в какой стране придумали холодное сердце
Холодное Сердце
Холодное Сердце: история создания
Еще в 40-х годах, на студии Дисней было принято решение посвятить одну из картин знаменитому поэту и писателю – Гансу Кристиану Андерсену. Выбирая среди разнообразия произведений, предпочтение было отдано «Снежной Королеве». Проект неоднократно изменялся, откладывался и дорабатывался, вплоть до 2000 года. И лишь после выхода «Рапунцель: Запутанная история», создатели вновь приступили к работе мультфильмом.
Главной задачей стало сделать историю интересной для современного зрителя, а потому персонажи перетерпели некоторые изменения. В Эльзе – старшей сестре, воплощены одновременно и черты Кая, и Снежной Королевы, в Анне – Герды. Создатели отмечают, что знаменитая сказка вдохновила их на создание этого проекта, но не стала его основой.
Режиссерами фильма стали Крис Бак и Дженнифер Ли, за плечами которых уже не одна успешная работа. Они проработали все до мелочей, занимаясь не только режиссурой, но и сценарием, а также музыкальным сопровождением. Создание мультфильма заняло несколько лет, а некоторые кадры прорабатывались по несколько дней.
Уникальность «Холодного Сердца» еще и в том, что это не рисованный мультфильм, в отличие большинства проектов студии Дисней. Персонажи «Frozen» создавались при помощи компьютерной анимации, что позволило действительно «оживить» их.
Холодное сердце: интересные факты
История создания «Холодного сердца»
28 ноября в прокат выходит долгожданное продолжение анимационного фильма Disney «Холодное сердце». У поклонников первой части было целых шесть лет, чтобы подрасти и предать забвению бесподобную песню «Отпусти и забудь». Впрочем, история о сестрах Анне и Эльзе получилась такой интересной и красивой, что ее смотрели взрослые — и совсем не обязательно с детьми. За что же все так полюбили этот фильм? Даже создатели картины не знают точного ответа, но все равно постарались воссоздать формулу успеха в сиквеле.
С чего все начиналось
Еще в 1940 году Уолт Дисней загорелся идеей создать мультфильм «Снежная королева» по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена. Но аниматоры Disney не смогли адаптировать персонажа злой королевы для современной публики — им показалось, что сказка будет неинтересной на экране. В 2000 году студия вновь заинтересовалась проектом, и уже с 2011-го работа над картиной началась в полную силу.
Проект сначала назывался «Анна и Снежная королева», где Эльза была задумана как отрицательный персонаж, а Анна — как прототип Герды из оригинальной сказки. Однако созданные образы не нравились команде Disney, и после долгих подборов и раздумий было решено сделать Анну и Эльзу сестрами.
«Холодное сердце» (Frozen, 2013)
Работа над сюжетом
С 2012 года уже распределены кресла создателей: режиссерами и сценаристами стали Крис Бак и Дженнифер Ли, продюсером — Питер Дель Вечо. Велась работа над саундтреком во главе с композиторами Кристен Андерсон-Лопес, Робертом Лопесом и Кристофом Беком.
Главной задачей команды было придумать увлекательную историю с поучительным и сказочным концом: любовь побеждает зло, Анна спасает Эльзу. Изначально весь сюжет напоминал лихое, тяжелое приключение. Эльза замораживает сердце Анны, похищает ее со свадьбы, разлучает с Хансом, хочет напасть на город с армией снеговиков. На фоне всего этого Анна страдает, зрители ей сочувствуют, а Эльза. Ну, а Эльза все еще неисправимая злодейка — совсем не комедия и даже не мюзикл.
Удивительно, но одним из поворотных моментов стало написание песни «Отпусти и забудь». Цепляющий мотив, глубокие слова, сильная и позитивная мелодия вынудили создателей переосмыслить персонажа Эльзы. Теперь она была ранимой, напуганной девушкой, которая попросту стала заложницей великого дара. Эльза была одинока и никем не понята. В то время как Анна — прямодушна, честна и жила любовью к окружающему миру и людям.
Ханса тоже не сразу сделали волком в овечьей шкуре. Создатели добились эффекта полного единения зрителя с персонажем — вместе с Анной мы слишком поздно осознаем, что Ханс и есть истинный злодей. Впрочем, и Анна за время фильма меняется: взрослеет и становится более собранной и вдумчивой. Олаф в окончательной версии сценария из подлой свиты Эльзы превращается в невинного друга Анны. И, конечно же, наконец-то домыслена кульминация мультфильма — спасение Эльзы Анной.
Режиссеры Крис Бак и Дженнифер Ли на вручении кинопремии за лучший анимационный фильм. Им признан мультфильм «Холодное сердце».
Холодное сердце
Рейтинг MPAA — PG (рекомендуется присутствие родителей) фильм получил из-за сцен в жанре экшн и умеренного грубого юмора. В России он получил рейтинг 0+ (то есть без возрастных ограничений). Несмотря на то, что в фильме используется сравнительно новая для «Walt Disney Pictures» компьютерная анимация, фильм продолжает традиции классических диснеевских анимационных мюзиклов.
«Холодное сердце» стал самым кассовым анимационным фильмом за всю историю Диснея, а также самым кассовым мультфильмом в истории кинематографа (без учёта инфляции) [3] и лишь вторым мультфильмом, общемировые кассовые сборы которого превысили миллиард долларов (первый мультфильм — «История игрушек 3»). Анимационный фильм стал самым кассовым релизом 2013 года, а также является восьмой самой кассовой картиной за всю историю кинематографа.
Мультфильм стал обладателем двух премий «Оскар» в номинациях «лучший анимационный фильм» и «лучшая песня» «Let It Go», а также ряда других наград. Кроме того, героиня ленты Эльза появилась в финальной серии третьего сезона популярного в США сериала Однажды в сказке. Герои мультфильма появились в четвёртом сезоне и сыграли важную роль в развитии сюжета.
Содержание
Сюжет [ править ]
Эльза, юная принцесса вымышленного королевства Эренделл, с рождения обладает магической способностью создавать лёд и снег, а также управлять ими. Она пользуется своей магией, когда играет с младшей сестрёнкой Анной. Во время одной из игр во дворце, поскользнувшись, Эльза случайно попадает своей магией в голову сестры, из-за чего та начинает замерзать. Король и королева, воспользовавшись древней картой, обращаются за помощью к троллям. Их предводитель, Пабби, исцеляет Анну (остаётся лишь белая прядь волос) и стирает у неё все воспоминания о магических способностях сестры. Он предостерегает Эльзу о том, что если она не научится контролировать свои силы и уступит страху, то это приведёт к беде. Стремясь защитить Эльзу и других людей от её силы, королевская семья запирает себя в замке.
Эльза, боясь вторично навредить сестре, следует совету отца «Молчи, терпи, укрой от всех» и проводит бо́льшую часть времени в своей комнате, в полном одиночестве. Анна растёт в замке, но стены и прислуга не дают ей полноценной свободы, а с сестрой наладить общение так и не получается, несмотря на все попытки. 10 лет спустя их родители отправляются в морское плавание, обещая вернуться через месяц, но погибают во время шторма.
Через три года после их смерти горожане готовятся к коронации Эльзы. Среди почётных гостей герцог Варавский — торговый партнёр Эренделла, который втайне хочет наложить руку на его богатства. Возбуждённая из-за открытия ворот и предстоящего торжества, Анна мечтает о том, что встретит свою любовь среди новоприбывших. Замечтавшись, она сталкивается с Хансом — тринадцатым принцем Южных островов. Несмотря на опасения Эльзы, коронация проходит спокойно, и сёстры начинают постепенно раскрываться друг другу.
Во время приёма Ханс предлагает Анне руку и сердце, и она сразу же соглашается. Эльза, однако, отказывается благословить её на брак, так как Анна и Ханс только что познакомились. Между сёстрами начинается спор. Это приводит к тому, что Эльза, поддавшись гневу и страху, не сдерживается и показывает свою силу гостям и горожанам. Присутствующий герцог открыто презирает её и называет чудовищем, вызывая у горожан страх перед их королевой. В панике Эльза убегает в горы, но во время побега она, сама того не зная, погрузила Эренделл в вечную зиму, выплеснув на город всё, что копилось в ней все годы пребывания в одиночестве. В горах девушка строит себе ледяной замок и, раскрывшись, перестаёт бояться использовать свои способности. Она решает, что отныне её владениями будет безмолвная ледяная пустыня.
Мучимая чувством вины, Анна отправляется на поиски Эльзы, стремясь восстановить их сестринские отношения и вернуть лето в Эренделл. В лесу она набредает на лавку торговца Окена, где знакомится с Кристоффом, живущим в лесу и занимающимся заготовкой и продажей льда. Анна убеждает Кристоффа помочь ей, и вместе с его оленем Свеном они направляются к убежищу Эльзы. Чудом спасшись от напавшей на них стаи волков, герои встречают Олафа — ожившего снеговика, которого своими чарами создала Эльза, и чья заветная мечта — встреча с летом.
Наконец компания добирается до замка Эльзы. Там Анна просит сестру вернуться, говоря, что её место в Эренделле, но безрезультатно. Узнав, что она наделала, Эльза впадает в панику и, не сумев снова справиться со своими силами, ранит Анну льдинкой в сердце. В отчаянии королева создаёт снежного монстра Маршмэллоу, который выбрасывает непрошеных гостей из замка. Кристофф, узнав о ранении Анны, отвозит её к своим опекунам — троллям, которые уже исцелили Анну однажды. Но на этот раз они бессильны: лишь знак истинной любви может исцелить сердце Анны, в противном же случае она превратится в ледяную статую. Кристофф отвозит Анну обратно в Эренделл к Хансу, зная, что потеряет её навсегда.
После возвращения Анна рассказывает Хансу о своем ранении и просит поцеловать её. Однако последний неожиданно отказывается и раскрывает девушке свои истинные намерения: оказывается, он собирался жениться на ней, а после свадьбы устроить Эльзе несчастный случай, тем самым получив трон, на который у него как у последнего в ряду наследников не было никаких шансов в родной стране. Затушив светильники и залив водой огонь в камине, тем самым лишая Анну последних источников тепла, Ханс запирает её и, выйдя к придворным, обманывает их, сообщая, что принцесса умерла. Также он лжёт, что перед её смертью они поклялись быть мужем и женой.
Эльза понимает, что ключ к контролю её сил — это любовь, и возвращает лето в Эренделл, после чего создаёт начавшему таять Олафу его собственное снежное облачко. Ханс изгоняется на Южные острова для понесения заслуженного наказания, а с герцогом Варавским королева разрывает все торговые отношения. Анна дарит Кристоффу новые сани и награждает их со Свеном почётными званиями, после чего он подхватывает её на руки и целует. Эльза обещает больше не закрывать ворота замка, создаёт каток на дворцовой площади и дарит всем коньки, в том числе и Анне.
Сцена после титров [ править ]
После заключительных титров выживший при падении Маршмеллоу (снежный монстр, созданный Эльзой) возвращается в опустевший ледяной дворец с уже восстановленной ногой, находит брошенную корону Эльзы, надевает её на голову и успокаивается, вследствие чего его когти, шипы и клыки сразу же исчезают.
Персонажи [ править ]
Роли озвучивали [ править ]
Оригинальное озвучивание [ править ]
Русский дубляж [ править ]
Фильм был дублирован на русский язык компанией «Невафильм» в 2013 году.
Роли дублировали [ править ]
Создание [ править ]
Ранние варианты сюжета [ править ]
5 марта 2012 года Эрик Эйсенбург рассказал о сюжете «Снежной Королевы»:
Мультфильм основан на сказке Г. Х. Андерсена и повествует о злой колдунье, похитившей мальчика Кая. Девочка Герда идёт его спасать.
Сначала мультфильм планировали нарисовать от руки, но Джон Лассетер, прочитав сценарий, сказал, что ему лучше подойдёт использовать CGI/рисованную анимацию, как в «Рапунцель». В раннем варианте сюжета мультфильма Эльза была односторонним и ярко выраженным отрицательным персонажем. Однако, после переговоров создателей фильма, решено было переработать персонажа и усложнить его характер. Возникла мысль добавить сестру Снежной Королеве — так родились сестринские взаимоотношения, и одновременно получилось сделать антагониста сложным и непредсказуемым.
Также в сюжете фильма предусматривалось не два снеговика, а целая снежная армия, которую озлобленная на жителей Эренделла Снежная Королева создала для нападения. Олаф был не снеговиком детства, а первым «опытом» создания снежного великана (не совсем удачным). Это также было изменено в процессе доработки сценария.
22 декабря 2011 года студия «Disney» объявила, что проект «Снежная королева» снова возвращён в стадию разработки и переименован в «Холодное сердце» ( англ. Frozen ). Было также объявлено, что проектом занимается уже другая команда людей и что выход фильма запланирован на 2013 год. Однако не было сказано, будет это рисованная анимация или компьютерная. Двадцать дней спустя, 11 января 2012 года, было объявлено, что фильм будет анимирован при помощи компьютерных технологий.
Музыка и песни [ править ]
Слова и музыка к песням для фильма «Холодное сердце» были написаны Робертом Лопесом и его женой Кристен Андерсон-Лопес (ранее они оба написали песни к мультфильму «Медвежонок Винни и его друзья»). [12] [38] Аранжировка и оркестровка песен были осуществлены Дэйвом Мецгером, который также произвел оркестровку значительной части музыкального сопровождения фильма, написанного композитором Кристофом Беком. [39]
Название | Исполнитель в оригинале | Исполнитель в дубляже | Описание |
---|---|---|---|
«Vuelie» | Кристоф Бек, Фроде Фьелльхейм, норвежский женский хор «Кантус» | Они же | Начальная тема мультфильма. |
«Сердце льда» ( англ. Frozen Heart ) | Актёрский состав «Холодного сердца» | Павел Ковалёв, Андрей Бирин | Песня ледорубов. |
«За окном уже сугробы» ( англ. Do You Want to Build a Snowman? ) | Кристен Белл, Агата Ли Монн, Кэти Лопес | Варвара Новошинская, Наталия Быстрова | Анна просит Эльзу открыть ей дверь, но все попытки так и не увенчались успехом (Сначала Анна поёт в 5 лет, позже — в 9-10 лет, и в конце — в 15). |
«Впервые в этот вечер» ( англ. For the First Time in Forever ) | Кристен Белл, Идина Мензел | Наталия Быстрова, Анна Бутурлина | Анна поёт о том, что мечтает встретить свою любовь, а Эльза пытается сдержать свои силы и не раскрыть секрет гостям и горожанам. |
«Это моя любовь» ( англ. Love is an Open Door ) | Кристен Белл, Сантино Фонтана | Наталия Быстрова, Дима Билан | Анна и Ханс поют о своих чувствах между собой. В конце дуэта Ханс предлагает Анне руку и сердце, а последняя соглашается. |
«Отпусти и забудь» ( англ. Let It Go ) | Идина Мензел | Анна Бутурлина | После побега из дворца Эльза поёт на Северной горе, создаёт ледяной замок и ледяное платье и решает не возвращаться в Эренделл. Песня, получившая премию «Оскар» за лучшую песню к фильму. |
«Олени приятней, чем люди» ( англ. Reindeer(s) Are Better Than People ) | Джонатан Грофф | Андрей Бирин | В данной песне Кристофф Бьоргман поёт за двоих: за себя и за своего друга — оленя по имени Свен. Примечательно, что инструмент, на котором он играет во время пения, представляет собой своеобразный гибрид лютни и скрипки. |
«Лето» ( англ. In Summer ) | Джош Гэд | Сергей Пенкин | Снеговик Олаф поёт о своей мечте — увидеть лето. |
«В первый раз за эту вечность» ( англ. For the First Time in Forever (Reprise) ) | Кристен Белл, Идина Мензел | Наталия Быстрова, Анна Бутурлина | Анна уговаривает Эльзу вернуться в Эренделл и рассказывает, что та заморозила город и только она может вернуть лето. Эльза поняв, что натворила, нечаянно ранит льдом сердце Анны и заставляет сестру и её друзей покинуть дворец, создав снежного монстра — Маршмеллоу. |
«Неполадки» ( англ. Fixer Upper ) | Актёрский состав «Холодного сердца» | Анастасия Лапина, Екатерина Сёмина, Павел Ковалёв, Андрей Бирин, Варвара Новошинская, Юлия Баранчук | Тролли приняли Анну за девушку Кристоффа и поют о любви. В последний момент Анне становится хуже. Тролль Пабби говорит Кристоффу, что только знак истинной любви может спасти Анну. Друзья отправляются во дворец к Хансу. |
«Vuelie» (реприза) | Кристоф Бек, Фроде Фьелльхейм, норвежский женский хор «Кантус» | Они же | Эльза возвращает лето в Эренделл. |
«Отпусти и забудь» (реприза) ( англ. Let It Go (Demi Lovato version) ) | Деми Ловато | Юлия Довганишина (не полностью) | Завершающая тема мультфильма. |
Релиз [ править ]
«Холодное сердце 2» [ править ]
«Нет!» принцам, любви с первого взгляда и волшебным поцелуям: почему мультфильм «Холодное сердце» стал культовым
Вышедший в 2013 году мультфильм «Холодное сердце» показал сенсационные сборы в кинотеатрах — почти 1,3 млрд долларов, стал самым кассовым анимационным фильмом за всю историю индустрии и занял третье место по сборам среди фильмов всех жанров. Пока «поколение Альфа» с замиранием сердца ждет его продолжение, которое в России выйдет на экраны 28 ноября, разбираемся, что сделало эту историю о подавлении суперспособностей культовой и как создатели поставили с ног на голову все стереотипы о принцессах.
Конечно, в «Холодном сердце» есть много типично диснеевского: королевское происхождение, умершие родители, поиск настоящей любви и оттеняющий драматический сюжет комичный говорящий снеговик. Да и сильный женский персонаж — не новость: это уже было, например, в «Мулан» или «Храбром сердце». Но всё же главная героиня Эльза не типичная принцесса и не типичный сильный персонаж. Рожденная с магическими способностями, которые она не может контролировать, она никому не хотела вреда, но причиняла его: случайно подвергая опасности младшую сестру, а затем и всё королевство, по ошибке наслав на него снежное проклятие.
В отличие от обычных принцесс, Эльза несовершенна, что приводит к реальным ошибкам и неприятным последствиям. Это обстоятельство помогает практически любому зрителю отождествлять себя с ней. Для одних это история о подавлении эмоций, для других — о гендере и идентичности, для третьих — о социальном неприятии и депрессии.
С жанровостью здесь тоже не всё просто. На первый взгляд, сказка о принцессе построена по принципу фантастики и супергероики, когда в качестве эвфемизма для дискриминируемой группы выступают «необычные» персонажи: мутанты, андроиды, телепаты и другие существа с паранормальными способностями. Этот прием использовался во многих произведениях классика фантастики Клиффорда Саймака, в книге «Куколки» Джона Уиндема, в комиксах и фильмах о Людях Икс, в сериалах «Одаренные», «Вавилон-5» и «Мир Дикого Запада» и даже в игре «Детройт».
Читайте также:
Только в «Холодном сердце» в центре сюжета оказывается не группа, а один человек со способностями, причем классическими для фэнтези магическими способностями — принцесса Эльза. А кроме темы дискриминации, стереотипов и родительского неприятия присутствуют еще феминистские идеи заботы о себе и отказа от образа «хорошей девочки».
На деле «Холодное сердце» — самый многослойный по смыслу мультфильм Disney и самая деконструктивистская сказочная история в поп-культуре. Здесь прекрасный принц — злодей, волшебница — хорошая, оба главных персонажа — женщины, в опасное путешествие отправляется тоже женщина, а спасает всё не поцелуй настоящей любви, а героическая самоотдача.
Давайте посмотрим, какие пять актуальных социальных и психологических проблем современности легли в основу «Холодного сердца» и сделали мультфильм таким популярным.
1. Традиционное воспитание пора пересмотреть
В самом начале мультфильма мы видим маленькую Эльзу, которая любит свою снежную магию и совершенно ее не боится. Она с радостью создает снеговиков и сугробы для своей сестры посреди зала в замке и, похоже, прекрасно контролирует свои силы.
Но происходит нечто, лишающее ее самоконтроля: она случайно ранит свою сестру Анну, поскользнувшись и попав льдом ей в голову. Подобную ошибку мог бы совершить любой ребенок, скажем, толкнув сестру во время игры, но перепуганные родители винят во всем способности Эльзы. Особенно в этом усердствует отец, который кричит на старшую дочь, а затем решает изолировать ее от окружающего мира, пока та не научится контролировать свои способности.
Маленькая Эльза, которая совершенно не боится своих сил, играет с Анной и случайно ее ранит
На первый взгляд, родители Эльзы и Анны действовали из благих побуждений. Но затем становится ясно: отец принцесс принимал решения, опираясь на неэффективные стереотипы о воспитании детей, а мать вообще не имела права голоса и, вероятно, просто подчинялась решениям мужа.
То есть в самом начале мультфильма показаны сразу две проблемы.
Первая — проблема патриархальных семей, где родители вместо налаживания коммуникации с детьми устанавливают только запреты и ограничения, и где «степфордские жены» во всем слушаются мужей, порой вредя не только себе, но и своим детям, особенно дочерям.
Вторая — страх перед Другим. Многим людям свойственно бояться и даже ненавидеть тех, кто на них не похож. Зачастую мы опасаемся всего нового и подозрительно относимся к необычному, идет ли речь о новых технологиях или поведении иностранцев.
Глава движения «Психология за права человека», психотерапевт и автор книги «Социальная тревога и фобия: как выглянуть из-под мантии-невидимки» Ольга Размахова утверждает:
«Нам свойственно обобщать информацию и раскладывать ее на категории. Это сохраняет массу энергии и упрощает наше взаимодействие с миром. Автоматические механизмы сортировки информации могут быть полезными в быту, но в то же время некоторые категории мышления могут превращаться в предрассудки и в значительной степени влиять на качество жизни людей, которые не вписываются в „привычное“ и „понятное“ нам.
Агрессия по отношению к людям, отличающимся по какому-либо признаку (будь то ориентация, мышление или цвет кожи), возникает по одной и той же модели. Понятие „нормальности“ — точка отсчета для такой агрессии по отношению к тем, кто не вписывается в эту „норму“. Любая норма относительна и выстраивает отношения с большинством и меньшинством. Люди, осознающие себя большинством, ориентируются на то, что оказывается наиболее понятным и типичным, распространенным и представленным в том времени и месте, где они живут.
Категории („полочки“, на которых у нас внутри информация аккуратно разложена) создают ощущение безопасности из-за иллюзии понимания и, что важнее, контроля реальности. Как только перед нами открывается что-то новое (возникает „другой“, который обращает внимание на свое право на такую же „нормальность“), эти „полки“ начинают трещать, а категории — рассыпаться.
Неопределенное, непонятное и новое вызывает страх и тревогу: мы оцениваем их как потенциально способных нести опасность. Если что-то опасно для нас, то необходимо защищаться. Если я боюсь чего-либо, я не стану взаимодействовать и узнавать: скорее всего, я, напротив, закроюсь. Из-за этого механизма люди ограничивают свой возможный социальный опыт и усиливают ту информационную изоляцию, которая существует вокруг меньшинств.
Современная психотерапия оперирует понятием „психологическая гибкость“: работая с клиентами, мы говорим о том, насколько важна открытость новому социальному опыту. Именно эта готовность делает нас стойкими перед постоянно меняющимся миром, честными перед собственными чувствами и изменениями в самих себе, принимающими разных людей и уважающими это разнообразие и право на свободу».
К сожалению, в сказочном Эренделле не было хороших психологов: родителям Эльзы никто не рассказал о вреде ксенофобии и важности принятия своего ребенка таким, какой он есть. Их боязнь магических способностей дочери привела к тому, что они «наказали» обеих девочек изоляцией, а старшую, наследницу трона Эльзу, заставили поверить, что она опасна для себя и окружающих.
К сожалению, в реальном мире родители детей, принадлежащих к различным меньшинствам, обладающих необычным характером, психическими особенностями или не соответствующих их ожиданиям любым другим образом, зачастую совершают не менее ужасные ошибки: выгоняют на улицу своих ЛГБТ-детей или даже убивают своих детей-инвалидов.
2. Необходимо сепарироваться от родителей и принять себя
Феминистская (и даже антитрадиционалистская) тема мультфильма — необходимость принятия себя и отказа от давления «нормы».
Родители и общество часто стараются переделать молодежь, которая не соответствует представлениям о нормальности: мальчиков, которым нравятся куклы, наказывают; аутичных детей заставляют вести себя «обычно» с помощью АВА-терапии; интерсекс-детям (они рождаются с нетипичным хромосомным набором физиологией, которую нельзя отнести однозначно к «мужской» или «женской») делают опасные операции, чтобы дети выглядели более «нормально».
В «Холодном сердце» символом такого подавления были перчатки: отец надел их Эльзе на руки, чтобы она не смогла применять свою магию, и стал учить дочь отгонять даже мысли о ней. Подавление эмоций и мыслей только усиливало страх и неуверенность Эльзы.
Вообще, обеих девочек сильно муштруют, внушая им идеи самопожертвования. Один из главных лейтмотивов «Холодного сердца» — фраза: «Будь хорошей девочкой для всех» (в оригинале звучит как “Be a good girl you always have to be” — «Ты всегда должна быть хорошей девочкой»).
Эта фраза отсылает к работе феминистки Уте Эрхард «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят». В книге она критикует общество, в котором женщин учат прежде всего быть покладистыми «хорошими девочками», полагаясь не на свои интересы и потребности, а на удобство других людей.
«Холодное сердце» — это пересказ идеи Эрхард в форме мультфильма.
Именно попытки Эльзы быть «хорошей» привели к ее гиперфиксации на своей проблеме — и в результате к невозможности совладать с этой самой проблемой. Она зациклилась на страхе совершить ошибку и кому-то навредить и, чтобы избежать этого, пыталась отказаться от себя. В итоге Эльза могла контролировать свои силы только непродолжительное время, при этом любой стресс мог привести к потере контроля. Поэтому, узнав о неожиданной и довольно глупой помолвке своей сестры Анны, она из-за эмоционального взрыва заморозила всё королевство и в ужасе сбежала в горы.
Итак, попытки подавлять себя просто не работали.
Эльза теряет контроль над своими силами
Что же помогло Эльзе? Она смогла успокоиться, оказавшись вдали от людей, которые за ее магию называли ее монстром.
Вопреки распространенному мнению, избегание людей, которые тебя ненавидят или обесценивают, — это не попытка убежать от проблем, а вполне здоровое и логичное желание оказаться в более поддерживающих условиях.
Благодаря смене обстановки, которая на нее давила, Эльза дала волю своим способностям, этот момент отражен эпизоде с песней “Let it go!”. Она позволила себе быть собой и посмотрела на свои детские страхи со стороны. В одиночестве в горах она наконец-то смогла понять, что способна на удивительные вещи, и раскрыла весь свой потенциал, построив замок изо льда и создав разумного снеговика Олафа.
Let it go! Эльза раскрывает свой потенциал
Многим людям надо побыть одним, чтобы успокоиться. И абсолютно всем для психического благополучия нужно учиться принимать себя такими, какие они есть: другого вас у вас не будет.
Кроме того, чтобы по-настоящему понять себя, надо переосмыслить навязанные родителями и обществом сценарии жизни. Всю свою жизнь Эльза жила под давлением оценки родителей и смотрела на себя их глазами.
Уход из семейного замка и создание собственного королевства, живущего по правилам героини, символизирует сепарацию от родителей и окончательное становление характера Эльзы. В мире, который она строит для себя, ее способности играют ключевую созидательную роль — те самые способности, которых боялся и считал разрушительными ее отец.
И наконец, Эльза смогла обрести полную власть над своими способностями благодаря любви и вере в нее сестры Анны. Многим людям для того, чтобы принять себя, нужны принятие и поддержка близких людей или хотя бы помощь со стороны — например, психотерапия.
3. Информационные ограничения вредны для детей
Родители не только разлучили сестер друг с другом и заперли Эльзу в ее комнате, они еще и изолировали Анну от внешнего мира — ясное дело, чтобы ее защитить.
Одинокое взросление Анны и Эльзы
Решилась бы Анна выйти замуж за первого встречного, если бы она не чувствовала себя одинокой или если бы она больше знала об окружающем мире? Наверное, нет. Был бы ее взгляд на окружающий мир менее наивным? Разумеется!
Это отличный повод задуматься о вреде информационных ограничений, которым часто подвергают детей, и об их потенциально опасных последствиях.
Ограничивая детей в познании мира, взрослые ставят их в позицию, когда они не защищены от реальных опасностей. Ведь страшным маньяком может оказаться не герой сериала из телевизора, а незнакомец с улицы. Ребенок не знает, что этот человек может быть опасен, потому что ему запретили видеть злых дядечек в фильмах и книгах — и только туманно намекнули, что от них можно ожидать нечто «нехорошее».
4. Родители никогда не станут идеальными
Выходит, в «Холодном сердце» виновники проблем главных героинь — родители с их предрассудками и гиперопекой.
И сценаристы Disney пошли на радикальный шаг, не дав отцу и матери покаяться и измениться. Они гибнут в первые десять минут мультфильма. Сестрам приходится самостоятельно разгребать последствия родительских ошибок.
В реальной жизни большинство родителей редко признают свои ошибки и меняются. А нам всем приходится принять, что наше детство было далеко от гармоничного идеала и что в наследство родители оставили нам травмы, — и прорабатывать их.
Читайте также:
Этот урок полезен как детям токсичных родителей, которым важно понять токсичность своей семьи для решения психических проблем, так и самим родителям, большинство из которых не желает детям зла и не хочет повторить ошибки короля и королевы Эренделла.
5. В любви нет места классизму и насилию
Еще одна революционность сюжета «Холодного сердца» в том, что этот мультфильм бросает вызов существующим в массовой культуре стереотипам об отношениях.
Стоит ли выходить замуж за человека, которого ты знаешь всего один день, даже если он принц? Раньше Disney отвечал «да» и «скорее да», но в «Холодном сердце» он наконец признает: нет, не стоит — ведь ты о нем ничего не знаешь.
Ханс предает Анну
Несмотря на пропагандируемый в сказках и старых диснеевских мультфильмах стереотип, «любовь с первого взгляда» редко бывает счастливой, так что решение выставить Ханса злодеем — оригинальное и очень разумное для мультфильма о принцессах. Ведь даже взрослые женщины зачастую верят в истории о «прекрасном принце». В итоге они тратят свою жизнь на мужчин, которые отвечают их воображаемым критериям принца, даже если сами несчастны в таких отношениях, или вовсе не могут построить близких отношений с реальными людьми, у которых есть свои чувства и потребности, а не только белый конь и меч-кладенец.
«Холодное сердце» бросает вызов и другим сексистским представлениям о замужестве: например, что мужчина должен быть богаче своей невесты.
Выйти замуж за богатого — мечта, которая навязывается девочкам с детства. Но добрый и похожий на Анну избранник оказывается ниже ее по социальному статусу, в то время как принц Ханс показан мерзким типом.
Для сказок не нова идея брака между людьми с разным социальным статусом. Только обычно богатым и знатным оказывается жених («Золушка» или «Красавица и чудовище»), а женщинам навязывается стратегия «выгодно продать себя». А вот идея о бедном женихе и богатой невесте несвойственна традиционным сказкам и мультфильмам о принцессах.
Это связано с культурными стереотипами о низком статусе женщины по сравнению с мужчиной, согласно которым она должна заниматься эмоциональным, эстетическим, сексуальным и бытовым обслуживанием — то есть фактически выступать в роли прислуги. А прислуга — это товар, который можно купить.
Необычный для мультфильма переворот статусов показывает, что классизму не должно быть места в отношениях и важен не размер кошелька и корона жениха, а его личность.
Но самое интересное в любовной линии мультфильма — это тема уважения к личным границам в целом и телесной автономии в частности.
Коварный принц Ханс противопоставляется в мультфильме любящему торговцу льдом Кристоффу: первый настойчив и навязчив, а второй уважает решения Анны, какими бы они ни были. Кристофф может не соглашаться с тем, кого она выбрала себе в мужья, но доверяет ее словам о любви к Хансу. Он не верит, что разговор с Эльзой приведет к положительным результатам, но помогает Анне добраться до замка сестры. Ханс же пытается вмешаться в личный разговор Эльзы и Анны о замужестве, а затем препятствует ее попытке отправиться за сестрой.
С самого начала, даже притворяясь любящим человеком, Ханс не воспринимает желания Анны как равные своим и обращается с ней не как с ровней, а как с несмышленым младенцем. В общем, воплощает собой отношение к женщине, свойственное патриархальной культуре.
Но в любых полноценных отношениях — дружеских или любовных — важно понимать, что твой партнер такая же отдельная личность, как и ты. Кристофф, в отличие от Ханса, демонстрирует это понимание даже в мелочах.
Поцелуй Анны и Кристоффа
Посмотрите, как ведет себя Кристофф с Анной, спрашивая ее разрешения перед тем, как ее поцеловать. Это прекрасный пример нормального уважения к телесной автономии, который редко можно встретить в мультфильмах.
Стоит вспомнить «Белоснежку» и «Спящую красавицу» — особенно «классический» вариант последней, где мужчина целует (а в некоторых вариациях старых сказок и насилует) спящую женщину, о чувствах и желаниях которой он ничего не знает и которые, похоже, его не очень-то интересуют. Подобные сказки, в отличие от «Холодного сердца», хрестоматийный пример опасных и насильственных отношений.
«Холодное сердце» заслужило свою популярность благодаря не только спецэффектам, но и феминистскому подходу, пониманию психологии, семейных проблем и вопросов прав меньшинств. Остается надеяться, что второй мультфильм окажется не хуже первого.