в какой стране впервые появился институт президентства
Введение
При работе над курсовой работой мной была использована литература по конституционному праву Российской Федерации и зарубежных стран, правоведению, теории государства и права, Конституция РФ, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», а также словарь исторических терминов.
История возникновения института Президентства
Термин «Президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена Президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, Президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. США стали первой страной в мире, где возникла должность Президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт Президентства, как один из важнейших институтов политической системы.
Впервые вопрос о введении поста Президента обсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии при разработке новой Конституции США. До этого существовал монархический способ организации верховной власти в государстве. Его характерные черты: наследственность трона, пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия. Однако он оказался неприемлемым для североамериканских штатов, у которых британская корона выработала устойчивую неприязнь никем и ничем не ограниченной власти монарха.
Где и когда появился первый президент?
Понятие «президент» образовалось от латинского слова « praesidens», которое означает «сидящий впереди».
Впервые Президенты возникли в Античный период. Тогда ими назывались лица, которые возглавляли Народные собрания в странах Средиземноморья. Через некоторое время данное наименование стало должностью. Историческим примером этого было возникновение должности Президента Сената в Древнем Риме.
На возвышении, в кресле на постаменте сидит Президент Сената Рима.
Этот исторический факт может свидетельствовать о том, что за понятием «президент» в тот период уже был закреплен некий политический смысл. Однако не стоит забывать, что значение данного понятия было иным и очень далеким от его понимания в настоящем времени.
В данный момент под понятием «президент» предполагается глава государства, которого граждане той или иной страны избрали на президентских выборах. Он является государственным служащим, занимающим верховное место в иерархии государственных институтов и реализующим высшее представительство государства во внутригосударственной жизни и верховное представительство страны в межгосударственных отношениях. Поэтому понятие «глава государства» является родовым для понятия «президент» и общим для глав монархических и республиканских государств.
В современном мире существуют разнообразные модели президентской власти, которые имеют разные наименования в Конституциях различных стран. В Основных законах государств применяются такие понятия для обозначения института президентства как: глава государства (Беларусь, Россия), глава исполнительной власти (США), высшее должностное лицо, арбитр (Франция), в отдельных случаях возникают ситуации, при которых конституционный статус государственного лидера не определен (ФРГ).
Самая первая президентская республика возникла в США. Первым президентом США стал в 1789 году Джордж Вашингтон. До его вступления в должность название «президент» использовалось в сочетании «президент Континентального конгресса» — председатель съезда представителей колоний, на котором была принята Декларация о независимости.
В тот период единоличного государственного лидера не было. Континентальный Конгресс самостоятельно избирал Президента из своего состава и его функции ограничивались председатель-ствованием на различных заседаниях. Но так как деятельность Конгресса по реализации принятых им законов была крайне не эффективна, встал вопрос о разделении законодательной и исполнительной власти.
Этот вопрос был решен на Конституционном конвенте, который состоялся в 1787 году в американском городе Филадельфия. Присутствовавшие на нем делегаты не хотели установления в государстве анархии или монархии. Ввиду этого они долгое время не могли придти к общему согласию в области статуса и функций исполнительной ветви власти. В результате делегаты приняли решение о введении должности Президента США.
После долгих дискуссий предпочтение было отдано республиканской форме правления, в основу Конституции 1787 года лег план Мэдисона. Он получил название «компромиссный», так как был приемлемым для большинства членов конгресса. В результате Президент США стал единоличным главой государства, был наделен большим объемом полномочий и занял ведущее место в системе государственного управления. Пост американского лидера «заложил фундамент» для создания американской модели президентства, обладающей своеобразными, характерными только для нее признаками.
В статье 2 раздела 1 Конституции США закреплено то, что Президент США одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Однако там не говорится о каких-либо иных органах исполнительной ветви власти. Американский лидер не подотчетен Конгрессу США и ответственен только перед американскими гражданами. Соответственно он независим в системе органов государственной власти.
Тем не менее, власть Президента США не является абсолютной. Конгресс и Верховный Суд США ему не подконтрольны, они являются независимыми государственными органами. Взаимодействие данных ветвей власти происходит на основе принципа разделения властей, который дополняется системой «сдержек и противовесов» этих властей в отношении друг друга. В отличие от иных стран 18 века, где преобладала монархическая форма правления, и исполнительная власть была наследственной, в США американского лидера стали избирать путем всеобщих выборов. В тот период эти нововведения в избирательной системе государства были огромным демократическим завоеванием.
Согласно статье 2, разделу 1 Конституции США 1787 года в стране учреждалась косвенная система избрания Президента США. Практическая реализация данной задачи возлагалась на президентских выборщиков
Первоначально делегатам Конституционного конвента не удалось достигнуть соглашения в вопросе о сроке правления американского лидера, были предложения избирать главу государства на 7, 12 лет. Тем не менее, эти варианты не были реализованы.
Однако в дальнейшем была достигнута договоренность о том, что Президент США будет избираться на 4 года, но не более 2 раз подряд.
Это условие было нужно для того чтобы он не имел возможности захватить все ветви власти в стране, стать тоталитарным правителем и нанести вред обществу.
Следующими после США президентскую форму правления создали государства Латинской Америки. Должность Президента была введена ими в первой половине 19 века под прямым геополитическим влиянием США.
Становление и развитие института президентства
Весьма скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов и о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти прошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.
После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.
В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.
Институт президентства (история и современность)
История становления института президентства
Понятие «президент» идет от латинского языка, и буквально означает «сидящий впереди». Очевидно, в древние времена президентами называли председательствующих на разных собраниях. От данного первоначального значения слова впоследствии возникла должность, как, к примеру, президент сената. Но в его сегодняшнем понимании термин «президент» не использовался ни во времена греческой либо римской республик, ни на стадии существования буржуазных республик на территории Англии и Нидерландах. Так, на территории Англии, ставшей на непродолжительное время республиканской, исполнительную власть взамен свергнутого монарха осуществлял Госсовет совет. В Нидерландах компетенцией исполнительной власти также обладал высший коллегиальный орган.
Соединенные Штаты Америки стали первой страной, где появилась должность президента, которая объединила в единственном лице главу государства, а так же главу правительства. Кроме этого, именно в США сформировался институт президентства как важнейший институт политической структуры. В различие с другими государствами того периода, где исполнительная власть имела монархический характер, на территории США главу стали избирать в процессе всеобщих выборов.
В 20 веке такие потрясения, как мировые войны, раскол колониальных империй, революции повлекли образование множества новых самостоятельных государств. Далеко не каждая из них стала республикой президентского типа, но в подавляющем большинстве был создан пост президента страны.
Полномочия главы государства, его и положение в политической жизни той или другой страны предопределяются прежде всего соответствующими нормами Конституции.
Кроме установления правового статуса президента в качестве главы государства или в качестве главы наивысшей исполнительной власти, многочисленные конституции содержат перечень общественно важных морально-политических, а так же гражданских обязательств, которым обязан следовать президент в течении всего срока собственных полномочий. В первую очередь от президента требуется, чтобы в любых своих действиях он постоянно соблюдал Конституцию и прочие законы своей страны.
Основной закон некоторых стран закрепляют за президентом роль арбитра среди различных сил в стране и обществе. На основании Конституции Франции, президент должен обеспечивать своим арбитражем нормальную работу публичных властей. Аналогичную роль отводит президенту и современная российская Конституция: президент должен принимать меры по охране независимости РФ, ее независимости, а так же государственной целостности, обеспечивает функционирование органов власти в государстве.
Нормы Конституции многих стран предусматривают: президент в своей работе должен не защищать заинтересованности каких-то отдельных социальных подгрупп и слоев, а достигнуть блага общества в целом.
Такого рода обязательства, а так же официально установленные стандарты работы президента направлены на укрепление авторитета поста главы государства.
Институт президентства в Российской Федерации. Справка
24 апреля исполняется 20 лет со дня учреждения в России института президентства.
24 апреля 1991 г. законом «О президенте РСФСР» в России был веден институт президентства.
Решение о введении поста всенародно избираемого президента РСФСР было принято на референдуме РСФСР 17 марта 1991 г. За его введение высказалось около 70% избирателей, принявших участие в голосовании.
В настоящее время правой статус и полномочия главы государства определен в четвертой главе Конституции РФ.
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Согласно Федеральному закону «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г., не имеет права быть избранным президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
— осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
— осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
— подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений экстремисткой направленности, если голосование на выборах президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
— в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений при проведении предвыборной агитации (предвыборная программа кандидата, выступления кандидатов и его доверенных лиц, не должны содержать призывы к совершению деяний экстремисткой направленности, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм) либо совершения действий экстремистской направленности, если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования;
— гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность президента Российской Федерации, если голосование на выборах президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников