в какой стране стабилизация экономики шла демократическими методами

Тесты по теме: «Мир от Первой мировой войны до Второй мировой войны»

Всеобщей история. Тесты по теме: «Мир от Первой мировой войны до Второй мировой войны»

1.Какая страна не была участницей такого военно-политического блока, как Антанта?

2. Страна, которая вышла в 1915 г. из Тройственного Союза и перешла на сторону Антанты.

3. Соотнесите термины и страны, с которыми они связаны:

1. Веймарская республика А) Франция

2. «просперити» Б) Германия

3. «Национальное единение» В) США

4. В каких странах стабилизация экономики шла демократическими методами:

1. Италия 2. США 3. Великобритания

4. Франция 5. Испания 6. Германия

5. Отметьте причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.:

1. государственное регулирование экономики

3. рост профсоюзного движения

4. государственное регулирование социальных отношений

5. неустойчивость финансовой системы

6. рост массового производства в несоответствии росту заработной платы

6. Каковы черты нацистской идеологии:

1. уважение религиозных учений

2. признание интересов нации выше интересов отдельной личности

3. отрицание частной собственности

4. разделение рас на «высшие» и «низшие»

5. провозглашение права колониальных народов на независимость

6. стремление установить мировое господство

7. Восстановите хронологическую последовательность событий:

1. фашистский мятеж в Испании

2. Выход Германии из Лиги Наций

3. «Мюнхенский сговор»

4. Война СССР с Финляндией

8. Соотнесите даты и события:

1. 4 — 11 февраля 1945 г. А) Тегеранская конференция

2. 28 ноября — 1 декабря 1943 г. Б) Крымская конференция

3. 17 июля по 2 августа 1945 года В) Потсдамская конференция

9. Соотнесите названия операций и стран, их проводивших:

1. «Барбаросса» А) СССР

10. 8 мая 1945 г. произошло:

1. начало Берлинской операции

2. подписание Акта о капитуляции Германии

3. подписание Акта о капитуляции Японии

4. сброс США атомной бомбы на г. Хиросиму

Всеобщей история. Тесты по теме: «Мир от Первой мировой войны до Второй мировой войны»

1. Какие две страны, первыми заключили союз, в последствии ставшим основой такого военно-политического блока, как Антанта?

4. Франция – Германия

2. Страна, которая первой из названных вышла из Первой мировой войны.

3. Соотнесите термины и страны, с которыми они связаны:

3. изоляционизм В) Германия

4. В каких странах стабилизация экономики сопровождалась установлением авторитарного режима:

1. Италия 2. США 3. Великобритания

4. Франция 5. Испания 6. Германия

5. Отметьте пути выхода из мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.:

1. государственное регулирование экономики

3. рост профсоюзного движения

4. государственное регулирование социальных отношений

5. неустойчивость финансовой системы

6. рост массового производства в несоответствии росту заработной платы

6. Каковы характерные черты фашизма:

1. национализм, граничащий с шовинизмом

2. отрицание демократических ценностей

3. миролюбивая внешняя политика

4. сближение с коммунистической партией

5. признание насилия неотъемлемым способом политической борьбы

6. уважение либеральных ценностей.

7. Восстановите хронологическую последовательность событий:

2. Договор о ненападении между Германией и СССР

3. заключение Антикоминтерновского пакта

4. Агрессия Италии против Эфиопии.

8. Соотнесите решение и место его принятия:

1. разработаны условия безоговорочной А) Тегеранская конференция

2. открытие второго фронта Б) Крымская конференция

3. решены вопросы о репарациях В) Потсдамская конференция

9. Соотнесите названия операций и стран, и время их проведения:

1. «Барбаросса» А) июнь 1941г.

2. «Уран» Б) сентябрь – декабрь 1941 г.

3. «Тайфун» В) ноябрь1942 г.- февраль 1943 г.

Источник

Стабилизация экономики

С середины 20-х гг. ХХ в. германская экономика оказалась под воздействием целого ряда внешних и внутренних факторов, которые способствовали преодолению ее кризисного состояния. Важнейшее значение имело урегулирование репарационной проблемы. Рурский кризис показал, что проблема репарационных долгов зависела не столько от политики германских правительств, сколько от низкой платежеспособности страны. Новое выколачивание репараций по французскому методу могло не только окончательно разрушить германскую экономику, но и вызвать общеевропейский хаос. Американские и британские правящие круги выступили за прекращение экономической изоляции Германии и стабилизацию ее финансовой системы. С этим было вынуждено согласиться и новое французское правительство, возглавляемое Эдуардом Эррио (1872-1957).

На Лондонской международной конференции в июле 1924 г. был утвержден план финансово-экономической санации Германии, предложенный комиссией экспертов под председательством американского банкира Чарлза Дауэса (1865-1951). Суть проблемы Дауэс сформулировал следующим образом: надо найти воду, которая бы двигала немецкую бюджетную мельницу. План Дауэса предусматривал снижение на четыре года ежегодных репарационных платежей (аннуитетов), при сохранении общей суммы репараций. В 1924-1927 гг. Германия должна была выплачивать по 1 млрд золотых марок, и только с 1928-1929 г. аннуитеты увеличивались до 2,5 млрд марок. В дальнейшем ежегодные репарационные платежи должны были определяться, исходя из платежеспособности Германии. План открывал германскую экономику для зарубежных займов и инвестиций. В качестве источников покрытия репарационных платежей и займов определялись доходы государственного бюджета, прибыли немецких железных дорог и промышленных компаний. Устанавливался международный контроль над бюджетом страны, системой внутреннего денежного обращения и кредитования и над трансфертом капитала за границу. Обязательным условием выполнения плана Дауэса было восстановление единого экономического поля Германии и вывод в течение года французских войск из оккупированной части Рура.

Таким образом, французская идеология экономических репрессий против Германии была заменена англосаксонской концепцией восстановления немецкой экономики. К концу 1920-х гг. приток иностранного капитала в Германию по разным оценкам составил до 25 млрд марок. В счет репараций за этот период немцы выплатили немногим более 10 млрд марок. Приток инвестиций содействовал модернизации и рационализации германской промышленности.

Стабилизации германской экономики способствовала активная экономическая политика правительства. С середины 1920-х гг. было ограничено государственное вмешательство в экономику. Государственное регулирование приняло косвенный характер и велось экономическими методами: через бюджет, налоги, инвестиции, таможенные пошлины, торговые тарифы, кредиты.

Важным фактором правительственной финансовой политики буржуазных кабинетов явилось сбалансирование государственного бюджета путем резкого уменьшения государственных расходов и повышения доходов. Во второй половине 1920-х гг. более чем на треть был сокращен государственный аппарат, снижены зарплата чиновников и социальные расходы. В 1926-1927 гг. выросли косвенные налоги и налоги с физических лиц, одновременно снижались налоги на капитал в целях поощрения инвестиций. Так, в налоговых поступлениях в бюджет две трети общей суммы приходилось на сборы с потребителей и только одна треть — с производителей.

Стабилизации финансовой системы страны способствовало введение так называемой «рентной марки». Путем обмена одной «рентной марки» на 1 биллион бумажных марок уменьшалась денежная масса и снижалась инфляция. Тогда же был создан кредитный Рентный банк, уставной капитал которого составляла твердая валюта. Рентный банк кредитовал базовые промышленные предприятия и способствовал восстановлению и подъему важнейших отраслей экономики. В итоге, в середине 1920-х гг. государственный бюджет был сбалансирован, инфляция остановлена.

В 1925 г. истек пятилетний срок, в течение которого Германия в одностороннем порядке была обязана предоставлять победителям торговые льготы. В связи с этим, рейхстаг принял ряд законов о защите внутреннего рынка. Они позволили правительству поднять таможенные пошлины на некоторые виды импортных продовольственных и промышленных товаров. К 1928 г. пошлины возросли в целом почти в 3,5 раза. Одновременно германские предприниматели получили значительные льготы в экспортной деятельности. К 1929 г. германский экспорт превысил на 34 % довоенный уровень. Германия по объему экспорта вышла на третье место в мире после США и Великобритании. Объем внешней торговли был сведен с положительным сальдо.

Во второй половине 1920-х гг. в промышленности произошло обновление основного капитала. Широко использовалась новая техника и технологии, стандартизация, механизация и электрификация. Применялись конвейерно-поточные технологии (система «фордизма»). Это привело к росту производительности труда в промышленности в целом на 15-20 %, в современных отраслях промышленности — на 30-40 % по сравнению с 1913 г.

В 1927 г. германская промышленность по общему объему производства вышла на довоенный уровень. В 1929 г. превзошла его на 17 %. Прирост объемов выпуска продукции в отдельных отраслях промышленности оказался еще более высоким. К концу 20-х гг. выпуск автомобилей вырос в 7 раз по сравнению с 1913 г., алюминия в 32 раза. По производству чугуна и стали Германия вышла на второе место в мире, по добыче угля — на второе место в Европе. Быстрыми темпами развивались химическая, газовая, электротехническая отрасли промышленности, а также некоторые отрасли машиностроения. Доля Германии в мировом промышленном производстве выросла с 8 % в 1923 г. до 12 % в 1929 г. Ряд немецких промышленных корпораций — АЭГ, «Сименс», концерн Круппа, концерн «ИГ Фарбениндустри», «Стальной трест» — вошли в число крупнейших в мире. Экономическое развитие Германии достигло высокого уровня стабилизации.

Читайте также

Стабилизация фронта

Стабилизация фронта Подавленность и безумные надежды быстро сменяли друг друга. Даже после поражения Самсонова и Ренненкампфа в Восточной Пруссии командующий британскими войсками уверенно полагал, что русские будут в Бреслау (на полпути к Берлину) к 15 октября 1914 г Мы

§8. Постреволюционная стабилизация

§8. Постреволюционная стабилизация К концу гражданской войны и деревня, и город недовольны своим положением. Деревня — потому что из нее все в больших масштабах безвозмездно изымается продовольствие, рушатся крестьянские хозяйства. Город — потому что по карточкам

Стабилизация (24–26 августа)

Стабилизация (24–26 августа) В ночь на 24 августа румыны продолжили практиковать ночные атаки, нанося удары в прежнем направлении — встык между 31-ми 287-м полками. Противник после того, как части дивизии зацепились за подготовленный рубеж, стал нести значительно большие

§ 2. СТАБИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В 1994–1996 ГГ.

§ 2. СТАБИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В 1994–1996 ГГ. Укрепившись у власти, Ельцин и связанная с ним часть элиты взяли курс на национальное примирение, восстановление хотя бы минимального согласия между политическими силами, которое позволило бы отойти от грани

Стабилизация обстановки на Тихом океане

Стабилизация обстановки на Тихом океане В то время как флот АБДА стремился выиграть время, силы союзников укрепляли линию обороны, на которой США решили задержаться во что бы то ни стало. Это потребовало усиления основных баз на коммуникациях между США и Австралией, а

81. Политическая стабилизация. «Возрождение», ротация, касикизм

Стабилизация фронта

Стабилизация фронта Подавленность и безумные надежды быстро сменяли друг друга. Даже после поражения Самсонова и Ренненкампфа в Восточной Пруссии командующий британскими войсками уверенно полагал, что русские будут в Бреслау (на полпути к Берлину) к 15 октября 1914 г. Мы

Стабилизация Гулага

Стабилизация Гулага Несмотря на то что приоритетной задачей операций 1937–1938 гг. было физическое уничтожение «антисоветских» и «контрреволюционных» элементов, потенциальных «вредителей» и «шпионов», значительная часть арестованных попадала в лагеря, колонии и тюрьмы.

2. Стабилизация как результат уний (1569-1654 гг.)

2. Стабилизация как результат уний (1569-1654 гг.) Точно так, как создание СССР отсрочило на 70 лет распад Московской империи, и даже способствовало временному подъему государства, так и две унии ослабили политический кризис в ВКЛ, способствовали его временному подъему и

Стабилизация французского абсолютизма при Людовике XIV

Стабилизация французского абсолютизма при Людовике XIV В 1659 г. война с Испанией закончилась Пиренейским миром. Когда в марте 1661 г. умер Мазарини, ставший за годы своей диктатуры одним из богатейших людей Франции, двадцатидвухлетний король Людовик XIV объявил, что отныне он

Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы

Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы После того как в ходе целой серии международных конференций, посвященных проблемам послевоенного урегулирования в 1919–1922 гг., были заложены основы новой модели организации мирового сообщества, система международных

1. Стабилизация повинностей

1. Стабилизация повинностей С XII века начался процесс глубинных изменений, повлиявший на отношения слуг и сеньора и в конце концов коренным образом их изменивший. В нашем исследовании мы ограничимся тем, что покажем, каким образом эти отношения перестали быть

Новое платье капиталистического короля, или Стабилизация ига

Новое платье капиталистического короля, или Стабилизация ига К счастью, наша элита вовремя очнулась от либерального морока и провела чекистко-чиновничью заморозку. На русские поля явился ЧОК — чиновно-олигархический капитализм. Чиновно-олигархическая мутация нашего

Источник

СТАБИЛИЗАЦИЯ И «ПРОЦВЕТАНИЕ». СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 20-е гг.

Особенности стабилизации 20-х гг. Переход от войны к миру в европейских странах оказался длительным. Заключение мирных договоров, образование новых государств на развалинах империи, спад социальных движений, прекращение антисоветской интервенции и начало нормализации отношений Советской России с Западом открывали пути к стабилизации. Этот процесс нормализации жизни раньше всего начался в странах-победительницах. США, Англия, Франция, Скандинавские страны, завершив перевод экономики на мирные рельсы, вышли на путь экономического подъема, продолжавшегося до начала мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

Особенности экономической стабилизации 20-х гг. Важнейшим условием стабилизации хозяйственной жизни европейских стран стало преодоление послевоенной инфляции, восстановление устойчивости национальных валют, прежде всего в Германии, которая была центром экономического хаоса вплоть до 1924 г. Осуществление плана Дауэса, предоставившего Германии кредиты, открыло путь к восстановлению ее экономики, что в свою очередь позволило восстановить нормальные условия международного экономического обмена. Приостановление послевоенной инфляции стало одной из важных предпосылок устойчивого экономического роста. Началась замена устаревшей за время войны и послевоенной разрухи техники, внедрялись новые технологии.

В 20-е гг. в ведущих капиталистических странах произошла серьезная структурная перестройка экономики, преодолена была послевоенная разруха, социально-экономические условия жизни улучшились. На первый план вышли отрасли массового производства — автомобильная, электротехническая, химическая промышленность. Новый технический уровень массового производства олицетворяли автомобильный конвейер, стандартизация, широкое применение типовых деталей, эффективные методы управления и организации трудового процесса с целью интенсифицировать его (система Тейлора — хронометрирование трудовых операций). Все это позволило резко повысить производительность труда, эффективность и прибыльность производства. «Автомобильный король» США Г.Форд, организовавший первый конвейер в 1914 г., в книге «Моя жизнь, мои достижения» изложил новые принципы организации производства и сбыта продукции и стал властителем дум американских и европейских бизнесменов.

Во второй половине 20-х гг. все ведущие капиталистические страны восстановили и затем превзошли довоенный уровень производства. Наиболее быстро экономическое развитие шло в США. Более чем на треть возросла по сравнению с довоенным временем международная торговля. В те годы американское слово «просперити» (процветание) выражало оптимизм и веру в наступившую эру бескризисного развития экономики. Важную роль в обеспечении экономического роста в ряде европейских стран играло государственное регулирование, дополнявшее рыночные механизмы экономического развития.

Экономическое развитие в капиталистическом мире проходило неравномерно. Если США, Франция, Германия развивались относительно быстрыми темпами, то Англия, большинство стран Южной и Юго-Восточной Европы отставали по темпам развития.

Экономическая стабилизация в капиталистическом мире оказалась непрочной. Главная ее слабость состояла в растущем к концу 20-х гг. разрыве между массовым производством товаров и низким платежеспособным спросом населения. Образно говоря, к началу 30-х гг. в конце автомобильного конвейера уже не толпились нетерпеливые покупатели. Назревал кризис сбыта товаров, которые скапливались на складах. Конкуренция и анархия производства, низкая покупательная способность населения неизбежно подводили капиталистическую систему хозяйства к экономическому кризису перепроизводства. Не спасали реклама, кредит, плата в рассрочку. 24 октября 1929 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже началась паника: все хотели продать свои акции. Так пришел конец периоду относительного «процветания». Капиталистический мир, вслед за США, был ввергнут в пучину мирового экономического кризиса.

Тенденция к реформам была свойственна не только странам с устойчивой, традиционной парламентской системой (Великобритания, США, Франция, Скандинавские страны), но и отчасти для вновь образованных европейских государств.

Однако в 20-е гг. демократизация, реформы и политическая стабильность наблюдались там, где важную роль в обществе играли рабочее и демократическое движения, где формировался устойчивый умеренно-реформистский центр, способный воздействовать на государственное руководство и противостоять деструктивным силам в обществе. Слабый центр в условиях обостренной ситуации оказывался неспособным преградить путь к власти правоэкстремистским силам, как это имело место в Италии, или леворадикальным, как это случилось в России.

Подобные тенденции к установлению авторитарных режимов при слабости демократических сил имели место в странах Южной и Юго-Восточной Европы (Венгрия, Болгария, Греция, Албания). Колебания «влево» и «вправо» происходили и в странах с демократическими системами государственного устройства. Во Франции «левый блок» (1924—1926 гг.) уступил свое место объединению правых партий. Кратковременным оказался также приход лейбористов к руководству правительством в Англии в 1924 г. Наконец, либерально-демократические и социалистические партии и группировки в Италии оказались бессильными противостоять наступлению фашистов, и там завершилось к концу 20-х гг. формирование тоталитарного режима. Европейская демократия со второй половины 20-х гг. испытывала серьезные удары со стороны как леворадикальных, так и праворадикальных политических сил. Кризис Веймарской республики явился наиболее показательным примером. Даже демократическая Северная Америка не избежала в 20-е гг. усиления политического консерватизма.

Экономический подъем и политическая стабилизация в 20-е гг. были характерны для всех капиталистических государств, но их темпы и методы государственного управления определялись конкретно-историческими особенностями отдельных стран.

В 20-е годы в рабочем движении европейских стран усилилось влияние реформистской идеологии социал-демократических партий. В то же время в годы стабилизации Коминтерн совершил поворот к сектантству, что особенно выразилось в теории «класс против класса», в характеристике социал-демократов как «левого крыла фашизма».

Вакханалия наживы и биржевые спекуляции имели и другую теневую сторону: политическую жизнь страны потрясали один за другим скандалы в связи с коррупцией целого ряда членов конгресса и правительства. Сам президент Гардинг избежал подобных обвинений, скончавшись от паралича в августе 1923 г. Сменивший его на посту главы администрации вице-президент Калвин Кулидж продолжал политику поощрения бизнеса, невмешательства в его дела и отвергал всякое социальное законодательство. Он полагал, что задача правительства — поддерживать закон, порядок и осуществлять управление как можно дешевле.

Верховный суд объявил неконституционными некоторые законы, ущемлявшие интересы предпринимателей. Так, например, принятый в 1919 г. закон об особом повышенном налоге на предпринимателей, применявших труд детей до 14 лет, был отменен в 1922 г. Такая же участь постигла и закон в округе Колумбия о минимальной оплате труда женщин и детей. Зато суды щедро издавали «предписания» о прекращении стачек и наказании профсоюзов.

Рост преступности, коррупция, подпольный бизнес стали серьезной угрозой безопасности людей в быстро растущих городах, особенно в крупных промышленных центрах. Подпольным бизнесом, в том числе рэкетом, продажей спиртных напитков, наркотиков, стали заниматься целые синдикаты. Гангстерский синдикат Ал Капоне безраздельно хозяйничал в Чикаго. Свои «ал капоне» были в каждом мало-мальски значительном городе.

У американского «процветания» и в экономике ведущих капиталистических стран была ахиллесова пята: массовое производство не опиралось на соответствующий спрос и объем потребительского рынка. Низкая оплата труда рано или поздно должна была породить кризис сбыта. Изобретенная американцами формула «Реклама плюс кредит — и процветание навсегда» только немного отодвинула начало кризиса перепроизводства, ибо кредит — это долги, которые рано или поздно надо возвращать. Биржевой крах 24 октября 1929 г. на Нью-Йоркской бирже открыл полосу глубочайшего экономического кризиса, охватившего вслед за США весь капиталистический мир.

Германия. Подписание мирного договора и принятие летом 1919 г. в г. Веймаре Учредительным собранием конституции стало началом периода Веймарской республики. Конституция провозглашала буржуазно-демократические права и свободы, всеобщее избирательное право. В ней был зафиксирован ряд социальных завоеваний периода революции. Признавались профсоюзы, право на коллективный договор, право рабочих создавать советы на предприятиях и пр. Законодательным органом являлся рейхстаг. Представители земель составляли другую палату — рейхсрат. Президент избирался общим голосованием на 7 лет. Важной была статья 48, дававшая право президенту издавать чрезвычайные законы в обход парламента. Конституция в целом была демократической.

Утверждение республиканского демократического строя и стабилизация новой политической системы оказались трудным и длительным процессом. С 1919 и до конца 1923 г. в стране сохранялась напряженная ситуация, шла острая политическая борьба, ставившая подчас под угрозу сохранение республиканского строя. Экономика находилась в плачевном состоянии. Безработица и инфляция приобрели невиданный размах. Деньги обесценились настолько, что булочник дневную выручку возил в банк на тачке. В стране имелись мощные правоконсервативные силы, выступавшие за возвращение к старому, довоенному порядку, против Версальского договора, против конституции и социальных завоеваний трудящихся.

Политика этих правых группировок получила клеймо «политики катастроф», поскольку она вела к обострению классовых и иных противоречий в стране и угрожала внешним вторжением. Другая группировка политических партий, включавшая СДПГ, буржуазную партию Центра и др., признавала республику, мирный договор, конституцию. Такую политику называли «политикой выполнения условий мирного договора». «Политика выполнения» проводилась коалицией партий, в которых ведущее место занимали социал-демократы и центристы. Блок СДПГ и центристских партий был новым явлением в политической жизни послевоенной Европы. Ведь до войны социал-демократия была самой последовательной и решительной оппозицией буржуазному строю, капитализму. Теперь она стала опорой республиканского строя перед лицом ревизии конституции со стороны правых экстремистских сил. И такие попытки делались неоднократно. В середине марта 1920 г. была предпринята попытка военного переворота, организованная монархистом В. Каппом, генералом Э. Людендорфом и др. Однако всеобщая забастовка 12 млн. рабочих Германии, в которой коммунисты и социал-демократы выступили впервые после войны вместе, сорвала планы контрреволюционного переворота и установления авторитарно-монархической диктатуры.

В конце 1922 г. правительство возглавила группировка буржуазных партий во главе с В. Куно, которая развернула националистическую пропаганду и саботаж репарационных платежей. Это вызвало жестокий кризис. В январе 1923 г. в ответ на саботаж франко-бельгийские войска вторглись в Рурскую область. В августе 1923 г. всеобщая стачка рабочих Германии смела кабинет Куно.

Только с 1924 г. обстановка в Германии стабилизировалась. Экономической основой перехода к стабилизации стали план Дауэса, давший Германии американские кредиты, и введение твердой валюты (золотая марка).

Во второй половине 20-х гг. германская экономика превзошла довоенный уровень промышленного производства. Упрочилось внешнеполитическое положение Германии. Международные гарантии получила ее западная граница с соседями. Положение населения улучшалось, хотя в стране еще сохранялась значительная безработица. Однако политическая стабилизация Веймарской республики была весьма непрочной.

Веймарская коалиция политических сил, определявших состав правительств в 20-е гг., была неоднородна. На левом фланге стояла социал-демократическая партия, а на правом — партия Центра и немецкая национальная народная партия (НННМ). Оба эти фланга в свою очередь разъедались внутренними противоречиями. НННМ занимала националистические, реваншистские позиции, была враждебна веймарской демократии, нередко смыкаясь с фашистами.

На левом фланге соперничество социал-демократической и коммунистической партий доходило до открытой враждебности. Социал-демократы и коммунисты в конце 20-х — начале 30-х гг. получали на выборах около 40% голосов избирателей и имели соответствующее представительство в рейхстаге. Оставаясь на позициях сектантства и догматизма, коммунисты называли социал-демократию левым крылом фашизма, а социал-демократов «социал-фашистами». Социал-демократы в долгу не оставались. Взаимная враждебность этих двух партий ослабила веймарскую демократию.

На этом фоне политического разброда к концу 20-х гг. активизировались фашистские организации, запрещенные после путча 1923 г. Адольф Гитлер вышел из тюрьмы, и фашистская партия легально развернула борьбу за создание массовых политических и военизированных (штурмовые отряды СА) организаций. Ряд фашистских лидеров созданной в 1925 г. Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) был избран в рейхстаг в 1928 г. Это позволило им, обретя неприкосновенность, развернуть агрессивную и наглую кампанию по дискредитации парламента путем грубых выходок, обструкции. Вне парламента сборища национал-социалистов превращались в шумные политические скандалы и погромы.

Когда начался экономический кризис, веймарская демократия оказалась неспособной преградить дорогу фашистам к власти.

Великобритания. В отличие от Германии, где ряд лет трудно рождался республиканский парламентский строй, в Великобритании политический процесс протекал в конституционных рамках традиционного парламентаризма. Страна-победительница имела свои проблемы. Потери от войны были значительны. Из кредитора она стала должником США и своих доминионов. Экономический кризис 1920—1921 гг. привел к сокращению производства, экспорта и импорта, росту безработицы. Ширилось забастовочное движение. Мощно выступали шахтеры, транспортники. Рабочие добивались повышения заработной платы, сокращения рабочего дня. Участие Великобритании в антисоветской интервенции вызвало в стране широкие протесты и организованное движение «Руки прочь от России!», в котором большую роль играли лейбористы. Левые организации в 1920 г. создали коммунистическую партию Великобритании. Однако в Великобритании не было бунтов, путчей и восстаний, в этой стране перемены происходили эволюционно, постепенно, в цивилизованных формах. Это внешне, казалось бы, спокойное развитие в первые послевоенные годы было насыщено событиями, которые свидетельствовали о начале качественно новых тенденций в политической жизни страны.

В Англии многие десятилетия консерваторы и либералы в результате парламентских выборов сменяли друг друга у руля государственного управления. Эта система политического маятника сохраняла стабильность в обществе.

В годы первой мировой войны было сформировано коалиционное правительство. В него входили консерваторы, либералы и лейбористы. Такая коалиция основных политических партий имела целью сохранить «гражданский мир» во время войны. С окончанием войны коалиция распалась.

В результате перемен в политической и экономической ситуации в стране, в настроениях широких масс трудящихся старая традиционная двухпартийная система пережила в 1918— 1924 гг. серьезный кризис. Его причинами были, во-первых, быстрый рост влияния лейбористской партии, которая опиралась на тредъюнионы (массовые профессиональные союзы рабочих), насчитывавшие миллионы членов, во-вторых, упадок традиционной либеральной партии, что выразилось в расколе ее рядов на две группировки (либералы Д. Ллойд Джорджа и либералы Г. Асквита) и резком падении числа ее избирателей.

Изменения в лейбористской партии превратили ее в важную парламентскую силу. В 1918 г. партия ввела, кроме коллективного членства (в нее входили различные социалистические ассоциации и группы, профсоюзы), индивидуальное членство, что позволило ей создать постоянный актив на местах, установить прямой контакт с избирателями. Второе изменение — радикализация программных принципов партии. До 1918 г. лейбористы не имели четкой программы. Теперь уставе партии содержался важный 4-й пункт, в котором было сказано, что партия выступает за общественную собственность. Это воспринималось как социалистический принцип и снискало ей особые симпатии широких масс рабочих.

Новая расстановка политических сил в Англии выразилась в результатах выборов в 1918 и 1923 гг. Лейбористы в 1918 г. послали в парламент 60 своих представителей и впервые вышли на второе место, оттеснив либералов на третье. На парламентских выборах 1923 г. также впервые в британской истории ни одна из трех партий не смогла одержать убедительную победу. Консерваторы получили 5,3 млн. голосов, лейбористы — 4,3 млн. (почти в 11 раз больше, чем в 19 К) г.) и либералы 4,2 млн. голосов. В итоге в палате общин консерваторы имели 258 мест, лейбористы — 191, либералы — 158. Таким образом, в начале 20-х гг. лейбористы закрепились в качестве второй партии в политической системе Великобритании. Это означало, что рано или поздно лейбористы смогут сформировать правительство. И это произошло раньше, чем они ожидали.

В январе 1924 г., не имея большинства в палате общин, премьер-министр консерватор С. Болдуин, получив вотум недоверие (т. е. голосование против политики правительства), заявил об отставке кабинета. Консерваторы решили поручить, формирование правительства лейбористской партии. 23 января 1924 г. лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое в истории Великобритании лейбористское правительство. Не имея большинства в палате общин, оно просуществовало недолго, меньше года, но успело провести ряд мер по улучшению положения безработных и пенсионеров. Новые, досрочные выборы дали победу консерваторам. В октябре 1924 г. консерватор С. Болдуин вновь возглавил правительство.

Если в Великобритании правящие круги действовали в парламентских, цивилизованных формах, то в колониях они жестоко подавляли вооруженной силой национально-освободительное движение. В Индии, в Амритсаре, в апреле 1919 г. английские войска расстреляли мирный митинг. В 1919—’1922 гг. в Египте проводились карательные операции против антианглийских восстаний. Однако в 1922 г. Англии пришлось отказаться от протектората над Египтом и признать его независимость. Англия пошла на уступки, отказавшись от контроля над внутренней и внешней политикой Афганистана и Ирана. Наконец, успехом завершилась вековая борьба ирландцев за свободу. Великобритания в декабре 1921 г. признала «Ирландское свободное государство» с правами доминиона. Однако 6 северных графств (Ольстер) были сохранены в составе Великобритании.

В 20-е гг. британская экономика восстанавливалась замедленным темпом- Сказывалась неравномерность ее структурной перестройки. Передовые отрасли — автомобильная, электротехническая и химическая — развивались довольно ускоренно. Однако традиционные отрасли — судостроение, угольная промышленность находились в застойном состоянии. Британский капитал предпочитал внешнюю экспансию. Шахтовладельцы были перед выбором: модернизировать угледобычу, вкладывая капитал в новую технику и тем самым повышая конкурентоспособность угля на внешнем рынке, или идти по пути снижения оплаты труда шахтеров. Избран был второй путь как более «дешевый», но он вызвал крупнейший в истории британского рабочего движения социальный конфликт — всеобщую забастовку рабочего класса страны в 1926 г. Эта стачка имела самые серьезные последствия для шахтеров и всего организованного в профсоюзы британского рабочего движения. Стачка окончилась поражением. Руководство Британского конгресса тредъюнионов под давлением правительства пошло на прекращение всеобщей забастовки. Шахтеры и транспортники пытались сами продолжить борьбу, но вынуждены были согласиться с требованиями предпринимателей. Консервативное правительство издало в 1927 г. антипрофсоюзный закон, запрещающий всеобщие стачки, стачки солидарности, ограничивающий пикетирование и накладывающий другие ограничения на профсоюзы. Этот крупнейший в истории Англии конфликт оказал немалое влияние на исход очередных парламентских выборов 1929 г. Лейбористская партия впервые получила больше мест в палате общин, чем консервативная партия, и сформировала второе лейбористское правительство.

Франция. Франция вышла из мировой войны победительницей. «Мы получили все, что требовали, и даже больше», —заявил националист и реваншист А.Тардье, ближайший соратник Ж. Клемансо, представляя в сентябре 1919 г. палате депутатов Версальский мирный «договор для ратификации. Шовинистические настроения были характерной особенностью обстановки в стране после победы над Германией. «Немец за все заплатит», — уверяла французов пресса самых различных направлений. Национализм и пугало «угрозы большевизма» доминировали в избирательной кампании в ноябре 1919 г. Был создан так называемый Национальный блок, основой которого стала группировка правых буржуазных партий. К нему присоединились партии радикалов, республиканцев и другие группировки, характерные для французской многопартийной политической системы. Национальный блок намеревался поглотить все политические партии и ассоциации под лозунгами «республиканского, национального и социального объединения». Радикалы отказались от сотрудничества с социалистами и вошли в Национальный блок. Социалистическая партия оказалась в изоляции. Национальный блок получил на выборах свыше двух третей голосов. Это было рекордным достижением правых сил Франции. Правительство возглавил А. Мильеран, который еще до войны порвал с социалистической партией. Опытный политик, Мильеран стремился ослабить растущее в стране революционное и рабочее движение, обещал проведение социальных реформ, предоставление рабочим участия в прибылях, в управлении предприятиями, ратовал за сотрудничество труда и капитала.

Эти обещания остались невыполненными, и Франция вплоть до середины 30-х гг. ни на шаг не продвинулась вперед в области социального законодательства.

Между тем в стране нарастала социальная напряженность. Массы протестовали против дороговизны, милитаризации, агрессивной политики Франции и антисоветской интервенции. В 1919 г. в 2,2 тыс. забастовок участвовало свыше 1,2 млн. рабочих. На таком же уровне стачечная борьба находилась в 1920 г. Восстание французских моряков и солдат в Одессе и Севастополе в начале 1919 г. свидетельствовало о брожении и в армии. Политическим представителем левого крыла рабочего движения была социалистическая партия. В рамках партии в это время имело место противоборство левых, центристских и реформистских течений. В декабре 1920 г. на национальном съезде социалистов в Туре произошло размежевание течений. Более половины делегатов высказались за присоединение к Коммунистическому Интернационалу. Они образовали коммунистическую партию Франции. Другая часть съезда осталась в социалистической партии.

Раскол левых сил во Франции серьезно ослабил сопротивление наступлению правых. Тем не менее политический маятник склонялся влево.

Поворотным пунктом, изменившим расстановку политических сил во Франции, стала рурская авантюра Пуанкаре. В январе 1923 г. франко-бельгийские войска вторглись в Рур в связи с прекращением германских репарационных поставок угля. Это стало причиной политического кризиса в Германии и Франции. Авантюристический курс французской буржуазии, претензии на гегемонию в Европе, ставка во внешней политике на военную силу, на милитаризацию внутри страны вызвали размежевание политических сил. Национальный блок начал разваливаться.

Выступившие против правительства группы радикалов и радикал-социалистов активно пропагандировали необходимость создания новой коалиции политических партий — Левого блока. Группировки радикалов представляли мелких собственников, крестьян, торговцев, составлявших значительный слой французского общества. Через свою газету «Котидьен» радикалы обвиняли правительство в авантюризме, осудили оккупацию Рура. Тогда Пуанкаре исключил радикалов из правительственного большинства.

Против оккупации Рура и политики Пуанкаре активно выступали коммунисты, социалисты и профсоюзы. Однако позиция ФКП в этой сложной политической борьбе оказалась сектантской и ошибочной. Коммунисты, переоценивая степень революционности масс, звали к объединению всех сил пролетариата против всей буржуазии.

Съезд ФКП в январе 1924 г. в предвыборную программу включил центральный лозунг: «Долой Национальный блок, долой Левый блок, оба они — орудие капитала!» Коммунисты Франции призывали создать рабоче-крестьянский блок, выдвигали коминтерновский лозунг рабоче-крестьянского правительства.

По-другому вела себя социалистическая партия. Чрезвычайный съезд социалистической партии в июне 1924 г. решил поддержать правительство Левого блока.

Выборы в палату депутатов состоялись в мае 1924 г. Партии Национального блока потерпели сокрушительное поражение. Победу одержал Левый блок.

Левый блок имел в палате депутатов 328 мандатов, Национальный блок — 199, крайне правые получили 29 мандатов, коммунисты — 28 мандатов.

В июне 1924 г. было сформировано правительство Левого блока. В него вошли представители партий радикалов и социалистов. Благодаря повороту влево радикалы восстановили свои силы и заняли важное место в политической жизни Франции как левобуржуазная партия. Правительство Левого блока находилось у власти до 1926 г. Провозгласив программу прогрессивных реформ, оно не смогло ее осуществить из-за внутренних разногласий, сопротивления правых сил и финансовых трудностей. Левый блок стал терять доверие. На выборах 1926 г. он потерпел поражение, и к власти вновь пришли правые силы, вошедшие в новый блок — «Национальное единение». К нему присоединились радикалы. Блоковая политика стала особенностью французской многопартийной системы на протяжении всего XX в.

Италия. Примером другой тенденции, характерной для 20—30 гг., служит Италия, где впервые к власти пришла партия, представлявшая фашистское политическое течение и корпоративный вариант тоталитаризма. Слабость итальянского либерального государства, беспомощность и раскол сил демократической оппозиции — все это облегчило приход к власти итальянского фашизма. Надежды поживиться за счет Турции были похоронены турецкой революцией 1918—1923 гг. Италия оказалась «побежденной среди победительниц». Это породило настроения национальной ущемленности. Шовинистическая пропаганда фашистов находила питательную среду.

Война вызвала разруху, растущую инфляцию, безработицу, неустроенность демобилизованных солдат. В стране поднималось революционное движение, назревал глубокий социально-политический кризис. Государственная система оказалась бессильной справиться с тяжестью вставших перед страной проблем. Политический режим, созданный в результате национального объединения, теперь не мог обеспечить контроль над политической жизнью страны. Прежде всего отсутствовал действенный механизм связи государственной власти с народом. В принятом после войны избирательном законе был записан принцип пропорционального распределения мест в парламенте по числу поданных голосов за политические партии. Но в Италии еще не было политических партий, свойственных развитому парламентаризму. В итальянском парламенте буржуазные политические течения были представлены группировками (либералы, республиканцы, радикалы и пр.), объединявшимися вокруг того или иного лидера и слабо связанными с местами своего избрания. У них не было ни четких программ, ни строгой организационной структуры. Единственная партия, которая действительно была политической организацией, — это Итальянская социалистическая партия. В 1919 г. при содействии Ватикана образовалась первая буржуазная партия — Народная партия, как организационное оформление массового католического движения. На выборах 1919 г. из 449 мест ИСП завоевала 154, Народная партия — 99, а различные группировки либералов — 181 место, фашистская партия Бенито Муссолини — 35.

Разруха толкала массы обездоленных к различным формам социального протеста и организации. Росли ряды профсоюзов, батраки создавали лиги в защиту своих интересов. По сравнению с довоенным уровнем ряды профсоюзов и членство в ИСП возросли в пять раз. 1919 и 1920 гг. были названы «красным двухлетием». В 1920 г. во многих местах рабочие занимали фабрики, крестьяне захватывали помещичьи земли. Антикапиталистические настроения были важной особенностью этого времени. В этот момент единственная левая партия — ИСП оказалась неспособной к политическому руководству.

В 1919—1920 гг. в социалистической партии соперничали три основных течения: левые, правые, центристы. Сосуществование различных течений в ИСП парализовало ее деятельность. Размежевание (на коммунистов и социалистов) произошло, когда революционное движение в Италии пошло на спад, будучи лишенным политического руководства и ясных целей.

Реформисты из ИСП предложили буржуазным партиям сотрудничество и выразили готовность войти в правительство. Это предложение было отклонено. Но и в самой ИСП инициатива реформистов оказалась наказуемой — реформисты были исключены из ИСП. Исключенные создали Унитарную социалистическую партию (УСП). Раскол вконец ослабил левые силы, углубил разобщенность в рабочем движении. Тем самым сопротивление фашизму слева оказалось слабым. В среде буржуазии верх стали брать сторонники установления «сильной власти». В поддержку фашизма выступили крупная буржуазия, аграрии-помещики, верхушка военщины, католическая иерархия. Таким образом, созрели условия для поворота к реакции. Фашисты очень подходили для этого с их презрением к либерализму, принципам буржуазной демократии.

В октябре 1922 г. съезд фашистов потребовал от правительства предоставить фашистской партии ряд министерских портфелей. В целях давления на правительство начался фашистский «поход на Рим». Правительство подало заявление об отставке. Король вызвал Муссолини и поручил ему формирование правительства. В правительство вошли также представители либералов и Народной партии. Политический центр, таким образом, размылся. Власть оказалась в руках правоэкстремистской, фашистской партии. Коалиционная форма кабинета не имела принципиального значения.

На выборах 1924 г. партия Муссолини получила большинство голосов. Фашисты перешли к прямому террору против политических противников. Лидер социалистов Маттеотти был злодейски убит, затем разогнаны все политические партии. В 1924—1926 гг. конституционная монархия переродилась в фашистскую террористическую диктатуру. К ноябрю 1926 г, были ликвидированы все гражданские и политические свободы, личность становилась совершенно бесправной. Государственный аппарат, слившийся с единственной фашистской партией, превратился в единый механизм. Права и свободы истолковывались как полная преданность режиму и дуче. Итальянские фашисты изобрели и принцип: «Все для государства, и ничего вне государства». Созданная сеть массовых организаций строилась по корпоративному признаку, и на этой основе сформировалась корпоративная система, охватывавшая политические и экономические структуры общества снизу доверху.

Фашистская однопартийная диктатура после 1926 г. приступила к реформированию общества на корпоративных началах. В корпорации объединялись в различных отраслях снизу доверху — рабочие, служащие, предприниматели. Было создано более 20 корпораций, построенных по иерархическому принципу, во главе с министерством корпораций и его руководителем дуче. Свои вожди были на нижестоящих уровнях корпоративной системы общества. Ее формирование завершилось в 30-е гг., ускоренное мировым экономическим кризисом. Были созданы государственные органы управления экономикой, планированием развития, институты оздоровления убыточных предприятий (Институт промышленной реконструкции — ИРИ существует и в современной Италии).

Вопросы и задания:1. Охарактеризуйте период стабилизации в странах Европы и Америки в 20-е гг. 2. Какие факторы обусловили переход к ней? 3. Почему правящие политические круги ряда ведущих капиталистических государств стали на путь реформ и политического маневрирования? 4. Почему экономическое «процветание» в США сочеталось с усилением воинствующего консерватизма? 5. Чем был вызван приход к власти лейбористской партии Великобритании? Как вы оцениваете опыт ее пребывания у власти? 6. В чем вы видите слабость Веймарской республики? 7. Почему в ряде европейских государств установились авторитарные и тоталитарные режимы? 8. Почему политический кризис в Италии завершился приходом фашистов к власти? 9. Назовите основные черты итальянского фашизма. 10. В чем состояло общее и особенное в стабилизации в США, Германии, Великобритании и Франции? 11. Объясните причины непрочности стабилизации и ее кратковременного характера.

Дата добавления: 2015-12-29 ; просмотров: 2633 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *