. Ни в одной равеннской мозаике VI века нельзя опознать руку византийского мастера. Об этом свидетельствует и возведенная между 538 и 545 годами церковь Сан Витале, которая представляет собой центрально-купольный храм византийского типа.
Попадая в Сан Витале, сразу оцениваешь специфические свойства мозаики, которая лишь здесь по-настоящему раскрывает таящиеся в ней красоты. Мозаика на гладких поверхностях никогда не смотрится так, как на изогнутых. Только тут она обретает полноценное эстетическое бытие, так как размещенные под различными углами кубики смальты начинают искриться и переливаться различными оттенками. Это как раз и можно наблюдать в интерьере Сан Витале. Центральное подкупольное пространство погружено в потоки света, который льется как из окон купола, так и из арочных проемов галерей. Эти потоки света, идущие в разных направлениях, дематериализуют архитектуру, лишая ее всякой тяжести. И они же дематериализуют мозаику, заставляя загораться неземным блеском ее поверхность. Под влиянием неравномерного освещения краски мозаичной палитры приобретают такое богатство и разнообразие оттенков, которое тщетно было бы искать в мозаиках, освещенных ровным рассеянным либо прямым и слишком ярким светом Для верного художественного восприятия мозаика нуждается в таинственном, мерцающем освещении Недаром она так хорошо сочетается с горящими свечами. И мозаики Сан Витале дают нам почувствовать очарование того вида монументальной живописи, который был излюбленным в раннехристианских и византийских храмах и который представлен в наше время лишь несколькими случайно сохранившимися памятниками.
Особое место среди мозаик Сан Витале занимают портреты императорской четы — Юстиниана и Феодоры, размещенные на боковых стенах апсиды, по сторонам от окон Для их выполнения были выбраны, по-видимому, лучшие из равеннских мастеров, при чем им дали в помощь столичные образцы, которые рассылались в провинции Византийской империи как образчики для копирования. Перед равеннскими мозаичистами стояла трудная задача — создать на их основе оригинальные композиции, которые давали бы вымышленные исторические события, никогда не находившие себе места в действительности. И они неплохо справились с этой непривычной для них задачей.
По своему стилю и характеру исполнения, смелому, экспрессивному и в то же время несколько грубоватому, мозаики неотделимы от художественной культуры Равенны. Их краски воспринимаются вблизи в виде ослепительно яркого ковра, чарующего глаз красотою самых неожиданных цветовых сочетаний, которые странным образом напоминают украшенные эмалями варварские изделия из золота.
Равеннские мозаики — произведения местной школы, со своим ярко выраженным местным колоритом. И в V — VI веках эта школа была одной из самых творческих и значительных не только в Италии, но и на территории всей Византийской империи.
Равеннская мозаика. Фото
Равеннская школа мозаичной живописи, объединявшей в V — VII веках целую группу талантливых художников, которые работали в Равенне и ряде других городов, представляла собой школу мозаичного провинциального искусства.
Палитра смальт художников, принадлежавших к этой школе мозаичной живописи, состояла преимущественно из глухих смальт основных тонов белого, желтого, зеленого, синего, красного, коричневого, серого и черного цвета, не отличаясь особым разнообразием оттенков. В ней преобладали холодные, в основном локальные тона. Кубики смальт в основном имели прямоугольную или квадратную форму, но изредка попадались смальты овальной или круглой формы. Они отличались сравнительно большими размерами, колебались в пределах от 7х7х6 до 15х15х14 мм. Наряду с цветными смальтами равеннские мастера широко использовали при наборе, особенно фона, золотые кубики из прозрачного стекла зеленоватого, желтоватого и светлосиреневого цвета.
Равеннское мозаичное наследие V — VII веков представлено мозаиками Мавзолея Галлы Плацидии (II четверть V века), баптистерия Православных (украшенного при архиепископе Неоне (451 — 473 годы)), Арианского баптистерия (эпоха владычества в Равенне Теодориха (493 — 526 годы)), Архиепископской часовни (494 — 520 годы), базилики Сант Аполлинарий Нуово (около 530 года), базилики Сант Аполлинарий ин Классе (VI — VII век), храма Сан Витале (декорация завершена в 545 году) и церкви св. Михаила в Афричиско (545 год).
Что изображено на византийских мозаиках Равенны
Мозаика – совершенно уникальное искусство. Изображения, набранные кусочками цветного стекла и камня во множество раз прочнее живописных, они не подвержены выцветанию и способны сохранять первоначальный вид в течение столетий (а то и тысячелетий). Ярким примером данного искусства является комплекс мозаик города Равенны.
У Равенны долгая и богатая история, о чем подробнее можно прочитать в статье о её главных достопримечательностях. Мозаики, украшающие ее культовые сооружения, создавались на протяжении V-VI веков. Это было не самое спокойное время в жизни города.
Кроме того, в христианском искусстве тогда еще не сформировался канон, согласно которому нужно было изображать события Священной истории. Поэтому многие мозаики Равенны с первого взгляда могут показаться не очень понятными. Попробуем же разобраться, как смотреть на данные произведения.
Базилики
В городе находится три храма, украшенные мозаикой. Два из них посвящены святому Аполлинарию, первому епископу Равенны, а третий – святому Виталию.
Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Базилика-Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) была построена в VI веке над местом захоронения святого Аполлинария. Приставка «ин Классе» – остаток словосочетания «Civitas Classis», что переводится как «город флота».
Изначально Равенна стояла на самом берегу Адриатического моря и являлась главным портом Восточного Средиземноморья. Но со временем река По, в дельте которой находится город, нанесла огромное количество ила и песка, отодвинув тем самым береговую линию на несколько километров.
Особый интерес представляет мозаичное полотно, находящееся в конхе алтарной апсиды базилики. Мы видим сияющий крест в синем круге, усыпанном звёздами. Прямо над ним – рука. Ниже, по обеим сторонам от синей сферы, чуть возвышаясь над ней – двое святых, будто выплывающих из золотого сияния. И прямо под ними, также по сторонам от синего круга с крестом, – три агнца.
Перед нами не что иное, как сцена Преображения, только показанная несколько иначе. Крест, в центре которого помещён небольшой лик Христа, собственно, отождествляет собой Господа, агнцы – учеников, апостолов Петра, Иоанна и Иакова, а двое святых – это ветхозаветные пророки Моисей и Илия.
Рука, находящаяся над сферой – символ Бога Отца. Это как раз про отсутствие канона в изображении новозаветных событий. Показ евангельских сюжетов через символы и аллегории в то время даже стал своеобразной традицией.
Остальные мозаики более понятны. Под сценой Преображения помещен образ святого Аполлинария, к которому тянутся двенадцать агнцев. По одной версии – это апостолы. По другой – белые овцы олицетворяют собой всех верующих. Еще ниже представлены сцены из истории равеннской церкви, образы епископов, ветхозаветные события, архангелы и евангелисты. Отличается лишь мозаика во фронтоне храма, перед полукругом алтарной апсиды.
Ее относят к более позднему времени, к VIII-IX векам, когда иносказание в отношении образов святых стало отходить на второй план. Поэтому здесь Христос уже изображен в человеческом облике и в окружении четырех евангелистов.
У них своя особая иконография. В первые века христианства символами евангелистов служили четыре райские реки. Согласно ветхозаветной истории, из сада Эдем для орошения рая выходила одна река, разделяющаяся позже на четыре источника. Во второй главе книги Бытия можно найти их названия: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Евангелисты несут благую весть о жизни и учении Иисуса Христа так же, как реки несут живительную влагу; отсюда такое сравнение. Вообще, в христианском искусстве очень много примеров, подобных этому, когда новозаветные события трактуются через ветхозаветные.
Так откуда взялись животные? Снова из Ветхого Завета, из видения пророка Иезекииля. Тетраморф – загадочные существа с лицами льва, тельца, человека и орла присутствуют, правда, и в новозаветной истории, в книге Откровения Иоанна Богослова. Со временем эти образы закрепились как раз за евангелистами: за Матфеем – ангел, за Марком – лев, за Иоанном – орел и за Лукой – телец.
Почему так? Это связывают с основной мыслью евангельских текстов. В Евангелии от Матфея (ангел) упор сделан на человеческой сущности Христа. Марк говорит об Иисусе как о Царе (а лев – царственное животное). Повествование апостола Луки сконцентрировано на жертвенном служении Спасителя (поэтому символ евангелиста – телец).
Евангелие от Иоанна одно из самых сложных по написанию, без толкования в нем трудно разобраться. Но главная идея – победа жизни над смертью и вознесения Христа на небеса (потому символом апостола стал орел).
Сант-Аполлинаре-Нуово
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo), в свою очередь, начали строить на полстолетия раньше базилики ин Классе. Её возводили по заказу императора Теодориха.
Вот здесь нужно сделать небольшую ремарку. В V-VI веках еще не произошло разделения христианства на западное и восточное. Но различные ответвления, впоследствии признанные еретическими, имели место быть. Теодорих исповедовал арианство, одно из таких ответвлений. Суть в том, что ариане не признают Святую Троицу. Для них не существует равенства между Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом. Сант Аполлинаре Нуово изначально была арианской церковью, переосвящённая во времена правления императора Юстиниана.
Противоборство арианства и истинного христианства отразилось в мозаичном убранстве Сант-Аполлинаре-Нуово.
Дополнение «Nuovo» появилось в IX веке, когда в храм перенесли мощи святого Аполлинария. Оно переводится как «новый», церковь стали так называть ради отличия от базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе.
Все мозаичные полотна располагаются на стенах в три яруса. Верхние ряды северной и южной стен представляют собой сцены новозаветной истории: это чудеса, совершаемые Христом, исцеления расслабленных и бесноватых, Тайная вечеря, события Страстного цикла.
Ниже помещены образы пророков и святых. И уже под ними можно увидеть вереницы мучениц (северная стена) и мучеников (южная стена), каждая из которых завершается у изображения Богородицы и Спасителя соответственно. Здесь начинается самое интересное.
Процессию мучениц возглавляют три волхва, Бальтазар, Мельхиор и Гаспар (те, кто преподнесли Христу на Рождество дары: золото, ладан и смирну). Их шествие начинается у стен равеннского порта. Во главе же вереницы мучеников стоит святой Мартин Турский, а отходит она от архитектурного сооружения, на фасаде которого видна надпись «Palatium».
Со временем выяснилось, что волхвы и Мартин Турский – поздние переложения. Скорее всего, во главе процессий были изображены сам император Теодорих и его супруга. Но в дальнейшем, с целью искоренения арианской ереси, император Юстиниан приказал заложить их образы. Исправили не только эти фрагменты.
В здании «Palatium», которое, видимо, представляет собой личные покои Теодориха, между колоннами мы сегодня видим шторы. Ранее на их месте были помещены изображения слуг остготского императора.
Об этом свидетельствуют фрагменты людских ручек, оставшиеся на некоторых колоннах.
Сан-Витале
Мозаики базилики Сан-Витале (Basilica di San Vitale) довольно просты для понимания, в сравнении с полотнами двух предыдущих храмов. Как и сама базилика, они были созданы в VI веке.
Изображения, набранные кусочками цветного стекла, занимают совсем небольшую часть церкви; но и этого достаточно для того, чтобы прийти в восторг.
В конхе алтарной апсиды мы видим Христа, покоящегося на синей сфере. Причём Господь показан безбородым, что также свидетельствует об отсутствии строгого канона в изображении Спасителя и святых.
Слева святой Виталий, представляемый ангелом, принимает из рук Христа мученический венец. Справа святитель Экклесий Равеннский, начавший возведение базилики, протягивает Господу модель храма. Из-под синей сферы, выступающей здесь символом мироздания, проистекают четыре райские реки. Те самые, раннехристианские, обозначения евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки.
Под этой сценой помещены портретные изображения императора Юстиниана (слева) и его супруги Феодоры (справа), совершающие подношение даров самому храму. Вокруг на стенах – ветхозаветные сюжеты, а в арке, отделяющей мозаичную апсиду от остального пространства храма, – образы Христа и апостолов в круглых медальонах.
Мавзолей Галлы Плацидии
По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.
Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.
Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.
Прямо под куполом можно увидеть фигуры апостолов. Они изображены в люнетах – частях стен, которые сверху ограничены не горизонтальным карнизом, но аркой, за счет чего приобретают полукруглые очертания. Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать. Такое решение продиктовано только эстетикой: мозаичисты изобразили по одному апостолу с каждой стороны от окна, дабы не нарушать симметрию. Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.
Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби. Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.
Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.
На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.
Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.
Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.
Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.
Архиепископская капелла
В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.
Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.
Иконография капелла довольная простая. В алтарной апсиде на темно-синем звездном небе помещен сияющий крест. Арки украшены заключенными в круглые медальоны образами Спасителя и святых. В центральном своде четыре ангела держат голубую сферу с монограммой (ее еще называют “хризма”) имени Христа – это две первые буквы имени Господа. Между ангелами изображены евангелисты в своем символическом облике.
Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.
Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.
Баптистерии
Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).
Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.
Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.
Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.
Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.
Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.
Билеты и время работы
Для осмотра всех мозаик нужно приобрести единый билет за 12,50 евро на официальном сайте www.ravennamosaici.it или по адресам в Равенне:
Детям до 10 лет вход бесплатный.
Билет действует семь дней и даёт возможность посетить каждую из достопримечательностей по 1 разу. Все религиозные сооружения с мозаиками расположены в шаговой доступности.
Карту Равенны можно получить бесплатно в кассе или скачать заранее по ссылке в формате PDF.