в какой стране состоялся постимпрессионизм как художественное явление
Эра постимпрессионизма в живописи: представители, картины, история
Направление постимпрессионизм в искусстве рассматривается критиками как совокупность новаторских идей выдающих талантов конца XIX века (1880 – начало XX века). Так сложилось исторически, что интересное течение зародилось во Франции. Все те, кто овладели навыками импрессионизма, изучили все предыдущие классические направления в изобразительном искусстве, стали черпать вдохновение в другом: поиске индивидуального стиля.
Описание стиля
Для новой художественной эпохи характерны: отказ от общепринятых канонов, отказ от трёхмерного изображения. Используемые художественные приёмы – это декоративная стилизация, условное изображение предметов и людей.
На этих картинах не уловишь сиюминутный момент, наоборот, здесь все застыло «вне времени и пространства». Поэтому на портретах не увидишь внутреннего мира героев, не опишешь их психологического состояния.
Наоборот, любой представитель постимпрессионизма в живописи пытался через своё творение передать только собственные переживания. Часто он выбирал для своих шедевров мотивы, не свойственные европейскому стилю жизни. Например, жизнь аборигенов на острове Таити или японскую гравюру.
На гравюрах так же часто появляется и неприятие современности: трагическая безысходность красавиц из Мулен Руж, бессмысленная суета парижской богемы. Поэтому талантливые мастера ищут идеальный мир. Они находят вдохновение в тех местах, где нет цивилизации.
Общие особенности новоевропейского стиля:
Постимпрессионизм в живописи стал источником появления двух течений: пуантилизма и наби:
История возникновения
XIX век запомнилось нашим потомкам как время неоклассицизма, романтизма, академизма. Авторы работ изображали людей и природу с академической точностью, изображая их эмоции и переживания. Однако среди талантов появлялись те, кто не хотел придерживаться фотографической точности, желал через картину вести диалог со зрителями, изображал все субъективно.
В 1886 году широкая французская публика познакомилась с такими философами на последней выставке импрессионизма, организованной в Париже. Здесь были представлены холсты Жоржа Сёра, Гогена и Ван Гога. Так импрессионизм стал родоначальником постимпрессионизма.
Франция стала родиной именитых художников, так как в Париже часто проходили творческие встречи, банкеты, мероприятия, выставки. Из-за бурной городской жизни возник интерес к экспериментам, жажда поиска новых художественных решений не ослабевала.
Термин французский постимпрессионизм был употреблён впервые историком искусства Роджером Фрай по отношению ко всем направлениям творчества, возникшим с 1980 по 1905 год. Он понимал под этим течением реакцию на импрессионизм, некоторое отрицание старых догм.
С помощью символов стали общаться многие живописцы Европы. Этот факт побудил Роджера Фрая организовать выставку Grafton Gallery в Лондоне. Она называлась «Мане и художники-постимпрессионисты». Тут были представлены три выдающихся автора: Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн.
Был ли в России?
Направление постимпрессионизма пришло в Россию в начале XX века. Критики называют его «русский сезаннизм». Писать в стиле Роля пытались Кончаловский («Франция. Немур», 1908), Ларионов («Груша», 1908) и Гончарова («Пейзаж с красной землёй», 1909).
Отличия от импрессионизма, романтизма и реализма
Первым направлением, получившим развитие во Франции в первой половине XIX века, стал романтизм. Романтисты как будто бы искали отдушину от тусклой жизни. В своих картинах они воспевали сильных духом людей, одухотворяли природу, дополняли полотна экзотическими мотивами. В их произведениях был бунт, игра воображения.
Во второй половине XIX века в европейском искусстве стало сильно влияние реализма. Признаки этого направления – точное копирование реальных жизненных сцен. В этом смысле живописцы находились в конфронтации с направлением романтизма.
Сторонники направления импрессионизма стремились ярко чувствовать и передавать на своих полотнах свои мимолётные впечатления. При этом они естественно передавали объекты.
В отличие от импрессионизма, деятели новой школы стремились передать не ускользающую реальность, а вечные моменты. Их интересует все неизменное, длительное. У объектов сохраняются размытые границы, убирается трёхмерное изображение. Но предметы на плоскости остаются вне времени.
Постимпрессионизм – это крик души, субъективная оценка мира. Не зря настоящие шедевры получались из рук мастеров с непростой судьбой. Например, у Ван Гога картины стали носить субъективный характер. В них стал закладываться глубокий философский смысл.
10 великих художников –постимпрессионистов
Поль Сезанн
Поль Сезанн – яркий представитель постимпрессионизма, самобытный французский художник. Он пришёл к выводу, что все предметы в природе можно изобразить, используя только три формы: шар, конус и цилиндр. Любой пейзаж, натюрморт у него приобретал жёсткую условную структуру.
Анри де Тулуз-Лотрек-Монфа
В Европе он был известен как мастер графики и плаката. Француз любил изображать на полотнах сюжеты из кабаре «Мулен Руж». Для него это были люди, которые жили бесцельно и бездумно. На картинах передаётся болезненность, суета, бессмысленность жизни куртизанок и посетителей развлекательного учреждения.
Винсент Ван Гог
Искусство этого гения имеет религиозный подтекст, заповедью «Возлюби ближнего своего». Своими картинами он пытался показать красоту окружающего мира. Однако в жизни Винсента было много предательств и разочарований, поэтому просмотр его картин создаёт глубокий диссонанс у зрителя.
Поль Гоген
В своих творениях он описывал самобытность жизни аборигенов, красоту тайских женщин. Время на его полотнах как будто бы остановилось. Это идеальная Вселенная. Поэтому его акварель ярка и красочна.
Анри Матисс
Он первопроходец, который передавал свои эмоции через цвет и форму. Анри занимался и изобразительным искусством, и скульптурой. В 1910 году его творениями заинтересовали предприниматели из России Щукин и Морозов
Жорж Сёра
Жорж Сёра считается создателем пуантилизма. С помощью отдельных цветовых точек он воссоздавал свои творения на обычных деревянных дощечках.
Поль Серюзье
Живописец входил в состав группы наби. Под влиянием художественной фантазии он создавал причудливые образы. В его мифопоэтических композициях воспевается мир природы и быт бретонских крестьянок.
Анри Шарль Манген
Выпускник Высшей школы изящных искусств всю жизнь прожил во Франции, путешествовал по миру, выставлялся в Салоне независимых. На его полотнах изображены пейзажи Средиземного моря и портреты жены Жанны.
Огюст Эрбен
Родился на севере Франции. Известен как последователь геометрического абстракционизма.
Товидар Костка
Труд этого гения Венгрии получили признание только после смерти. Современники считали его картины «бредом сумасшедшего».
10 известных картин в стиле постимпрессионизм
Пейзаж «Гора Сент-Виктуар» Поль Сезанн
Горы застыли навечно и потеряли структуру.
«Кувшин и фрукты» Поль Сезанн
Художник игнорирует правильные проекции размещения предметов на столе. Яблоки можно рассмотреть с разных сторон.
«Мужчина с трубкой» Поль Сезанн
Портреты изображаются также, как и неодушевлённые предметы. У людей нет эмоций. Черты лица выглядят размазано.
«Две Таитянки» Поль Гоген
Мотивы исполняются яркими красками. На картине изображены две женщины топлесс. Одна из них держит цветы манго.
«Женщина, держащая плод» Поль Гоген
Художник изображает у таитянки плоское лицо. Вся природа рисуется им как узоры на её юбке.
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?» Поль Гоген
Картина заставляет задуматься о бессмысленности получения благ цивилизации.
«Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гог
На картине изображена летняя идиллия: спелая пшеница, одинокий кипарис и маки. Небо похоже на узорчатый плед.
«Звёздная ночь над Роной» Ван Гог
В репродукции используются два любимых цвета мастера: ярко синий и ярко-жёлтый.
«Башмаки», Ван Гог
С этой картины «транслируется» чувство одиночество автора.
«Купальщики в Аньере» Жорж Сёра
Пейзаж нарисован небольшими цветовыми мазками. Сама картина оставлена на основе принципа контрастности.
Постимпрессионизм в других видах искусства
Французский постимпрессионизм оказал влияние на все сферы искусства, в том числе на музыку. Примером пуантилизма, то есть точечных мелодий считаются произведения Веберна («Вариации для фортепиано»). В этом случае музыка разделяется на отдельные фрагменты, каждый отрывок исполняется отдельным исполнителем или под аккомпанемент отдельного инструмента.
Значение в искусстве
Постимпрессионизм XIX века, его дальнейшее влияние на развитие культуры всей человеческой цивилизации нельзя переценить. Стиль, характерный для французской школы, признается новаторской тенденцией искусства. Благодаря гениям 19 столетия были заложены основы кубизма (Пабло Пикассо), кубофутуризма (Куприн), экспрессионизма, символизма и модерна.
Характеристика того, что такое постимпрессионизм
Как следует из названия, постимпрессионизм представляет собой совокупность художников, которые, несмотря на разнообразие стилей и направлений, объединены единым взглядом на развитие живописи.
На формирование постимпрессионизма большое влияние оказал символизм, а также некоторые стили, сформированные в конце 19 века.
Основатели направления
Дома с соломенными крышами на холме. Ван Гог.
Постимпрессионизм отличается от других направлений изобразительного искусства особой тонкостью техники и колористики. В наибольшей степени эта специфика проявляется в работах Винсента Ван Гога и Поля Гогена.
Постимпрессионисты делают упор не столько на изображённые объекты, сколько на чувственное восприятие, способствующее формированию глубинной связи со зрителями. Реальность в обыденном её понимании в картинах постимпрессионистов отходит на второй план.
Увлечение передачей чувств и настроений через искажение формы и игру цвета способствовало тому, что в работах постимпрессионистов появляется абстракция. Именно благодаря появлению абстрактного изображения постимпрессионизм вышел за рамки обычного импрессионизма и стал самостоятельным направлением в искусстве.
Выражение идеи обеспечивается не только специфической цветопередачей, но и оптическими эффектами, структурой объектов, порядком их расположения.
Ранний постимпрессионизм начал развиваться с 1880 года, когда появились характерные работы Клода Моне. Этот стиль возник во Франции, здесь же он и получил своё наибольшее развитие. Жизнерадостный и необычный стиль живописи, характерный для постимпрессионистов прослеживается в работах таких художников, как:
Этот далеко не полный перечень самых ярких представителей постимпрессионизма даёт представление о популярности, востребованности и разнообразии направлений работ художников, писавших жизнерадостные картины.
Постимпрессионизм и его ответвления
Искусство – это проявление личности через созданные ею образы, ощущения, эмоции, восприятие мира во всех его проявлениях. По этой причине каждый художник в своих работах, даже если он придерживается какого-то общего направления, лишь в какой-то степени похож на других. Эта неповторимость личности, проявляющаяся в картинах, и создаёт целое дерево из веток стилей и направлений.
Из ствола дерева под названием «постимпрессионизм» выросли побеги, которые со временем разрослись в самостоятельные направления.
Таким образом, постимпрессионизм, так же как и импрессионизм – это целое явление нового взгляда на искусство, мир и проявление действительности в искусстве. Он явился следствием становления нового мирового сообщества, в котором творческий человек обретал свободу самореализации, невзирая на стереотипы и традиции.
Загадочные картины в стиле постимпрессионизм
Хотя постимпрессионизм в живописи возник в середине 80-х годов XIX века, сам термин появился лишь годами позже, в начале XX века. Он был придуман Роджером Фраем – лондонским критиком, который таким образом попытался описать свои впечатления от одной из выставок французского современного искусства 1910 года.
Направление постимпрессионизм в живописи
Постимпрессионизм был обусловлен кризисом, который начал переживать в 1880-е годы стиль импрессионизм. Это явно продемонстрировала 8-я выставка импрессионистов 1886 года, в которой уже не принимали участие такие знаменитые французские импрессионисты, как Пьер Огюст Ренуар и Клод Моне, а также другие художники этого течения, добившиеся успеха и проводившие свои личные выставки.
Договоренность, согласно которой французские импрессионисты должны собираться на общей выставке, в очередной раз не была соблюдена. Так эта выставка импрессионистов оказалась последней, окончательно определив стиль импрессионизм лишь как живопись 19 века.
Писать – не значит рабски копировать действительность, это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике. (Поль Сезанн)
И хотя импрессионизм не прекратил свое существование, в противовес этому направлению появился так называемый постимпрессионизм. На самом деле это понятие охватывает несколько различных художественных направлений, которые объединены общей мотивацией – противопоставлением главным принципам импрессионизма и реализма.
При этом многие постимпрессионисты являлись в прошлом сторонниками импрессионизма, но со временем ощутили потребность в отторжении импрессионистской эстетики, изжившей себя, и поиске новых смыслов, правильно отображающих живопись 19 века, созвучных современной эпохе.
Чем постимпрессионизм в живописи отличается от импрессионизма
Основные представители постимпрессионизма
В то время как французские импрессионисты изначально являлись официальным объединением художников, постимпрессионисты работали поодиночке. Главные имена в направлении постимпрессионизм рассмотрим далее.
Поль Гоген
На протяжении своей творческой жизни Гоген постоянно стремился к тому, чтобы найти свой собственный путь в живописи и с ее помощью выражать свой протест против окружающей реальности и ее пороков. С импрессионизмом у художника так и не сложилось – не мог он принять этой воздушности и сиюминутности. Ему хотелось изображать не тела, не внешность, а эмоции и души.
Художник утверждал, что его работы отображают мечты, а не действительность, поэтому зрители могут увидеть на гогеновских полотнах, например, небо желтого цвета, а деревья — синего.
Во время путешествия на Таити Гоген пишет одну из самых важных и загадочных своих картин под названием «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».
Интересующиеся творчеством художника считают, будто каждый из вопросов в названии картины соответствует определенным фигурам на полотне, если читать его по направлению справа налево.
«Откуда мы пришли?» – вопрос, интересующий человека в начале жизни, его символизирует ребенок рядом с женщинами. «Кто мы?» – представляют собой зрелость люди в центре произведения. «Куда мы идем?» – словно вопрошает седовласая женщина слева, обхватив голову руками.
Создав эту работу, художник был уверен: ничего лучше он больше никогда не напишет, поэтому чуть не наложил на себя руки. Многие зрители, видевшие ту картину, отмечали, что она может привести в восхищение, а может и наоборот, ввести в апатию.
Винсент Ван Гог
Ван Гог использовал в своей живописи насыщенные цвета и размашистые мазки. Подобно Гогену, он много экспериментировал и отвергал импрессионистское и академическое представление о живописи, создавая новые подходы к ней. Цвет был главным инструментом, с помощью которого Ван Гог выражал эмоции.
А одна из самых известных работ художника, «Ночная терраса кафе», и вовсе содержит в себе шифр – так считает один из исследователей творчества Ван Гога, Джаред Бакстер, по мнению которого, на картине запечатлена знаменитая «Тайная вечеря».
Если присмотреться к фигурам на террасе кафе, то можно заметить, что они действительно напоминают то самое полотно авторства Леонардо да Винчи: здесь мы видим длинноволосого официанта, стоящего в центре в белом, а вокруг него – именно двенадцать посетителей. Позади официанта мы видим окно, элементы которого образуют крест. Иуда, как утверждает Бакстер, на картине изображен стоящим в дверях кафе.
Поль Сезанн
Главной целью Сезанна было восстановление чувства порядка и материальности жизни, который утратил в своей мимолетности импрессионизм. По его мнению, природе не нужно подражать, как это делали французские импрессионисты, – необходимо самовыражаться.
Одной из самых загадочных картин направления постимпрессионизм авторства Поля Сезанна считается полотно «Пьеро и Арлекин», или «Mardi Gras».
Исследователи работ художника никак не могут найти зацепку, которая станет объяснением тематической основы произведения Сезанна, никогда не любившего и не писавшего подобные картины: декоративные, игровые и театральные. Что же побудило Сезанна создать такое нестандартное для него полотно? Не менее загадочен был и духовный мир художника, благодаря которому невозможно однозначно оценивать его работы.
Жорж Сера
Живопись 19 века трудно представить без Жоржа Сера, который стал яркой фигурой в направлении постимпрессионизм. Сера тщательно продумывал композицию каждого полотна, заботясь о самых мелких деталях, и увлекался изучением теории цвета.
На переднем плане изображен мужчина с женщиной под руку, которая одета чересчур вычурно и нарядно для летней прогулки у воды. На поводке она держит обезьяну. По-французски «обезьяна-самка» – «singesse», но это также жаргонное слово для обозначения девушки легкого поведения. Те же подозрения исследователей падают и на девушку, которая рыбачит у реки в богатом платье.
Постимпрессионизм в искусстве и живописи
Постимпрессионизм (от французского слова postimpressionisme) – направление в мировой живописи возникшее в конце 19 века, вследствие упадка популярности импрессионизма и является естественным продолжением развития этого течения. Главное отличительной чертой постимпрессионистов было то, что они отошли от передачи мгновенно-чувственной картины окружающего мира и пытались передать зрителю глубинный философский смысл бытия и пространства. В постимпрессионизме было много внутренних течений и направлений.
Многие художники, несмотря на свою принадлежность к этому течению рисовали в исключительной, свойственной только им манере. К наиболее значимым живописцам можно отнести Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Рене Шутценбергера, Жоржа Сера и Поля Гогена.
Для постимпрессионизма характерен синтез света и цвета, устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, построение картин на яркой цветовой гамме с выразительным рисунком и в свободных композиционных решениях. Позже многие художники стали искать другие пути творческого самовыражения и перешли в другие течения: экспрессионизм, фовизм, символизм.
Картины художников постимпрессионистов
Постимпрессионизм в живописи
Постимпрессионизм (пост — после, импрессионизм) — общее обозначение множества жанров живописи, которые вытекали из импрессионизма, является достоянием французской культуры и важным периодом в её развитии.
Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогда импрессионизма, и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам. Художники-постимпрессионисты не соблюдали академическую точность передачи форм и цветов, они по своему интерпретировали реальность.
Постимпрессионизм зарождался буквально на ходу, начальной временной точкой принято считать 1880 год, а его локацией — Францию.
Представители постимпрессионизма
Практически все художники в этом жанре — французы. Франция была буквально охвачена импрессионизмом, во многом благодаря усилиям Клода Моне. На этой волне многие мастера начали искать способы, которыми можно разнообразить и развить этот жанр.
В то время зародились такие жанры постимпрессионизма, как: пуантилизм, синтетизм, клуазонизм, творчество группы художников «Наби», и в конце концов модерн. Перечислять их можно очень долго, но бессмысленно, ведь большинство из них прожили несколько лет, они были признаны проходными и второсортными. Поэтому хочу остановиться на тех художниках, которые действительно глобально повлияли на развитие мировой живописи.
Поль Сезанн — был настоящим энтузиастом, он верил в научные методы живописи, и хотел внедрить интеллектуальный подход к написанию картин. Он верил в формулу, придерживаясь которой, можно создавать шедевры. Однодумцы Сезанна создавали оптические расчёты и схемы, они углубленно изучали теорию сочетания цветов.
Самый популярный из своих коллег
Винсент Ван Гог — Гениальный художник постимпрессионист, серьезно рисовал всего 10 лет, и только в последние годы нашел себя и смог выработать свой собственный уникальный стиль, который никто до сих пор не смог скопировать. Подсолнухи, автопортреты, яркие пейзажи — это все было до того, как он стал постимпрессионистом.
Раньше Ван Гогу было интересно рисовать сельские мотивы и передать жизнь обычный рабочих, которые всю жизнь только работают и спят. На такую тематику его вдохновлял Жан-Франсуа Милле. Но Ван Гог не выдержал смотреть на уставших людей и решил уехать в Арль, чтобы остаться в истории и в полной мере открыть постимпрессионизм в живописи. Что тут можно сказать, ждем фильм о Ван Гоге — С любовью, Винсент.
Анри Руссо — Один из немногих художников, кто смог сохранить в себе такие несовместимые вещи как: скромность, простота, честность, слава и гениальность.
Ведь при жизни он очень высоко ценился за яркие цвета и нестандартные сюжеты. В основном он изображал джунгли и дикую природу, которую в своей жизни ему так и не удалось увидеть. Так же его работы относятся к жанру примитивизм, но это отнюдь не камень в его огород.
Поль Гоген — «Лучший» друг Ван Гога — именно такая кличка закрепилась за этим художником. К сожалению, при жизни он был мерзавцем и неудачником, но его спас колоссальный талант.
До того, как начать рисовать и продавать картины, Гоген занимался журналистикой и писал статьи. После публикации его первого крупного материала, коллеги журналисты смеялись над ним и всячески угнетали, он пережил сильный стресс и начал пить.
Все-таки ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм. Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании. Он болел на проказу, сифилис, наркозависимость, алкоголизм и умер от передозировки наркотиков, на руках молодой жены таитянки. Он обрел свою популярность только после смерти, когда в Париже в 1906 году, состоялась большая выставка его работ.
Постимпрессионизм в живописи
Постимпрессионизм (от фр. postimpressionisme – после импрессионизма) — совокупность разрозненных течений изобразительного искусства, возникших во Франции во второй половине 80-х годов XIX века как реакция на разложение импрессионизма и попытка на его основе осуществить собственные эстетические искания.
Впервые этот термин был употреблен английским критиком Роджером Фраем, при описании тенденций французского искусства того времени. Начало постимпрессионизму в искусстве французских художников положила последняя выставка импрессионистов в 1886 году и манифест символизма поэта Ж. Мореаса, обнародованный тогда же.
С помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление (impression) действительности, но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные. Постимпрессионизм в живописи проявлял глубокий интерес к философским и символическим аспектам изобразительного искусства, к восточной эзотерике, живописи и графике Японии, Китая. Художников постимпрессионизма следует считать прямыми предшественниками таких направлений живописи, как символизм (О. Редон), кубизм (П. Сезанн), модерн (А. Де Тулуз-Лотрек), немецкий экспрессионизм (В. Ван-Гог). Просуществовав всего лишь до начала 1910-х годов, постимпрессионизм в европейском искусстве сказал довольно веское слово, предрешив пути развития живописи всего ХХ века.
Центральными группировками постимпрессионизма в искусстве Франции конца XIX были дивизионисты (пуантилисты ), основоположники французского модерна (art nouveu) — группа Наби, Понт-Авенская школа П. Гогена. Теоретиком и вдохновителем дивизионистов был Ж. Сера: (в группу также входили П. Синьяк, А. Э. Кросс, Л. Писсаро и др.) Сера продолжил и теоретически обосновал опыты импрессионистов с чистым цветом. Особенности постимпрессионизма дивизионистов заключались в том, что следуя физиологии хроматического восприятия, научным теориям цвета, они предложили механический метод разложения сложных цветовых оттенков на элементарные составляющие спектра.
Художники считали, что цвета должны смешиваться не на палитре, как повелось в живописи еще со времен Зевксида, а непосредственно в глазу зрителя картины. Математически выверенные, соотнесенные между собой чистые цвета следовало наносить на холст точечным мазками (фр. рointiller — писать точками.) Однако, точечное письмо в пуантилизме — простой технический прием. Главное — это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии — не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились».
Понимание гармонии у дивизионистов максимально сближено с некоторыми восточными духовными традициями, увлекавшими в то время многие европейские умы.
Группа «Наби» (др.-евр. Navi — пророк), связала свои поиски с эстетикой символизма и модерна во французском постимпрессионизме. Художники М. Дени, П. Боннар, Э. Бернар, Ж-Э. Вюйяр, П. Сезюрье, К. Руссель, А. Майоль.
На творчество набидов оказали огромное влияние английские прерафаэлиты, которых те считали своими непосредственными предшественниками, французский художественный фольклор, японская графика, а также символический синтетизм школы П. Гогена.
Особенности постимпрессионизма группы «Наби» следует искать в восточной эзотерической философии, христианской мистике. Импрессионистической апологии пленэра они противопоставляли нарочитую плоскостность, декоративность, орнаментальность своего постимпрессионизма.
Картины их выражали стремление скрыться от реальной жизни — этой единственной стихии импрессионизма в мифологию, изобразить романтический мечтательный мир, проникнутый светлой грустью и религиозными символами. Последняя выставка набидов состоялась в 1899 году.
В конце 1880-х гг. заявляет о себе такое постимпрессионистическое направление, как Понт-авенская школа П. Гогена(Э. Бернар, Л. Анкетен и др.) и ее синтетический постимпрессионизм. Художники понт-авенцы призывали живописца следовать «таинственным глубинам мысли».
Основной целью гогеновской живописной системы синтетизма являлось раскрытие символов бытия через форму и цвет изображаемого предмета. Упрощенные, обобщенные формы и линии, ритмически расположенные крупные цветовые плоскости, четкие контуры — характеризуют живопись этого течения импрессионизма.
Картины Поля Гогена (1848-1903) — всегда ярки, орнаментальны, идеализированы, подчеркнуто декоративны, символически условны, чем-то напоминают узоры пестрых восточных тканей. Сам он, и художники его группы, писал не то, что видел, а то, что хотел увидеть.
Постимпрессионизм в живописи Гогена это еще один способ бегства от действительности, характерный для французского изобразительного искусства конца XIX века. Такое бегство имело место не только в творчестве, но и в жизни Гогена, сменившего в 1881 году огни Монмартра на экзотическую, грубовато-целомудренную природу Таити — маленького лубочного рая на земле.
Несомненно являются ярчайшими представителями французского постимпрессионизма художники таких разных стилей и техник, как П. Сезанн, В. Ван-Гог, А. де Тулуз-Лотрек. Поль Сезанн (1839-1906), подобно большинству постимпрессионистов, начинал как импрессионист.
Прожив относительно долгую жизнь, он застал все те страсти, которые бушевали во Франции в связи с зарождением и становлением нового, не академического искусства, столь блистательно описанные Эмилем Золя. Однако, опираясь на отдельные завоевания импрессионистов, Сезанн намеренно отходит от них, сознавая острую необходимость поисков нового изобразительного языка постимпрессионизма.
Картины, выразившие сущность этих поисков, говорят о попытке передать форму предмета с помощью тоновых соотношений. «Цвет лепит предметы» – утверждал Сезанн. Он стремился к тому, чтобы передать чистый цвет предмета, который нисколько не зависел бы от освещения.
Однако, объемные за счет тончайших цветовых градаций предметы, изображенные Сезанном лишены конкретности. Часто, глядя на его полотна невозможно понять: какие именно фрукты на них изображены, какие именно взяты ткани, и пр.
Благодаря подобным элементам абстрагирования, утрированным его последователями, постимпрессионизм в живописи Сезанна привел к возникновению кубизма и иных форм абстрактного искусства, повлияв, в частности, на творчество В. Кандинского.
Глубоко самобытным выразителем тенденций постимпрессионизма во французском искусстве был выходец из Голландии Винсент Ван-Гог (1853-1890).
Взяв многое от пуантилизма дивизионистов, синтетизма Гогена, а также классиков импрессионизма и их предшественников, Ван-Гог создает собственную, ни с чем не сравнимую манеру письма, в которой сочетаются декоративность, многосмысленность модерна с грубостью нарочито пастозной техники, когда густые динамичные мазки создают на полотне хорошо заметную игру рельефов.
Основной мотив творчества Ван-Гога беспокойство, невозможность примирения с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Реальный мир на его полотнах причудливо трансформируется, не порывая окончательно с реальностью, но и не превращаясь в иллюзию. Картины Ван-Гога как бы застыли где-то посередине, на границе двух миров в тревожном тягостном безмолвии.
На картине «Кафе вечером» густо-насыщенная синева неба, несмотря на сияющие в нем большие яркие звезды оставляет впечатление какой-то зловещей мрачности. Удушливо желтым светом наполнено кафе.
В нем сидят посетители, по улице идут прохожие, но все здесь пронизано ощущением пустынности, нестерпимого одиночества.
Еще одним из замечательнейших представителей постимпрессионизма является А. де Тулуз-Лотрек, человек удивительной судьбы, как впрочем и большинство художников его времени. Отпрыск аристократического рода, он порвал со своим семейством ради искусства, став завсегдатаем притонов и борделей, и окончив жизнь в нищете.
В его картинах и рисунках из жизни парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе, проституток) язвительная ирония подчеркнута выразительной остротой композиции, утонченностью штриха, точностью цветового пятна.
В ХХ веке ярчайшим из представителей постимпрессионизма был Анри Матисс. Различным образом проявил себя постимпрессионизм в европейском искусстве прошлого века. Ему отдали дань многие известные художники, в том числе, и русские, такие, как В. Кандинский, К. Малевич, В. Бабич, и др.
Постимпрессионизм, особенности творчества
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.
Винсент Ван Гог- художник, воплотивший всю душевную смятенность современного человека. Он начал заниматься живописью еще в Бельгии, когда был миссионером в «черной стране» бельгийских шахтеров — Боринаже («Едоки картофеля», 1885). Ранние его работы имеют определенные черты старой голландской традиции.
В 1880—1881 гг. он посещает Брюссельскую Академию художеств. Только после 30 лет Ван Гог целиком посвящает себя живописи. В 1886 г. он приезжает в Париж и через брата Тео, служившего в одной частной картинной галерее, сближается с импрессионистами.
Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Вскоре он переезжает в Прованс, в город Арль, где вместе с Гогеном мечтает организовать нечто вроде братства художников. Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместным) и пейзажи, «как у Сезанна».
Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние пять лет. Это были годы напряженнейшего, почти нечеловеческого творческого труда, в результате которого Ван Гог создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре.
Жизнь, полная противоречий и несправедливости, вызывала у Ван Гога обостренное чувство, почти физически ранящее художника, отсюда пессимистический и тревожный, болезненно-нервозный, экспрессивный характер его творчества.
Под его кистью изображение простых домов или комнат («Хижины», 1888; «Спальня», 1888) полно подлинного драматизма. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в упоминаемых уже «Хижинах», где земля и хижины написаны мазками, идущими в одном направлении, а небо — в противоположном. Это усиливает общее впечатление напряженности. Тому же служит пронзительно звонкий цвет: зелень травы на склоне, где лепятся хижины, и яркая синева неба. Динамизм мазков, предельная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия.
Ван Гог в большинстве случаев писал с натуры, но даже его этюды имеют характер законченной картины, ибо он не отдается всецело непосредственному впечатлению от натуры, а привносит в образ свой сложнейший комплекс идей и чувств, обостренную чувствительность к уродствам и дисгармонии жизни, многообразные ассоциации и прежде всего глубочайшее сострадание к человеку, соединенное с безысходным трагизмом. Именно эти качества лежали в основе мировоззрения Ван Гога («Прогулка заключенных», 1890; «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889).
Последний год жизни Ван Гог проводит в больницах для душевнобольных сначала на юге Франции в Сен-Реми, затем в Овере под Парижем. Его творческая активность в этот год поразительна. С какой-то истовостью, необыч
При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Экспрессионисты стали называть его своим предтечей. Однако у Ван Гога не было такого количества подражателей, как у Сезанна, так как его искусство значительно более субъективно.
Тем не менее нет почти ни одного большого художника современности, который так или иначе не испытал бы влияния напряженно-эмоционального и глубоко искреннего искусства великого голландца.
Тайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей («Овер после дождя«, «Церковь в Овере», «Портрет доктора Гаше» и пр.). Ван Гог оставил после себя большое эпистолярное наследие, наибольшую ценность имеют его письма к брату Тео, в которых он предстает во всей своей душевной смятенности, болезненности, но и в величии духовного богатства и огромности художественного таланта.
На сегодняшний день работы Винсента ван Гога стоят настоящие состояния. В то время как он сам едва смог продать одну работу с изображением виноградника в Арле(единственная проданная картина) за несколько сотен франков буквально перед своей смертью в 1890 году. Судьба была несправедлива к художнику: он жил в нищете, его единственное счастье заключалось в живописи. Винсент ван Гог изливал свою душу и показывал свое видение мира на полотне. На него оказали большое влияние некоторые художники, такие как Эдуард Мане, Огюст Ренуар и Камиль Писсаро. Они привлекли его внимание тем, что отказались от привычных традиций того времени рисовать в душных мастерских и выходили со своими мольбертами на пленэр.
К тому же, они запечатлевали настоящую жизнь, без прикрас и излишеств. Ван Гог в своем творчестве продвинулся дальше. Он больше старался передать чувства на картине, чем точно копировать формы.
Страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога, выражались им в первой половине 1880-х годов в произведениях, выдержанных в сумрачной гамме, проникнутых сочувствием к простым людям; с 1888 создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Рисовать молодой человек начал только в 27 лет и занимался творчеством всего одно десятилетие. Увлекшись искусством, Ван Гог все деньги тратил на занятия с известными художниками, а сам питался только водой, хлебом и кофе. Со временем он пристрастился к дешевому алкоголю, и часто даже не покупал себе и хлеб.
Кроме того, художник начал тяжело болеть — на фоне неразборчивой жизни ему потребовалось лечение от сифилиса и от эпилепсии, вызванной чрезмерным употреблением спиртного. Именно его болезнями объясняют чрезмерное количество желтого цвета в его картинах — при их наличии в глазах часто «бегают» желтые пятна.
Винсент добровольно отправился в психиатрическую клинику. Иногда у него наступали минуты просветления и он начинал рисовать. Если сравнить его картины можно четко проследить основные периоды его жизни — вначале своего творчества он больше рисовал людей, в моменты депрессии — интерьеры и темные натюрморты, то в клинике в основном цветы и деревья. Самые известные его картины — Звездная ночь и Букет подсолнухов написаны в психиатрической клинике.
Художники по направлению: Постимпрессионизм
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.
Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма.
Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.
При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английский критик Роджер Фрай, говоря о впечатлении от устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.
Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда, в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов — неоимпрессионистов. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса.
Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал, и отвергал некоторые принципы своего предшественника.
Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём — и материальные, и духовные. Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определенного духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.
Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма.
Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений, из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др.), принципы Сезанна, и проч. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.
Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объёма, структуры, весомости; в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной формы, на её обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты.