в какой стране впервые появились почтовые марки
«Черный пенни» — первая в мире почтовая марка.
Ранним утром 6 мая 1840 года у входа в Лондонский почтамт творилось нечто невообразимое. Толпы горожан осаждали здание. Куда девались пресловутые английские хладнокровие и выдержка! Все с нетерпением ожидали открытия. Когда двери распахнулись, очередь хлынула в операционный зал с такой прытью и силой, что королевский почтмейстер Роуленд Хилл испугался за целость деревянных перегородок.
Что же происходило в тот день на Лондонской почте? На этот вопрос ответил в своем дневнике почтенный Роуленд Хилл: «Сегодня для населения в первый раз выпущены марки. Страшная суматоха на работе».
Это был день рождения первой в мире почтовой марки. До ее появления уже существовали разные способы франкирования (предварительной оплаты) корреспонденции. Можно было опустить письмо в почтовый ящик, приложив к нему требуемую сумму денег за отправку. Кроме этого, имели хождение специальные конверты, приобретая которые адресант оплачивал одновременно и доставку послания. Все эти и другие способы отличались теми или иными неудобствами.
Государственный почтовый чиновник Роуленд Хилл (1795-1879)
В разных странах предлагался выпуск специальных наклеек — прототипов марок. Однако честь практического воплощения идеи принадлежит именно Роуленду Хиллу. Он убедил чиновников почтового ведомства и английского казначейства в удобстве и выгодности использования марок.
В 1839 году был объявлен конкурс на рисунок и форму нового знака оплаты. Роуленд Хилл предложил форму небольшого прямоугольника. Поступали и другие варианты, среди которых было предложение сделать марку круглой, изобразив на ней государственный герб Великобритании. Другой проект подразумевал изготовление почтовых знаков размером с конверт, где для адреса оставалось небольшое пустое пространство в центре. После тщательного обсуждения был принят образец, предложенный Хиллом.
Тему оформления подсказал художник Б. Чевертон. По его мнению, на марке следовало воспроизвести портрет королевы Виктории: «Когда глаз человека привыкает к восприятию черт определенного лица, любое отклонение от нормы будет сразу же заметно». Английское казначейство согласилось с предложением художника, наградив его призом. Однако его эскиз не приняли — решили скопировать портрет королевы, сделанный гравером Уайонном для одной из памятных медалей в ее честь.
Сортировка писем на Лондонском почтамте. Первая половина XIX века.
В итоге проект первой марки был утвержден. Началось ее изготовление, протекавшее с немалыми трудностями. И дело не только в специальных печатных досках. Для прикрепления бумажной марки на письмо, надо было воспользоваться клеем. Королевский почтмейстер боялся, что марки не будут иметь успеха, если отправителю придется вместе с почтовыми знаками носить в кармане еще и банку клея. Так родилась передовая для того времени идея. Решили продавать марки с нанесенным на тыловую сторону клеевым слоем. Еще за неделю до выхода в свет нового знака почтовой оплаты печатники типографии, где он изготовлялся, сообщали: «Вот уже пять дней мы занимаемся нанесением клея на марки, и трудности, с которыми мы столкнулись, не поддаются описанию».
И вот первый экземпляр вышел из-под пресса. Марка скупа и лаконична, на ней нет ничего лишнего. Голова Виктории в профиль заключена в строгую рамку с номиналом «один пенни». Напечатали ее черной краской. С той поры среди филателистов, которые появились вскоре после рождения первых марок, она получила название «черный пенни».
Успех нового способа оплаты превзошел все ожидания. В 1839 году в Англии было отправлено 75 миллионов писем. А в следующем 1840 году, когда в обращение поступил «черный пенни», через английскую почту прошло около 170 миллионов бумажных отправлений.
Как всегда, нашлось немало противников новой идеи. Был пущен слух, будто клей на марках вызывает болезнь языка. Подобные домыслы легко распространялись. Дошло до того, что специально созданный комитет опубликовал отчет с данными анализа клея. Ничего вредного не нашли.
Первая в мире марка — «черный пенни». Англия, 1840 год
Так как в 1840 году нигде, кроме Великобритании, марки не выпускались, на них не указывали название страны. Но вслед за Англией марки стали вводиться почтовыми ведомствами других европейских государств. Естественно, что на них печатали кроме номиналов и название страны. Англия же, славящаяся своей консервативностью, продолжала выпускать марки без указания их государственной принадлежности. Изображался на них исключительно монарший портрет.
В 1964 году весь мир отмечал четырехсотлетие со дня рождения величайшего драматурга Уильяма Шекспира. Во многих государствах были выпущены почтовые марки в честь юбилейной даты. На родине Шекспира немало дискутировали по этому поводу. Выпустить марки без портрета королевы значило нарушить старейшую традицию. Не выпускать же шекспировских марок в то время, когда это сделали десятки государств, нельзя. Памятные почтовые знаки в итоге напечатали. На них изобразили Шекспира, а рядом с ним — королеву Елизавету II.
Первые марки «черный пенни» были выпущены листами, перед продажей их разрезали ножницами. Перфорации тогда еще не знали. Любопытно, что подавляющее большинство первых филателистов не признавало полей и зубчиков на краях марок. Они безжалостно их обрезали, а после этого прочно приклеивали в свой альбом.
Первая марка в истории филателии была выпущена впечатляющим тиражом: 69 миллионов штук. Через год ее заменили на обновленную версию красного цвета. В настоящее время стоимость одного экземпляра «черного пенни» (в идеальном состоянии) может доходить до £15,000.
Первая в мире почтовая марка
6 мая 1840 года в помещении лондонского почтамта было многолюдно. Посетители переполненного зала терпеливо ждали очереди к окошкам, чтобы приобрести «Penny Black». «Черный пенни» — первая в мире почтовая марка. На миниатюре изображен профиль королевы Виктории, а название она получила, потому что была черной и стоила 1 пенни.
Усилиями сэра Хилла
Великобритания выпустила почтовую марку первой во многом благодаря инициативе общественника и реформатора Роуленда Хилла. Идеи о реформировании государственной почтовой системы сэр Хилл озвучил еще в 1837 году. В брошюре, посвященной необходимости и целесообразности реформирования действующей почтовой системы, он предлагал маркировать письма специальными знаками, предоплаченными отправителями по единому почтовому тарифу.
В том же труде автор поделился видением этого специального знака: небольшой бумажный кусочек, с одной стороны которого будет печать, с другой – клеевой слой для наклеивания на конверт. Современные марки выглядят именно так.
Почти три года британский парламент обсуждал инициативу общественного деятеля. В итоге в августе 1839 года парламентарии ее поддержали: правительство заключило контракт с Хиллом сроком на 2 года. По условиям соглашения тому надлежало за это время реформировать почтовую систему.
«Черный пенни» — лучший эскиз
Процесс реформирования стартовал с конкурса эскизов. Граверы и художники из разных регионов Англии представили более 2700 проектов. Жюри признало лучшим эскиз Генри Коула – по нему и печатали марку.
Центральную часть миниатюры занимал портрет юной королевы Виктории. Ее профиль был выполнен в серебристом цвете и хорошо просматривался на черном фоне. С обоих краев марки – вертикальные орнаменты. Вверху – надпись «Postage», внизу – номинал «One penny».
Синий двухпенсовик
В общей сложности в обращение ввели около 70 миллионов черных миниатюр. Выпускались они листами по 240 единиц в каждом – 20 рядов по 12 марок. Особенность миниатюр – буквы в нижних углах. Они соответствуют месту и ряду марки в почтовом листе.
Официально продажи стартовали 6 мая, хотя частично почтовые службы реализовали тираж уже 1 мая.
Одновременно с «Черным пенни» выпустили вторую почтовую марку номиналом 2 пенни. Она была темно-синего цвета, а внизу указан номинал «Two penny». В остальном марки были идентичными, печатались одинаковым способом – металлографией.
Две версии одной реформы
Есть две версии о причинах, побудивших сэра Хилла задуматься о необходимости реформирования почтовой системы.
Как-то вечером Роуленд ужинал в деревенском трактире и увидел, как вошедший почтальон протягивает письмо трактирщице. «С вас 2 шиллинга», — сказал он. «Это слишком дорого, — ответила смущенная женщина. – Я не в состоянии оплатить. Заберите письмо обратно».
Трактирщица добавила, что письмо прислал сын из-за границы. Хилл стал невольным свидетелем диалога и, услышав ее слова о сыне, заплатил 2 шиллинга.
Женщина поблагодарила англичанина и призналась: «В письме не написано ни слова. Мой мальчик знает, что я не в состоянии оплатить переписку, поэтому отправляет пустые конверты. Когда почтальон приносит их, я знаю, что с моим сыном все в порядке. А подробности узнаю, когда он приедет – нужно немного потерпеть».
Вторая версия – пересказ первой, но главные герои в ней симпатичная молоденькая служанка, которой прислал письмо жених. Историки уверены, что оба рассказа – вымысел. Роуленд прекрасно знал уязвимые места действовавшей почтовой системы – для этого ему не нужно было посещать трактиры.
В свое время сэр Хилл работал писарем, преподавал, был секретарем колониальной комиссии – на всех должностях он имел дело с корреспонденцией. К тому же, его мать работала в почтовой службе, делилась дома новостями.
Другие претенденты
Есть другие претенденты на славу, один из них – госслужащий Ловренц Кошир из Австрии. Он предлагал оплату почтовыми марками еще в 1836 году, но представителей государственной власти его предложение не заинтересовало.
Марки в качестве знаков оплаты использовались в 1831 году в Греции и в 1839 году в Австрии. Об этом стало известно лишь во второй половине 20-го века.
Официально первым человеком, внедрившим идею на практике, стал Роуленд Хилл. Реформа сказалась на объемах корреспонденции – за год ее количество в Англии выросло с 75 до 168 миллионов отправлений.
Историческая ценность
По данным Википедии, почтовые марки «Черный пенни» сохранились и до нашего времени – не все, но значительная их часть. Спрос на них в филателистических кругах больше объясняется исторической ценностью миниатюр, а не их редкостью.
Стоимость гашеной марки – 200-300 долларов, негашеной – 1000-2000 долларов. Цена зависит от внешнего вида и сохранности: марки в хорошем состоянии выставляют на аукцион дороже.
Самая дорогая черная миниатюра продана на аукционе Сотбис весной 2009 года. Цена продажи составила 20 625 фунтов стерлингов. Торги проводились в благотворительных целях.
«Penny Black» находилась в обращении около года, пока не обнаружили изъян. Для погашения марки использовали красную печать – на черном фоне она была практически не видна. При желании можно было легко удалить и использовать погашенную марку повторно.
Для решения проблемы «Черный пенни» заменили «Красным пенни», а печать для погашения миниатюр использовали черную. Черный штемпель на красном фоне было хорошо видно и невозможно удалить.
Как появились почтовые марки, и почему некоторые из них стоят целое состояние
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как и зачем были придуманы почтовые марки
Филателисты всего мира с огромным удовольствием погружаются в разбор этих разноцветных бумажных прямоугольничков, выискивая на них особые знаки и отметины, охотясь за теми марками, что прославились за счет какой-то удивительной истории или приобрели статус раритета. Но на момент, когда марки были изобретены, их назначение было вполне прикладным: обеспечить предварительную оплату пересылки корреспонденции.
С тех пор, как люди научились писать, они стали передавать послания другим, пусть поначалу это были не бумажные письма в конвертах, а глиняные таблички с нацарапанными на них клинообразными значками. Функцию доставки сообщения адресату выполняли чаще всего рабы или наемная прислуга. Правда, и прообразы почтовой службы появились уже давно – во всяком случае, в Римской империи была организована настоящая система почты, правда, лишь в государственных целях: если порядок доставки публичной, официальной корреспонденции был отлажен до мелочей, то личная переписка обеспечивалась жителями империи самостоятельно.
Главным назначением почтовой службы любого древнего государства была передача посланий разным уровням военных подразделений. Позже, в Средние века, самую интенсивную переписку вели представители духовенства: как внутри церковной системы, так и общаясь с правителями государств и аристократией. Для доставки писем поэтому часто привлекали монахов. Интересам королей отвечало создание сети курьерских служб, где всегда были наготове гонцы, готовые помчаться с важным документом или новостью к адресату. Но подданным, желавшим вести свою собственную, личную переписку, проку от этих королевских гонцов не было. Если уж приходилось отправлять письмо, нужно было найти знакомого, что доставит послание, а потом найти средства ему заплатить.
Первая марка – «черный пенни»
Лишь в XVI веке в Европе начали возникать казенные службы, чье предназначение сводилось к пересылке писем населения. А в 1680 году в Лондоне появилась частная почтовая служба под названием «пенни-почта»: такое название она получила потому, что цена за пересылку письма весом меньше одного фунта составляла тогда один пенни.
Кстати, к конвертам в те времена не обращались, они появились гораздо позже. А письмо просто складывали таким образом, чтобы на внешней, чистой стороне можно было написать адрес получателя. А иногда кроме адреса оставляли и другие важные пометки, например, «виселицу». Схематичное изображение этого зловещего приспособления напоминало гонцу о необходимости поторопиться, доставляя письмо адресату.
Но, несмотря на то, что первые почтовые службы увидели свет уже столетия тому назад, первая марка появилась лишь в 1840 году. Произошло это в Англии.
Точного ответа на вопрос, кто изобрел марку, нет, но традиционно ее «отцом» считается сэр Роуленд Хилл, разработавший и предложивший английским властям реформу почтовой системы с утверждением единых тарифов и введением предоплаты за пересылку письма.
В 1840 году первая почтовая марка увидела свет – она получила название «черный пенни».
На лицевой стороне марки был изображен профиль королевы Виктории, выполненный в черном цвете, а на тыльной уже был нанесен клей. Марка не стала филателистической редкостью, но, тем не менее, ценится у коллекционеров довольно высоко.
Вслед за английскими стали появляться и марки других стран, Российская империя выпустила свою в 1857 году, после тщательного изучения зарубежного опыта. Первая отечественная марка была без перфорации, причиной стала неисправность заказанного из-за границы специального оборудования.
К началу двадцатого века почтовые марки выпускали уже в 310 странах.
Какие марки мечтают заполучить коллекционеры
Марка считается выполнившей свою функцию по оплате пересылки письма, когда почтовая служба проставляет на ней специальную отметку. Так происходит гашение, делающее повторное использование марки невозможным. Правда, остается еще филателистическая ценность. Для коллекционеров гашеная марка, как правило, менее интересна, чем негашеная, но есть и исключения: например, если отметка приурочена к определенной дате.
Самые дорогие, а значит, самые ценные марки – те, что были выпущены маленькими тиражами или имеют какие-либо отклонения, ошибки, неточности, брак и тому подобное. И если смещение цветов или отсутствие перфорации когда-то доставило производителям марок лишь огорчение, сейчас все то же самое может принести коллекционеру большую радость.
В мире филателистов самыми ценными считаются марки-раритеты – те, которых насчитывается не более нескольких десятков штук, и марки-уникумы – существующие в единственном экземпляре.
Именно Англия, как первая страна, применившая новый принцип предварительной оплаты пересылки почтовых отправлений, получила от мирового сообщества право не указывать на марках свое название.
На марках нередко встречаются репродукции произведений живописи, в том числе и английских. А вот кем были 10 главных прелестниц Англии с портретов XVII века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Когда была выпущена первая в мире почтовая марка
Официальная версия
Великобритания, как другие страны, сталкивалась с неудобствами действующей системы взимания почтовых сборов. В первой половине 19 века остро ощущалась потребность в ее усовершенствовании.
В 1837 году английский изобретатель, реформатор Роуленд Хилл опубликовал проект «Реформа почтового ведомства». В нем он исследовал действующую систему, ее недостатки и предлагал сделать почтовые сборы унифицированными. А именно – ввести предоплату за доставку корреспонденции. В качестве знаков оплаты Хилл предложил использовать «маленькие кусочки бумаги, на которых можно поставить штемпель, покрытые клеем с одной стороны».
Фактически он описал современную марку. Работа почтового ведомства интересовала Роуленда неслучайно – о существовавших проблемах он знал из первых уст, потому что его мать работала на почте и не раз жаловалась сыну на высокие тарифы и сложности с расчетами стоимости пересылки.
Почти 3 года потребовалось реформатору, чтобы британское правительство рассмотрело и реализовало его проект. 1 мая 1840 года первая почтовая марка поступила в типографскую печать.
Власти Великобритании объявили конкурс проектов первого знака почтовой оплаты. Художники и граверы представили 2700 эскизов на рассмотрение. Победил проект Чарлза и Фредерика Хитов, над которым они работали совместно с Генри Коулом.
На миниатюрах была изображена королева Виктория в профиль. Основной фон был черный, а номинал – один пенни. Отсюда и название «Черный пенни».
Идею оформления авторам проекта подсказал художник Бенджамин Чевертон. Выступая в английском казначействе, он заявил: «Когда человеческий взгляд привыкает к чертам определенного лица, он сразу же уловит любое отклонение от нормы. В случае подделки…разница между портретами будет немедленно обнаружена».
За идею Чевертон получил приз от казначейства, но его эскиз комиссия отклонила. Решили копировать королевский профиль с гравюры одной из медалей, выпущенных в ее честь.
Эскиз был согласован, готов к запуску, но проблемы на этом не закончились. В процессе производства работники типографии столкнулись с другой сложностью – не было качественного клеевого состава для нанесения на обратную сторону миниатюры. Рабочие жаловались журналистам, что уже 5 дней наносят колей на марки, но ничего не получается.
Наконец, 6 мая 1840 года идеальный клеевой состав был найден. Роуленд Хилл написал в дневнике: «Впервые марки для населения напечатаны. На почтамте – страшная суматоха».
Миниатюра выглядела строго и лаконично, но ее успех превзошел самые смелые ожидания. Если в 1839 году объем исходящих отправлений составлял 75 миллионов писем, то уже в 1840-м он увеличился до 170 миллионов.
Карьера Роуленда Хилла стремительно пошла вверх. В 1854 году его назначили генеральным секретарем британского почтмейстерства. В 1860-м он был награжден орденом Бани. Хилл также стал членом Королевского общества и получил почетную степень Оксфордского университета.
Как любое начинание, предоплаченные знаки имели сторонников и противников. Противники идеи пустили слух, что клей опасен для здоровья, вызывает серьезные болезни языка. Слухи быстро распространились – почтовому ведомству и правящей власти пришлось на них реагировать. Создали комитет, изучавший состав клея и его потенциальную опасность. Авторитетные ученые по результатам работы опубликовали отчет с подробными данными анализа. Они не выявили в клеевом составе компонентов, опасных для здоровья.
Некоторые исследователи-филателисты считают, что английские почтовые миниатюры – результат реализации чужих идей. Граф Жан-Жак Ренуар де Вилайе, которого считают основателем малой почты в Париже, выступал со схожей инициативой еще в 1653 году.
Он предложил королю Людовику XIV ввести предварительную оплату отправлений и установить почтовые ящики, в которые отправители будут опускать письма. Король согласился с предложением графа Ренуара. В то время в Париже постоянно проживало 250 тысяч человек, а отделения почты были единичны.
Марка Франции с изображением фамильного герба Ренуара де Вилайе
В итоге служба доставки корреспонденции ввела единые тарифы и предоплату отправлений. Для этого печатались специальные ленты – «свидетельства об оплате». Приобрести их можно было в монастырях или у специальных чиновников. Полоски Вилайе стали первым образцом знаков почтовой оплаты.
В 1818 году листы со специальным тиснением и оригинальными водяными знаками уже использовались на Сардинии. На миниатюрах изображали мальчика верхом на коне, он трубил в почтовый рожок, оповещая о доставке писем. Под изображением печаталась цена марки.
В 1823 году в Швеции лейтенант Треффенберг предлагал администрации центрального почтамта ввести конверты и напечатать на них марки. Рельефное тиснение или яркий рисунок защитили бы их от подделки. Предложение лейтенанта сочли нелепым и отвергли. А через 17 лет идею успешно реализовали в Великобритании.
История почтовых марок в России началась в 1857 году – к тому времени их выпуск уже наладили Англия, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Голландия, Америка, Маврикий и другие страны.
В 1851 году управляющий российской почты Алексей Прохорович Чаруковский отправился в Европу, где изучал опыт использования почтовых миниатюр. Его командировка длилась почти год – за это время чиновник побывал в десятке государств, собрал массу полезной информации и был готов к нововведениям. Но началась Крымская война.
Только в 1855 году Чаруковский представил подробный проект начальнику департамента почты. По мнению автора, русская марка должна быть круглой, с зубцовкой. В качестве изображения он рекомендовал использовать государственный герб. Предложение приняли, но в тираж круглые марки не пошли.
В октябре 1856 года гравер Кеплер представил прямоугольные образцы, взяв за основу австрийские миниатюры. Первый тираж насчитывал 3 миллиона экземпляров. Все они были беззубцовые, так как типографская машина для перфорации, выписанная из Вены, задержалась в пути.
В оформлении миниатюр тех лет использовались портреты царской семьи или имперский герб. Во избежание повторного использования знаки оплаты погашали. Поначалу это было обычное перечеркивание чернилами, а затем для этих целей начали применять штемпель с информацией о месте и дате приема корреспонденции.
Марки быстро привлекли внимание пользователей, стали предметом собирательства. В 1851 году одна из английских газет опубликовала любопытное объявление, составленное неким мистером Смитом. Он обозначил себя как «собиратель употребленных марок» и предлагал обменивать красные марки номиналом в 1 пенни на овалы штемпельных конвертов.
В 1864 году появился термин «филателия» — его ввел французский коллекционер Жорж Эрнен. В том же году в Америке было зарегистрировало первое общество филателистов.
В России те же процессы проходили с 20-летним опозданием. Зато в находчивости русским коллекционерам не было равных. Соавтор романа «12 стульев» Евгений Петров придумал, как бесплатно получать марки из-за рубежа.
Он писал письмо и отправлял по несуществующему адресу за рубеж. Через несколько недель оно возвращалось с уведомлением, что адресата не существует. На конверте была наклеена иностранная марка. Петров ее аккуратно отклеивал и пополнял свою коллекцию. Сколько миниатюр он получил таким способом, неизвестно.
Две версии одной реформы
Есть две версии о причинах, побудивших сэра Хилла задуматься о необходимости реформирования почтовой системы.
Как-то вечером Роуленд ужинал в деревенском трактире и увидел, как вошедший почтальон протягивает письмо трактирщице. «С вас 2 шиллинга», — сказал он. «Это слишком дорого, — ответила смущенная женщина. – Я не в состоянии оплатить. Заберите письмо обратно».
Трактирщица добавила, что письмо прислал сын из-за границы. Хилл стал невольным свидетелем диалога и, услышав ее слова о сыне, заплатил 2 шиллинга.
Женщина поблагодарила англичанина и призналась: «В письме не написано ни слова. Мой мальчик знает, что я не в состоянии оплатить переписку, поэтому отправляет пустые конверты. Когда почтальон приносит их, я знаю, что с моим сыном все в порядке. А подробности узнаю, когда он приедет – нужно немного потерпеть».
Вторая версия – пересказ первой, но главные герои в ней симпатичная молоденькая служанка, которой прислал письмо жених. Историки уверены, что оба рассказа – вымысел. Роуленд прекрасно знал уязвимые места действовавшей почтовой системы – для этого ему не нужно было посещать трактиры.
В свое время сэр Хилл работал писарем, преподавал, был секретарем колониальной комиссии – на всех должностях он имел дело с корреспонденцией. К тому же, его мать работала в почтовой службе, делилась дома новостями.
Другие претенденты
Есть другие претенденты на славу, один из них – госслужащий Ловренц Кошир из Австрии. Он предлагал оплату почтовыми марками еще в 1836 году, но представителей государственной власти его предложение не заинтересовало.
Марки в качестве знаков оплаты использовались в 1831 году в Греции и в 1839 году в Австрии. Об этом стало известно лишь во второй половине 20-го века.
Официально первым человеком, внедрившим идею на практике, стал Роуленд Хилл. Реформа сказалась на объемах корреспонденции – за год ее количество в Англии выросло с 75 до 168 миллионов отправлений.
Первая в мире почтовая марка
Великобритания выпустила почтовую марку первой во многом благодаря инициативе общественника и реформатора Роуленда Хилла. Идеи о реформировании государственной почтовой системы сэр Хилл озвучил еще в 1837 году. В брошюре, посвященной необходимости и целесообразности реформирования действующей почтовой системы, он предлагал маркировать письма специальными знаками, предоплаченными отправителями по единому почтовому тарифу.
В том же труде автор поделился видением этого специального знака: небольшой бумажный кусочек, с одной стороны которого будет печать, с другой – клеевой слой для наклеивания на конверт. Современные марки выглядят именно так.
Почти три года британский парламент обсуждал инициативу общественного деятеля. В итоге в августе 1839 года парламентарии ее поддержали: правительство заключило контракт с Хиллом сроком на 2 года. По условиям соглашения тому надлежало за это время реформировать почтовую систему.
Процесс реформирования стартовал с конкурса эскизов. Граверы и художники из разных регионов Англии представили более 2700 проектов. Жюри признало лучшим эскиз Генри Коула – по нему и печатали марку.
Центральную часть миниатюры занимал портрет юной королевы Виктории. Ее профиль был выполнен в серебристом цвете и хорошо просматривался на черном фоне. С обоих краев марки – вертикальные орнаменты. Вверху – надпись «Postage», внизу – номинал «One penny».
В общей сложности в обращение ввели около 70 миллионов черных миниатюр. Выпускались они листами по 240 единиц в каждом – 20 рядов по 12 марок. Особенность миниатюр – буквы в нижних углах. Они соответствуют месту и ряду марки в почтовом листе.
Официально продажи стартовали 6 мая, хотя частично почтовые службы реализовали тираж уже 1 мая.
Одновременно с «Черным пенни» выпустили вторую почтовую марку номиналом 2 пенни. Она была темно-синего цвета, а внизу указан номинал «Two penny». В остальном марки были идентичными, печатались одинаковым способом – металлографией.
По данным Википедии, почтовые марки «Черный пенни» сохранились и до нашего времени – не все, но значительная их часть. Спрос на них в филателистических кругах больше объясняется исторической ценностью миниатюр, а не их редкостью.
Стоимость гашеной марки – 200-300 долларов, негашеной – 1000—2000 долларов. Цена зависит от внешнего вида и сохранности: марки в хорошем состоянии выставляют на аукцион дороже.
Самая дорогая черная миниатюра продана на аукционе Сотбис весной 2009 года. Цена продажи составила 20 625 фунтов стерлингов. Торги проводились в благотворительных целях.
«Penny Black» находилась в обращении около года, пока не обнаружили изъян. Для погашения марки использовали красную печать – на черном фоне она была практически не видна. При желании можно было легко удалить и использовать погашенную марку повторно.
Для решения проблемы «Черный пенни» заменили «Красным пенни», а печать для погашения миниатюр использовали черную. Черный штемпель на красном фоне было хорошо видно и невозможно удалить.
Споры о том, кто и когда придумал почтовые марки, идут до сих пор. По официальной версии, идея принадлежит англичанину Роуленду Хиллу. Но есть данные об аналогичных предложениях, исходивших от других людей почти двумя столетиями раньше.
Первая почтовая марка Канады
Канада входит в число крупнейших стран мира по территории (около 10 млн. кв. км.) и в десятку самых развитых стран мира. Не лёгкий путь прошла она в своём развитии, прежде чем приобрела прежний, современный вид.
Канада выпустила свою первую марку, «Трехпенсового бобра», в 1851 году.
Первая памятная серия
Почтовая марка серии «300 лет дома Романовых», 7 коп.
В 1913 году к 300-летию дома Романовых в России издали первую и единственную памятную серию из 17 марок. На марках изображали Петра I и Екатерину Великую, Николая II и Александра I, Зимний дворец и Московский Кремль. Есть сведения, что сам Николай II участвовал в создании этой серии. Марки рисовали художники Иван Билибин, Евгений Лансере и Рихард Зариньш.
Марки-деньги, 15 коп.
В 1915–1917 годах в обращении находилось 11 марок на очень плотной бумаге, без клея. Текст на обороте гласил: «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой» и «Имеет хождение наравне с медной монетой». Эти марки-деньги употреблялись и для оплаты почтовой корреспонденции.
Почтовая марка серии «К звездам! Космический корабль в полете». 1961
В 1961 году с СССР выпустили две марки на необычном материале — алюминиевой фольге. Почтовую миниатюру «К звездам! Космический корабль в полете» посвятили XXII съезду Коммунистической партии Советского Союза. В 2001–2003 годах в России выпускались марки и почтовые блоки, часть рисунка которых была с золотым тиснением. Это марки «Государственные символы», «300 лет Санкт-Петербургу» и «Кареты».
Самая большая марка в СССР
Почтовая марка серии «Слава покорителям космоса!», 1 руб. 1962
В 1962 году в Советском Союзе выпустили марку «Слава покорителям космоса!» с изображением Юрия Гагарина, Германа Титова, Андрияна Николаева и Павла Поповича. Стоила марка 1 рубль. Размер ее (с зубцами и без зубцов) — 15 на 7 см (105 кв. см). Из-за большого размера миниатюру часто называют «маркоподобным блоком».
Самые редкие отечественные марки
Тифлисская уника. 1857
В 1857 году Тифлисская городская почта выпустила «Тифлисскую унику» с изображением герба Тифлиса. Сегодня это одна из самых дорогих отечественных марок, на аукционе в 2008 году филателисты оценили один из сохранившихся экземпляров в 700 тысяч долларов. Вторая редкость — черная марка на желтой бумаге, выпущенная в 1869 году Котельнической земской управой Вятской губернии. Эта миниатюра состояла из двух частей — марки и регистрационного талона. На сегодняшний день не найдено ни одного целого экземпляра первой марки — сохранились только отрезанные талоны.
Для пользы общества
Почтовая марка из серии, посвященной 300-летию дома Романовых. Николай II (с гравюры Федора Лундина, художник Рихард Зариньш). 1913 год
Нести идеи в массы, быть рупором ярких и знаковых событий. Практически сразу после своего появления марки «заступили» на службу общественным интересам. В 1904 году во время Русско-японской войны по заказу Императорского женского патриотического общества вышла серия марок с надбавкой в 3 копейки на нужды сирот действующей армии. С помощью марок собирали средства и в Первую мировую — для раненых и семей погибших. Изображали на этих марках узнаваемые виды и памятники Москвы и Санкт-Петербурга.
Специальным выпуском было отмечено 300-летие династии Романовых. Первая и единственная серия памятных марок Российской империи вышла в 1913 году. Чаще других в этой серии встречается портрет правящего на тот момент Николая II — на марках достоинством в 7, 10 копеек и 5 рублей. Эскизы для марок с известных монарших портретов выполнили художники Иван Билибин, Евгений Лансере и Рихард Зариньш.