в какой стране зарегистрирован яндекс такси
Владельцы и руководство Яндекс GO Такси
Сегодня Яндекс Такси активно трансформируется и изменяется. Из классического агрегатора сервис превращается в более масштабную и разноплановую платформу. Но под чьим руководством происходят все эти трансформации? Информации о руководстве и собственниках Яндекс Такси в открытых источниках не так много. Разберёмся, кем и когда был основан сервис, кто собственник и генеральный директор Яндекс Такси, почему происходят такие серьёзные изменения.
История создания бренда Яндекс Такси
Сервис заказа машин под эгидой Яндекс был запущен в октябре 2011 году. Эта дата и считается временем основания крупнейшего российского агрегатора. Местом запуска сервиса стала Москва.
В открытых источниках и интервью указывается, что создатель сервиса — Аркадий Волож — с его именем связывают реализацию идеи создания сервиса по заказу машин. Основатель Яндекс Такси не придумал ничего нового, он просто реализовал в России набирающую популярность концепцию заказа такси, взяв за основу модель крупнейших агрегаторов США.
Первые годы своего существования Яндекс Такси развивался в рамках работы классического агрегатора — сервис предоставлял доступ для таксопарков, водителей и пассажиров к программе обработки и распределения заказов. Успешная модель позволила планомерно расширять географию охвата работы сервиса, ежегодно включая всё новые города и населённые пункты России и стран ближнего зарубежья.
В 2018 году после создания объединённой с Uber структуры пост генерального директора Яндекс Такси занял Тигран Худавердян. В структурах корпорации он работал с 2006 года, в разное время занимаясь руководством различных направлений — браузер, навигатор и т. д. С 2014 года он руководил направлением такси.
После объединения с Убер в российской корпорации начали реализацию более масштабного проекта — включения в сервис заказа такси нового, набирающего силу направления доставки еды, продуктов и других вещей.
С 2017 года в рамках реализации этого проекта Яндекс начинает развивать фудтех-сервисы по доставке блюд из ресторанов и продуктов из магазинов. В 2018 году запускается сервис Еда (заказ блюд из ресторанов), через год стартуют ещё 2 проекта — Лавка (заказ продуктов) и Шеф (заказ продуктовых наборов с рецептами для самостоятельной готовки).
Следующим важным событием с истории создания и развития компании стал запуск Яндекс Go. Произошло это событие летом 2020 года.
Этим шагом корпорация вывела на новый качественный уровень направление заказа такси и доставки. Теперь эти услуги позиционируются как неразрывная и взаимосвязанная экосистема, работа которой обеспечивается через единую программную платформу Go.
Кому принадлежит Яндекс Такси
Достижения на рынке транспортных услуг компании-агрегатора «Яндекс.Такси», которой за 8 лет удалось из никому не известного сервиса стать лидером сегмента в Москве и ещё в 300 городах России и мира, давно вызывает повышенный интерес у публики. Причём не меньше, чем технология успеха, привлекает внимание и фигура его вдохновителя — владельца Яндекс Такси, которым считается его генеральный директор. И хотя в мае 2019 г. на этом посту произошли изменения, все главные события последних 5 лет в жизни сервиса связаны с именем Тиграна Худавердяна.
Почему сервис Яндекс Такси так популярен
Яндекс Такси — высокотехнологичный агрегатор, обеспечивающий взаимодействие клиента и транспортной компании. Переведя оказание услуг в интернет-пространство, он совершил революцию в этой области, оптимизировав все процессы деятельности таксопарков от момента заказа автомобиля до способов расчёта за поездку. Установка специализированного приложения на мобильное устройство открывает для клиента доступ ко всему спектру услуг, предоставляемых компанией. Востребованным Яндекс Такси стало благодаря следующим факторам:
Всё это избавляет заказчика от необходимости «висеть» на занятой линии, пытаясь дозвониться диспетчеру, или тратить время на ожидание автомобиля. Появление Яндекс Такси обеспечило высокий уровень обслуживания, скорость и безопасность поездки, её комфорт, экономию нервов и времени.
А объёмы перевозок сделали возможным и снижение стоимости за услуги, что ещё больше способствовало востребованности сервиса.
История создания
Яндекс Такси появился 26 октября 2011 г. в Москве как один из сервисов материнской компании ООО «Яндекс» благодаря реализации замысла одного из сооснователей глобального поисковика Аркадия Воложа. Под руководством его старшего сына Льва Воложа, назначенного на должность генерального директора сервиса, был произведён старт и осуществлён весь начальный организационный период работы агрегатора. При этом первый год сервис предлагал свои услуги бесплатно, а комиссия была введена лишь в 2012 г.
Человек, которому принадлежит заслуга глобального успеха компании, был назначен на должность генерального директора в 2014 г., когда перед сервисом встали задачи по расширению территории обслуживания. Тигран Оганесович Худавердян оказался талантливым хозяином и организатором, распространившим деятельность агрегатора на более 200 городов России, а с 2016 г. выведшим его и на международный уровень.
Он не относился к числу предпринимателей, приходящих на всё готовое с улицы, а вырос в компании «Яндекс», где работал с 2006 г. Родившийся 28 декабря 1981 г. в Ереване, он окончил МГУ им. Ломоносова (физический факультет, кафедра низких температур и сверхпроводимости) в 2004 г. Некоторое время посвятил предпринимательской деятельности, открыл интернет-магазин, написал книгу. Но полностью его таланты раскрылись в компании «Яндекс». Он руководил направлением мобильных и программных продуктов, участвовал в разработке «Яндекс.Браузера» и «Навигатора».
Под его руководством блок «Такси» стал осваивать регионы, была введена программа «Яндекс.Таксометр», появилась услуга переадресации звонков и усилилась защита данных клиента. С этого же времени были введены обязательные экзамены для водителей на знание сервиса и региона, в котором им предстояло работать. За 5 лет обучение (только в Москве) прошли более 30 тыс. таксистов, установлены партнёрские отношения с 450 таксопарками, зона обслуживания охватила 18 стран, включая Израиль, Финляндию, Гану, Кот-Д’Ивуар и 12 бывших республик Советского Союза.
22 мая 2019 г. Тигран Худавердян был повышен до должности управляющего директора всех компаний системы «Яндекс», что открыло новые перспективы для его профессионального и личностного роста.
Кто руководитель Яндекс Такси
Юридическим собственником «Яндекс.Такси» является ООО «Яндекс» — частная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Ей принадлежит 99% уставного капитала. Агрегатор вписан в общую систему материнской компании, в его деятельности активно используются поисковые данные с сервисов «Карты», «Навигатор» и др. Должность генерального директора в СМИ часто совмещается с понятием «владелец», что не соответствует истине. Скорее это ключевая фигура, от которой зависит стратегия развития сервиса и принятие решений по основным направлениям.
Сегодня эту должность занимает Даниил Владимирович Шулейко.
Краткая биография
Даниил Шулейко родился 22 сентября 1988 г. в пос. Большой Камень под Владивостоком. Когда ему было 9 лет, семья переехала в Москву, где, окончив школу, юноша поступил в Московский инженерно-физический институт на факультет автоматики и электроники. К моменту окончания учёбы в 2011 г. он уже год работал менеджером по маркетингу в компании Delivery Club, где быстро выдвинулся в число лучших сотрудников. Его активная деятельность была отмечена основателями компании, и в 2014 г. он получил долю в бизнесе.
Когда в 2015 г. Delivery Club была куплена компанией Foodpanda, Даниилу было предложено место в центральном берлинском офисе новых владельцев. Однако в качестве продолжения карьеры он выбрал сотрудничество с «Яндекс», где получил работу директора по маркетингу.
В 2018 г. стал управляющим и операционным директором, а в мае 2019 г. — генеральным директором «Яндекс.Такси». В том же месяце Forbes включил Даниила Шулейко в список «30 до 30» в категории «Управление бизнесом». В его лице руководство компанией продолжило традицию подготовки руководящих кадров внутри собственного коллектива.
Личная жизнь
Если о предшественнике Даниила — Тигране Худавердяне — сообщалось, что он увлечённо занимается фотографией, а также воссоздаёт старинные часы, то о Шулейко подобная информация отсутствует. Он женат, у него есть дочь, но данные о них не афишируются.
Кому принадлежит Яндекс
Бренд “Яндекс” известен почти всем россиянам. Даже у маленьких детей есть ассоциации с этим словом. Яндекс — крупная корпорация, которая занимается развитием различных направлений деятельности. Это давно не просто поисковик, а многопрофильная компания.
Кому принадлежит Яндекс, кто фактически им управляет, история появления компании и развития на российском рынке. На Бробанк.ру — полная информация о самой динамично развивающейся организации рынка и о сервисах, которые она предлагает.
Кому принадлежит компания Яндекс
Начнем с самого главного — кому принадлежит Яндекс и все его сервисы. Для многих Яндекс — это поисковик, ну и в последнее время — такси. На деле же в структуру входят несколько десятков проектов, которые формируют прибыль компании. И все проекты можно назвать современными и высокоинтеллектуальными.
ООО Яндекс — российская организация, но ее основное юридическое лицо зарегистрировано в Нидерландах. По словам представителей организации фирма работает в полном соответствии с законами РФ и разрабатывает продукты для российского рынка. Но акционеры как юридические лица зарегистрированы в Нидерландах, так как местное законодательство проще и правильнее.
Ключевым полем деятельности Яндекса является Россия, но работа также ведется в других странах.
Собственником компании Яндекс является транснациональная компания Yandex N.V. Яндекс — общество с ограниченной ответственностью, его структура собственников по последним данным такая:
Аркадий Юрьевич Волож — основатель и генеральный директор Яндекса, он же имеет больше всего голосов. Находится в российском списке Форбс с состоянием в 1,5 млн. долларов.
История возникновения Яндекса
Будущая корпорация зародилась в 1989 году. Тогда эта была небольшая фирма CompTek, которая продавала компьютеры, основателем как раз и стал Аркадий Волож. Название “Яндекс” появилось в 1993 году — компания создала программу поиску для жесткого диска. В целом с этого все и началось.
Начало создания поисковика для интернета датируется 1995 годом, сама же поисковая система была анонсирована только в 1997 году. И всего за два года поисковик Яндекс вошел в десятку самых популярных сайтов российского интернета.
В 2000 году компания Яндекс отделилась от родительской CompTek. Она была зарегистрирована на Кипре, в России же по документам работала дочерняя компания кипрского Яндекса.
В 2012 году вышел законопроект, согласно которому сервис Яндекс был признан стратегическим предприятием, которое занимается трансляцией информации.
До 2012 года единственным направлением деятельности компании был поисковик Яндекс, но с 2013 года организация решила брать новые векторы деятельности, развиваться и в других направлениях. Первым таким продуктом стал сервис прогноза погоды, который давал информацию с точностью до дома. Следом в 2016 была запущена лента рекомендаций Яндекс Дзен, которая в итоге стала отдельным значимым проектом,
На сегодня в Яндекс входят несколько десятков сервисов различной направленности. Компания постоянно экспериментирует, работает в разных направлениях. Какие-то проекты в итоге закрываются, не став востребованными, а какие-то “выстреливают” и приносят компании большие деньги.
Последняя новинка компании — платежный сервис Yandex Pay, который был запущен в марте 2021 года. Пользователь может внести данные карты в систему и после расплачиваться ею в любых магазинах.
Первые лица
Яндекс — огромная корпорация с разными направлениями деятельности, и за каждое отвечает определенная команда лиц. Есть и верхушка правления, главными лицами Яндекс признает 13 человек:
Примечательно, что команда Яндекса и его первые лица — это молодые люди. Компания современная, дает раскрываться всем вне зависимости от возраста и прошлой деятельности.
Самые крупные проекты Яндекса
Конечно, на первом плане — поисковик Яндекса, который приносит компании львиную долю прибыли. Именно это — основной проект, в который вкладывается больше всего сил. Фактически ключевая прибыль компании формируется за счет рекламодателей поисковика Яндекс и ленты рекомендаций Яндекс Дзен.
Другие наиболее крупные для компании проекты:
Также есть Погода, Яндекс Диск, Услуги, Яндекс Авто и Недвижимость, Мессенджер, Объявления, Авто.ру, Услуги, Афиша и многое другое. Вот некоторые из них:
Есть и сервисы для бизнеса, которые также принадлежат Яндексу. Вот некоторые из них:
Яндекс Деньги больше не существует
Многих сейчас волнует вопрос, кому принадлежит сервис Яндекс Деньги, который с недавнего времени канул в Лету. Это крупная электронная платежная площадка, которой пользовались миллионы граждан.
С начала 2021 года Яндекс Деньги был ликвидирован в связи с покупкой сервиса Сбербанком (хотя и ранее значительная часть сервисы принадлежала Сберу). Теперь сервис на 100% стал собственностью Сбера, и название Яндекс стало неоправданным. В итоге произошел ребрендинг, платежная система стала называться Юмани.
Для самих же пользователей электронных денег ничего не поменялось. Они как и раньше могут пользоваться площадкой, просто она отделилась от Яндекса и его сервисов. Пользователей попросили сменить данные для авторизации и переустановить мобильное приложение. Все продукты, услуги и условия обслуживания остались прежними.
Страны и города присутствия Яндекс GO Такси
Быстрое такси от Яндекса приезжает в среднем через 4-5 минут, а пользователь может отслеживать маршрут поездки при помощи карты. Благодаря этому и другим бонусам сервис приобрел популярность у пассажиров. Зона покрытия постоянно растет, а услуги совершенствуются. Список стран, городов и регионов, где работает Яндекс Такси, постоянно растет.
Как расширялась зона покрытия Яндекс Такси за историю компании
Прежде чем перечислять, в каких городах и странах есть Яндекс Такси в 2020 году, вспомним историю компании и этапы, которыми расширялась ее зона действия.
Сервис начал функционировать в 2011 году в Москве. На начальном этапе в компании было задействовано порядка 1000 водителей из столицы России (из разных автопарков), но по мере роста популярности приложения их становилось все больше и больше. Увеличивалось количество довольных пассажиров, а автомобилистов привлекала возможность дополнительного заработка. Сеть Яндекс Такси постепенно распространилась на другие города и страны.
Первыми в списке оказались города-миллионники и Московская область.
В 2015 году с компанией сотрудничали уже более 30000 водителей и примерно 450 таксопарков России. Далее настал черед освоения менее крупных городов с численностью до 1 миллиона человек.
К концу 2016 года услугами Яндекс Такси пользовались жители порядка 50 городов страны, а в 2018 — более 120. В том же году компания успешно вышла на мировой уровень, организовав свою деятельность в других странах.
В 2018 году Яндекс Такси и Убер объединились на территории России и некоторых соседних стран. По итогам 2019 года совместная компания заняла более четверти российского рынка по данным Аналитического центра при Правительстве РФ.
Рынок такси в России на конец 2019 года. Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ
В каких городах и регионах России работает Яндекс Такси в 2020 году
В перспективе руководство компании планирует открыть филиалы в каждом регионе России. На 2020 год только крупных городов присутствия Яндекс Такси уже более 300.
В своей работе сервис ориентируется на такие критерии, как высокоскоростной мобильный интернет и распространение современных смартфонов среди населения России. Одна из основных задач компании — совершенствование приложения, чтобы обеспечить его стабильное функционирование в любых условиях.
В августе 2020 года было запущено приложение Яндекс GO, которое позволяет не только заказывать такси, но и еду, доставку продуктов, грузоперевозки и пр.
В каких странах работает Яндекс Такси на 2020 год
Наряду с масштабным распространением Яндекс Такси на территории России, сервис начал осваивать другие страны.
В 2016 году в числе первых оказались Грузия, Казахстан, Украина (год спустя работа была приостановлена) и Армения.
В 2017 году за ними последовала Молдавия, а в 2018 году сеть распространила обслуживание на такие страны, как Узбекистан, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Израиль и др.
Примерно в это же время компания начала свою деятельность в Африке, а точнее в Абиджане — столице государства Кот-д’Ивуар.
К середине 2019 года услуги Яндекс Такси стали доступны жителям Ганы и Румынии.
В общей сложности сейчас сервис находится в почти двух десятках стран. По словам руководства, «в дальнейших планах — весь оставшийся мир».
«Людям запретят водить машины»: чем займется «Яндекс.Такси» после смены гендиректора и почему компании не страшен Сбербанк
«Яндекс.Такси» для российского поисковика — второе направление, которое стало приносить миллиард долларов в год. В конце весны в «Яндекс.Такси» неожиданно сменился гендиректор. Место Тиграна Худавердяна занял Даниил Шулейко, до этого управляющий и операционный директор сервиса.
На момент назначения Шулейко было 30 лет. Он один из самых молодых руководителей крупной российской технологической компании. Весной российский Forbes включил его в список самых перспективных молодых россиян «30 до 30».
Путь к новой вершине российского бизнеса занял у Даниила 9 лет: в 2010 году он устроился в тогда еще мало кому известный стартап Delivery Club на зарплату в 30 000 рублей. Теперь он топ-менеджер в сегменте, в котором совершаются главные сделки российского хай-тека. Только в этом году Сбербанк и Mail.ru объявили о создании совместного предприятия в сфере такси и фудтеха, а «Яндекс.Такси» договорился о покупке активов группы «Везёт», одного из крупнейших своих конкурентов. Дополнительное внимание к сфере обеспечили власти разных уровней, желающие поменять правила игры в такси и фудтехе.
Быстрый карьерный рост не мешает гендиректору «Яндекс.Такси» в беседе легко переходить с «вы» на «ты» (при подготовке интервью для Forbes это произошло на второй встрече). Шулейко говорит, что он еще молод для общения на «вы».
— В конце мая ты превратился из управляющего директора «Яндекс.Такси» в гендиректора сервиса. Как после этого изменилась твоя жизнь?
— Я точно стал меньше спать.
— Сколько теперь?
— Часов по пять в будни и часов по восемь в выходные. Если сравнивать «до» и «после», теперь я глубже вовлечен в ряд вещей, например технологии: если раньше общался с разработчиками два-три раза в неделю, то сейчас — два-три раза в день. Когда происходит форс-мажор, получается так: остается еще не законченная работа, а к ней добавляется много новой. В такие моменты обычно бегаешь по потолку.
Новая структура «Яндекс.Такси»
— По всей видимости, нужен новый управляющий директор?
— Не думаю. Прошлая моя роль была слишком большой. Удобнее было ее «распилить» на несколько маленьких частей, что мы, собственно, и сделали. Теперь снова есть директор по маркетингу — это Даша Золотухина, хотя последние несколько лет такая должность не существовала. У компании появился человек, который отвечает за все водительское сообщество, начиная от службы поддержки и заканчивая программой лояльности, — это Дима Масюк. И так по многим направлениям.
— То есть строится другая структура?
— Да. Компания растет, фокус должен меняться.
— Почему новая структура более эффективна, чем старая?
— В двух словах сложно объяснить. Потому что сейчас такую можно построить. Что еще изменилось [в жизни]? Две вещи: первая — работа стала очень одинокой, потому что ты самый большой начальник большой организации и в твои обязанности теперь входит принимать последнее, самое важное решение. Тебе сложно советоваться. Раньше мы с Тиграном [Худавердяном] играли в эту игру вместе и могли обсуждать общую картину. Сейчас я, конечно, тоже могу к нему обратиться, но у него вагон своих новых задач, так что дергать его лишний раз не хочется. Ну и для меня важна не структура, а люди в ней. Меня окружает команда, каждый член которой в чем-то сильнее меня, сильнее других. Это важно. А структура — это просто какой-то оргчарт.
— А вторая?
— Раньше мне могли доверить какую-нибудь задачу, и я мог увлечься, заиграться. Теперь же я сам должен останавливать всех заигравшихся.
— Одиночество руководителя — это нормально или с ним надо бороться?
— Я пытаюсь формировать зоны ответственности у сотрудников, чтобы по каждой проблеме было с кем спорить. Кроме того, стараюсь работать не как начальник с подчиненными, а выстраивать товарищеские отношения. То есть вовлекать в дискуссию. И готов услышать, что придумал глупость. Когда я только пришел в «Яндекс», мне этот подход привил Грег (Абовский — операционный и финансовый директор «Яндекса». — Forbes), он тратил на меня свое время, которое стоило гораздо больше, чем я зарабатывал. Теперь я пытаюсь культивировать это на всех уровнях, призываю спорить, сомневаться, даже когда уже приняты решения. Говорю: постоянно сомневайтесь в решении.
Изменится ли стратегия «Яндекса»?
— Следует ли ожидать изменений в стратегии «Яндекса» после того, как вторым человеком в компании стал бывший гендиректор «Яндекс.Такси»? Стоит ли теперь ожидать усиления позиций твоего подразделения?
— Мне кажется, Тигран много приносит в «Яндекс» из культуры «Яндекс.Такси». Но вопрос про «Яндекс» лучше задать ему самому. Я уж не знаю, что он там придумал. Что-то придумал, наверное.
— «Ведомости» писали, что эта кадровая перестановка — свидетельство изменения в стратегии.
— «Яндекс» сегодня — это такая российская Кремниевая долина. Очевидно, что «Яндекс» продолжит делать то, что делал всегда, — массовые продукты, добавляющие value, основанные на технологиях, а также, конечно, продолжит расширяться. Если десять лет назад «Яндекс» — это был только поиск, то сегодня это супербольшой поиск, который до сих пор, на 23 году своей жизни, продолжает показывать очень серьезные цифры по динамике роста. Еще есть очень серьезное «Такси». Это две супербольшие ноги у компании. Есть ноги поменьше: это направление вертикалей (Auto.ru, «Яндекс.Недвижимость»), есть «Яндекс.Плюс», который летом отчитался о 2 млн подписчиков. Интересно, что даже внутри одного сегмента мы не можем остановиться и все время добавляем новые и новые сценарии. Например, «Еда» (входит в «Яндекс.Такси») начиналась с простой навигации по ресторанам, потом мы решили сделать доставку, подключили производство своей еды — «Яндекс.Шеф», летом открыли доставку продуктов «Яндекс.Лавка». Это ответ на еще один сценарий про еду. Очевидно, что мы пойдем дальше в каждом секторе. В сценарии, которые будут выстреливать, будем вкладывать больше денег.
— Сейчас «Яндекс.Такси» выступает учредителем разнообразных проектов: «Еды», «Шефа», «Лавки». Ты можешь объяснить, что все это объединяет?
— Ты задаешь классный вопрос, мы столько раз уже из-за него ругались. Мне больше всего нравится такой ответ. В мире существует большое количество сервисов, которые забирают у человека время, начиная с Facebook и заканчивая YouTube, «Яндекс.Видео» и игрушками на телефоне. Наш сервис работает наоборот — на экономию времени. Мы не отнимаем время, а наоборот, даем.
— Эта же логика будет положена в основу дальнейшего развития — добавлять в «Яндекс.Такси» все, что возвращает отнятое время?
— Нам нужно самим себе придумать ограничитель. Например, нам предлагали сделать онлайн-заказ дальних грузоперевозок, но пока мы решили его не делать. На первый взгляд у такого сервиса нет ничего общего с «Яндекс.Такси», кроме того, что там тоже задействованы машины. Сейчас нам это не нужно и не подходит. Мы должны ограничиться сервисами, которые работают в рамках города. Но все может измениться.
— А таких сервисов много можно придумать?
— Так много, что иногда хочется сказать: горшочек, не вари! То, что сейчас «варится», постепенно начинаем выкатывать. Думаю, что в ближайшее время каким-то количеством сервисов еще успеем порадовать. Буквально на днях мы запустили горячую еду собственного производства в «Яндекс.Лавке» и первыми на рынке стали продавать милкиты (наборы продуктов для готовки дома) поштучно с быстрой доставкой — тоже через «Лавку», думаем, что этот канал может стать приоритетным для дистрибуции «Шефа».
— Можешь рассказать о планах?
— В «Яндексе» есть традиция не хвастаться тем, что мы еще не сделали. Хвастаемся, только когда все готово. Сегодня два сервиса, которые мы планируем особо двигать, — это внутригородские грузоперевозки и «Яндекс.Лавка». Кстати, хочешь проверим? Давай закажем в «Лавке» мороженое и посмотрим, привезут ли за 10 минут. (Получив утвердительный ответ, Даниил заказывает два стаканчика ванильного мороженого.) Надеюсь, что команда не подведет… (Пока идет интервью, заказ привозят, на его исполнение ушло 15 минут.)
— А сервис заказа вертолетов появится?
— Знаешь, я слышал, что ребята что-то готовят, в новости чуть раньше срока ушла информация о планах. Пошел проверил: действительно делаем. Скорее всего, запустим. Не думаю, что это будет сверхмассовая услуга, но она будет доступна в нескольких локациях, где это возможно.
— А куда можно будет летать?
— Это самый сложный вопрос. Над Москвой летать нельзя, можно только до МКАД и вокруг Москвы, там есть площадки. Есть еще идея проекта — такси на лодках в Питере. Может быть, допридумаем, как и из этого сделать бизнес.
— Сервис аренды самокатов появится?
— Мы внутри себя пару раз считали экономику подобного сервиса. Чтобы все сходилось, надо, чтобы кто-то дотюнил работу батарей в зимних условиях.
— Есть ли статистика по грузоперевозкам внутри города?
— Старт очень хороший — летом делали уже сотни заказов в день. Это даже чуть выше плана. Единственное, что мы немного не угадали, — это средний чек.
— А какой средний чек?
— Еще до запуска мы планировали, что заказов грузовиков будет меньше, зато средний чек — больше. Оказалось наоборот: поездок больше, но на более короткие расстояния, и средний чек меньше.
Приложение для первого экрана смартфона
— С тех пор как ты возглавил компанию, прошло полгода. У тебя появилось понимание, куда компании двигаться дальше?
— В моем случае все проще: я же давно работаю в компании и не из ниоткуда возник. Конечно, что-то немного поменялось, чуть более фокус сместился на более важные для меня вещи. Фокусов несколько. Самая большая битва, которую мы ведем, — битва с личным автомобилем. Мы продолжим запускать новые продукты, чтобы личная машина стала не нужна.
Второй фокус — еда. Раньше мы играли только на рынке доставки еды из ресторанов, летом стали подключать доставку из ретейла (из «Азбуки вкуса» и «ВкусВилла»). В отличие от доставки еды из ресторанов, которая уже отвечает за порядка 10% всего общепита, объемы e-grocery пока микроскопические, а сам рынок ретейла в разы больше. У нас культура заказа еды не очень развита — это праздничный сценарий поведения, не на каждый день.
Мы начинаем предпринимать попытки в доставке продуктов. Недавно партнером «Яндекс.Еды» стала «Азбука вкуса». Мы начали доставлять продукты, хотим поменять то, как люди едят, так же как сервис такси поменял то, как они перемещаются по городу. Если взять потребительскую корзину среднего россиянина, то на транспорт он тратит от 10% до 15% своего дохода, а на еду — 40%.
— У «Яндекс.Такси» много разных сервисов в фудтехе, транспорте. Стоит ли ожидать, что все эти сервисы могут быть объединены внутри приложения «Яндекс.Такси»?
— Мы не исключаем такую возможность. Первый эксперимент мы уже сделали — запустили «Яндекс.Еду» внутри «Яндекс.Такси» в Казахстане, а в Москве сейчас прямо из приложения такси можно заказать продукты из «Яндекс.Лавки». Смысл этого легко объяснить на примере грузового такси. Это очень нужный сервис, но нужен он раз в год. И ради этого ты не будешь навсегда устанавливать приложение. Каждый раз будешь скачивать и удалять. Поэтому существовать как отдельное приложение сервис заказа грузового такси не может. С другой стороны, мы конкурируем с такими продуктами, как мессенджеры, браузеры, соцсети. И это сложно. Питать иллюзию, что мы сможем запустить 20 сервисов и каждый из них будет иметь иконку приложения в первом экране смартфона, мы, конечно, не будем. Поэтому для каких-то сервисов будет отдельное приложение существовать, для каких-то нет. Даже с «Яндекс.Едой» не все так очевидно. Поэтому запускаем эксперимент и пробуем.
— То есть может так получиться, что в итоге у пользователей разных сервисов «Яндекса» останется только одна иконка — «Яндекс.Такси»?
— Нет, думаю, точно останутся иконки приложений «Яндекса», «Яндекс.Карты» и еще несколько.