в какой стране живет мерлин
Мерлин: история появления великого мага и его образы в искусстве Статьи редакции
Как родилась и как менялась легенда о величайшем волшебнике всех времён.
Волшебник Мерлин из древних английских легенд — буквально синоним слова «магия». Соперничать с ним по узнаваемости могут лишь герои более поздних произведений вроде Гэндальфа из романов Толкина. Всем знаком образ мага и наставника легендарного короля Артура, мифы о мече в камне, фее Моргане и рыцарях круглого стола.
Но, в отличие от того же Гэндальфа, история Мерлина уходит в далёкое прошлое, теряясь в свитках древних историков и реальных прототипах.
Первое упоминание Мерлина приписывают ещё древнему валлийскому барду Талиесину, который, предположительно, жил где-то в середине-конце VI века. В сочинении «Могилы воинов» он записал несколько имён, принадлежащих одному человеку: Анн ап Ллейан, Амвросий и Мерлин Амвросий. Это сразу даёт некоторые намёки и на прототипы героя, и на его происхождение (Анн ап Ллейан можно перевести как «сын монахини»).
Дальнейшие и более подробные рассказы о Мерлине можно встретить уже в начале XII века у клирика Гальфрида Монмутского (иногда произносят, как Джеффри Монмут). В своём труде «История королей Британии» он рассказывал о короле Артуре и его отце Утере Пендрагоне — о существовании этих личностей тоже до сих пор идут споры. Чаще всего прообразом Артура называют римского полководца Луция Артория Каста.
В образе Мерлина Гальфрид Монмутский, похоже, соединил сразу несколько исторических прототипов. В первую очередь, он взял уже упомянутого Талиесином Амвросия Аврелиана — старшего брата Утера. А также легендарного безумного предсказателя Мирддина Виллта.
На сходство с первым намекает и книга Талиесина, и несколько различных легенд. Например, летописец Ненний в «Истории бриттов» рассказывал и о чудесном происхождении Амвросия, которое совпадает с историей о Мерлине (о нём чуть дальше), и о том, как он проявил дар предвидения перед королём бриттов Вортигерном.
У Гальфрида Монмутского ровно те же истории связаны именно с Мерлином, а Амвросий выступает лишь как второстепенный персонаж. Кстати, есть интересные предположения, что на самом деле Амвросий Аврелиан — имя двух человек, а именно отца и сына. При этом отца можно считать прообразом Мерлина, а сына — прототипом Артура.
Что же касается Мирддина Виллта, то здесь, в первую очередь, бросается в глаза сходство имён. Merlin вполне могло быть преобразованным валлийским Myrddin. К тому же среди главных способностей Мерлина — дар прорицания и способность управлять животными и превращаться в них (тут, видимо, Мерлину ещё добавили способности лесного бога Кернунна). При этом, согласно легендам, Мирддин Виллт после битвы при Арфдерридде сошёл с ума и ушёл в лес, где писал книгу предсказаний, предвидев даже обстоятельства собственной смерти.
Есть и другие предположения о реальных прототипах Артура и Мерлина. Так, например, Адам Ардри в 2007 году выпустил книгу «В поисках Мерлина», где якобы доказал, что тот — сын военачальника Моркена и уроженец Шотландии. Артур в его версии, кстати, тоже шотландец. По версии Ардри, Мерлин даже возглавлял шотландское сопротивление и погиб от рук врагов. Но большинство историков относится к этой книге очень скептично, предпочитая основываться на классических версиях.
Гальфрид Монмутский написал «Пророчества Мерлина» где-то в около 1135 года, пересказав в первой истории ту самую легенду Ненния о Вортигерне, только уже с участием волшебника, а не Амвросия. В его версии Вортигерн в VI веке пытался построить башню у подножья горы Сноудон, но она обрушилась буквально за ночь. Тогда мудрецы подсказали, что он должен принести в жертву ребёнка, рождённого без отца, замешать его кровь с известью и заложить в фундамент башни.
Для жертвоприношения выбрали юного Мерлина, у которого действительно не оказалось отца (дети, игравшие с ним, называли его «сыном дьявола»). Но он успел рассказать королю, что на самом деле башня рушится из-за того что под ней находится озеро, в котором сражаются красный и белый драконы. По другой версии, это было знамение в виде двух нарисованных драконов. В этом, конечно же, можно увидеть намёки на столкновения саксов и бриттов.
Именно с этой истории и начались легенды о великом волшебнике Мерлине. Причём Гальфрид явно основывался на различных исторических хрониках, но дополнял их художественным вымыслом и пересказом классических мифов с явным намерением показать бриттов с лучшей стороны. Так у него появилась и «Жизнь Мерлина», зародившая новый канон образа великого волшебника и наставника короля Артура.
Ну а дальше каждый следующий автор лишь пересказывал истории, собранные Гальфридом Монмутским, добавляя в них свою фантазию, отголоски других легенд и веяние времени. Так, в конце XII века их переписал французский поэт Роберт де Борон, а уже в XV веке Томас Мэлори создал восемь романов о короле Артуре, Мерлине и рыцарях Круглого стола.
Личность самого Мэлори, кстати, тоже любопытна. Известно, что он участвовал в войне Алой и Белой Розы, а потом очень долго сидел в тюрьме. То ли за нападения на сторонников герцога Бэкингема, то ли за изнасилования замужних женщин. Вероятно, что и значительную часть своих произведений он написал в тюрьме. Однако с его творчества, собранного позже в книге «Смерть Артура», началась новая волна историй о Мерлине — уже в печатной литературе.
С учётом многовековых легенд, есть разные версии рождения на свет великого волшебника. Но большинство из них всё-таки схожи в основных деталях. Чаще всего можно встретить историю о скромной и добропорядочной женщине, которую возжелал сам дьявол. Однако она не позволяла себе чёрных мыслей, и поэтому он не мог ей овладеть.
Но однажды она всё же сильно рассердилась и стала браниться на свою сестру, которая пришла домой очень поздно и перебрала алкоголя (по некоторым версиям, характер сестры испортил тоже дьявол). Нечистый смог овладеть своей жертвой, и вскоре у женщины родился ребёнок, покрытый чёрной шерстью.
По другим версиям, мать Мерлина — монахиня, которая забылась и уснула на берегу, и тогда ей овладел дьявол. Также есть подобные истории о королеве или дочери короля, либо же о смертной женщине, влюбившейся в волшебника. По сути, идея одна: земная праведная мать и сверхъестественный, чаще всего злой, отец. Здесь прослеживается явный намёк на ребёнка-антихриста.
Испугавшись ужасного младенца, мать отнесла его к священнику Блезу, который крестил Мерлина, после чего шерсть пропала. При этом сверхъестественное наследие отца он сохранил — так у будущего волшебника появились его силы. Кстати, Блез упоминается практически во всех версиях историй о Мерлине, в том числе и у Мэлори. Его называют наставником будущего волшебника, а также его летописцем.
Согласно «Смерти Артура» и многим её предшественникам, именно Блез записывал со слов Мерлина обо всех его странствиях и подвигах. Это наводит на мысли, что в Средние века мог жить реальный сочинитель с таким именем, который и рассказывал легенды о волшебнике, а со временем сам превратился в мифическую фигуру.
О детстве Мерлина пишут в основном истории о его способности управлять животными, помощи ближним и доброте. А также о мудрых не по годам советах, связанных с умением предвидеть будущее. Ну а наиболее известна уже упомянутая встреча Мерлина с Вортигерном и рассказ о двух драконах.
Также есть много разрозненных историй о странствиях и проделках волшебника. В них чаще всего сочетаются мудрость Мерлина и его хулиганские поступки, связанные со способностью перевоплощаться и управлять животными. В «Жизни Артура» Томаса Мэлори он даже встречается с Юлием Цезарем, приходя к нему сначала в виде говорящего волшебного оленя, а потом в образе босоногого старца, способного толковать сны.
Но всё же у большинства имя волшебника Мерлина ассоциируется с королём Артуром и рыцарями круглого стола. Хотя изначально волшебник пошёл служить его отцу — Утеру Пендрагону. И можно даже сказать, что своим рождением Артур обязан именно Мерлину.
Мэлори подаёт эту историю примерно так. Утер влюбился в Игрейну — жену герцога Горлойса (у Мэлори — герцога Тинтагильского), с которым он долгое время воевал. Но тот спрятал её в неприступном замке. Тогда Утер велел найти мудрого волшебника Мерлина, чтобы он подсказал, как королю заполучить возлюбленную.
Тот пообещал провести короля в спальню его возлюбленной, но потребовал потом исполнить одну любую его просьбу. Утер, конечно же, согласился. И тогда Мерлин превратил его в Горлойса, а сам предстал одним из его помощников. В этом виде Утер прошёл к Игрейне и переспал с ней. Реального же герцога за пару часов до этого убили в сражении.
У Гальфрида Монмутского Мерлин после этого больше не появляется возле Утера. А вот в других мифах и более поздней литературе его образ неразрывно связан с рождением и воспитанием будущего короля.
Узнав о смерти супруга, Игрейна вышла замуж за Утера, а родившегося от их союза Артура отдали по требованию Мерлина на воспитание барону Эктору. В других вариантах волшебник растил и наставлял ребёнка сам. Есть даже предположение, что на самом деле Игрейна родила мёртвого ребёнка, и Мерлин заменил его своим отпрыском. Это хорошо совпадает с теорией, что прообразом волшебника и Артура были отец и сын.
При этом Мерлин оставался советником Утера, и именно он уговорил серьёзно заболевшего короля отправиться на важную битву. Король одержал победу, но после этого болезнь обострилась, и вскоре он умер.
Потом именно с подачи Мерлина во дворе храма, где отпевали Утера, поставили камень с воткнутым в него мечом и объявили, что тот, кто сможет его вытащить достоин стать королём. По более реалистичной версии Мэлори, меч просто придавили огромной наковальней.
Интересно, что история «меча в камне» ходила в разные века по всей Европе. Например, в Италии жил некий Галгано Гвидотти. Он вёл распутный образ жизни, но после видения архангела решил стать отшельником. И в качестве символа отречения от мира вонзил свой меч в камень. Его действительно можно увидеть в Аббатстве Сан-Гальгано в Тоскане.
То ли по случайному совпадению, то ли по совету Мерлина, Артур вытащил меч из камня и стал законным королём. О том, был ли это знаменитый Эскалибур, единого мнения нет. Часто первый меч называют Брансток или Кларент. Однако Мэлори упоминает Эскалибур в рассказе о первой битве Артура с теми, кто не желал признать его законные права на трон. Но сам же пишет, что меч с этим именем король получил благодаря Мерлину позже от Владычицы Озера.
По другим версиям, это всё же один и тот же меч. Просто вытащить его из камня Артуру удалось лишь благодаря тому, что Мерлин уговорил Владычицу Озера отдать его будущему королю.
С именем Мерлина связывают и появление знаменитого Круглого стола. По наиболее распространённой версии, этот стол с подачи Мерлина Утер Пендрагон подарил Лодегрансу — королю страны Камилард. А когда Артур решил жениться на Гвиневре — дочери Лодегранса — тот в качестве приданого вернул и стол, за которым могли поместиться 150 рыцарей.
В большинстве классических легенд Мерлин выступает не столько волшебником, сколько мудрым наставником Артура. Он пытался его предостеречь от связи с Гвиневрой, поскольку знал, что она изменит королю с рыцарем Ланселотом. Он же призывал остерегаться Морганы — единоутробной сестры Артура. В ранних версиях её считают младшей, но логичнее выглядят более поздние варианты, где она — дочь Игрейны и её первого мужа.
Также Мерлин предсказал, что король Артур погибнет от руки ребёнка, родившегося 1 мая, после чего король повелел собрать всех детей, которые родились в этот день, и отправить их в море. Среди них оказался и Мордред — сын ещё одной дочери Горлойса Моргаузы. Правда Мэлори тут допускает очень забавную ошибку: «Посадили их всех на корабль и пустили по морю, а иные были четырех недель от роду, иные же и того моложе». Как могли одни дети быть младше других, если они все родились в один день?
Однако Мордред выжил и, как и предсказал волшебник, спустя годы смертельно ранил Артура. Но к тому моменту сам волшебник уже покинул короля.
Относительно смерти великого волшебника есть также множество версий, но в целом почти все они рассказывают историю пагубной любви Мерлина. Вроде бы он влюбился в одну из приближённых Владычицы Озера по имени Нинева (или же в саму Владычицу, которую называли Нимуэ или Вивиана). Девушка всеми силами пыталась отвязаться от ухажёра, но он не давал ей прохода, мечтая овладеть возлюбленной.
Вскоре он решил показать ей одно из чудес — пещеру в скале, закрытую огромным камнем. Она попросила Мерлина продемонстрировать свои силы: поднять камень и забраться под него. А сама в это время наколдовала, чтобы он не смог оттуда освободиться. По другой версии, она сделала это, когда волшебник спал.
Также заточение Мерлина приписывают фее Моргане — вечной противнице Артура и рыцарей круглого стола. По некоторым легендам, она погрузила волшебника в сон и заточила его либо в старый дуб, либо внутрь холма. В Уилтшире действительно есть холм, который называют «курганом Мерлина» — правда, по современным исследованиям, ему уже больше 4000 лет.
Есть ещё версии, что волшебник счёл свою миссию подле Артура выполненной и сам замуровал себя в каменном склепе или вообще просто растворился в воздухе, и иногда в виде тени общается с людьми.
Согласно различным мифам и легендам, волшебник Мерлин мог менять обличье, а также обращал и других людей. Кроме того, он умел управлять животными. Также Мерлину приписывают создание огромных сооружений, например, Стоунхенджа. По легендам, это гробница брата Утера Амвросия, возведённая волшебником. Если связать это с легендой о смерти Мерлина, то, вероятно, он умел поднимать огромные тяжести.
Но главный дар Мерлина всё же заключался в предвидении, что позволяло давать советы даже королям. Это, возможно, связано не столько с магическими данными, сколько с его собственной мудростью и прозорливостью. И это хорошо стыкуется с некоторыми теориями о реальном политическом деятеле с таким именем.
Если судить по версии Томаса Мэлори, то волшебник чаще пользуется даром убеждения, чем магическими силами, и напоминает скорее хитрого придворного советника, а не всесильного мага.
Также есть поверье, что Мерлин проклял саксов, которые захватили Британию после смерти Артура. По одной из версий первой легенды (той самой, где рушилась башня из-за сражения драконов), он предсказал, что Белый Дракон непременно падёт.
Согласно древней легенде, когда Мерлин попросил Блеза записать с его слов истории о короле Артуре, он сказал, что это будет «самая любимая книга в мире на все времена». Можно сказать, что так и произошло. Наравне с героями других древних легенд Мерлин стал одним из любимейших персонажей сначала у писателей, а потом и у режиссёров.
Сначала появилось множество рыцарских романов, основанных на древних легендах — их компиляцией можно считать «Смерть Артура» Томаса Мэлори. А в XIX-XX веках литераторы с новой силой взялись пересказывать классические истории во всевозможных версиях.
Например, Марк Твен ещё за несколько лет до «Машины времени» Уэллса, положившей начало фантастике о путешествиях во времени, отправил своего героя в прошлое в книге «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Там история рассказана скорее пародийно, с точки зрения пронырливого янки, который за счёт своих знаний быстро занимает место Мерлина.
Волшебник же здесь предстаёт ретроградом, не готовым принимать прогресс и свежий взгляд человека из будущего. Книгу неоднократно экранизировали, есть даже версия из СССР. Но иронично, что наиболее популярен фильм 1989 года, где главную роль сыграла юная темнокожая девочка.
Следующей вехой в литературной истории Мерлина можно считать книги Теренса Хэнбери Уайта. Он выпустил четыре романа так называемого «артуровского цикла». Первый из них — «Меч в камне» — потом экранизировала студия Disney в виде полнометражного мультфильма. Именно благодаря Уайту Мерлин приобрёл облик, который сейчас многим сразу приходит в голову.
В версии писателя волшебник носит колпак и мантию со знаками зодиака и очки в роговой оправе. Это рассеянный добродушный старичок, который может предвидеть будущее, причём настолько, что часто сам путается во времени и сетует, что к его дому не провели электричество. Он живёт в лесу, общается со своим ручным филином Архимедом. Будущий король Артур забегает к нему случайно и сам просит стать его наставником. А в процессе обучения Мерлин превращает Артура то в рыбу, то в муравья.
Последующие книги выглядят уже взрослее и серьёзнее, но, по сути, всё так же пересказывают классические легенды, только в более современной и лёгкой форме с немалым добавлением фантазии автора.
А вот Мэри Стюарт решила построить свои романы ровно противоположным образом. Первые три из пяти книг её «артуровского цикла» написаны от лица Мерлина и охватывают практически всю его жизнь с самого детства. В версии Стюарт он — внебрачный сын уэльской принцессы, которому трудно общаться со сверстниками. Мерлин тяготеет к знаниям, и его скорее можно назвать мудрецом, чем волшебником.
Произведения Стюарт больше похожи на исторический роман, чем на фэнтези. Она пересказывает мифы реалистично, как если бы всё описанное происходило на самом деле. Первая книга — «Хрустальный грот» — написана в виде воспоминаний уже пожилого Мерлина о его детстве и юности, когда его ещё звали Мирдин Эмрис. Он растёт в замке и изучает различные науки, параллельно постигая свой дар провидца. Только ближе к финалу герой знакомится с Утером, причём автор не забыла и об Амвросии (или Амброзиусе) и самой истории зачатия будущего великого короля.
В продолжении под названием «Полые холмы» Мерлин становится наставником молодого Артура, и здесь он уже выступает привычным по легендам мудрецом, который помогает королю принимать решения (а часто и напрямую влияет на них). Иногда он может быть даже жестоким, если того требует высшая цель.
Правда к третьей книге автор решила существенно отойти от традиционных легенд, будто «пожалев» своего героя. У Стюарт Мерлина точно так же хоронят заживо в холме, но потом его возлюбленная Вивиана освобождает волшебника, и он тихо доживает свои дни. Кто-то считал его воскресшим, другие же предполагали, что это просто один из самозванцев, присвоивших себе имя Мерлина.
В серии книг «Туманы Авалона» Мэрион Зиммер Брэдли также фигурирует «мерлин», но это не имя, а титул барда и предсказателя Талиесина. Но эти книги, как и экранизация 2001 года, поданы с точки зрения женских персонажей, и мерлин в них выступает второстепенным героем, который всё так же манипулирует окружающими и строит свои тайные планы. Причём Вивиан здесь представлена как его постоянная спутница.
К концу XX века вышло ещё немало книг о Мерлине, среди которых можно выделить разве что произведения Бернарда Корнуэлла. Но основная масса историй о волшебнике переместилась в кино и на телевидение. И режиссёры наснимали столько различных версий, что перечислять их можно почти бесконечно.
В 1998 году в очередной раз пересняли «Янки из Коннектикута», назвав его «Рыцарь Камелота» и пригласив на главную роль Вупи Голдберг. Кроме того, есть целых два телевизионных проекта «Мерлин»: фильм 1998 года и сериал 2008 года. По сюжету первого, Мерлина создаёт злая покровительница сверхъестественных существ Королева Мэб. Он должен объединить людей и вернуть их к язычеству, вновь подчинив королеве.
Сериал 2008 года предлагает очередную версию становления волшебника. Мать отправляет его в Камелот, где, как выясняется, запрещена любая магия. В итоге Мерлин (Колин Морган) попадает в темницу короля Утера и обнаруживает там прикованного дракона. Тот и сообщает герою, что ему суждено стать наставником принца Артура и великим волшебником.
Здесь Мерлин и будущий король показаны ровесниками, к тому же они поначалу не ладят друг с другом. Дальше сюжет больше напоминает традиционный процедурал: в каждой серии кто-то пытается строить козни против Утера или Артура, а Мерлину приходится тайно использовать магию, чтобы всех спасти.
А в 2011 году появился сериал «Камелот» от создателя «Викингов» и «Тюдоров» Майкла Хёрста. Это всё та же история противостояния Артура и Морганы, в которой Мерлин (Джозеф Файнс) выступает как наставник будущего правителя. И снова его силы больше состоят в способности предвидеть важные события в жизни Артура.
Кроме того, отсылки и упоминания Мерлина можно найти в десятках книг и фильмов, от вполне логичных рефренов в «Ученике чародея» и «Мече короля Артура» до внезапного упоминания древних легенд в пятой части «Трансформеров».
Как это ни удивительно, самый известный волшебник из книг и легенд известен в первую очередь не полётами или фаерболами, а просто мудростью и способностью к предвидению, что скорее делает его великим мудрецом, а не магом.
Учитывая, что это один из самых узнаваемых героев древних легенд, на которого, к тому же, не требуется получения авторских прав, Мерлин наверняка будет и дальше мелькать во всевозможных книгах и экранизациях подобно Робин Гуду. Остаётся только ждать, что ещё придумают о нём новые авторы и что разузнают историки.
Мэрилин Монро
Фото Все
Видео Все
Тайна Смерти Мэрилин Монро / Документальный / Научно-познавательный
Мэрилин Монро. Легенды мирового кино
Мэрилин Монро — биография
Мэрилин Монро – замечательная американская актриса, певица, модель, покорившая весь мир своей необыкновенной прелестью и сияющей красотой. Поднявшись на вершину карьеры с самых низов, она стала живым воплощением «американской мечты». Безвременный уход актрисы, находившейся на пике своей славы, стал настоящей трагедией для ее многочисленных поклонников. Творческая биография Мэрилин началась с подражания знаменитой Джин Харлоу, но совсем скоро коллеги стали принимать за эталон саму Монро.
Выдержать такую популярность способен не каждый, для этого требуется психологическая зрелость, твердость характера, недюжинный ум и целеустремленность. Несчастливое детство не способствовало развитию таких качеств у Мэрилин, она слишком часто впадала в депрессию. При этом большинство современников оценивало личность актрисы очень поверхностно, считая ее лишь олицетворением сексапильности. На самом деле она была очень сильной, гордой и проницательной женщиной, но об этом ее поклонники узнали гораздо позже.
Детство
Мэрилин Монро – сценический псевдоним Нормы Джин Мортенсон, родившейся в Лос-Анджелесе (Калифорния) 1 июня 1926 года. Ее мать, Глэдис Бейкер, еще до рождения дочки рассталась со своим первым супругом. Норма – третий ребенок этой женщины, у девочки были брат и сестра. Однако в свидетельстве о рождении малышки данный факт не был указан, поскольку мама скрыла наличие двух старших детей. Сделать это было легко, поскольку супруг Глэдис, забрав сына и дочь, уехал на свою родину, в Кентукки. Причиной их расставания стало легкомысленное поведение Глэдис, которая уделяла очень мало времени семье и детям, зато охотно веселилась на вечеринках и танцевальных площадках. Она вышла замуж в 14 лет, и все никак не могла нагуляться, а детей она совершенно не считала помехой для развлечений. Ведь их можно было подбросить сердобольной соседке.
Мэрилин Монро в детстве
Кем был отец будущей актрисы – неизвестно, хотя Норма утверждала, что его зовут Чарльз Стэнли Гиффорд. Дэлия, бабушка Нормы, тоже никогда не была примерной матерью и бабушкой, она слишком любила развлечения и мужчин. Новорожденный младенец в доме требовал много денег и хлопот, заботиться о нем не входило в планы Дэлии. Она просто запретила дочери жить с крохотной внучкой в ее доме. Глэдис, и сама не горевшая желанием воспитывать малышку, передоверила ее чете Болендеров, содержавших детский дом семейного типа.
До шести лет Норма жила у приемных родителей, спокойных, выдержанных и чрезвычайно набожных.
Нельзя сказать, что ее мама просто бросила девочку на чужих людей. Нет, она полностью оплачивала содержание малышки, вплоть до оплаты билетов в кино. Глэдис иногда навещала свою дочь, но это вряд ли приносило большую пользу девочке. Стиль жизни и поведение матери резко отличались от того, чему ее учили в приемной семье.
Когда девочке исполнилось шесть лет, мама забрала ее к себе. Но жизнь с матерью была недолгой, через год Глэдис попала в больницу с нервным срывом. Пока она находилась в стационаре, о девочке заботилась Макки, лучшая подруга мамы. Диагноз Грейс был неутешительным, у нее обнаружили шизофрению. После лечения женщина вновь выходит замуж, а девочка попадает в детдом. Конечно, это была вынужденная мера, супруги с трудом обеспечивали самих себя, ведь это был период Великой Депрессии.
У Нормы, по сути, не было постоянного места жительства, маленькую обитательницу детского дома часто забирали к себе родственники, друзья матери. А ее мать стала постоянной пациенткой психиатрической больницы, и виделась с дочерью очень редко. В подростковом возрасте Норму несколько раз пытались изнасиловать, и эти попытки предпринимали люди, к которым девочка была по-своему привязана.
Норма повторяет судьбу матери, очень рано выходит замуж. Когда девушка стала женой Джеймса Догерти, ей было всего 15 лет. Но замужество дало ей возможность больше не возвращаться в приют, когда очередным «благодетелям» надоедала их благородная, но хлопотная миссия.
Фильмы
В 17 лет Норма устраивается на работу. Это был авиационный завод Padioplane, место, где и началась ее кинематографическая карьера. В течение года Норма прилежно осваивала свои рабочие обязанности, а затем в ее судьбе произошел счастливый перелом. На завод приехали фотографы с особым заданием. Они должны были снять серию пропагандистских фотографий, необходимых для поддержания боевого духа участников Второй мировой войны. Один из специалистов, Дэвид Коновер, обратил внимание на красавицу Норму, предложил ей поработать моделью. В январе 1945 года Норма уволилась с авиазавода. Она стала позировать для Коновера, его друзей, и этим зарабатывала себе на жизнь.
Мэрилин Монро в фильме «Зуд седьмого года»
Именно Дэвид подсказал девушке, чем ей нужно заниматься дальше. Он порекомендовал красавице стать моделью, и через полгода она уже подписала выгодный контракт. В модельном агентстве решили подкорректировать внешность юной женщины, придумали для нее псевдоним. Так волосы Нормы приобрели платиновый цвет, а сама она стала называться Джин Бейкер. Невероятная красота Джин поражала воображение, женщина стала самой успешной сотрудницей модельного агентства. Миллиардер и медиамагнат Говард Хьюз, увидев Норму, предложил ей стать киноактрисой.
Бену Лайону, исполнительному продюсеру кинокомпании 20th Century Fox, не слишком нравился псевдоним Нормы. Он настоял на его изменении, так в сценическом псевдониме появилась девичья фамилия ее матери. Осталось придумать имя. Внешностью молодая женщина очень напоминала кинодиву Мэрилин Миллер. У этой звезды и решили позаимствовать громкое сценическое имя.
В течение долгого времени новоиспеченную актрису не приглашали сниматься в большое кино. Но она нисколько не расстраивалась, прекрасно понимая, что еще не готова блистать на сцене. Мэрилин упорно готовится к творческой карьере, посещает уроки танцев, вокала, изучает подробности кинопроизводства. В 1947 году контракт с ней продлили. В период второго договора актриса успела сняться в нескольких ролях. Эти работы нельзя назвать очень успешными, однако они позволили Мэрилин приобрести необходимый опыт для продвижения по карьерной лестнице.
В 1948 году актриса решила вернуться к работе в модельном агентстве. Но уже в марте ей предложили заключить контракт со студией Columbia Pictures. Работа здесь не принесла ей известности и ярких ролей. Но зато начинающая актриса познакомилась со многими знаменитостями, которые дали ей бесценные рекомендации, касающиеся образа и внешности.
Мэрилин Монро в фильме «Асфальтовые джунгли»
С 1950 года Монро вновь стала работать в студии 20th Century Fox. Здесь она получила свою первую заметную роль в фильме «Асфальтовые джунгли». Она показалась в кадре ненадолго, буквально на несколько минут. Но этого мимолетного появления было достаточно, чтобы на нее обратили свое благосклонное внимание кинокритики. Через несколько месяцев вышел еще один фильм с участием Монро. Это была картина «Все о Еве», ставшая классикой Голливуда. Пресса восторженно отзывалась о киноленте, которая сумела завоевать шесть «Оскаров». Свою порцию славы получила и юная Мэрилин.
Монро настолько привыкла к амплуа прелестной, но недалекой блондинки, что ей уже не хотелось более серьезной работы. Ее раздирали противоречия, она часто мечтала о воплощении драматического образа, но панически боялась провала. Не находилось и режиссеров, способных провести рискованный эксперимент, поскольку провальные фильмы сильно бьют по карману и репутации. И только в 1961 году, за несколько месяцев до своей кончины, актриса сыграет свою единственную драматическую роль, перевоплотившись в Розлин Тэйбер. Это был фильм «Неприкаянные», где Мэрилин создала образ умной, чувствительной девушки, которая ищет не мужа или приключений, а обыкновенное человеческое тепло и участие.
Личная жизнь
Личная жизнь кинодивы была невероятно скандальной. Ее первый брак с Джеймсом Догерти, спасший девушку от жизни в приюте, очень скоро распался. Затем она вышла замуж за бейсболиста Джо Ди Маджо. И хотя они состояли в законном браке несколько лет, уже через шесть месяцев молодые люди поняли, что совершили ошибку. Бейсболист любил актрису и очень ревновал ее. Вокруг Мэрилин всегда была толпа мужчин, смотревших на нее восхищенными взглядами. Пережить это было нелегко. Ходили слухи, что спортсмен в порыве гнева даже поднимал руки на свою жену. Гордая актриса не могла стерпеть такого отношения к себе. Муж стал ей просто неинтересен.
Мэрилин Монро с Джеймсом Догерти
В 1955 году актриса выходит замуж в третий раз. Ее избранником стал писатель Артур Миллер. Женщина относилась к нему с большим уважением и восхищением. Она хотела ребенка от этого человека, но ее попытка стать матерью не увенчалась успехом. Беременность была внематочной. Супруги прожили вместе шесть лет, затем последовал развод. Через некоторое время Артур скончался.
Мэрилин Монро с Артуром Миллером
В последние годы жизни актрисы в Америке много говорили об ее романе с братьями Кеннеди. Якобы президент США и его брат Роберт не смогли устоять перед чарами белокурой красавицы. Говорили, что Мэрилин мечтала стать первой леди государства, для этого она завязала интрижку с братом президента. Но все эти слухи никак не подтверждаются официальными источниками. Актрису считали настоящим символом женственности и красоты. В ней все было прекрасно – восхитительная фигура, ослепительная улыбка, чарующие глаза. При росте в 162 см она имела вес 52 кг.
Причина смерти
В августе 1962 года Мэрилин была найдена бездыханной в собственной спальне. Она сжимала рукой телефонную трубку. В комнате было много опустошенных пузырьков от лекарств. Имела место версия о передозировке лекарств, но были и подозрения об убийстве.
Посмертные фото Мэрилин Монро
Слухи о связях с президентом Кеннеди сделали свое дело, в обществе много говорили о политическом заказе. Но официальной версией смерти знаменитой блондинки считают самоубийство.