в какой стране почитают кошек
Божественная роль кошек в Древнем Египте.
Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.
Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.
Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.
Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.
В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.
Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.
Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).
Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.
Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.
Кошачий культ: Почему Древний Египет превозносил мир кошачих?
Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.
На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.
Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.
Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.
Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.
Богиня домашнего очага
Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.
Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.
Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.
Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.
Мумификация
Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.
Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.
Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.
Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.
Страсти по кошачьим
Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.
Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.
Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.
Товарно-кошачьи отношения
На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.
Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.
Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.
Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.
Материалы по теме
А вот ещё:
Какое будущее представляли советские футурологи
Межпланетные полёты, управление погодой – всё это уже сегодня должно было стать совершенно обычным делом. Но реализовалась лишь часть прогнозов.
С тех пор как человек изобрёл идею рая, он не переставал мечтать. В Новое время появилась смелость мечтать о преобразовании земного мира на внерелигиозной, рациональной основе. Начиная с Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, продолжая Марксом, утопическими социалистами и т. д., мыслители заполонили мир проектами его лучшего устройства (как правило, надеясь на их хотя бы частичную реализацию в будущем).
На рубеже 19−20 вв. наука привнесла в проектирование будущего аналитический метод. Так по соседству с утопиями появилась футурология — дисциплина далеко не всегда утопическая.
Бум футурологии пришёлся на 1960−70-е гг. В СССР это «буржуазное» направление мысли называли «научной прогностикой», но суть от этого не менялась: публицисты и учёные пытались представить будущее. Как и утописты, они мечтали, но вместе с тем учитывали и наблюдаемые тенденции технического и социального развития. Так как с прогнозами социально-политического будущего в Советском Союзе всё было в целом ясно (конечно, настанет коммунизм, и скорее всего, уже в 1980 году!), то в основном советские футурологи размышляли о перспективах научно-технического прогресса.
«Путь к луне открыт». 1961, Н. Колчитский. Источник: medium.com
По данным историка и футуролога И. В. Бестужева-Лада, в 1966—1990 гг. в СССР только научных монографий по прогнозированию было опубликовано более 500. Большая их часть сфокусирована на теме технического прогресса.
Земля в иллюминаторе: космические мечтания
Прорывы в космической программе СССР дали основание советской футурологии для создания технооптимистичной, радостной картины будущего. С 1960-х гг. именно космонавты — люди будущего — стали новыми супергероями советского публичного пространства. О межпланетных полётах, колониях на Луне и других планетах грезили все, и космическая тематика не сходила со страниц журналов «Юный техник» и «Техника молодежи» (самых футурологических в советской печати).
«Техника молодежи». Источник: polismi.ru
«Техника молодежи», обложка № 4, 1950 г. Источник: archivsf.narod.ru
Вслед за учёными и политиками, а в чём-то и опережая самые смелые их мечты, образ будущего конструировали люди искусства. Многие знают изобретённый в 1961 году братьями Стругацкими фантастический Мир Полудня: в 22-м веке коммунизм победил и решены самые острые проблемы человечества — дефицит ресурсов, необходимость тяжкого труда, груз товарно-денежных отношений. 10 млрд землян (все — коммунисты) пользуются изобилием, а сами «душевно и физически» красивы. Роботы выполняют самые разнообразные работы.
Детей воспитывают компетентные педагоги, в обществе высокой нравственности нет агрессии. Формирующийся по меритократическому принципу Мировой Совет управляет Землёй. Разумеется, человек населяет разные планеты и установил контакт с инопланетянами.
Братья Стругацкие. Источник: bhub.com.ua
Не менее прекрасен и мир научно-фантастического романа И. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957). Писатель описывает более отдалённое будущее — 30-е вв. н. э. И у него отсутствуют частная собственность, рынок, чиновники; эволюционировавший в лучшую сторону сверхчеловек наконец-то живёт в коммунистическом мире, и звездолёты бороздят просторы Вселенной.
Издание 1991 г. Источник: ozon.ru
Фантастика в кино спешила за литературой. Яркие примеры — фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» (1981 г.). В 23-м в. космические путешественники сталкиваются с гуманоидами, клонами и их суперспособностями.
В том же 1981 г. на экраны вышел нарисованный по повести Кира Булычева «Путешествия Алисы» (1971) мультфильм «Тайна третьей планеты», в котором люди 2181 года знакомы и с межпланетными полётами, и с роботами и бластерами, и с инопланетными обитателями. Например, с планеты Блук. Даже если вы не смотрели мультфильм, то уж о происходящей оттуда легендарной и сообразительной «птице Говорун» наверняка слышали!
Постер «Через тернии к звездам». Источник: Wikimedia Commons
«Тайна третьей планеты». Источник: maximonline.ru
К сожалению футурологов, прогресс в космической отрасли пошёл гораздо медленнее, чем ожидалось. Наука не изобрела ни «фотонных ракет», о которых мечтали авторы диафильма «В 2017 году» (1960), ни способных достичь Альфа Центавру звездолётов, ни эффективных способов управления климатом, ни новых мощных и тем более «вечных» источников энергии. О контакте с существами за пределами нашей планеты и говорить не стоит — кажется, другим разумным обитателям галактики мы мало интересны.
Авторы «В 2017 году» (В. Струкова и В. Шевченко) полагали, что в наши дни будет улучшен климат, созданы подземные города и междугороднее метро, атомные поезда будут курсировать через Берингов пролив, а «очень точно направленные» атомные взрывы пророют каналы и срежут ненужные холмы» (а говорят, мечтать не вредно!).
Из диафильма «В 2017 году». Источник: diafilmy.su
«Города Солнца»: продовольственная и жилищная утопия
Не намного, но всё же менее фантастическими, чем космические, оказались прогнозы о переменах в жизни на самой Земле. Будущий человек, полагали советские футурологи, будет жить в городах, но не таких, как ныне.
Созданные ими модели города будущего в основном концентрируются на способах решения проблем, ставших актуальными во второй половине 20-го века: перенаселение, наносимый человеком ущерб биосфере, а также продовольственные, жилищные и вообще бытовые трудности. Помимо этого, в коммунистическом будущем надеялись увеличить продолжительность жизни и повысить уровень потребления.
Все надежды возлагались на технический прогресс. В картинах будущего (от детских диафильмов до проектов серьёзных учёных) присутствуют обучающие машины, небоскрёбы, движущиеся тротуары, искусственный климат под куполами, мегаполисы, города-деревья (в подземных «корнях» которых сосредоточено производство), города на рукотворных островах и подводные колонии, роботы и прочие достижения.
«Техника молодежи». Источник: topwar.ru
Кое-что из прогнозов 1960−70-х гг. о земной технике реализовалось к нашему времени, и даже более впечатляющим образом, чем в мечтах тех лет. Сегодня есть и многофункциональные компьютеры, и домашние посудомоечные машины, и кулинарные гаджеты, и сотовая связь, и возможность беседы по веб-камере («телевидеофоны»), а также мощные электрокары, поезда на магнитной подушке и другие изобретения. К тому же, как и ожидалось, автоматизация в сельском хозяйстве и промышленности продолжает вытеснять ручной труд, так что, судя по всему, у неолуддизма большие перспективы.
Телевидеофон, диафильм «В 2017 году», 1960. Источник: diafilmy.su
А вот с перенаселением и защитой окружающей среды человечество пока справляется в лучшем случае «на троечку». Правда, проблемы эти настолько непростые, что и маститые советские футурологи изобретали радикальные проекты для их решения. Так, лауреат Сталинской премии и выдающийся ракетчик, коллега С. П. Королева Михаил Павлович Дрязгов предлагал в 1980-е строить города-пирамиды по несколько км в высоту и с основанием в десятки км.
Такие многоуровневые города будут отнимать у природы меньше территории. Внутри пирамиды, — предлагал Дрязгов, — можно расположить промышленность, а сверху жилища (в сотни и тысячи этажей, поднимающихся вверх уступами). Все жители смогут наблюдать красоту природы с балконов, а на крышах нижестоящих строений устроить сады. Старые города, по замыслу учёного, можно спрятать внутри новых, под искусственным небом. Всё это позволит природе восстановиться, а людям меньше потреблять ресурсов. И каждый получит пространство для отдыха и развития.
«Техника молодежи», 1960. Источник: back-in-ussr.com
Ещё один многоуровневый проект. Источник: yandex.kz
Самой актуальной частью проекта Дрязгова до сих пор кажутся идеи решения квартирного вопроса. Каждой семье — по большой квартире. Город-пирамида это обеспечит за счёт экономии строительных материалов. Всем членам семьи — по небольшой личной комнате (метров 20−25), плюс в каждом доме общие комнаты-гостиные (30−40 м), столовая и кухня (30−40 м), 2−3 санузла, банька и сугроб снега в комнате-холодильнике (6 м).
Понадобятся также библиотека-студия, мастерская, зоокомната и другие помещения. Всего стандартная квартира составит до 20 комнат на 650−800 м. На первый взгляд, много, но ведь это включая сад-балкон! В общем, советский футуролог, привыкший к риторике о значении общественной роли человека, считал очень важным в будущем обеспечить и индивидуальные потребности.
Многие мечты советского времени не потеряли свою привлекательность. И, к счастью, прошло ещё совсем немного лет, так что можно уверенно предсказать: лучшие прогнозы футурологов СССР ещё сбудутся.
Кошки у разных народов
В Древнем Египте кошка считалась священным животным Сета и символом благосклонности Изиды. Самая известная из покровителей кошек, это, пожалуй, египетская богиня Баст, у которой даже была кошачья голова. Кошек настолько почитали в Египте, что их убийство являлось серьёзным преступлением, а когда умирала живущая в доме кошка, соблюдались все траурные обряды. Кошки часто жили в храмах, даже существовал ритуал кормления; бродячих кошек встречали с почётом, домашние буквально ели за одним столом с семьей. Были распространены кошачьи амулеты, а умерших кошек мумифицировали и хоронили в специальных саркофагах.
В Древнем Риме кошка символизировала свободу и независимость, всегда сопровождала богиню свободы Либертас и изображалась рядом с ней.
По мусульманскому преданию, именно прарок Магомет отвёл кошке постоянное место в раю и, погладив три раза по спине, наделил кошачью породу даром падать на четыре лапы. В связи с этим преданием на арабском Востоке Магомета стали называть «отцом кошек». Аналогично к кошкам относились и турки. По сей день, мусульмане относятся к кошкам с особым расположением.
Китайцы верили в способность кошки рассеивать злых духов. Есть у них и другое поверье, связанное с кошками: только что засеянное поле надо обойти с кошкой на руках, а потом окунуть её в воду. Тогда и посевы взойдут, и урожай будет хорошим. Кошки символ энергии ИНЬ в Китае. Кошки в Японии — священные животные, безумно любимые народом. Японцы отмечают общенациональный праздник — День кошек, в этот день ласковые мурки всех пород и расцветок заполняют центр Токио. Праздник проводится 22 февраля неслучайно: три двойки подряд звучат по-японски примерно как «нян-нян-нян», что в переводе на русский язык означает тройное «мяу».
В Индии кошки олицитворяют тайну, священные животные в Персии, символ беременной женщины у разных народов и т.д. и т.п. В Таиланде же бытует суеверие: чтобы брак был счастливым и плодовитым, в первую брачную ночь в спальню запускают кота, и котище должен быть большим, матёрым и усатым.
Столетиями люди приписывали кошкам магические способности и связывали с богами, ведьмами и колдовством. У разных народов существуют легенды о кошках и их волшебных способностях. В некоторых религиях, кошки считаются священными животными. Испокон веков считалось, что чёрные кошки наделены особыми магическими способностями. Но многие народы видят в чёрных кошках вестников удачи. В Америке чёрный кот тоже предвещает удачу. Американцы верят, что если приютить бродячего чёрного кота, он обязательно принесёт вам счастье.
Английская художница Гэйл Питт известна не только у себя на родине, а также более чем в сорока странах, где она побывала, собирая материалы для своих работ. Ее потрясающие картины украшают коробочки с конфетами и печеньем, скатерти, панно, паззлы и другие предметы, выпускаемые американскими и европейскими компаниями. Гэйл обожает рисовать кукольные домики, пляжи, сады, птиц, воздушные шарики и домашних животных. Богатый опыт путешествий позволил художнице воплотить интересный проект – кошки разных народов, в котором отчетливо видны изобретательность автора и ее восхищение чудесами природы и миром созданных человеком артефактов.
В разных странах с кошками связано множество противоречивых примет. Например, в Британии и Австралии считается, что чёрные кошки приносят счастье, в некоторых провинциях этих стран полагают, что белые — к несчастью. Во многих странах Европы и США, наоборот, чёрная кошка предвещает несчастье, а в России защищает дом от воров. В Англии приносят счастье своим хозяевам черепаховые кошки, а в России — голубые. Говорят, что, если кошка чихала около невесты в день её свадьбы, то замужество будет счастливым.
В некоторых странах считается, что кошка, испугавшаяся встречного человека и убежавшая или просто развернувшаяся в противоположную от своего первоначального направления сторону, предвещает этому человеку неудачу. В старые времена у моряков бытовало поверье, что чёрная кошка, поселившаяся на корабле, является очень счастливым знаком. Выгнать кошку было равносильно тому, что выгнать счастье. Особенно удачливы были корабли, на которых жила полностью чёрная кошка, без белых отметин. При этом в море избегали произносить слово «кошка» — это могло накликать беду! Упавшая за борт кошка означала немедленное приближение шторма. Моряки не могли даже подумать оставить кошку на тонущем корабле, до последней возможности стараясь спасти её при кораблекрушении.
В Йоркшире считалось, что если на берегу у жены живёт чёрная кошка, то мужу в море ничего не угрожает. Это иногда даже приводило к воровству кошек. Способность кошек предчувствовать опасность уже давно никого не удивляет. В городах и деревнях на склонах Везувия на восточном берегу Неаполитанского залива нет семьи, где бы не жили кошки. За долгие века жизнь научила людей, дома которых построены на склонах действующего вулкана, полагаться на чутьё пушистых любимцев больше, чем на прогнозы ученых. В годы второй мировой войны кошки нередко спасали своих хозяев. Эта способность кошек оказалась настолько ценной, что в Европе была учреждена специальная медаль с выгравированными на ней словами: «Мы тоже служим родине». Медаль вручалась кошкам, спасшим наибольшее количество человеческих жизней.
С помощью кошек можно попытаться предсказать погоду, вот некоторые приметы:
Если кошка чихнула — это к дождю. Если чихнула трижды — бойся простудиться. Если кошка носится по дому, запрыгивает на все подряд и царапает — к сильному ветру, когда кошка успокаивается, значит, буря скоро затихнет.
Если кошка тщательно моет уши — к дождю. В Древнем Риме говорили: «Если кошка моет за ушами, значит, чувствует, что в небе появляются дырки». Говорили, вероятно, на чистой латыни.
Кошка, роющаяся и катающаяся по земле и, вообще, находящаяся в игривом настроении — это верный признак, что приближается ливень. Если кошка беспокоится, мечется с места на место — приближается ураган.
Кошка, сидящая спиной к очагу — к морозу. Если кошка пытается вырваться из дома ночью, при этом, громко мяукая — возможно, плохая погода продлится несколько дней.