в какой суд обжаловать постановление государственной инспекции труда
Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции
Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?
Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).
В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).
По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Обжалование акта, предписания трудового инспектора
Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).
Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).
В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).
По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.
По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).
Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.
В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).
Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.
Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.
Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).
Обжалование постановления о назначении административного наказания
Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.
Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).
Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.
Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).
Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).
Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):
Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.
Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).
А если не обжаловать вынесенное трудовым инспектором постановление?
Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).
Обжалование результатов проверки ГИТ
После завершения работы ГИТ на предприятии, инспектор оформляет акт с результатами и, при обнаружении нарушений — предписание об их устранении. Если руководитель компании считает, что инспектор ошибается, он может оспорить его выводы в соответствии со ст. 361 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обжалование результатов проверки– это непростая процедура, но если вы приняли такое решение, стоит начать ее незамедлительно!
К кому и зачем приходит ГИТ?
Главная задача такого визита – контроль соблюдения трудового законодательства. С этой целью она может проводить проверки – плановые и срочные. При этом расписание такой работы составляется заранее и публикуется в общем доступе. А это значит, что работодатель заблаговременно может узнать, что к нему планируют визит представители инспекции по труду.
Исключение – мероприятие, инициированное в срочном порядке после жалобы работника. О нем руководителя компании могут предупредить буквально накануне или не предупредить вовсе.
Что можно обжаловать?
Два основных документа, на которые стоит обратить внимание руководителю, решившему оспаривать результаты работы инспекторов – это предписание об устранении нарушений и постановление о привлечении к административной ответственности.
Стоит понимать, что предписание – это не просто рекомендации. Это обязательный к исполнению распорядительный документ, в котором прописан объем нарушений и четкие сроки для их устранения. Если владелец бизнеса или руководитель компании не согласен с фактами, изложенными инспекторами, а также сделанными на их основании выводами, он имеет право сформулировать свои возражения письменно и направить их в адрес трудовой инспекции в течение 15 календарных дней. К письму нужно присовокупить любые документы, подтверждающие изложенную позицию (ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Руководитель структуры обязан рассмотреть такое обращение, изучить предоставленные доказательства и вынести решение либо об отмене документа, либо о частичном изменении его содержания, либо об отказе в удовлетворении возражений. К сожалению, практика такова, что обращения работодателей по большей части остаются без удовлетворения. В этом случае есть еще один выход – обращение в суд.
Обжалование предписания инспекции по труду в судебном порядкерегламентируетсяглавой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). С иском следует обращаться в суд, к которому территориально относится ваша компания.
Что и как можно обжаловать в суде?
В судебном порядке можно требовать отмены только предписания инспектора. При этом работодатель имеет полное право обратиться одновременно к вышестоящему должностному лицу инспекции. Таким образом, можно одновременно использовать оба механизма отмены документа, не теряя времени.
Важно! При обжаловании у вышестоящего должностного лица, действие документа не приостанавливается. Судья же вправе вынести такое решение до окончания рассмотрения дела.
В ходе судопроизводства будут подвергнуты тщательной проверке:
Постановление об административной ответственности также может быть обжаловано руководителю инспекции, главному госинспектору РФ или через суд. Обращаться также стоит в районный орган по месту рассмотрения дела.
По результатам ее рассмотрения может быть принято решение:
— Оставить жалобу без удовлетворения, а постановление – без изменений.
— Удовлетворить жалобу частично: изменить текст постановления.
— Удовлетворить жалобу полностью: прекратить производство, отменить постановление.
— Отменить постановление, а дело отправить на повторное рассмотрение.
Любое из принятых решений — не окончательное, оно также может быть обжаловано в законном порядке, в том числе – в вышестоящие инстанции. Суд в том числе имеет право снизить размер назначенного инспектором административного штрафа. Его могут уменьшить даже меньше установленного законодательством минимума.
Пример из судебной практики
При рассмотрении этого обращения суд опирался на положения КоАП РФ. Они поясняют, что при определенных обстоятельствах, а также в зависимости от типа правонарушения, финансового положения компании и иных факторов, судья может значительно снизить сумму штрафа. При этом окончательная сумма штрафа не может быть меньше половины минимальной суммы, предусмотренной законом (ст. 4.1 КоАП РФ).
Стоит отметить, что анализ судебной практики позволяет сделать неутешительный для работодателя вывод: процент отмены решений трудовой инспекции крайне мал. К сожалению, эта статистика становится для многих работодателей сигналом к бездействию.
Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!
Порядок и сроки обжалования
При обращении в суд с такого рода жалобами, стоит руководствоваться положениями Кодекса административного судопроизводства РФ. Стоит отметить, что при определении сроков обращения в суд есть неоднозначность, пока не нашедшая разрешения.
При внесении очередных изменений в КАС, законодатель не исключил из него противоречащих другим действующим актам положений. Таким образом, в Кодексе сохранена норма с трехмесячным сроком обжалования решений (ст. 219 КАС РФ). Тем не менее, в Трудовом Кодексе указано, что если в трудовую инспекцию обращается профсоюз или сам работник, выданное работодателю предписание должно быть обжаловано в десятидневный срок (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
Большинство юристов склонны трактовать эту норму буквально. А значит, успеть представить свои возражения за 10 дней нужно в том случае, речь идет о результатах проверок на основании жалоб сотрудников или иных лиц. Но есть и мнение, что любые документы такого рода можно обжаловать исключительно в десятидневный срок. Так как единой судебной позиции по этому поводу не выработано, чтобы минимизировать риски стоит брать за основу минимальный срок обращения – 10 дней со дня получения документа.
В заявлении нужно указать:
Что будет, если отказаться от обжалования или пропустить сроки?
Если компания не оспорила постановление в срок, оно вступает в силу через 10 дней после вручения. Заплатить штраф в этом случае однозначно придется. На это у руководителя по закону есть 60 дней (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
В случает отказа от уплаты штрафа, его сумма будет взыскана в принудительном порядке, с привлечением судебных приставов. К его сумме прибавится судебный сбор в размере 7%, а также наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Почему для сопровождения проверки трудовой инспекции и обжалования результатов стоит обратиться к профессиональному подрядчику?
Визит проверяющих на предприятие – это всегда стресс, даже если вы заранее знали о дате и тематике инспекции. Очень важно не относиться к такого рода событиям легкомысленно, а готовиться к ним. Правильно, качественно проведенные подготовительные мероприятия могут предопределить исход проверки, избавить бизнес от санкций, финансовых и репутационных потерь.
Однако практика показывает, что самостоятельная подготовка почти всегда недостаточно эффективна: нужно выделить ответственных из числа специалистов компании и полностью освободить их от выполнения прямых обязанностей. Кроме того, «своим» сотрудникам сложнее беспристрастно оценить работу предприятия и обнаружить все нарушения и недочеты. О множестве нарушений, которые выявляют инспекторы, сотрудники, не работавшие в трудовой инспекции, даже никогда и не слышали.
Поручить всю работу по подготовке к проверкам, а при необходимости – обжалованию их результатов команде экспертов, специализирующихся исключительно на трудовом праве! Именно такую возможность дает своим клиентам ООО «Проверка труда». Мы помогаем бизнесу с честью проходить такого рода испытания и использовать этот опыт для роста и стратегического планирования. За последние 2 года мы успешно реализовали больше 70 проектов в этой сфере и сэкономили для своих клиентов около 70 млн рублей!
В числе услуг, которые мы оказываем:
— Представление интересов работодателей при решении трудовых споров.
— Аудит кадров и охраны труда.
Компания «Проверка труда» — это ваш партнер в деле развития и совершенствования бизнеса. Мы помогаем не только с честью и без убытков проходить любые инспекции, но и анализировать работу предприятия с персоналом, чтобы использовать полученные данные для качественного стратегического планирования.
Вам предстоит проверка и вы хотите подготовиться к ней максимально качественно? Нужна помощь в решении трудового спора? Хотите заказать аудит кадровой документации? Позвоните или напишите нам, чтобы получить консультацию и договориться о встрече с менеджером!
Оставьте заявку и мы подготовим коммерческое предложение!
Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Государственной инспекции труда и ее должностных лиц
ст.361. Обжалование решений государственных инспекторов труда.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Статья 19. Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки
1. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют контроль за исполнением должностными лицами соответствующих органов служебных обязанностей, ведут учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят соответствующие служебные расследования и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.
3. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение десяти дней со дня принятия таких мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны сообщить в письменной форме юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и (или) законные интересы которых нарушены.
Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона
1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) статьи 10 настоящего Федерального закона;
3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;
6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Глава 3. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защита их прав
Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
3. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.
5. Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Глава 24. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.
Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
1. Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 128-ФЗ)
3. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
3. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
4. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.
4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
2. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
3. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.