в какой стране принято положение о еко европейском кооперативном обществе
Положение о Европейском кооперативном обществе (ЕКО)
кооператив европейский общество потребительский
Принятые 22 июля 2003 года Регламент №1435/2003/ЕС «об Уставе Европейского кооперативного общества», вступивший в силу 18 августа 2006 года, и дополняющая его Директива №2003/72/ЕС об участии трудящихся в его управлении призваны способствовать развитию трансграничной деятельности кооперативов, осуществляемой посредством сотрудничества или слияния между уже существующими кооперативами из различных государств-членов или в виде создания новых кооперативных обществ в масштабах Сообщества.
Проведенный анализ показывает, что сегодняшнее кооперативное движение является одновременно наследником старых ценностей и выразителем новых идей, обусловленных требованиями экономической целесообразности. Основной вопрос, который возникал как раньше, так и сегодня, заключается в том. Как совместить экономическую эффективность с кооперативными принципами? По мнению ряда западных ученых, произошло изменение первоначальных кооперативных принципов, они объясняют это коммерческой целесообразностью, которая охватила кооперативное движение в последнее время. В качестве примера приводится французский закон №92-649 от 13 июля 1992 года о модернизации кооперативных обществ, который заимствует отдельные положения законодательства о хозяйственных обществах и применяет их к кооперативным обществам. В частности, указанный закон позволяет для формирования резервов, и повышать, таким образом, стоимость пая, но также предусматривать, выбывающий участник, состоящий в кооперативе полных пять лет, имеет право пропорционально его паю в паевом фонде на получение части резерва, специально образованного для этой цели.
Интересное по теме
1. Европейское кооперативное общество (ЕКО) 1.1. Общая характеристика ЕКО
В начале 90-х гг. Европейская Комиссия разработала ряд новых организационно-правовых форм юридических лиц по праву ЕС, деятельность которых была направлена на реализацию общих для ЕС целей, связанных с завершением формирования единого внутреннего рынка ЕС, решением задач в области социальной политики государств-членов ЕС, в частности, в сфере, так называемой, «Социальной Экономики».199 Речь шла о предложениях регламентов об уставах Европейского кооперативного общества (ЕКО) (European cooperative society),200 Европейской ассоциации (ЕА) (European association) и Европейского общества взаимопомощи (ЕОВ) (European mutual society).201
Принятие Регламента об Уставе ЕКО стало очередным этапом в реализации планов ЕС по модернизации корпоративного права ЕС и созданию новых организационно-правовых форм юридических лиц по праву ЕС.206Данное решение было принято в целях предоставления равных условий для конкуренции и обеспечения дальнейшего экономического и социального развития Сообщества для кооперативов, признаваемых во всех государствах- членах ЕС организационно-правовой формой юридического лица.207
Документы призваны способствовать развитию трансграничной деятельности кооперативов, осуществляемой посредством сотрудничества или слияния между уже существующими кооперативами из различных государств- членов или в виде создания новых кооперативных обществ в масштабах Сообщества.208
Регламент об Уставе ЕКО и дополняющая его Директива № 2003/72/ЕС позволяют создавать кооператив как физическим лицам, проживающим в различных государствах-членах ЕС, так и юридическим лицам, расположенным в различных государствах. Минимальный размер паевого фонда ЕКО составляет 30 000 евро. ЕКО могут осуществлять свою деятельность на территории всего Сообщества, обладают юридической право- и дееспособностью, единообразным правовым регулированием и единообразной структурой.209 Они могут развивать и реструктурировать свою трансграничную деятельность без необходимости создавать разветвленную сеть дочерних компаний, что является достаточно затратным как по времени, так и по вложенным средствам. При этом национальный кооператив, осуществляющий свою деятельность в другом государстве-члене ЕС, нежели в том, где он имеет свое зарегистрированное место нахождения, может преобразовываться в ЕКО без предварительного роспуска.210
Дополняющая Регламент Директива № 2003/72/ЕС призвана решать вопросы участия трудящихся в управлении ЕКО. Это сделано для того, чтобы гарантировать, что в результате создания ЕКО не будет ослаблен режим участия трудящихся, существовавший в кооперативах до объединения в ЕКО.
Основной целью ЕКО является удовлетворение потребностей и/или развитие хозяйственной и социальной деятельности членов кооператива, в частности, путем заключения соглашений между ними для предоставления материальных благ, оказания услуг или выполнения работ в рамках осуществляемой ЕКО деятельности.
При разработке Устава ЕКО Регламентом были учтены особенности европейского кооперативного движения, прежде всего, французского, его первоначальные принципы и специфика последующей эволюции, начиная с середины XIX в. Принято считать, что кооперативное движение зародилось в Великобритании в 1844 году в г.Рочдейл (около Манчестера) в развитие утилитаристских и либеральных идей Стюарта Милла и Джорджа Оуэна.212Первоначально кооперативы рассматривались скорее как объединения производителей или рабочих. В 1830 году появился первый такого рода кооператив. Основная идея состояла в том, чтобы добровольная и заинтересованная ассоциация производителей, желающих разделить между собой результаты деятельности своего союза, распространила бы достижения на трудящихся, «устранив для малосостоятельных лиц посредничество капиталиста».213 Во Франции реальный всплеск кооперативного движения восходит к 1864 году.214 Именно для кооперативного движения был составлен Третий раздел Закона от 24 июля 1867 года в отношении обществ с переменным капиталом.215 Очень скоро кооперативные общества разнообразили свою деятельность и объединили не только производителей и потребителей, но также были использованы для других целей, в частности, создания кредитных кооперативов (cooperatif de cr6dit).216 В России такой принцип организации деятельности был известен под названием артели (артельного товарищества), характеризовавшейся совместным личным трудом участников «за общий их счет и с круговою их порукою»,217 т.е. наступающей при недостатке имущества товарищества солидарной (ограниченной или неограниченной) ответственностью участников личным имуществом по долгам товарищества.
Однако, поскольку в современном хозяйственном обороте кооперативы, основанные исключительно на личном труде их участников, неизбежно были бы оттеснены более мощными в экономическом отношении объединениями капиталов, Регламент об Уставе ЕКО допускает в ограниченных размерах участие в них не только личным трудом, но и исключительно имущественными вкладами (инвесторы).219 Инвесторы должны способствовать укреплению имущественной базы кооператива (получая взамен доход на вложенный в кооператив капитал), но не могут быть обязаны к личному трудовому участию в его деятельности.
Таким образом, сегодняшнее кооперативное движение является одновременно наследником старых ценностей и выразителем новых идей, обусловленных требованиями экономической целесообразности. Основной вопрос, который возникал как раньше, так и сегодня, заключается в том, как совместить экономическую эффективность с кооперативными принципами? Что останется от кооперативных принципов, если финансирование будет осуществляться не членами кооператива, а инвесторами, т.е. рынком? 223 Ряд западных ученых в этой связи справедливо указывают на изменение первоначальных кооперативных принципов и объясняют это коммерческой целесообразностью, которая охватила кооперативное движение в последнее время. В качестве примера можно привести французский закон №92-643 от 13 июля 1992 года о модернизации кооперативных обществ,224 который заимствует отдельные положения законодательства о хозяйственных обществах и применяет их к кооперативным обществам.225 В частности, указанный закон позволяет кооперативу не только увеличивать паевой фонд за счет сумм, предназначенных для формирования резервов и повышать, таким образом, стоимость пая или распределять образовавшиеся бесплатные паи, но также предусматривать, что выбывающий участник, состоящий в кооперативе полных пять лет, имеет право пропорционально его паю в паевом фонде на получение части резерва, специально образованного для этой цели.
Закон позволяет также принимать в кооператив инвесторов, которые до сих пор не допускались, и которые могут делать взносы, не связанные с паевым фондом.
В качестве примера можно привести также французский закон от 15 мая 2001 года «О новом регулировании хозяйственных отношений»,227 который внес значительные изменения во многие институты предпринимательского
Регламент об Уставе ЕКО учитывает финансовые потребности кооперативов, их настроения на смятение кооперативных принципов и придание кооперативам характера промежуточных объединений с тем, чтобы сделать их привлекательными для инвесторов.229 В самом деле, при составлении Регламента европейский законодатель не всегда стремился строго и беспрекословно следовать принципам кооперативного общества, чтобы не снижать тем самым его привлекательность для ведения хозяйственной деятельности. Поэтому в Регламенте предусматривается система управления кооперативами, которая схожа с системой управления хозяйственными обществами.
Действительно, Регламент об Уставе ЕКО во многом идет вразрез с основополагающими кооперативными принципами: возможность увеличения паевого фонда за счет подлежащей распределению прибыли, что может производиться без каких-либо ограничений;230 возможность распределения голосов не пропорционально паям участников кооператива (в последнем случае предусмотрено ограничение максимального количества голосов на одного участника: 5 голосов или 30% голосов, в зависимости от того, что меньше); возможность принятия членов кооператива (cooperateurs), не являющихся его участниками (associes),231 а также участников, не являющихся членами.232Самым ярким примером является тот факт, что ЕКО может передать осуществление приносящей доход деятельности своему дочернему предприятию.
Следует отметить, что ЕКО призвано не заменять национальные кооперативы, а быть дополнительным эффективным объединением,234вписывающимся в экономические структуры государств-членов ЕС. В этой связи, назначение Регламента состоит в регулировании этих двух императивов (кооперативных принципов и экономической эффективности) и создании европейского объединения, способного воспользоваться преимуществами единого внутреннего рынка и свободой перемещения.
3.3.1. Европейское кооперативное общество (ЕКО)
В соответствии с Регламентом № 1435/200321’ Европейское кооперативное общество является субъектом частного права, наделенным статусом юридического лица с момента регистрации в одном из государств—членов ЕС.
ЕКО может быть создано, по меньшей мере, двумя различными компаниями, имеющими свое зарегистрированное местонахождение в двух разных государствах—членах ЕС или же пятью физическими лицами, резидентами, по крайней мере, двух государств-членов.
Капитал ЕКО складывается из средств, вносимых участниками, и поделен на акции, при этом, если иное не предусмотрено уставом ЕКО, ответственность участников ограничивается размером их вклада. Уставный капитал ЕКО выражается в национальной валюте и не должен быть меньше 30 ООО евро133.
По целому ряду вопросов устав ЕКО совпадает с положениями Регламента об уставе Европейской компании: прежде всего, это вопрос о применимом праве, где зачастую ссылки делаются на национальное право государства регистрации общества, и об организационной структуре общества, где также возможна как двухзвенная, так и трехзвенная модель.
Участник ЕКО может спокойно покинуть его, нему будет компенсирован его вклад в уставный капитал, хотя при этом доля в прибыли общества ему выплачена не будет. Однако уставом может быть предписано произвести выплату его доли в прибыли из специального резервного фонда общества. О кооперативной природе ЕКО свидетельствует также положение о том, что один участник обладает правом лишь одного голоса при принятии решений на общем собрании. Если же участниками являются юридические лица, устав может предусмотреть возможность множественного голосования, однако при этом должны быть соблюдены установленные пределы, например один участник не может сосредоточивать в своих руках более 10% всех голосов. В связи с такой системой распределения голосов и принятия решений ЕКО может испытывать определенные трудности с привлечением инвесторов.
Регламент дополняется соответствующей директивой об участии работников в управлении134, согласно которой ЕКО не может быть официально зарегистрировано до тех пор, пока не будет определена та или иная модель их участия в управлении или же система информации и консультаций,
Эта статья является частью серии статей о |
Корпоративное право |
---|