в какой стране плавают на гондолах
Прогулки на гондолах в Венеции — стоянки, маршруты, цены
Чем знаменита венецианская гондола и как она выглядит в «эталонном варианте». Цены на прогулки на гондолах по каналам Венеции, где искать лодочные стоянки.
Содержание:
Изящные черные гондолы — такой же символ Венеции, как базилика Святого Марка или Дворец дожей. Хотя сегодня ими пользуются почти исключительно туристы и гости города, история гондол тесно переплетена с историей города, ведь когда-то они были одним из основных способов передвижения по лабиринту каналов и протоков.
Экскурсии по Венеции и окрестностям
Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей на Трипстере. Рекомендуем игнорировать стандартные направления и выбирать необычные: «Венеция без маски» (нетуристические места и улицы), «Призраки района Дорсодуро» (один из загадочных районов, куда редко доходят «групповые» туристы).
Хроника эволюции венецианской лодки
Уже в XI веке гондолы использовали в Венеции, как средство передвижения. О них есть упоминания в официальной переписке 1094 года, хотя до сих пор неясно, как долго они были в ходу к этому времени. Некоторые ученые относят появление венецианских гондол к шестисотым годам, всего 200 лет спустя с момента основания города.
Хронология эволюции венецианской гондолы такова:
Эволюция итальянской гондолы завершилась в XX веке. Венецианские власти официально запретили вносить изменения в дизайн судна — оно приобрело стандартный вид, размер и форму.
Венецианская гондола: стандарт по «ГОСТу»
Сегодня венецианские лодки производят в соответствии с определенным стандартом, который позволяет относить их к «гондолам». Управлять ими могут только лицензированные гондольеры, количество которых строго регламентируется.
Какой должна быть эталонная венецианская гондола:
Любопытная особенность венецианской гондолы сразу обращает на себя внимание: один ее борт выше другого. Это сделано, чтобы уравновесить стоящего гондольера. Гондоле это придает характерный наклон.
Прогулка на гондоле в Венеции
Рекламные буклеты гласят, что «безмятежная прогулка на гондоле позволяет особенно остро ощутить историю Италии, насладиться видами Венеции, архитектурой ее знаменитых каналов, зданий и мостов». Так ли это, и что на самом деле представляет из себя прогулка по каналам?
Гости города часто представляют что прогулка на гондоле — самое романтичное, что может приключиться с ними в Венеции. Но впервые столкнувшись с ценником, озвученным гондольерами, пребывают в замешательстве: как отдать такую сумму за 20-40 минут неспешного передвижения по каналам и не остаться разочарованными? Да почти никак! Может и интересно однажды услышать «Подмосковные вечера» в исполнении гондольера, помахать проплывающим мимо китайским туристам и сделать селфи на фоне морского конька на носу гондолы. Но, откровенно говоря, даже прогулка на вапоретто по Большому каналу и то более познавательна.
А если сравнить стоимость общественного транспорта (от €2) и минимальную цену экскурсии на гондоле, то разница тем более не в пользу венецианского символа.
Есть экскурсии еще интереснее. Например, тур на острова венецианской лагуны (Мурано, Бурано, иногда Торчелло) — не просто морская прогулка, а погружение в историю ремесел (муранское стекло и буранское кружево).
Но если отказаться от прогулки на гондоле вы не в силах, то начать лучше с изучения с маршрутов. Минимальная длительность — 20 минут / €40. Однако редко когда гондольеры соглашаются на короткую экскурсию по каналам. Более популярна 40-минутная прогулка на гондоле стоимостью от €80 за человека. Подробнее ознакомиться с ценами можно на официальном сайте http://www.gondolavenezia.it.
Список лодочных стоянок в Венеции:
Для начала найдите на карте две самых популярных стоянки: 1. возле Hotel Danieli; 2. стоянку Stazio di Santa Maria del Giglio, расположенную недалеко от Harry’s Bar — любимое заведение Хэмингуэя.
Заказывая гондолу, полезно придерживаться двух правил:
И все же, как символ Венеции, гондолы прекрасны! Фотографировать их и делать селфи на их фоне можно совершенно бесплатно в любое удобное время.
Италия. Венецианские гондолы и гондольеры
Один из символов Венеции — лодка гондола. (Кстати, правильно произносить слово надо с ударением на первое «о».) Эти изящные черные лодки в городе любви повсюду, без них образ Венеции представить просто невозможно.
Венеция — город, где не разрешен колесный транспорт. Здесь надо либо ходить пешком, либо плавать. Сегодня по каналам Венеции во множестве курсируют катера, но раньше основным транспортом была гондола.
Нынче гондола в большинстве случаев выполняет функции романтического аттракциона для туристов. Сами венецианцы на гондолах не катаются в первую очередь по причине очень высокой цены. Получасовая прогулка по каналам стоит от 100 евро в зависимости от времени суток и количества желающих кататься. Поскольку желающих кататься всегда предостаточно, то торговаться бесполезно. В гондоле помещается до 6 человек. Единственный способ сэкономить — собрать компанию желающих. Но, конечно, многие приезжающие в Венецию романтические парочки катаются вдвоем.
Если обойтись без романтики, то можно прокатиться на гондоле всего за 50 евроцентов, переправившись через Большой канал как на городском транспорте.
Такие специальные гондолы-траджетто (Traghetto) курсируют между берегами канала, надо лишь найти остановку, таковых между мостом Риальто и площадью Сан-Марко достаточно. Никакого подвоха с оплатой нет, действительно стоит переправа 50 центов, но в гондоле Вы будете находиться лишь пару минут.
По всей Венеции оборудованы выходы к воде, к которым при необходимости причаливает лодка — гондола или иная.
Стоянки гондол повсюду — это ряды длинных деревянных шестов, называемые палинами, вбитые в дно канала.
Конструкция гондолы уникальна, ничего подобного нет нигде в мире. Длина ассиметричной лодки 11,05 метра, ширина 1,4 метра, левый борт на 24 сантиметра выше, чтобы гондольер мог управлять лодкой, стоя сбоку. У гондолы только 1 весло, так как она предназначена для плавания по узким каналам.
При движении лодки гондольер прикладывает одинаковое усилие независимо от того, пустая гондола, или с пассажирами. Весло должно совершать движения по определенной траектории, напоминающей букву «J».
На носу гондолы установлено высокое массивное украшение — ферро (ferro) в виде гребня из 6 полос по числу районов города и одной дополнительной полосы, символизирующей остров Джудекка. Закругление сверху изображает шляпу правителя Венеции — дожа. Весит ферро около 30 килограмм и предназначено служить противовесом гондольеру, стоящему на другом конце гондолы. Также ферро помогает определить, может ли гондола проплыть под мостом по высоте.
Гондолу можно вполне считать произведением искусства. Для ее изготовления требуется 10 сортов древесины, 280 деталей гондолы вытачиваются вручную. Готовая лодка покрывается несколькими слоями особого лака черного цвета.
Сегодня гондолы производит небольшой коллектив ремесленников, который именует себя верфь Сан-Тровазо. Стоимость изготовления гондолы составляет около 45000 евро.
Первыми гондольерами в Венеции были черные рабы, которые принадлежали аристократическим семьям. Со временем работа стала престижной, ею начали заниматься граждане Венеции, образовалась корпорация гондольеров. В 15-16 веках в Венеции было по разным данным от 15 до 25000 тысяч гондольеров.
Сегодня ассоциация ограничивает число гондольеров цифрой 425. Их не может быть больше ни при каких обстоятельствах. Профессия передается по наследству, молодой гондольер сдает экзамен по управлению гондолой, а также экзамены по истории и географии Венеции и английскому языку. В 2009 году в Венеции появилась первая женщина-гондольер, эмансипация добралась уже и до Венеции…
Рабочий день гондольера длится до 15 часов, это тяжелый труд. Обязательный дресс-код — полосатая футболка и соломенная шляпа с синей или красной лентой. Нельзя сказать, что соблюдают правила неукоснительно, хотя предусмотрено даже лишение лицензии за выход на работу в другой одежде.
Некоторые источники утверждают, что гондольеры также сдают экзамены по пению. Приставала с расспросами и с просьбами спеть к гондольеру во время прогулки на гондоле. Он информацию об экзаменах по пению категорически опроверг и петь баркаролу (итал. лодка — barca) отказался.
Гондолы по традиции все черного цвета. Существует несколько версий, откуда пошла такая традиция. По первой, стали они черными в 1562 году, когда в Венеции была эпидемия чумы, и на гондолах нередко перевозили трупы умерших. По другой громоздкие украшения с гондол убрали просто потому, что некоторые излишне увлекались и порой такие лодки с трудом передвигались. Самая романтичная версия — гондолы стали делать все одинаковыми, чтобы не выделяться. Ведь на гондолах под прикрытием ночи плавали влюбленные к своим дамам сердца.
Говорят, что, проплывая под мостами Венеции на гондоле, надо целоваться с любимыми или хотя бы делать это мысленно, если половины рядом нет, чтобы обрести вечное счастье.
У всех читающих эти строки есть возможность проплыть вместе с автором блога под мостом на гондоле. Смотрите видеосюжет и целуйтесь!
Мостов в Венеции 466, но целоваться под одним из них не стоит.
Мост Вздохов соединяет дворец Дожей со зданием тюрьмы, поэтому романтикой в этом месте не пахнет, хотя большинство прогулок по каналам на гондоле начинаются именно здесь.
В любое время суток под мостом Вздохов можно увидеть вереницу плывущих по улице-каналу Rio del Palazzo гондол.
Сегодняшние гондольеры украшают свои гондолы ковриками, бархатными накидками на сиденья, кисточками, цветами, бронзовыми подсвечниками, но меру соблюдают. В целом лодки смотрятся строго.
Правил, которые необходимо соблюдать, у гондольеров немало. Контроль за соблюдение правил возложен на карабинеров, штрафы немалые. Например, полагается зажигать фонарь на носу гондолы в сумерки и ночью. Нельзя выходить на гондоле в открытую лагуну. При повороте в каналах полагается кричать что-то типа «ООООЭЭЭЭЭ», чтобы не столкнуться с возможно поворачивающей другой лодкой.
У каждого города есть свои звуки. Наверно, звуки Венеции — это эхом отдающие от стен домов голоса гондольеров. Жаль, что песен теперь они уже не поют…
Гондола — символ Венеции: давайте прокатимся!
Уже давно гондола стала символом Венеции. Были времена, когда она служила основным транспортным средством в городе. Но сейчас ей принадлежит только декоративно-познавательно-развлекательная функция — это транспорт для туристов.
Как и у любой достопримечательности, у гондолы — груз многовековой истории. Особая среда Венеции, в районы которой можно было добраться только по воде, требовала маневренную, вместительную и быструю лодку. Именно такой, в свое время, и стала гондола.
Да и саму Венецию можно глубже узнать, не только прогуливаясь по тесным улочкам, но и проплывая на гондоле по её узким каналам, как в те далекие времена.
Историческая справка
Корректнее произносить «гондола» с ударением на первом слоге. Однако в русском языке его уже давно делают на втором. Этим мы обязаны русским поэтам 19 в., рифмовавшим это слово с «баркаролой».
Исторические документы впервые упоминают гондолу в XI в., но её появление отмечено гораздо раньше. А вот красивые предания гласят, что гондола — это полумесяц, соскользнувший с неба в воды лагуны, чтобы не бросать бесстыдный свет на влюбленных и их жаркие объятия. Оказавшись в воде, он почернел. Сияющими остались лишь изогнутый конец гондолы и острый нос.
Характеристики
Стоимость гондолы
Самая дешевая гондола стоит 30 тыс. долл., самая дорогая — 90. Срок эксплуатации — не более 15 лет. Он зависит от условий хранения: на открытой воде или на спецстоянках.
Виды гондол
Гондольеры
Чёрные рабы богатых семей Венеции стали первыми гондольерами. Со временем образована ассоциация гондольеров. В конце 15 в. их было 29 тысяч.
Сейчас официально лицензированы 425 гондольеров и еще 150 работают без лицензии. Искусство гондольера является делом семейным и передается от отца сыну! Но в 2009 г. управлять гондолами стали и две женщины: немка А. Хай и венецианка Д. Босколо.
Техника управления гондолой не гребковая, а толчковая. Гондольер раскачивает гондолу и двигает веслом по особой траектории. Иногда в узких местах каналов он может оттолкнуться от стены ногой.
Гондольера легко узнать по полосатым рубашкам (сине-белым или красно-белым) и соломенной шляпе с лентами. Венецианцы шутят, что цветовая гамма — в прямой зависимости от того, каково настроение жены гондольера с утра.
Регата
Историческая регата проходит ежегодно в первое воскресенье сентября с 1489 г. вместе с парадом гондол. Вместо медалей победители получают флаги.
Для любого гондольера является важным выступить в регате и показать свой профессиональный уровень.
Предостережение
Каста венецианских красавцев-гондольеров всегда привлекает внимание женщин, особенно иностранок, причем любых возрастов. Потомственные гондольеры начинают обучать своих детей с 10 лет не только мастерству, но и общению с богатыми туристами-иностранцами, аристократическим манерам и тому, как делать умопомрачительные комплименты женщинам.
Гондольеры—«жиголо» создали свой профсоюз с кодексом поведения, где прописаны правила соблазнения богатых иностранок-туристок. Там есть и существенный запрет: не разбивать пары, а соблазнению «подлежат» лишь одинокие женщины, путешествующие без мужчин. Вспоминается кинофильм «Плащ Казановы», в котором русская туристка принимает ухаживания жиголо за любовь.
Маршруты
Проехаться на гондоле можно практически из любой точки Венеции. В местах наибольшего сосредоточения туристов имеются причалы «Gondola service».
Можете также указать гондольеру место на карте, где хотите оказаться: если вам повезёт, дополнительной оплаты не потребуется.
Добрый отзыв от Елены, 55 лет:
«… нашу группу разделили на шестёрки. С помощью галантного гондольера Антонио мы усаживаемся на мягкие кресла гондолы и отправляемся на прогулку по каналам. В стоимость входила и бутылочка шампанского. Проплывающие гондолы, дома с разными окнами, запах моря, красивый гондольер — всё это пьянящая атмосфера неповторимого города. Действительность превысила мои ожидания от прогулки, а те из нашей группы, кто посчитал её слишком дорогой, после наших восторженных отзывов огорчились из-за упущенной возможности».
Стоимость прогулок
Прокатиться на гондоле — дорогое удовольствие. Но если кататься группой, то цена разделится на всех.
Сайт Ассоциации гондольеров размещает официальные тарифы. Так, дневная цена прогулки для 6 человек обойдется в 80 евро за 40 минут, 25 % — наценка на вечерние 35-ти минутные прогулки (с 7 вечера до 8 часов утра).
За 1,5 часа гондольеры возьмут 120, а за целый день — 150 евро.
Стоимость зависит от сезона и от места, где туристы садятся в гондолу. В праздники и во время карнавала она растёт. На окраине стоимость будет меньше.
За отдельную плату гондольеры могут спеть. В гондолу можно дополнительно заказать аккордеониста. Обычно песнопение стоит 35 евро за 20 минут. Чаще всего на каналах слышны неаполитанские песни, напрямую не связанные с венецианской историй. Но их любят за особую мелодичность и душевность, которая не требует перевода.
Грозный отзыв от Андрея, 35 лет:
«Ещё дома настроился на лёгкое прощание с деньгами, чтобы подарить романтическую прогулку на гондоле своей девушке. Заочный настрой меня не подвёл. Прогулка оказалась недешёвой. Рекомендую всем договариваться о стоимости ДО посадки в лодку. Профсоюз гондольеров запрещает им превышать или занижать цены, но в утренние часы, когда спрос минимальный, можно и поторговаться. Однако при заниженной цене гондольер может вас высадить на 10 минут раньше. В таких случаях звоните в турполицию или «накатайте» на них жалобу на их профсайте».
Стоимость проезда сразу оплачивается гондольеру безо всяких билетов и скидок пенсионерам и детям, поскольку оплата происходит за прогулку. А сколько сядет в лодку пассажиров, гондольера не интересует.
Выгоднее покупать поездку на шестерых напрямую у гондольера.
Свадебная церемония на гондоле будет стоить около 1700 евро.
За фотографирование на гондоле дополнительно ничего доплачивать не надо.
Предостерегающий отзыв от Ирины, 28 лет:
«Прекрасная поездка на гондоле чуть не обернулась для меня неприятностями. Стремясь поймать красивый ракурс при фотографировании, я сильно наклонилась за борт и чуть не врезалась в соседнюю лодку. Будьте осторожны: можно стукнуться и о стену здания!»
Теперь — неромантический дешёвый вариант, о котором нельзя не упомянуть: двухминутная поездка на лодке-пароме Трагетто обойдется в 50 центов. Они курсируют между площадью Сан-Марко и мостом Риальто. Причалы этих паромов находятся в закоулках. Их легко обнаружить по жёлтым указателям «Traghetto».
Сувениры
На память можно купить фигурки гондолы (от 4 евро), брелки (от 2 евро), макеты гондолы из дерева (от 5 евро), шляпы гондольеров (как настоящие — от 10 евро) и другие сувениры.
Есть определенные правила передвижения по каналам Венеции. И порой неразговорчивые с пассажирами гондольеры частенько перекликаются друг с другом. Это делается в целях безопасности: чтобы не произошло столкновения.
У любого города есть свои запоминающиеся звуки. Возможно, звуки Венеции — и есть эти голоса гондольеров, эхом отдающиеся от стен, и их мелодичные песни, звучащие вдоль каналов.
Гондолы и гондольеры в Венеции
Кто-то мечтает ознакомиться с прекрасной архитектурой города на воде, кто-то – связать здесь себя узами брака, а кто-то отправляется в Венецию чтобы окунуться в культуру этого места и узнать как можно больше о его традициях и особенностях.
Помимо выдающейся архитектуры и пейзажей удивительной красоты, разумеется, Венеция знаменита тем, что расположена на островах в чудесной и живописной лагуне, окруженная со всех сторон водой. Венецианские гондолы, рассекающие по волнам лагуны, часто называют самыми красивыми лодками в мире и считают «визитной карточкой» – одной из главных достопримечательностей Венеции. О них сегодня и пойдет речь.
История
На протяжении многих столетий внешний вид популярного речного транспорта Венеции несколько раз видоизменялся. Нынешняя гондола – это результат длительного процесса «лодочной эволюции» и адаптации к потребностям горожан и непостоянному качеству воды. История города и история этого вида суден тесно переплелись.
Первые упоминания о гондоле датируются 1094 годом, когда дож Венеции Витале Фальера (Vitale Falier) пожаловал некоторым жителям города хартию на право строить гондолы. Несмотря на то что источники, в которых задокументировано появление венецианских суден, весьма старые, они все же в полной мере описывают, как выглядели необычные лодки в далекие времена.
К слову, они разительно отличались от современных гондол, так как были раскрашены в разные цвета. Однако после 1562 года цвет корпуса стал черным, каким и остается по сей день.
В конце 1400-х гондолы очень напоминали другие виды водного транспорта, использовавшиеся на тот момент в Венецианской лагуне. Лишь в начале 1500-х годов внешний вид этого вида лодок начал меняться из-за того, что они обычно использовались для перевозки местных бедняков. К концу 1600-х гондолы приняли почти такую же форму, как мы видим сейчас.
В 1800-х в их корпус добавились некоторые технические новинки, асимметричный дизайн, к примеру, позволяет гондольерам с легкостью управлять судном, ловко маневрируя между другими лодками.
Еще несколько десятков лет назад гондолы были оснащены деревянными кабинами, которые назывались «felze» и прикреплялись к центру корпуса. Такое сооружение воздвигалось на лодки в плохую погоду чтобы укрыть пассажиров от дождя, однако вскоре было признано ненужным: кабина мешала гондольерам видеть дорогу.
Кстати говоря, сегодня гондолами пользуются исключительно туристы. Согласно некоторым подсчетам, на сегодняшний день волны великолепной Венецианской лагуны рассекают около полусотни гондол, что вдвое меньше, чем в 1580.
Символы и детали
Каждая деталь гондолы что-то символизирует. Особое значение декораторы Средневековья придали кованым и металлическим частям, соединив элегантность и практичность.
Так, например, железный нос судна, «ferro da prora’», обычно выполненный в s-образной форме, что напоминает изгибы Гранд Канала (Canal Grande), был создан для того, чтобы гондольер смог использовать свой вес при балансировке лодки. Также на гондолах установлен противовес-штандарт с шестью зубьями, которые символизируют шесть районов Венеции.
Гондольеры
Туристы, приехавшие в Венецию, могут ошибочно предполагать, что все гондолы очень и очень похожи или и вовсе одинаковы. Однако это не так. На самом деле эти удивительные «черные лебеди» делаются по некоторым параметрам, официально утвержденным властями города, а все остальное производится исключительно под конкретного гребца.
Гондольеры всегда работают на собственных лодках, стоимость которых, к слову говоря, достаточно высока: от 25 до 75 тысяч евро. Уникальная профессия гребца гондол передается от поколения к поколению.
Но кровных уз не хватит, чтобы подвозить туристов на красивой лодке. Чтобы получить специальную лицензию необходимо пройти 9-месячное обучение на курсах гондольеров, а по их окончании сдать серьезный и сложный экзамен.
Более того, претенденты на управление гондолами также обязаны подтвердить свое знание английского языка. И лишь тогда представители мэрии согласятся рассмотреть заявку на получение лицензии. Стоит отметить и тот факт, что гондола – это дело мужское. Однако истории известны случаи, когда на корму венецианских «лебедей» становились представительницы прекрасного пола.
Интересные факты о гондолах
Сколько стоит покататься на гондоле?
Обычно гребцы запрашивают 80 евро за 40-минутную прогулку, однако эта стоимость аренды всей лодки.
Так, например, если вы путешествуете с четырьмя друзьями, то проезд обойдется в 20 евро каждому. Однако помните, что количество мест в гондолах всегда ограничено. Более того, в вечернее время стоимость поездки увеличивается (в пределах 20 евро).