в какой стране зародилась спортивная гимнастика
История спортивной гимнастики
От Древних времен до Ренессанса
О пользе физических упражнений было известно еще много веков назад в Китае и Индии. Гимнастика в те времена применялась в оздоровительных целях, заниматься ей полагалось хотя бы 1 раз в день. Ушу, йога – знаменитые на сегодняшний день практики, пришедшие к нам с тех древних времен.
Значительный вклад в развитии этого спорта внесла одна из старейших цивилизаций мира – Древний Рим. В отличие от древних греков, видящих в гимнастике основу для гармонии, грации и красоты тела, римляне стремились стать быстрее и выносливее. Создание специальных средств – деревянного «коня», стенки, балок – играло не малую роль в подготовке легионеров и гладиаторов. Во время перехода к феодализму, после распада Римской империи, гимнастика утратила свою роль в жизни человека. Изменилось само мышление: стремление к отличной физической форме вызывало презрение. Лишь в эпоху Ренессанса, когда человечество стало возвращаться к античной культуре, гимнастика снова была в почете. Во многих странах стали создаваться учения о физическом воспитании. В 16 веке Иероним Меркуриалис – известный итальянский ученый-гуманист – написал свой труд «Искусство гимнастики». Томас Элиот, Франсуа Рабле, Ян Амос Коменский – это неполный список исторических личностей, внесших особый вклад в развитие физической культуры эпохи Возрождения.
Становление спортивной гимнастики
В Западной Европе гимнастика появилась с началом филантропии. Конец 18-го начало 19 века в Германии характеризуется созданием школ, основанных на этом учении. Их главной особенностью была система спортивной подготовки, основателями которой являлись Г. Фит и И. Гутс-Мутс. Проведя анализ упражнений и формы движений, они оказали большое влияние на развитие гимнастики. Завершил их работу Ф.Л. Ян, который изобрел новые снаряды и способы их применения. Он же стал создателем системы «турнен» и открыл первую открытую площадку для гимнастических занятий. Ф.Л. Ян положил начало немецкой гимнастики. Это направление основывалось на последовательном выполнении упражнений: как со снарядами, так и без них. Таким образом, проводилась не только физическая подготовка спортсмена, но и тренировка его силы воли.
Позже начали действовать закрытые спортивные залы, стали проводиться публичные гимнастические выступления. Наряду с Германией собственные системы физической подготовки создавались и в других странах. Одна из самых известных систем в мире гимнастики – шведская. Ее разработчиком был П. Линг – ученый и профессор университета. С его помощью в 1813 году в Стокгольме открылся специальный институт, обучавший студентов укреплению и развитию тела. Суть системы П. Линга заключалась в анатомическом подходе к выполнению упражнений. Симметричность и точное положение тела – были основой этого направления. Я. Линг – завершил дело отца, систематизировал гимнастику, создал особую схему урока.
Во Франции существовала другая система физической подготовки. Так как французская гимнастика формировалась и приобретала известность в период революции, она имела больше военную направленность. Ее создатель, Ф. Аморос, полагал, что физическое развитие должно основываться на навыках, пригодных для применения в жизни: бег с препятствиями, перенос «раненого», фехтование. Эти упражнения иногда проходили под военные песни, что способствовало правильному дыханию и поднятию духа.
В 1861 году в Париже учениками Ф. Амороса впервые проведены публичные соревнования. Именно эту дату принято считать отправной точкой в признании гимнастики как вида спорта. В 1881 году была создана Европейская гимнастическая федерация, что было большим прорывом в развитии спорта того времени. Сначала в ней участвовали всего три страны: Франция, Бельгия и Голландия. Однако в 1991 году, после вступления в Европейскую федерацию других стран, она была переименована в Международную Федерацию гимнастики.
Спортивная гимнастика в современном мире
С 1986 года гимнастика официально была внесена в перечень спортивных дисциплин, которые вошли в программу Олимпийских игр. Несомненно, что за все время проведения одного из самых крупных в мире соревнований, правила иногда менялись. Например, в 1928 году женщины впервые смогли состязаться на Олимпийских играх, до этого времени такая привилегия предоставлялась только мужчинам. Следующим шагом в развитии гимнастики, стало проведение Чемпионата мира. Не менее значимым стал, впервые проведенный в Англии в 1975 году, Кубок мира.
Неоспорим тот факт, что гимнастика имеет большое значение в жизни человечества, формируя правильное отношение к физическому и эстетическому воспитанию. За всю историю становления этого вида спорта, он менял свою форму и содержание. В настоящее время существует множество его разновидностей: мужская и женская спортивная и художественная гимнастика, прыжки на батуте. Большую популярность набирает также оздоровительная и прикладная гимнастика – доступный способ для улучшения и поддержания физического и эмоционального состояния.
История спортивной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы
Спортивная гимнастика — это многоборный вид спорта. Мужчины выполняют опорные прыжки и упражнения — вольные, на коне, кольцах, брусьях, перекладине. Женщины — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, гимнастическом бревне и вольные. Чтобы стать Олимпийским видом спорта, спортивной гимнастике пришлось пройти длительный путь развития.
История возникновения гимнастики
Во времена первобытного общества, в тяжелых условиях борьбы с природой, все движения человека были подчинены рациональным целям. Добывание пищи, постройка жилья, изготовление одежды — все это требовало большой двигательной активности.
Причем в процессе жизнедеятельности людям приходилось использовать множество самых разных движений: бег и ходьба, прыжки, лазание по деревьям, подтягивание, преодоление различных препятствий. Многие из этих движений позже стали основой спортивной гимнастики.
Древняя Греция
Лаконика
Древнегреческое государство Лаконика широко известно прежде всего своим главным городом Спартой и знаменитыми воинами-спартанцами. Выносливых солдат начинали готовить еще с раннего детства путем изнурительных тренировок и сурового воспитания.
С 7 лет мальчиков отдавали в специальные школы с жесткими условиями жизни. Ученикам приходилось спать на твердом тростниковом ложе, ходить босыми и полуголодными. Все это закаляло характер будущих воинов.
Афины
В Афинах придавали одинаково большое значение развитию как интеллектуальных, так и физических качеств человека. С 7 лет дети занимались в платных мусических школах, где преподавались научные дисциплины и изучались искусства. А с 12-13 лет начиналось обучение в государственных школах — палестрах (от слова «палее» — борьба).
В палестре обучались обращению с оружием: лук и стрелы, дротики, копье и т. д. А в качестве укрепления тела широко использовались физические упражнения, в том числе гимнастические. Ученики состязались в перетягивании каната, преодолении препятствий, тренировали чувство равновесия и координацию.
Древний Рим
Римская империя известна своими военными победами, а в определенный период ее армия была просто непобедимой. Это стало возможным в немалой степени благодаря отличной физической подготовке солдат.
Процесс тренировки римских легионеров включал значительные беговые нагрузки, прыжки (в том числе с шестом), игры с мячом и т. д. Гимнастические элементы применялись при форсировании препятствий, упражнениях на деревянном коне.
Древний Китай
В Древнем Китае гимнастика известна под названием ушу. Она разделялась на два направления — солин и тай-цзи.
Солин предназначалась для тренировки воинов — включала упражнения на развитие силовых качеств, скорости. Значительное место это направление ушу уделяло искусству верховой езды, начальное обучение предполагало отработку элементов на деревянном коне.
Тай-цзи, в отличие от солин, носила скорее оздоровительный характер и состояла из комплекса плавных, медленных движений. В настоящее время тай-цзи приобрела популярность не только в современном Китае, но и в Западном мире.
Древняя Индия
В Древней Индии зародилось свое особое направление гимнастики — йога. Это большой комплекс психофизических упражнений, предполагавший развитие не только тела, но и духа.
Йога зародилась еще в III тысячелетии до нашей эры и с тех пор совершенствовалась, вбирая новый опыт и знания. Упражнения способствуют развитию гибкости, выносливости, имеют оздоравливающий эффект.
Первые труды о гимнастике
Сведения о развитии гимнастики средневекового периода можно почерпнуть из трудов французского писателя Франсуа Рабле (1494-1553 гг.). Он рассказывает о системе физического воспитания в дворянских школах Европы, включавшей в себя упражнения с гантелями и на перекладине, акробатические элементы, лазание по канату и шесту.
Большую ценность для истории гимнастики имеет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606 гг.) «Об искусстве гимнастики» в 6 томах. Он выделил три направления в гимнастике — военное, врачебное и атлетическое. Меркуриалис попытался возродить популярность гимнастики древних времен, но ему это не удалось, в немалой степени из-за возникшего тогда в обществе увлечения акробатическими упражнениями.
Арканджелло Туккаро (1538-1616 гг.) стал автором первого практического пособия по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Книга была издана в 1599 году во Франции. Туккаро описал все известные на то время акробатические упражнения с пояснениями по технике исполнения.
Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) — чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель. Известен как популяризатор гимнастики, внесший большой вклад в разработку методики гимнастики. Им были выдвинуты принципы, заложившие основу физического воспитания: сознательность и активность, наглядность, постепенность, систематичность, многократное повторение.
Епифаний Славинский (1600-1675 гг.) — иеромонах Русской православной церкви, русский богослов, философ и переводчик, известный своими учеными трудами. Он рассматривал физические упражнения с точки зрения их воспитательной ценности, в том числе подверг педагогическому анализу многие гимнастические упражнения.
Джон Локк (1632-1704 гг.) — английский педагог и философ, считал, что познания об окружающем мире человек получает через ощущения, и поэтому важно развивать органы чувств. Также им был предложен спортивно-игровой метод для быстрого освоения знаний учащимися. Особую роль Джон отводил закаливанию и воспитанию дисциплины.
Развитие гимнастики в Новое время
В Новое время гимнастика продолжила активно развиваться. Ее внедрение в систему физического воспитания способствовало широкому распространению в обществе. Идеи Локка и Коменского о гармоничном развитии человека реализовывались на практике с помощью обучения детей и юношества гимнастическим упражнениям.
Жан Жак Руссо
Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) полагал, что подготовка ребенка к жизни должна включать в себя тренировку духа и тела с помощью закаливания, физических упражнений.
Большое значение философ придавал развитию функций органов чувств, приобретению ребенком двигательного и нравственного опыта, испытанию силы воли. Среди практических мер реализации своих идей Руссо предлагал физическую нагрузку: гимнастику, бег, прыжки. А для повышения мотивации и заинтересованности детей использовать игры и состязания.
Иоганн Генрих Песталоцци
Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) видел своей миссией просвещение и развитие детей из бедных семей. Для упрощения обучения Песталоцци во всех областях знаний выделял немногие главные элементы, отталкиваясь от которых, давал уже более широкую картину.
В системе физического воспитания педагог в качестве такого простого основополагающего элемента считал сустав, для каждого из которых разработал упражнения. Начиная с загрузки одного сустава, Песталоцци постепенно подключал упражнения с одновременным участием остальных суставных элементов. По сути это было развитием координации, что является главной целью гимнастики.
История национальных систем гимнастики
Немецкая система гимнастики
Среди немецких ученых, оставивших заметный след в развитии гимнастики, можно выделить Фита, Гутс-Мутса, Яна, Шписсса.
Герхард Ульрих Антон Фит
Учитель немецкого языка и гимнастики, Герхард Ульрих Антон Фит (1763-1836 гг.), собрал и систематизировал всю известную на то время информацию из области физической культуры. Результаты свой работы он изложил в фундаментальном труде «Опыт энциклопедии физических упражнений». Также ученый предложил определение понятия «физическое упражнение».
«Физическое упражнение — это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего».
Герхард Ульрих Антон Фит
Фит внес значительный вклад в разработку методики проведения занятий. В частности, он предложил тренировку элементов вольтижировки с помощью упражнений на деревянном коне и брусьях.
Иоганн Христофор Гутс-Мутс
Немецкий педагог, Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759-1839), развивал свою систему гимнастики под влиянием поражения Пруссии в войне с наполеоновской Францией.
Поэтому спортивная подготовка сочеталась с военной (маршировка, специальные военные упражнения). В системе использовались прыжки (в длину, высоту, с шестом), длительная ходьба, бег с препятствиями, метания предметов, лазания по канату, упражнения на бревне. Важным элементом обучения были наглядность и участие в соревнованиях.
Идеи Гутс-Мутса использовались не только при развитии немецкой, но и шведской системы гимнастики.
Иоганн Фридрих Людвиг Кристофер Ян
Фридриха Людвига Яна (1778-1852 гг.) считают «отцом современной гимнастики». Своей системе он дал название «турнен», что переводится с немецкого как «изворотливость». Ученый разработал 24 группы упражнений, как со снарядами, так и без них.
Обязательной частью системы стала состязательность, что повысило интерес к гимнастике среди молодежи. Ян большое внимание уделял технике выполнения упражнений, требуя от учеников точности, четкости движений, правильности линий тела. Носки ног должны быть оттянуты, а осанка сохраняться прямой. Тем самым зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.
Курс гимнастики делился на два периода:
Адольф Шписс
Гимнастика в стране набирала популярность, желающие заниматься организовывали союзы и общества. Правительство сочло нужным ввести занятия гимнастикой в практику школьного обучения.
На этом шаге активно настаивал Адольф Шписс (1810-1858 гг.) — преподаватель гимнастики, истории и пения. Он разделял идею Песталоцци о том, что занятия гимнастикой способствуют выработке трудовой дисциплины у детей.
Шписс обобщил опыт предшественников и выпустил собственный труд «Учение о турненском искусстве», где описал, в том числе, разработанные им самим упражнения в висах и упорах.
Занятия проходили под музыкальное сопровождение, что делало уроки более увлекательными. Упражнения строились с расчетом загрузки всех групп мышц при возрастающей сложности. Для каждого ученика устанавливалась своя норма, с учетом его сил и возможностей.
Французская система гимнастики
Гимнастика во Франции получила развитие благодаря возросшей привлекательности армии. Гимнастические упражнения начали использоваться в качестве подготовки к военной службе. Французская молодежь объединялась в команды, которые занимались спортом, организовывали военизированные игры.
На основе этих команд Наполеон создал школьные батальоны, ставшие армейским резервом. Это начинание не угасло и после окончательного поражения Наполеона.
Развитием гимнастической подготовки во французской армии занялся полковник Дон Франциско Аморос (1770-1848 гг.). В 1830 году он выпустил «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному», а также атлас с комплексами упражнений. Система гимнастики Амороса продолжала и развивала идеи Локка, Руссо, Песталоцци.
Шведская система гимнастики
Развитию гимнастики в Швеции положил начало Пер Хенрик Линг (1776-1839 гг.). Он обучался в Институте для детей и взрослых в Копенгагене, который был первым учебным заведением по физическому воспитанию. Получив большие знания и опыт в этой области, Линг в 1813 году открыл в Стокгольме Центральный Королевский институт гимнастики. Заслуги Линга признала Шведская академия, избрав его в 1835 году своим членом.
Сын Пера Хенрика Яльмар пошел по стопам отца. Именно ему принадлежит изобретение знаменитой шведской стенки и идея других снарядов: плинт, специальная скамейка, двойной бум.
Занятия по системе Лингов делились на 16 частей, которые шли в строго установленной последовательности. Тренировка содержала разные по направленности упражнения: для мышц ног и живота, на формирование правильной осанки, для развития равновесия и укрепления дыхательной системы.
Главной целью своей системы Линги считали достижение гармонии человеческого тела. Среди плюсов шведской гимнастики можно выделить ее явный оздоровительный эффект, большое разнообразие упражнений, возможность воздействовать на определенную группу мышц. Благодаря своим достоинствам и новизне система Лингов быстро распространилась во многих европейских странах.
Однако некоторые специалисты отмечали минусы шведской гимнастики. Так, Лесгафт и Демени, считали, что данная система не вполне учитывает анатомию и физиологию человека, не несет воспитательную функцию.
Австрийская и датская система гимнастики
В Австрии один из самых известных специалистов по физическому воспитанию Карл Гаульгофер (1885-1941 гг.) совместно с Маргаритой Штрайхер разработали одну из самых совершенных систем школьной гимнастики. Она учитывала пол и возраст детей, преследовала, прежде всего, оздоровительные и общеукрепляющие цели.
Датская система гимнастика, созданная Нильсом Буком (1880-1950 гг.), вобрала в себя шведский опыт. Нововведением здесь стал поточный метод выполнения упражнений, повысивший тренировочную нагрузку.
Сокольская система
Данная система появилась в 1860-х годах в Чехии. Гимнастика была создана обществом «Сокол», которое считалось центром борьбы за освобождение из-под власти Австро-Венгерской империи. В «Соколе» занимались воспитанием патриотического духа чешской молодежи, укреплением физической формы. Одним из средств служила гимнастика.
Сокольская система создавалась профессором Пражского университета Мирославом Тыршом (1832-1884 гг.). Он преподавал эстетику, поэтому в разработанных им гимнастических упражнениях прослеживается стремление к красоте формы и стиля. Элементы объединялись в комбинации с резкими прямолинейными движениями. Тырш уделял внимание красоте переходов из одного положения в другое.
В Сокольской гимнастике более активно задействовались предметы: палки, булавы, гантели — у мужчин; ленты, шарфы — у женщин. Гимнастические занятия, по сути, превращались в красочные увлекательные представления. Упражнения выполнялись под музыку, зачастую принимая среднюю форму между спортом и танцами.
Гимнасты носили одинаковую спортивную форму. Таким образом, Сокольская система способствовала развитию не только координации, быстроты, ловкости, но также эстетики, стиля.
Занятия включали четыре группы упражнений:
Начинались занятия с разминки (ходьба, бег, махи руками и ногами), а завершались обязательно восстановительными простыми упражнениями, дыхательной гимнастикой.
Становлению гимнастики как вида спорта способствовали соревнования, которые в Чехии стали проводиться с 1862 года. Постепенно совершенствовались программы выступлений, правила состязаний. Помимо собственно гимнастических упражнений, соревнования включали легкоатлетические виды: бег на спринтерскую дистанцию, различные прыжки, толкание ядра и другие.
Становление спортивной гимнастики
Чемпионы Европы
Лариса Латынина завоевала 5 золотых медалей во всех дисциплинах: многоборье, опорный прыжок, брусья, бревно, вольные упражнения.
История возникновения и развития гимнастики
Принято думать, что местом возникновения гимнастики является древняя Греция. Однако здесь речь скорее идет о сформированной древними греками концепции физического воспитания. Самостоятельные гимнастические элементы и комплексы появились задолго до н.э. Например, в Китае издавна уделяют особое внимание развитию равновесия, растяжки и силы. В древней Греции гимнастикой называли физическую культуру в целом. В нее входили борьба, атлетика, верховая езда, гиревой спорт, бег, плавание и т.д. Даже являясь соперниками в философских вопросах, Гомер и Платон сходились во мнение о том, что регулярные занятия и тренировки способствуют как физическому, так и умственному здоровью.
Существуют две теории происхождения термина «гимнастика»:
Не всегда и не во всех культурах гимнастика считалась благом. Так первые христиане называли гимнастические упражнения сатанинским занятием. Они считали, что в этом случае человек создает себе культ тела и не развивается духовно. В 4 веке физическое воспитание с элементами гимнастики в Христианстве было под строгим запретом.
Древнеримская история возникновения гимнастики содержит информацию о прототипах современных спортивных снарядов. Подобие гимнастического коня римляне применяли для обучения навыкам езды верхом.
Новый виток интереса и повышенного внимания к гимнастике начинается в Европе по времена Ренессанса. Выдающиеся деятели того времени называют гимнастику великолепным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека.
В Европе интерес к гимнастике, как системе упражнений, появляется во времена Ренессанса.
С течением временем римляне разработали теорию гимнастики и описали основы европейского физического воспитания. Временем формирования первых элементов спортивной гимнастики в Европе можно считать 16-17 века. Именно тогда было очень модно заниматься «вольтижировкой». Это акробатические упражнения, сложные прыжки, лазания по канату, элементы на координацию и т.п.
История развития гимнастики в Европе
Германия стала родиной возникновения современной спортивной гимнастики. Немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян в конце 18 — начале 19 веков разработал систему физического национального развития и основал первое в Европе спортивное гимнастическое сообщество. В начале 1800-х он основал первую школу гимнастики, а также в соавторстве со своим учеником Эрнстом Айзеленом издал книгу. В этой книге он называет физические занятия неотъемлемой частью общеобразовательного процесса и становления личности и приводит примеры и правила выполнения многих гимнастических упражнений. Примерно в это же время начинают проводиться первые соревнования гимнастов.
По примеру Германии другие европейские страны стали разрабатывать национальные системы не только общеобразовательного, но и физического образования. Общий набор гимнастических упражнений включал прыжки и элементы с использованием снарядов. Вольные выступления в те времена не признавались гимнастикой. Они вошли в гимнастическую систему гораздо позже.
Первыми последователями Германии стали Швеция, Французская Республика и Чехия. Постепенно подтягивались и другие страны.
Именно в шведской современной гимнастике впервые было уделено внимание вольным упражнения и соревнованиям. История гимнастики 19 века была отмечена явным противоборством между немецкой и шведской школами. Немцы предпочитали силовые элементы на гимнастических снарядах, шведы продвигали вольные выступления. В это время постоянно менялись требования к набору гимнастических элементов и правила их выполнения.
В середине 19 века появляются первые спортивные залы в помещениях, начинают проводиться первые официальные состязания. Гимнастика становится общепризнанным видом спорта. Начиная с середины 19 века не только в Европе, но и в Америке отмечается невероятный «гимнастический» ажиотаж.
Следующие 100 лет можно назвать гимнастической эрой. Изначально программа состязаний, требования к оценке и месту проведения очень сильно отличались от современных. В основном состязания проходили под открытым небом, очень сильно разнились размеры и вид снарядов, сборным разрешалось привозить и выступать на собственном «оборудовании».
В период до II мировой войны самые успешные спортсмены представляли Германию, Швецию, США, Чехословакию. Эру спорта в целом и гимнастики в частности прервала война.
В 50-х годах 20 века яркими выступлениями на соревнованиях выделялись японские гимнасты и представители Советского Союза. Спортсмены этих стран стремительно ворвались в гимнастическую элиту и оставили в ней значимый след. Невероятная Полина Астахова на трех олимпийских играх подряд взяла 5 золотых медалей. После раскола СССР сильные школы сохранились в Украине, Беларуси и России.
Международная федерация гимнастики (IFG)
В бельгийском Льеже в 1881 году состоялся конгресс, посвященный развитию спортивной гимнастки. Бельгиец Н. Куперус предложил создать Европейскую гимнастическую ассоциацию, призванную объединить Бельгию и соседей. Ассоциация разрабатывала требования и правила соревнований, принципы выставления оценок и т.п. С течением времени к ассоциации присоединились многие страны Европы, а в 1921 году – страны остального мира. Именно тогда она изменила название и стала именоваться Международной федерацией гимнастики.
Помимо Международной федерации существует Европейский гимнастический союз (UEG). Он был организован в 1982 году. Союз проводит независимые Чемпионаты Европы.
Штаб-квартира Союза, объединяющего 46 стран, находится в Лозанне. UEG организовывает чемпионаты Европы, фестивали и другие мероприятия.
Ни одни летние Олимпийские игры не обходятся без гимнастических дисциплин. Современную гимнастику по праву называются одним из самых зрелищных и захватывающих видов спорта.