в какой стране находится самый большой планетарий в мире
Десять самых-самых планетариев мира
1. Самый старый планетарий в мире — планетарий Немецкого музея (Мюнхен, Германия).
Планетарий рассчитан на 180 мест. Диаметр купола — 15 метров.
Самый первый планетарий в мире был открыт в Мюнхене 7 мая 1925 года на территории Немецкого музея (Deutsches Museum). Идея создания его принадлежала первому директору и основателю музея Оскару фон Мюллеру. Первый планетарий позволял демонстрировать вид всего звездного неба за исключением небольшой области вблизи южного полюса мира, занятой узлом крепления проектора. Вращаясь вокруг полярной оси, проектор также демонстрировал суточное движение неба.
За историю существования планетарий посетило более 8,3 миллионов гостей.
В настоящее время до лета 2014 года закрыт на реконструкцию.
2. Самый старый планетарий в России — Московский планетарий.
Планетарий рассчитан на 356 мест (Большой Звездный зал).
Московский планетарий был открыт 5 ноября 1929 года. Стал 13 планетарием в мире и третьим планетарием за пределами Германии.
Сыграл важнейшую роль в развитии космонавтики: с 1960 по 1975 год в Большом Звездном зале проводились занятия по астронавигации с будущими космонавтами.
С 1994 по июнь 2011 года был закрыт на капитальный ремонт.
В планетарии установлен самый совершенный оптико-волоконный аппарат производства Карл Цейсс Йена последнего поколения «Универсариум М 9». Работает полно-купольная цифровая проекционная система, разработанная компанией Global Immersion — Global Immersion Uniview.
3. Первый планетарий за пределами Европы — планетарий Адлера (Adler Planetarium) (Чикаго, США).
Планетарий рассчитан на 199 мест (Grainger Sky Theater). Диаметр купола — 21 метр.
Самый старый планетарий, расположенный за пределами Европы, был построен в 1930 году бизнесменом и филантропом Максом Адлером, выполнен в виде трех полноразмерных сферических театров.
С 2011 года оснащен системой проекции Global Immersion Uniview. Работает в режиме ультравысокой четкости 8KX8K, которая позволяет создавать изображение с наивысшим разрешением (64 миллиона реальных пикселей).
В фондах Планетария Адлера находится одна из лучших в мире коллекций астрономических артефактов, в том числе самые старые в мире солнечные часы (1529) и телескоп, сделанный выдающимся английским астрономом Уильямом Гершелем.
4. Самый большой планетарий в мире — планетарий Nagoya City Science Museum (Нагоя, Япония).
Планетарий рассчитан на 350 мест. Диаметр купола — 35 метров.
Планетарий Nagoya City Science Museum был открыт в ноябре 1962 года. За почти 50 лет работы вплоть до закрытия на реконструкцию в 2010 году его посетило более 15 миллионов человек. Обновленный планетарий открылся в марте 2011 года.
В декабре 2011 года этот планетарий был признан самым большим в мире и занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Оснащен инновационным проектором Starball Zeiss Universarium Model IX.
5. Самый научно-точный и зрелищный, а также самый посещаемый планетарий в мире — планетарий Хайдена (Hayden Planetarium) (Нью-Йорк, США).
Планетарий рассчитан на 429 мест, высота купола ‑ 11,5 метров.
Планетарий Хайдена был открыт в 1935 году и является составной частью Центра изучения Земли и Космоса (Rose Center for Earth and Space) Американского музея естественной истории.
Благодаря использованию мощнейших компьютерных систем и программному обеспечению TeraGrid, он признан самым научно-точным и зрелищным планетарием в мире. При создании виртуальной цифровой Вселенной использовались реальные астрономические данные и компьютерные модели галактики, предоставленные NASA и Европейским космическим агентством. По словам специалистов, суперкомпьютер, который используется в планетарии, является самым мощным из находящихся в частных руках в мире.
С 2009 года планетарий демонстрирует захватывающее 25-минутное космическое шоу «Путешествие к Звездам», озвученное актрисой Вупи Голдберг, которое признано самым зрелищным космическим шоу в мире.
6. Самый интерактивный в мире — планетарий Карла Цейса (Carl-Zeiss-Planetarium) (Штутгарт, Германия).
Планетарий рассчитан на 227 мест, диаметр купола ‑ 20 метров.
Планетарий Карла Цейса в Штутгарте был открыт с 1938 года, во время войны был разрушен и восстановлен только в 1977 году. Планетарий считается самым интерактивным в мире. В нем установлен проектор Zeiss Universarium IX. Он позволяет отображать ночное небо так, как его видят космонавты за пределами атмосферы Земли. По окончании демонстрации аппарат планетария опускается в специальную шахту. Когда зрители входят в зал, аппарата они не видят, он неожиданно появляется во время сеанса, проецируя звезды. Также используется электронная, проекционная и лазерная техника, телевидение, стереофоническая акустика. Мягкие кресла поворачиваются и изменяют наклон спинки. Преимущественного показа нет: для любого сектора изображения дублируются многочисленными проекторами.
Самый большой планетарий в мире
Планетарий…. Любителям звездного неба не нужно объяснять, насколько это интересное место. Соприкоснувшись с космосом единожды, никто не сможет остаться равнодушным. Волшебные и захватывающие лекции о космосе, астрономии, строении звёздного неба всегда привлекают множество посетителей. А самый большой планетарий в мире ещё и способен поразить своими масштабами.
На звание самого большого планетария в мире хотели бы претендовать многие обсерватории. Мы расскажем о тех, в которых самые большие купола, создающие невероятную картину ночного неба.
Санкт-Петербургский планетарий
В ноябре 2017 года открылся самый большой планетарий в мире на сегодняшний момент, с общей площадью более 4 тыс. м2. В Санкт-Петербурге для этой цели использовали историческое здание 1884 года, находящееся на Обводном канале.
Самый большой планетарий в мире
В каком только качестве не эксплуатировался этот Газгольдер за время существования. Сначала он помогал освещать Дворцовую площадь, затем это были склады и хранилище газового завода. После перестройки долгие годы помещение пустовало. Газгольдер накрыли 37 метровым куполом и его посетят не менее миллиона человек за год. Ранее японский планетарий в музее Науки города Нагоя с диаметром купола 35 м был самым масштабным.
Таким образом “убили двух зайцев” – подарили новую жизнь историческому зданию и уменьшили количество промышленных построек, входящих в так называемую «серую зону».
В городе уже есть один планетарий, только намного меньше, с диаметром купола 25 метров. Он был построен в 1959 году и находится в Александровском парке. Неудивительно, что в Санкт-Петербурге так много мест для чтения интереснейших лекций о космосе: Пулковская обсерватория, Федерация космонавтики, Политех и Университет – талантливых и профессиональных лекторов здесь предостаточно.
Планетарий в Александровском парке
Санкт-петербургский планетарий поражает своими масштабами. Все посетители в Звездном зале могут свободно передвигаться, не мешая остальным зрителям. Проекционная система с разрешением 16К транслирует видео на сферический купол.
А еще 40 проекторов компании NVIDIA, звук мощностью 50 кВт и изображение, практически доходящее до пола – все это создает уникальные медийные картинки, позволяющие досконально погрузиться в атмосферу космоса. Каждый сеанс длится полтора часа.
Самый большой планетарий внутри
Вокруг проекционной системы расположено множество кресел-мешков. Организаторы специально отказались от обычных стульев в одном из залов для максимального удобства зрителей. Теперь наслаждаться обзором можно в какой угодно позе: лежа, полулежа, а также сидя.
После лекции отводится 15 минут на интерактив. Посетители сами могут управлять куполом, перемещать его в пространстве, вращать и увеличивать изображение. Всё это легко сделать с помощью мульти-тач столов, которых в первом зале 4.
Самый большой планетарий внутри
Маленьких посетителей обязательно заинтересуют модели космических аппаратов. В дальнейшем планируют устроить в планетарии научно-развлекательный центр с выставочными залами и аттракционами. Все новинки виртуальной реальности и нейротехнологий будут представлены в «Лаборатории». Сюда же будут входить клуб авиа и ракетомоделирования, а также робототехническая мастерская.
Собираются открыть цех прототипирования и площадки виртуальной реальности. Также обязательно построят смотровую площадку под куполом, обсерваторию и выставочную галерею. В других зданиях планетария будут находиться научные лаборатории и музей. Также в планах бесплатное чтение лекций. Дата ожидаемого открытия всего комплекса — 1 сентября 2018 года.
Стенд виртуальной реальности
Санкт-Петербург, чье небо так часто покрыто облаками, скоро можно будет назвать городом 3 планетариев. В планах открытие еще одного, с 15-метровым куполом, в рядом прилегающем помещении. Это будет шар, парящий на высоте 5 этажа. Зал на 100 человек познакомит посетителей с новостями космонавтики.
Музей науки в Нагоя
Японский планетарий, который может принять одновременно до 350 человек. С 2011 года он занесён в книгу рекордов Гиннеса как самый большой планетарий в мире, но в городе на Неве уже подали аналогичную заявку.
Музей науки в Нагоя
Планетарий открылся в 1962 году, а в 2011 году произошла реконструкция. Карта звёздного неба каждый месяц другая, в зависимости от времени года и расположения созвездий. Кресла в зрительном зале разворачиваются полукругом и имеют откидывающиеся спинки (до 30 градусов). Сеанс длится чуть меньше часа.
Интересно, что для японских школьников посещение совершенно бесплатно.
Архитектура планетария поражает всех, кто видит его впервые — огромная металлическая сфера как бы зажата между зданиями, выглядящими как большой вертикальный газон. Весь шар покрыт солнечными панелями, которых более 700. Этот технический экспонат сам вырабатывает энергию с помощью солнечных батарей для всего научного комплекса.
Планетарий в Нагоя
Поднимаясь на верхние этажи по прозрачному лифту, посетители могут наблюдать работу планетария в деталях. Сам музей науки состоит из трех экспозиций. Кроме астрономической, в неё входят биологическая и научно-техническая, но космическая секция самая популярная и посещаемая.
Внутри не менее интересно. Современный проектор Universarium создан специально для помещений с наклонным полом. Волоконная оптика позволяет увеличить яркость изображаемой звезды не за счет увеличения мощности, а наиболее продуктивно используя световой поток. Дополнительный второй проектор передает картинку разрешением до 64 мегапикселей.
В планетарии есть специальная комната с температурой минус 30 градусов. Находясь в ней, зрители могут наблюдать за северным сиянием в максимально приближенных условиях. А в другом зале идет зарождение и трансляция огромного торнадо. Также можно увидеть игру роботов- футболистов.
Московский планетарий
В 2029 году старейшему планетарию в стране исполнится ровно 100 лет. Долгое время это был единственный планетарий в СССР, а в момент открытия их в мире насчитывалось всего 13.
Изначально здание поражало своими масштабами. Купол огромный (диаметром 27 метров), зал на 1400 человек, причём лестницы сконструированы так, что потоки входящих и выходящих людей не пересекаются. Он и сегодня остается крупнейшим планетарием Европы. Даже Маяковский сочинил стихотворение к знаменательному событию – открытию планетария в Москве.
Это всегда был ведущий научный центр СССР. Начиная с 1960-х годов, в Большом зале на протяжении 15 лет проходили астронавигационные занятия с кандидатами в космонавты.
С 1994 по 2011 год здание закрывалось на капитальную реконструкцию. Сейчас Московский планетарий оборудован новейшей техникой. Например, оптоволоконный аппарат известной фирмы Карла Цейса с огромной реалистичностью показывает более 9000 звезд, видимых жителям нашей планеты.
Московский планетарий внутри
Московский планетарий может предложить посетителям множество экспозиций, в каждую из которых билеты стоит покупать отдельно:
Московский планетарий, Большой Звездный зал
Планетарий идет в ногу со временем. В прошлом году в теплое время года были организованы концерты на крыше под звездами. Площадка «Парк Неба» на время превращается в импровизированный зал, вмещающий до 200 человек. А после концерта зрители наслаждаются в телескоп видом звезд.
Также в Московском планетарии существует модель марсианской станции, воспроизводящей настоящую, которая после 2060 года станет доступной к посещению человечества. Желающих увидеть космопорт, 11 отсеков на площади практически в 1000м2 и выполнить функции инженеров и ученых, очень много. Гарантировано практически полное погружение в жизнь миссии.
Станция “Марс” в Московском планетарии
В планетарии также можно приобрести космический сувенир, пообщаться с роботами-андроидами. А если человек возьмет в руки настоящий метеорит и загадает желание, то оно обязательно сбудется.
Как устроен самый большой планетарий в мире The Village побывал в «Планетарии № 1» на Обводном канале в Петербурге — в историческом здании бывшего газгольдера
В пятницу, 3 ноября, в историческом здании бывшего газгольдера на Обводном канале официально открылся новый петербургский планетарий. «Планетарий № 1» (так он официально называется) — на самом деле второй в Петербурге (первый планетарий работает на Петроградской стороне с 1959 года). Еще один планетарий должен появиться через год на территории «Лахта-Центра». Однако проект на Обводном в любом случае останется самым амбициозным: диаметр купола Звездного зала составляет 37 метров, что делает «Планетарий № 1» самым крупным в мире (до сих пор самый большой планетарий располагался в Музее науки в японском Нагоя). Помимо масштабов, проект интересен тем, что это полностью частная инициатива. Планетарием занимается команда расположенного по соседству креативного пространства «Люмьер-Холл», в основном известного мультимедийными шоу «Ожившие полотна».
Строительство планетария с учетом разработки идеи и подготовительных работ заняло около двух лет. Организаторы почти не прибегали к готовым решениям: и проектирование купола, и подбор оборудования, и создание контента для показов команда курировала самостоятельно. Впрочем, в полной мере оценить результат пока не получится — в ближайшее время планетарий будет работать в техническом режиме: оборудование настроено не до конца, и потому программа идет в укороченном варианте.
Само официальное открытие, к слову, тоже прошло не совсем гладко: часть приглашенных долго держали в очереди на улице, а оказавшись внутри первые посетители, в числе которых был и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, обнаружили большую дыру в своде купола, что вызывало шквал шуток в соцсетях (позднее организаторы объяснили, что купол был оставлен незаконченным специально, чтобы гости могли увидеть его конструкцию). Проблемы возникли и на следующий день, когда начало работы планетария перенесли на несколько часов (из-за чего перед зданием собралась гигантская очередь), а после планетарий и вовсе в экстренном порядке закрыли из-за технических неполадок. В нормальном режиме заведение начинает работать только сейчас, но всем посетителям по-прежнему выдают по два дополнительных билета, которыми можно воспользоваться до конца года.
The Village побывал в планетарии и рассказывает, как он устроен.
Звездный зал
Основное пространство планетария — звездный зал — занимает практически всю площадь здания газгольдера. Купол действительно поражает своими размерами, вдоль его стен можно свободно ходить, не боясь помешать другим зрителям. В центре установлена проекционная система, позволяющая транслировать видео с разрешением до 16 тысяч пикселей, что, по словам организаторов, тоже является мировым рекордом. Вокруг этой системы разложены кресла-мешки: их организаторы выбрали сознательно — как более удобные по сравнению с традиционными креслами. Впрочем, со временем их заменят на другие — специально сделанные для планетария, со спинкой и бортами.
Что касается контента, то он будет поделен на несколько блоков, включающих исторический обзор представлений о космосе, возникновении Вселенной, а также видео посвященные космонавтам и космической технике. Отдельное направление работы — детские программы, которые будут показывать в утренние часы: в них образовательные видео будут сочетать с мультфильмами о космосе.
«Планетарий № 1»
Адрес: наб. Обводного канала, 74Ц
Время работы: 11:00–23:00
Телефон: +7 (812) 407–17–31
Стоимость: 300–550 рублей
Выставочные пространства
Другое выставочное пространство расположено на галерее на втором уровне здания. Оно предназначено для художественных проектов, которые будут время от времени менять. Сейчас здесь можно увидеть серию живописи «Путь в невесомость», созданную художницей Анастасией Просочкиной и инженером-математиком Алексеем Мазуром.
Образовательный центр, обсерватория и уличный лекторий
Параллельно с запуском проекта команда продолжает работу над образовательным центром. Его разместят в соседнем четырехэтажном здании. Основная площадь будет отдана под музей с залами, посвященными 3D- моделированию, видеомаппингу и робототехнике. Здесь же заработают образовательные классы с детскими кружками. К маю на крыше здания планируют открыть собственную мини-обсерваторию, тогда же во дворе должен заработать уличный лекторий, где будут проводить научно-популярные лекции по астрономии, физике и архитектуре.
После того как мы определились с концепцией, начали летать: путешествовали по Европе, одного человека отправили в Штаты, другого в Японию — посмотреть на планетарий в Нагоя. Запросили технические характеристики. В общем-то, у нас получилось не хуже, а во многом лучше того, что мы видели. Мы серьезно поработали над контентом, особенно после того, как везде поездили и все посмотрели: больше понимали, что хорошо смотрится на куполе, что плохо. Научный аспект здесь, безусловно, важен, по сути, это и есть то, ради чего создается планетарий, но при этом для нас главная задача сейчас — заинтриговать, ведь, например, ребенок не станет слушать, если вы просто будете пичкать его информацией. Когда дети приходят в картинную галерею, через несколько минут им становится скучно и они хотят уйти. Тут тот же самый процесс: главное — воодушевить.
Просто смотреть на звезды людям не очень интересно — они через пять минут вам скажут: давайте что-нибудь другое. Если вы сходите в любой другой планетарий, то найдете хорошие программы, но их будет очень мало. Большинство из них скучные, люди просто засыпают. Мы побывали на фестивале в Берлине — это такой «Оскар» среди планетариев, мы с коллегой были очень довольны, думали, что сейчас будем смотреть суперзрелищные фильмы со всего мира. В итоге на первом же я уснул три раза. Поэтому мы постарались сделать особый акцент именно на контенте: у нас сцены длятся не более 20 секунд, над их созданием работает команда из 14 человек плюс мы привлекаем еще несколько студий со всей России.
Самый большой планетарий в мире (он наш)
Крупнейший в мире планетарий откроет свои двери уже 4 ноября.
Планетарий расположился в здании бывшего газгольдера.
Диаметр купола 37м. Для сравнения купол планетария около станции метро «Горьковская» — 16 м в диаметре.
Ранее гендиректор компании «Арт-технологии», инвестора проекта, Евгений Гудов рассказывал, что компания собирается подать заявку в Книгу рекордов Гинесса.
Новый Планетарий будет располагать самым большим в мире куполом, диаметр которого составляет 37 м, а общая площадь комплекса в размере 4000 м² будет состоять из звездного зала, музея с космическими экспонатами, интерактивных залов с виртуальной реальностью, образовательных классов и обсерватории!
✨ 40 проекторов высокого разрешения
✨ 50 кВт объемного звука
Дубликаты не найдены
ВПитере
3.4K поста 10.1K подписчиков
@Arthockey1984, подскажи пожалуйста сайт Планетария.
Всё зачистили, а в яндексе найти не могу.
бывал там, то что на стенах выглядит так себе, картинка довольно мыльная, хотя если это всё дело будет на куполе самом куда вблизь не подойти то смотреться наверное будет гораздо лучше
Увидев новость сначала подумал, что типа круто, все дела, потом увидел лого нвидии на их сайте и сразу грустно стало.
Старый питерский планетарий на горьковской не особо пользовался популярностью, так они новый ебанули! Был в старом, сидел в зале я и ещё двое калек.
Ну может мне так «повезло». Почитайте отзывы на трипадвизоре и сравните, например с Гранд-Макетом. 71 отзыв из которых треть негативных, о том что билеты дорогие а внутри треш. Это о чем говорит? А о том, что не ходит народ, вот и не окупается, хотя билеты дорогие, 400р, программу сделать норм не могут, ремонт, сортиры починить. В тот же гранд-макет я и сам с удовольствием сходил и гостей своих в Петербурге регулярно вожу. 2500 отзывов.
всё зависит от того, кто зачем ходит. кто за знаниями, а кто по сортирам.
и мне не зачем читать отзывы, я периодически посещаю данное заведение
Старый питерский планетарий на горьковской не особо пользовался популярностью
Интересно он будет такой же крутой как в Москве?
Я в Москве не был, планировал в следующем году, но в начале новый в Питере посетить надо
. нормальные цены 550-750 рублей
В кинотеатрах порой дороже. + куча всяких скидок.
Планетарий же, это и есть машина для проекции звёздного неба так-то.
а какие еще бывают?
@moderator, а не реклама ли это?
С указанием цены, сайта и адреса? Для новостей достаточно адреса.
С указанием цены, сайта и адреса?
Продажа товара
Если пост содержит ссылку на страницу магазина, в котором предлагается купить товар, или предлагаются контакты для связи, в том числе почтовые ящики или номера телефонов, по которым можно связаться и приобрести товар, то модератор вправе отредактировать пост, убрав ссылку на страницу магазина. Или удалить, если контактные данные невозможно удалить.
При этом контактными данными не считается вотермарк с названием компании, изображенный на авторских фотографиях.
Реклама чего? Знаний? Культуры?
Реклама услуги, выгоду от которой получает человек не как популяризатор культуры, а как бизнесмен и владелец именно этого планетария. Он же не делает это безвозмездно. И я не говорю, что должен. Просто в этом посте не должно было быть цены и ссылки на сайт.
То же самое, что и кинотеатр.
А вы не хотите аргументировать? Тем более судя по тому, что рекламную информацию удалили, администрация солидарна со мной. Так что по большому счету, все что вы скажете, может засчитываться лишь как ваше имхо.
а что тут аргументировать, если вам не понятны различия между кинотеатром и планетарием?
ЗЫ: правила есть правила, меня же больше заинтересовала сама точка зрения о продаже неких услуг или товара.
Не рефлексуйте вы так то!
Всё проще: не люблю плевать против ветра
Все, что платно, к сожалению, нельзя.
О ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХ
Наверное, всякий знает: если попросить быстро назвать домашнюю птицу, фрукт и поэта – большинство не задумываясь ответят: «Курица, яблоко, Пушкин». А вот триаду «Петербург, кирпич, Слепушкин» знают немногие. Почему так, и о чём вообще речь?
Строить, строить, строить!
Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней.
Как строить, из чего строить?
Из дерева срубили первый в городе Троицкий собор, первый Гостиный двор, первую пристань и первый трактир «Аустерия четырёх фрегатов». Даже в Петропавловской крепости каменные стены с бастионами начали возводить только на третий год.
Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове.
Тогда же Пётр Первый объявил кирпич главным строительным материалом будущей столицы и повелел в указе: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне».
Кирпич кирпичу рознь
Глину здесь добывали за столетия до Петра. Технология была немудрёной: в тёплое время года вручную формовали блоки, сушили на солнце, а потом обжигали в небольших печах. Тогдашний завод – это «изба для рабочих с каморкой, пять печей кирпичных, над печами шатры, покрытые тёсом, амбар, восемь кирпичных сараев».
Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год.
Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными.
На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья.
Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак.
В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться.
Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию.
Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год…
…а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам.
Успех, свобода и триумф
Слух о крестьянском поэте, который кирпичи миллионами печёт, – или кирпичном заводчике, который недурные стихи сочиняет, – дошли до Николая Первого. Молодой любопытный император вызвал Слепушкина к себе и под впечатлением от разговора пожаловал гостю кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Фёдоровна подарила золотые часы. Пушкин завидовал и возмущался: «Стыдное дело: Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и медаль, а Пушкину полному – шиш». Золотой медалью Слепушкина наградила Российская Академия наук.
При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию.
Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте.
Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы.
К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное.
О петербургском бетоне надо рассказывать отдельно. В городе больше 48,000 жилых зданий, и около половины из них бетонные. Из бетона выстроен самый высокий небоскрёб Европы, «Лахта-центр» – 372 м (462 м со шпилем). Как строительный материал бетон хорош, но лишён того тепла, которым обладает кирпич. Ведь из новосаратовской глины не меньше пятисот лет создавали игрушки, кухонную утварь – и те самые кирпичи, из которых сложены стены подавляющего большинства всемирно известных петербургских зданий.
Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке.
Есть хорошие люди и есть надежда на возрождение.
Александрия — парк в Петергофе
Дата фото- и видеосъемки: 23.11.2020 г.
Годы постройки: 1831-1834
Архитекторы: К.Ф. Шинкель (1781-1841), А. Менелас (1753-1831), И.И. Шарлемань (1782-1861)
Удивительное сооружение в средневековом готическом стиле — домовая церковь, построенная по указу императора Николая I для его семьи, и освященная во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского в 1834 году, располагается в парке «Александрия», Петергоф.
Эта церковь являлась домашней для четырех поколений российских императоров — Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.
Само здание не было разрушено во время Великой Отечественной войны, но внутреннее убранство восстановлению не подлежало.
Готическую капеллу вновь освятили в 2006 году, после завершения реставрации.
В настоящее время здесь находится одноименный музей.
Пейзаж парка «Александрия» в Петергофе. Вид с холма на лесопарк и Финский залив (вдали посередине)
На холме слева — Фермерский дворец. Чугунная беседка по центру — Колодец (Готический колодец, исторический памятник), правее вдали — Готическая капелла.
Излюбленная летняя резиденция Николая I, а ныне — Музей «Дворец «Коттедж» — памятник эпохи романтизма, возведенный в стиле неоготики в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А.А. Минеласа. Здание построено в стиле английских загородных домов, популярных в то время в Европе.
Во время Великой Отечественной войны сооружение не пострадало.
Представленная в музее экспозиция рассказывает о частной жизни императорской семьи.
Вид с берега Финского залива
Питерский позитив
Эрмитаж получил жалобу о плохом влиянии обнаженных скульптур на детей
С.-ПЕТЕРБУРГ, 7 апр – РИА Новости. Государственный Эрмитаж получил официальную жалобу о негативном влиянии обнаженных скульптур на несовершеннолетних посетителей, сообщил генеральный директор музея Михаил Пиотровский.
Директор Эрмитажа не уточнил, из какого именно ведомства поступила жалоба.
Летом 2016 года в Петербурге разгорелся скандал вокруг копии статуи Давида, которую выставили на улице организаторы выставки «Микеланджело. Сотворение мира». После жалобы на наготу статуи, которая поступила в адрес детского омбудсмена от одной из местных жительниц, среди горожан прошел опрос о том, стоит ли подобрать ей одежду. В результате статуя осталась в первозданном виде.
Культурная столица
Планетарий 1 и Люмьер-холл призывают главу Комитета по Культуре Санкт-Петербурга Сухенко К.Э. СЛОЖИТЬ С СЕБЯ ПОЛНОМОЧИЯ!
В пятницу на вечер джаза, организованный на последнем сеансе мультимедийного зала музея Люмьер-холл (число мест в зале гораздо менее 50% от заполняемости), пришли две сотрудницы Комитета по культуре с сотрудниками Роспотребнадзора, Комитетом по контролю за имуществом и полицией (при том, что мы даже проконсультировались по телефону с Комитетом по культуре об этом мероприятии). На требование закрыть мероприятие и выпроводить гостей (и без того в почти пустом гигантском зале Газгольдера), они получили отказ в связи с отсутствием обоснованных нарушений по данному сеансу и юридического основания для прекращения работы площадки. Две сотрудницы Комитета по культуре с фамилиями Люсенко и Филиппова вместе с сотрудниками Роспотребнадзора и Комитета по контролю за имуществом, отказавшаяся показать удостоверения, шумно ходили по залу во время сеанса с включенными фонариками разговаривали и требовали выгнать всех гостей. Сотрудник полиции, присутствовавший при этом, отказался выполнить их требования, понимая отсутствие оснований для этого. От сотрудников Комитетов звучали угрозы о том, что они теперь точно не согласуют ни одно мероприятие Планетарию и все закроют, что не имеет никаких оснований, как минимум потому, что это другое юридическое лицо. При этом проверяющие сотрудники общим составом около 10-15 человек нарушали все требования дистанции в помещении.
Далее сотрудники дождались конца выступления джазовой группы под мультимедийный контент на экранах и опечатали площадку. Ни один из гостей не согласился быть понятым при подписании протокола, поэтому им пришлось искать случайных прохожих в 23:30 на Обводном канале. Протокол нам никто не оставил. В связи с чем интересно понимать, какие именно нарушения были допущены и почему была выбрана мера пресечения в виде опечатывания помещения.
Особое внимание стоит уделить инновационной системе «смс-оповещения в вотсапе» от сотрудников Роспотребнадзора, призывающей явиться точно до назначенного времени и моментальным ультимативным введением крайних мер в виде показательного опечатывания лентой на тканевые шторы. Сначала с настроем показательно закрыть все они пришли в планетарий, но мероприятие оказалось не там. Работа сотрудников комитета по культуре и Роспотребнадзора была похожа скорее на цирк с явным издевательством и насмешками над музеями и их сотрудниками.
2. БЕСПОЛЕЗНОСТЬ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ. Мы крайне недовольны работой, а точнее отсутствием работы комитета по культуре в период пандемии, а также отсутствием деятельности комитета при регулировании работы музеев, в частности, когда были открыты государственные музеи, а частным было запрещено работать, что является грубым нарушением федерального законодательства. Также не проводится нормальная работа по информированию, консультированию музеев, сотрудники комитета сами путаются, какие мероприятия нужно согласовывать с ними, а какие нет и не принимают участия в разработке адекватных ограничений!
3. НЕКРАСИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРЯЮЩИХ. Мы все-так музей. Коллектив Планетария 1 готовит два запроса о превышении должностных полномочий и просит уволить или снизить ставку заработной платы хамски ведущим себя сотрудникам Роспотребнадзора, Комитета по контролю за имуществом до 12 тысяч рублей, а через 6 месяцев попросить их полностью вернуть эти деньги обратно в бюджет еще и с начисленными НДФЛ и соцналогами, для понимания текущей ситуации в частных музеях и эксперимента на выживание на подобную сумму.
4. ОТСУТСТВИЕ ЛОГИКИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ. Ранее Планетарий 1 предупреждал вицегубернаторов Петербурга об опасности проведения таких массовых мероприятий, как Фестиваль света в замкнутом пространстве ПК, Морской Парад, а также неэффективно расходуемых средствах на Концерт на Дворцовой без зрителей и ряд мероприятий Комитета по молодёжной политике, но данные мероприятия и госконтракты не были отменены, в связи чем в городе происходит беспрецедентный рост заболеваемости, а ссылка на отсутствие средств для музеев выглядит абсурдной. Далеко ходить не надо: вчерашний концерт Басты, у нас ко всем подходят по поводу масок и дистанции, а там можете посмотреть, как работает Роспотреб. Копит на дачу или машину, видимо)
МОЯ ЛИЧНАЯ ПРОСЬБА К ГУБЕРНАТОРУ.
«По моему мнению, коллективы Планетария и Люмьер-холла с самого начала принимают одни из самых строгих шагов по противодействию распространения короновирусной инфекции: мы всегда следим, чтобы персонал и посетители были в масках и перчатках, постоянно делаем замечания пропустившим маски, происходит постоянная обработка поверхностей, а огромная площадь зала позволяет немногочисленным посетителям находиться в удалении друг от друга от 2 до 5 метров.
При этом, когда в начале первой волны эпидемии в городе отсутствовали СИЗ, мы бесплатно отдавали часть производимых нами масок МЧС, МВД и врачам, которые не были ими обеспечены городом. Такое отношение к нашим сотрудникам части администрации города показывает несоответствие занимаемых ими должностям и низком культурно-нравственном уровне.
Я считаю, что главу Комитета по культуре стоит сменить в связи с полным провалом его работы на занимаемой должности в последний год. Если требуется, мы готовы коллективом Планетария 1 и нашими коллегами из частных музеев и театров полностью заменить весь состав Комитета по культуре, в связи с их неэффективной работой. В прошлом году мы стали 5-м по посещаемости музеем города и самым посещаемым научно-техническим музеем Санкт-Петербурга благодаря работе нашей команды без какого-либо государственного финансирования.
Прошу Губернатора Беглова А.Д. и вице-губернатора Елина Е.И. обратить внимание и привлечь сотрудников комитетов к ответственности за некрасивое поведение при посетителях музея и разобраться в ситуации с выделением обещанной государственной поддержки частным музеям!».